Главная страница
Навигация по странице:

  • Формирование философской антропологии. Основные идеи

  • 2. Что такое Человек, духовная сущность человека

  • Духовная сущность человека

  • 3 Фрейдизм и неофрейдизм

  • «коллективного бессознательного». 2. Вильгельм Райх (1904-1984) - австр. психолог, ввел понятие «сексуальная революция»

  • «жизненного стиля»

  • 4 Понятие ценности. Аксиология

  • 5 Этические ценности

  • 6 Эстетические ценности

  • философия. филос 13. Тема 13. Философия человека и ценностный мир Вопросы Понятие ценностей. Основы теории ценностей


    Скачать 35.05 Kb.
    НазваниеТема 13. Философия человека и ценностный мир Вопросы Понятие ценностей. Основы теории ценностей
    Анкорфилософия
    Дата07.12.2021
    Размер35.05 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилос 13.docx
    ТипДокументы
    #295683

    Модуль 2.Основы философского понимания мира

    Практическое задание №13.

    Тема 13. Философия человека и ценностный мир

    Вопросы 1.Понятие ценностей. Основы теории ценностей.

    2.Человек как символическое животное: Э.Кассирер

    3.Человек играющий: И.Хейзинга

    4.Человек одномерный: Г.Маркузе

    Человек и его ценностный мир


    • 1. Формирование философской антропологии, основные идеи.

    • 2. Что такое Человек, духовная сущность человека.

    • 3. Фрейдизм и неофрейдизм

    • 4. Понятие ценности. Аксиология.

    • 5. Этические ценности.

    • 6. Эстетические ценности.

    • Формирование философской антропологии. Основные идеи Философская антропология - философия человека.

    Философская антропология - это философское учение о человеке, его «сущности» и «природе».

    Философская антропология как самостоятельное учение появилось в начале 20 века, в период между двумя мировыми войнами 1914 - 1939. С одной стороны, шло уничтожение человека: война, нацизм, когда с человеческой личностью не считались, шло массовое уничтожение человека, с другой стороны, это послужило поводом взлета мысли о ценности человека. Не случайно, философская антропология, как специальное направление философии о человеке, появилась в Германии и она связана прежде всего с именами:

    Макс Шелер (1874-1928),

    Гельмут Плеснер (1892-1985),

    Арнольд Гелен (1904-1976).

    Макс Шелер - один из основателей философской антропологии, аксиологии (учение о ценностях), социологии знания. Работы о человеке: «Идея человека» (1915). «Положение человека в космосе» (1928). По

    Шелеру, отличие человека от других живых существ заключается в самосознании, в способности опредмечивать свои психические состояния, т.е. связывать и осмыслять свои переживания с явлениями и предметами. Если животное накрепко привязано к среде обитания, то человек «открыт миру». Его положение в космосе определяет разрыв со своим непосредственным окружением, экс-центричность, в отличие от «цеитричности» животных. Человеческий дух — это свобода, экзистенциальная независимость от всего органического. Дух и жизнь «плоти» находятся в единстве (в противовес утвердившегося представления в европейской философии от Декарта о противопоставлении разума и тела, духовной и материальной субстанций).

    Шелер усматривает сущность человека не в мышлении (как Декарт) или волении (как Кант), а в любви. Человек есть любящее существо, жизненный мир человека организован согласно уровням любви (ordoamoris). При этом Шелер выдвигает свое представление о ценностях, которые переживаются человеком. Ценности - особое царство, они всегда и везде есть (как мир идей Платона). Они трансцендентно предсуществуют и словно ждут их раскрытия и принятия через значимость для человека. В мире человека ценности постигаются каждым человеком отдельно в акте интуитивного познания, в эмоциональных актах личности. Ценности образуют иерархию по предпочтению. В человеческой истории складываются общечеловеческие ценности. Отношение к ценностям определяет нравственное поведение человека, нравственные ценности встраиваются в жизненный мир человека.

    • 1) Гельмут Плеснер 1985) в работе «Ступени органического и человек» (1928) стремился обосновать философскую антропологию как специальную, научно-философскую дисциплину, исключив геоцентрическую картину мира и утверждая центральное и исключительное положение человека в мире на основе «тела» в смысле особой биофизической природы человека. Вместе с тем философ трактует человека как непостижимую тайну бытия.

