Главная страница

Эстетика. Вопросы и ответы в сокращенном варианте. 2020 Эстетика сокращенка 10 вопросов. Эстетика вопросы по эстетике к зачету (озо)


Скачать 289.5 Kb.
НазваниеЭстетика вопросы по эстетике к зачету (озо)
АнкорЭстетика. Вопросы и ответы в сокращенном варианте
Дата05.12.2020
Размер289.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файла2020 Эстетика сокращенка 10 вопросов.doc
ТипДокументы
#157271
страница6 из 6
1   2   3   4   5   6
кстати, -этого не признает, - человечество, считает он, не должно умножать свои страдания изображением их еще и на сцене и переживанием в зале).

В чем все-таки истоки этого чувства? Прежде всего, по-видимому, в том, что человек смертен и его не могут не волновать проблемы жизни, смерти и бессмертия. Еще один источник трагического - общественные противоречия: человек мечтает о свободе, равенстве и справедливости, но ни одно общественное устройство не может воплотить в жизнь эти его меч­тания. Существует противоречивость личностных устремлений и требова­ний общественной необходимости, социальной активности индивида и нео­быкновенной сложности бытия и недостаточности знаний о нем. По Геге­лю, суть трагической личности—в ее стремлении к Абсолюту (бессмертие, добро, справедливость) и его неосуществимости, - трагическое есть ре­зультат взаимодействия трагической личности (способной к соответствую­щему переживанию) и трагических обстоятельств (как создаваемых дея­тельностью конкретной личности, так и существующих как общая конкрет­но-историческая обстановка). Гегель называет это состоянием мира. В этом плане XX век, как эпоха величайших социальных потрясений и кризисов, дает множество примеров напряженных трагедийных ситуаций.

Итак, в трагедии отображаются не частные неполадки и несчастья чело­века, а бедствия и фундаментальное несовершенство бытия человечества, ска­зывающиеся на судьбе отдельной личности, которая может это остро пере­жить. Но суть трагедии - не в роковой развязке (она часто заранее известна зрителю: древние греки знали сюжеты мифов, лежащих в основе трагедии, иной раз и хор предварительно сообщает ее. - произведения Софокла, Еврипида), а в специфической демонстрации диалектики необходимости обстоя­тельств и свободы в поведении героя. Герой проходит испытание свободой и смертью. Он активно борется с роком, с предсказанием, но, тем не менее, действует в русле необходимости, он страстно стремится, но не в силах пре­дотвратить неизбежное и он сам своими активными действиями осуществля­ет свою трагическую судьбу (к примеру, трагедия Софокла «Царь Эдип»)-Воля богов неодолима, но и человек проявляет свои волевые качества, осме­ливается сопротивляться, все это вновь и вновь поражает зрителя.

В то же время Лессинг развивает концепцию обязательной оптимис­тичное™ трагедии в искусстве: ужасы и жизненные бедствия следует изоб­ражать ничуть не смягчая их, и одновременно показывать, что это есть преходящий момент мира, в котором всегда существует высшая гармония и справедливость. Осмысляя гибель индивидуальности, как крушение целого мира, трагедия вместе с тем утверждает проч­ит и,, бесконечность всего мироздания. Трагедия -это философское искусство на стыке с философией, ставящее и решающее высшие метафизические проблемы. Трагедия - скорбная песнь о невосполнимой утрате и одновременно радостный гимн бессмертию жиз­ни.

Итак, Трагическое — эстетическая категория, характеризующая напряженное переживание конфликта, связанное с духовным преодолением, преображением (катарсисом), страданиями или аффектами героя. В рамках философского анализа трагическое — форма драматического осознания и переживания человеком конфликта с силами, угрожающими его существованию и приводящими к гибели человека или важных духовных ценностей.

Трагическое предполагает не пассивное страдание человека под тяжестью враждебных ему сил, а его свободную, активную деятельность, восстание против рока, судьбы, обстоятельств и борьбу с ними. В трагическом человек раскрывается в переломный, напряженный момент своего существования.

Сфера трагического находится в той области действительности, где человек в своей деятельности сталкивается с явлениями, которые пока еще не познаны им и не подвластны его воле.

Трагическое тесно связано с возвышенным и героическим, поскольку предполагает героическую личность, стремящуюся к достижению возвышенных целей.

