Главная страница

Тема культура несловесной речи. Невербальные средства общения. Неречевое поведение невербальные средства общения


Скачать 58.96 Kb.
НазваниеТема культура несловесной речи. Невербальные средства общения. Неречевое поведение невербальные средства общения
Дата24.02.2022
Размер58.96 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла1644662110_Tema_7_Neverbalnye_sredstva_o.docx
ТипДокументы
#372802

ТЕМА 7. КУЛЬТУРА НЕСЛОВЕСНОЙ РЕЧИ. НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ. НЕРЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Невербальные средства общения – это несловесные, неязыковые средства, которые несут информацию в процессе общения.

Разговаривая друг с другом, люди для передачи своих мыслей, настроений, желаний наряду с вербальной (словесной) речью используют жестикулярно-мимическую речь, т.е. невербальные средства. Причем, жесты и мимика возникли раньше звуковой речи, но изучать невербальные средства общения активно стали только с 60-х годов XX века. Всемирно известны работы таких ученых, как Джулиус Фаст, Алан Пиз, Роберт Уайтсайд, Альберт Мейерабиан.

Ученые считают, что при общении невербальные средства преобладают: их используется от 55% до 65%, а вербальных средств, соответственно, 45-35%. Ученые обнаружили и зафиксировали почти миллион невербальных сигналов; по подсчетам одного из специалистов, только с помощью рук человек может передать до 700000 сигналов.

Многие ученые говорят о том, что словесный (вербальный) канал используется для передачи информации, а невербальный для «обсуждения» передачи, выражения межличностных отношений.

Неречевые средства сводятся к кинесическим (движения тела), пространственным (организация поведения, межличностного общения) и временным характеристикам взаимодействия. Неречевые средства выполняют осведомительную и регулятивную функции в процессе общения.

Основные невербальные средства по каналам общения делятся на:

– визуальные;

– акустические;

– тактильные.

Интересно, что визуальные и тактильные средства используются не только в устной, но и в письменной речи, а акустические – только в устной.

Визуальные невербальные средства – те, которые воспринимаются с помощью органов зрения (через этот канал поступает до 80% информации).

В устной речи это значащие движения: жесты, мимика, позы (т.е. кинесика), а также имеющая значение для речи статика: взаиморасположение в пространстве (проксимика) и физический облик участника общения (постоянные параметры: телосложение, национальные, возрастные параметры и т.п. – и переменные параметры: настроение, состояние здоровья и т.п.), кроме того, значимыми в невербальном общении являются одежда, прическа, макияж, украшения, аксессуары, манеры).

В письменной речи визуальный канал является основным, и ведущими невербальными средствами на письме выступают: графики, схемы, таблицы, диаграммы, фотоснимки, рисунки, а также: шрифт, почерк, расположение материала на странице и т.п.

Акустические невербальные средства – те, которые воспринимаются органами слуха: голос и интонация, а также ее составляющие – темп, тембр, ритм, мелодика и др. Как правило, они сопровождают или заменяют словесную устную речь. Кроме голосовых, к акустическим несловесным средствам можно отнести аплодисменты, хлопки, свист, топанье и другие звуки.

Тактильные невербальные средства – те, которые рассчитаны на осязание –различного рода прикосновения.

В устной речи это жесты-прикосновения для привлечения внимания; рукопожатия, объятия и поцелуи, которые носят не только интимно-дружеский, но и этикетный характер.

В письменной речи: материал для письма (бумага, кожа, камень, дерево, пластмасса, металл и т.д.), способ его обработки (тиснение, выпуклость, вогнутость, аппликация, прорези и прочее); именно на тактильных средствах основана специальная азбука Брайля для слабовидящих.

Синтез вербальной и невербальной речи предполагает, что невербальная речь по отношению к вербальной выполняет три основные функции:

1) вносит в нее дополнительную информацию;

2) комбинируется с вербальными средствами, передавая тот же смысл;

3) помогает сохранить контакт между собеседниками и регулировать речевой поток.

Однако далеко не всегда в речи невербальные средства дополняют вербальные, иногда невербальная и вербальная речь противоречат друг другу, например: словесная похвала «Молодец!» произносится не как похвала, а как укор, порицание (здесь важны интонация, мимика).

Е.В. Орлова называет несловесные средства, участвующие в процессе общения, невербальными средствами воздействия (НСВ), подразделяя их на собственно невербальные средства (мимика, жесты, позы, взгляд, дистанция, осанка, походка, манипуляция с предметами и т.д.) и паралингвистические средства воздействия (логическое ударение, паузы, темп, мелодика и сила голоса, интонация, дикция, дыхание).

ОСНОВНЫЕ НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

I. Визуальные невербальные средства

1. Жесты.

