Главная страница

Словарь и персоналии. Жижкина. Терминологический словарь по эстетике


Скачать 137.02 Kb.
НазваниеТерминологический словарь по эстетике
АнкорТерминологический словарь по эстетике
Дата06.06.2022
Размер137.02 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСловарь и персоналии. Жижкина .docx
ТипДокументы
#573583
страница1 из 8
  1   2   3   4   5   6   7   8

Терминологический словарь по эстетике


  1. Термины


Абсурд - (от лат. absurdum - нелепость, бессмыслица) - способ изображения действительности, для которого характерны подчеркнутое нарушение причинно-следственных связей, гротескность, продиктованные стремлением продемонстрировать нелепость и бессмысленность человеческого существования (например, поэтические опыты ОБЭРИУтов).
Античная эстетика – эстетическая мысль, развивавшаяся в Древней Греции и Риме в период с VII-VI вв. до н. э. по V-VI вв. Имея своим истоком мифологические представления (Мифология), сложившиеся при первобытнообщинном строе, Античная эстетика зарождается, переживает время расцвета и приходит в упадок в рамках рабовладельческой формации, являясь одним из наиболее ярких выражений культуры того времени.
Артефакт - (лат. artefactum - искусственно сделанное) - термин, заимствованный из археологии, первоначально использовался в эстетике в буквальном этимологическом смысле с целью подчеркнуть отличие художественного произведения как результата человеческой деятельности от объектов природы. На этой основе закрепилось употребление термина Артефакт для обозначения объектов, созданных специально для функционирования в системе искусства (материально-художественный объект).
Арт-практики – это новый язык искусства; это деятельность авангарда в ситуации постмодерна. Основную роль в эстетике авангарда играют эксперимент и провокация, что ведет к отказу от нормативности в пользу релятивизма интерпретаций, примату интересного, оригинального, экстравагантного над поэтическим. Резко возрастает значение контекста культуры, который обуславливает смысл представленного объекта.
Барокко эстетика - (итал. bаrоссо странный, причудливый).- 1. Понятие, используемое для обозначения направления западноевропейской культуры XVII в., сформировавшегося вслед за кризисом Возрождения на почве контрреформации. Как искусствоведческий термин, Барокко введено в лит-ру швейцарскими теоретиками искусства Я. Буркхардтом и Вёльфлином (конец XIX в.). 2. Стиль в западноевропейском иск-ве XVII-XVIII вв., характеризующийся сложной уравновешенностью динамических композиций, повышенной экспрессивностью, многоплановостью художественного решения, стремлением к совмещению реальности и иллюзии.
Безобразное - категория эстетики, противоположная прекрасному, выражающая негативную эстетическую ценность. В отличие от низменного Безобразное воплощает ценностные характеристики таких природных и общественных явлений, которые при современном уровне развития общества, хотя и имеют отрицательное общественное значение, как правило, не представляют серьезной угрозы человечеству, т. к. заключенные в них силы освоены человеком и подчинены ему.
Византийская эстетика - наиболее развитое направление средневековой эстетики; основывалась на эстетических идеях античности (прежде всего неоплатонизма) и ранней патристики и развивалась на нескольких уровнях.
Вкус эстетический - способность человека по чувству удовольствия или неудовольствия («нравится» - «не нравится») дифференцированно воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного в действительности и в искусстве, различать эстетическое и неэстетическое, обнаруживать в явлениях черты трагического и комического (чувство юмора) . По отношению к оценке произведение искусства Вкус эстетический конкретизируется как художественный вкус.
Возвышенное – категория эстетики, характеризующая эстетическую ценность предметов и явлений, которые обладают большой положительной общественной значимостью, но в силу своей колоссальной мощи и масштабов не могут быть сразу полностью освоены обществом, личностью, таят в себе огромные потенциальные силы. По отношению к этим непокоренным, порою грозным силам человек не свободен. Если прекрасное-сфера свободы, то Возвышенное- сфера относительной несвободы человека. В этом смысле Возвышенное выражает превосходство объекта по отношению к воспринимающему его индивиду.
Воспитание эстетическое - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать её. Начинается оно с первых лет жизни. Эстетическое воспитание – понятие очень широкое, оно представляет собой целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека.
Восприятие эстетическое - вид эстетической деятельности, выражающийся в целенаправленном и целостном Восприятии произведений искусства как эстетической ценности, которое сопровождается эстетическим переживанием.

Гармония - (гр. harmonia - созвучие, согласие, противоположность хаосу) - философско-эстетическая категория, означающая высокий уровень упорядоченного многообразия, оптимальное взаимосоответствие различного в составе целого, отвечающее эстетическим критериям совершенства, красоты. Гармония - показатель, мерило исторически достигнутого уровня практически-духовного освоения человеком окружающей действительности.
Гипертекст - это текст, устроенный таким образом, что, превращаясь в иерархическую систему, он одновременно продолжает существовать как многомерное, равноправное относительно всех включенных в него субъектов семиотическое пространство.
Гротеск - (фр. grotesque - причудливый, затейливый) - чрезмерное преувеличение и заострение отдельных сторон эстетического предмета, которое ведет к разрушению существующих в действительности связей, к замене их контрастным соединением, казалось бы, несоединимых свойств и объектов. Термин «Гротеск» вошел в употребление в XV- XVI вв. как обозначение причудливых образов животных и растений, сохранившихся на стенах полуразрушенных античных строений (от итал. grotta - грот, античные руины).
Деконструкция – (англ. deconst-ruction) - тенденция в современной западной культуре, эстетике, направленная на «смещение» традиционных ценностей и истин. В мировоззренческом смысле Деконструкция представляет собой выражение «кризиса доверия» к духовным основам буржуазного общества, что особенно проявилось в 70-80-х гг. В своих установках Деконструкция неоднозначна, нередко эклектична.
Древнерусская эстетика – русско-эстетическая мысль XI-XVI вв. Древнерусская эстетика . имела два главных источника: материально-художественную культуру восточных славян и византийскую эстетику, проникавшую на Русь с конца Х в., нередко в южнославянской редакции («Шестоднев» Иоанна Экзарха Болгарского и др.). В истории Древнерусской эстетики можно выделить три основных периода: домонгольский и время татаро-монгольского нашествия (XI - первая половина XIV в.); период консолидации национальных сил (конец XIV-XV в.); период единого русского централизованного государства (конец XV-XVI в.).
Золотое сечение – (или «правило золотого деления») - геометрическое, математическое соотношение пропорций, при котором целое так относится к своей большей части, как большая к меньшей. (Если обозначить целое как С, большую часть - а, меньшую - в, то правило 3олотое сечение,- выступает как соотношение С/а = а/в.)
Интертекст – Абсурдность, автоматизм, заумность в событии творчества, с одной стороны, и стремление к поискам новой рациональности (сверхрациональности) в концептуализме и тяготеющих к нему арт-практиках, – с другой, определили во многом специфику «актуального» произведения искусства – объекта, артефакта, арт-проекта. Постструктурализм и развитие электронных объектов (видео-, компьютерных, сетевых) выдвинули на уровень паракатегорий нонклассики еще две, без которых сегодня не обходятся науки, описывающие арт-объекты, особенно опирающиеся на вербальные тексты, это интертекст (интертекстуальность) и гипертекст.
Ирония – (от греч. eironeia - притворство) - философско-эстетическая категория, раскрывающая ценностный смысл предметов и явлений в действительности и в искусстве путем остроэмоциональной критики-осмеяния, построенной на контрасте видимого и скрытого, когда за положительной оценкой, похвалой стоят доступные для прочтения отрицание и насмешка. Поэтому ироническое отношение имеет двойной смысл: прямой, буквальный, и скрытый, обратный.
«Искусство для искусства» - (или «чистое искусство») - эстетические концепции, утверждающие самоценность и автономность художественного творчества, отрицающие связи искусства с общественной жизнью, моралью, наукой и политикой. Гносеологический источник этих концепций - абсолютизация специфики искусства, свободы творческого акта и наслаждения, доставляемого плодами художественной деятельности.
Искусство и игра - хотя значение игры в жизни и в искусстве было осознано еще в античности, философско-теоретически проблема Искусство и игра. была поставлена лишь во второй половине XVIII в. Кантом и Шиллером. Игра, воплощающая свободную деятельность, осмыслялась ими как родственная худож- деятельности. Искусство Кант рассматривает как «видимость, которой дух играет» и через которую раскрывается истина, доставляется наслаждение. Суждение вкуса (Суждение эстетическое), считает он, есть свободная игра познавательных способностей. Шиллер в игре видит истоки искусства.
Калокагатия – (от греч. calos - прекрасный и agathos - хороший, нравственно совершенный) - одно из центральных понятий античной эстетики, обозначающее гармонию внешнего и внутреннего, которая является условием красоты индивида. Термин «Калокагатия» толковался по-разному в различные периоды социально-исторического развития античного общества и в зависимости от типов мышления.
Катарсис – (греч. katharsis - очищение) - термин античной эстетики, служивший для обозначения одного из сущностных моментов эстетического воздействия искусства на человека.
Комическое – (от греч. komikos - веселый, смешной) - одна из основных категорий эстетики, отражающая социально значимые противоречия действительности под углом зрения эмоционально-критического отношения к ним с позиций эстетического идеала. Комическое - это противоречие между несовершенным явлением и положительным опытом человечества, запечатленным в эстетических идеалах, общественно значимое несоответствие цели средствам, формы - содержанию, действия - обстоятельствам, сущности - ее проявлению, претензии личности - ее субъективным возможностям и т.д..
Классицизма эстетика - направление в искусстве, достигшее наивысшего развития в Европе XVII в.; художественный стиль и соответствующая ему эстетическая теория. Классицизм насчитывает трехвековую историю - с XVI в. до 30-х гг. XIX в. За этот период он претерпел значительную эволюцию, прошел несколько этапов развития, имел при сохранении принципиальной основы различные видовые проявления и национальные варианты. В целом для Классицизма характерны рационализм, нормативность творчества, тяготение к завершенным гармоническим формам, к монументальности, ясности и благородной простоте стиля, уравновешенности композиции, в то же время ему свойственны элементы схематизации и формализации, отвлеченная идеализация.
Культура эстетическая - специализированная часть культуры общества; характеризует состояние общества с точки зрения его способности обеспечивать развитие искусства и эстетических отношений. Культура эстетическая - системное образование, имеющее сложный состав. Системообразующим элементом Культуры эстетической являются эстетические отношения и соответствующая им система эстетических ценностей.
Лабиринт - один из древнейших символов человеческой культуры, получивший в XX в. новую актуальность; аутентичный пространственно-графический смысл образ блуждающего человеческого духа, символ неизбежности заблуждений и попаданий в тупики, знак бесперспективности духовного поиска, осуществляемого безрелигиозным, вне- христианским сознанием. Буквально слово «лабиринт» означает хитроумную систему запутанных ходов с тупиковыми ответвлениями, которая имеет один верный маршрут к некоему центру (или соответственно к выходу).
Мимесис – (греч. mimesis-подражание, воспроизведение) - в античной эстетике основной принцип творческой деятельности художника. Исходя из того, что все искусства основываются на Мимесисе, саму сущность этого понятия мыслители античности истолковывали по-разному. Пифагорейцы полагали, что музыка подражает «гармонии небесных сфер»; Демокрит был убежден, что искусство в широком его понимании (как продуктивной творческой деятельности человека) происходит от подражания человека животным (ткачество от подражания пауку, домостроительство - ласточке, пение - птицам и т. п.).
Модерн - фр. moderne - совр., новый) – русское наименование стиля в еврепейском и американском искусстве конца XIX - начала XX в. (соответственно «ар-нуво»-во Франции и Великобритании, «югенд-стиль» - в Германии, «сецессион» - в Австрии и т. п.). Модерн представляет собой совокупность попыток сформировать целостный, противостоящий эклектике художественный стиль в архитектуре и декоративном искусства. Теоретическим основанием Модерна были труды искина («Семь светочей архитектуры», 1849), первой творческой лабораторией - деятельность Морриса У. и прерафаэлитов в Англии.
Низменное - эстетическая категория, противоположная возвышенному. Характеризует природные и социальные предметы и явления, имеющие отрицательную общественную значимость и таящие в себе угрозу для человечества, т. к. на данном этапе развития общества, общественного производства они еще не освоены и не подчинены человеческой воле. Низменное - сфера несвободы человека, негативная эстетическая ценность, крайняя степень безобразного и ужасного. Пожалуй, в большей мере, чем другие негативные эстетические ценности, Низменное заключает в себе социально-этическое содержательно-смысловое наполнение (Эстетическое и этическое), ассоциируясь с силами зла.
Образование художественное - это целенаправленная деятельность, ориентированная на развитие навыков художественной деятельности и усвоения основ художественного искусства, его постижение и духовное понимание, а также раскрытие творческого потенциала личности.

