СРС №5 Алия. Существует несколько классификаций детской литературы
Скачать 14.95 Kb.
|
СРС №5 Существует несколько классификаций детской литературы. Родо-жанровая классификация аналогична «взрослой» (эпос, лирика, драма, соотв. жанры) с той разницей, что на жанры детской литературы значительное влияние оказывает фольклор и прежде всего фольклорный жанр сказки. Отсюда и такие специфически «детские» жанровые разновидности, как повесть-сказка, поэма-сказка, драма-сказка (хотя они вполне могут быть представлены и во «взрослой» литературе; не секрет, что «Конька-горбунка» Ершов писал не для детской аудитории). Заметно и влияние народной детской поэзии на систему поэтических жанров детской литературы. Наименее развита и наименее изучена детская драматургия, которая тоже по-своему связана с фольклором (так, фольклорный жанр сказки активно взаимодействует с детской драматургией). Учитывая сказанное выше, нам просто необходимо восстановить в памяти систему жанров детского фольклора. Общепринято выделяются: «Материнская поэзия» (колыбельные песни, пестушки – словесное сопровождение телесного контакта матери с малышом, потешки – игровая развлекательная поэзия для малышей, прибаутки – забавные высказывания или стихотвореньица вне игры; небылицы-перевертыши – разновидность прибауток обучающего характера: через абсурд – представление о том, как правильно). Словесные игры (скороговорки, каламбуры, считалки). Детский смеховой фольклор (прозвища, дразнилки и т.п.; Ф. Капица и Т. Колядич сюда же относят словесно-игровые жанры – сечки, молчанки и голосянки). Детский обрядовый фольклор (детский народный календарь, заклички, небылицы, загадки, песни, детская сказка). Либо, по другой классификации, Песенный фольклор (обрядовые, исторические, лирические песни). Эпос (былины, сказки – о животных, волшебные, бытовые = сатирические). Кроме того, исследователи указывают современные жанры детского фольклора, которые также оказывают влияние на современную детскую литературу: страшилки (страшные истории); школьные альбомы (анкеты); анекдоты; граффити; пародии; садистские стишки; детские тайные языки. (современный детский фольклор собран в прекрасной книге «Русский школьный фольклор. От «вызываний» Пиковой дамы до семейных рассказов», М., 1998). Взаимодействие практически всех жанров детского фольклора с литературой свидетельствует о ее тесной связи с детской субкультурой (это тоже специфическое свойство детской литературы: «взрослая» настолько сильно не связана с какой-то одной конкретной субкультурой). Детскую литературу классифицируют и в зависимости от ее функций. Функциональная классификация: научно-познавательные произведения (школьные учебники, словари, справочники, энциклопедии и т.п.); этическая литература (художественные произведения, утверждающие определенную систему моральных ценностей: сказочно-фантастические, приключенческие, художественно-исторические, публицистические произведения); чисто развлекательная литература («Степка-Растрепка», Остер и т.п.; ближе всего стоит к детской субкультуре) – но не «этическая» ли это, только «от противного»? Кроме того, существует возрастная классификация (причем чем младше предполагаемый адресат, тем легче опознать в произведении детское): книги для младшего, дошкольного, младшего, среднего и старшего школьного возраста. |