Главная страница

литература. лтра. Стихотворение Воробей Тургенева относится к лирическому роду


Скачать 26.21 Kb.
НазваниеСтихотворение Воробей Тургенева относится к лирическому роду
Анкорлитература
Дата27.05.2022
Размер26.21 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлалтра.docx
ТипДокументы
#553369

Задание 1

Это стихотворное носит личный, интимный характера. В нем М. Лермонтов говорит о чувстве, которое отличается простотой, глубиной и человечностью. Автор выражает неподдельность и правдивость своего чувства, поэтому он стремится – избежать искусственности, избитых слов, усложненности, добиться впечатления «обычной речи», искреннего признания.

Незамысловатый характер образов (сравнений, эпитетов, традиционных метафорических оборотов).Разговорная и нейтральная лексика («как-то весело», «на шею б… кинулся», «птичка», «хочется плакать»), отсутствие «поэтической» лексики.

Средства, напоминающие о народном поэтическом искусстве: синтаксическое подобие (параллелизм) первых двух четверостиший, анафора, характерные обороты с условным наклонением («слышу ли…», «встречу ли…») и др.

Следует отметить отсутствие рифмы («белые стихи»), выбор формы стихотворения с короткими строками

Задание 2

Лирическое произведение в прозе «Воробей» Иван Сергеевич Тургенев написал в 1878 году. За несколько лет до смерти Тургенев начал создавать прозаические произведения, в которых как бы подводил итоги. Некоторые миниатюры отличаются пессимистичным настроем, и «Воробей» выделяется на их фоне. Когда приходило вдохновение, Иван Сергеевич записывал мысли на обрывках бумаги, которые оказывались под рукой. Затем он сводил записи в целое произведение. Так был создан и белый стих «Воробей». Стихотворение в прозе увидело свет только в 1882 году, за несколько месяцев до смерти писателя. Публикация состоялась в журнале «Вестник Европы».

Стихотворение «Воробей» Тургенева относится к лирическому роду.

Литературное направление — реализм, жанр — стихотворение в прозе. Иногда используют другое название — белые стихи. Эта форма позволяет наиболее точно передать ощущения и размышления лирического героя. В тексте нет рифмы и ритмики, однако он очень эмоционален.

Особенность миниатюры в том, что 2 главных героя — животные. Третий — сам рассказчик.

Охотник, пытающийся поймать воробья. Пёс не злобный, он всего лишь повинуется инстинктам. В конце концов он отступает, потому что на помощь воробью спешит родитель.

Птенец- пушистый воробышек с «едва прораставшими крылышками», «пухом на голове» и «желтизной около клюва», выпавший из гнезда. Именно его Трезор хотел сделать своей добычей.

Старый воробей - черногрудая птица, которая самоотверженно бросилась на помощь птенцу.

Автор показал, что птицам тоже свойственна любовь к потомству. Ими движут не только инстинкты, но и что-то большее. Птенец не понимает, как спастись, он беспомощен и не пытается защищаться, а старый воробей, несмотря на риск быть растерзанным, отважно загораживает собой малыша. Вероятно, в этот момент он чувствует себя сильнее орла.

Охотник, он же лирический герой, от лица которого ведётся повествование. Это добрый человек, любящий природу. Он охотится, но делает это по правилам. Беззащитный птенец не должен стать добычей собаки или человека, поэтому автор отозвал пса. Вместе они поспешили прочь от воробьиного семейства. Человек, не обладающий добрым сердцем, поступил бы иначе.

Темы произведения - родительская любовь, свойственная живым существам. Образ воробья, рискующего жизнью ради спасения птенца, очень яркий. С его помощью автор хотел донести до читателей мысль, что людям не стоит ставить себя выше животных. Обитатели лесов и полей относятся к потомству с трепетом и заботой, только не всем дано это увидеть и понять.

Ответственность за «чадо» — ещё одна тема. Кроме любви, живыми существами движет желание уберечь подрастающее поколение от невзгод. На самом деле нельзя сказать точно, что ощущают птицы и звери, создавая для потомства лучшие условия. Однако сюжет миниатюры наводит на мысль, что им присуще чувство ответственности, которого порой не хватает людям. Хотя оно происходит от животного инстинкта, всё же это более высокая ступень развития. Правильное отношение ко всему живому — следующая важная тема. Хороший охотник тот, кто не расхищает природные ресурсы, а берёт столько, сколько нужно. Подло убивать лёгкую добычу — птиц и зверей, неспособных постоять за себя. Относиться к ресурсам следует бережливо, ведь они не бесконечны.

Проблематика и смысл - признание силы любви. Пёс отступает, потому что он оторопел. Животное не ожидало, что птица с такой самоотверженностью закроет собой детёныша. Собака почувствовала силу любви, признала свою слабость. Автор пишет, что Трезор выглядел «смущённым». Он сначала «остановился», а потом «попятился». Автор тоже признаёт торжество родительской любви, поэтому отзывает собаку и удаляется, «благоговея». Главная идея заключается в том, что перед силой родительской любви нужно ощущать смирение, а не проявлять агрессию. Не все люди понимают, что звери способны на высокие чувства, и мудрый автор хочет передать своё знание как можно большему количеству читателей.

Сложности нравственного выбора — ещё одна проблема, поднятая автором. Воробью, в отличие от пса, не приходится раздумывать: он слетает с дерева, когда видит, что детёнышу угрожает опасность. Собака же останавливается в замешательстве. С одной стороны, перед ней маленький комочек, с которым можно справиться без труда, с другой — пёс чувствует, что не просто так эта взъерошенная птичка появилась на его пути. Чувство, обуревающее пса, ближе не к страху, а к замешательству. В мире людей подобные ситуации заканчиваются по-разному. Родители не всегда защищают детей, рискуя собой. Автор обращает внимание читателей на то, что доброте и самоотверженности нужно учиться у природы. Её любовь бескомпромиссна и безгранична.

Смысл миниатюры «Воробей» в том, что любовь сильнее всего на свете. Она способна взять верх над страхом смерти, особенно если речь идёт о защите детёныша. Писатель выбрал в качестве главного героя маленькую птичку, хотя это могла быть и лиса, и косуля. Этот выбор неслучаен: Тургенев понимал, что читателю проще понять идею, когда она облечена в подходящую форму. Сила духа не зависит от размера тела, и даже крошечное божье создание может обладать огромным сердцем. В конце автор обращается к читателям с просьбой не смеяться над благоговением, которое он испытал по отношению к воробью и его поступку. Он предвидел, что отдельным читателям его чувства могут показаться нелепыми. Но с возрастом каждый понимает, что писатель был прав, рисуя картинку высоких отношений в мире животных. Любовь к близким и всему живому — самая большая ценность на земле.

Тургенев создаёт традиционную трехчастную композицию.

Сначала идёт зачин – неспешная завязка, рассказывающая о том, как охотник и его собака возвращаются домой.

Кульминация действия стремительна – вот пес Трезор собирается схватить птенца, а вот старый воробей уже заслоняет того своим телом.

Наконец, развязка – и она очень оптимистична: большая собака отступает перед маленьким воробышком, ошеломлённая его героизмом. Вместе с охотником они уходят с места событий, благоговея перед птицей и той силой, которая заставила её забыть об инстинкте самосохранения.

Задание 3.

«АНЧАР» (1828 г – 19 век)

А.С. Пушкин – великий русский писатель. Его творчество до сих пор производит неизгладимое впечатление на читателей и заставляет задумываться над многими вопросами. На меня, как на ценителя творчества А.С. Пушкина, оказало очень огромное влияние стихотворение «Анчар»:

В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит — один во всей вселенной.
Природа жаждущих степей

Его в день гнева породила

И зелень мертвую ветвей

И корни ядом напоила.
Яд каплет сквозь его кору,

К полудню растопясь от зною,

И застывает ввечеру

Густой прозрачною смолою.
К нему и птица не летит

И тигр нейдет — лишь вихорь черный

На древо смерти набежит

И мчится прочь, уже тлетворный.
И если туча оросит,

Блуждая, лист его дремучий,

С его ветвей, уж ядовит,

Стекает дождь в песок горючий.
Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом:

И тот послушно в путь потек

И к утру возвратился с ядом.
Принес он смертную смолу

Да ветвь с увядшими листами,

И пот по бледному челу

Струился хладными ручьями;
Принес — и ослабел и лег

Под сводом шалаша на лыки,

И умер бедный раб у ног

Непобедимого владыки.
А князь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы

И с ними гибель разослал

К соседям в чуждые пределы.
С первых строк понимаешь, что дерево анчар – это зло. Зло всегда существовало на жизненном пути человека. Нет никого кто бы не столкнулся с ним. В тексте автор скрывает за маской дерева верхушку власти. Изучая историю создания произведения, то нелегкое время, в котором писателю довелось творить, можно понять, что «Анчар» - это, своего рода, бунт против свободы слова. Царь, который отправляет человека за ядом, думает лишь о своей выгоде. Таких людей немало в реальной жизни. Люди готовы на все для достижения своих целей, не задумываясь об окружающем их мире. Казалось бы, мы должны испытывать сочувствие к рабу, который пошел за ядом. Но тут возникает двоякое ощущение. Идя по приказу, раб как бы сам становится проводником несправедливости, помогает ей свершиться. Он мог бы отказаться, протестовать, но под гнетом собственного страха принимает уготованную участь. Зло существует, но оно не может исчезнуть, само собой. Нужно всегда противостоять ему, ведь лишь борьба приведет к достижению цели.

Задание 4

Достоевский:


  1. Философия


  2. Полифонический роман


  3. Многосюжетность


  4. Психологизм




Доминантная черта – психологизм.

