Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина

  • Тема свободы поэзии А. С. Пушкина

  • Философская лирика А.С.Пушкина

  • Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина

  • Список литературы

  • Реферат_ Жизнь и творчество А.С. Пушкина. Реферат_ Жизнь и творчество А.С. Пушкина — копия. Тема любви в творчестве А. С. Пушкина Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина Тема свободы поэзии А. С. Пушкина Философская лирика А. С. Пушкина


    Скачать 28.84 Kb.
    НазваниеТема любви в творчестве А. С. Пушкина Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина Тема свободы поэзии А. С. Пушкина Философская лирика А. С. Пушкина
    АнкорРеферат_ Жизнь и творчество А.С. Пушкина
    Дата12.12.2022
    Размер28.84 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРеферат_ Жизнь и творчество А.С. Пушкина — копия.docx
    ТипРеферат
    #840203

    Реферат: Творчество А.С. Пушкина

    СОДЕРЖАНИЕ

    Основные темы лирики А.С.Пушкина

    Тема любви в творчестве А.С. Пушкина

    Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина

    Тема свободы поэзии А. С. Пушкина

    Философская лирика А.С.Пушкина

    Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина

    Заключение

    Список литературы


    Основные темы лирики А.С.Пушкина

    Тема любви в творчестве А.С. Пушкина

    Одной из самых главных в творчестве поэта стала тема любви, которая развивается, подобно всем мотивам его лирики.

    В юности лирический герой А. С. Пушкина видит в любви радость и великую общечеловеческую ценность:

    ...мои стихи, сливаясь и журча,

    Текут, ручьи любви, текут полны тобою.

    Во тьме твои глаза блистают предо мною,

    Мне улыбаются — и звуки слышу я:

    Мой друг, мой нежный друг... люблю... твоя... твоя!..

    Но постепенно с взрослением лирического героя тема любви переосмысливается, и теперь для А. С. Пушкина становятся важнее чувства и переживания любимой женщины:

    Но ты от горького лобзанья

    Свои уста оторвала;

    Из края мрачного изгнанья

    Ты в край иной меня звала.

    Лирический герой Пушкина способен ценить любое чувство и наслаждаться даже грустью любви:

    На холмах Грузии лежит ночная мгла;

    Шумит Арагва предо мною.

    Мне грустно и легко; печаль моя светла;

    Печаль моя полна тобою...

    По мере того как лирический герой становится личностью, он наделяется способностью жертвовать своими чувствами ради счастья любимой женщины. В качестве примера хотелось бы привести свое любимое стихотворение «Я вас любил: любовь еще, быть может...», в котором неразделенная любовь поэта лишена всякого эгоизма:

    Я вас любил: любовь еще, быть может,

    В душе моей угасла не совсем;

    Но пусть она вас больше не тревожит;

    Я не хочу печалить вас ничем.

    Кульминацией этой темы можно по праву считать стихотворение «Мадонна», в котором А. С. Пушкин возносит женщину до небес и обожествляет ее:

    Исполнились мои желания.

    Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

    Чистейшей прелести чистейший образец.

    Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина

    Тема дружбы - одна из ведущих в лирике поэта. Через всю свою жизнь он пронес дружбу с Дельвигом, Пущиным, Кюхельбекером, зародившуюся еще в лицее. Многие вольнодумные стихи Пушкина адресованы друзьям, единомышленникам.

    Таким является стихотворение “К Чаадаеву”. В строках, лишенных всякой иносказательности, поэт призывает друга отдать свои силы освобождению народа.

    Пока свободою горим,

    Пока сердца для чести живы,

    Мой друг, отчизне посвятим

    Души прекрасные порывы!

    Столь же недвусмысленный призыв к восстанию содержится и в знаменитой оде Пушкина “Вольность”.

    Главная мысль оды в том, что “вольность” возможна и в монархическом государстве, если монарх и народ строго следуют законам, в том числе и моральным.

    Пушкин призывает к этому, но вместе с тем звучит предупреждение тиранам:

    Тираны мира! трепещите!

    Поэтические проклятия в их адрес занимают целую строфу. Самовластительный злодей!

    Тебя, твой трон я ненавижу

    Твою погибель, смерть детей.

    С жестокой радостию вижу.

    Читают на твоем челе

    Печать проклятия народы.

    Ты ужас мира, стыд природы,

    Упрек ты богу на земле.

    Царь рассвирепел, прочитав эти строки. “Пушкина надо сослать в Сибирь, - заявил он. - Он бунтовщик хуже Пугачева”.

    На зловещем контрасте безмятежной природы и ужасов крепостничества строится. Деревня”.

    Стихотворение условно можно разделить на две части. Первая часть - это “приют спокойствия”, где все полно “счастья и забвенья”. Казалось бы, по тону первой части ничто не предвещало взрыва негодования. Даже подбор оттенков говорит нам о радужных картинах сельской природы: “душистые скирды”, “светлые лучи”, “лазурные равнины”. Иначе, “везде следы довольства и труда”. Но вторая часть стихотворения несет антикрепостническую направленность.

    Именно здесь, в деревне, Пушкин видит зловещую причину всех бедствий - крепостное право, “рабство тощее”, “барство дикое”. Заканчивается стихотворение риторическим вопросом:

    Увижу ль, о друзья! народ не угнетенный

    И рабство, падшее по манию царя,

    И над отечеством свободы посвященной

    Взойдет ли, наконец, прекрасная заря?

    Но царь не внял призывам поэта. Пушкина ожидала ссылка. Правда, благодаря Жуковскому, северную ссылку заменили южной.

    Во время восстания декабристов Пушкин жил в Михайловском. Здесь его застала весть о жестокой расправе над ними. Он пишет замечательное стихотворение “В Сибирь”, которое передает декабристам через Екатерину Трубецкую. Он посылает друзьям слова утешения:

    Не пропадет ваш скорбный труд

    И дум высокое стремленье

    Пушкин был не только единомышленником декабристов, его стихи воодушевляли их. Каждое новое произведение было событием, переписывалось из рук в руки. Об этом говорится в стихотворении “Арион”: А я - бесконечной веры полн,

    - Пловцам я пел...

    Тема свободы поэзии А. С. Пушкина

    Тема свободы всегда была для Пушкина одной из важнейших. В разные периоды его жизни понятие свободы получало в творчестве поэта различное содержание. В так называемой «вольнолюбивой лирике» свобода — это, выражаясь современным языком, отсутствие ограничений, связывающих общественную и политическую деятельность человека. Большинство стихотворений, посвященных свободе именно в этом понимании, написаны Пушкиным с 1817 по 1820 год («Петербургский период»). Гражданская тематика в это время играет в его творчестве исключительно важную роль. В эти годы даже важнейшая для Пушкина любовная тема отходит на второй план в его лирике. Причиной этого было влияние окружения поэта, куда входили люди, придерживавшиеся самых прогрессивных взглядов (например, Чаадаев, которому адресовано замечательное стихотворное послание «Любви, надежды, тихой славы...»), и само состояние общества, охваченного в тот момент жаждой самых радикальных перемен.

    Одно из самых первых вольнолюбивых стихотворений Пушкина — ода «Вольность». Он строит это стихотворение в соответствии с канонами и эстетикой классицизма. Поэт использует характерный для этого направления прием — одушевление абстрактных понятий.

    Везде неправедная власть

    В сгущенной тьме предрассуждений

    Воссела — рабства грозный гений

    И славы роковая страсть.

    Данью классицизму является и высокая, архаическая лексика: «внемлите», «днесь»; и риторические обороты — вопросы, обращения: «Где ты, где ты, гроза царей, / Свободы гордая певица?», «Восстаньте, падшие рабы!». Пафос оды — в прославлении закона, подчиниться которому поэт призывает царей: «Склонитесь первые главой / Под сень падежную закона..,» Этим произведением молодой поэт продолжает традицию Радищева, перу которого принадлежит одноименная ода. По Пушкин, не разделяя радикализма своего предшественника, не призывает к свержению царской власти, а лишь говорит (в аллегорической форме) о преимуществах конституционной монархии.

    Стихотворение «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...») не принадлежит, как «Вольность», всецело к традиции классицизма. В этом послании сочетаются элементы образности двух поэтических систем классицистской поэзии эпохи французской революции.

    Новаторство Пушкина в этом стихотворении заключается в смелом соединении гражданских мотивов с личными. Стремление к свободе понимается поэтом не как абстрактная добродетель, а как глубоко личное человеческое переживание:

    Пока свободою горим,

    Пока сердца для чести живы,

    Мой друг, отчизне посвятим

    Души прекрасные порывы!

    Поэтому оказывается оправданным даже шокировавшее многих современников сравнение гражданского чувства с любовным:

    Мы ждем с томленьем упованья

    Минуты вольности святой,

    Как ждет любовник молодой

    Минуты верного свиданья.

    В стихотворении «Деревня» содержится страстное обличение крепостничества, по стилю напоминающее «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева (хотя Пушкин, по-видимому, прочел это произведение гораздо позже, через несколько лет после того, как была написана «Деревня»). Первая часть этого стихотворения построена в жанре элегии со всеми его непременными атрибутами: идиллическим пейзажем, философскими размышлениями о прелестях мирной жизни на лоне природы. Только эта часть «Деревни» появилась в печати. Вторая часть, представляющая собой политический памфлет, резко отличается по стилю: вместо, «светлых ручьев» и «лазурных равнин» появляются «насильственная лоза», «невежества убийственный позор» и тому подобное. Во второй части «Деревни», как и в «Вольности», присутствуют риторические обороты. («О, если б голос мой умел сердца тревожить!»), архаическая лексика («бразды», «влачится»), одушевление отвлеченных понятий («...Здесь рабство тощее влачится по браздам...»). За образным описанием ужасной судьбы «измученных рабов» следует выражение мечты поэта об освобождении народа, но не в форме каких-либо революционных призывов к насильственному уничтожению крепостного права. Скорее заключительные строки стихотворения можно назвать косвенным обращением к монарху с призывом изменить существующее положение вещей: «Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный, // И рабство, падшее по манию царя...»

    Эти три стихотворения — самые известные произведения вольнолюбивой лирики Пушкина. Ее расцвет продолжался в творчестве поэта недолго. Вскоре Пушкин разочаровался в своем юношеском увлечении гражданскими идеями, в стихотворении «Свободы сеятель пустынный...» (1823) он с горечью вспоминает об этом эпизоде своей молодости: «...Но потерял я только время, //Благие мысли и труды...» Идеал «вольности», то есть свободы в гражданском понимании этого слова, сменяется у Пушкина сначала идеалом романтической свободы личности (стихотворение «Погасло дневное светило...» и другие), затем идеалом внутренней свободы (стихотворения «Из Пиндемонти», «Пора, мой друг, пора...» и другие). Но тема свободы остается для Пушкина одной из важнейших в течение всей его жизни. Даже в одном из последних стихотворений, «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», поэт как о главной своей заслуге перед народом говорит о том, что он «в свой жестокий век восславил... свободу».

    Философская лирика А.С.Пушкина

    Так как Пушкин в своем творчестве обращался к темам поэта и поэзии, времени и вечности, нельзя забывать о философской лирике поэта.

    Молодой лирик воспринимал смерть очень трагично, но сознавал, что жизнь не прекращается, так как А. С. Пушкин мыслил себя очень важным звеном в цепи поколений, ему удается преодолеть трагедию смерти:

    Здравствуй, племя

    Молодое, незнакомое! не я

    Увижу твой могучий поздний возраст,

    Когда перерастешь моих знакомцев

    И старую главу их заслонишь

    От глаз прохожего. Но пусть мой внук

    Услышит ваш приветный шум, когда,

    С приятельской беседы возвращаясь,

    Веселых и приятных мыслей полон,

    Пройдет он мимо вас во мраке ночи ,

    И обо мне вспомянет.

    Проблема времени и вечности, на мой взгляд, одна из главных проблем в философской лирике А. С. Пушкина.

    Лирический герой осознает, что человек живет в рамках времени, а природа вечна, и поэтому она равнодушна к трагедии человека:

    И пусть у гробового входа

    Младая будет жизнь играть,

    И равнодушная природа

    Красою вечною сиять.

    Также в философской проблематике я хотела бы выделить тему поэта и толпы. А. С. Пушкин осознает одиночество поэта в мире обывателей, которые не могут понять, а главное — оценить его творчество:

    Поэт! не дорожи любовию народной.

    Восторженных похвал пройдет минутный шум;

    Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,

    Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

    Дар поэта обрекает личность на одиночество, на выделенность из толпы, на страдания, но это противопоставление толпе может быть осмыслено как благо в стихотворении «Поэт»:

    Тоскует он в забавах мира,

    Людской чуждается молвы,

    К ногам народного кумира

    Не клонит гордой головы...

    Мне кажется, что самым выдающимся стихотворением, которое посвящено теме поэта и поэзии, является произведение «Пророк». A. С. Пушкин утверждает высокую миссию поэта:

    Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

    Исполнись волею моей

    И, обходя моря и земли,

    Глаголом жги сердца людей.

    Это стихотворение является моим самым любимым, так как поэт показывает, что приходится пережить человеку, которому назначено судьбой стать пророком:

    И он к устам моим приник,

    И вырвал грешный мой язык,

    И труднословный и лукавый,

    И жало мудрыя змеи

    В уста замершие мои

    Вложил десницею кровавой.

    Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина

    Выбирая в своем творчестве тему поэта и поэзии, А. С. Пушкин не был новатором — до него о значении поэтического творчества уже рассуждали в своих произведениях такие великие предшественники, как Гораций, Ломоносов, Державин. Новаторство Пушкина проявилось в том, что он сделал эту тему одной из ведущих в своем творчестве — не случайно первым опубликованным стихотворением было «К другу стихотворцу» (1814 год), одним из последних — «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836 год).

    И все-таки необходимо отметить, что в лицейской лирике эта тема всего лишь намечается — поэт с ней играет; достаточно полно она была отражена в стихотворениях петербургского периода «Вольность» и «Деревня». В это время тема поэта и поэзии тесно переплетается с вольнолюбивыми мотивами — особенно ярко это проявляется в «Вольности»; здесь автор декларирует свои цели:

    Хочу воспеть свободу миру,

    На тронах поразить порок.

    То есть в данный период жизни Пушкин считает основной целью поэта проповедование вольности. Не менее полно эта мысль развивается в более позднем произведении того же периода — стихотворении «Деревня». Здесь автор осознает силу поэтического творчества.

    Почто в груди моей горит бесплодный жар. И не дан мне судьбой витийства грозный дар?

    Необходимо отметить, что, употребляя слово «дар», Пушкин тем самым подчеркивает избранность стихотворца Богом, его неземное начало, что будет развито в более позднем творчестве.

    Дальнейшее развитие темы поэта и поэзии — стихотворение 1825 года «19 октября», где, в отличие от бунтарского романтизма лирики 10-х годов, появляются элегические начала, происходят размышления на уровне души; начинают преобладать личные интонации.

    Результатом этого ухода в себя можно считать самое яркое, общепризнанное стихотворение данной темы — «Пророк». Именно чтобы подчеркнуть божественное начало настоящего поэта, Пушкин использует в этом произведении возвышенную лексику, библейские образы.

    Отныне стихотворец становится носителем воли всевышнего — он познал истину и должен проповедовать ее другим...

    В конце жизненного пути А. С. Пушкин возвращается к теме поэта и поэзии в стихотворении «Памятник», где лирика волнует тема поэтического бессмертия. В этом произведении сливаются свобода политическая и свобода творящей личности. Основной смысл содержится в строках:

    Нет, весь я не умру — душа в заветной лире

    Мой прах переживет и тленья убежит —

    И славен буду я, доколь в подлунном мире

    Жив будет хоть один пиит.

    Вера в то, что произведения останутся в сердцах и душах поколений, наполняет жизнь поэта смыслом и значимостью не только для А. С. Пушкина, но и для почитателей его таланта.

    Чем взрослее я становлюсь, тем произведения великого русского лирика приобретают для меня все новый и новый смысл. Каждый раз, перечитывая уже с детства знакомые произведения, я открываю для себя нового Пушкина, потому что на протяжении всего жизненного пути поэт следовал своим нравственным идеалам, которые являются столь близкими мне.


    Заключение

    О лирике Пушкина говорить и трудно и легко. Трудно, потому что это разносторонний поэт. Легко, потому что это необычайно талантливый поэт. Вспомним, как он определил сущность поэзии: «Свободен, вновь ищу союза волшебных звуков, чувств и дум».

    Пушкин, как никто, умел радоваться красоте и гармонии мира, природы, человеческих отношений. А. С. Пушкин является основоположником русского литературного языка. И, несомненно, он мастер слова! А. С. Пушкин — гений! Его любят и помнят все. Народ любит гениев простых в своей величественности и величественных в своей простоте. Таким был и остался для нас Пушкин.

    Читая лирику А. С. Пушкина, великий русский писатель Н. В. Гоголь задался вопросом: «Что же стало предметом поэзии А. С. Пушкина?» И сам отвечал: «Все стало предметом».

    Первый русский национальный поэт, родоначальник всей последующей литературы, начало всех ее начал – таково справедливо и точно признанное место и значение Александра Сергеевича Пушкина в развитии отечественного искусства слова. Пушкин впервые – на достигнутом им высочайшем эстетическом уровне поднял свои творения на передовой уровень просвещения века, европейской духовной жизни XIX столетия и тем самым ввел литературу русскую в качестве значительной национально-самобытной литературы в семью наиболее развитых к тому времени западных литератур.

    Проходят десятилетия и эпохи, растет и крепнет русская литература, а сила гениального пушкинского слова не слабеет. Тайна безмерного обаяния поэта, по мнению Д.С. Лихачева, в том, что он и по сей день является образцом доброты и таланта, смелости, красоты, демократичности, жизнелюбия, верности в дружбе, уважения к труду и людям труда. Объясняя истоки неутолимого влечения к поэту в наши дни, Лихачев говорит об открывшейся поэту ценности восприятия жизни вокруг него и в каждом человеке как величайшей тайны, требующей серьезного, глубокого ощущения, полной отдачи. Это залог ощущения счастья и гармонии. И если, в конечном счете, это идеал каждого человека, то в Пушкине он был воплощен в полной мере, потому он и есть наш идеал, вечно живой...

    Список литературы

    1.  Андронников И.Л. А.С.Пушкин. Новые разыскания. – М., 1948.

    2.  Анненский И.Ф. Книги отражений (об эстетическом отношении Пушкина к природе). – М., 1979.

    3.  Афанасьев В.В. А.С.Пушкин. – М., 1991.

    4.  Белинский В.Г. Статьи о Пушкине.- Саратов. 1990.

    5.  Бердяев Н.А. Русская идея // Русская литература. – 1990. № 2.

    6.  Вацуро В.Э. Ранняя лирика Пушкина и поэтическая традиция 20-х годов // Русская литература. – 1964. №3.

    7.  Виноградов М.И. По живому следу. Духовные искания русской классики. – М., 1997.

    8.  Григорян К.Н. Пушкин и классика. – М., 1964.

    9.  Анненков П.В. Материалы для биографии Александра Сергеевича Пушкина // Пушкин А.С. Сочинения. Т. 1. СПб., 1855. С. 1- 432

    10.  Благой Д. Творческий путь Пушкина (1826 – 1830). М., 1967

    11.  Бонди С.М. О Пушкине. М., 1978

    12.  Вацуро В.Э. «Северные цветы»: История альманаха Дельвига – Пушкина. М., 1978

    13.  Вацуро В.Э. Записки комментатора. СПб., 1994

    14.  Виноградов В.В. Стиль Пушкина. М., 1941

    15.  Пушкин в воспоминаниях современников / Изд. третье, дополненное. Т. 1-2. СПб., 1998

    16.  Разговоры Пушкина / Собрали Сергей Гессен, Лев Модзалевский. М., 1929

    17.  Томашевский Б.В. Пушкин: Работы разных лет. М., 1990

    18.  Федотов Г.П. Певец империи и свободы // Пушкин в русской философской критике: Конец XIX – первая половина ХХ вв. М., 1990

    19.  Эйдельман Н.Я. Пушкин: Из биографии и творчества. 1826-1837. М., 1987


    написать администратору сайта