    • 2) Арнольд Гелен (1904-1976), трактат «Человек. Его природа и положение в мире» (1940). Человек понимается как животное, «недостаточное существо» (выражение немецкого философа 18 века Гердера), т.е. неукорененное в природе, лишенное прочной опоры в мире, что побуждает человека к деятельности, вынужденного создавать себе искусственный мир культуры.

    В философской антропологии XX века можно выделить две парадигмы: философию жизни и экзистенциализм (философию существования). Философия жизни исходит от Ф.Ницше, экзистенциализм -от С. Кьеркегора. Особенно повлияло французское направление экзистенциализма XX века.

    Основные идеи философской антропологии:

    • 1. Человек - центр всегда и везде, - исходный пункт философии. Философия - это антропология.

    • 2. Модусом (свойством, способом) человеческого существования является возможность. Человек делает себя сам тем, что он «есть».

    • 3. Человек осмысливает весь мир, антропология связывает мир в одно целое. Множественные представления о мире - это всё от человека, его мнений. Сам человек больше, чем все дискурсы и мнения.

    • 4. Человеческое сознание есть самосознание, специфика человека заключается в способности к рефлексии, т.е. сознание обращено на самое себя.

    • 5. Человеческое бытие есть бытие осознанное, здесь важно, как человек относится к своему бытию. Особым экзистенциалом выступает ответственность за свое человеческое существование',

    • 6. Человеческий опыт есть опыт практической активности. Человек сам творит мир, в котором живет, точнее, человек сам «ведет жизнь». И в марксизме человеческое бытие обусловлено практикой.

    • 7. Философская антропология - противопоставляется онтологии и метафизике. Не принимаются рассуждения о запредельных первоначалах, оторванные от человека, то, что нечто вечное, неизменное ставится выше человека, то, что рационально устроенный мир сам по себе ведет к знанию.

    Знание в онтологии и теории познания в европейском сознании ставилось выше любви к человеку. В философской антропологии знание природы, наука не должны быть выше человека. Любовь к знанию оказалась несовместимой с любовью к человеку. В России, по словам Гоголя, Бердяева никогда не любили человека. Так Гоголь писал: из...: религия учит любить человека, а как полюбить человека, если он.../

    Запад увлекался знанием. Знание проектируется нечеловеческим взглядом на мир. Запад потерял человека. Восток сохранил. Поэтому Запад идет на Восток (К.Юнг).

    В философской антропологии как философском учении о человеке сложились разные концепции. Они различаются по вопросу из чего исходит философия человека, из «Бытия», «духа», «души», «спасения», «жизни», «экзистенции», «личности», «свободы». Однако все они направлены на понимание и определение «что такое человек».

    2. Что такое Человек, духовная сущность человека

    Взгляды на человека и идеи человека устанавливались с античности: Протагор»человек есть мера всех вещей...», Сократ «Познай самого себя», Платон «идея человека» восходит к Благо, Аристотель.

    «Человек» - понятие многоуровневое, многогранное. Природа человека тройственна: био-социо-культурное существо. Или человек - существо «природное, социальное, духовное».

    Схема:

    внебиологическое, ценностно-информационное

    социально, деятельностное биологическая основа

    Для характеристики человека как индивидуального и общественного феномена используется понятия человек, индивид, личность.

    Человек - представитель Homosapiens родовая, биосоциокультурная сущность.

    Индивид - единичный конкретный уникальный субъект человеческого рода.

    Личность - индивид, сознающий и реализующий свою индивидуальность. Индивид становится личностью в ходе социальных связей, деятельности, проявляет определенные качества, характеристики.

    Человек больше чем личность, трансцендирующее существо. Личность действует сознательно, но в поступках человека проявляется часть бессознательного, неожиданные порывы и поступки, которые предугадать, зная личность, не всегда можно.

    Современный синергетический подход и эволюционная теория считают, что человек является продуктом космической эволюции (что не исключает тайны его происхождения). Особенность существования человека в том, что человек взаимодействует с Природой. В отличие от животных он не адаптируется к среде, а целенаправленно встраивается или изменяет природу, создает культуру («вторую» природу). Основой практического освоения действительности являются труд, язык.

