Главная страница
Навигация по странице:

  • Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф

  • Шиллер Фридрих

  • Шлегель Август и Фридрих

  • Шопенгауэр Артур

  • Царлино Джозеффо

  • Чернышевский Николай Гаврилович

  • Словарь и персоналии. Жижкина. Терминологический словарь по эстетике


    Скачать 137.02 Kb.
    НазваниеТерминологический словарь по эстетике
    АнкорТерминологический словарь по эстетике
    Дата06.06.2022
    Размер137.02 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСловарь и персоналии. Жижкина .docx
    ТипДокументы
    #573583
    страница8 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8
    Хогарт Уильям
    ХОГАРТ (HOGARTH) Уильям (1697- 1764) - англ. живописец, график, теоретик иск-ва. Основоположник социально-критического направления в европ. иск-ве, X: был горячим сторонником развития национальной англ. школы реалистической жанровой и портретной живописи. Известность X. принесли циклы живописных полотен и серии гравюр с них («Судьба потаскушки», «Судьба мота», «Модный брак»), в к-рых он выступает как сатирик и моралист. Стремясь максимально расширить круг знатоков и ценителей иск-ва, X. отказывается от посредничества торговцев и создает практику выставок-аукционов в собственной мастерской. Следуя примеру А. Дюрера, и в полемике с ним X. посвятил долгие годы поиску совершенной пропорции и «линии красоты» (модель «линии красоты» представлена на автопортрете X. 1754 г.). Как теоретик иск-ва выступил в трактате «Анализ красоты» (1753), в редактировании к-рого приняли участие образованные друзья художника. Несмотря на несовершенство формы и отсутствие систематического принципа изложения, это соч. содержало важную мысль о необходимости взаимосвязи теории иск-ва с худож. практикой, выраженную в утверждении, что только суждение художника-практика может служить опорой для эстетической теории, в отличие от рассуждений людей, непричастных к худож. деятельности.
    Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф
    ШЕЛЛИНГ (SCHELLING) Фридрих Вильгельм Йозеф (1775-1854) - представитель нем. классической философии, объективный идеалист. Эстетика Ш. формировалась под воздействием Йенского кружка романтиков, к к-рому он примыкал, сохраняя, однако, самостоятельность. Первое ее изложение содержится в «Системе трансцендентального идеализма» (1800), где эстетическое созерцание рассматривается как высшая форма продуктивности. Иск-во выше философии в силу своей общедоступности и обращенности к целостному человеку; философия родилась из поэзии и в будущем, как и др. науки, вернется к ней. Позднее Ш. пытался построить систему эстетических понятий с учетом исторического развития иск-ва. Прекрасное, по Ш., существует как совпадение духовного и материального, идеального и реального. Необходимое условие и первичный материал иск-ва - мифология. Великие художники (гении) - мифотворцы, а такие худож. образы, как Дон Кихот, Макбет, Фауст,- «вечные мифы». В споре о худож. методе между Гёте и Шиллером Ш. занял сначала позицию первого (признал превосходство одного, «абсолютного» метода в иск-ве, воплощающего общее в единичном), но затем перешел на позиции Шиллера, согласившись с равным значением др. способа худож. обобщения (обращенного непосредственно к идеалу). Высшей формой худож. творчества у Ш. выступает поэзия, поскольку в ней, как он считал, возможно не только аналитическое воспроизведение действительности, но и нравственный синтез, воссоздание идеала, что недопустимо ни в теоретическом познании, ни в нравственном деянии. Т. обр., иск-во предстает у Ш. той сферой, где преодолевается противоположность теоретического и нравственно-практического начал, достигается «равновесие», гармония бессознательного и сознательного. Развивая эту мысль в дальнейшем, Ш. подчеркнул значение сознательного начала: иск-во запечатлевает сущность вещей, рассматривает природу сквозь призму нравственности. Высокой миссии иск-ва соответствует философия иск-ва, к-рая выступает в эстетической теории Ш- «органоном» (орудием) философии и ее завершением. В поздних работах Ш. выше иск-ва поставил религию, мифология приобрела в его глазах самостоятельное значение как подготовительная ступень божественного откровения. Осн. соч. Ш. по проблемам эстетики: курс лекций «Философия искусства» (1802-05, изд. посмертно в 1859, в полном виде - в 1907), «Об отношении изобразительных искусств к природе» (1807).
    Шиллер Фридрих
    ШИЛЛЕР (SCHILLER) ИОГАНН ФРИДРИХ
    ШИЛЛЕР (SCHILLER) Иоганн Фридрих (1759-1805)-нем. поэт, драматург, эстетик и теоретик иск-ва. Эстетические воззрения Ш. формировались под сильным влиянием Канта. В неоконченной статье «Каллий, или О красоте» (1793) он определяет прекрасное как свободу в явлении. В иск-ве красота, согласно Ш., представлена в двух вариантах: как красота изображаемого материала и как красота формы (без последнего не может быть художника). В специальной статье Ш. рассмотрел и категорию возвышенного, указав на три обязательных компонента, составляющих ее суть: объективная физическая сила, наше объективное бессилие, наше моральное превосходство. Одно из центральных понятий эстетики Ш.- игра как свободное раскрытие сущност-ных сил человека, как деяние, в к-ром человек утверждает себя в качестве творца реальности высшего порядка, т. е. «эстетической реальности». Такое понимание игры лежит в основе утопической социально-воспитательной программы Ш., именуемой эстетическим воспитанием. Исходный ее тезис: «Путь к свободе ведет только через красоту», а суть последней заключена в игре. Красота призвана преодолеть противоречие прогресса, к-рый, обогащая в целом об-во, обедняет индивида, приводя его к потере гармонии. Красота соответствует сокровенной природе человека, она двойственна как сам человек: духовна и материальна,объективна и субъективна. Говоря об эстетическом воспитании, Щ. имеет в виду не только формирование способности понимать иск-во. И не п.-лько воспитание нравственных качеств путем демонстрации худож, образцов. Предполагается формирование всесторонне развитой личности, «целостного человека». Эстетическая утопия Ш. пронизана духом историзма, человечество обретает свободу в ходе истории, отпадения от природы и возвращения к ней. Глубокие мысли высказаны Ш. о природе худож. метода. Художник может стремиться к наиболее полной передаче действительности. Поэзию такого рода Ш. называет «наивной». Поэзия др. рода дает непосредственное изображение идеала. Ш. назвал ее «сентименталической». «Наивный» поэт воспроизводит предмет, «сентименталический» передает свое впечатление от этого предмета. Речь идет не о противопоставлении античного и нового иск-ва (как утверждают нек-рые исследователи), не о различии по жанрам, а только о том, как (непосредственно или опосредствованно) воплощаются в худож. произв. мировоззренческие идеи художника. При этом у одного и того же художника, в одном и том же произв. могут быть представлены оба типа творчества. Высказывая свою т. зр. по этому поводу, Ш. по сути дела, косвенно полемизирует со статьей Гёте «Простое подражание природе. Манера. Стиль» (1789), в к-рой утверждался приоритет одного, высшего метода («стиля»). В их неявную, но оживленную дискуссию оказались вовлеченными В. Гумбольдт, романтики, Шеллинг, Гегель. Важным источником изучения эстетики Ш. служит его переписка с Гёте, В. Гумбольдтом, К. Г. Кернером. Осн. труды Ш. по проблемам эстетики: «О трагическом в искусстве» (1792), «О грации и достоинстве» (1793), «Письма об эстетическом воспитании человека» (1795), «О возвышенном» (1795), «О наивной и сентименталической поэзии» (1795-96).
