Главная страница

Лекция 295К1,К2. Специфика философских проблем


Скачать 52.86 Kb.
НазваниеСпецифика философских проблем
Дата01.04.2020
Размер52.86 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЛекция 295К1,К2.docx
ТипЛекция
#114334


Лекция 8 Структура философского знания

1.Онтология – учение о бытии

2.Гносеология – учение о познании

3.Аксиология – учение о ценностях

4.Философская антропология

5.Социальная философия

6.Философия культуры

Предварительно:

Специфика философских проблем:

  • Трудность в том, сто философские проблемы повышенно трудные, их вряд ли можно окончательно решить. Они постоянно могут решаться. предлагают варианты решения и возможность углубления. Вечные вопросы – не потому что их нельзя решить, а потому что их нельзя решить окончательно.

  • В чем специфика постановки такого рода вопросов, например в отличие от частных наук?

Философия ставит эти вопросы в их предельной форме, говоря о наиболее общих предпосылках бытия, о наиболее общих взаимоотношениях между миром и человеком, о всеобщих закономерностях бытия как такового.

Т.о., философская онтология не совпадает с научной картиной мира. Она стремится заглянуть в подоснову той картины, которую дает наука.

Если, например, физика утверждает, что в мире действует сила всемирного тяготения, то философия может поставить вопросы относительно происхождения и сущности этой силы. В самом деле, почему предметы притягиваются друг к другу? Философия вправе сделать предположение: а не является ли физическая сила всемирного тяготения лишь одним из  проявлений силы ещё более универсальной – силы всеобщего притяжения?

Как устроена философия, каковы разделы внутри философского знания? Есть разные схемы.

  • Часто говорят о четырех разделах Ф. Онтология. Гносеология. Аксиология. Логика. Эта структура философии оформилась еще в 5-4 в до. Вначале онтология. С софистов – гносеология. Аксиология. Логика. Это сквозные разделы.

  • Есть более дробная классификация, когда добавляют разделы: Социальная философия. Философская антропология. Философия культуры.

Предлагается единообразная схема анализа каждого раздела философии: – определение. Центр понятие, главный вопрос, основные проблемы, основные подходы.

1.Онтология (учение о сущем). Центр понятие – Бытие

Учение о сущем. Сущее то, что существует, существует сильно, реально, не просто кажется. Реально в отличие от иллюзорных, поверхностных форм. Это своего рода философская физика: как устроен мир. Реальность. Главное – мир и как он устроен

Почему возникают онтологические вопросы?

Человек как особая мыслящая структурная единица бытия и реального мира необходимо вступает с ним во взаимодействие. Это приводит человека к постановке вопросов – основные вопросы

Основные проблемы онтологии(Вяч.Ив. Моисеев): критерии бытия(подлинное/неподлинное), формы бытия, причинность как проблема бытия, проблемы пространства. времени, сущности жизни и др.

Во всех философских системах рассуждения начинались с анализа того, что окружает человека, находится в центре его созерцания и мысли, что лежит в основании мироздания, что есть космос, из чего состоят вещи - т.е. что составляет феномен Бытия. И значительно позже человек задумался над собой, своим духовным миром.

Любое философское рассуждение начинается с понятия о бытии. Этот вопрос возник с зарождением философии и будет сопровождать ее, пока существует человек.

  • Главный вопрос – что поистине существует. что существует подлинно, а существование чего является видимостью, иллюзией? Что есть

Онтология стремится создать определённую картину мира, которая не только позволяла бы составить представление о мире в целом, но и выявила бы его скрытую сущность.

Видимый и ощущаемый нами мир непостоянен, подвижен,             изменчив. Что же в нем является устойчивым, абсолютным? Древние мыслители пришли к выводу, что подлинно существующей является особая, сверхчувственная реальность. Она доступна уму, но не органам чувств. Так возникла метафизика – учение о сверхчувственной реальности, обладающей гораздо большей степенью устойчивости, чем вечно текущие и рассыпающиеся вещи, непосредственно воспринимаемые нами.

Первоначально слово «Метафизика» использовалось как обозначение сборника 14 книг Аристотеля с рассуждениями о первых причинах («первых родах сущего»), изданы Андроником Родосским (1 в до н.э.), расположены после аристотелевой физики(мета физика – после физики)

Варианты ответа на вопрос о сущем:

  • Натурфилософы: ионийская школа. Вопрос о бытии для них предстал в форме поиска ответа на вопрос о первоначале природы. Архэ. Первые физики – широкий круг ответов: вода (Фалес), воздух (Анаксимен). Беспредельное апейрон(Анаксимандр), числа (Пифагор).Мир разнороден

  • Пифагор: общее основание – формы, пропорции, которые можно выразить числом. Какое число сильнее: четное или нечетное?. Четное делится. Нечетное остаток.

  • Парменид: отказ от линии Фалеса. В центре проблема единой неизменной первоосновы Первоначало для него – не физическая основа. Парменид отрывается от физического бытия.

-У Парменида начало недвижимо Есть – бытие вне времени.

-Бытие неизменно.

Важен вопрос о есть, сущем как таковом, беспредельной совокупности.

Оно есть. Неизменно. Неподвижно

Т.о., Первый вопрос: что значит быть, существовать. Это главная проблема философии, метафизики. Разные ответы: первовещество, неизменная вечная первооснова мира.

  • Вторая проблема - Критерии Бытия , признаки подлинного существования. Предполагается, что возможны разные виды бытия. Можно существовать разными способами. Возможно более сильное сущ-ие, подлинное и возможно какое-то более слабое. Иллюзорное.

Критерии – устойчивость, повторяемость (таковы признаки материального мира)

Сильное то, где возникает опыт подлинности ( признак идеальной реальности)

Исследуя разные формы бытия, обладающие разной степенью силы, можно сделать вывод о том, что такое бытие вообще.

В древнеиндийской «Йогавасиштхе» есть легенда о правителе Лаване. Однажды у него попросил аудиенции некий волшебник, которого Лавана принял с недоверием. Волшебник посмотрел ему в глаза, и Лавана вдруг очутился в другом месте. После ряда удивительных злоключений он стал человеком низшей касты; скитаясь с семьёй и видя неминуемую смерть детей от голода, решил убить себя и накормить их своим телом. Когда же, скрывшись за холм, крикнул жене: «Не забудь посолить мясо!» — он вдруг проснулся в своём дворце. Во сне он прожил семьдесят лет мучительной жизни; на деле прошло две минуты. Он стал другим человеком. Что реальнее- сон или явь? ТО, что проникает в глубины нашего Я

Различны формы бытия: можно существовать как камень, как растение, как животное, как человек. Как общество, - это разные формы бытия (Б). Вопрос: что они означают. Чем они отличаются и что между ними общего. Природа – живая-неживая, социальность, духовное бытие.

  • Причинность. как проблема онтологии. Есть глубинное основание события или оно случайно? Например, существуют ли законы, которые приводят к возникновению этих событий. Или все случайно? Например, есть ли моральный закон?

  • Проблемы пространства. Времени, жизни, сознания.

Основные проблемы онтологии: критерии бытия(подлинное/неподлинное), формы бытия, причинность как проблема бытия, проблемы пространства. времени, сущности жизни и др.

НАПРАВЛЕНИЯ (лишь наиболее яркие)

1.Материализм/идеализм

Материализм: Высшее материя. Ничего нет того, что выходит за границы материи. Все (даже душевные) явления зависят от неё (как её видоизменения или действия) и потому преходящи (душа есть «мозговой феномен», который гаснет с разрушением мозга).

Б часто понимается как высшее начало. Быть означает быть причастным к природе высшего начала.

В классическом значении материя - всё вещественное, «телесное», имеющее массу, протяжённость, локализацию в пространстве, проявляющее корпускулярные свойства.

В материалистической философской традиции категория «материя» обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности) Материя отражается нашими ощущениямисуществуя независимо от них (объективно).

От материи как  физического вещества (то, что воспринимается с помощью органов чувств), отличается психическое и духовное начала. Психическое – совокупность душевных процессов и явлений. Духовное - совокупность высших способностей человека.

Материализм рассматривает «материю», как конечную основу всей действительности, все равно будет ли это протяженная телесная масса, или агрегат рассеянных, разделенных между собой пустым пространством частиц (молекулы, атомы).

В смысле материализма материя естественно считается вечной и неразрушимой; рядом с ней ничего не существует, а напротив, все (даже душевные) явления зависят от неё (как её видоизменения или действия) и потому преходящи (душа есть «мозговой феномен», который гаснет с разрушением мозга).

Сильные стороны материализма:

  • очевидность, устойчивость вещей мира. Им склонны приписать большую реальность, чем мимолетным душевным движениям.

  • Мат-зм стремится свести действительность к простым и наглядным элементам: движение. Форма, протяженность.

  • Материализм предстает как простейшая и удобная форма монизма для миропонимания. Материализм был одною из первых систем, на которой остановилось мышление, движимое потребностью объяснить мир, как единство

Слабости

-мат-зм не обращает внимание(проходит мимо того факта), что вещественность мира мы открываем через сознание, через идеальную структуру, которая открывает этот вещественный мир, делает его доступным: «о существовании материального, внешнего мира мы знаем только чрез посредство наших ощущений и представлений и …таким образом реальность материи может быть признана только при условии признания реальности сознания (и вообще реальности внутреннего, духовного бытия)»

Что касается истории теоретического материализма, то он уже встречается

  • в атомистических системах Левкиппа и Демокрита,

  • в перенесенном Лукрецием в Рим атомизме Эпикура,

  • в Новое время у возродившего материализм Гассенди,

  • у англичанина Гоббса,

  • у французских энциклопедистов (ДидроГольбахд'АламберГельвеций и Ламетри).

  • Наконец, после падения натурфилософии Шеллинга и гегелевской системы, он появляется, как реакция против них, у немецких философов (ФейербахШтраус) и естествоиспытателей (Фохт, Молешотт и Бюхнер).

Самое последовательное изложение материализма дал в древности Лукреций (поэма «О природе вещей»), в XVIII в. Гольбах в «Системе природы» и в новейшее время Людвиг Бюхнер в «Материи и силе».

Идеализм: Высшее нематериально. Наш внутренний мир, сознание, наша психика не могут быть сведены к материи. Материи по большому счету нет. Есть лишь идея и материальные воплощения.

Бытие часто понимается как высшее начало. Быть означает быть причастным к природе высшего начала.

Различают практический и теоретический идеализм.

  • Практический или этический идеализм обозначает направление, утверждающее, что жизнью и сознанием человека руководят идеалы. Идеалист прикладывает к действительности свои идеалы, он спрашивает не о том, каковы вещи, а о том, какими они должны бы быть. Существующее редко удовлетворяет его, он стремится к лучшему, более прекрасному миру, отвечающему его понятию о совершенстве, и в котором он уже живет умственно.

  • Теоретический идеализм знает два варианта: метафизический и теоретико-познавательный.

Метафизический (объективный) идеализм учит, что истинно сущее заключается не в мертвом веществе и слепых естественных силах, а в духовных принципах («идеях»): вещественная природа – только форма, в которой отчеканивается идеальное духовное содержание, подобно тому, как художественное произведение – только средство для осуществления художественной идеи. Метафизический идеализм отдает, следовательно, преимущество идеальному перед чувственно реальным. Это учение было обосновано в древности Платоном и развито дальше неоплатониками. В новое время Кант снова восстановил его, а затем ФихтеШеллинг и Гегель создали блестящие идеалистические системы

Теоретико-познавательный идеализм: наше познание никогда не имеет дела непосредственно с самими вещами, но только с нашими представлениями.

  • Декарт: сделал исходным пунктом своей философии вопрос, имеем ли мы право допускать, что нашим представлениям соответствуют предметы,

  • Локк - о двух источников знания (ощущения и рефлексии) 

  • Беркли  признавал только реальность Бога (как виновника наших представлений) и других духов, но оспаривал реальность внешних вещей

  • Юм оспаривал вообще всякое реальное бытие вне представлений (субъективный идеализм).

  • Кант  выдвинул идею «вещей в себе».

Т.о.видим разнообразие философских систем, философы, по-разному отвечают на вопрос о том, что лежит в основе мира: дух или материя, дают нам идеалистическое или материалистическое решение данного вопроса.

2.Еще направление в онтологии - Монизм/дуализм/плюрализм.

Субстанция: (лат. substantia — сущность; то, что лежит в основе) — то, что существует автономно, само по себе

Монизм (гр. monos –один единственный) – философское течение, в котором утверждается, что мир имеет одно начало. Таким началом может выступать материальная или духовная субстанция. Следовательно, монизм может быть двух видов:
а) материалистический (материализм); истинно сущее только атомы: Демокрит, Левкипп
б) идеалистический (идеализм).

Дуализм (лат. dualis - двойственный) – философское учение, утверждающее равноправие двух начал: материи и духа, независимость их друг от друга. Двоякая основа бытия: материя и дух - Анаксагор и Эмпедокл. Декарт - тело и душа.
Плюрализм (лат. pluralis - множественный) – философское течение, котором утверждается несколько или множество начал мироздания, бытия (земля, вода, воздух, огонь и т.д.).

Образцы монизма и плюрализма – у древних философов. Мысль, не испытав еще разочарований и неудач, смело принималась за разрешение коренных вопросов бытия. Одни эллинские философы полагали истинно сущим только атомы и отрицали самостоятельность или субстанциальность душевного начала(Демокрит, Левкипп), другие (в частности, Анаксагор и Эмпедокл) признавали в бытии двоякую основу – материю и дух, третьи, наконец, видели только в духе основу всякого бытия.

Примеры монизма: Монизм стремится разрешить противоречия - Бог и мир, природа и дух, тело и душа, и постичь их, как простую модификацию единого основного начала.

1. Так, пантеизм отождествляет Бога с миром; Единая дух сущность объемлет весь мир. Все есть грани единого

  • Высшее отлично от идеи личности

  • - Есть самодвижущаяся сущность. Причина самой себя.

  • -нет внутренней точки. Которая думает, осознает, руководит собой – Как наш разум над телом и чувствами.

  • -нет у человека здесь отношения близости, единения. Любви к миру.

2. так рассматривает материализм материю как единую чувственную воспринимаемую реальность,

На вершине метафизического монизма стоят мыслители, которые, как СпинозаШеллингГегельШопенгауэр и др., отрицают не только качественное различие, но и численное множество основы мира и проповедуют единую, обнимающую в себе все кажущееся множество индивидов первоначальную сущность. Это – философы-идеалисты, но во второй половине XIX века среди монистов было сильно и материалистическое мировоззрение, основанное на естествознании (в частности представленное Спенсером и Геккелем), которое, отрицало всякое лежащее по ту сторону физического, вещественного мира (трансцендентное) бытие.

С появлением Канта в философии прямо поставлен вопрос, можно ли считать доступной познанию какую бы то ни было основу бытия. Признав непознаваемость вещи самой в себе, Кант надолго обрезал крылья у метафизики и заставил обратиться к исследованию не сущностей, а явлений и их закономерной связи и последовательности. Этот взгляд нашел себе могучую поддержку и со стороны позитивизма. Таким образом, в новейшей философии сильно стремление не задаваться вопросом о последних основах бытия, 

3.Детерминизм/индетерминизм (лат определенность) связаны с решением проблемы причинности

Детерминизм (образовано от латинского слова: determino — определяю)

Детерминизм (Д) — это философское учение о закономерной универсальной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений объективной действительности.

Чаще всего это философское учение о естественной причинной обусловленности всех явлений объективного [материального] мира их универсальной, закономерной взаимосвязи и взаимозависимости

В широком смысле: обусловленность, определяемость (детерминированность) всех существующих явлений наблюдаемого мира, включая и человека с его внутренним, субъективным, духовным миром,  некоторой первичной, субстанциальной реальностью -

  • например, Богом — теологический детерминизм,

  • природой — натуралистический детерминизм,

  • или космосом — космологический детерминизм и другие).

Крайняя форма Д – фатализм. Все предопределено не только в неорганических процессах. Но и в органических, и в жизни человека. Фатализм. Лермонтов: потому его герой отчаянный храбрец, что бы ни делать, будет то, что суждено. Т.е. предопределенность. Бесполезно бояться.

Вероятностный детерминизм – более слабый. Следствие вытекает не с полной необходимостью, а с вероятностью. Более мягкая форма Д. Возможен спектр позиций. Прогноз погоды.

Индетер противоположное. Отрицает причинность, те основания, которые стоят за событиями. Шел человек. Упал – случайно или нет?

Холизм-редукционизм

Холизм с гр. холос – целое. Учение о целом.

Редуктионизм от лат редуктио – упрощение, сведение сложного к простому.

Обратимся к категории Целое (Ц). Целое - это состояние, которое состоит из элементов. Ц возникает как бы суммирование. Сложение различных элементов. Клетка образуют ткань. Ткань – это целое на клетках. Люди образуют общество – и это целое. Законы образуют право. Виды ц-ого различны. Но характерно для любых видов Целого – неорганических, органических, социальных –

1.то, что Ц скаладывается из элементов. И без Элементов Ц не может возникнуть. Нужна какя-то сумма элементов, чтобы элементы пришли в отношение друг с другом. Начали взаимодействовать. Но этого еще мало – только наличия элементов и суммы элементов.

2.Нужно, чтобы возникло некоторое новое качество, которое отсутствует у отдельных элементов. Это качество называется сверхаддитивным качеством (то есть большим, чем простое сложение) или эмерджентное качество от анг эмёдж – возникать впервые. Появляться впервые.

Т.о. Ц это результат сверхаддитивного сложения: соединяются элементы, которые обретают эмерджентное качество, отсутствующее у отдельных элементов. Тогда говорят о возникновении целого.

Такой подход к категории Ц открывает два уровня:

Есть уровень элементов – это более низкий уровень

И более высокий, обладающий этим эмерджентным качеством.

Редукционизм – сведение целого к его элементам: Ц можно свести к элементам, можно как бы разложить на отдельные элеиенты. Сведение более высокого уровня к более простому

Как работают эти подходы в конкретных ситуациях?

Проблема соотношения права и закона.

С точки зрения теории естественного права, психологической и социологической школ закон и право — разные понятия.

Закон – творение верховной власти, нормативно-правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, регулирует определённые общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения. Закон пришел на смену обычному праву.

Законы бывают противоречивыми, несправедливыми.

Можно ли сказать, что совокупность законов и есть право?

Совокупность несет в себе новое качество, отражает порядок жизни.

Право- совокупность принципов, определяющих порядок жизни.

Т.о., ПРАВО – это законы, но это еще и совокупноость принципов, на которых выстраивается правовая система.

Другой пример: множество людей образует некоторое скопление – толпу.

С т зр теории толп, есть разные типы толп (Гюстав Лебон).

  • Стихийная толпа. Возникает спонтанно, не организована какими-то лицами. К этому виду относятся такие толпы как толпа людей в метро или в фойе кинотеатра. Хотя они собрались по определённому случаю, у толпы как таковой нет зачинщиков.

  • Ведомая толпа — толпа, организованная лидерами. У такой толпы есть подстрекатели. Интересным видом ведомой толпы является флешмоб — толпа людей, внезапно собирающаяся в одном месте и так же внезапно исчезающая. Флешмобы обычно организуются через Интернет.

  • Организованная толпа. Толпа, имеющая ярко выраженную организацию, упорядоченность. Понятие введено Гюставом Лебоном, который считал такие формирования, как рота солдат и даже заседание парламента, разновидностью толпы. Лебон также употреблял термин одухотворённая толпа, подчёркивая, что у толпы возникает своя собственная душа. Многие исследователи не соглашаются с таким расширенным толкованием и полагают, что толпой можно называть лишь неорганизованную массу народа.

Представление о целом связано с теорией уровней организации Б.

Ранее возникшие целые могут быть частями новых целостностей. И так возможно движение уровней организации. Атомы объединяются в молекулы, молекулы - в клетки, ткани - в органы и более высокие уровни.

Люди- сообщества(профессиональные) включаются в социо-культурные системы (европейский, англо-саксонский, славянский миры), последние объединяются в – цивилизации, а все цивилизации образуют мировое сообщество.

Т.о., гос-ва включены в систему международной жизни, они не самодостаточны.

2.ГНОСЕОЛОГИЯ - учение о познании

Центральная категория: Истина. Ключевой вопрос: Возможна ли истина и ее познание?

Проблемы:

  • структуру познавательной деятельности (чувственное и рациональное в процессе познания), (эмпирический и теоретический уровни познания)

  • формы знания в его отношении к действительности,

  • критерии истинности и достоверности знания,

  • его природу и границы.

  • средства метод и закономерности познания

Почему возникает эта проблематика?

Являясь частью бытия, человек в то же время определенным образом противостоит ему и осознает это свое противостояние. Одна из реализаций такой ситуации позволяет рассматривать весь окружающий мир как объект познания. Человек – субъект, мир – объект познания.

Субъект — существо, обладающее сознанием и волей, способностью к целесообразной деятельности, направленной на тот или иной предмет;

объект - предмет, на который направлена практическая или теоретическая деятельность человека,

Причем в качестве объекта может выступать не только внешний мир, но и сам человек как часть мира, общество как организованная совокупность людей. На этом уровне философия в предельной форме ставит вопрос о познаваемости мира и обоснованности наших знаний о нем.

Всякое познание опосредовано нашим опытом. Соответствует ли наше знание реальности?

Это гносеологический уровень, в рамках которого строится теория познания как философское учение о знании и закономерностях познавательной деятельности человека.

Философия и наука.

Предельность гносеологической позиции философии связана с тем, что, в отличие от конкретных наук, она затрагивает проблемы обоснования знания и познания как таковых. Представитель частных наук в рамках своего предмета никогда не ставит вопроса о познаваемости мира, ибо сам предмет науки строится на ограничении бытия,

Это позволяет его принципиально познавать, пусть и в предметно ограниченном смысле. Ученый ориентирован на фрагмент реальности, который можно познавать, можно манипулировать, экспериментировать.

Философ размышляет о познании вообще.

В онтологии на первом плане мир, здесь – возможно ли его познание? Отношение мира и человека и именно познавательное отношение в центре.

Направления:

  • Агностицизм/гносеологический оптимизм.

Агностицизм: признание принципиально невозможным познание объективной действительности через субъективный опыт

Впервые агностическую тенденцию озвучивали уже греческие софистыПротагор учил, что «всё таково, каким оно кажется нам» (в духе гносеологического релятивизма), а Горгий сформулировал своего рода манифест агностицизма: «Ничего не существует; но даже если нечто существует, то оно непознаваемо; но даже если и познаваемо, то необъяснимо для другого».

Кант в какой-то степени занимал позицию агностицизма: вещь в себе – события, предметы, недоступные нашему познанию. Сознание замкнуто в себе, структурировано и не может пробиться к вещам. Гексли, Юм.

Гносеологический оптимизм лежит в основании науки. Ученый верит в возможность познания мира.

  • Рационализм(рацио – основания, разум) /эмпиризм (эмпирия – опыт)

Рационализм (от лат. ratio — разум) — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум

Представители:  Бенедикт Спиноза, Готфрид Лейбниц,  Рене ДекартГеорг Гегель.

Суть позиции: свет в разуме. Математики закрывают глаза, затыкают уши и строят математические модели. Истина приходит через познание, разум. Эмпирики – истина приходит от внешних органов чувств. От внешнего мира. Логика, разум подключаются потом, когда получены факты.

Скептицизм (от др.-греч. σκεπτικός — рассматривающий, исследующий) — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины, и поэтому скептик - воздерживающийся от суждений

Скептицизм – сомневаемся и в агностицизме, и в оптимизме, потому воздерживается от ответа. Скептики не отрицают, но воздерживаются и от положительных и от отрицательных выводов. Недоступность истины и равносильность различных мнений – это основа скептицизма. Пиррон, Секст Эмпирик. Мишель Монтень.

  • Презентизм/конструктивизм

Презентизм – философская позиция, утверждающая, что субъект познания лишь пассивно отражает, представляет(презентирует) внешний мир,

Конструктивизм отмечает активную роль сознания, вплоть до того, что сознание заново создает (конструирует) структуры внешнего мира.

3.Аксиология (А) – учение о ценностях. Axis ось, основание

Почему возникает ценностное отношение(ЦО)?

Человек не только познает мир, но и живет в нем как его часть, эмоционально воспринимает и осознает свое существование, взаимоотношения с другими людьми, свои принципы и идеалы, права и обязанности. Эти проблемы решаются на аксиологическом уровне. Здесь происходит выявление всеобщих ценностных оснований бытия человека (субъекта), его практической деятельности и поведения. Аксиологию интересует не бытие как таковое и не законы его познания, а прежде всего, правила, ценностные координаты, смыслы, человеческое отношение к бытию.

В Н Сагатовский: человек везет тачку с землей: действие одно, но ценности при этом могут быть различными.

Аксиология - учение о базовых основаниях, опираясь на которые люди строят свою жизнь.

Структура аксиологии: этика, эстетика. Некоторые философы включают учение о спасении(сотериология)

Главное понятие А – ценность

Главный вопрос: Что должно быть?

Проблемы:

Что такое ценности

Объективны или субъективны

Виды ценностей.

Иерархия ценностей

Направления в этике.

Этический релятивизм (от лат. relatives — относительный) — отрицание морали как чего-то безусловного и общезначимого. Акцент на изменчивости моральных представлений, роли

относительного в морали. У каждого человека свое представление о смысле жизни, счастье, добродетели (Софисты) Так, Протагор говорил: ≪Человек есть мера всех вещей≫; Относительность как тотальный принцип без анализа и поиска предельных оснований бытия. Софисты увидели историческую изменчивость, относительность ценностей, но абсолютизировали ее. отказались искать «универсальные ценности», глубинные ценностные основания – о чем сказали все великие религии.

Этический догматизм – позиция морального консерватизма (Джоэль Фейнберг), Моральный консерватизм заинтересован в нравственности не самой по себе, а из-за ее важнейшей роли в традиционном образе жизни того или иного общества

Гедонизм –в сочинениях выдающихся мыслителей древности (Демокрит, Аристипп и Эпикур) утверждались идеи гедонизма (от греч. hedonic —удовольствие, наслаждение), в соответствии с которыми добродетельное поведение должно сочетаться с переживаниями удовольствия, порочное — со страданиями. ≪Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и, наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно≫, — говорил Эпикур. При этом мудрецы древности предостерегали от крайностей. ≪Мера во всем превосходна≫ (Протагор). ≪Если перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным≫ (Демокрит).

Эвдемонизм – ориентация на счастье (от греч. Evdaimonia — счастье, блаженство). Это направление этики стремилось найти гармонию между добродетельным поведением и обретением счастья. Платон. Аристотель.

Этический рационализма (от лат. rationales — разумный). Стремление найти надежную основу для нравственных оценок, сводя добродетель к знанию о том, как делать добрые дела для людей и окружающего мира. Сократ.

Аскетизм (от греч. asketes — упражняющийся, подвижник), который добродетельную жизнь человека связывал с самоограничением удовольствий, чувственных устремлений.

4.Философская антропология (ФА).

Предмет: философской антропологии – природа и сущность человека.

Понятия: Человек. Индивид. Индивидуальность:

Понятие человек имеет три уровня: 1) человек как олицетворение человеческого рода в общем; 2) человек конкретно-исторический; 3) человек, отдельно взятый как индивид.

Индивид -  обозначение отдельного представителя рода, носителя общечеловеческих черт 

Индивидуальность — совокупность качеств, сочетание которых определяет своеобразие, неповторимость данного индивида и отличает его от других.

Личность – это человек, у которого есть свое лицо, духовное, разумное существо, субъект деятельности и общения, результат саморазвития, становления человека.

Основные подходы к определению сущности человека:

1. Теоцентризм. Сущность человека определяется тем, что он создан Богом, т. е. его нельзя определить самого по себе, независимо от Бога. Только исходя из идей творения, можно оценить содержание и цель человеческой жизни.

2. Натуроцентризм. Человек — это природное живое существо. Биологический уровень существования человека играет определяющую роль по отношению к его индивидуальности, к формам его общественного поведения и ко многим социальным процессам.

3. Социоцентризм. Главное в человеке то, что он — часть человеческого общества. Только в нем он может существовать как человек. Все человеческие качества формируются в социально-культурной среде.

4. Антропоцентризм. Сущность человека не в чем-то ином, внешнем по отношению к нему, а в нем самом, в его самопознании. Формирование человека — это всегда самосозидание в активной деятельности.

Проблемы ФА: сущность человека, природные, социальные, личностные основания бытия, жизнь, смерть, бессмертие.

5.Социальная философия 

Это раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что есть общество и какое место занимает в нём человек. Сближается с теоретической социологией. Социальная проблематика в философии восходит к античной традиции и прежде всего к текстам Платона («Государство») и Аристотеля («Политика»).

Ключевые понятия: общество, цивилизация,

Конт: общество – пространство, в котором осуществляется жизнь людей.

Сравним с близкими по значению понятиями страна, государство.

Страна — это географическое понятие, обозначающее часть света, территорию, которая имеет определенные границы.

Государство — политическая организация общества с определенным типом власти (монархия, республика, советы, др.), органами и структурой правления (авторитарное или демократическое).

Общество — социальная организация страны, обеспечивающая совместную жизнедеятельность людей. Это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму связей и отношений людей в процессе их жизнедеятельности.

Основные подходы в социальной философии:

  • марксизм (МарксЭнгельс) и неомарксизм (Георг Лукач),

  • теорию массового общества (Ортега-и-Гассет),

  • теорию тоталитарного общества (ЮнгерАрендтМаннгейм),

  • теорию развитого индустриального общества Ростоу и Дж.Гелбрейта

  • теорию постиндустриального общества и информационного общества (БеллТоффлер),

  • теорию общества «позднего модерна» (Гидденс)

  • концепция текучей реальности З.Баумана.

6.Философия культуры.

Основной вопрос: сущность культуры?

Понятия: культура, цивилизация, традиция, ритуал, стиль.

Культура:

  • ценности, идеалы, нормативная область общественной жизни

  • самобытный образ жизни различных этнических групп

  • общество, основанного на праве, порядке, мягкости нравов

Цивилизация:

  • Технологический подход: цивилизация - материально-техническая сторона жизни общества

  • Стадиальный подход: цивилизация – этап прогрессивного развития человечества как единого целого

  • Локально-исторический подход: цивилизация – уникальное этническое или историческое образование

Проблемы: соотношение культуры и цивилизации, понятие культуры, типология культуры, морфология, динамика культуры, мультикультурализм.

Основные подходы: семиотический, герменевтичнский, экзистенциальный, деятельностный, психоаналиьтический, игровой, циаилизационный.



написать администратору сайта