    Человек имеет не одно, а два «тела»: биологическое тело и «неорганическое тело» цивилизации (усилители естественных органов человека, например, кувалда, экскаватор - как продолжение руки человека; повозки, велосипед, машина - как продление человеческих ног и т.д.). При этом естественно-природное тело человека Homosapiens (ДНК) не изменяется, а «тело» цивилизации растет, изменяется, расширяется. Вся история человечества - это разрастающееся неорганическое тело цивилизации. Она представляет собой трансформацию природной биоэволюции на ранних стадиях развития человеческого естества, переходя в эволюцию «неорганического тела цивилизации», то есть роста и усовершенствования способов жизнедеятельности. Креативная практическая деятельность человека вынуждает его выстраивать сложную систему социальных связей и взаимоотношений

    Схема:

    Дух

    Социум

    Органическое тело

    Неорганическое тело цивилизации

    Неорганическое тело цивилизации

    Духовная сущность человека

    Основополагающее качество человека - духовность.

    Четыре аспекта духовности:

    1. Духовность человека всеобъемлющая и многогранная. Она включает рациональное, эмоциональные, ценностно-мотивационные стороны, ясность мысли и смутно ощущаемые установки, другие состояния. Под духовностью понимаются

    духовные процессы (духовное) - это научные теории, философские идеи, нравственные ценности, религиозные верования, эстетический опыт, обыденно-практические знания.

    Все грани духовной жизни находятся во взаимосвязи, единстве и целостности.

    • 2. Духовность человека существует как идеальность. Идеальные представления находят выражение в языке, речи.

    • 3. Духовность представляет собой внутренний мир человека. Это интимная жизнь человека, представление о себе самом, особенность собственного Я; Я как бытие (существование).

    • 4. Духовность как мера развития человека. Иногда под духовностью понимают нравственные качества, принципы человека, культуру поведения, усвоение достижений культуры, которые обусловливают его жизнедеятельность.

    Человек живет, действует, опираясь на духовность как форму самоидентификации. Самоидентификация человека определяется осознанным или интуитивным отношением к миру и самому себе, фундаментом которого является принадлежность индивида к чему-то более целому, общезначимому, т.е. долженствованием, ответственностью. Самоиндентификация проверяется вопросом: «Кто ты такой?». Ответом может быть: человек, россиянин, студент, сын или дочь, экономист, юрист и т.д., что выявляет чувство и понимание принадлежности к какому-то роду-племени, или человеческому роду вообще, обществу, государству, космосу.

    Нравственные (или моральные, этические, что одно и то же) критерии -долженствование, долг, ответственность.

    Сущность человека определяется его человеческим достоинством: 1) принадлежность к человеческому роду

    • 2) чувство собственного достоинства (выявляет связь с окружающим миром, внутреннее благородство)

    • 3) личностная нравственная оценка.

    Достоинство человека определяют субъективно-личностная, социально-ориентированная, антропологическая (человеческий род по природе) стороны.

    Человеческое достоинство - это абсолютная этическая ценность, содержащая в себе неизменное ядро нравственных добродетелей (мудрость, ответственность, справедливость, мужество, рассудительность и др.) и принимающая конкретные значения в современном социокультурном пространстве путем осуществления человеком своей моральной сущности, утверждающей себя в творчески-созидательной деятельности, общении и являющейся гарантом ответственности человека в разных ипостасях субъект-объектных отношений.

    3 Фрейдизм и неофрейдизм

    Фрейдизм и неофрейдизм представляют философское направление психоанализа. Психоанализ - одно из философских течений XX в. Основателем является врач-психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Он открыл в человеке сферу бессознательного, которое содержит большое количество переживаний (затаенных, спрятанных). Бессознательное во многом определяет работу сознания, поведения человека. Многие переживания сознание «забывает», вытесняя в бессознательное. Они мучают человека, например, в снах («Толкование сноведений», 1900).

    Фрейд отверг гипноз, задачей которого было вызывать воспоминания, а применил другой метод - метод свободных ассоциаций, т.е. пациенту предлагается говорить всё, что приходит на ум, бессвязно, не подбирая слов, как получится. Из этого «набора» наговоренного он «вытягивал» бессознательное, которое помогало разобраться в причинах.