    Шлегель Август и Фридрих
    ШЛЕГЕЛЬ (SCHLEGEL) АВГУСТ ВИЛЬГЕЛЬМ (1767-1845) И ШЛЕГЕЛЬ ФРИДРИХ
    ШЛЕГЕЛЬ (SCHLEGEL) Август Вильгельм (1767-1845) и ШЛЕГЕЛЬ Фридрих (1772-1829) -деятели нем. романтизма, его родоначальники в теории, писатели, худож. критики. В отличие от мн. нем. романтиков братья Ш. стремились не к универсальному натурфилософскому синтезу знания, а к более узкой филологической и критической работе, наследуя весь круг деятельности ученого, поэта-гуманиста прошлых веков. Вследствие филологической направленности интересов Ш. первостепенной задачей их романтической эстетики оказалась борьба с традицией позднего просветительства, осмысление (вслед за Шиллером) исторической типологии худож. творчества (прежде всего поэзии). В связи с этим они стремились переосмыслить «романтическое» как собственно совр. тип творчества, утвердить новое понимание лит-ры, ее функций и жанров (прежде всего универсального жанра романа), разработали принцип романтической иронии, вели поиски нового, основанного на эмоциональном переживании подхода к иск-ву, и вместе с тем обосновывали новую романтическую «искусственность», связанную с остранением темы, худож. предмета. Все эти поиски и начинания не были доведены III. до ясных, целостных результатов. Эстетическая целостность, к к-рой они стремились, окрашивается в начале XIX в. в тона христианства, католицизма, особенно у Ш. Ф. Оба Ш. обращаются к индологии, Ш. Ф. занимается философией, философией истории, затем теорией языка и знака (Эстетика и семиотика). Религия выступает у них как эстетически окрашенная вера. В конце жизни 111.- типичные представители романтического консерватизма. Поэзия и эстетика в их интересах и деятельности отодвигается на второй план. Для эстетики, ее истории наиболее ценен ранний период творчества братьев Ш.- 1797- 1805 гг. Осн. теоретические соч.: Ш. А. В.- Курсы лекций о лит-ре и иск-ве (1809-11, изд. 1884), «Нечто о Шекспире» (1796); Ш. Ф.-«Критические фрагменты» (1797), «Фрагменты» (1798; с участием Новалиса и др. романтиков), «Идеи» (1800), «Разговор о поэзии» (1800).
    Шопенгауэр Артур
    ШОПЕНГАУЭР (SCHOPENHAUER) АРТУР
    ШОПЕНГАУЭР (SCHOPENHAUER) Артур (1788-1860)-нем, философ-идеалист, один из основоположников ирра-ционалистической линии в западноев-роп. философии, ведущей к эстетизации философии и превращению ее в род интеллектуальной романистики. Трансформируя кантовскую философию в своем осн. труде «Мир как воля и представление» (т. 1-2, 1819-44). Ш, истолковывает «вещь в себе» как слепую волю - бессознательное стремление к жизни, существованию, бытию. Мир же предстает «явлением» этой воли, выступающим как фантасмагория, иллюзия («покрывало майи»). Помещенная как бы «между» волей и ее «представлением», многообразием индивидуальных явлений, познавательная способность оказывается, по Ш., раздвоенной: одна часть интеллектуальных сил уходит на обслуживание «воли к жизни», постижение индивидом многообразных вещей, а др.- получает возможность незаинтересованного созерцания объектов и объективности («формы представления») вообще. С этой второй частью интеллектуальной способности, из к-рой, по Ш., проистекает не только искусство, но и философия, и сопряжено у него то, что можно назвать эстетикой. Созерцательное, т. е. «гениальное» (эстетическое), постижение объекта - это вневременное и внепространствен-ное его познание, познание его чистой формы, или идеи. Ш. отличает идею от вещи как истинное и прекрасное от неистинного и безобразного (точнее - безобразного, ибо образ, созерцаемый во всей его чистоте, и красота для Ш.- одно и то же). Отсюда непреходящая ценность произв. истинной философии и подлинного иск-ва как творений «эстетического» способа созерцания, т. е. созерцания не предметов, а лежащих в их основе идей, или чистых форм. Этот способ созерцания Ш- противополагает «разумному», подводящему свой объект под закон достаточного основания, категорию причинности и т. д. Результат «разумного» постижения - не идея, обладающая бесконечным содержанием, а понятие, содержание к-рого ограничено, ибо «все понятия и все мысли - это только отвлечения, то есть частичные представления из непосредственного восприятия...». Противоположение эстетического и «разумного» способов восприятия расшифровывается у 111 не только в гносеологи-.ческом, но и в физиологическом и даже социологическом аспектах. В аспекте физиологическом Ш. объясняет способность к гениальному восприятию «избытком мозговой деятельности» у людей определенного типа, к-рых, в отличие от «уродов по недостатку» развития мозга, он склонен называть «уродами по избытку» его развития; мозг у них ведет в организме «жизнь паразита», отвлекаясь от проблем практической жизни. В аспекте социологическом Ш. противопоставляет этих «людей гения» практически ориентированным «людям пользы». Тем самым намечается гл. дихотомия, к-рая кладется в основание всех концепций элитарного искусства, апеллирующих к разделению людей на два типа - тех, кто обладает способностью к эстетическому созерцанию, и тех, кто ею не обладает.
    Царлино Джозеффо
    Царлино Д. (Zarlino) Джозеффо (вероятно, 22 IV (по др. данным, 31 I или 22 III) 1517, Кьоджа, близ Венеции - 14 (по др. данным, 4) II 1590, Венеция) - итал. композитор, муз. теоретик и эстетик. Получил гуманистич. образование. Занимался также теологией, в юности вступил в орден францисканцев. Служил в кафедральном соборе певцом и органистом. Муз. образование завершил в Венеции у А. Вилларта. С 1565 возглавлял капеллу собора св. Марка (здесь сотрудничал с А. Падовано, К. Меруло, А. и Дж. Габриели), одноврем. был капелланом в церкви Сан-Северо, состоял в капитуле собора в Кьодже. Среди его учеников - Меруло, Дж. Кроче, Дж. Дирута, В. Галилеи, Дж. М. Артузи. Общался с художниками Тицианом, Я. Тинторетто (вместе с ними избран в Венецианскую академию славы). Писал духовные (мессы, мотеты) и светские (мадригалы) произв. (сохранились лишь немногие изданные при жизни соч., большая часть рукописей утеряна). Известность принесли Ц. муз.-теоретич. труды: "Установления гармонии" (1558), "Доказательства гармонии" (1571), "Музыкальные добавления" (1588). Его капитальный труд в 25 книгах "El melopeo perfetto" утрачен. Ц. принадлежат также философские и теологич. трактаты. "Установления гармонии" - осн. науч.-теоретич. и эстетич. исследование Ц. Обобщив опыт преподавания композиции, он создал учение о контрапункте, принципиальные положения к-рого поныне сохраняют значение для определения норм строгого стиля. В частности, Ц. санкционирует необходимость развитости полифонич. голосов в сочетании с гармонич. полнотой (запрещения прямого движения к приме и от неё, перечений, несовершенных консонансов, движущихся по целым тонам). Он выдвигает требование разнообразия ритмич. комбинаций, определяет способы кадансирования, квалифицирует (в отличие от традиции) несовершенные консонансы как "приятные", рекомендует использование диссонансов "как фона", делающего рельефной красоту консонансов, и описывает способы их употребления (задержание, его нормы и разновидности). Характеризуя имитацию, фугу (см. Фуга, 2), остинато, Ц. положил начало теории форм. Наибольшее значение имеют введение понятия темы (голос, проводящий cantus firmus в осн. виде - soggetto, в изменённом - passagio) и исследование тройного контрапункта (С. И. Танеев в своей работе "Подвижной контрапункт строгого письма" приводит примеры из труда Ц. "Установления гармонии"; см. § 85, 111, 130, 272).
    Ц. заложил фундамент учения о гармонии. Применявшаяся прежде в пифагоровом строе б. терция в условиях развившегося многоголосия звучала неудовлетворительно, с биениями. Этого недостатка лишён т. н. чистый строй, за основу к-рого Ц. принял квинту и суженную (примерно на 1/10 тона) б. терцию. Показав возможность использования б. терции как консонанса, Ц. обосновал совершенную гармонию - трезвучие и выдвинул теорию двух наклонений, объясняя мажорное трезвучие гармоническим (1:1/2: 1/3:1/4:1/5:1/6), a минорное арифметическим (1:2:3:4:5:6) делением струны. Ц. обратил внимание на мажорность и минорность всех ладов, доказал практич. необходимость включения ионийского и эолийского ладов в систему остальных ладов на равных с ними правах. Он выступал за разумное применение хроматизма, в то же время полемизировал с совр. ему венецианскими композиторами, злоупотреблявшими хроматикой. В трудах Ц. нашли воплощение принципы муз. эстетики Ренессанса. Почитатель античного иск-ва, он часто ссылался на Платона, Птолемея, использовал нек-рые положения Аристотеля. Эстетич. взгляды Ц. наиболее полно воплощены в его учении о гармонии. В отличие от ср.-век. эстетиков, Ц. считал, что мир полон гармонии: объективная гармония мира соизмерима с гармонией человеческой души, а сама музыка есть союз человеч. познания с гармонией природы. Ц. развил гуманистич. мысль о центр. положении человека в мире, причём из всех чувств наиболее полезным считал слух (в своих суждениях опирался прежде всего на слуховое восприятие). Под влиянием эстетики Возрождения Ц. выдвинул положение о неразрывности слова и музыки, о единстве теории и практики. Ц. возражал против использования музыки как средства развлечения, подчёркивал свойственное ей единство этического и эстетического, считал музыку важным элементом гуманистич. воспитания.
    Труды Ц. подводят итог целому периоду в развитии европ. муз.-теоретич. и эстетич. мысли. Будучи наследником Й. Тинкториса, Глареана, Ф. Гаффори, Фольяно, он в то же время явился предвестником стилистич. переворота в музыке, совершившегося на рубеже 16-17 вв.
    Чернышевский Николай Гаврилович
    ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович (1828-89)-рус. революционный демократ, философ-материалист, теоретик утопического социализма, мыслитель-энциклопедист, писатель, один из создателей (наряду с Белинским, Герценом, Добролюбовым и др.) рус. революционно-демократической эстетики. Эстетика Ч.- результат критического переосмысления предшествующих, в т. ч. идеалистических, эстетических теорий [Аристотель, Гегель, Кант, Фишер и др.). Признавая теоретический вклад создателей нем. классической эстетики, Ч. в то же время подверг критике ее тезис о том, что прекрасное в окружающем мире несовершенно, непостоянно в своей красоте, единично. Решая проблему субъекта эстетической оценки и восприятия, критериев прекрасного, он обратился к реальным переживаниям человека, к особенностям его психологии и вкуса. Истинная красота, по Ч., есть красота, встречаемая в жизни, и это «возводит в основную мысль эстетики достоинство и красоту действительности». Воспроизведение реальности, однако, не следует понимать как механическое копирование в духе теории «подражания природе» (Подражания теория). Центральная задача художника - осмыслить явления жизни, раскрыть их связи и отношения. При этом иск-во, подобно науке, но с позиций эстетических, должно дать одновременно и объяснение и оценку окружающему, вынести свой «приговор» (Искусство и наука). Тезис о превосходстве действительности над иск-вом приобретал у Ч. смысл утверждения первичности мира по отношению к продуктам человеческого сознания. Опираясь на определение иск-ва как воспроизведения действительности, Ч. проводит дальнейшее концептуальное разграничение худож. и эстетического как более широкого в ряде аспектов понятия. Он показывает, что далеко не все сферы человеческой деятельности, в к-рых реализуются эстетические отношения, могут быть отнесены к иск-ву. Таковы, по Ч., работы ювелира, садовника, архитектора. Создавая свои произв., они эстетически обогащают предметное окружение. Эти идеи Ч. предвосхитили нек-рые положения совр. эстетики, сформулированные на основе осмысления таких видов эстетической практики, как дизайн. Определяя прекрасное, возвышенное, трагическое и др. эстетические категории, Ч. подходит к ним как к обобщению реальных жизненных впечатлений человека. Вместе с тем он не сомневается, что эстетические оценки характеризуют объективные качества вещей и явлений, а не мысли о них, не восприятия и переживания как таковые. Ч, выдвигает важные положения об исторической изменчивости представлений о прекрасном, о социально-культурной обусловленности эстетических представлений и идеалов, бытующих у разных общественных групп, намечая тем самым выход за пределы антропологического принципа с его недооценкой социально-исторических факторов, влияющих на сознание человека, на весь строй его личности. Он подчеркивает познавательную ценность иск-ва, выступает с обоснованием и защитой принципов реализма и высокой общественной идейности в искусстве, против «мелочной» отделки подробностей в ущерб правдивости. Его эстетические идеи оказали воздействие на рус. культуру, на развитие худож. лит-ры, живописи, драматургии, музыки, привлекли множество сторонников (Писарев, Н. В. Шелгунов, М. А. Антонович и др.). Мн. положения эстетики Ч. были впоследствии восприняты и развиты марксистско-ленинской эстетикой. Подчеркивая научно-теоретические заслуги Ч. и Добролюбова, Энгельс назвал их «двумя социалистическими Лессингами» (т. 18, с. 522). Роман Ч. «Что делать?» оказал влияние на несколько поколений рус. революционеров, в т. ч. на Ленина. Соч. Ч. по проблемам эстетики; «Эстетические отношения искусства к действительности» (1855), «О поэзии». Сочинение Аристотеля» (1854), «Критический взгляд на современные эстетические понятия» (1854), «Возвышенное и комическое» (1854), «Очерки гоголевского периода русской литературы» (1855-56) и др.
    Юм Дэвид
    ЮМ (HUME) Дэвид (1711-76)- англ. философ, представитель философского скептицизма и агностицизма. Общефилософские идеи Ю. отразились на его эстетических воззрениях. Внимание Ю. сосредоточено прежде всего на субъективной стороне эстетического отношения. Исследуя психологические особенности суждений вкуса (Вкус эстетический), он стремился найти законы красоты, точнее, общие для людей нормы или принципы, на основании к-рых выносятся эстетические оценки, различаются прекрасное и безобразное. Наблюдения над характером функционирования психологического механизма эстетического вкуса привели его к выводу, что эта способность человека - не простая чувственная реакция на внешний раздражитель, что к ней подключается воображение, ассоциации и даже разум. И все же Ю. был склонен абсолютизировать субъективную сторону эстетического отношения и отождествлять красоту с вызванными ею переживаниями. Не найдя устойчивых объективных оснований для доказательства наличия у человечества общего вкуса, Ю. апеллирует к высшей для просветительской философии инстанции - «общему чувству», или здравому человеческому уму, противящемуся любым нравственным и эстетическим извращениям. В суждении о механизме психологического воздействия трагедии Ю. предвосхитил открытие Шиллером закона противоречия формы и содержания в иск-ве и формулу «про-тивотечения чувств» Выготского. Эстетические взгляды Ю. нашли отражение в соч.: «Трактат о человеческой природе» (1739-40), «Эссе» (1741).
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта