Главная страница
Навигация по странице:

  • КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине: « Государство и религия » на тему: «

  • 1. Феномен нетрадиционной религиозности……………………………….3-4 2. Особенности и классификация новых религиозных движений и культов………………………………………………………………………….4-6

  • Феномен нетрадиционной религиозности.

  • Особенности и классификация новых религиозных движений и культов

  • горина госуд и религия. Современные новообразованные религиозные учения


    Скачать 195.54 Kb.
    НазваниеСовременные новообразованные религиозные учения
    Дата10.03.2023
    Размер195.54 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлагорина госуд и религия.docx
    ТипКонтрольная работа
    #979069
    страница1 из 3
      1   2   3

    МИНОБРНАУКИ РОССИИ

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

     

     

     

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

     

    по дисциплине: «Государство и религия»

     

     

    на тему:
     

    «Современные новообразованные религиозные учения»

     

     

    Выполнил: студент гр.ИБ760381 Горина А.П.

     

    Проверил: преподаватель Галустян М.Ж.

     

     


     

    Тула- 2022
    Содержание

    Введение…………………………………………………………………………3-4

    1. Феномен нетрадиционной религиозности……………………………….3-4

    2. Особенности и классификация новых религиозных движений и культов………………………………………………………………………….4-6

    2.1. Международное общество сознания Кришны……………………….......6-7

    2.2. Трансцендентальная медитация - неоиндуистский психотерапевтический (медитационный) культ………………………………………………………...7-9

    2.3.Церковь Сайентологии (Международная Сайентологическая Церковь)………………………………………………………………………..9-10

    2.4. Баптизм…………………………………………………………………...10-12

    2.5. Свидетели Иеговы……………………………………………………….12-13


    2.6. Адвентисты………………………………………………………………14-16

    3. Новая магия, спиритизм……………………………………………………16

    4. Сатанинские группы…………………………………………………….16-18

    5. Методология новых религиозных движений………………………...18-19

    6. Терминология новых религиозных движений……………………….19-20

    6.1 Классификация и критерии новых религиозных движений…………..20-21

    6.2 Классификация И.Я. Кантерова ………………………………………..21-22

    6.3 Неориентированные ассоциации ……………………………………….22-23

    6.4 Синкретические и универсалистские движения …………....................23-25

    Список литературы………………………………………………………………25

    Введение 

    Нетрадиционные религии - это религиозные комплексы, которые исторически не унаследованы от прошедших эпох определенным этносом, не свойственны его религиозной духовности, не укоренились в менталитете, быту, культуре, а распространились в результате миссионерской деятельности проповедников с их исторической родины.

           Новые религиозные движения и культы - термин, которым обозначаются оформленные во второй половине XX века новые конфессии, религиозные группы, духовные течения, церкви, в появлении которых отразились процессы модернизации в религиозной сфере. Обусловленные изменением мировоззренческих парадигм, кризисом традиционных религий, взаимовлиянием различных культурных миров, неорелигии одновременно выступают результатом религиозной инициативы отдельных личностей, которые, базируясь на определенной вероисповедной традиции или синкретизме нескольких, создают новое вероучение, культ, организацию. Во всем этом проявляются сложные процессы в духовной сфере современного общества.

    1. Феномен нетрадиционной религиозности.

           Нетрадиционная религиозность - новое духовное явление XX века. Возникновение «новых сект», «новых религий» зафиксировано в США в 50- 60-х годах XX в. Новые духовные объединения известны под разными названиями: «новые религиозные движения», «религии Нового века», «тоталитарные секты», «деструктивные секты», «вне конфессиональные религии» и т.д. Для обозначения новых религий широко употребляется и термин «Нью – Эйдж» - «Религии Нового Века».

           В то же время можно сказать, что ни одно из вышеуказанных названий не отражает.

           Нетрадиционная религиозность - это духовное явление достаточно сложное и трудно поддающееся религиоведческому осмыслению, поскольку в этом феномене отражены сложные процессы духовно-нравственного состояния современного мира.

           Новые религиозные движения - это новые конфессии, религиозные группы, течения, в появлении которых отразились процессы модернизации в религиозной сфере. Комплекс социальных причин, породивший ощущение бесперспективности жизни, невозможности установления гармоничных отношений в обществе, осуществления гуманных идеалов, создал благоприятные условия для распространения новых религиозных движений, обещающих каждому личное спасение, безграничные возможности нравственного самосовершенствования, самовыражения.

           Кроме того, появление и распространение новых религиозных движений связано с массовой секуляризацией и глобальными информационными обменами, расколом традиционных религий и внутренними распрями, что порождает недоверие и разочарование простых верующих, пытающихся найти ответы на сложные вопросы и утешение вне традиционных религий.

           Появление новых нетрадиционных религиозных движений и культов связывается с крупными социально-политическими и культурными переменами в современном мире, ослаблением позиций традиционных религий. Разочарование в официальных ценностях потребительского общества, чувство одиночества и потеря смысла – все это явилось социально-психологическим фактором поиска новой системы ценностей, новой науки жизни.

                           

    1. Особенности и классификация новых религиозных движений и культов

           «Новые религии» можно определить по своему содержанию как симбиоз отдельных идей, представлений и культовых требований, заимствованных из разных религий и их течений, приспособленный к новым условиям социально-экономического и научно-технического развития общества XX века.

            Главную роль в неокультах играет их основатель - «пророк», «гуру», «учитель», «наставник». В основном - это псевдорелигиозные образования, лишь эксплуатирующие идеи, образы традиционных религий, вплетенные в псевдонаучные учения в научной упаковке (терминологии), «обосновывающие» истинность древнейших идей бессмертия души, конца мира и т.п.

           Религиозный ренессанс, настоящий взрыв новых культов — характерная особенность XX столетия.

           Современное богоискательство проявляет себя на всех континентах в разнообразных формах. Быстрое распространение нетрадиционной религиозности, с одной стороны, вызывает нападки и критику, с другой — находит немалое число приверженцев и почитателей. Буквально из ничего вокруг пророка, еще вчера никому не известного, возникают крупнейшие религиозные центры. Ныне с мировыми религиями — христианством, исламом и буддизмом — соседствуют около 30 тыс. иных религиозных учений и культов. Без сведений о новых религиях, вновь появляющихся пророках и святых представление о духовных исканиях человечества было бы неполным.

           Среди так называемых «новых» религий выделяется Общество «Сознание Кришны» (вайшнавы). Что же представляет собой движение членов Общества сознания Кришны (или, как они сами себя называют, вайшнавов).

    Вайшнавизм — это одно из двух основных направлений в индуизме. Он основывается на поклонении Кришне (Вишну) как высшей личности Бога.

           Учение вайшнавов основывается на древнейших священных писаниях мира - Ведах, вернее, ее части, описывающей духовное бытие человека. Суть этого знания изложена в таких классических писаниях, как Бхагавад-гита, Шримад Бхагаватам (Бхагавата пурана).

           «Бхагавад-гита» является своею рода «библией» вайшнавов.
    В переводе с санскрита название «Бхагавад-гита» означает «Песнь Бога». Гита представляет собой диалог между Кришной - Верховной Божественной Личностью, и Арджуной, его близким другом и учеником, перед началом битвы на поле Курукшетра, состоявшейся более
           5 тыс. лет назад. Бхагавад-гита - это философский трактат, содержащий анализ пяти основных предметов познания: практики - материального мира, калы - вечного времени, кармы - деятельности, дживы - живого существа и Бхагавана - Высшей Божественной Личности. В рамках этих пяти тем рассматриваются: вопросы сознания и сверхсознания, йога (связь с всевышним), вселенская форма, восемь первоэлементов материи, идеальное устройство общества, разновидности веры, различные философские и эмпирические системы, качества личности, природа Абсолюта и пути его достижения.

    Центральное место в традиции сознания Кришны занимает бхакти (путь преданного служения Богу). Цель бхакти - пробудить в человеке чистую изначальную любовь к Богу, что, согласно учению Вед, является критерием истинной религии.

           Вайшнавская традиция утверждает: мы - не материальные тела, а души, духовные частицы, связанные друг с другом через Кришну, единого Высшего отца. Кришна - вечный, всеведущий, вездесущий, всемогущий и всепривлекающий Бог, тот самый Бог, о котором говорят все основные священные писания мира. Он - дающий семя отец всех живых существ и источник энергии, поддерживающий Вселенную. Наша жизнь не прекращается со смертью тела, индивидуальность сохраняется и после смерти. Вопрос лишь в том, сумеем ли мы распорядиться данной нам свободой выбора, начнем ли служить Верховного Господу с любовью и преданностью.

           На протяжении своей многотысячелетней истории «бхакти» то угасало, то вновь обретало всеобщую популярность. Так произошло, в частности, в XV в., когда бхакти проповедовал знаменитый религиозный деятель Индии Шри Чайтанья (1486-1534), последовательный борец против кастовой системы и угнетения женщин.

           Дело Чайтаньи продолжали многие мыслители, но особую роль в судьбе вайшнаизма сыграл А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада (1896-1977), благодаря которому и началось массовое движение за возрождение ведической культуры на Западе. Соблюдая древние индийские религиозные традиции четырех этапов жизненного пути, Бхактиведанта Свами постепенно оставил семейные обязанности, посвятив все свое время научной и литературной деятельности, а в 1959 г. в возрасте 63 лет принял саньясу - обет отречения от мира - и получил титул свами (овладевший умом и чувствами).

           Прабхупада внес выдающийся вклад в исследование и популяризацию Вед - его перу принадлежат в общей сложности свыше восьмидесяти переводов с санскрита и подробных комментариев к ним, трактатов и монографий.

           2.1.Международное общество сознания Кришны (МОСК) как миссионерское движение, правопреемник вайшнавской культуры, было зарегистрировано в 1966 г. в Нью-Йорке, через год после приезда туда Шрилы Прабхупады. По мнению специалистов. Прабхупаде удалось полностью сохранить высокий стандарт религиозных принципов вайшнавской культуры.

           Общество Сознания Кришны ставит своей целью одухотворение человеческой жизни, возвышение сознания людей. Выступая за возрождение духовности в обществе, оно призвано одновременно повысить его благосостояние путем следования Ведам, древнейшему источнику духовных и материальных знаний.

    Вайшнавы убеждены, что следование религиозным принципам может изменить лицо общества к лучшему, избавить человечество от насилия, коррупции и лжи. Члены Общества Сознания Кришны стараются дать пример такого альтернативного образа жизни. Они считают, что сознание Кришны - это не просто религия, а образ жизни со своим духовным этикетом.

           Все вайшнавы - вегетарианцы. Вайшнавы едят только то, что вначале было поднесено Кришне, выражая тем самым свою преданность Богу. Образ жизни приверженцев сознания Кришны предполагает также строгое соблюдение регулирующих принципов, необходимых для чистоты духовной жизни: отказ от нечистых продуктов питания - мяса, рыбы, яиц, одурманивающих веществ, включая алкоголь, табак, чай и кофе, половой жизни вне брака и азартных игр.

           Современные вайшнавы строго следуют традициям своих духовных предшественников. Основой религиозной практики сознания Кришны является изучение священных писаний индуизма, воспевание различных ведических гимнов и мантр (молитв). Наибольшее внимание вайшнавы уделяют мантре «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе», состоящей из изначальных имен Бога. Имя «Кришна» означает «всепривлекающий», «Рама» - «всерадующий», «Харе» - это звательный падеж от слова «Хара», обозначающего духовную энергию Бога. Содержание этой мантры таково: «О, всепривлекающий, всерадующий Господь, позволь мне служить Тебе».

           Ныне МОСК насчитывает свыше 500 храмов, а также не поддающееся строгому учету большое количество «нама-хатт», т.е. небольших центров, где регулярно собираются люди, интересующиеся этой культурой.

           2.2. Трансцендентальная медитация - неоиндуистский психотерапевтический (медитационный) культ, основанный в середине 50-х годов индусом Махеш Прасад Варма (1918 г.р.), принявшим ритуальное имя Махариша. Махариши в переводе с санскрита означает «великий святой» («маха» — «великий» и «риши» — «мудрец», «святой»; в древности так называли создателей эпосов «Махабхарата» и «Рамаяна»).

           В начале 60-х годов в США и Западной Европе распространяется медитативная техника (наука творческой интеллигенции), в настоящее время перешедшая свой зенит.

    Основная идея Махариши такова: сознание и разум любого человека питаются из единого творческого источника, который глубоко скрыт от повседневной жизни, подобно корням деревьев. Чтобы достичь этого источника гармонии и огромной энергии, человек должен проникнуть в глубь себя, совершить переход, трансценденцию — отсюда название метода ТМ.

           Что же мешает человеку самостоятельно совершить этот переход? Всё дело в том, что органы чувств направлены исключительно на объекты внешнего мира, с их помощью нельзя постигнуть бытие. «Только когда чувственное восприятие закончилось, может быть достигнута трансцендентальная область бытия. До тех пор, пока мы воспринимаем посредством наших органов чувств, мы находимся в области относительного», — говорит Махариши. Он предлагает решать эту проблему с помощью мантры. Мантра — это специальный звук или набор звуков, освобождающий ум от тревог. Каждому из своих учеников Махариши (а впоследствии и учителя, подготовленные по его методике) подбирал особую мантру, которая помогала войти в нужное состояние. Мантры, которые Махариши давал своим ученикам, были строго индивидуальны и не подлежали разглашению. Делалось это не только потому, что секреты древнего мистического знания должны передаваться лишь от учителя к ученику. Махариши считал, что если человеку без предварительного обучения просто будет показано, как медитировать, он вряд ли достигнет значительных результатов и, скорее всего, решит, что медитация не для него.

    Махариша Махеш предложил своим ученикам упрощенную форму мантра-йоги, которую нужно медитировать дважды в день по двадцать минут и с помощью которой, не отказываясь от привычного образа жизни, можно радикально изменить к лучшему свое существование, а при массовом использовании ТМ - коренным образом улучшить жизнь всего человечества. Специфика ТМ как модернистского варианта неоиндуизма заключалась в доминировании культовой практики, в миссионерской активности и уповании на реализацию глобальных социальных утопий. Хотя в самой Индии ТМ не получила заметного распространения, в западных странах она приобрела миллионы приверженцев. Основная причина ее популярности заключается в том, что приобщение к ТМ было упрощено до предела и сводилось к уплате небольшой суммы денег, прослушиванию короткой лекции и получению «секретной» односложной мантры, выбранной с учетом возраста и профессии неофита. Считается, что ТМ настраивает человека в резонанс с вселенской гармонией и автоматически ведет к счастью. При этом нет необходимости придерживаться требований традиционного религиозного аскетизма и обуздывать желания.

           Распространение ТМ в западных странах стимулировалось вниманием к «научной» стороне этого медитационного движения, в результате чего было создано несколько Университетов Махариши, занимающихся также подготовкой инструкторов-миссионеров, и проведены экспериментальные исследования, констатировавшие наличие у медитационной практики.

          2.3. Церковь Сайентологии (Международная Сайентологическая Церковь). Штаб-квартира находится в Лос-Анджелесе (США). Основатель Церкви - американец Лафайет Рональд Хаббард - зарегистрировал ее в 1954 г. в Калифорнии. В настоящее время Церковь существует в 107 странах мира, объединяя 2318 общин и миссий, располагает 13 тысячами штатных сотрудников. В России первая церковь зарегистрирована 25 января 1994 г. Кроме того, в некоторых городах России созданы колледжи Л.Рона Хаббарда, работающие на коммерческой основе.

           Эта организация называет себя церковью, уточняя, что она является «прикладной религиозной философией». «Сайентология» означает «изучение знания», «знание о знании» или «обращенная внутрь мысль». В более широком смысле сайентологию ее приверженцы определяют, как изучение и решение проблем духа и душевного здоровья.

    Основы вероучения сайентологии изложены в работах Л.Рона Хабарда «Дианетика: современная наука душевного здоровья», «Динамика жизни», «Наука выживания» и многих других. Дианетика (букв, посредством души) - технология, вскрывающая причины нежелательных ощущений и эмоций, несчастных случаев, ранений и психосоматических болезней, а также предлагающая эффективное решение этих проблем. Процедура, применяемая в центрах дианетики, содержит в себе элементы внушения: человеку даются команды, в том числе и та, что он не будет подвергнут внушению; ему дается установка на определенные кодовые слова, он закрывает глаза и по команде «отправляется» в прошлое. В конце сеанса его «возвращают», дают кодовую команду на отмену внушений, восстанавливая полное сознание путем счета до пяти и щелчка пальцами. Такие процедуры растягиваются на много сеансов и стоят достаточно дорого.

           Основное таинство в сайентологии - «одитинг» (букв, «выслушивание»), состоящее из ряда религиозных ритуалов, обращенных к тетану (дух, духовное существо). Целью одитинга является снятие с тетана болезненного прошлого опыта и ориентация его как духовного существа. В результате одитинга якобы усиливаются духовное прозрение человека и его способности. В конечном счете, человек осознает себя духовной личностью и приобретает уверенность в бессмертии, освободившись от нежелательных барьеров и грузов, которые мешают в использовании своих врожденных способностей и в достижении счастья и бессмертия.

           В отличие от религий, которых, прежде всего, интересует духовная жизнь человека, а потом уже следуют правила жизни и поведения, сайентология провозглашает, прежде всего, совершенствование поведения, и только те, кто прошел тщательный отбор, получают доступ в систему.

           Эта находка не лишена тонкости: легко вербовать прохожих, преимущественно праздных, давая заполнить анкету, анализирующую их поведение. Неизбежно появляется что-нибудь неладное: каждый человек немного депрессивен, неуравновешен или несчастен.
           Он может заплатить любые деньги для улучщения своего душевного здоровья.

    Сайентология заявляет, что у нее есть верное научное средство для каждого случая, вызывающего озабоченность. Человек, поддавшийся этому искушению, представляет интерес для организации: он может покупать билеты на сеансы слушания и очищения и обширную сайентологическую литературу. Если заинтересованный человек отчаянно ищет решение своих проблем, он ощущает живое участие этих самоуверенных людей, которые используют такую наукообразную лексику

      1. Баптизм

    Слово «баптист» происходит от «баптизо», что с греческого переводится как «погружение». Таким образом, баптизм означает крещение, которое должно происходить во взрослом возрасте путем погружения тела в воду. Баптисты – это последователи одного из направлений протестантского христианства. Баптизм берет свои корни от английского пуританства. В его основе – добровольное крещение человека со стойкими убеждениями и не приемлющего греховность.

    В первой половине XVII века независимо друг от друга возникли два течения баптистов — общие (генеральные)  (англ.)рус. [c] и частные (партикулярные, реформатские)  (англ.)рус.[d][3]. Общие баптисты (разделяющие взгляды Якоба Арминия), считают, что смерть Христа искупила грехи всех людей, а не только круг заранее предопределённых, благодаря чему каждый человек имеет возможность решать свою дальнейшую судьбу. Частные баптисты разделяют взгляды Жана Кальвина, в частности, его доктрину предопределения. Согласно этой доктрине, Христос искупил грехи только тех, кого Бог заранее предопределил ко спасению[3].



    Первый баптистский пастор Джон Смит

    Первая община баптистов была основана в Амстердаме в 1609 году группой английских пуритан во главе с Джоном Смитом  (англ.)рус., которая под влиянием меннонитов (умеренных анабаптистов) восприняла доктрину, отвергающую крещение младенцев[1]. В 1611 году часть амстердамских баптистов вернулась на родину, образовав в Лондоне первую баптистскую общину Англии, где окончательно сформировались вероучение и догматы, а также возникло наименование «баптисты»[1].

    Зародившись в Европе, наибольшего развития баптистское движение достигло в Северной Америке. Основу первых баптистских общин составили изгнанники из пуританских колоний, преследуемые за высказывание взглядов о необходимости отделения церкви от государства и отказ от крещения детей. В 1639 году группой таких верующих во главе с переселенцем Роджером Уильямсом была основана новая колония Род-Айленд, где официально была провозглашена свобода вероисповедания, а в городах Провиденс и Ньюпорт основаны первые баптистские церкви[1][7]. После обретения религиозной свободы, баптистами была развёрнута активная миссионерская деятельность, охватывавшая, помимо белых колонистов, индейцев и чернокожее население страны. Среди последних данное исповедание получило широкое распространение, вследствие чего до настоящего времени в США существует несколько афроамериканских баптистских объединений[8].

    В континентальной Европе баптизм практически не имел распространения до первой половины XIX века. Благодаря усилиям британских и американских миссионеров, в 20—30-е годы XIX века баптистские общины были основаны во Франции и Германии. Впоследствии, благодаря активной миссионерской политике немецких баптистов, в частности, пастора И. Г. Онкена, Германия стала центром распространения баптистского учения в государствах Скандинавии и других странах Европы[7].

    В 1905 году на 1-м Всемирном съезде баптистов в Лондоне был основан Всемирный баптистский альянс, в который к настоящему времени вошли 214 баптистских объединений, действующих практически во всех регионах мира.

    Главным устремлением в жизни для приверженцев этой веры является служение Христу. Церковь баптистов учит, что надо жить в гармонии с миром, но быть не от мира сего, то есть подчиняться земным законам, но сердцем почитать только Иисуса Христа. В основе баптизма, возникшего как радикально-протестантское буржуазное течение, лежит принцип индивидуализма. Баптисты считают, что спасение человека зависит только от самой личности, и что церковь не может быть посредником между ним и Богом. Единственным истинным источником веры является Евангелие — Священное писание, только в нем можно найти ответы на все вопросы и, выполняя все заповеди, все правила, заключенные в этой священной книге, можно спасти свою душу. В этом уверен каждый баптист. Это для него неоспоримая истина. Все они не признают церковного таинства и праздников, не верят в чудодейственную силу икон.
      1.   1   2   3


    написать администратору сайта