Главная страница

Т е. учению о бытии и субстанции, уделяется большое внимание, особенно когда речь идет о движении, пространстве и времени. Задача


Скачать 17.28 Kb.
НазваниеТ е. учению о бытии и субстанции, уделяется большое внимание, особенно когда речь идет о движении, пространстве и времени. Задача
Анкор345435
Дата06.06.2022
Размер17.28 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаVebinar_2.docx
ТипЗадача
#573661

1. В философии Нового времени, прежде всего в философии XVII в., проблемам онтологии, т. е. учению о бытии и субстанции, уделяется большое внимание, особенно когда речь идет о движении, пространстве и времени.

Задача науки и философии – содействовать увеличению власти человека над природой, здоровью и красоте человека – вела к пониманию необходимости исследования причин явлений, их сущностных сил. Поэтому проблемы субстанции и ее свойств интересуют буквально всех философов Нового времени.

В философии этого периода появляются два подхода к понятию «субстанция»: первый – связан с онтологическим пониманием субстанции как предельного основания бытия; второй – с гносеологическим осмыслением понятия «субстанция», его необходимости для научного знания.

Основной вопрос философии (ОВФ). Решая проблемы под углом зрения взаимоотношения мира и человека, отношения субъекта к объекту, сознания к материи, философия сформулировала ряд моделей такого решения. Вследствие этого в ней образовались основные направления: материализм, обосновывавший первичность материи и вторичность сознания, идеализм – противоположную точку зрения, дуализм – изначальное существование двух субстанций, не связанных соотношением первичности и вторичности (однако обычно склонявшийся к идеализму). Традиционно в ОВФ выделяют также два его аспекта: онтологический и гносеологический.

Онтологический аспект ОВФ. Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные предельные характеристики бытия; отсюда следует фундаментальная онтологическая проблема философии – что первично – материя или сознание? При попытке ответить на этот вопрос, философы разделились на два противоположных направления. Сторонники того, что первичной является материя называются материалистами (так называемая «линия Демокрита»). Те же, кто уверен в том, что первичным является сознание (идея, дух) называются идеалистами («линия Платона»). В идеализме выделяются два самостоятельных направления: объективный идеализм, согласно которому первоосновой является потустороннее, божественное сознание; субъективный идеализм, где утверждается, первичность человеческого сознания, вне которого ни материя, ни дух не являются определяющими. Наряду с полярными (конкурирующими) главными направлениями философии существует и промежуточное течение

– дуализм, представители которого полагают, что проблемы первичности не существует, так как материя и сознание – это две независимые субстанции, они взаимодополняют друг друга и существуют всегда.

Гносеологический аспект ОВФ связан с постановкой и решением проблемы познаваемости мира. Представители гностицизма считают, что мир познаваем до конца и возможности познания неограниченны. Сторонники же агностицизма отрицают абсолютную прозрачность мира. Другими словами, мир до конца не познаваем, возможности познания ограничены.

2. Бытие — понятие центральное в философии. Так же как основополагающим в философии является раздел, изучающий бытие или сущее - онтология. Что значит «быть» и что «бытийствует» (Бог, идея?)? Что такое «небытие» или «ничто»? Откуда бытие произошло и куда девается? Вопрос о бытии является отправной точкой, основой всех вопросов, с которыми человек сталкивается при попытке осмыслить мир. Философские учения по-разному отвечали на эти вопросы. Но в одном были едины: «бытие» и «существование» - тождественные понятия.

Бытие – это всеобщая, универсальная и единственная в своем роде способность существовать, которой обладает любая реальность. То, что проявляется, существует, дано в данный момент, то и «бытийствует». Небытие - это отрицание бытия, то, что нельзя даже помыслить и тем более представить - тогда оно уже будет существовать! Что же существует? Бытие всеобъемлюще, многообразно и бесконечно, как правило, выделяются следующие формы существования бытия: человек (исходная точка отсчета, в существовании себя трудно сомневаться), живая и неживая природа. Они образуют как бы пирамиду, в основании которой находится неживая природа, над ней надстраивается живая природа, а еще выше человек, как единство живой и неживой природы.

Каждая из форм обладает своей спецификой, неповторимой сущностью.

Бытие вещей и процессов неживой природы - это весь естественный и искусственный мир, а также все состояния и явления природы (звезды, планеты, земля, вода, воздух, здания, машины, эхо, радуга и т.д.). Это вся первая (естественная) и вторая (искусственная - созданная человеком) природа, лишенная жизни.

Бытие живой природы включает в себя два уровня. Первый из них представлен живыми неодухотворенными телами, т.е всем тем, что имеет способность к размножению и осуществляет обмен веществ и энергии с окружающей средой, но не обладает сознанием (вся биосфера во всем ее многообразии, представленная фауной и флорой планеты).

Второй - это бытие человека и его сознания, где в свою очередь можно выделить: а) бытие конкретных людей; б) общественное бытие; с) бытие идеального (духовного).

Понятие субстанции. В истории философии для обозначения первоосновы, которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя, используется предельно широкая категория «субстанция» (от лахєиЬєІапІіа то, что лежит в основе). Представители первых философских школ в качестве первоосновы понимали вещество, из которого состоят все вещи. Как правило, дело сводилось к общепринятым тогда первостихиям: земле, воде, воздуху, огню или мысленным конструкциям, «первокирпичикам» - апейрону, атомам. Позже понятие субстанции расширилось до некоего предельного основания - постоянного, относительно устойчивого и существующего независимо от чего бы то ни было, к которому бы сводилось все многообразие и изменчивость воспринимаемого мира. Такими основаниями в философии по большей части выступали: материя, Бог, сознание, идея, флогистон, эфир и т.д.

Различные философские учения по-разному используют идею субстанции, в зависимости от того, как они отвечают на вопрос о единстве мира и его происхождении. Те из них, которые исходят из приоритета одной какой-то субстанции и, опираясь на нее, выстраивают всю остальную картину мира во всем его многообразии его вещей и явлений, получили название монизм (от греч. monos - одни, единственный). Если в качестве первоосновы берется две субстанции, то такая философская позиция называется дуализмом (от лат. dualis - двойственный). И, наконец, если более двух - плюрализмом (от лат. pluralis - множественный).

Монизм также имеет подвиды: материалистический и идеалистический. Материалистический полагает, что мир един и неделим; он изначально материален, и именно материальность лежит в основе его единства. Дух, сознание, идеальное в этих концепциях не обладает субстанциальной природой и выводятся из материального как его свойство или проявления. Такие подходы в наиболее развитом виде мы обнаруживаем у представителей Милетской школы, Гераклита, Спинозы, Маркса и у его последователей. Идеалистический монизм, наоборот, признает материю производной от чего-то идеального, обладающего вечным существованием, неуничтожимостью и первоосновой любого бытия. При этом можно выделить как объективно-идеалистический монизм (например, у Платна - это вечные идеи, в средневековой философии - Бог, у Гегеля - саморазвивающаяся «абсолютная идея»), так и субъективно идеалистический (сознание - по Беркли).


написать администратору сайта