    Фрейд разработал концепцию человека, в которой вывел три составляющие основы: Оно - Я - Сверх-Я.

    Схема:

    Оно (ісі)Я - личное (Еео)Сверх-Я (Super-Ego)

    безличное

    личное

    переживаемое

    страх перед совестью

    сверхличное осознаваемые нормы морали

    инстинкты, бессознательное

    вне морали

    «Я» находится во внутренней борьбе, переживаниях между аморальными инстинктами и нормами морали, страхом перед совестью под действием натиска внешнего мира, что и вызывает неврозы.

    В центре фрейдовской концепции два понятия:

    • 1) либйдо — сексуальный инстинкт, влечение (Фрейд не используют слово «любовь»);

    • 2) сублимация - вытеснение сексуального инстинкта, овладение инстинктом, которое находит выход в искусство, науку, творчество. Фрейд переосмыслил понятие «сублимация» (лат. sublimo), которое в XIX веке трактовалось как переключение духовной энергии с неприемлемых соцально-культурных отношений из-за низменных целей на цель приемлемую, высшую, возвышенную, нашедшую выражение в сфере искусства и литературы (Новалис, Шопенгауэр, Ницше). По Фрейду, сублимация - это переориентация сексуального влечения (либидо) на цель, далекую от сексуального удовлетворения, и преобразование инстинктов в творческую деятельность, нравственные поступки, т.е. овладение инстинктом и выход его энергии в религиозные культы, искусство, научную деятельность.

    Открытие сферы бессознательного, точнее «трансферы» бессознательного, а именно: роль инстинктов, либидо со всеми страстями, желаниями, смятениями, стремлениями человеческой души, удовольствия и неудовольствия, неудовлетворенность - это достижение психоанализа. Однако сублимация в современной психологии творчества отрицается. Она не применима к объяснению творчества гениев, раскрывшегося в раннем детстве «нормальных» гениев в сексуальном отношении и в жизни, например у Моцарта. По словам М. Шелера, понятие сублимации Фрейда слишком узко, чтобы объяснять движение духа, сам «принцип духа, «единство духа и жизни» - это способность вступать в отношение к своей собственной природе, утверждать или отрицать собственные влечения, что не может объяснить «теория вытеснения Фрейда». Современный американский психоаналитик-экзистенциалист Ролло Мэй решительно отвергает сублимацию как перенос чувств, влечений в творческую деятельность и связь творчества с невротическими явлениями. В нашей культуре достаточно психических отклонений, неврозов, депрессий, но их нельзя сводить к ассоциациям творческих способностей.

    Неофрейдизм - философско-психологические концепции, появившиеся под влиянием психоанализа 3.Фрейда, представлен следующими выдающимися именами:

    • 1. Карл Густав Юнг (1875-1961) - швейц. Психолог, утвердивший понятие «коллективного бессознательного».

    • 2. Вильгельм Райх (1904-1984) - австр. психолог, ввел понятие «сексуальная революция» в борьбе за переустройство общества (соединил фрейдизм и марксизм)

    • 3. Альфред Адлер (1870-1937) - австр. психолог, считал, что характер человека вырастает из его «жизненного стиля», обусловленного влиянием социума.

    • 4. Эрих Фромм (1900-1980) - нем.-амер. Философ, психолог, социолог: подлинная ценность человека заключается в способности к любви как переходу от эгоизма к альтруизму, когда в процессе овладения искусством любви происходит изменение в характере человека, переход от обладания к бытию, уважение.

    Они уделяли большое внимание защитным механизмам человеческой психики, таких какпроекция, идентификация, рационализация и др. Например, Юнг расходился с Фрейдом по двум принципиальным положениям: роли сексуального начала в психической жизни трактовка природы бессознательного. Он использовал по-другому понятие «либидо» -не сексуального характера, а психическая энергия вообще, в широком смысле и выдвинул концепцию архетипов коллективного бессознательного. Коллективное и безличное уходит корнями в глубокую древность: действие образов добра и зла, «мессия - спаситель», «дьявол - искуситель», др.

    4 Понятие ценности. Аксиология

    Человек живет в мире ценностей и ориентируется в жизни согласно переживаемым им ценностями. Что такое «ценность»? Приведем понятия ценности.

    • 1. Ценность - то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием и почтением. Ценности являются не свойством какой-либо вещи, а сущностью и одновременно условием полноценного бытия объекта. (Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА - М., 1998).

    • 2. Ценности - это обобщенные, устойчивые представления о значимых для личности материальных или идеальных объектах, представление о чем-то как о предпочитаемом, как о благе.(Философия: Университетский курс / Под общ.ред. проф. С.А. Лебедева. 2003).

    Ценности — это то, что важно, значимо, свято для человека, то, во имя чего осуществляется жизнь.

    Ценность имеет личностные свойства, т.е. переживается и проживается каждой личностью. Наряду с этим, существует понятие общечеловеческих ценностей, это установившиеся в культурной традиции представления о ценностях во благо человеку. К общечеловеческим или интерсубъективным ценностям относятся такие ценности как природа, жизнь, здоровье, труд, знание, искусство, любовь, семья, справедливость, свобода и др. У каждого человека есть своя иерархия ценностей, которая определяет его этикоэстетическое отношение как ценностное отношение к миру. Набор ценностей многообразен и не подлежит единой классификации, ценности могут быть разного рода: этические, эстетические, социальные, профессиональные, семейные и т.д.

    Ценностями могут выступать потребности, интересы, намерения, цели, планы личности, идеалы. Существуют разные подходы к понятию ценности: идеалистический (трансценденталистский), материалистический (марксистский).

    В трансценденталистской теории ценностей ценности всегда есть (как мир идей Платона), они предсуществуют нашему открытию для себя, как бы ждут их принятия как значимостей в жизни, ценности ведут человека к высшему смыслу. Путь к высшему смыслу в человеческой жизни - это восхождение через значимости к ценностям и смыслу (М. Шелер).

    Марксистская теория ценностей развивалась в философской науке советского периоде, которая к проблеме ценностей обратилась в начале шестидесятых годов, первый труд был В.П. Тугаринова «О ценностях жизни и культуры» (1960). В нем говорится, что ценности суть те явления природы и общества или класса, которые выступают в качестве действительности, цели или идеала. В марксистской философии представления о ценностях определялись сферой духовной деятельности человека, его нравственными установками. Система ценностей - это внутренний стержень культуры. Ценность характеризует особую область человеческого сознания. При этом Н.З. Чавчавадзе писал, что деятельность человека, определяемая потребностью, никак не может быть свободной, созидающей новые ценности. Деятельность по потребностям - это значит совершать действия в зависимости и во власти желаний - это правда, но не вся. Свобода человека есть всегда освобождение от власти низших ценностей, выбор высших ценностей и борьба за их осуществление («Культура и ценности», 1984). Марксистская теория ценностей признавала присутствие в ценности того, что говорит о сверхпознавателыюй способности человека: «...чтобы допустить возможность усмотрения ценности в объекте, в котором человек видит только естественные свойства, приходится признать существование какой-то совершенно особой познавательной способности - интуиции» (О.Г. Дробницкий «Некоторые аспекты проблемы ценности»).

    Уясним наиболее важные опорные моменты в понятии «ценность», а именно:

    • а) ценность имеет личностное свойство,

    • б) она есть свойство глубинного слоя личности,

    • в) отличается направленностью на то, что конституирует внутренний мир личности (в настоящем и будущем),

    • г) ценности обеспечивают уникальное субъективное бытие,

    • д) ценности переживаются, а не познаются и понимаются. Можно знать об общечеловеческих ценностях, но будут ли они личностно переживаемыми - это проблема. Ценности и блага как значимости в нашем сознании представляются как значимое для меня (субъективные) и общезначимое для всех (интерсубъективные, общечеловеческие).

    Аксиология как философская дисциплина, исследующая свою основную категорию «ценность» и ряд проблем, связанных с ней, в частности, ценностные суждения, отношения, иерархию ценностей, получила начало развития в XIX веке у Р.Г. Лотце, который ввел понятие значимости, ценности в логике и метафизике. Сам термин греческого происхождения «аксиология» утвердился в научном обиходе в начале XX века. Аксиология означает «учение о ценностях», цель которого - исследовать высшие смыслообразующие принципы, как условие необходимого общезначимого различения истинного и ложного в сфере познания, добра и зла в этической сфере, прекрасного и безобразного в области эстетики. В категории ценность соединились, с одной стороны, «стоимость», оценка, с другой - то, что над этим стоит, а именно: благо и цель в высшем смысле этого слова.

