Главная страница

лек тема 6. Тема 6 Государство и право народов, проживавших на территории России


Скачать 120.98 Kb.
НазваниеТема 6 Государство и право народов, проживавших на территории России
Дата23.01.2023
Размер120.98 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлалек тема 6.pdf
ТипДокументы
#900873

Тема № 6: Государство и право народов, проживавших на территории
России
План.
1. Славяне и их соседи с древнего периода до Х в. Хазарский каганат.
2. Государство и право Золотой Орды.
3. Государственность и право Литвы.
1. Славяне и их соседи с древнего периода до Х в. Хазарский каганат.
Славяне (как и германцы) относятся к ветви индоевропейской группы народностей, а их языки также относятся к некогда единой индоевропейской языковой общности.
Предками русских славян были славянские племена, проживавшие в
Европе в районе Карпат (по Платонову). Из них выделились 3 ветви: на юг ушли будущие южные славяне (балканские), на запад – будущие западные
(чехи, моравы, поляки), а на восток – будущие восточные. Расселяясь на необъятных просторах будущей Руси, славяне взаимодействовали с финскими племенами (которые отходили все дальше на север, одновременно ассимилируясь со славянами), литовскими племенами (смещавшимися к
Балтийскому морю), южными народностями (авары, хазары и др.).
Обыденным явлением у них было установление даней друг другу и отношений вассальной зависимости. Финские и литовские народности некоторое время стояли по своему общественно-государственному развитию ниже славян и поддавались их культурному влиянию. Южные народности
(хазары, печенеги и др.) вели себя агрессивно по отношению ко многим народам, в том числе к славянам, совершали грабительские набеги, набирали рабов и устанавливали дани. Ещё одной народностью, взаимодействующей со славянами, были варяги (норманны), с ними у славян были весьма тесные связи, хотя встречались и конфликты. На Волге жили волжские булгары, образовавшие там своё государство. С ними вначале конфликтовали славяне, а затем, с падением Хазарии, от которой булгары были во многом зависимы, они были завоеваны татаро-монголами.
Могущественным государством был Хазарский каганат, во многом уникальное явление того времени. Он существовал с VII по Х вв. В Хазарии проживали преимущественно тюрки, хотя население исповедовало разные религии (язычество, христианство, ислам, иудаизм). В VII-VIII вв. вместе с проникновением евреев верхушка Хазарии приняла иудаизм, который стал государственной религией в Каганате. Иудаизм был религией не только знати и государственных лиц, но и торгово-ростовщической прослойки.
Поскольку Хазария находилась в удобном географическом положении
(Северный Кавказ, низовья Дона и Волги, часть Крыма), здесь хорошо была развита торговля. Она носила спекулятивный характер.
Формальным главой государства был Каган, избираемый из верхушки знати, но реальная власть сосредотачивалась у Царя-бека еврейского происхождения, который мог смещать Кагана. Это в литературе именуют
двоевластием или диархией в Хазарии. Государственность имела паразитический характер: взимались дани с других народностей и с торговли
(из-за захвата стратегических торговых путей), совершались грабительские набеги на сопредельные территории, процветала работорговля
(преимущественно славянами), эксплуатировалось население неиудейского вероисповедания. Под властью хазар находилось много народностей, включая славян. Хазары вели многочисленные войны, то с арабами, то с руссами, то с другими народами. Не поддерживавшее иудейское правительство население (христиане и мусульмане) неоднократно подвергалось репрессиям, особенно после масштабного антииудейского восстания IX в., сопровождавшегося гражданской войной. Оно было жестоко подавлено. Для пребывания в повиновении неиудейской части общества использовалась наёмная армия. Иудейская религия способствовала активному преследованию христиан, из-за чего испортились отношения
Хазарии с Византией и Русью (хоть на тот момент христианство ещё не было государственной религией). Иудаизм разобщал общество, повлиял на закат
Хазарии. Со временем хазары вынуждены были бороться с новой кочевой народностью – печенегами (которых даже использовала Византия в своих целях). После военных походов русских Хазария была разгромлена, решающее значение имел поход Святослава. Часть населения Хазарии вошло в состав Русского государства, а иудеи иммигрировали в другие места.
Основным врагом славян среди кочевых народов стали печенеги.
2. Государство и право Золотой Орды.
В литературе можно встретить противоположные точки зрения о
Золотой
Орде.
Здесь недопустимо придерживаться крайне националистических воззрений, восхваляющих Орду.
Монголо-татарские племена были кочевым народом, обитающим в
Центральной Азии. Культура и торговля были развиты слабо. Основой экономики было скотоводство, а также грабёж сопредельных территорий и работорговля (паразитический характер существования оставался важнейшей чертой на протяжении всей истории государственности монголо-татар). В начале XIII в. на Курултае (собрании) лидером монголов был избран Чингиз-
Хан, который сумел подчинить себе монгольские роды и объединить их в одну общность. В результате масштабной завоевательной политики сложилась Монгольская Империя. Она строилась на жёстком военно- административном подчинении и деспотическом режиме, включая активное угнетение завоеванных народов, вплоть до их уничтожения. Завоеванные территории можно было удержать в составе лишь силой. Монгольская
Империя прочностью не отличалась: ещё при жизни Чингиз-Хан разделил её на три улуса между своими сыновьями.
В результате завоевательных походов Батыя возникла Золотая Орда, включавшая часть территорий Монгольской Империи и часть новых завоёванных земель. Основным фактором создания государственности татаро-монголов было насилие, завоевание. Недаром ещё в советской
литературе указывалось на искусственный характер их государственности
(Греков). Русь, несмотря на порабощение, в состав Золотой Орды не входила, она находилась на положении вассала, платившего дань, и выступала объектом постоянного разграбления. На практике жестокость со стороны
Орды была привычным делом, но встречались исключения, когда выдавались охранительные ярлыки из Орды для защиты монастырей и церквей. Золотая
Орда не хотела уничтожения православия на Руси. В период ига право дарования великого княжения русским Князьям находилось у ордынских
Ханов.
Общественный строй Золотой Орды был неоднородным. В составе состояло множество различных покорённых народностей, имевших специфику общественного уклада. У самих монголов выделялось население
«белой» (знать) и «черной» (прочее) кости, духовенство, горожане, рабы.
Феодальная иерархия имела несколько уровней: Хан и ханский род, нойоны
(не принадлежащие к ханскому роду крупные феодалы), мелкие феодалы, в том числе на местах. Население «черной» кости включало кочевников
(скотоводов), крестьян (земледельцев), как свободных, так и зависимых от феодалов.
Золотая Орда с великим Ханом (по традиции – из рода Чингизидов) во главе делилась на улусы, возглавляемые местными ханами. Случалось, власть силой захватывали ханы, не принадлежавшие к Чингизидам, например, Мамай. Коллективным органом был Курултай, возникший из племенного союза, который созывался в наиболее важных случаях. Органами центрального отраслевого управления были диваны. Существовало много должностей, военное и гражданское управление были переплетены.
Управление на местах осуществлялось назначенными лицами и местными князьями, у многих из которых были собственные военные силы.
К 1360-м гг. в Золотой Орде активизировались междоусобицы и борьба за власть различных ханов, где выделялись два – Мамай и Тохтамыш.
Причём первый осел в Крыму, держа свою, «мамаеву» Орду, неоднократно пытаясь захватить власть в Золотой Орде. В политике и действиях Мамая было много отличий от традиционных ордынских ханов, и потому Русь активно выступила против него на Куликовом поле (отсюда иным должен быть взгляд на Куликовскую битву и другие сражения с ним). Мамай в своих замыслах завоевать Русь был связан с Западом (генуэзцы и Рим) и с Литвой.
Русь вынуждена была сражаться одновременно не только с Востоком, но и с
Западом, с коллективным врагом, так было на Куликовом поле, так будет и в будущем. Мамай планировал уничтожить русский княжеский род, основать новую династию, сев на русский престол, уничтожить православие и
Русскую Церковь. Вопрос стоял о существовании Руси. Таких планов никогда не было у прежних правителей Орды. Это явилось причиной столь активного сопротивления русских сил Мамаю. Воюя с ним, русские воевали даже за Золотую Орду, претендентом на ханскую власть в которой выступал
Мамай. Отразив нашествие Мамая 1380 г., Русь весьма пассивно встретила нашествие Тохтамыша 1382 г.

В XV в. Золотая Орда распалась на ряд самостоятельных Орд, произошёл её закат.
Монгольское завоевание Руси – с 1237 по 1480 гг. Причины завоевания нельзя связывать лишь с раздробленностью, поскольку татары завоевали к тому времени много сильных, централизованных государств. Армия монголо-татар была передовой для того времени, что обеспечивалось жесткой дисциплиной и способностью использовать в своих целях весь потенциал покоренных народов.
Источниками права в Золотой Орде были нормы обычного права, акты государственного законодательства, нормы шариата (с момента признания ислама государственной религией). Право тесно переплеталось с морально- этической и религиозной сферой. Особое значение имела Великая Яса
Чингиз-Хана 1206 г.
В семейно-наследственной сфере существовало многоженство при повиновении детей родителям. Старший сын получал больше наследства, чем другие, но младший сын получал юрту или улус. Управление в семье при отсутствии мужа ложилось на жену. Дочери не наследовали, они получали приданное.
В системе феодальной иерархии развитой была передача земель на праве владения от высших к низшим феодалам. Верховным собственником всех земель был Хан. Существовали и земли на праве собственности.
Уголовно-правовая сфера отличалась жестокостью.
Были распространены коллективная ответственность, смертная казнь, жестокие наказания. Четкого разграничения уголовной и гражданской ответственности не было. Были известны преступления против имущества и личности, против
Хана и порядка управления, против нравственности, ложь, вредоносное волшебство, банкротство, мочеиспускание в костёр и воду, подавление пищей при её приеме и др. Наказаниями были телесные, имущественные, расплата детьми, смертная казнь (удавление, зарезывание, перелом позвоночника, разрывание конями и др.).
В судебном процессе доказательствами были признание, пытка, ордалии, поединки.
3. Государственность и право Литвы.
В XIII в. после объединения всех литовских племён Князем Миндовгом сложилось Литовское государство (Великое княжество Литовское).
Поскольку Русь распалась и была завоёвана татарами, Литва присоединила к себе ряд западных русских княжеств. Русские территории составляли большую часть Литовского государства. На протяжении всего времени Литва не питала доброжелательных чувств к Москве, находясь, к тому же, под сильным влиянием католического Запада. Достаточно вспомнить союз
Ягайло и Мамая. Иногда даже Золотая Орда помогала русским дать отпор
Западу, в том числе Литве. Православное русское население много претерпевало от Литвы. В дальнейшей истории Литвы важен ряд уний.

По Кревской унии 1385 г. произошло объединение Литвы и Польши при доминировании здесь интересов Польши. После волнений последовала
Городельская уния 1413 г., по которой власть в Литве оставалась в руках литовского Князя. Начался этап активной религиозной и национальной борьбы. Это не способствовало усилению Литвы, и часть бывших русских земель постепенно отошла к Руси. В 1569 г. по Люблинской унии Польша и
Литва создали единое государство – Речь Посполитую. Затем Литву втянули в войну с рядом стран, а позже Литву освободили русские войска от шведов.
С XVIII в. начался раздел Речи Посполитой, а Литва к XIX в. вошла в состав
России.
Общественное устройство Литвы состояло из феодалов (бояре, служивые байоры, шляхетство), крестьян
(частновладельческие, господарские, вольные), закупов, челяди, духовенства, горожан. Здесь много схожего с Русью, но притеснение по религиозному принципу лишало православных многих прав, положение частновладельческих категорий было хуже, больше было лично свободных держателей земель.
Государственный строй характеризовался наличием Господаря – великого литовского Князя (а после объединения с Польшей – Короля),
Панского совета (Рады), шляхетских вальных сеймов, сеймиков и вассалов на местах, различных должностей. Две особенности государственного развития
Литвы – это слабая власть монарха и сильное влияние шляхты (на польский манер).
Литва создала богатое правовое наследие. На её территории действовало как национальное, так и зарубежное право. Источниками права выступали: обычное право (русское и литовское), государственное законодательство (русское – Русская Правда, прусское – Померанская правда, национальное – листы, привилеи, уставы и проч.), договоры (унии), нормы судебной практики. Среди национального законодательства Литвы особая роль принадлежала статутам. Первый статут Великого княжества
Литовского датируется 1529 г., второй – 1566 г., третий – 1588 г. Они регулировали уголовные, гражданские, судебные вопросы, статус категорий населения. Во многом в литовском праве прослеживается схожесть с русским правом того времени.
Гражданско-правовая сфера знала аналоги вотчин и поместий
(держания), которые давались за службу пожизненно, на два поколения или бессрочно. Их держатели должны были (как и на Руси) должны были являться по требованию Господаря «конно, збройно и оружно». За нарушения держания могли отбираться. Дочери наследовали наравне с сыновьями. Семейные отношения находились в сфере действия норм католического или православного церковного права.
Аналогом «обиды» из Русской Правды в Литве были термины
«кривда» и «шкода», затем появились термины «злочинство», «гвалт».
Известны преступления против государства, религиозные, против личности и собственности. Наказания были суровее, чем на Руси, это объяснялось влиянием Запада, Литва здесь стояла как бы посередине. Использовались
несвойственные русской практике казни: колесование, сажание на кол; больше были распространены членовредительные наказания. Это прямое следствие влияния западного уголовно-правового деспотизма. Для шляхты в области наказаний имелось больше привилегий, чем для феодалов на Руси.
Судебный процесс был схож по своим чертам с русским судопроизводством.


написать администратору сайта