Наиболее заметными среди визуальных средств неречевого общения являются жесты. Жестикуляция, жест (от фр. jesticuler “жестикулировать”) – это значимые телодвижения, главным образом движения головы или рук; к жестам относят также и другие яркие экспрессивные движения (раскрыть объятия, хлопнуть дверью, отвернуться и др.). Говоря проще, жесты – это выразительные динамические движения.

Удивительно, что языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя никто специально не объясняет, не расшифровывает их значение, говорящие правильно понимают и используют их.

Жест уточняет мысль, оживляет ее, в сочетании со словами усиливает ее эмоциональное звучание, способствует лучшему восприятию речи.

Например, будет ли понятная фраза «Дочь у меня вот тут сидит», сказанная без жеста? – Непонятно, где «тут»: в комнате, за столом, у телевизора, в саду? То есть местоименное наречие «тут» требует уточнения. Но если говорящий сопроводит эту фразу жестом (постучит ребром ладони ниже затылка по шее), то сказанное приобретает определённый смысл: дочь, находящаяся на полном иждивении, непомерно обременяет отца.

Жесты, по классификации Н.И. Формановской, различаются по назначению; по функции (значению); по обращенности на себя/на другого; по составу; по происхождению; по времени существования.

По назначению различают жесты обыденные (непременные, обязательные в повседневном общении); символические (отдание чести у военных); ритуальные (в церковном обряде).

Жесты выполняют в речи различные функции, имеют различные значения; по функции (значению) они делятся на:

эмоциональные жесты (обозначают волнение, радость, восторг, ненависть, огорчение, досаду, недоумение, растерянность, возмущение и т.д.): всплеснуть руками; ударить кулаком по столу; хлопнуть себя ладонью по лбу; пожать плечами; развести руками; повернуться спиной; например: поднять большой палец руки вверх – «высшая оценка»; щелчок по шее - «выпить бы»; кручение пальцем у виска – «из ума выжил».

указательные жесты (говорящий выделяет предмет из ряда однородных, указывая на место: внизу, вверху, рядом, за спиной, там, здесь/рядом, по очереди и т.д.); указать можно взглядом, кивком головы, рукой, пальцем, ногой, поворотом тела. Бывают случаи, когда расшифровка указательного жеста определяется ситуацией: показать пальцем можно место на руке, где обычно носят часы – «время истекло, пора заканчивать (лекцию, доклад, разговор и т.п.» или же – «который час?», а также – «поторопись!».

изобразительные жесты (говорящий показывает размер, форму предмета) появляются изобразительные жесты в случаях: если не хватает слов, чтобы полностью передать представление; если одних слов недостаточно по причине эмоциональности, нервозности, неуверенности в том, что слушающий все понимает; если необходимо усилить воздействие наглядностью. Иногда изобразительными средствами пользуются для экономии не только речевых средств, но и времени. Например: «Что такое винтовая лестница?» (“идущая спирально, винтообразно”) или «Что такое рябь на воде?» (“незначительные колебания водной поверхности, а также легкие волны от такого колебания”) – вместо этих дефиниций гораздо проще: вращательное движение рукой по вертикали; волнообразное движение рукой по горизонтали.

регулирующие жесты (призвать к молчанию: палец, прижатый к губам; попросить говорить громче: слегка постучать по ушной раковине, прикоснуться к ней; попросить подойти: подзывающее движение рукой (-ами), пальцем; предложить сесть рядом: похлопать ладонью по сиденью стула, кресла; попросить позвонить или написать письмо и т.д.;

символические жесты (символ непокорности: руки в боки; неприятность, беда: обхватить голову руками; защитная реакция: скрещенные руки перед грудью; предельная категоричность: «сабельная» отмашка кистью правой руки; интенсивность: рука сжимается в кулак; противопоставление: кисть руки выполняет в воздухе движения то в одну, то в другую сторону; отказ, отрицание: отталкивающие движения рукой (-ами), ладонью (-ями) вперед; объединение, сложение, суммарность: пальцы соединяются в щепоть или соединяются ладони рук; разъединение, расподобление: ладони «разъезжаются» в разные стороны;

ритмические жесты (подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение темпа речи, места пауз – т.е. связаны с ритмикой речи): замедленные или ускоренные вертикальные или горизонтальные движения руками, ребром ладони и т.д.

– Поль Солер в книге «Основы искусства речи» выделяет подражательные жесты (говорящий может подражать другому человеку (в том числе собеседнику), актеру, животным, птицам).

– наконец, есть жесты, которые не связаны со смыслом слов и не выполняют никаких функций; они лишь отвлекают внимание слушателя от содержания речи, мешают ее восприятию. Нередко это просто результат волнения говорящего, свидетельство его неуверенности в себе, может быть просто плохая привычка. Это механические жесты: говорящий постоянно дергает себя за ухо, потирает кончик носа, поправляет галстук, вертит пуговицу и т.п.

По составу визуальные жесты бывают:

простые, состоящие из одного движения (поднять руку, чтобы ответить на вопрос, выступить);

составные, которые складываются из нескольких однотипных движений (помахать рукой при прощании; погрозить пальцем);

сложные, которые состоят из нескольких неоднородных движений (например, если необходимо показать сложный маршрут; или при фразе «меня это не касается»: указательный жест – ладонь движется к середине груди + указательный жест – отбрасывание рук от себя вверх ладонью + символический жест – покачивание руки из стороны в сторону).

С точки зрения обращенности (на себя или на другого) различные жесты бывают:

индивидуальные (бить себе в грудь кулаком или ладонью);

индивидуально-взаимные (целовать руку даме);

взаимные (пожать руку друг другу).

С точки зрения происхождения:

исконные (поклон до земли; кивок в знак согласия);

заимствованные (реверанс, книксен).

С точки зрения времени существования:

архаичные (бить челом; креститься – ритуальный жест);

современные (легкий наклон головы при приветствии, просьба написать письмо);

– иногда выделяют жесты-«неологизмы» (чаще всего экспрессивные), например: «кавычки» (при произнесении слова или фразы в переносном смысле) – ритмические движения двумя согнутыми пальцами (символизирующими этот знак препинания) приподнятых рук; непристойный, оскорбительный жест (поднятый вверх средний палец руки).

По классификации Е.В. Орловой, жесты делятся на:

1) Оценочные (выражают оценку):

а) позитивные – открытые;

б) негативные – закрытые.

2) Сигналы намерения (желания начать действие; сексуальные намерения и т.д.).

3) Сигналы состояния (тревоги, скуки, радости, размышления и т.п.).

4) Риторические сигналы (иллюстраторы):

а) усилительные (подчеркивающие смысл высказывания);

б) изобразительные (изображают объект речи);

в) указательные (когда человек показывает на предметы, на окружающих людей и т.д.).

Позитивные оценочные жесты демонстрируют доверительное, доброжелательное, открытое отношение; к ним относятся: раскрытые и развернутые в сторону собеседника ладони рук; открытая грудная клетка; поднятая голова; непроизвольные чуть заметные кивки головой; легкое прикосновение к руке или плечу собеседника и др.

К негативным оценочным жестам относятся закрытые жесты и позы: скрещенные руки и ноги (жест скрещенных рук нередко сопровождается нетерпеливым взглядом, покачиванием головы из стороны в сторону, резкими движениями); приподнятые плечи и опущенная голова («набычиться») – жест (поза) говорит о том, что собеседник обижен или оскорблен словами говорящего.

Иллюстрируя данную классификацию, автор предлагает интерпретацию некоторых жестов (и поз), используемых наиболее часто:

потирание ладоней – довольство, ожидание удачи, чего-то хорошего, желаемого;

поглаживание себя по голове – довольство собой;

сцепленные руки – негативный жест, обозначающий желание скрыть разочарование, при этом существует зависимость между положение сцепленных рук и силой негативного чувства: сцепленные руки, поднятые к подбородку, означают более негативное отношение, нежели опущенные вниз сцепленные руки;

«шпилеобразные» руки – уверенность в себе, причем, «шпилем» вверх – если человек говорит, а «шпилем» вниз – если слушает;

руки сцеплены «в замок» за спиной: а) при этом голова высоко поднята, плечи расправлены, подбородок выставлен вперед – жест уверенного в себе человека с чувством превосходства над другими (так называемый жест членов Британской королевской семьи);

б) при этом руки за спиной с захватом запястья, плечи и голова опущены – неуверенность, желание и попытка взять себя в руки;

рука ко рту, рука к носу, потирание века, почесывание шеи – жесты, возникающие в ситуации обмана, недоверия, сомнения, неуверенности;

скрещенные на груди руки, скрещенные ноги – человек нервничает или принимает критическую или защитную позу;

потирание, подергивание уха – желание отгородиться от услышанного;

пальцы во рту – состояние тревоги, угнетения, сильной неуверенности; человеку нужна поддержка;

рука подпирает голову – скука;

рука, находящаяся под щекой, но не служащая опорой для головы – интерес, размышление;

закладывание рук за голову – превосходство над другими;

руки на поясе – агрессивность, готовность к решительному действию;

руки в карманы – неуверенность;

рука подпирает голову, указательный палец направлен к виску, большой палец подпирает подбородок – негативное или критическое отношение к партнеру по общению или предмету разговора; если указательный палец начинает потирать или натягивать веко – негативные мысли сгущаются;

постукивание пальцами, какими-то предметами по столу, топот ногами – нетерпение;

собирание несуществующих ворсинок с одежды, поверхности рядом расположенного предмета – жест вытеснения, который проявляется вследствие сдерживания своего мнения; жест неодобрения: человеку не нравится всё, что здесь говорится, даже если на словах он со всем согласен;

шлепок по голове или по шее – жесты, демонстрирующие забывчивость; но: по лбу – не напуган тем, что забыл; по шее – ему неприятно, что вы напомнили ему этот промах;

расстёгнутый пиджак – как правило, свидетельствует о доверии к собеседнику, об открытости человека;

рукопожатия интерпретируются в зависимости от подачи, положения руки:

рука сверху – доминирование; рука снизу – подчинение; рука прямо – равенство; кончики пальцев – пренебрежение, презрение; обе руки – дружеское расположение; кроме того, как положительное русскими людьми оценивается дружеское энергичное, не слишком сильное рукопожатие, как отрицательное – вялое, безвольное, либо грубое, слишком сильное («медвежье») рукопожатие.

Основные положения головы:

«прямая» голова – нейтральное отношение к происходящему, к содержанию разговора;

наклоненная набок – заинтересованность происходящим, темой разговора;

опущенная голова – а) отрицательное, даже осуждающее отношение; б) выражение чувства вины; в) уныние и др.

Многие жесты – это описано в учебниках по психологии – говорят о характере человека, например:

если у человека слабое рукопожатие, можно сделать вывод о слабости характера;

люди, имеющие привычку потирать затылочную часть шеи, склонны проявлять негативное, критическое отношение к окружающим;

хлопающие себя по голове, как правило, являются более открытыми и покладистыми людьми;

любитель сидеть верхом на стуле – доминирующий тип и т.д.

Невербальные знаки коммуникации (жесты) являются полноправными «участниками» общения, как и вербальные средства. Так, жест, как и слово, может быть многозначным, например, рукопожатие может означать приветствие, прощание, знакомство, поздравление; жест «руки в боки» может обозначать непокорность или же угрозу. Жесты могут образовывать аналоги«синонимы», например, жесты приветствия: и рукопожатие, и кивок, и улыбка, и поклон, и приподнимание шляпы, и помахивание рукой. Можно рассматривать жесты в антонимическом ряду: рукопожатие как знак приветствия – и прощания. Наконец, жестам свойственна стилистическая дифференциация: есть нейтральные и эмоционально-экспрессивные, возвышенные и грубые, фамильярные, развязные, оскорбительные, непристойные и т.д.

Жесты имеют национальный характер.

Жесты разных стран могут отличаться, и в этом случае содержание жеста понятно только какому-то народу или определенному коллективу: жесты приветствия, прощания, утверждения, отрицания, призыв к молчанию, предвкушение приятного и т.п. Например, русские в знак согласия кивают головой, наклоняя ее вперед, а в знак несогласия покачивают головой влево-вправо, тогда как болгары – наоборот.

Еще пример: иностранцам не понятен русский жест, обозначающий выпивкупостукивание пальцем по шее. Одна из легенд объясняет, что этот жест появился во времена Петра I: за определенные заслуги царь приказал поставить крестьянину клеймо на шее, чтобы ему наливали водки в любом кабаке бесплатно. Европейцам этот жест не понятен: у них выпивку обозначает жест, при котором пальцы сжимаются в кулак, и большой палец направлен в рот.

У русских жест рукой у горла обозначает «я сыт», а у японцев – «уволен с работы». Наш жест «до свидания» может быть воспринят японцами как «иди сюда».

Русскому человеку все равно, какой рукой подадут какой-либо предмет, а в исламских странах нельзя подавать левой рукой, т.к. она считается «нечистой». В Монголии, Непале, Вьетнаме и некоторых других азиатских странах для демонстрации уважения подавать следует или обеими руками, или правой рукой, при этом кисть левой согнутой руки должен касаться локтя правой руки.

Немцы поднимают бровь в знак восхищения идеей, а в Англии поднятая бровь – выражение скептицизма.

Сейчас у нас популярен жест «О’К», который образуется согнутыми большим и указательным пальцами, образующие «кольцо». У нас, как в Америке и многих странах Европы, этот жест означает «все отлично, все в порядке», а в Японии данный жест обозначает «деньги», в Португалии и некоторых других европейских странах – это неприличный жест, в Тунисе он обозначает «я тебя убью» и т.д. Известно, что у некоторых народов Африки при приветствии принято тереться носами.

О национальном характере некоторых жестов свидетельствует такой факт. В Австралии, Новой Зеландии, Великобритании два разведенных пальца (указательный и средний) с ладонью, повернутой от себя, служат знаком победы. Но если ладонь повернуть к себе, то жест равнозначен выражению «А иди ты подальше!» Жители Европы воспринимают этот жест, независимо от того, куда обращена ладонь, как знак победы. Поэтому, если англичанин сделает обидный жест, то европеец может не понять, о какой победе идет речь. А во многих странах два поднятых пальца просто означают число «2», поэтому в речевой ситуации, когда англичанин, находясь в европейском баре, кафе и т.п., использует такой жест, то бармен вполне может налить англичанину две кружки пива.

Взявшись за мочку уха, мы нанесем страшное оскорбление испанцу, греку, мальтийцу, итальянцу, а вот португальцу, напротив, польстите.

Если нам что-то попало в глаз, мы зачастую начинаем тереть пальцем нижнее веко, но не следует спешить это делать: араб подумает, что мы считаем его дураком, а латиноамериканка – что за ней пытаются ухаживать.

О различии между жестом прощания в России и Франции писал И.С Тургенев в романе «Новь»: Нежданов наклонил голову, а Сипягин простился с ним на французский манер, несколько раз сряду быстро поднеся руку к собственным губам и носу, и пошел далее, бойко размахивая тростью и посвистывая.

Учитывая национальный характер жестов, при общении с иностранцами, надо стараться поменьше жестикулировать.

При всем разнообразии жестов, их вариативности они проявляют устойчивость. Но бывают случаи, когда характер жеста изменяется и утрачивает национальную окраску. Так, за последние 30 лет жест прощания (махание кистью руки взад-вперед) заменился у нас движением ладонью вправо-влево в одной плоскости вслед уходящему. Этот жест заимствован с Запада. Но обратим внимание, что дети, когда им говорят: «Помаши бабушке ручкой», старательно машут так, как махали при прощании на Руси с древности.

2. Мимика

Если жесты выражают в первую очередь смысл, значение того, что выражено вербально (или вообще заменяют слова), то главным показателем чувств, эмоций говорящего является мимика (от греч. mimikos “подражательный”) – это значимые движения мышц лица, причем это комплекс движений, который и дает возможность точно определить выражаемую эмоцию.

Особая роль в мимике принадлежит улыбке. Открытая улыбка – это прежде всего символ дружелюбия, радости, искренности. Но улыбка бывает искусственной, натянутой, иронической, снисходительной, презрительной, ехидной – и в этом случае она вызовет совершенно другой эффект. Бывает «дежурная» улыбка – ничего не выражающая.

Улыбка как элемент мимики и поведения зависит от региональных, национальных и культурных различий: так, южане улыбаются чаще, чем жители северных регионов; американцы и европейцы, согласно общепринятому мнению, улыбчивее россиян.

Согласно исследованиям ученых, центром выражения эмоций являются губы, рот.

Именно губы человека особенно экспрессивны. Так, известно, что плотно сжатые губы отражают задумчивость или обиду; сжатые изогнутые губы – сомнение или сарказм; оттопыренная нижняя губа – важность; человек кривит губы – недовольство, закусил нижнюю губу – досада; опущенные уголки губ – человек расстроен, поднятые уголки губ – в хорошем настроении и т.д. и т.д.

Не менее важным несловесным средством общения являются глаза, взгляд. Недаром глаза называют «зеркалом души», а настоящее искреннее общение может быть установлено только тогда, когда люди общаются «с глазу на глаз». Глаза помогают участникам общения устанавливать визуальный контакт. Смотреть на говорящего – это не только выражать заинтересованность, но и сосредотачиваться на том, что говорит собеседник.

Особым феноменом несловесным средством общения является взгляд. Обмен взглядами очень важен для управления контактом.

Частота и длительность визуального контакта во многом определяются особенностями культуры народа, национальной принадлежностью. Так, в европейском общении принято смотреть человеку в глаза: если собеседник нечестен или скрывает что-то, его взгляд встречается с вашим менее 1/3 части времени общения; если взгляд собеседника встречается с вашим более 2/3 времени, это может означать следующее: 1) вас считают привлекательным, интересным – в этом случае зрачки расширены; 2) к вам настроены недружелюбно – при этом зрачки сужены.

Арабы, латиноамериканцы, южноевропейцы часто контактируют взглядами, тогда как азиаты, индопакистанцы и североамериканцы могут быть отнесены к «неконтактным». Японцы и китайцы смотрят скорее на шею, чем на лицо: у них не принято, невежливо смотреть человеку прямо в глаза. Общение в России относится к группе «контактных», поэтому если говорящий смотрит в сторону, разглядывает пол, потолок, стены, то общение с ним производит тягостное впечатление. С другой стороны, мало кто чувствует себя комфортно в ситуации, когда собеседник на близком расстоянии «буравит» собеседника взглядом.

При контактировании взглядами очень многое зависит от речевой ситуации и от межличностных отношений. Например, обсуждая с кем-нибудь неприятные вещи, мы не смотрим на собеседника из вежливости и понимания его эмоционального состояния. Настойчивый и пристальный взгляд даже может восприниматься как вмешательство в личные дела, либо как признак враждебности. Иногда, приветствуя кого-либо, мы прикрываем глаза; жмуримся, выражая удовольствие, наслаждение; плотно зажмуриваем глаза, испытывая боль; а от страха и ужаса можем как плотно закрыть глаза, так и широко открыть. Взглядом можно указать на кого-то или что-то. Бывают: кокетливый, игривый, хитрый, растерянный, укоряющий, задумчивый, ненавидящий, любящий, а также равнодушный – взгляды.

Различают различные виды взглядов в зависимости от целей общения:

Деловой взгляд составляет «треугольник», «вершинами» которого являются два глаза и середина лба; направив взгляд на этот «треугольник», собеседники создают серьезную, деловую атмосферу.

Социальный взгляд составляет «треугольник», «вершинами» которого являются два глаза и кончик носа; направив взгляд на этот «треугольник», собеседники создают благоприятную атмосферу для социального общения.

Интимный взгляд проходит через линию глаз и спускается ниже подбородка на другие части тела собеседника: при тесном общении – от глаз до груди, при отдаленном – от глаз до нижней части живота; представители противоположных полов при помощи такого взгляда показывают заинтересованность друг другом (собеседником).

Наконец, о многом говорит характер взгляда:

Взгляд искоса используется для передачи интереса или враждебности. Если он сопровождается слегка приподнятыми бровями или улыбкой, он означает заинтересованность и часто используется с целью завлечь собеседника. Если он сопровождается опущенными бровями, нахмуренным лбом или опущенными уголками рта, он означает подозрительное, враждебное или критическое отношение к собеседнику.

Взгляд исподлобья (в сочетании с соответствующей мимикой) может обозначать многое: настороженность; недовольство; упрямство; несогласие и другое.

Прикрытые веки – это подсознательный жест, который выражает желание, попытку убрать из поля зрения собеседника, который надоел, стал неинтересным, или же говорящий чувствует свое превосходство над собеседником; если говорящий подчеркивает свое превосходство, его прикрытые веки сочетаются с откинутой назад головой и долгим взглядом, который называют «взглядом свысока».

С мимическими движениями глаз связаны движения бровей. Брови очень подвижны: человек может поднимать одну или обе брови, опускать их, сводить к переносице, переводя при этом глаза (взгляд). Движения бровей могут иметь разные значения, например, шевелить бровями – означает: обратить на себя внимание; вспоминать о чем-л.; обдумывать что-л., сосредоточенно размышлять. Высоко поднятые брови выражают удивление, недоумение; приподнятые брови могут выражать вопрос; сведенные к переносице брови выражают недовольство, неодобрительное отношение к чему-л., а также сосредоточенность.

Американский психолог Р. Вудвортс разделил все возможные движения мышц лица, всю экспрессивную мимику на шесть видов: 1) любовь, радость, счастье, веселье; 2) удивление; 3) страх, сострадание; 4) гнев, решимость; 5) отвращение; 6) презрение.

Обычно эмоции ассоциируются не с отдельным мимическим движением, а с комплексом движений мышц лица следующим образом:

удивление – поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные кончики губ, приоткрытый рот;

страх – приподнятые и сведенные над переносицей брови, широко открытые глаза, уголки губ растянуты в стороны, рот может быть приоткрыт;

гнев – брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой;

печаль – брови сведены, глаза потухшие, уголки губ слегка опущены;

счастье – глаза спокойные, уголки губ приподняты и обычно отведены назад.

Мимика часто сопровождается вегетативными проявлениями: говорящий покраснел, побледнел, его лицо покрылось испариной или красными пятнами и т.д.

По мимике, вегетативным проявлениям, выражению глаз, величине зрачка можно судить об эмоциональном (а также физическом) состоянии человека в момент общения.

Таким образом, если хотите узнать об эмоциональном состоянии человека, собеседника – смотрите ему в лицо.
3. Положение в пространстве

Невербальным визуальным средством общения является и положение в пространстве, которое включает и позу, и движение (перемещение) в пространстве. Этот компонент несловесного общения изучает проксемика (от англ. proximity “близость”) – термин используется для обозначения пространственной дистанции, которая наиболее удобна для той или иной ситуации.

Позы – это фиксированные положения тела, принимаемые человеком, которые могут квалифицироваться как «застывший жест».

Положение в пространстведистанция возникает между партнерами по коммуникации и имеет большое значение при общении. Дистанция может рассказать очень многое о личных отношениях партнеров по коммуникации.

Дистанция, как и жест, зачастую носит национальный признак. Так, у американцев и европейцев дистанция, как правило, несколько больше, чем у азиатских народов. Если общающиеся люди разных стран пытаются установить привычную для них дистанцию, это может вызвать нежелательную, даже негативную реакцию: американцы считают, что азиаты слишком фамильярны и чрезмерно «давят», а азиаты считают, что европейцы и американцы слишком «холодны и официальны».

Соблюдение дистанции при общении – индивидуально: одни люди, независимо от того, в каких отношениях с партнером по коммуникации они находятся, могут вплотную приближаться к собеседнику (что неприемлемо, например, при деловом общении, а допускается лишь при родственных, близких или же интимных отношениях, да и то далеко не всегда – это зависит от речевой ситуации).

Алан Пиз в книге «Язык телодвижений» дает рекомендации по общению, исходя из того, что существуют четыре зоны (дистанции) в зависимости от ситуации и межличностных отношений. Он основывается на том, что у европейцев и американцев пространственные зоны приблизительно одинаковы:

1) интимная зона (от 15 до 40-50 см) – зона, куда открыт доступ лишь близким людям;

2) личная зона (от 50 до 120-150 см) – дистанция для общения с хорошо знакомыми или приятными людьми в неофициальных ситуациях; без напряжения, смотря друг другу в глаза – за столами в офисе, аудитории, за столиками в кафе и т.п.;

3) социальная зона (от 120 до 360 см) – дистанция для формального или официального общения (начальник  подчиненный, партнеры по бизнесу) – в помещении с мебелью, которая уже предполагает такую дистанцию;

4) общественная зона (более 360 см) дистанция, по-видимому, обозначающая своеобразный предел для полноценного общения, после которого может состояться только коммуникация – ситуация массового общения людей в большой аудитории; общественная зона – это дистанция, например, между оратором и первыми рядами слушателей.

Рекомендация: вступать в общение лучше с дистанции 4 метра, начиная общение с улыбки; с 2-х метров приветствовать словесно, далее может следовать рукопожатие, следовательно, собственно общение следует вести на личной дистанции.

Человек эмпирически давно пришел к мысли о важности дистанции при общении. Не случайно в русском языке существуют языковые конструкции, характеризующие манеру общения: держись от него (неё, них) подальше; они сблизились; не следует отдаляться друг от друга и др.

II. Акустические невербальные средства общения

К акустическим невербальным средствам относятся интонация (ударения, темп, ритм и т.п.), голос (его сила, громкость, тембр), а также молчание, паузы.

Интонация – сложное явление, включающее компоненты, которые связаны и со звучанием голоса: логическое и фразовое ударение, темп, паузы, а также сила звучания, тембр голоса и тон. Интонация не просто делает разнообразным звучание речи, но и помогает передать отношение говорящего, подчеркнуть наиболее важные моменты. Элементы интонации несут информацию о говорящем, его чувствах, настроении, о его отношении к собеседнику и т.д. Люди, общающиеся с другими на одном – родном – языке, все это улавливают на слух.

Логическое ударение – выделение слова, обусловленное особой семантической или эмоциональной значимостью. В устной речи логическое ударение создается ударением, а также различными просодическими средствами: увеличением длительности слова, усилением и ослаблением голоса, психологической паузой, например: «Он такой ма-а-аленький»; «Где же ты пропадал?»; «Как ты можешь так… безжалостно!».

Голос – характерная принадлежность человека, как отпечатки пальцев, почерк, походка, привычные жесты. Исходный интонационный рисунок голоса – тон, тембр, интенсивность. По голосу, как правило, легко узнать человека, произнесшего фразу. Тон, сила звука, темп речи (все это вместе составляет интенсивность голоса) могут меняться в зависимости от речевой ситуации. Восприятие этих характеристик субъективно. Тон, сила звука – усиление и ослабление голоса. Слушатели, как правило, положительно воспринимают мелодическое разнообразие звучащей речи, отрицательно – монотонную речь (говорят: «Заладил как пономарь!»; «Гнусит на одной ноте!» и т.п.). Плохо воспринимается слишком высокий («До чего визгливый!») или слишком низкий («Гудит как шмель») голос. Такие голоса утомляют и раздражают. Тембр – специфическая индивидуальная окраска голоса. Приятный, красивый тембр голоса позволяет быстро найти контакт с аудиторией. Недостатками тембра являются разного рода шумовые призвуки: осиплость, охриплость.

В понятие темпа входят: 1) быстрота речи в целом; 2) длительность звучания отдельных фраз; 3) длительность пауз и интервалы между фразами и паузами. Слишком быстрый темп речи – явление нормальное, если собеседники хорошо понимают друг друга, но слишком быстрая публичная речь – явление отрицательное. Большинство ораторов произносят 120-150 слов в минуту. Вместе с тем замедленная речь воспринимается слушателями еще более негативно, чем излишне быстрая. Темп речи включает в себя и паузы.

Пауза – временная остановка звучания, разрывающая поток речи; это… продолжение разговора невербальными средствами, недаром существуют выражения «красноречивая пауза», «красноречивое молчание». Существуют различные классификации пауз. Так, некоторые делят их на синтаксические и несинтаксические, среди последних есть паузы припоминания, умолчания и напряжения. Предлагается также следующая классификация:

синтаксические, соответствующие на письме знакам препинания: более длительная – точке, точке с запятой; более короткая – запятой или тире, двоеточию;

ритмические – используются при чтении стихотворного текста; они могут не совпадать с синтаксическими паузами, например:

Для берегов отчизны дальной/

Ты покидала край чужой.

В час незабвенный, в час печальный/

Я долго плакал пред тобой.// (А. Пушкин)

логические, отделяющие речевой такт, отрезок от соседних; они помогают выделить кульминационный, наиболее важный момент в речи, подчеркнуть что-то; часто они не совпадают с синтаксическими паузами, например: Среди суеты, шума и скрипа колёс // я увидел // девушку…;

паузы хезитации, обдумывания, во время которых говорящий старается подобрать слово, сформулировать мысль, найти новый аспект для обсуждения. Иногда эта пауза заполняется жестами (прищелкивание пальцами; взмахи рукой и т.д.), иногда – фразами типа: «Как бы это точнее выразиться?», «Как это лучше сказать?»; может быть мимика (шевеление губами; взгляд в потолок; наморщивание лба и т.д.). Такая пауза в общем не мешает, а даже наоборот: слушающие сосредоточивают внимание на содержании излагаемого текста;

психологические паузы, несущие особую психологическую нагрузку; эти паузы наполнены тем или иным чувством: радостью, ликованием, сочувствием, злорадством, ненавистью и т.д. Они часто используются актерами, они очень эффектны. В повседневной жизни встречаются нечасто, в речи эмоциональных людей, например: «Ты ещё спрашиваешь, кого вызывают в деканат?! Тебя и //(с возмущением) меня, конечно!»;

пустые паузы – мучительные, плохо воспринимаемые, мешающие восприятию и создающие неблагоприятное впечатление о говорящем, который попросту не знает, что сказать. Во время этой паузы он вспоминает, о чем хотел и должен сказать, т.к., скорее всего, нетвердо знает текст, не имеет четкого представления о предмете разговора. Пустые паузы часто заполняются нечленораздельными звуками типа «м-м-м…» или словами типа «ну-у-у…», «В общем-м-м…», «Короче говоря…». Такие паузы заполняют речь малообразованных людей, с узким кругозором и бедным запасом слов.

Таким образом, именно благодаря акустическим средствам общения зачастую как сказано превращается в что сказано, эти невербальные средства дополняют или даже замещают словесное содержание речи.

Заключение

Говоря о невербальном общении и о неречевом поведении, следует учитывать, что жестикуляция, мимика, акустические средства общения обусловлены зачастую характером говорящего, его темпераментом, уровнем образованности, широтой кругозора и другими факторами. Некоторые люди от природы подвижны, эмоциональны – они не могут обойтись без жестов; другие – хладнокровные, спокойные, сдержанные – им жестикуляция не свойственна. Человек с широким кругозором, большим запасом слов обходится без жестов – малообразованный человек с небольшим словарем часто прибегает к выражению мыслей с помощью жестов. Есть «более жестикулирующие» народы (например, итальянцы, испанцы, французы и др.), есть «менее жестикулирующие» (японцы, корейцы, китайцы, народы скандинавских стран и др.).

Госслужащим, преподавателям, юристам, врачам, менеджерам, т.е. всем, кто по роду своей деятельности общается с людьми, важно знать, что жесты и мимика могут многое рассказать о характере человека, его мыслях, переживаниях. Например, древние китайцы, торговавшие драгоценными камнями, внимательно смотрели в глаза покупателю. Они знали, что при восторге, радости зрачки человека увеличиваются в четыре раза, а при раздражении, недовольстве, гневе – значительно суживаются.

В Японии при разговоре не принято смотреть друг другу в глаза, а в России, чтобы установить хорошие отношения с собеседником, как считают психологи, надо смотреть на него 60-70% всего времени разговора. Люди, которые отводят взгляд в сторону, часто опускают глаза, не вызывают доверия у партнера.

Опыты, проведенные с игроками в карты, показывают, что им практически невозможно победить партнера, у которого темные очки.

Лидер по натуре, здороваясь, подает руку ладонью вниз, а мягкий, безвольный человек – ладонью вверх.

Руки, сжатые за спиной, свидетельствуют об уверенности и превосходстве. Такой жест, по наблюдениям невербалистов, характерен для высших военных чинов, работников полиции, директоров.

Руки на бедрах – жест агрессии – характерен для боксера перед звуком гонга, для актера перед выходом на сцену. Когда человек нервничает, испытывает отрицательные эмоции, он инстинктивно старается оградить себя – скрещивает руки перед грудью.

Психологи рекомендуют в стрессовой ситуации: перед посещением зубного врача, вызовом к начальнику, экзаменом сделать такой жест – придет уверенность в себе, пропадет страх.

Культура невербального общения (поведения) предполагает соблюдениеследующих основных правил:

1) использование невербальных средств не должно создавать помех в приеме, понимании и интерпретации высказываний;

2) несловесные средства должны подчеркивать, усиливать или замещать смысл словесного высказывания или оптимизировать процесс общения, тем самым облегчать взаимопонимание;

3) в то же время сами единицы невербальных средств как компоненты общения подчиняются нормам, аналогичным языковым;

4) несловесное поведение в целом также подчиняется правилам этикета, и отбор несловесных средств должен быть не менее строгим, чем отбор слов. Особенно нужно следить за уместностью как самих невербальных средств, так и интенсивности их использования.


написать администратору сайта