Аристотель в «Поэтике» ввел понятие «катарсис», при помощи которого объяснял механизм воздействия трагедии на душу зрителя, процесс переживания трагического. В современных исследованиях по вопросам эстетики данное понятие истолковывается более широко, как общий процесс переживания искусства. Кроме того, считается, что катарсис имеет не только функцию очищения, но и разрядки чувств. Поэтому очищение духа свойственно не только трагедии, но и другим жанрам и видам искусства, цель которых в разрядке психологического напряжения воспринимающего субъекта и создании внутреннего равновесия его психики.

УЖАСНОЕ - категория, близкая трагическому. Но если последнее имеет как бы перспективу разрешения в грядущем, (по крайней мере, в оптимистической версии, человек верит, например, в бессмертие души), то ужасное - безысходно, безнадежно. {Человек - сломан, - он раб обстоятельств, не владеет ни собой, ни ими, -он потерян в мире). У Ф. Кафки, к примеру, «обыкновенный ужас» определяет поэтику его новелл: человека окружают слепые враждебные ему силы, - и никакой надежды. Ужасное ннушаетне страх, а ужас.

КОМИЧЕСКОЕ- наиболее сложная категория и проблема эстетики.

Исследователи ведут этимологию слова «комедия» от двух греческих слов: комос и одэ, - песня комоса, ватаги гуляк, процессии пирующих, толпы ряженых. Таким образом можно предположить, что у начала комедии нахо­дилось нечто веселое, брызжущее жизнью, ничем не стесненное, свобод­ное от всякого рода нравственных ограничений и запретов (фаллические празднества египтян, сельские дионисии древней Греции, - в современнос­ти карнавалы). Через всю историю эстетики проходят попытки дать определения ко­мического. Аристотель называет смешным - область безвредных наруше­ний этики. Наиболее подходящим для свободного человека видом смеха он называет иронию: говорим одно, а делаем вид, что говорим другое, или когда называем что-либо словами, противоположными по смыслу тому, о чем говорим. Насмешка, по его мнению, есть вид брани и ее надо бы запре­тить. Платон вообще считал комическое низким искусством, заниматься которым должны рабы, а не свободнорожденные («Филеб», «Республи­ка»). Цицерон подчеркивал, что в смешном всегда есть нечто безобразное и уродливое. Спиноза считал, напротив, что смех есть радость, а поэтому сам по себе есть благо. Согласно Лессингу сфера комического - нарушения закона слишком незначительные, чтобы попасть под власть закона. Кант отмечает, что в комическом всегда присутствует нечто, хоть на мгновение повергающее нас в ощущение заблуждения; что смех есть средство прими­рения противоречий; что он способствует упрочению воспоминаний о чем-либо. Шиллер описывает наше внутреннее состояние в комедии, как ясное, свободное, веселое, - состояние богов, которых не заботит ничто челове­ческое. По Гегелю - основа комизма - противоречие внутренней несосто­ятельности и внешней основательности. Неожиданность всегда присуща комизму: напряженное ожидание чего-то значительного разрешается в нич­то, разочаровывает своей несостоятельностью.

Комическое — эстетическая категория, отражающая степень несоответствия между реальностью и идеалом, сущим и должным и представляющая в эмоциональной форме противоречия общественной жизни и недостатки людей. Категория комического отражает жизненные явления, которые характеризуются внутренней противоречивостью, несоответствием между тем, чем они являются по существу, и тем, как они выглядят. Комическое является специфической формой раскрытия и оценки общественных противоречий, эмоционально насыщенной формой их критики.

Для противоречий, порождающих комическое, характерно то, что первая по времени восприятия сторона противоречия выглядит значительной и производит на нас большое впечатление, вторая же сторона, которую мы воспринимаем во времени позже, разочаровывает своей несостоятельностью.

Комическое встречается в разных видах искусства. В литературе, живописи, кино, театре комизм очевиден и реализуется в различных жанрах: комедия, пародия, эпиграмма, анекдот, фарс, карикатура, шарж и др. В музыке комизм менее очевиден и его бытие осложнено самой природой музыки. Считается, что единственный вид искусства, неспособный отразить комическое, — это архитектура, поскольку она прямо выражает идеалы общества и не может что-либо непосредственно критиковать, отрицать.

В целях классификации комического выделяют основные типы — юмор и сатиру.

Юмор — тип комического, который характеризуется мягким, добрым отношением к жизненным противоречиям и направлен на совершенствование объекта или явления, очищение от недостатков. Явление рассматривается критически с точки зрения его общечеловеческой значимости. Объект юмора, заслуживая критики, все же в целом сохраняет свою привлекательность. Юмору соответствует дружелюбный, беззлобный смех.