    Ценностный мир человека включает мировоззренческие, религиозные, этические, эстетические, правовые, политические и другие ценности.

    Этические и эстетические ценности составляют основу ценностного сознания, а философские дисциплины«Этика» и «Эстетика» способствуют формированию этических и эстетических ценностей.

    5 Этические ценности

    Этика - практическая философия, которая ставит своей задачей исследование вопросов, относящихся к человеческому поведению, к регуляции отношений в системе «Человек - общество - природа». Этика рассматривает вопросы: «как правильно жить», «как можно достичь счастливой жизни с помощью своего разума», Предметом изучения этики является человек в ситуации морального (нравственного) выбора. Понятия «этический», «нравственный», «моральный» - взаимозаменяемы.

    Этические ценности - это диалектика добра и зла, долг и совесть, свобода и ответственность, справедливость и смысл жизни, поступок и мужество, любовь и счастье, нравственный самоконтроль (совесть, стыд, вина, раскаяние, прощение), способы регуляции отношений, Этика дает представление о том, что в основе законов общества, юридических норм и прав человека лежит этика человеческого достоинства. В Конституции РФ, защищающей достоинство человека, в статье 21 записано:

    «Достоинство личности охраняется государством.

    Ничто не может быть основанием для его умаления.

    Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию».

    Утратив достоинство, человек просто перестает существовать. В древней китайской философии сказано, что «Целостная жизнь занимает первое место, ущербная жизнь - второе место, смерть - третье, а жизнь под гнетом - последнее место». Самое страшное для человека - это потерять достоинство, что означает ущербную жизнь и быть под гнетом, испытывать разные формы насилия, когда утрачивается человеческое в человеке.

    Марксистская антропология дала такое понимание человека: родовая сущность человека - производить, созидательно-творческая. Человек -производитель, а производить новое он может в сообществе с другими и во взаимодействии с природой. Но производитель - он же потребитель. Быть производителем, созидателем достойно, а быть потребителем - достойно ли? Вот в чем вопрос. Если все время производить, то растет вкус к потреблению, и человек не может остановиться в своих потребностях производить неустанно, достаток иррационален, не ограничен. Само понятие «достойное» указывает на высокое качество состояния чего-либо, полноту, достаток. А понятие «достаток» указывает на то, что все время надо тянуться к «до-стать», при этом, где предел «до-», «до-стать» или «до-быть», т.е. добывать неустанно можно, но добыть совершенное невозможно. Тогда где же оптимальная степень достоинства человека-потребителя - остается вопросом глобального мира. Достоинство имеет две стороны: метафизическую безграничность как путь к совершенному и феноменальное проявление достоинства в границах возможного. Достоинство человека с точки зрения этики заключается в нравственной силе.

    Здесь следует подойти к проблеме человеческого достоинства, взывая к разуму и чувству долга, ответственности, экзистенциальному переживанию добродетелей. Следовательно, человек вынужден сдерживать себя, помня, что «мера» и «умеренность», как известные с древности постулаты, остаются неизменным ядром современного изменяющегося мира.

    Ценностным ядром достойной жизни выступает мера потребительских запросов, этическое содержание творческой деятельности, этика ненасилия и ответственность перед будущим человечества.Достоянием человечества является сама жизнь как ценность, продлеваемая при условии гармонизации национальных, экономических и других отношений. Человеческое достоинство в условиях современного глобального мира — это абсолютная этическая ценность, содержащая в себе неизменное ядро добродетелей, таких как мудрость, мужество, справедливость, этику долга и ответственности, этику ненасилия, принцип меры и умеренности при осуществлении человеком творчески-созидательной деятельности, общения, потребления.

    Этические ценности пронизывают профессиональную деятельность, личную жизнь, общественные отношения. Так сложились разные виды этики в XX веке.

    Корпоративная этика ставит задачей формирование единого корпоративного духа, когда составные части компаний, в том числе и транснациональных, разбросаны в разных местах, разных странах. В основе объединяющей идеологии корпорации - наднациональные, надкультурные, всеобщие ценности: ответственность, добрая воля, справедливость, человеческое достоинство, др.

    Профессиональная этика отличается тем, что рассматривает реальнодолжное в отличие от академической (философской) этики, которая изучает идеально-должное. Однако ценность реально-должного познается в сравнении с идеально-должным. Устанавливаются кодексы-декларации, документы с призывом соответствовать высокому призванию профессии: ответственность, объективность, доброжелательность, справедливость, внимательность и т.д. Соотношение профессионализма и этики, а также внешнего этикета является одной из главных проблем деятельного человека.

    Прикладная этика - не нормативна, самая популярная, основана на свободной дискуссии вокруг какой-либо профессиональной практики. Виды прикладной этики: биоэтика, биомедицинская этика, этика бизнеса, психологическая этика, др. Особенностью прикладной этики является сравнение конкретного поведения в ситуации морального выбора с представлением об абсолютных, общечеловеческих ценностях.

    6 Эстетические ценности

    Эстетика - философия красоты и философия искусства. Почему не просто: наука о красоте и наука об искусстве, а философская дисциплина? Потому что, красота, а также её антипод - уродство, безобразное, есть в природе, красота в жизни, красота в самой сущности мироздания, красота как форма существования Универсума. Красота имеет две стороны: внутреннюю сущность и внешнее проявление:

    • 1) красота в метафизическом смысле понимается как вселенская гармония, всепроникающая духовная энергия, это встреча двух миров человеческого и природного, космического и божественного, красота - это не только то, что нравится по-внешнему виду, это проблема эстетического сознания, это совершенство, порядок, то, что противостоит хаосу;

    • 2) рациональная сторона красоты: число, пропорции, симметрия, соразмерность, гармонические соотношения, золотое сечение и т.д., то, что предметно воздействует и чувственно, непосредственно воспринимается.

    Эстетика рассматривает красоту и совершенство в самом широком и глубоком смысле, в красоте видятся фундаментальные основания совершенного бытия, порядок мира, онтологические взаимоотношения человека с Миром, Гармония всего универсума и человеческого существования в нем.

    В основе слова эстетика лежит древнегреческое понятие «Эстезис» (чувственное восприятие) - способность человека распознавать формы бытия на основе органов чувств, интеллекта и эмоциональной реакции. Узнавать, различать, оценивать все то, что есть и всё то, что только можно себе вообразить. Эстетическое свойство - это игра рассудка и воображения, которая ведет к фантазиям и воплощается в формах искусства, в художественной деятельности, в дизайне как технической эстетике, занятой созданием полезных, удобных и красивых вещей для жизни. Без эстетических суждений на основе непосредственного чувственного восприятия, интуитивного предвидения, что ведет человека к творчеству в науке и искусстве, невозможно человеческое существование. Эстетические ценности могут быть самыми разнообразными, все те, которые мы чувственно переживаем и определяем эстетическими категориями: красота, совершенство, гармония, прекрасное или безобразное, возвышенное или низменное, трагическое или комическое, вкус, стиль жизни, идеал, искусство, образ и др. .Эстетическое переживание, чувство как ценность мы связываем с удовольствием от восприятия совершенных, красивых, приятных, интеллектуальных вещей и явлений. Эстетические ценности возникают от встречи двух миров: мира человеческой души и предметов, явлений, воздействующих на человека. Эстетическое пронизывает всю нашу жизнь, все наши восприятия, но сильнее всего находит выражение в произведениях искусства. Искусство - это способ духовно-практического освоения действительности с помощью воображения, фантазии. Искусство сложилось как один из способов чувственного выражения духовного опыта человека. Искусство - это то, чем питаются духовно.Искусство дает человеку ощущение безбрежности мира и понимание своих безграничных возможностей. В этом смысле оно выходит за пределы культивируемых норм. Художник, деятель искусства по своей природе смотрит вперед, в дальвремени, в будущее.Искусстве способно предсказывать, предвосхищать будущее на основе интуиции.

    Само искусство как самодостаточная сущность эстетического, чувственного заинтересовано в адаптивной функции, так как человеку нужно «уходить» в иллюзорный мир посредством искусства, подобно играм. Онотакже заинтересовано и в разрушении стереотипов восприятия жизни, не давая ей закостенеть, превратиться в неподвижный Ум, в чистую рациональность.


    написать администратору сайта