«Преступление и наказание»




Чехов:


  1. Материалистичность


  2. «Мимический» психологизм


  3. Лирическая ирония


  4. Лаконичность




Доминантная черта – лаконичность

«Толстый и тонкий»

«Смерть чиновника»




Толстой:


  1. «Диалектика души» (психологизм)


  2. «Мысль народная»


  3. Теория «опрощения»




Доминантная черта – «диалектика души» (психологизм).

«Война и мир»

«Детство»

«Отрочество»




Пастернак:


  1. Тонкий психологизм


  2. Глубокий символизм


  3. Переход от конкретных ситуаций к размышлениям о вечном


  4. Метафорическая насыщенность




Доминантная черта – метафорическая насыщенность.

«Февраль. Достать чернил и плакать»

"Весна"




Солженицын:


  1. Библейские мотивы


  2. Классический эпос


  3. Символичность композиции


  4. Авторская позиция


  5. Многообразие форм иронии




Доминантная черта – многообразие форм иронии.

«Бодался телёнок с дубом»

«Телёнке»

«Зернышко»




Задание 5

Героиня с которой встречается Николай Алексеевич – Надежда. Женщина лет за сорок, когда-то знавшая нашего героя, предстает перед нами в довольно опрятном виде и «..красивой не по годам женщиной...». Из разговора мы понимаем, что герои были знакомы задолго до этой встречи. Читая отрывок, невольно испытываешь симпатию к героине. Она прямолинейна, честна, откровенна и не пытается увиливать от ответов.

Важную роль в любом произведении играют описание состояния человека, небольшие подробности, художественные детали. Так, при встрече с Надеждой сердитый Николай Алексеевич вдруг воспарял духом, приосанился, от его усталости не осталось и следа. 

Художественные средства, которые использует автор всегда разнообразны: точные эпитеты, яркие метафоры, сравнения и олицетворения.

Автор смог в небольшом рассказе уместить огромный временной отрезок, раскрыть духовный мир персонажей.

Рассказ «Тёмные аллеи» был создан в рамках литературного направления реализма. Писатель стремится к максимально натуралистичному воссозданию реальной жизни. Созданные им образы, речь и действия персонажей выглядят максимально достоверно и органично. Читатель может поверить в то, что события, рассказанные Буниным, могли произойти в реальной жизни.

С точки зрения жанровой принадлежности, «Тёмные аллеи» — это рассказ. Сюжет охватывает небольшой по длительности промежуток времени и минимальное количество действующих лиц. А отсутствие какой бы то ни было конкретики подчёркивает типичность ситуации, описанной в этом произведении.

Задание 6

  1. В чём особенности композиции (построения) стихотворения?


Композиция в произведении линейная. Стихотворение можно разделить на 4 части.

- воспоминание о матери

- воспоминание об отце

- печаль о том, что расставание не скоро закончится

- сравнение самого поэта с кленом

2.  Как движется взгляд лирического героя? Что переживает лирический герой?

Лирический герой стихотворения и образ автора в данном произведении едины, их практически невозможно разделить. Есенин рассказывает нам именно о себе, своей судьбе, личных переживаниях и воспоминаниях. В произведении нельзя выделить какой-либо сюжет и его
развитие, но поэт последователен в описании. Так, в первой строфе он сообщает читателю, что распрощался с родным домом, вспоминает о матери.
Во второй строфе Есенин говорит об отце. В третьей части он переживает о том, что не скоро снова увидит родных, так как долго еще “петь и звенеть пурге”. Завершается стихотворение описанием образа клена, который для лирического героя представляется стражем Руси, дома поэта. Есенин ассоциирует себя с ним: “тот старый клен головой на меня похож”.



  1. Обратите внимание на систему повторов в поэтической речи. Какой эффект они создают, чему служат?

Задание 7.

Произведение

Обоснование ответа

Л.Н. Толстой «Война и мир»

В произведении изображена Отечественная война. Так же как и в произведении Шолохова, Толстой показывает нравственный путь главных героев.

М.А. Шолохов «Судьба человека»

В произведении изображена ВОВ. Главные герои этих двух текстов обретают смысл в ребенке. Финале общее то, что оба героя прошли через жестокие испытания, мучения, но не сдались, перетерпели все и нашли смысл жизни

Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы»

Автор описал события Крымской войны. Толстой говорит, как  в страданиях погибают люди, издавая жуткие стоны и вопли.  Л. Н. Толстой, как и М. А. Шолохов, в очередной раз доказал: война несет боль, горе и смерть.

А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

Автор рассказал о бесчинствах, происходящих после завоевания Пугачевым крепости. Бандиты убивали мирных жителей, грабили имущество и занимали их дома. Так и в романе-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон» красноармейцы пришли «на Мелеховский баз», застрелили собаку и угрожали Григорию. В обоих произведениях показан беспредел военных, от которого страдают простые люди.

А. А. Блок «Двенадцать»

В поэме А. А. Блока «Двенадцать» рассказано о революции, которая приносит людям только смерть и страдания. Красногвардейцы из «Тихого Дона» также пугают жителей, портят их имущество и убивают. В обоих произведениях революционеры не помогают людям, а лишь делают их жизнь тяжелее.


написать администратору сайта