Главная страница
Навигация по странице:

  • Эстетика как философская наука (Тема 1).

  • 2. Сущность и специфика эстетического отношения к миру.

  • 3. Проблемное поле и методологическая база эстетики.

  • 4. Структура эстетической теории.

  • Античная эстетическая мысль (Тема 2)

  • 1. Космологизм как основание античной эстетики.

  • 2. Доклассическая эстетика.

  • 3. Эстетические идеи ранней классики.

  • Демокрит

  • 6. Переходный характер эстетики эллинизма.

  • 7. Специальные эстетические учения античности.

  • Эстетика. Вопросы и ответы в сокращенном варианте. 2020 Эстетика сокращенка 10 вопросов. Эстетика вопросы по эстетике к зачету (озо)


    Скачать 289.5 Kb.
    НазваниеЭстетика вопросы по эстетике к зачету (озо)
    АнкорЭстетика. Вопросы и ответы в сокращенном варианте
    Дата05.12.2020
    Размер289.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла2020 Эстетика сокращенка 10 вопросов.doc
    ТипДокументы
    #157271
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6

    Эстетика. вопросы по эстетике к зачету (ОЗО)

    1. Эстетика как наука, ее предмет и задачи.

    2. Эстетика античности.

    3. Эстетика средневековья

    4. Эстетика эпохи Возрождения

    5. Эстетика Нового времени.

    6. Эстетика просвещения.

    7. Немецкая классическая эстетика.

    8. Эстетические теории ХХ века.

    9. Эстетика конца ХХ века.

    10. Основные категории эстетики.

    Эстетика как философская наука (Тема 1).

    Эстетика – это система знаний о наиболее общих свойствах и законах развития прекрасных и безобразных, возвышенных и низменных, трагических и комических явлений действительности и особенностях их отражения в сознании человека. Эстетика есть философская наука, которая связана с решением основного вопроса философии. В эстетике он предстает как вопрос об отношении эстетического сознания к действительности.

    1. Предмет эстетики. Он сложился в процессе многовекового развития эстетической мысли, на основе обобщения практики эстетического отношения людей к продуктам их деятельности,  к произведениям искусства, к природе, к самому человеку. Многие вопросы, которые сегодня исследует эстетика, занимали человечество с давних пор; их ставили перед собой еще древние греки, а до греков над ними задумывались мыслители Египта, Вавилона, Индии, Китая.

    Однако название науки — эстетика, — было введено в оборот лишь в середине XVIII века Баумгартеном. До него вопросы эстетики рассматривались в пределах общих философских концепций как их органическая часть. И только этот немецкий просветитель выделил эстетику в рамках философии как самостоятельную дисциплину, занимающую место рядом с другими философскими дисциплинами — логикой, этикой, гносеологией и так далее. Баумгартен производил термин “эстетика“ от древнегреческого слова, которое означает “касающийся чувственного“. Соответственно эстетика у него – наука о чувственном восприятии.     Предмет эстетики, а значит и содержание этого понятия, с тех пор постоянно менялись. Сегодня предметом этой науки являются: во-первых, природа эстетического, то есть наиболее общие характеристики, стороны, присущие различным эстетическим объектам действительности; во-вторых, природа отражения этих явлений в сознании человека, в эстетических потребностях, восприятиях, представлениях, идеалах, взглядах и теориях; в-третьих, природа эстетической деятельности людей как процесс создания эстетических ценностей.

    2. Сущность и специфика эстетического отношения к миру. Эстетическое отношение – это духовная связь субъекта с объектом, основанная на незаинтересованном стремлении к последнему и сопровождаемая чувством глубокого духовного наслаждения от общения с ним.

    Эстетические объекты возникают в процессе общественно-исторической практики: первоначально стихийно, а затем в соответствии со складывающимися эстетическими чувствами, потребностями, представлениями, в целом эстетическим сознанием людей. Руководствуясь им, человек формирует «вещество» природы по законам эстетической деятельности. В результате созданные им предметы, например, орудия труда, предстают как единство природной и социальной сторон, -- единство, которое, будучи  эстетической ценностью, способно удовлетворять не только материальные, утилитарные, но и духовные потребности людей.

    При этом один и  тот же объект в одном отношении может оказаться эстетически ценным, например, красивым, а в другом – эстетически антиценным. Например, человек как объект эстетического отношения может обладать красивым голосом и некрасивой внешностью. Кроме того, один и тот же эстетический объект может оказаться и ценным и антиценным в одном и том же отношении, но в разное время. То, что эстетический объект обладает относительной эстетической значимостью, свидетельствует и полярный характер основных эстетических категорий (прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического).

    3. Проблемное поле и методологическая база эстетики. Один из современных подходов к рассмотрению предмета эстетики как науки состоит в том, что проблемное поле эстетики — это не особая сфера явлений, а весь мир, рассматриваемый под определенным углом зрения, все явления, взятые в свете той задачи, которые решает данная наука.      Основные вопросы этой науки — это природа эстетического и его многообразие в действительности и в искусстве, принципы эстетического отношения человека к миру, сущность и закономерности искусства. Эстетика как наука выражает систему эстетических взглядов общества, которые накладывают свою печать на весь облик материальной и духовной деятельности людей.

    Характер и специфика проблемного поля всякой науки определяют и метод, который ведет к полноценному охвату сущности предмета. Из этого основного тезиса исходит и эстетика. Поскольку специфика явлений сознания заключается в том, что они носят субъектно-объектный характер, то и эстетика в своем методе не может не исходить именно из этой их основной особенности, из единства субъективной и объективной обусловленности данных явлений.

    С утратой субъектно-объектного характера эстетических явлений эстетика утрачивает специфику как философская дисциплина,  овладевающая своим предметом именно в его субъектно-объектном аспекте. Из этого факта вытекают все остальные методологические принципы эстетики.

    Прежде всего, это касается положения о том, что эстетические явления нужно рассматривать в их конечном качестве, целостно. Ведь именно в целостном, конечном качестве проявляется единство объективной и субъективной обусловленности эстетических явлений.

    Реализация этого методологического принципа начинается со вскрытия генетических корней эстетических явлений. Генетическая точка зрения — исходный методологический принцип эстетики. Она объясняет, как эстетические явления (например, искусство) обусловливаются действительностью, а также и своеобразием авторской личности. Генетическая точка зрения — основной методологический принцип эстетики, благодаря которому учитывается субъектно-объектный характер эстетических явлений.        

    4. Структура эстетической теории. Эстетические отношения человека к действительности весьма многообразны и разносторонни, но особенно ярко они проявляются в искусстве. Искусство является предметом и так называемых искусствоведческих наук (литературоведения, музыковедения, истории и теории изобразительного искусства, театроведения и тому подобное). Искусствоведение состоит из различных наук (история и теория отдельных видов искусства). Комплекс теорий отдельных видов искусства и теоретических знаний, относящихся к искусству, некоторые эстетики называют общей теорией искусства и отличают ее от собственно эстетики.

    Искусствоведческие отрасли науки выполняют по отношению к эстетике функцию вспомогательных научных дисциплин. Однако вспомогательные дисциплины эстетики этим не исчерпываются. Такими же вспомогательными научными дисциплинами по отношению к ней являются, например, социология искусства, психология искусства, гносеология, семантика и так далее. Эстетика использует выводы множества научных дисциплин, не будучи им тождественна. Поэтому ввиду обобщающего характера эстетику называют философской наукой.

    Конкретная взаимосвязь эстетики и искусства наглядно проявляется в художественной критике. Эстетика является теоретической опорой критики; помогает ей верно понимать проблематику творчества и выдвигать аспекты, согласующиеся со смыслом искусства для человека и общества. На основе своих выводов и принципов, на основе установленных закономерностей эстетика дает критике возможность создавать критерии оценки, оценивать творчество с точки зрения актуальных требований, связанных с развитием общественных и ценностных аспектов.

    Античная эстетическая мысль (Тема 2)

             Античная эстетика – это эстетическая мысль, развивавшаяся в Древней Греции и Риме в период с VI века до нашей эры по VI век нашей эры. Имея своим истоком мифологические представления, античная эстетика зарождается, переживает время расцвета и приходит в упадок в рамках рабовладельческой формации, являясь одним из наиболее ярких выражений культуры того времени.  В истории античной эстетики выделяются следующие периоды: 1) ранняя классика или космологическая эстетика (VI-V вв. до н.э.); 2) средняя классика или антропологическая эстетика (V вв. до н.э.); 3) высокая (зрелая) классика или эйдологическая эстетика (V-IV вв. до н.э.); 4) ранний эллинизм (IV-I вв. до н.э.); 5) поздний эллинизм (I-VI вв. н.э.).

             1. Космологизм как основание античной эстетики. Для эстетических представлений, как и для всего мироощущения античности, характерен подчеркнутый космологизм. Космос, с точки зрения древних, хотя и пространственно ограниченный, но отличающийся гармоничностью, соразмерностью и правильностью в нем движения, выступал как воплощение красоты. Искусство в ранний период античной мысли еще не отделялось от ремесла и не выступало в качестве самоцельного эстетического объекта. Для древнего грека искусство было производственно-технической деятельностью. Отсюда нерасторжимое единство практического и чисто эстетического отношения к предметам и явлениям. Недаром самое слово, выражающее у греков понятие искусства, “техне“, имеет тот же корень, что и “тикто“ — “рождаю“, так что “искусство“ — по-гречески “порождение“ или вещественное создание вещью из самой себя таких же, но уже новых вещей.

             2. Доклассическая эстетика. В наиболее чистом и непосредственном виде античная эстетика, воплотившаяся в мифологии, сформировалась на стадии первобытнообщинной формации. Конец II и первые века I  тысячелетия до н. э. были в Греции периодом эпического творчества. Греческий эпос, который зафиксирован в поэмах Гомера “Илиада“ и “Одиссея“, как раз и выступает тем источником, с которого начиналась античная эстетика.

             У Гомера красота была божеством и главными художниками были боги. Боги не только являлись космическими принципами, лежащими в основе космоса как произведения искусства, но таковыми были они и для человеческого творчества. Аполлон и музы вдохновляли певцов, и в творчестве гомеровского  певца главную роль играл не сам певец, а именно боги, прежде всего Аполлон и музы.

             Красота мыслилась Гомером в виде тончайшей, прозрачной, светоносной материи, в виде какого-то льющегося, живого потока. Красота выступала как некое легкое воздушное сияние, которым можно окутать, облечь предметы. Облечение, обволакивание красотой – внешнее. Но было еще и внутреннее облечение. Это прежде всего вдохновение гомеровских певцов и самого Гомера.

             3. Эстетические идеи ранней классики. Первый период классики — период, когда после крушения родовой общины возникает аристократический полис и, развиваясь в борьбе демократии с аристократией, доходит до высшей точки своего процветания в середине V века до н. э. Этот ранний период классической эстетики можно назвать космологическим.

    Красота и искусство предстают в этот период по-прежнему чем-то внешним и материальным.

             Пифагор пришел к убеждению, что все в мире определяется числами или отношениями чисел. В результате применения пифагорейских чисел к конструированию бытия получался музыкально-числовой космос со сферами, расположенными друг в отношении друга согласно числовым и гармоническим отношениям, звучащими как музыкальный инструмент, настроенный в определенной тональности и создающий музыку “гармонии сфер“.

             Гераклит учил об иерархии красоты. Красота богов, красота человека и красота животных являлись твердо установленными ступенями красоты, не подверженными переходу одна в другую. Им же был введена важная эстетическая категория — мера. Мир рождается из огня и вновь обращается в огонь, и эта смена совершается периодически в течение вечности. Мир всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами вспыхивающим и мерами угасающим.

             Демокрит явился автором самых ранних теоретических трактатов об искусстве.

             4. Эстетика периода средней классики. Второй период — период неустойчивости рабовладельческого полиса, завершившийся полным его крушением, — вызвал к жизни новую, неведомую ни классической аристократии, ни классической демократии силу — силу индивидуальной самостоятельности человека, индивидуума, мыслящего себя более или менее изолированно от всего окружающего. Этот период создал свою антропологическую эстетику, пришедшую на смену эстетике космологической. Это этап, когда на смену чувственно-наглядному представлению о космосе приходит интерес к самому познающему его человеку.

             Софисты — это первая ступень эстетического осознания мира, переходившая от объективного космологизма натурфилософов к субъективному антропологизму.         Софисты учили, что в природе нет никакого порядка и никаких законов, а если эти законы наблюдаются, то они чисто эмпирического происхождения. Искусство есть насквозь субъективная деятельность, ничего серьезного в себе не содержащая, а если эта серьезность в нем иной раз наблюдается, то она зависит только от совпадений с жизнью самой природы. Вообще нет ничего закономерного и серьезного ни в природе, ни в искусстве. Закономерность там и здесь есть дело случая и каприза, за который никто не обязан нести никакой ответственности.

             Для эстетики софистов именно риторика приобрела большое значение. Она давала наибольший простор для субъективных и словесных изощрений. Писание и произнесение речей, погоня за бесконечным разнообразием их стиля, а также и теоретизирование в этой области, совершенно чуждое предыдущим этапам эстетического развития у греков, — все это стало достоянием софистической эстетики.

             Красота не только всегда относительна, не только всегда чувственно выразима, но всегда захватывает человеческую личность, наполняет ее бушеванием страстей и зовет в бесконечные дали переживаний, углублений, риторических боев и актерских перевоплощений.

             Сократ учил, что прекрасное то, что разумно, что имеет смысл. То, что красота может быть фактом сознания, нисколько не противоречит тому, чтобы она была в то же время и фактом вещественного мира. Прекрасное само по себе отличается от отдельных прекрасных предметов, которых очень много и которые бесконечно разнообразны, а тем не менее им присуще одно и то же прекрасное. Красота не просто отлична от прекрасных вещей, но она есть их “принцип“, их “основное положение“, их индуктивно определяемый “смысл“, их смысловая “общность“.

             Новое эстетическое учение, впервые встречающееся у Сократа, — это учение о том, что красота и благо есть целесообразность. Прекрасное целесообразно. Но и безобразное тоже может быть целесообразным. Следовательно, красота не есть просто благо, если под благом понимать пользу.

             5. Высокая классика. Это этап реставрации юного рабовладельческого полиса. Эту третью ступень классического периода античной эстетики можно назвать “эйдологической“, поскольку вместо космоса первой ступени этого периода и вместо человеческого субъекта второй его ступени здесь появляется особого рода бытие, которое тогдашние философы называли эйдосами, или идеями, и которое мыслилось здесь активной причиной всего существующего, принципом оформления последнего.

             Для эстетики Платона, как и для его философии вообще, основополагающим является учение об идеях, которое неразрывно связано с космологическими представлениями античного объектиного идеализма.

             Эстетический принцип Платона есть единство внутреннего и внешнего, или субъекта и объекта, или знания и чувственности, или разумности и удовольствия, или целого и частей, или идеального и материального, или общего и единичного, или самодовлеюще созерцательного и производственно-жизненного, утилитарного и так далее.

             Платон пытается объяснить идеальное и материальное начала, трактуя идеальное — как принцип построения материального, а материальное — как осуществление идеального.         Красота есть взаимопронизанность идеального и материального.       Чем полнее идеальное воплощено в материи, то есть, чем в вещи меньше материи, тем она для Платона прекраснее, и превращение ее в максимальное становление, то есть максимальная осуществленность идеи, есть для Платона небо, или космос, взятый в целом, то есть, с точки зрения философа, наивысшая красота.

    Самое главное в учении Платона об искусстве — это теория воплощения максимально идеального, то есть божественных, диалектически сконструированных идей, в максимально реальном, то есть в космосе.  Подлинное и первичное искусство — это есть воздействие идей или эйдосов на первоматерию и функционирование этой первоматерии как “восприемницы“ идей.  

             В этом смысле искусство есть, прежде всего, самое обыкновенное ремесло, но только максимально точное, методически организованное и потому прекрасное. Самое тонкое искусство, например музыка, и самое вещественное искусство с такой точки зрения есть одно и то же.

             Вместе с тем настоящее искусство — не только ремесло, но занятие устроением государственных дел и добродетелью. Мастерство, понимаемое как искусство, дорастает до общественно-политической организации и деятельности, которые определяются Платоном как искусство.

             Аристотель создал учение об Уме, которое есть первое в античности учение о самодовлеющей эстетической ценности. Ум — нематериален и очень далек от материальных воздействий на материю. Тем не менее, он выступает в качестве перводвигателя, оформителя всего существующего, всей действительности. У него даже своя собственная, а именно умопостигаемая материя. Он — идея всех идей, и он осмысляет собою решительно всякую реальность. Ум — это вполне самодовлеющая ценность, которая для своего обоснования совершенно не нуждается ни в каких других ценностях. Но зато он сам является принципом ценности для всего существующего, и все существующее прекрасно только благодаря своему приобщению к этому Уму.

             6. Переходный характер эстетики эллинизма. Ранний эллинизм был эпохой великих завоеваний — сначала Александра Македонского, а потом Рима — и возникновения огромных многонациональных государств военно-монархического типа, среди которых Греция оказалась всего лишь небольшой провинцией. Старый физический космос, оставаясь исходным предметом философии, уже не мог быть ее исключительным предметом. Должен был возникнуть особого рода социальный космос, которым и оказалась Римская империя. Чтобы понять эстетическую мысль и искусство эллинизма как результат отражения его социальной жизни, необходимо прежде всего принять во внимание то новое положение, которое занял человек в этом новом обществе.

             Первое, что бросается в глаза — это отсутствие той простоты и непосредственности, которыми так богата греческая классика. В этот период формируется человек с весьма дифференцированной и весьма изощренной субъективной психикой. Возникает изысканная культура субъективных чувств, настроений и размышлений человека, стремящегося уйти в глубину самоанализа и самолюбования.

             Стоики объявляли      мировой огонь творческим или художественным началом, творящим весь мир и всю природу и достигающим своего наивысшего выражения в человеке. Вся природа художественна, потому что она как бы имеет некоторый путь и правило, которому следует. Человек у стоиков тоже художник, методически создающий самого же себя. Это самосозидание мыслится одновременно как моральный и художественный процесс. Красота не есть ни полезное, ни вредное, но “нейтральное“.

             Стоическая эстетика есть первый по времени образец античного субъективизма, стремящегося не только выразить все объективное средствами субъективного переживания, но и создать путем субъективных усилий красоту и самое совершенное и художественное произведение бытия вообще, то есть человека, во всей полноте восприятия им жизни и его поведения.

             Эпикурейцы в отличие от стоиков, основывавших внутренний покой и непоколебимость человеческой личности на разуме, подражающем природе, эту субъективную самоудовлетворенность ставили в зависимость от чувственных переживаний, тоже признаваемых за природные и естественные. Удовольствие — это то, что максимально естественно, максимально необходимо и является критерием для всей внутренней и внешней жизни человека. Физические удовольствия имеют значение для эпикурейцев только при условии общего для всей античности учения о симметрии, блаженном равновесии, соразмерности и гармонии, то есть являются эстетическими. Однако эпикурейство вовсе не ограничивается проповедью только одних физических наслаждений. Оно стремится дать удовлетворение также человеческому духу, допускает и наслаждение искусством и мудростью.

             Эпикурейцы признают эстетическое начало и в человеке, но оно должно быть достигнуто в результате преодоления страха смерти, страха перед богами и перед всякими жизненными катастрофами. Боги же свободны от них и поэтому пребывают в царстве вечной красоты. В сравнении с этим человеческие искусства для эпикурейцев имеют ничтожное значение и часто даже совсем отрицаются. Зрение и слух доставляют некоторое удовольствие, но оно не должно допускаться в интенсивных формах, поскольку всякие искусства только волнуют душу бесплодным томлением и нарушают ее внутренний покой.

             Скептики занимали промежуточную позицию между учением стоиков и эпикурейством и в то же время  были неким синтезом стоицизма и эпикурейства.

             Скептицизм не отрицает ни чувственного бытия, ни мыслимого. Но он утверждает, что ни о чувственном, ни о мыслимом ничего реального сказать нельзя: всякое утверждение о том и другом будет вполне равносильно противоположному утверждению, то есть отрицанию первого утверждения.

             Эстетика греческого скептицизма имела исключительно негативный характер. Проповедуя внутреннюю невозмутимость и покой духа, стремление воздержаться от всяких суждений, положительных и отрицательных, которые обязывали бы человека к каким-либо поступкам и волнениям, скептики считали подлинной красотой полную отдачу себя воле судьбы и полную невозмутимость духа, для чего разум должен доказать бессмысленность всякого утверждения или отрицания.

             Неоплатонизм, важнейшее философское направление III — VI веков н. э., явился не только последним этапом греческой философии, но, согласно замыслу его представителей, и синтезом всех достижений античной мысли вообще, начиная с архаических времен. В нем умирающая античность дала себе принципиальную оценку и подвела итоги своего тысячелетнего развития.

             Неоплатонизм сводится к учению об иерархическом строении бытия и к конструированию нисходящих его ступеней, последовательно возникающих путем постепенного ослабления первой  и высшей ступени в следующем нисходящем порядке: Единое, Число, Ум, Душа, Космос, Материя.

             Неоплатоники создали учение о красоте как чисто духовной области. Красота достигается у них лишь в результате борьбы духа с чувственной материей. Однако, следуя стихийно-материалистической традиции античности, неоплатоники старались представить все духовное как максимально конкретное, ощутимое, картинное и даже пластическое.

             Прекраснее всего Единое — Благо, источник красоты, далее идет Ум — самая красота, первичная красота, еще ниже — Душа, живущая становлением Ума, и, наконец, Тело, подчиненное власти Души. Значит, красота иерархична, а “внутренний“ эйдос имеет иерархичное строение.

             Неоплатоническая эстетика обнаружила беспомощность античной культуры справиться с противоречиями мышления и ощущения, то есть, в конце концов, с противоречием умственного и физического труда.

             Для античной неоплатонической эстетики характерно глубочайшее противоречие, свойственное и всей античной эстетике, но выступавшее в неоплатонизме особенно ярко и обнаженно ввиду чрезвычайно большой развитости всей категориальной системы неоплатонизма.

             7. Специальные эстетические учения античности. Существовало несколько таких учений, по проблематике которых стремились высказаться многие античные авторы.

    Калокагатия (“калос“ — прекрасный, “агатос“ — хороший, нравственно совершенный) — одно из понятий античной эстетики, обозначающее гармонию внешнего и внутреннего, которая является условием красоты индивида. Термин “калокагатия“ толковался по-разному в различные периоды социально-исторического развития античного  общества в зависимости от типов мышления. Пифагорейцы понимали его как внешнее поведение человека, определяемое внутренними качествами. Старинно-аристократическое понимание “калокагатии“ присуще Геродоту, рассматривавшему ее в связи с жреческими традициями,  Платону, который связывал ее с воинскими доблестями. “природными“ качествами или с родовыми особенностями. С развитием античного индивидуального хозяйства термин “калокагатия“ стали применять для обозначения практичных и рачительных хозяев, а в сфере политической жизни он прилагался (как имя существительное) к умеренным демократам. В конце V века до н. э. с появлением софистики термин “калокагатия“ стал употребляться для характеристики учености и образованности. Платон и Аристотель понимали калокагатию философски — как гармонию внутреннего и внешнего, причем под внутренним понималась мудрость, осуществление которой в жизни и п

    риводило человека к калокагатии. С развитием индивидуализма и психологизма в эпоху эллинизма калокагатия стала трактоваться не как естественное качество, а как результат моральных упражнений и тренировки, что привело к моралистическому ее пониманию.

             Катарсис (очищение) – термин, служивший для обозначения одного из сущностных моментов эстетического воздействия искусства на человека. Пифагорейцы разработали теорию очищения души от вредных страстей путем воздействия на нее специально подобранной музыкой. Платон не связывал катарсис с искусствами, понимая его как очищение души от чувственных устремлений, от всего телесного, затеняющего и искажающего красоту идей. Собственно эстетическое осмысление катарсиса было дано Аристотелем, который писал, что под действием музыки и песнопений возбуждается психика слушателей, в ней возникают сильные аффекты (жалости, страха, энтузиазма), в результате чего слушатели «получают некое очищение и облегчение, связанное с удовольствием…». Он также указал на катартическое воздействие трагедии, определяя ее как особого рода «подражание посредством действия, а не рассказа, совершающее путем сострадания и страха очищение подобных аффектов».

             Мимесис (подражание, воспроизведение) — в античной эстетике основной принцип творческой деятельности художника. Исходя из того, что все искусства основываются на мимесисе, саму сущность этого понятия мыслители античности истолковывали по-разному. Пифагорейцы полагали, что музыка подражает “гармонии небесных сфер“, Демокрит был убежден, что искусство в широком его понимании (как продуктивной творческой деятельности человека) происходит от подражания человека животным (ткачество — от подражания пауку, домостроительство — ласточке, пение — птицам и тому подобное). Платон считал, что подражание составляет основу всякого творчества. Собственно эстетическая теория мимесиса принадлежит Аристотелю. Она включает в себя и адекватное отражение действительности (изображение вещей такими, “как они были и есть“), и деятельность творческого воображения (изображение их такими, “как о них говорят и думают“), и идеализацию действительности (изображение их такими, “какими они должны быть“). Цель мимесиса в искусстве, по Аристотелю, — приобретение знания и возбуждение чувства удовольствия от воспроизведения, созерцания и познавания предмета.
      1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта