Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные особенности государства и права стран Древнего мира

  • СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

  • тема 2. Тема данной презентации


    Скачать 2.65 Mb.
    НазваниеТема данной презентации
    Дата06.10.2022
    Размер2.65 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлатема 2.pptx
    ТипДокументы
    #718326

    Тема данной презентации:


    Выполнила работу студентка группы ЮР(ГП)4-3/Бу/КД21

    2 курса – Волкова Ксения Игоревна

    Руководитель: Жуков Андрей Александрович

    Основные особенности государства и права стран Древнего мира

    Главными социально-политическими признаками восточной деспотии являлись: 1) концентрация власти, ее сосредоточение в лице единоличного правителя – деспота (монарха, фараона); 2) централизация власти и формирование сложной иерархической структуры общества; 3) бюрократический аппарат, поддерживаемый военными; 4) подчинение общества религии, сакрализация власти и правителя; 5) сохранение общинного строя.

    Формат деспотии имел возможность сплотить силы населения для достижения главнейших целей: организации ирригационного земледелия и постройки систем орошения, а также обороны от врагов и ведения захватнических войн. В то же время восточная деспотия препятствовала формированию индивидуальности и становлению свободной личности.

    Древневосточное право открыто закрепляло социальное неравенство, то есть неравный политико-правовой статус личности от рождения, что проявлялось прежде всего в приниженном положении рабов. Присутствовал институт рабовладения. Рабы являлись не субъектами, а объектами права.

    Правом было закреплено сословное неравенство свободных, подчиненное, приниженное положение женщин, детей, неравенство наследственных прав женщин с мужчинами. Также отражение в праве пережитков родового строя – коллективная ответственность членов семьи, применение наказания по принципу талиона. В древнем мире наибольшую экономическую ценность имела земля, причем основными ее собственниками являлись государство, общины, храмы. Право неразрывно связано с религией и религиозной моралью, правовая норма, как правило, имела религиозное обоснование. Не было деление права на частное и публичное, не было представления об отраслях права. Правовые нормы были казуистичны – предельно детализированы. Источниками древневосточного права были: обычаи – древнейший и исторический первый источник права; судебная практика – отдельные судебные решения, заполняющие пробелы обычного права; законы – систематическая запись правовых обычаев и судебных прецедентов – законы Ману, законы Хамураппи; церковные нормы; административные распоряжения должностных лиц.

    Особенность государственного строя Древнего Египта заключается в централизации управления.Законодательная, исполнительная и судебная власть сосредоточилась в руках фараона. Все важные дела государства - мероприятия по ороше­нию, суд, назначения и пожалования, наложение повинностей и осво­бождение от них, военные походы, государственное строительство -проводились под его общим руководством. Авторитет фараона укреплялся при помощи религиозной идеологии обоготворения царя и его деяний.

    Члены царского дома, как правило, занимали важнейшие должности в государстве - верховных сановников, военачальников, хранителей со­кровищ, начальников работ, верховных жрецов.

    После царя главным лицом в государственном управлении был верхов­ный сановник - везир. В его компетенцию входили управление деятель­ностью верховных судебных органов, руководство государственными мастерскими, всеми работами царя. Он также ведал различными госу­дарственными хранилищами.

    Для Древней Индии, как и для многих других древневосточных обществ, характерна трехсоставная структура основных классов с небольшими модификациями — это классы,

    или сословия, жрецов, воинов и земледельцев.

    Вначале из среды соплеменников возвышаются жрецы-брахманы и военачальники- правители. Жрецы были хранителями ритуально-мифологической памяти и организаторами культовых обрядов с немалой реальной властью.

    Военачальники и представители аристократии составили другой слой, названный кшатриями. Оба этих слоя противостояли общинникам-земледельцам (вайшьям). Четвертую группу составили представители покоренных племен, исполнявшие роль слуг (варна шудр).

    Государственный аппарат Древней Индии был менее бюрократическим и многочисленным, хотя и был построен на таких принципах, как единоначалие, назначение, ответственность перед царем непосредственно и других, присущих государственному аппарату стран Древнего Востока. Все чиновники государственного аппарата Древней Индии подразделялись на высших и низших. Каждой административно-территориальной единицей управлял специально назначенный чиновник. Как правило, провинцией управлял царевич или другой близкий родственник царя, а областью (джананиадой) — раджук, выполнявший хозяйственные, полицейские и судебные функции на вверенной ему территории через нижестоящих должностных лиц. К низшим городским чиновникам относился мукхья, который осуществлял на территории городского квартала те же функции, что и раджук на территории области. Поскольку активно действовало общинное самоуправление, то главой деревни (грамы) был деревенский староста, который должен был осуществлять хозяйственные, административные, полицейские и судебные функции.

    В законах Ману описано сотворение мира, занятия сословий, права и обязанности домохозяина, право наследования, функции царя, принципы его политики и гос. управлении, совершение обрядов, наставление для отшельников и аскетов, нормы праведного образа жизни. Свидетельства о положении отдельных социальных групп, в т. ч. шудр, рабов, наемных работников, о статусе четырех варн, судопроизводстве, налоговой системе.

    Попытка систематизировать нормы права, но смешаны частные правонарушения и преступления, прослеживается логика изложения материала, но нет выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы. На первый план в законах Ману выступает сословно-варновое деление общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры + неприкасаемые). Указывается наследственно-профессиональный характер варн. Многие нормы направлены на охрану собственности на движимое имущество, рассматриваются договоры займа, купли-продажи, личного найма, дарения и др. Среди гарантий исполнения договора - поручительство и залог или заклад. Детально разрабатывается, но юридически не грамотен договор займа, что свидетельствует о расцвете ростовщичества. Найм - рабы и наемные работники упоминаются вместе, а сам наемный труд презирается, что создает тяжелые условия найма. В семейных отношениях - подчиненное положение женщин, многоженство, несмешение варн.

    Один из значительных этапов в развитии права Древнего Вавилона - появление Законов Хаммурапи. Они представляют собой обширный законодательный памятник, состоящий из 282 статей. Внешне Законы Хаммурапи представляют собой черный базальтовый столб, обнаруженный в 1902 г. в г. Сузы. Судебник Хаммурапи затрагивает различные вопросы права. В науке вопрос о системе Законов Хаммурапи решается по-разному. Правовые положения изложены казуистически, без обобщений. Возможно, что Законы Хаммурапи представляли собой записи судебных решений. Первый раздел (5 статей) судебника посвящен суду и преступлениям, связанным с отправлением правосудия. Во 2 разделе (около 120 статей) регулируются вопросы приобретения и защиты собственности. Третий раздел (около 70 статей) посвящен брачно-семейным отношениям и наследственному праву. В 4 разделе (20 статей) говорится о наказаниях за преступления против личности. Наконец, в 5 разделе (70 статей)

    содержатся нормы, регулирующие трудовые отношения.

    В античном мире впервые разработали принципы республиканской формы правления. Рабовладельческие государства развивались здесь в форме аристократических (Рим, Спарта) и демократических (Афины, др. полисы) республик. Жители греческих государств-полисов основали колонии практически по всему побережью Средиземного, Черного и частично Азовского и Ионического морей. Однако эти колонии не сформировали империю: каждая из них была независима от метрополии. В греческих полисах, а затем в Риме был отработан сложный механизм функционирования демократического государства. В античный период родилась идея разделения ветвей власти, заключающаяся в их взаимном сдерживании и противодействии. Государственно-правовой опыт Афин и Рима содержит предупреждение об опасности бюрократизма. Под угрозой гибели оказывалось существование самого государства (закат Рима). В то же время, без лиц, сведущих в управлении, цивилизованное общество существовать не может, поскольку власть толпы — охлократия — порождает опасную разновидность деспотии. Мыслители Античности подарили миру идеи правового государства и гражданского общества. Уже тогда власть понималась ими как ответственность правителей перед свободными гражданами. В то же время история государства и права Античности свидетельствует о том, что верховенство закона может легко обратиться в реакционную силу, если сам закон не отражает подлинной воли народа.

    Признание закона, а не обычая основной формой правотворчества (Греция) или же его утверждение в качестве одного из важнейших источников права (Рим) сопровождалось кодификацией правовых обычаев. Таковы древнейшая, согласно греческой традиции, кодификация права, проведенная Залевком в Локрах (Юг Апеннинского полуострова), и кодификация Харонда (Катана, Сицилия). Предпосылки создания новой демократической процедуры принятия законов народным собранием были заложены в Афинах реформами Солона и Клисфена в VI в. до н.э. В Риме традиционные правовые обычаи подверглись обработке и были записаны в Законах XII таблиц. В этих законах также предусматривалось правило, согласно которому законом считалось решение народного собрания. В греческих городах-государствах у граждан с детских лет воспитывалось уважение как к законам, так и к установленным в них порядкам. Право в глазах граждан ассоциировалось с разумом и справедливостью.

    На протяжении всего своего существования Древняя Греция не знала единой централизованной власти, хотя попытки установить ее были.. Относительно устойчивые и крупные объединения полисов возникли во время войн с Персией. Их возглавили два самых могущественных полиса – Афины и Спарта, образовавших два центра древнегреческой цивилизации, причем каждый из них развивался особым путем. История Афин – это прежде всего история становления и победы античной демократии, в то время как Спарту принято считать милитаристским, даже «полицейским», крайне консервативным государством. Соперничество этих двух полисов привело к многолетним гражданским войнам.

    Особую роль сыграли земельная и политическая реформы. В рамках земельной реформы Солон предпринял следующие меры:

    1) отменил часть залоговой кабалы. Все долговые камни с полей убирались, проданные в рабство должники подлежали выкупу. Эти реформы получили название сисахфия; 2) ввел запрет на самозаклад должника. Взыскание любого долга нельзя было обращать на личность ответчика. Многим крестьянам были возвращены их участки земли; 3) установил максимум земельного надела. Однако произвести перераспределение земли Солон не решился; 4) не были уменьшены ссудные проценты, что было на руку ростовщикам. Отмена долговой кабалы нанесла сильный удар по интересам крупных рабовладельцев из числа знати, однако удовлетворила насущные интересы средних и мелких землевладельцев; 5) впервые узаконил свободу завещания. Любые виды имущества, в том числе и земельные участки, можно было продавать, закладывать, делить между наследниками и т.д.

    Реформа 509 года до н.э. окончательно ликвидировала остатки родового строя. Вместо родоплеменного деления граждан было введено их территориальное разделение. Клисфену принадлежит изобретение остракизма (суда черепков). Каждый имеющий право голоса писал на черепке имя человека, казавшегося ему опасным для народа. Если имя повторялось до шести тысяч раз, то назначалось изгнание сроком на десять лет без лишения прав и конфискации имущества. Реформа Клисфена окончательно сокрушила господство родовой аристократии, отвечала интересам демоса. В V веке до н.э. в Афинах число рабов превысило число свободных. Сущность преобразований Клисфена, направленная на «смешение» граждан и нивелировку гражданского коллектива, не оставляла в будущем аристократии шансов сохранить то положение, которое она занимала. Реформы Клисфена были необратимы, и знать постепенно начинает терять свои позиции.



    По своему политическому устройству полисы классической Греции делились на два основных типа: демократические и олигархические. Полисы с высоким уровнем экономики, интенсивным сельским хозяйством, развитым ремеслом и активной торговлей тяготели обычно к демократии. Основу политической организации полиса составлял коллектив граждан. Граждане четко отчленялись от всех остальных жителей полиса. Прямая демократия подразумевала, что все сколько-нибудь значимые решения принимал только коллектив граждан, который никому не передоверял своих прав. Граждане собирались на заседание народного собрания (экклесии), чтобы обсудить различные стороны жизни, политической, экономической и культурной. В систему защиты демократии и прав гражданина входил суд присяжных (гелиэя). Каждый гражданин имел право выступить в народном собрании с заявлением о том, что поступившее предложение или уже принятый закон противоречат ранее принятым законам. Еще одной гарантией сохранения демократии служила сложная процедура принятия новых законов. В государственном праве различались законы (номой) и решения экклесии (псефисмы), которые носили казуальный характер. В начале каждого года в экклесии решался вопрос, возникла ли необходимость в пересмотре старых и принятии новых законов. В случае положительного ответа следовала сложная процедура: обсуждение в Совете, экклесии и гелиэе, тексты предлагаемых новых законов, написанные на больших досках, выставлялись на центральной площади Афин Агоре для всеобщего ознакомления.

    После основания Рима правили семеро царей. Сформировалась сложная структура общества с социальными классами, были проведены реформы общественного устройства и армии. Территории Рима были разделены на административные единицы, а граждане поделены на 6 разрядов по имущественному признаку. После изгнания последнего царя в 510 году до н.э. были избраны 2 консулов, и древнеримское государство было преобразовано в республику.

    Царский

    VIII – VI вв. до н. э.

    Ранняя республика

    V – III вв. до н. э.

    Обострение социальных противоречий между патрициями (коренными римлянами) и плебеями (население с ограниченными политическими правами). Усиление военной и политической мощи Рима в результате многочисленных войн, влияние республики распространяется за пределы Италии. Важной является победа в Пунических войнах, которая окончилась разрушением главного соперника – Карфагена. После этих событий было установлено фактическое равноправие патрициев и плебеев, а влияние Рима возросло.

    Поздняя республика

    II – I вв. до н. э.

    Территориальное расширение Рима, подчинившего себе территории современной Испании, Франции, Греции и др. Переход от классического

    рабства к патриархальному. Начало экономического и политического кризиса, который закончился приходом к власти Гая Юлия Цезаря. После убийства цезаря наступил новый период в истории Древнего Рима – имперский. Первым императором стал Октавиан Август.

    Ранняя империя

    I – III вв. н. э.

    В ранней империи сохранялись признаки республики, а император именовался принципсом, от литинского «princeps», то есть первый (среди граждан), так что ранняя Римская империя также называлась принципатом. В этот период истории развитие античных городов и греко-римской культуры заложило основы для формирования европейской цивилизации. К III веку политические и экономические кризисы приводят Римскую империю к упадку.

    Поздняя империя

    IV – V вв. н. э.

    В начале IV века Римская империя вышла из кризиса, но уже не сумела восстановить былого величия. Ремёсла и торговля пришли в упадок, как и города. Монархия стала абсолютной, вся власть оказалась сосредоточена в руках императоров. Начинает распространяться христианская религия. В 330 году столица Римской империи переносится в Константинополь, а в 395 году империя распадается на Западную и Восточную. Распад Западной империи состоялся в 476 году после нашествия варваров, Восточная же, известная как Византия, просуществовала до 1453 года. Период поздней империи в истории Древнего Рима стал закатом античной цивилизации и упадком культуры Средиземноморья.

    Высшей властью в Римской Республике обладало Народное собрание, которое состояло из граждан и избирало должностных лиц. Народное собрание избирало 2 консулов на 1 год. Консулы по очереди руководили работой Народного собрания, набирали войско, предлагали новые законы. Также народное собрание избирало только из плебеев двух народных трибунов, которые имели право «вето» и неприкосновенности личности. Кроме того в Римской Республике был сенат из 300 человек из бывших консулов и народных трибунов. В его функции входило распоряжение казной, разработка планов ведения войны, отношения с другими государствами.

    В период Римской империи всей властью единолично обладал император. Он предлагал законы на рассмотрение Сената, назначал и снимал с должности чиновников, руководил подданными. Граждане не принимали никакого участия в управлении государством.

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



    написать администратору сайта