Художественное образование неразрывно связано с эстетическим воспитанием. По сути, постижение художественной деятельности, искусства осуществляется в ходе эстетического развития человека.
Оценка эстетическая - способ установления эстетической ценности какого-либо объекта, осознаваемый результат эстетического восприятия, обычно фиксируемый в суждениях типа «Это красиво!», «Это уродливо!» и т. п. Оценке эстетической подлежат все предметы и явления, доступные непосредственно-чувственному восприятию (зрительному, слуховому) или воссоздаваемые воображением и вызывающие у человека специфическую эмоциональную реакцию – так называемое эстетическое чувство,
Постмодерн - понятие, отражающее структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века и начала XXI века, часто интерпретируется как «то, что пришло на смену модернизму». Он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве.

Постмодерн - состояние современной культуры, включающее в себя своеобразную философскую позицию, выражающую формальную антитезу модернистскому искусству, а также массовую культуру современной эпохи.
Потребность эстетическая - заинтересованность человека в эстетических ценностях, исходный момент освоения и создания эстетического человеком в разнообразных формах деятельности, и прежде всего в деятельности художественной, в искусстве, где эстетическое начало выражается в наиболее концентрированном виде. Потребность эстетическая относится к разряду духовных Потребностей, хотя генезис ее восходит к материальной сфере жизни человеческого общества. Это закономерно, поскольку материальные потребности в своей первоначальной, исходной форме тесно связаны с процессом формирования человеческой духовности. Потребность эстетическая строится на бескорыстном отношении субъекта к эстетическому объекту.
Прекрасное - категория эстетики, характеризующая явления с точки зрения совершенства, как обладающие высшей эстетической ценностью. Явления можно считать Прекрасными, когда они в своей конкретно-чувственной целостности выступают как общественно-человеческие ценности, воплощающие утверждение человека в мире, свидетельствующие о расширении границ свободы общества и человека, способствующие гармоническому развитию личности, возникновению и наиболее полному проявлению человеческих сил и способностей. Поэтому восприятие Прекрасное вызывает состояние радости, бескорыстной любви, чувство свободы, подтверждает и обогащает эстетические идеалы.
Ризома – (от греч. rhiza - корень) - одно из ключевых понятий философии постструктурализма и постмодернизма, термин Делеза и Гваттари, развитый ими в одноименной работе (1974). Ризома означает разветленную корневую систему с множеством "узлов". Термин "Ризома», согласно Делезу и Гваттари, гораздо лучше подходит к описанию реальности, чем понятие структуры, т.к. отменяет жесткую иерархию отдельных элементов. Если основной метафорой традиционной теории познания выступало "дерево" (что предполагает наличие центрального ствола и отходящих от него боковых ветвей), то метафора Ризома выражает сверхсложное взаимопереплетение отростков и побегов, не имеющих единого корня и способных служить корнями для бесконечного множества других отростков и побегов. В такой картине мира понятия "центра" и "периферии" теряют смысл.
Симулякр – (фр. simulacre от лат. simulacrum — подобие, копия) — ключевой термин постмодернистской философии, который означает изображение, копию того, чего на самом деле не существует. Сегодня это понятие понимают как культурное или политическое создание, копирующее форму исходного образца. Симулякр может касаться каких угодно вещей и смыслов. Понятие «симулякр» впервые применил Платон.
Средневековья эстетика - эстетика всех средневековых регионов, включая Эстетику Западной Европы, византийскую эстетику, древнерусскую эстетику и др.; в узком смысле – Эстетика Западной Европы V-XIV вв. В последней можно выделить два главных хронологических периода - раннесредневековый (V-Х вв.) и позднесредневековый (XI-XIV вв.) и два основных направления - философско-богословское и искусствоведческое. У истоков Средневековой эстетики стоит Августин.
Стиль в искусстве – (лат. stylus, от греч. stylos - палочка, стержень для письма) - структурное единство образной системы и приемов художественного выражения, порождаемое живой практикой развития архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Понятие «Стиль» употребляется для характеристики крупной эпохи в развитии искусства, различных художественных направлений и индивидуальной манеры художника. Стиль служит одним из связующих элементов в синтезе искусств, приобретая наибольшую степень органичности и целостности (готика, барокко, классицизм).
Трагическое – (греч. tragikos - свойственный трагедии) - категория эстетики, выражающая диалектику свободы и необходимости, отражающая острейшие жизненные противоречия (коллизии), ситуации и обстоятельства, прежде всего специфические общественные противоречия «между исторически необходимым требованием и практической невозможностью его осуществления» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 29, с. 495).
Художественный метод – (от греч. methodos — путь исследования, теория, учение) — совокупность принципов отбора, художественного обобщения, идейно-эстетической оценки действительности с позиции конкретно-исторического эстетического идеала, регулирующих процесс художественной деятельности. В его основе лежат определенная концепция мира, человека и искусства (то есть логически осмысленная и сформулированная позиция писателя, заявленная им в произведении) и нравственно-эстетический идеал (то есть образ той жизни, которая должна быть, с точки зрения писателя).
Ценность эстетическая - особый класс ценностей, существующий наряду с ценностями утилитарными, моральными и т. п. Связь Ценности эстетической с другими классами ценностей обусловлена их общей аксиологической природой: все виды ценностей (например, добро, польза, справедливость, красота (прекрасное), величие и т. д.) характеризуют значимость объекта для субъекта, которая определяется ролью данного объекта в жизнедеятельности общества, класса, социальной группы или отдельной личности.
Эстезис – (Англ. aesthesis, франц. Esthesis; от греч. — ощущение, чувство). Термин, веденный М.Маффесоли для описания спе­цифического предсознательного миро- и самоощущения, обязан­ного своим происхождением практике жизнеповедения хиппи, ху­дожественному андеграунду и прочим философско-религиозным маргинальным сообществам.
Этос - греч. ἦθος «нрав, характер, душевный склад») — многозначное понятие с неустойчивым терминологическим статусом. Понятие «этос» дало начало понятиям этики и этологии. Термин «этос» в античной философии обозначал привычки, нравы, характеры, темпераменты, обычаи. Предметную область этоса составлял особый срез человеческой реальности (определённый класс индивидуальных качеств, соотнесённых с определёнными привычными формами общественного поведения).


  1. Персоналии


  1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта