Табу и запреты древних славян. Табу и запреты древних славян
Скачать 47.43 Kb.
|
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Байкальский государственный университет Колледж Байкальского государственного университета ДОКЛАД ПО ИСТОРИИ на тему: Табу и запреты древних славян
Иркутск 2022 ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ЗАПРЕТЫ В БЫТОВОМ И ОБРЯДОВОМ ПОВЕДЕНИИ СЛАВЯН. 4 1.1. Языковые запреты 6 1.2. Культурные запреты в русской культуре. 7 ГЛАВА 2. КАКИЕ ПИЩЕВЫЕ ТАБУ СУЩЕСТВОВАЛИ НА РУСИ. 11 2.1. Запреты не для всех 16 2.2. Денежные запреты 17 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19 ВВЕДЕНИЕКультура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения. Древнерусская культура - особый феномен в истории мировой культуры. Сложившись под множеством влияний и течений, она в короткое время (XI - XII) вв. поставила Древнее Русское государство в ряд наиболее развитых держав и Европы, и мира. Достаточно вспомнить, что Русь этого периода постоянно именуется в иностранных источниках как "страна городов". В данной работе предпринята попытка исследования такого аспекта жизни древних славян как их нравы, обычаи и верования. Тема эта неисчерпаемо, поэтому в данной работе предлагается рассмотреть ее в историческом аспекте. Прежде всего, решено обратиться к такому вопросу как жизнь, быт обычаи и верования восточных славян до принятия христианства. А затем рассмотреть те изменения в культуре славян, которые произошли с принятием христианства, а также проанализировать роль крещения и христианства в складывании древнерусской культуры. ГЛАВА 1. ЗАПРЕТЫ В БЫТОВОМ И ОБРЯДОВОМ ПОВЕДЕНИИ СЛАВЯН.Запреты, табу — это система правил, они регулируют поведение отдельного человека в личном быту, жизни сообщества и во время праздничных обрядов. Запреты относятся к области обычая, народных моральных норм и права. У всех славян существовали запреты убивать некоторые виды животных и птиц: ласок, лягушек, змей, аистов и других. Такие запреты нельзя было нарушать, это грозило самыми тяжкими последствиями: смертью самого нарушителя или его близких, стихийными бедствиями и другими несчастьями. У сербов охотники должны были совершать специальные искупительные магические действия, предотвращающие губительные последствия убийства животных, даже таких хищных, как волк. Считались опасными и избегались контакты с некоторыми животными: бытовали запреты смотреть на домашнюю змею (у сербов), допустить, чтобы змея, волк, заяц перешли дорогу человеку, нельзя было нельзя было нарушать запреты, относящиеся к "звериным" праздникам и дням (волчьим, змеиным, медвежьим), особенно у южных славян. Подобные запреты касались и деревьев: многие из них, особенно "святые" (старые дубы) и, наоборот, "нечистые" (орех, бузина, боярышник и другие) нельзя было срубать и даже рубить их ветки, надрубать ствол, некоторые деревья запрещалось сажать возле дома (у сербов часто орех), не разрешалось вносить в дом и жечь в печи дерево, сожженное молнией, на плодовое дерево нельзя было влезать женщине во время месячных, лицо, занимающееся прививкой деревьев, не должно было подходить к покойнику и т. п. Некоторые запреты относились к изготовлению и использованию бытовых предметов, особенно орудий ткачества. К веретену, берду, ниткам и другим частям ткацкого станка в определенные дни и праздники не только было запрещено прикасаться, но даже видеть их и говорить о них. Строгие запреты соблюдались при передаче предметов другим людям - подойника, цедилки и других "молочных" предметов. В некоторые праздники, поминальные дни запрещалось пользоваться острыми, колющими и режущими орудиями, такими как нож, топор, вилы, ножницы, игла, спицы, чтобы не навредить душам предков и магически защитить скот от волчьих зубов. Осторожного обращения требовали и другие предметы домашнего и хозяйственного обихода: веник, сито, решето, валек для стирки белья, печная утварь и подобные. Подробно разработанная система запретов касалась еды, особенно хлеба и некоторых обрядовых блюд. Запрещалось класть хлеб верхней коркой вниз, резать непочатую буханку после захода солнца, доедать чужой кусок, ронять крошки на пол и т. п. Особые запреты соблюдались при уничтожении уже ненужных старых бытовых предметов - ложки, веника, изношенной обуви, и ритуальных - иконы, вербовых веток, венков, лечебных трав. Некоторые из таких предметов нельзя было выбрасывать, некоторые нельзя было сжигать, а нужно было закапывать в землю, сплавлять по воде. Запреты касались и определенных ситуаций, когда могли подвергаться запрету самые привычные повседневные и необходимые действия, такие как есть, пить, смотреть, говорить, мыться, расчесывать волосы, топить печь, готовить пищу, ходить по воду, спать, вступать в половые контакты и т. д. Существуют, по народным представлениям, особенно опасные действия - кручение, завязывание узлов, плетение, шитье, прядение, которые вне сакрального и "нечистого" времени были обставлены множеством запретов. Мифологически осмысляются, считаются опасными и в известных случаях запрещаются также побелка хаты и печи, метение, волочение по земле, измерение (роста человека), пересчитывание (голов скота, летящих птиц). 1.1. Языковые запретыЯзыковые запреты ("табу слов") могли быть полными (молчание) и частичными. В защитных целях могли подвергаться запретам многие речевые акты: в определенных ситуациях запрещено здороваться (например, при севе, в доме, где находится покойник и др.), отвечать на приветствие, вообще "отзываться", благодарить (знахарку после сеанса заговаривания). Особо сильные запреты касались брани и проклятий (детям). В некоторые дни (праздники) запрещалось упоминать волка, змей, демонологических персонажей, прежде всего, черта. Многими запретами окружено употребление личных имен: настоящего, полученного при крещении имени ребенка до определенного, иногда весьма большого, срока, особенно в семье, где "не держатся" дети. У южных славян часто жена вообще не имела права произносить личного имени мужа и его родственников. Несоблюдение запретов влечет за собой, по народным представлениям, наказание для нарушителя и для всего сообщества, иногда оно даже может вызвать и стихийные бедствия, например, умерщвление и погребение в земле незаконнорожденного ребенка может вызвать град, непрекращающийся дождь, "нечестность" невесты может пагубно отразиться на скоте и т. д. Чтобы этого избежать, в случае несоблюдения запрета, нередко принимают предупредительные искупительные меры, прибегают к жертвоприношению или обману. По сербским обычаям, кары за нарушение запрета рубить священное дерево можно избежать, если на пне, оставшемся от него, обезглавить курицу тем же топором, каким было срублено дерево. В вятском обряде "троецыплятница"1, в котором запрещено было участвовать мужчинам, в случае, когда мужчина все-таки допускался, ему повязывали бабий платок, символически превращая его в женщину, или завязывали глаза, что означало, что он отсутствует. В Полесье нарушившие запрет на прядение, шитье или мотание ниток в святки, могли предупредить опасные последствия, совершив специальный обряд "рассекания веника", которым символически уничтожались все незаконные и греховные действия. Наконец, при наступлении неблагоприятных последствий сельское общество могло само применить санкции к нарушителям, например, в случае засухи ломали и обливали водой заборы, поставленные, вопреки запрету, до Благовещения, вырывали из земли труп самоубийцы и бросали его в воду или поливали его могилу водой и т. п. 1.2. Культурные запреты в русской культуре.В первую очередь связаны с областью суеверий. Плохая примета рассыпать соль, возвращаться, свистеть дома. Возникновение запретов связывается с особенностью географических и социокультурных условий на Руси – в те периоды, когда они возникали. Первый большой пласт суеверий – это приметы, изначально связанные с земледелием. Люди наблюдали за проявлениями природы, а главное, думали о влиянии различных потусторонних сил. Еще один класс суеверий, не только рассчитанных на запреты, вырос из обрядов. Большинство подобных действ носит провоцирующий характер – сделать что-то, чтобы другое желаемое что-то произошло само, то есть определенные действия ведут к определённым последствиям, иногда не самым радужным. И самый большой пласт культурных запретов пришел в современный мир из язычества. Именно языческие верования с приходом христианства начали трансформироваться в суеверия. Рассмотрим подробнее этимологию некоторых плохих примет. Свистеть дома и сегодня – плохая примета, считается, что это действие напрямую отразится на финансовом положении семьи: «Не свисти дома – денег не будет» - строгая формулировка запрета, которая известна, пожалуй, каждому русскому человеку. Но на самом деле изначально свистеть запрещалось по другим причинам. Во-первых, так можно выгнать из дома домового. По народному поверью, это существо свист очень раздражает, и в какой-то момент он может просто бросить дом, в котором жил все время и уйти в поисках лучшей жизни. А домовой, как известно, положительный персонаж, он защищает обитателей дома и помогает им. Вторая причина – свист, наоборот, очень любят все темные силы, например, бесы. Организация шабаша под собственной крышей пугала крестьян посильнее бедности, поэтому свистеть дома было нельзя. Следующий запрет – возвращаться. И для этой приметы можно найти несколько обоснований. Первое связано с другой приметой – чтобы вернуться, нужно переступить через порог. Порог древние славяне считали магическим объектом в доме, может быть, еще и потому что в некоторых традициях прах усопших предков хранился именно под порогом. Через порог нельзя здороваться и вообще разговаривать, нельзя передавать какие-то вещи, и тем более, сидеть на нем. Второе объяснение – наши предки верили, что возвращаться – это менять вектор судьбы, насильно влиять на нее, а так со своей судьбой поступать не стоит, иначе она преподнесет урок, который человеку не понравится. С просыпанной солью все несколько проще. В этом запрете не задействованы никакие потусторонние силы. В основе суеверия лежит обычный прагматизм. В крестьянских домах соль была в прямом смысле на вес золота. К тому же попробуй собери ее с земляного пола. Просыпать соль – это, действительно, к потере денег для семьи. Поэтому виноватого обычно ждало суровое наказание – это и сеть та ссора, о которой сегодня мы говорим, но которую, наверное, сегодня ждать вряд ли можно. Нельзя давать вечером в долг – сегодня эта примета почти вышла из оборота. Считается, что в таком случае этот долг тебе вряд ли вернется. На самом деле, изначально эта примета была немного шире. Был запрет на прикосновение к деньгам после заката, потому что они ночью спят. Если человек нарушал этот запрет, то настраивал против себя духов, которые в ответе за его благополучие. Но в целом народная мудрость предлагает вообще не решать никаких серьезных вопросов вечером, речь идет не только о деньгах, а вообще о любой сфере жизни: «Утро вечера мудренее». Еще одна полузабытая плохая примета – нельзя подбирать вещи на перекрестках. Это связано с верой славят в том, что именно на перекрестках лучше всего проводить разные темные обряды. На месте их проведения могут оставаться вещи, в том числе достаточно ценные. Люди верили, что колдуны прятали в них чужие проблемы. Поэтому, если не хочется подобрать себе бед, считалось, что лучше с перекрестка не брать ничего. А запрет есть с ножа работает и сейчас, просто потому что это неплохой способ защитить детей т игр с опасными столовыми приборами. Однако корни этого суеверия уходят в далекое прошлое, когда любой нож считался оружием, а значит носителем смерти, такой предмет в быту лучше лишний раз не трогать. Нельзя прибираться в доме после ухода гостей, потому что таким образом, грубо выметается прочь «дух гостя» - его след, который уходит вслед за хозяином, но очень медленно. Считалось, что приборкой можно причинить человеку вред. Эта примета выросла из другой – противоположной. Нужно сразу же вымыть полы после того, как из дома вынесут покойника. Иначе умерший человек, превратившись в какое-то недоброе существо сможет вернуться в этот дом, будет знать дорогу. Так же нужно действовать после того, как девушка была отдана замуж из отчего дома. Иначе брак будет некрепким и недолгим, дочь вернется в отчий дом, а это очень плохо – несмываемый позор для семьи. Еще одна примета – нельзя выбрасывать хлеб. Для наших предков хлеб был не просто пищей, а чем-то мистическим, почти живым существом, по крайней мере, он точно обладал «своим духом». Поэтому его не только нельзя выбрасывать, в испеченный каравай нельзя втыкать нож – будет голод. А когда хлеб готовится в доме – нельзя заниматься другими делами, потому что хлеб может обидеться. Считалось, что ароматом свежего хлеба питаются души умерших. И если хлеб никак не печется – значит хорошие духи покинули дом. Ну, а если человек сам по доброй воле – выбрасывает хлеб, ждать ему большой беды. Не стоит надевать одежду «шиворот-навыворот», то есть наизнанку. Сегодня это просто плохая примета, а раньше считалось, что такой рассеянный человек не ценит чужой труд. Одежда шилась вручную и очень ценилась. К тому же она украшалась вышивкой, которая обычно несла множество значений, в том числе защищала от злых духов. Вывернутая наизнанку вышивка спасти человека уже не могла, поэтому к нему и могла прийти беда, посланная злыми духами, которые увидели брешь в защите человека. Плохая примета о том, чтобы проходить под лестницей как раз изначально связывалась с урожаем. Своими хождениями под ней урожаю можно было навредить. Вообще с лестницей раньше было связано много примет, но до наших дней они почти все не сохранились. В Рязанской области, например, был целый ритуал для того, чтобы земля была плодородной. На Вознесение женщины пекли длинные пироги или лепешки. Они назывались лестницами. Эти съедобные лестницы несли в поле, молились «на четыре стороны», а потом подбрасывали их в небо, приговаривая «чтобы рожь моя выросла также высоко». После обряда лепешки «лестницы» нужно было съесть. Считалось, что такой ритуал приносит хороший урожай. Почти все эти суеверия – культурные запреты дожили до наших дней. Правда, их этимология, а значит, и причины – своего рода наказания за действия вопреки запретам – сегодня или трансформировались, или стерлись совсем. С историей возникновения постепенно исчезают и сами запреты народной культуры. ГЛАВА 2. КАКИЕ ПИЩЕВЫЕ ТАБУ СУЩЕСТВОВАЛИ НА РУСИ.Практически у каждого народа есть свои пищевые табу, которые имеют сакральное или религиозное значение. С древних времен на Руси существовали запреты на поедание мяса различных зверей, птиц, рыбы и даже растений. О них уже давно забыли в народе: голодные годы, революции, войны и коммунистическая пропаганда свели на нет эти старинные обычаи. И все же у русских тоже было немало пищевых табу. Известный этнограф-русист из университета Сорбонны (Париж) Галина Кабакова написала научную работу «Пищевые запреты у восточных славян и их обоснование», которая вошла в сборник статей «Категория оценки и система ценностей в языке и культуре». В своей работе этнограф указала, что на Руси табу на поедание тех или иных продуктов имеет несколько причин. А список запрещенных продуктов существенно варьировался в зависимости от века, региона, семейного статуса или даже профессиональной принадлежности конкретного человека. На питание жителей русских городов и деревень так или иначе влияли: ветхозаветные запреты, пришедшие в нашу страну с принятием христианства языческие культы тотемных животных, есть которых было строжайше запрещено экономическая целесообразность (например, лошадь важна в крестьянском хозяйстве, чтобы рассматриваться как источник протеинов) опасения, связанные с продуктами, которые нельзя назвать исконными (картофель, томаты, чай и т. п.) региональные верования, возникшие на основе христианских преданий В принципе, съедобно все, что не ядовито. Русские туристы часто приезжают из стран Западной Европы, Азии, Африки, Латинской Америки и с вытаращенными глазами рассказывают, как им предлагали съесть: лягушку, скорпиона, змею, моллюска. Жителям некоторых стран отечественная кухня тоже может показаться неприемлемой. Порой запрет на ту или иную пищу объясняется логически, но чаще пищевые табу затрагивают сферу сакральных знаний. Конина Большинство специалистов считают, что запрет на поедание конины был связан не только с экономическими соображениями, но и с бытовыми традициями русских. В былинах лошади часто упоминаются как друзья и боевые соратники легендарных богатырей. Например, коня Ильи Муромца он сам ласково звал «Бурушка». По примеру героя другие воины обычно относились к своим скакунам как к боевым товарищам. К тому же во время весенней пахоты крестьянин и его кобыла работали вместе, и животное воспринималось как незаменимый помощник. Свою лепту внес и ветхозаветный запрет на поедание непарнокопытных травоядных, к которым относится и лошадь. Легенда о младенце Иисусе, который родился в хлеву, была переосмыслена на Руси по-своему. Люди нашли оправдание тому, что они едят свиней (которых считают животными нечистыми) не только по соображениям экономической целесообразности. Галина Кабакова утверждает, что в народе существовало поверье: лошадь пыталась помочь маленькому Христу, откопать его из соломы, тогда как свинья вела себя сугубо отрицательно, наоборот, закапывая Иисуса. И якобы лошадь нельзя есть, потому что она добрая. А свинью, дескать, не жалко. И вновь мы сталкиваемся с положительным образом коня как такового. Зайчатина Ветхий Завет содержит запрет на поедание зайчатины. Этой традиции строго придерживались староверы. Некоторые жители Рязанской области, например, объясняли этнографам свой отказ есть «косого» тем, что его морда напоминает кошачью, а лапы как у собаки. Даже сходство с этими домашними животными делало зайца непригодным в пищу. Многие специалисты полагают, что у данного пищевого табу сакральные корни. Ведь «косой» для многих восточных славян являлся тотемным животным – мифологическим предком. Кроме того, в народе существует поверье, что заяц – любимец лешего, а ссориться с хозяином леса никто не хотел. Медвежатина Еще одним мифологическим предком для многих жителей Руси до принятия христианства был медведь. А еще, люди опасались есть этих животных, потому что верили в существование оборотней. Множество преданий о превращении человека в «косолапого» вызывали страх. Поедание медвежатины суеверные крестьяне приравнивали к людоедству. Козлятина На Руси считалось, что козла создал Дьявол (черт), а Бог его лишь одушевил. Вот почему некоторые староверы старались не есть козлятины. Но другие православные не видели в этом мясе ничего плохого. Так, жители рязанских, владимирских и вятских земель запросто ели коз, исключая из рациона лишь голову, ведь черт сделал ее похожей на свою собственную. Телятина Известно, что в тверских землях и ряде других регионов нашей страны люди старались не употреблять в пищу не только телятину, но и говядину. Только в случае нужды корова-кормилица могла пойти под нож. И то ее мясо обычно не ели, а продавали менее щепетильным купцам. Не исключено, что такое отношение к корове имеет древние языческие истоки, ведь славяне поклонялись этому животному, как и жители Индии. По другой версии, пищевое табу на телятину имеет вполне практическое объяснение: не стоит поедать молодняк скота, который еще пригодится. Бычок вырастет и даст гораздо больше мяса, а телочка станет кормилицей крестьянской семьи. Примечательно, что Н.М. Карамзин в своей «Истории государства Российского» одной из причин непопулярности в народе Лжедмитрия I, узурпировавшего московскую власть в 1605-1606 годах, называет его любовь к телятине, которая «считалась у нас заповедным, грешным яством». Видимо, в основе запрета на поедание телятины все же лежит сакральный смысл. Ветхий Завет признает пригодными в пищу лишь рыб, покрытых чешуей. Все остальные считаются «нечистыми», в том числе и сом. Известный этнограф Владимир Даль в своем сочинении «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа» (Москва, 1880 год издания) указывал, что эту рыбу крестьяне именуют «чертов конь». Налим, угорь и вьюн Если зайца в старину крестьяне считали любимцем лешего, то налима и угря причисляли к питомцам водяного. Злить этого представителя нечистой силы рыбаки не хотели, поэтому пойманных рыбин отпускали обратно. К тому же, у налима нет чешуи, что налагает на него ветхозаветный запрет. Жители псковских земель из-за внешнего сходства называли угря братом змея. А насчет вьюна бытовало поверье, что в эту рыбу превратились гвозди, которыми был распят Христос. Якобы некий цыган бросил их в воду, и обагренный кровью Спасителя металл ожил. Этим объяснялось, что в отличие от других рыб у вьюна в голове нет крестообразной косточки, ведь он не был благословлен Богом. Осетр с икрой К сожалению, все осетровые вместе с икрой тоже подпадали под пищевое табу, установленное Ветхим Заветом, ведь у этих рыбин нет чешуи. Впрочем, далеко не всегда русские помещики и купцы отказывались от деликатеса, так как непосредственного запрета на поедание стерлядки и осетров в Библии не содержится. В данном ряду особняком стоят раки. Поскольку они явно не являются рыбами, в народном сознании эти членистоногие животные были сродни лягушкам, которых ни в коем случае нельзя было употреблять в пищу. Жители многих регионов верили, что черти часто превращаются в раков. А нижегородцы почитали их водяными сверчками. Кроме того, членистоногие тоже питаются падалью, в том числе и трупами утопленников. Значит, есть раков нельзя, как думали многие русские. Курятина В некоторых северных губерниях сохранилось поклонение петуху, который своим криком на заре способен прогнать нечистую силу, по народным поверьям. Такую птицу есть – грех. Вспомним хотя бы пушкинского «Золотого петушка». Некоторые староверы отказывались от курятины, поскольку в их среде бытовали легенды о недостойном поведении этой птицы, когда младенец Иисус находился в яслях. Якобы Христос прятался, зарывшись в солому, а курица своими лапами ее разгребала. Налицо аналогия с противопоставлением лошади и свиньи в аналогичной легенде. Только положительными противниками нехорошей курицы в этом случае выступают гуси и утки, спасавшие младенца. Нечистые В основном, птицы делились на чистых и нечистых. Одних не ели из-за их святости, других – по причине негативного отношения. Так, в категорию «нечистых» попадали все падальщики (вороны, сороки, галки), а также хищники (ястребы, соколы). На юге Руси и в Поволжье бытовал строжайший запрет на поедание воробьев. Считалось, что эта птица продлила страдания Христа на распятии. Якобы воробей прыгал и кричал: «Жив, жив!» Поэтому, дескать, палачи-римляне не спешили прекратить мучительную казнь. В народе верили, что Спаситель в последний миг своих страданий проклял эту птицу. Чистые Некоторые виды птиц считались слишком благородными и даже святыми, чтобы их есть. Так, голубь ассоциировался с христианскими добродетелями. Аистов, журавлей, жаворонков, ласточек, горлиц и ряд других пернатых тоже почитали в народе. В отдельных деревнях говорили, что в этих птиц превращаются души умерших предков. Лебедь Особняком в этом ряду стоит лебедь, которого подавали к столу во время боярских застолий почти до XVII века. Но затем эта птица была исключена из рациона. Возможно, сказался ветхозаветный запрет на поедание лебедей, или их банально почти всех перебили охотники. Согласно другой версии, многие повадки этих птиц людям напоминали человеческие: процесс ухаживаний самцов за самками, супружеская верность, семейственность. Не случайно девушек сравнивали с лебедушками. А пушкинская царевна, вообще, превращалась в эту красивую и гордую птицу. Как же ее съешь? Растения Многие русские с осторожностью пробовали продукты чужеземные, недавно привезенные в страну. Кулинария – явление традиционное, и всякие новшества перенимает не сразу. Особенно сурово ко всему непривычному относились староверы. Они долго отказывались от употребления в пищу картофеля, томатов, других «новых» овощей и фруктов. Например, картошка считалась творением Дьявола, который так неудачно пытался воссоздать райские яблоки. Но Бог якобы проклял эти плоды, и они стали расти под землей, при этом почернев. Некоторые поборники традиций презрительно называли клубни картофеля «собачьи яйца», имея в виду их неблагородное происхождение. Поговаривали даже, что из клубней можно при желании высидеть мышей. Привозимый из Индии чай тоже не угодил староверам. Они связывали его название со словом «отчаянье». Репутация кофе была еще хуже. Архангельские староверы, например, думали, что эти зерна возникли из утробы предателя Иуды. Хрен, табак и хмель тоже имели плохую историю: они якобы не поклонились Христу. По другой версии, эти растения расцвели после распятия, тогда как другие представители флоры завяли, горюя о смерти Спасителя. А все потому, что создателем хрена, табака и хмеля в народе считали Сатану. 2.1. Запреты не для всехЭтнограф Галина Кабакова отметила в своей работе, что отдельные пищевые запреты касались лишь некоторых категорий населения Руси. Например, несчастные женщины, похоронившие своих детей, не ели яблок до Яблочного спаса. А в некоторых селах это табу распространялось и на ягоды, вкушать которые нельзя было до Петрова (12.07) или даже Ильина (2.09) дней. Молодым женщинам, планирующим беременность, не рекомендовались в пищу яйца с двумя желтками или сросшиеся плоды, орехи. Считалось, что это может магическим способом привести к рождению близнецов. Учитывая уровень медицины той поры, вероятность, что такая беременность закончится трагически для женщины и ее малышей, была довольно высокой. Интересно, что маленьких детей не кормили щукой не только из-за большого количества колючек. На Руси считалось, что у этой рыбы зубы меняются каждый год. И якобы у малышей из-за щучьего мяса может прекратиться рост зубов. Пастухам, которые в весенне-летний сезон подолгу пасли стада вдали от населенных пунктов, нельзя было есть яйца диких птиц и лесные ягоды. В данном случае логика запрета очевидна: легко отравиться, перепутав безопасные ягоды с ядовитыми, а помочь пастуху в этом случае будет некому. Да, и разорять птичьи гнезда нехорошо. Но настоящими рекордсменами по пищевым табу были беременные женщины. Им запрещались: мед – ребенку грозит золотуха; рыбу – малыш долго не сможет говорить; погрызенный мышами хлеб – родится слепым; кутью – ребенок не вырастет. Впрочем, большинство вышеупомянутых табу носили региональный характер, соблюдались не всеми и не всегда. Постепенно они стали вытесняться из народной памяти. Единственной трапезой, при подготовке которой сохраняются бытовавшие раньше пищевые запреты, являются поминки – ритуальное действо, имеющее тесную связь с сакральным миром. 2.2. Денежные запретыОчень давно существует такая примета, что деньги нельзя передавать непосредственно из рук в руки. Многие до сих пор считают, что это действие приведёт к неминуемым финансовым потерям. С древних времён колдуны и волхвы проводили с деньгами всякие тёмные обряды, которые по непонятной причине не действовали, если положить монеты и купюры на что-то деревянное. Язычники считали, что предметы из дерева способны нейтрализовать порчу или сглаз. Поэтому, чтобы не навлечь на себя беду, деньги следовало класть на прилавок, на стол, а в крайнем случае - уронить на пол. В первую очередь наши предки ценили достаток в семье, который, как считалось, напрямую зависит от действий людей. Деньгам тогда приписывали магическое значение, а еще с их помощью наводили порчу. Именно поэтому появилась старинная примета, запрещающая передавать деньги из рук в руки. Подобная неосмотрительность могла стоить человеку финансового благополучия, но, если передача денег была неизбежна, нужно было положить деньги на деревянную поверхность, так как дерево нейтрализовало плохую энергию. Именно поэтому даже сейчас многие люди, отдавая крупную сумму денег, кладут их на пол или стол. Деньги так же запрещалось отдавать вечером или передавать их через порог, якобы подобные действия приведут к потере достатка семьи. Нельзя было и поднимать деньги, которые кто-то потерял, иначе в семье могло случиться горе. ЗАКЛЮЧЕНИЕЛюбой из уже «хорошо подкованных» в теме людей, увидев такой заголовок, может сразу мысленно спросить: «Какие такие запреты?», и подумать: «Вот в христианстве (исламе, иудаизме и так далее) – вот там запреты!». И, конечно же, будет прав. Но отсутствие табу в славянском язычестве не означает, что язычникам было «разрешено всё». Просто каждый человек знал, что по нраву богам, а что нет. Сложившиеся традиции и уклад учили правильному не хуже, а скорее и лучше церковных книг. А идти против Рода, против Природы было в те времена просто сумасшествием. Поэтому все запреты напрямую зависели либо от элементарного здравого смысла, либо от понятий «добра и зла» (Прави и Нави), либо от сложившихся примет и поверий. И это не мешало славянам жить в мире и согласии. В том числе в согласии со своими предками, а следовательно, и богами. Но, как характерно для любого язычества, стихийно могли возникать традиции или обряды, которые сводились к запрету чего-либо. Слово «стихийно» использовано не просто так. К примеру, происходила какая-то катастрофа, либо год оказывался неурожайным, либо иноземцы совершали набег. И наши предки решали, что боги прогневались на них и начинали искать причины этому. Так и возникали «табу». В качестве примера можно привести следующее: считалось, что телятину есть нельзя. Это легко объясняется с современной точки зрения: если лишить корову телков, то она будет давать всё меньше и меньше молока. В то же время того, что было запрещено церковью в первые годы после принятия Русью христианства, оказалось многим больше, чем «табу», сложившихся за всю историю язычества. То, что раньше считалось вполне нормальным в обиходе, становилось «кощунственным», «вероломным». К примеру, русский мат сделала «нецензурной бранью» именно церковь. Список использованных источников Демин В., Тайны русского народа, М., "Вече", 1997 г. Кривошеев Ю. Религия восточных славян накануне крещения Руси http://old-rus. narod.ru/articles/art_12. htm Сайт www.history.ru Википедия - свободная энциклопедия Материалы сайта Российского Этнографического Музея www.ethnomuseum.ru 1.Ожегов С.И. Словарь русского языка: 53 000 слов - 24-е изд., испр. / Ожегов С.И.; [под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова]. - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2008. - 1200 с. Валянский С.И. Явление Руси / С.И. Валянский, Д.В. Калюжный, - М.: КрафтЛеан, 1998. - 252 с. Гумилёв Л. Н. От Руси до России: очерки этнической истории / Л. Н. Гумилёв - М.: Экопрос, 1992. - 336 с. Даркевич В.П. Происхождение и развитие городов Древней Руси (X-XIII вв.) / В. П. Даркевич // Вопр. истории. - 1994. - № 10. - С.50 - 60. Кондрашов Н.А. Славянские языки: учеб. пособие для студентов филол. спец, пед. ин-тов. / Н.А. Кондрашов - 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1986. - 239с. Личман Б.В. История России. Теории изучения. С древнейших времен до конца XIX века: учебное пособие, книга первая / Б. В. Личман - Екатеринбург: СВ-96, 2001 г. - 368 с. Путилов Б. Древняя Русь в лицах: боги, герои, люди / Б. Путилов. - СПб.: Азбука-классика, 2008. - 368 с. Пятецкий Л.М. История России: восточные славяне в древности / Л. М. Пятецкий.- М.: Моск. лицей, 1995. - 91 с. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. / Б. А. Рыбаков - М.: Наука, 1987. - 307 с. Супрун А.Е. Введение в славянскую филологию: учеб. пособие для филол. фак. универ. / А.Е. Супрун, А. М. Калюта. - Минск: Высшая школа, 1981. - 432 с. ил. 22 см. Чудакова Н.В. Я познаю мир: дет. энцикл.: история / Н.В. Чудакова, А. 1 "Куриный обед" - троецыплятница - это чисто вятский обряд, очень древний (архаичный), в других местах России этот обряд не проводился. В обряде участвовали только женщины: вдовы, жены "одномужнии" (побывавшие замужем 1 раз) и повивальные бабки. Поводом для такого обряда были тяжелые роды, болезни в семье и другие семейные несчастья, поэтому обряд можно было проводить в любое время года. |