Главная страница

Реферат по родной литературе. Родная литература. Тема моря в творчестве А. П. Буниной и Я. П. Полонского


Скачать 40.54 Kb.
НазваниеТема моря в творчестве А. П. Буниной и Я. П. Полонского
АнкорРеферат по родной литературе
Дата15.09.2022
Размер40.54 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаРодная литература.docx
ТипРеферат
#678570

Автономная некоммерческая организация
профессионального образования
«КОЛЛЕДЖ ПРАВОСУДИЯ»


РЕФЕРАТ

по дисциплине «Родная литература»

на тему: «Тема моря в творчестве А.П. Буниной и Я.П. Полонского»


Выполнил:

Обучающийся 212 учебной группы

Назарова К.А.

Руководитель:

Спирочкина Д.Ф.

Рязань, 2021

Оглавление


Введение 3

Жизнь и творчество Анны Петровны Буниной 5

Тема моря 6

Жизнь и творчества Я.П. Полонского 9

Тема моря в творчестве Я.П. Полонского 11

Заключение 13

Список литературы 14


Введение


Анна Петровна Бунина и Яков Петрович Полонский – яркие представители своего времени, прославившие в свое время Рязанскую губернию. Хотя жили они в разные литературные эпохи, в их творчестве можно увидеть схожие темы и мотивы. Так, например, тему моря мы видим в творчестве каждого из них, по-разному представленную, осмысленную и оттого особенную.

Рассмотрим данную тему в творчестве вышеназванных поэтов как в контексте творческого пути и биографий А.П. Буниной и Я.П. Полонского по отдельности, так и во взаимосвязи с той эпохой, когда им выпало творить, и сопоставим их между собой.

Очевидно, будут заметны различия между произведениями, принадлежащими автору, который творил в романтическую эпоху и который творил в рамках реалистического направления, но тем ярче будут видны сходства и различия в рамках одной темы и тем интереснее искать их и наблюдать за ними.

Для этого рассмотрим биографии поэтов и особенности их творчества, а затем постараемся сопоставить их между собой, выявив особенности изображения водной стихии, использованные в произведениях средства выразительности, благодаря которым создается образ моря, определим, присутствуют ли фольклорные влияния на творчество поэтов.

В ходе работы будем акцентировать внимание на том, как, когда и на каком море оказался поэт, какие впечатления от него остались у творца. Несомненно, следует определить место данной темы в творческом наследии представленных авторов.

Переходя к основной части работы, отметим также, что А.П. Бунина и Я.П. Полонский – значимые поэты не только для Рязанского края, но и для России, поэтому, не преуменьшая значение их творчества для русской литературы, постараемся определить и то, какую роль сыграли стихи о море этих авторов в творчестве других поэтов.

Жизнь и творчество Анны Петровны Буниной


Творчество Анны Петровны Буниной, поэтессы, писательницы и переводчицы начала прошлого века, было широко известно ее современникам. Произведения Буниной печатались в ведущих журналах России, часто издавались отдельно и пользовались популярностью у читателей. В числе первых она была избрана почетным членом авторитетного литературного общества «Беседа любителей русского слова».

Анна Петровна Бунина родилась 7 января 1774 года в селе Урусове Ряжского уезда, Рязанской губернии. Она принадлежала к старинному дворянскому роду, из которого позднее вышел знаменитый писатель И. А. Бунин. Мать ее умерла, когда будущей поэтессе было 14 месяцев. Осиротевшая девочка воспитывалась у теток, а потом у старшей сестры.

По свидетельству биографов, ее первые стихотворные опыты относятся к тринадцатилетнему возрасту. Позднее во время поездок в Москву она познакомилась с тамошними литераторами, а в 1802 году, несмотря на сопротивление родных, поселилась в Петербурге и усиленно занялась самообразованием. Вся последующая творческая деятельность Буниной была затем связана с Российской академией и «Беседой любителей русского слова».

  Начало литературной деятельности Буниной связано с традициями классицизма. В 1808 году она выпускает облегченное изложение труда аббата Батте, позднее переводит и первую песнь знаменитого трактата Буало «Поэтическое искусство». Перевод этот был оценен выше, чем аналогичная работа Д. И. Хвостова.

Характерное для классицизма мировосприятие отличает и многие оригинальные произведения Буниной.

В то же время в ряде стихотворений Бунина обнаруживает глубину, напряженность и драматизм лирических переживаний, острое и трагическое восприятие мира, характерные для романтизма, что также обусловило высокую оценку современниками ее творчества.

С 1806 года произведения ее начинают появляться в журналах. Откликнулась Бунина в своих стихах на события Отечественной войны 1812 года.

В 1811 году при учреждении «Беседы любителей русского слова» Бунина была избрана ее почетным членом.

В 1815 году поэтесса опасно заболела: у нее начался рак груди. 29 июля она уехала в Англию для лечения. Отъезд Буниной стал заметным событием в литературной жизни Петербурга.

В 1817 году Бунина вернулась в Россию. Болезнь ее продолжала прогрессировать, и все способы лечения оказались тщетными. Часто переезжая с места на место, Бунина жила то у одних, то у других родственников. В 1826 и 1827 годах она ездила на Кавказские воды. Отсюда, из Горячеводска, она пишет Шишкову об окончании работы над переводом с английского духовных бесед оратора и проповедника Блера.

«Со смертного и страдальческого одра» надписала Бунина Российской академии дарственный экземпляр последней своей книги. Спустя несколько месяцев после ее выхода, 4 декабря 1829 года, Бунина скончалась в селе Денисовке Рязанской губернии.

Тема моря


Прежде, чем говорить непосредственно о теме моря в творчестве А.П. Буниной, скажем о том, как она появилась в нем. Первым стихотворением о море стало «С приморского берега», увидевшее свет в 1806 году. На то момент поэтесса жила в Петербурге, а до того, как мы помним, не покидала пределов Рязанской губернии. Таким образом, можно предположить, что морем, описываемым Буниной, вероятнее всего является Балтийское и относящийся к нему Финский залив. Заметим, что, хотя А. П. Бунина лечилась в Англии, которая является островной, там она находилась вдали от воды в городе Бат, то есть Ирландское или Северное море вряд ли могли произвести такое глубокое впечатление. Кроме того исследователи отмечают, что в период нахождения на лечении и в последующие годы творческий порыв поэтессы угас.

Рассмотрим стихотворения «С приморского берега» и «Майская прогулка болящей».

Как было сказано выше, «С приморского берега» вышло в 1806 году и было популярно среди читателей. Оно проникнуто лирическим настроением, читатель с первых строф чувствует спокойную грусть и легкую тоску. Автор описывает тихий приморский вечерний пейзаж:

Светлое море

С небом слилось,

С тихостью волны

Плещут на брег,

Кроткие зыби

Чуть-чуть дрожат.

Солнце погасло,

Месяца нет,

Заревом алым

Запад блестит,

Птицы на гнездах,

В кущах стада.

Такую же по настроению картину мы видим и в комнате лирического героя, где все безмятежно и ничто не нарушает покоя, где даже звуки арфы лишь укрепляют его.

И морской пейзаж, и описание жилища передают душевное состояние героини:

Сердце томится,

Высохло всё:

Яд протекает

В жилах моих.

Слезы иссякли

В мутных очах,

Вздохи престали

Грудь воздымать,

Речь замирает

В хладных устах!

Она опустошена, оставлена. Общее настроение становится гнетущим. Мы не можем точно сказать, чем вызвано такое состояние, но это событие должно быть по-настоящему тяжелым, ведь в следующих строфах мы видим, как томится героиня и что это томление для нее хуже смерти:

Море, взволнуйся!

Гробом мне будь!

Арфа златая,

Громом ударь!

Пламень, разлейся,

Бездну сожги!

Стихотворение наполнено эпитетами: «кроткие зыби», «звуки согласны», «пламень лютейший», «в мутных очах», «в хладных устах». Присутствуют олицетворения: «арфа глас издала», «звуки поют», «скачет огонь», «сердце томится». А также лирические обращения: «Море, взволнуйся!», «Арфа златая, громом ударь!», «Пламень, разлейся, бездну сожги!». Встречаем здесь и метафору: пламень «душу палит».

Стихотворение стройное, даже в какой-то степени строгое, но это не мешает ему быть и эмоциональным: читатель чувствует томление героини, ее муки, постепенное сгущение красок и утяжеление настроения. Море здесь выступает не только как пейзажный фон, но и отражение душевных переживаний героини, и средство избавления от мучений.

Рассмотрим стихотворение «Майская прогулка болящей». Тема моря в нем второстепенна. Лирическая героиня здесь – больная, описывающая свои мучения. Вполне очевидно, что она в бреду. И вновь только море способно помочь ей, но на этот раз исцелить.

Героиня ждет прохлады с моря, спасительного ветра, ей кажется, что только буря способна снять жар болезни:

Свежий ветр с Невы вдруг дунул:

Побежим! он прохладит.

Дай мне челн, угрюмый кормчий!

К ветрам в лик свой путь направь.

Воды! хлыньте дружно с моря!

Вздуйтесь синие бугры!

Зыбь на зыби налегая,

Захлестни отважный челн!

Прохлади мне грудь иссохшу,

Жгучий огнь ее залей.

Туча! упади громами!

Хлябь! разверзись – поглоти... 

Но вопреки мольбам море спокойно и сдержано, как в предыдущем стихотворении:

Но всё тихо, всё спокойно:

Ветр на ветвиях уснул,

Море гладко, как зерцало;

Чуть рябят в Неве струи;

Нет на небе туч свирепых;

Облак легких даже нет,

И по синей, чистой тверди

Месяц с важностью течет.

В обоих стихотворениях образ моря величественен, слегка отстранен. Ему будто нет дела до людских дел. И в первом, и во втором случае в душе героиня испытывает бурные переживания касательно какого-то события или собственного состояния. Одну бурю можно усмирить только другой, поэтому героиня ее просит. Но само море, как уже было сказано, совсем не такое. Оно может быть таким, но тем сильнее его молчание. В стихах А.П. Буниной оно – могучая величественная стихия.

Жизнь и творчества Я.П. Полонского


Яков появился на свет 6 (18) декабря 1819 года в центральной части России – городе Рязани. В большой семье он был первенцем.

Сначала мальчик получал домашнее образование. После был определен на обучение в Первую рязанскую мужскую гимназию. В провинциальном городе это учебное заведение считалось на тот момент центром культурной жизни.

Полонский зачитывался стихами Пушкина и Бенидиктова и сам понемногу начал сочинять. Преподаватели отмечали, что юный гимназист обладает явным поэтическим талантом и проявляет в этом отличные способности.

Решающее влияние для выбора Полонским дальнейшего литературного жизненного пути оказала встреча с поэтом, одним из основоположников романтизма в русской поэзии Жуковским Василием Андреевичем.

В 1838 году Яков поступил в Московский университет. Во времена учебы Яков читал на вечерах свои произведения, а новые друзья помогали ему с их публикацией.

Бедственное положение стало главной причиной того, что по окончании университета осенью 1844 года Яков покинул Москву. Хоть в «Отечественных записках» и вышел первый сборник его стихов «Гамма», денег по-прежнему не было.

Весной 1846 года ему предложили канцелярскую должность у кавказского наместника графа Воронцова, и Яков уехал в Тифлис. Здесь он состоял на службе до 1851 года.

В Тифлисе Полонский вел сотрудничество с газетой «Закавказский вестник» и выпустил сборники поэзии «Сазандар» (1849) и «Несколько стихотворений» (1851). Здесь же он печатал рассказы, очерки, научные и публицистические статьи.

В период проживания на Кавказе Яков увлекся живописью.

В 1851 году поэт переехал в столицу, много трудился над новыми произведениями, а в 1855 году выпустил следующий поэтический сборник, который с большой охотой публиковали самые популярные литературные издания России – «Отечественные записки» и «Современник». Но на полученные гонорары у поэта не получалось вести даже самое скромное существование.

В 1858 году Яков попытался остаться в Женеве и заняться живописью. Но вскоре познакомился с известным литературным меценатом графом Кушелевым-Безбородко, который как раз собрался организовать в Петербурге новый журнал «Русское слово». Граф предложил Якову Петровичу занять должность редактора.

В конце 1858 года Полонский вернулся в Петербург и начал работу в «Русском слове».

В конце жизни в своем творчестве поэт все чаще обращался к религиозно-мистическим темам (старость, смерть, мимолетное человеческое счастье). В 1890 году вышел его последний сборник стихов «Вечный звон». Наиболее значимым произведением Полонского считается шуточная поэма-сказка «Кузнечик-музыкант».

Умер Яков Петрович 18 (30) октября 1898 года.

Тема моря в творчестве Я.П. Полонского


Итак, тема моря получает свое наиболее полное раскрытие в творчестве Я.П. Полонского во времена жительства в Одессе и Тифлисе, она находит свое отражение в произведениях «Рассказ волн», «Качка в бурю», «В дни, когда над сонным морем…» и «На закате». В этот период образ моря и появляется по большому счету и становится более конкретным, в данных произведениях выходит на передний план.

Обратимся к стихотворению «Рассказ волн». Лирический герой, «грусти полный», почти дословно передает нам рассказ моря о своих глубинах. Этот рассказ представляет собой красочное, и даже подробное описание морского пейзажа и морского дна.

Море бурлит, оно – целый мир: там растет коралл, там свои скалы, там груды перламутра, густая трава. Оно, конечно же, прекрасно, там «чудеса», но лирический герой смотрит не на него, а вдаль, он ждет парус. Кольцевая композиция подчеркивает на сей раз отстраненность героя, а не моря.

Создавая чудесный подводный мир, автор подбирает яркие точные определения, в итоге там все искрится, переливается, мы видим там травы, хорошо представляем ту самую «ее», о которой шепчут волны. Для «нее» море стало последним пристанищем.

В целом рассказ моря по настроению схож с состоянием лирического героя: они оба полны тоски, печали, одиночества, каждый по-своему бурлит под мрачными небесами.

В стихотворении «Качка в бурю» море предстает непокорной, страшной стихией: оно раскачивает корабль, ломает его, крушит, забирает людей в свои пучины. Лирический герой не находит ничего лучше, чем спать в это время, хотя его сон время от времени прерывается. И каждый раз он вверяется кораблю или Богу. Он знает, что больше ничто не спасет от разбушевавшейся водной массы, для которой их корабль – всего лишь игрушка.

В этом стихотворении море не просто бурлит, оно бушует. Лирический герой по-прежнему не боится его, он осознанно встречает удары стихии.

В стихотворении «В дни, когда над шумным морем…» все тот же образ шумливой, бурной, непокорной стихии. Море может быть тихим, безмятежным, когда в духоте и тишине «еле движется волна», а может озвереть, закипеть «грознее надвигающихся туч». Очень яркое олицетворение употреблено здесь автором:

И помчится, точно в битву

Разъяренный шпорой конь,

Отражая в брызгах пены

Молний солнечный огонь…

Даже рассыпавшись о скалы, море все равно сильно, оно «изомнет раскачавшиеся перья прошумевших тростников».

Чтобы в таком небольшом стихотворении передать всю мощь стихии, Я.П. Полонский подбирает яркие средства выразительности: эпитеты «сонное море», «ветер, грозен и могуч», метафоры «закипит волна», «молний солнечный огонь», «перья прошумевших тростников», сравнение «волна… точно… разъяренный шпорой конь», олицетворения и другие.

В целом же мы видим, что для Я.П. Полонского в каждом из этих стихотворений море – могучая стихия, потрясающее сознание природное явление, яркое впечатление южных лет.

Заключение


Обобщим и подчеркнем сходства и различия в выражении темы моря в творчестве А.П. Буниной и Я.П. Полонского.

Во-первых, отметим, что видели они разные моря: Балтийское и Черное соответственно.

Во-вторых, важно то, что, работая в рамках классицистического направления, А.П. Бунина вводила в свои произведения образ моря для отражения собственного внутреннего состояния, а Я.П. Полонский, будучи представителем переходной эпохи от романтизма к реализму, изображал непосредственно море таковым, каким он его видел, не связывая непосредственно с лирическим героем. Для него оно ценно не как фон собственных переживаний, а свободная стихия.

В-четвертых, авторы используют разные средства выразительности: если А.П. Бунина прибегает к архаической лексике, выдерживает свои произведения в более строгом тоне и форме, чаще использует более «символьные» средства выразительности (метафоры, сравнения), то Я.П. Полонский в своих стихах тяготеет к эпитетам, к литературному языку своей эпохи, не стремится возвысить стиль. Зато он стремится к более точному, «портретному» описанию моря.

Несмотря на то, что авторы писали о разных морях и в рамках разных литературных направлений, есть то, что объединяет созданные ими образы: в море для них важна сила, стихийность, непокорность. Но если А.П. Бунина хочет таковым его видеть, то Я.П. Полонский действительно видит его таковым.

Таким образом, встреча с морем подарила авторам новую тему для творчества, для открытий, для самовыражения, а мы, читатели и исследователи, можем наслаждаться оригинальной передачей чувств и картин и наблюдать за изменением литературных направлений XVIII-XIX века в русской литературе.

Список литературы


  1. Русские писатели: Биобиблиографический словарь.  (Том 2. М-Я)/ Под редакцией П. А. Николаева.   М., "Просвещение", 1990

  2. Рязанский край в историко-литературном контексте России : учеб. пособие / И.В. Грачёва, Д.В. Бочаров, В.А. Чапышкин ; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина.  Рязань, 2012.  160 с

  3. Электронный ресурс Lib.ru (режим доступа http://az.lib.ru/b/bunina_a_p/ (дата обращения 20.11.2021))

  4. Электронный ресурс Lib.ru (режим доступа http://az.lib.ru/p/polonskij_j_p/ (дата обращения 22.11.2021))

  5. Электронный ресурс StoriesOfSucces.ru (режим доступа https://stories-of-success.ru/yakova-polonskogo (дата обращения 25.11.2021))


написать администратору сайта