Главная страница

Воспитание здорового ребенка в русской семье. Статья о семье. Статья Воспитание здорового ребенка в русской семье Макарова Татьяна Евгеньевна, учитель начальных классов моу Стрелецкая сош


Скачать 53.5 Kb.
НазваниеСтатья Воспитание здорового ребенка в русской семье Макарова Татьяна Евгеньевна, учитель начальных классов моу Стрелецкая сош
Анкор Воспитание здорового ребенка в русской семье
Дата08.11.2022
Размер53.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаСтатья о семье.doc
ТипСтатья
#777361

Статья
Воспитание здорового ребенка в русской семье
Макарова Татьяна Евгеньевна,

учитель начальных классов

МОУ «Стрелецкая СОШ»


В русском обществе с давних времен воспитание подрастающего поколения было делом первостепенной важности. Именно в семье ребенок получал первые и самые устойчивые представления о добре и зле, учился общению с людьми, восприятию окружающего мира. Именно в семье закладывались и формировались основы нравственного и физического здоровья детей.

Есть укоренившееся мнение наших современников о том, что здорового ребенка можно воспитать, лишь соблюдая режим дня, сна, отдыха, правильно питаясь и активно двигаясь. Однако, не все так просто. Проблема эта уходит своими корнями в далекое прошлое, в культуру народа, в представления наших предков о роли и назначении человека, в связь человека с природой, нарушение которой грозит болезнью всему человечеству. Многое, что мы знали и что забыли, было наполнено глубоким смыслом, веками накопленным опытом, ответственностью живущих перед своими потомками, чье здоровье зависит от здоровья старшего поколения и атмосферы в родном доме, от благорасположения к близким людям и людям вообще.

Выдающиеся русские педагоги и философы К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, Г. И. Волков, Л. Н. Толстой и другие считали, что воспитание в семье может быть эффективным только тогда, когда оно природосообразно. Cтроясь на глубокой связи с психологией, культурой и традициями своего народа, такое воспитание сохраняет гармонию человека с природой и окружающим миром.

На Руси с давних времен образцовой являлась многодетная семья. Дети воспринимались как ее основное богатство, а материнство считалось главной ценностью и смыслом женщины. Бесплодие же было большим несчастьем, а любая попытка предохранения или прерывания беременности – большим грехом. Образ многодетной матери уходит своими корнями в глубокую древность, когда многочисленные болезни и войны уносили десятки тысяч человеческих жизней, и только многодетность гарантировала воспроизводство населения, сохранение семейной собственности и процветание государства. Православная церковь также поддерживала стремление общества к самосохранению и развитию.

Рождение детей воспринималось, как дарованная небесами милость. Роды обычно принимались повитухами и сопровождались специальными ритуалами и заговорами, которые предполагали благополучное разрешение от бремени и появление здорового ребенка. Сразу после рождения повитуха совершала обряд окачивания младенца водой, который носил очистительно – обережной характер. С его помощью ребенок проходил очищение и на время был защищен от влияния злых сил. В дальнейшем же окачивание приобретало самостоятельную функцию оберега дитяти от злых сил и производилось при каждом купании. В первый месяц ребенка купали три – пять раз в неделю, а затем до года – два – три раза. Мыли его в хорошо натопленной бане, в печи или около нее.

Следующим важным элементом послеродового периода являлась правка ребенка, которая также сопровождалась заговорами. Гладили ручки, ножки, а потом клали животом на ладонь, чтоб он висел, и приговаривали: «Расправили – уродцем не будешь!»

Особое место в послеродовых обрядах занимал обряд положения в колыбель. В каждой русской семье к потолку крепили колыбель – люльку, качку, зыбку, как называли ее в разных местах России. Колыбельную песню – «байку» напевала мать или бабушка, мерно покачивая люльку ногой и успевая одновременно прясть .Считалось, что убаюканный ласковым пением, ребенок во сне набирается сил и здоровья. Птицы и звери в колыбельных песнях назывались ласково: гуленьки, галоньки, котик – коток. Они похожи на людей и живут, как люди.

Народная педагогика основана на вере, что ребенок с первых дней, рождения мыслит, что материнская ласка западет ему в душу, а потом отзовется…Колыбельные песни внушали чувство уверенности, защищенности от беды.

Главным событием с появлением новорожденного в семье являлся обряд крещения его в православной церкви, которая по закону Российского государства в те времена регистрировала рождения, браки и смерть. Крещение старались провести как можно быстрее, т. к. оно считалось крестьянами необходимым условием для преобразования ребенка – «пришельца из иного мира» - в дитя земного мира, - чтобы оградить его от влияния нечистой силы, укрепить здоровье. Крещение проводилось в присутствии восприемников (крестных родителей), настоящие родители не имели права присутствовать, так как считались после акта рождения нечистыми. При крещении на младенца надевали медный, серебряный или золотой крест, который должен был оставаться на нем до конца жизни и охранять от различных напастей. После крестин устраивался крестильный обед, или «бабины каши», где присутствовали все близкие родственники, крестные родители и повитуха, которой преподносили горшок пшенной или гречневой каши на меду. При крещении ребенку давали имя по названию святого, память которого случилась в этот день. У русских долго было в обычае, кроме христианского, иметь другое прозвище или некрещеное имя (Смирный, Злодей, Паук и др.) Это делалось по тому поверью, чтобы человека не сглазили и чтобы избежать беды.

Помимо крестин существовал обряд первого подпоясывания младенца на сороковой день после рождения. Поясок вместе с рубашечкой дарила и надевала крестная мать с пожеланием расти здоровым, красивым и трудолюбивым.

Первый период жизни ребенка у русских назывался « младенчество» и длился до исполнения ему семи – восьми лет. По всей России детей первого года жизни называли «младень», «кувяка» (плачущий ), «повитыш» (находящийся в пеленках), «паполза» (ползающий) и «слигоза» (пускающий слюни).

Первый год для матери и ребенка считался самым трудным, т. к. не имелось эффективных средств борьбы с родовыми травмами, серьезными болезнями младенцев, не всегда выполнялись правила гигиены, которые могли бы предотвратить заболевание. Считалось, что новорожденный, особенно в первые месяцы жизни тесно связан с иным миром и может быть возвращен назад. Младенца заворачивали в три пеленки и свивальник. Так его пеленали до пяти месяцев, а потом одевали в длинную рубашечку и чепчик. Русские крестьянки старались, по возможности, кормить новорожденных материнским молоком, а если его не хватало – прикармливали коровьим, разведенным с водой. Кормилицы были только в богатых семьях. Ребенка приучали к сидению уже в пять месяцев. Его сажали в корзинку, обкладывали подушками, давали игрушек, чтобы он занимался ими.

Согласно правилам народной педагогики о воспитании здорового ребенка, в нем необходимо поддерживать в часы его бодрствования радостные эмоции. Игры с младенцем до годовалого возраста, называвшиеся «пестушками», «потешками», были просты, и под пение коротких песенок сопровождались подбрасыванием, качанием ребенка на руке, приплясыванием, притопыванием и т. п. Это было своеобразной физзарядкой для малыша и укрепляло его мышцы, формировало координацию движений, развивало смелость, благотворно воздействовало на весь детский организм. Поощряя стремление ребенка к движению, его ставили на ножки, придерживали под мышки и приговаривали:

Дыбки, дыбки, дыбок,

Скоро Сашеньке годок!

К «пестушкам» примыкали полные наивности простые заговоры – шутки. Купая ребенка, чтобы он не плакал, приговаривали:

С гуся вода,

С Пети худоба.

Ребенку нездоровится, его поглаживали и также приговаривали:

Боль – вороне, хворь – сороке.

А Машенька наша скоро поправится.

Учили малыша «лечить» подобными приговорками и своего товарища, чем воспитывали чувство сострадания.

Большое значение и распространение имели игры с ладошками и пальчиками малышей, такие, как «Ладушки», «Коза рогатая», «Сорока» и др. Во всех этих произведениях заложен многовековой практический опыт народа по физическому воспитанию детей.

Как только ребенок подрастал, он знакомился с «закличками», с помощью которых происходило его общение с природой. Когда-то давно это были магические заговоры, в которых древние земледельцы обращались к силам земли и неба.

Дождик, дождик, пуще!

Дам тебе гущи!

В более старшем возрасте главным занятием ребятишек становились игры, имевшие для них большое значение. В игре ребенок реализовывал свои творческие способности, учился жить в коллективе, знакомился с окружающим его миром; приобретая важные ценности, закалял характер. Подвижные игры на свежем воздухе тренировали тело, укрепляли здоровье. На протяжении веков они были единственным средством физической, военной и умственной подготовки детей к взрослой жизни. И по сей день ребята любят такие народные игры, как « «Каравай», «Волк и козлята», «Волк и гуси» и др. Считалки, которые были непременным атрибутом детской игры, несли в себе познавательные, эстетические функции, вырабатывали память, чувство ритма и также способствовали физическому воспитанию детей.

Большое место в жизни ребенка занимали сказки, которые долгими зимними вечерами под гудение прялки рассказывались матерями и бабушками, или дедушками- на теплой печи. В сказках ребятишки получали ненавязчивые уроки жизни: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок». Так формировалось нравственное здоровье подрастающего поколения.

В крестьянских семьях с малых лет старались приучать ребятишек к труду. Девочкам раньше дарили маленькую прялку. С ней она сначала играла, а потом, подрастая, получала задание спрясть, например, клубочек ниток. Мальчикам дарили маленький топорик, с помощью которого он также постепенно приучался к физическому труду. Неслучайно, повзрослев, крестьянские дети многое умели: накормить хозяйство, вскопать огород, истопить избу и др.

Воспитываясь в атмосфере труда, дети сами проявляли интерес к работе, испытывали желание помочь своим близким.

В крестьянских семьях с малых лет почитание отца с матерью, старших членов семьи и уважение к детям считалось главной добродетелью. Заботясь о нравственном здоровье, чистоте души своего чада, родители старались привить ему желание проявлять доброту к другим людям, не быть мстительным, но уметь за себя постоять; а самое главное – научиться прощать обиды. В прощеное воскресенье родители просили прощения у детей, в дети – у родителей.

Вековые традиции русского народа в воспитании нравственно и физически здорового подрастающего поколения как никогда актуальны в настоящее время. В условиях социальных катаклизмов в стране, неблагоприятной экологической, духовно – нравственной ситуации в обществе, ухудшения физического здоровья нации семья становится все более уязвимой во всех отношениях, растет заболеваемость детей, расшатываются моральные устои этой ячейки общества. И хотя в последние годы предпринимаются существенные шаги со стороны государства и общества по укреплению института семьи, преодолению демографического кризиса, однако необходимо, чтобы не только в детском саду и в школе, но и самое главное – в семье, использовались в воспитании здорового ребенка проверенные веками традиции народной педагогики


Литература:


  1. Корепова, К. Е. Русский дом, Нижний Новгород, 1993.- 213с




  1. Сост. Кузнецова, Т. И. Воспитание на традициях народной педагогики: учебно- методическое пособие – Белгородский университет, 1995




  1. Сост. Белоусова, Е. А. Родины, дети, повитухи в традициях народной культуры, Российский Государственный Гуманитарный университет, М. -2001.- 320 с.




  1. Никитин, Б. П. Первые уроки естественного воспитания или Детство без болезней, Лениздат, 1990.- 192 с.




  1. Пред. редколлегии Амонашвили, Ш. А.Педагогика здоровья: научно –популярное издание - М.: Педагогика, 1990- 288с.




  1. Суслопарова, Л. Семейные традиции, М.: Знамя, 1979




  1. Ирхин, В. Н. Эксперимент в школе здоровья (Из опыта работы школ здоровья Белгородской области): методическое пособие – Белгород, 2006.- 112с.


написать администратору сайта