Сатира — подчеркнутая, уничтожающая критика пороков, нелепостей и противоречий социальной действительности. Она всегда актуальна, злободневна, так как ее объектом являются недостатки современности. Сатира используется, когда отрицательны не отдельные черты, а явление в своей сущности, когда оно социально опасно. Сатирический смех — злой, бичующий, уничтожающий, изобличающий.

Между юмором и сатирой находится целая гамма разнообразных оттенков комического, что отражает эстетическое богатство действительности и духовного склада личности. Это —насмешка, карнаваль­ный хохот, едкий сарказм, тонкая ирония, изящная рационалистически стро­гая сатира, мудрая и злая улыбка, искристый юмор, карикатура, гневный гротеск, колючая ирония, веселый юмор, смех сквозь слезы, грустный ли­ричный юмор, озорная сатира, жизнерадостный народный юмор шутка, каламбур, сарказм, гротеск, бурлеск, гэгг и. Много­образие оттенков смеха отражает эстетическое богатство действительности и духовного склада той или иной личности. Но для рождения смеха недоста­точно присутствие смешного в действительности, в естественной природе или в порождении человека-творца, необходима еще способность чело­века к его восприятию, как говорят «чувство юмора». Юмор присущ эсте­тически развитому уму, способному быстро, эмоционально - критически оценивать явления. Чувство юмора предполагает способность к богатым и неожиданным сопоставлениям, ассоциациям. Предполагается, что человек-единственное существо, которое может и смеяться и вызывать смех. Актив­ная творческая форма юмора - остроумие: способность творить, созидать юмор. При этом юмор всегда опирается на эстетические идеалы, - в про­тивном случае он превращается в пошлость, скабрезность, сальность. Смех заразителен и тяготеет к коллективности, - на людях он более интенсивен (эффект заражения). Критика в комизме не выражается прямо. Недоверие к уму аудитории порождает смех плоский, а порой и пошлый.

Но смех может вызвать и щекотка, и горячительные напитки, и веселя­щий газ. Значит не все смешное - комично, но все комичное - смешно. В литературе, живописи, театре, кино - комизм очевиден. В музыке это не > Юль очевидно, хотя есть и опера-буфф (комическая опера Италии 30-х г.г. IX века) и комический эффект, как результат трансформации и смешения жанров. Считается, что единственный вид искусства, неспособный отразить комическое, - архитектура. Смех - по своей природе демократичен, враждебен преклонению перед чинами и дутым авторитетам. Но смех не только казнит несовершенство мира, но и, омыв свежей эмоциональ­ной волной радости, преображает и обновляет его. Комическое - всегда наступает в национально-своеобразной форме, которая исторически изменчива.

Ю. Борев предлагает использовать в качестве основного - понятие «эстетического», как более общее по отношению к традиционному поня­тию «прекрасного», и в этом есть определенный смысл.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ -рассматривается как метакатегория, т. е. как самая широкая и фундаментальная категория эстетики. Она отражает то специфи­чески общее, что присуще и прекрасному и безобразному, и низменному и возвышенному и т. д. Эстетическое рассматривается как некое объектив-i юе свойство явлений, обусловленное соотнесенностью с жизнью человека и человечества. Но в чем его специфика? Все в основном согласны в том, ЧТО оно доставляет человеку одно из высших его духовных переживаний -эстетическое наслаждение. Менее единодушны в трактовке его генезиса: одни говорят о его возникновении благодаря единению свойств действи­тельности и человеческого духа, либо более того о том, что это проекция духовного богатства самой личности на эстетически нейтральную действи­тельность.

Все разобранные категории вошли в систему современной эстетичес­кой науки. Но в систему эстетики входят не только категории, но и понятия, отражающие отдельные стороны категорий. Грациозное - одно из проявле­ний прекрасного. Развитие сентиментализма выдвинуло для разработки понятие трогательного. Стремление к удовлетворению изысканных и утон­ченно-эстетических потребностей породило в искусстве Возрождения по­иск не столько красоты, сколько прелести («прелестное» - чувственно -привлекательное, чувственно- красивое, - выделяется как оттенок прекрас­ного). Аристотель ввел в научный обиход понятие «чудесного». Дидро счи-тал, что оно вообще должно стать основным предметом эстетики. Суще­ствуют и эстетические гибриды, - наиболее известно понятие трагикоми­ческого.




1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта