Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Важнейшие этапы развития социальной мысли до возникновения социологии

  • Платона и Аристотеля

  • Будды, Конфуция, Заратустры

  • Ф. Бэкона, Ж.-Ж. Руссо, А. Гельвеция, К. Сен-Симона.

  • Герберта Спенсера

  • Эмиля Дюркгейма

  • Чарльз Райт Миллс

  • Структурно-функционалистская парадигма (Т. Парсонс, Р.Мертон

  • Парадигма социального конфликта.

  • Теория социального обмена.

  • Символический интернационализм

  • Этнометодология.

  • Неомарксистская парадигма.

  • Особенности развития отечественной социологии

  • зиасп. Тема Основные этапы развития социологической мысли


    Скачать 160.48 Kb.
    НазваниеТема Основные этапы развития социологической мысли
    Дата15.03.2023
    Размер160.48 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлазиасп.pdf
    ТипДокументы
    #991945

    1
    Тема 2. Основные этапы развития социологической мысли
    Основные вопросы
    1. Важнейшие этапы развития социальной мысли до возникновения социологии.
    2. Классический и современный этапы в развитии социологии: исследовательские подходы к изучению общества и основные парадигмы.
    3. Особенности развития отечественной социологии.
    1. Важнейшие этапы развития социальной мысли до возникновения
    социологии
    С древнейших времен людей волновали не только природные, но и социальные загадки и проблемы. Решать их пытались философы Древнего
    Востока, Китая, Древней Греции, мыслители Средневековья и Нового времени. Их суждения об обществе и человеке оказали значительное влияние на развитие социогуманитарного знания и способствовали выделению из него социологии в качестве самостоятельной науки.
    Однако уже в древности предпринимались попытки проанализировать общество без ссылок на мифы и предания. Многие интересные идеи о социальной жизни людей были высказаны древними философами. Почти целиком социальной проблематике были посвящены религиозно- философские размышления мыслителей древнего Китая, таких как
    Конфуций, Мэн Цзы, Сюнь Цзы и др. Так, Сюнь Цзы различал в человеке природное и социальное. По природе человек зол и необуздан, поэтому нуждается в воспитании. Общество посредством морали и закона должно воспитывать человека. Законы и нравственные нормы были созданы не небом и богами, а древними людьми и мудрыми правителями. Все люди от природы равны, обладают равными возможностями для праведной жизни и совершенствования, однако не все реализуют эту возможность. Несмотря на равенство возможностей людей, общество не может существовать без неравенства. Новый, отличный от мифа взгляд на общество сформулировали уже древнегреческие философы.
    Античность. В социальной философии Платона и Аристотеля мы обнаруживаем положения социологии – изучение традиций, обычаев, нравов и взаимоотношений людей; они обобщали факты, строили концепции, которые завершались практическими рекомендациями о том, как

    2
    усовершенствовать общество. Поскольку в античности «общество» и
    «государство» не различали, то оба понятия употреблялись в качестве синонимов. Первыми трудами по «общей социологии» считают
    «Государство» и «Законы» Платона. Он подчеркивал особую роль разделения труда и создал первую в мире теорию стратификации, согласно которой любое общество делится на три класса: высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включающий воинов, охраняющих его от смуты и беспорядка; низший, где числились ремесленники и крестьяне.
    Высший класс наделен огромными привилегиями, но он постоянно злоупотребляет властью. Чтобы этого не происходило, знать необходимо лишить частной собственности, которая, согласно Платону, развращает нравы людей. К управлению обществом следовало допускать людей, достигших 50 лет, высокообразованных и талантливых. Этому положительному типу общественного устройства Платон противопоставлял отрицательный: общество, основанное на материальном богатстве. Формы организации общества – тимократия, олигархия, демократия и тирания – последовательные этапы его деградации.
    Этические и социально политические воззрения Аристотеля раскрываются в «Этике» и «Политии». Аристотель провозглашает примат частной собственности. В основе общества разумный эгоизм его членов и нравственность. Основой стратификации выступает досуг, как время для себя. Деятельность и польза лишь средства осуществления досуга. Классы: земледельцы, ремесленники, торговцы, наемные рабочие, военные, но к гражданам принадлежат лишь военные и правители, в руках которых сосредоточена также и собственность. Часть этих классов, имеющая средний размер богатства – средний элемент – стабилизирующий общество. К среднему классу относились и имущие земледельцы. Частной собственностью может владеть каждый, она не вредит нравам людей и развивает здоровые эгоистические интересы. Человеком управляет множество стремлений, но главное среди них – любовь к деньгам. При коллективной собственности все или большинство бедны и озлоблены. С другой стороны, не менее опасно для государства и чрезмерное неравенство людей. Аристотель превозносит общество, в котором средний класс сильнее всех других.
    На Востоке критическое переосмысление социальных установок, заложенных в мифологическом сознании, было осуществлено в учениях
    Будды, Конфуция, Заратустры, ставших рациональным оправданием, а

    3
    затем и религиозно-этической опорой, поддерживающей социальную стабильность в преодолевшем первобытную неструктурированность обществе.
    В период
    Средневековья развитие социальных отношений осуществляется преимущественно под контролем системы нравственных, религиозных норм, что оказало влияние и на развитие социальной мысли.
    Наиболее видной фигурой теологической социально-политической мысли этого периода является Фома Аквинский, осуществивший «модернизацию» раннесредневекового христианства на основе комментариев Аристотеля.
    Учение
    Фомы (томизм) стало важным шагом в укреплении духовной власти католицизма над развитием социальной жизни, но не остановило
    Реформацию католицизма.
    Новое время. Николо Макиавелли первым из мыслителей нового времени обратился к идеям Платона и Аристотеля и создал на их основе оригинальную теорию общества и государства. Его главное произведение
    «Государь» как бы продолжает основную линию рассуждения платоновского
    «Государства», но акцент поставлен не на структуре общества, а на поведении политического лидера. Макиавелли говорил, что правитель, желающий добиться успеха, должен знать законы поведения людей. Первый закон гласит, что нашими действиями правят честолюбие и мотив власти.
    Состоятельными людьми движет страх потерять то, что они накопили, а бедняками – страсть приобрести то, чего их лишили. Второй закон гласит: умный правитель не должен выполнять все свои обещания. Ведь и подданные не очень спешат с выполнением своих обязательств. Добиваясь власти, можно расточать обещания, но, придя к ней, не обязательно их выполнять, иначе попадешь в зависимость от подчиненных. А где зависимость, там нерешительность, малодушие и легкомыслие. Третий закон: творить зло надо сразу, а добро – постепенно. Наградами люди дорожат, когда они редки, наказания же нужно производить сразу и в больших дозах. Единовременная жесткость переносится с меньшим раздражением и считается более справедливой, чем растянутая во времени. Наказание не нуждается в оценке и ответной благодарности.
    Следующий шаг сделал Томас Гоббс. Он разработал теорию общественного договора, послужившую основой учения о гражданском обществе. У животных нет борьбы за почести и звания, поэтому у них нет ненависти и зависти – причины мятежей и войн. У людей все это есть.
    Неправильно думать, будто люди от рождения склонны к сотрудничеству.

    4
    Если бы человек любил другого по естественному побуждению, то он искал бы общения со всеми в равной мере. Но каждый из нас предпочитает общество тех, кто ему выгоднее. Именно наша природа толкает искать не друзей, а почета и выгод. Но это невозможно воздать всем, поэтому люди конкурируют и относятся друг к другу враждебно. Взаимное опасение заставляет людей сбиваться в группы и организовывать государство – гарантом всеобщей безопасности. Высший этап – гражданское общество, основанное на законах и общественном договоре.
    Развивая концепцию общественного договора, английский философ- просветитель, основоположник либерализма Джон Локк впервые разделил такие понятия, как личность, общество и государство и провозгласил приоритет личности над обществом и государством. Дж. Локк рассматривал социально-политический процесс как развитие человеческого общежития от естественного состояния до гражданского общества, в котором роль государства сводится к защите естественных прав граждан на жизнь, свободу и собственность. Благодаря трудам Т. Гоббса и Дж. Локка, гражданское общество и личность выделяются в самостоятельные объекты социологических исследований. Одновременно возникает и развивается понимание приоритетности социальных отношений над всеми остальными.
    В XVIII — начале XIX в. социологическая мысль находит свое дальнейшее развитие в трудах Ф. Бэкона, Ж.-Ж. Руссо, А. Гельвеция, К.
    Сен-Симона. Так, Клод Сен-Симон (1760-1825)в своих научных трудах уделял большое внимание исследованию промышленного производства и социальной структуры общества. Он считал, что политика такая же позитивная наука, как и физика, т. е. подлежит исследованию естественно- научными методами. По мнению Сен-Симона, благополучие народа зависит не столько от политического режима, сколько от форм собственности, способа производства и состояния (классовой структуры) общества. Ж.-
    Ж.Руссо в работах «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» и «Об общественном договоре» развил идеи общественного договора, исследовал причины возникновения неравенства. Причиной неравенства считал наличие частной собственности, призывал к наделению всех равной собственностью.
    2. Классический и современный этапы в развитии социологии:
    исследовательские подходы к изучению общества и основные парадигмы

    5
    Х1Х век именуют золотым веком классической социологии: шло формирование новых подходов к изучению общества, разрабатывалась теоретическая наука, создавались первые научные школы и направления, рождалось отраслевое социологическое знание. Условно это время называют первым этапом развития социологии и датируют его 40-80-ми годами Х1Х столетия.
    Рождение социологии связывают, как правило, с именем французского ученого Огюста Конта (1798 – 1857 гг.). Он первым поставил вопрос о создании науки об обществе, моделирующей себя по образцу естественных наук. Не случайно эта наука была названа им
    «социальной физикой». В 30-х годах Х1Х века О.Конт создает свой основной научный труд «Курс позитивной философии», где прозвучало новое название науки об обществе – социология. В учении О. Конта главнейшими были его идеи о применении научных методов в изучении общества и о практическом использовании науки в области социальных реформ. О. Конт настолько уверовал в свое детище, что во всеобщей классификации наук поставил социологию на самую вершину – выше математики, физики и биологии, а преобразующую роль социологии в обществе считал столь же важной, как и роль религии. Конт преклонялся не только перед созданной им социологией, но и перед человеческим обществом, которое она призвана описывать. Для него отдельный индивид – почти ничто, а точнее – абстракция. Общество же есть высшая реальность.
    Под ним подразумевалось все человечество или какая-то его часть, связанная консенсусом. Социология призвана открывать универсальные законы развития и функционирования общества, неотделимые от законов природы.
    Учение Конта состояло из двух частей – социальной статики, описывающей законы существования, и социальной динамики, описывающей законы и этапы изменения общества. Конт определил предмет и метод социологии. По его мнению, наука должна раз и навсегда отказаться от не решаемых вопросов. К ним Конт относил те, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты. Прежде всего, к ним относятся философские суждения, оторванные от жизни. Свои открытия социология совершает при помощи четырех методов: наблюдение, эксперимент, сравнение и исторический метод. Причем применяться они должны объективно и независимо от оценочных суждений исследователя. Такой подход с тех пор называют позитивизмом.

    6
    Отцами социологии, ее классиками, кроме О.Конта, можно по правуназвать английского философа и естествоиспытателя Герберта
    Спенсера (1820–1903 гг.) и немецкого ученого и публициста Карла Маркса
    (1818–1883 гг.).
    Г. Спенсер (1820–1903 гг.) (главный труд «Основание социологии») был автором органической теории, в основе которой было уподобление общества биологическим организмам, и теории социал-дарвинизма, переносящей на общество природный принцип естественного отбора.
    Согласно Спенсеру, общество – сверхорганический агрегат, развивающийся по законам эволюции. Эволюция осуществляется в борьбе за существование между обществом и окружающей средой и различными обществами. В этой борьбе страх перед живыми и мертвыми выливается в конфликт. Страх перед живыми порождает политические действия, выражающиеся в милитаризме и порождающие социальную организацию и государство; страх перед мертвыми – религию, как основу культуры. Социальная политика призвана исходить из эмпирического изучения социально-культурного контекста явлений, ее значение в том, чтобы дать естественный ход процессу эволюции, освободив его от произвола отдельных индивидов и групп. Исходя из этого,
    Спенсер сформулировал закон «равной свободы».
    К.Маркс (основной труд «Капитал») – выдающийся теоретик капитализма, объяснявший общественное развитие как результат смены формаций, происходящей под воздействием экономических и социально-политических факторов (способ производства, классы, классовая борьба).
    Другим немаловажным элементом марксизма было учение о социальной революции. По мнению Маркса, переход от одной формации к другой возможен только через революцию, так как невозможно устранить недостатки общественно-экономической формации путем ее преобразования.
    Главной причиной перехода от одной формации к другой являются возникающие антагонизмы. Антагонизм– это непримиримое противоречие основных классов любого общества. При этом авторы материалистической концепции указывали, что именно эти противоречия и являются источником общественного развития. Учение о социальной революции в марксистской социологии носило не только теоретический, но и практический характер.
    Так, она была тесно связана с революционной практикой. Марксистская социология собственно перерастает рамки науки в общепринятом смысле, она становится целым, самостоятельным идейно-практическим движением масс, формой общественного сознания в целом ряде стран,

    7
    придерживавшихся и придерживающихся социалистической ориентации.
    Согласно марксистскому видению социального прогресса капитализм представляется завершающей стадией развития эксплуататорского общества, основой которой выступает частная собственность. Завершение указанной стадии и переход на новую осуществляется в марксистской теории в результате пролетарской революции, которая должна привести к ликвидации классового деления общества в результате огосударствления всей собственности. В результате социальной революции возникает новый тип общества, в котором существует только один класс – пролетариат. Развитие в таком обществе основывается на свободном развитии каждого его члена.
    Несомненной заслугой марксистской социологии является разработка в ее рамках ряда основных категорий науки: «собственность», «класс»,
    «государство», «общественное сознание», «личность» и т. д.
    Эволюция социологии с 90-х годов Х1Х века до 20-х годов ХХ века на, так называемом, втором этапе была связана с разработкой методов социологического мышления и становлением категориального аппарата.
    Профессионализация и институализация социологии, создание профильной периодики, рост числа новых научных школ свидетельствовали о вступлении науки в полосу своего расцвета. Социология усложнялась содержательно и все более приобретала плюралистический характер. Позитивистская доктрина О.Конта и Г.Спенсера нашла свое развитие в трудах Эмиля
    Дюркгейма (1858 –1917) – автора функциональной теории, базирующейся на анализе функций социальных институтов. Эмиль Дюркгейм, как и
    О. Конт, был французом. Но, в отличие от последнего, он застал свою страну на качественно ином этапе развития. Капитализм превратился в мировую систему, охватившую все континенты. Дюркгейм предлагал опираться на социальные факты и изучать их статистически. Под социальными фактами он понимал коллективные привычки, традиции, обычаи, правила поведения, обряды. Собрав обширный фактический материал, он доказал, что число самоубийств в разных социальных группах неодинаково: у католиков их меньше, чем у протестантов, а у горожан больше, чем у сельчан. Почему так происходит? Дело в том, что чем выше уровень интеграции социальной группы, тем ниже уровень самоубийств. Горожане и протестанты более разобщены и индивидуалистичны, нежели сельчане и католики. Как видим, одни социальные факты Дюркгейм объяснял при помощи других социальных фактов, не прибегая к психологическим или физическим причинам, например к расстройству памяти или росту человека. По существу, Дюркгейм дал

    8
    новую методологию современной социологии. Немало заслуг у Дюркгейма и перед научной теорией. Главным в человеческом обществе, что цементирует и сплачивает его, он считал социальную солидарность, а силой, создающей общественное целое, полагал разделение труда, т.е. специализацию и распределение людей по профессиям. В примитивных обществах, основанных на механической солидарности, личность не принадлежит себе и поглощается коллективом. Напротив, в развитом обществе, основанном на органической солидарности, оба дополняют друг друга. Чем примитивнее общество, тем больше люди похожи друг на друга, тем выше уровень принуждения и насилия, ниже ступень разделения труда и разнообразия индивидов. Чем больше в обществе разнообразие, тем выше терпимость людей друг к другу, шире базис демократии. Чем глубже разделение труда, тем больше появляется новых профессий.
    В эти же годы заявили о себе и представители антипозитивистского подхода к изучению общества – гуманитаризма.
    Сложилась школа социального действия германского социолога Макса
    Вебера (1864–1920 гг.). Методологическим инструментом Вебера была теория «идеальных типов», согласно которой «опресненные» явления действительности воспроизводились в индивидуальном своеобразии, логической непротиворечивости и культурном значении. Идеальный тип это логический эталон, с которым можно сравнить конкретные явления и благодаря этому лучше понять их значение и тенденции развития. В работе
    «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер показал, что рациональное экономическое поведение сформировалось под влиянием профессиональной этики протестантизма, т. е. распространенной в Европе и Америке христианской религиозной идеологии. В работе «Основные социологические понятия» Вебер развивал учение о «понимающей социологии», которая предполагает понимание смысла человеческой деятельности и на основе этого объяснение поступков человека. Уровень рациональности социального действия может видоизменяться от низкого (в условиях традиционного общества) до высокого (в современном обществе). Содержательно социальное действие ориентируется либо на социальные нормы, либо на ожидания окружающих людей. Идеальный тип объединения людей осуществляется на базе одного языка или на базе единых рыночных отношений. Вебер изучал связь между религией и социальной структурой в рамках множества религиозных учений и в разные эпохи. Религиозные ценности создаются определенными социальными группами, что оказывает

    9
    влияние на содержание этики. Религиозно-этические идеи способны выходить за рамки их социальных носителей и распространяться среди широких народных масс и стать духовными ориентирами цивилизации.
    Такой идеей в Западной Европе является этика «овладения миром». Вебер считал необходимым объединить демократию, свободу человека с сильным национальным государством.
    Несмотря на активную ревизию идей «отцов» социологии, в 20–60-е годы ХХ века в науке нарастала стабилизация. Началось бурное развитие техники конкретных социологических исследований. На первом этапе становления социологии центром развития науки были три страны: Франция,
    Германия и Англия. Однако уже в 20-е гг. XX в. центр социологических исследований смещается в США. Огромную роль в этом процессе сыграла немалая помощь государства и поддержка большинства университетов. В этом и было главное различие от европейской социологии, которая в основном развивалась на инициативной основе. В США социология изначально складывалась как университетская наука. Другой особенностью американской социологии стал ее эмпирический характер. Социология США пыталась с помощью эмпирических исследований исправить
    «несовершенства» общества.
    Самой известной социологической школой стала Чикагская школа. Особенности Чикагской школы социологии: 1) методика – анализ личности 2) государственный заказ 3) конкретика и прагматизм.
    Наиболее значительной теоретической концепцией данного этапа явился структурный функционализм социолога Толкотта Парсонса (1902 –
    1979 гг.), идеи которого изложены в работах «Структура социального действия», «Теории общества», «Социальная система» и др. Парсонс разработал метатеорию – теорию действия, на её основе – теорию систем.
    Главный тезис Парсонса заключается в том, что общество представляет собой сложную систему социальных элементов (групп, институтов, индивидов), находящихся в состоянии активного взаимодействия, направляемого системами ценностей, имеющих априорное происхождение. Парсонс предложил структуру элементарного акта действия:
    1.
    Агент (действующее лицо) = актор. Понимается не как организм, а как сознание, «Я».
    2.
    «Цель» — такое будущее положение вещей, на которое ориентировано выполняемое действие.

    10 3.
    Ситуация действия (она разбита на средства и условия). Средства контролируются, а условия нет.
    4.
    Нормативная ориентация — ценностная оценка средств, которая накладывает ограничения.
    Основные черты функционализма для самого общества таковы:
    1.
    Общество рассматривается как система.
    2.
    Процессы системы рассматриваются с точки зрения взаимосвязанности её частей.
    3.
    Подобно организму система считается ограниченной (то есть в ней действуют процессы, направленные на сохранение целостности её границ).
    Основные функции, которые должны выполняться в любой социальной системе:
    1.
    Адаптация — система адаптируется к условиям.
    2.
    Достижение цели — достижение конкретных целей и мобилизация средств для получение результатов.
    3.
    Интеграция — связь между элементами.
    4.
    Воспроизводство образца (латентность) — запас внутренней прочности
    (для социальных систем) и возможность выдерживать напряжение между элементами.
    Парсонс критиковал чрезмерное увлечение эмпирическими исследованиями и считал, что без теории нельзя правильно понять факты.
    Согласно его взглядам всякая социальная система основывается на взаимодействии людей. Социологические понятия это не копии социальных явления, а обобщения их. Важна проблема соотношение человеческой деятельности и социального порядка. Парсонс ставит вопрос: «Как возможен социальный порядок, если реальными структурными элементами социального мира являются отдельные индивиды, наделенные разумом, чувствами и волей? Как возможна свободная человеческая деятельность в условиях структурно организованного и упорядоченного общества, которое хочет подчинить желания людей определенному общему интересу?» Эта проблема решается с помощью: утилитаризма, согласно которому человек стремится к своей выгоде и рационально действует, рассчитывая на наград;
    позитивизма,
    т. е. совокупности причинных связей, которые определяют деятельность человека в определенной ситуации;

    11
    идеализма, который рассматривает человеческую деятельность с точки зрения ее ценностно-нормативного регулирования, подчеркивая значение определенной ценности или нормы.
    Эти три явления объединяются в понятии волюнтаристский порядок, который выступает как последствие взаимодействия людей, наделенных разумом, волей, эмоциями.
    Социология США была представлена и новыми теориями гуманитаристского толка. Последователь Вебера профессор Чарльз Райт
    Миллс (1916–1962) создал «новую социологию», положившую начало критической социологии и социологии действия в Штатах.
    Особое местов мировой социологии занимает творчество выдающегося ученого Питирима Сорокина, россиянина по происхождению, в прошлом декана социологического факультета Петербургского университета автора первого учебника по социологии «Система социологии», в 1922 г. высланного из России и поселившегося в США, где вышел ряд его фундаментальных работ. Научные принципы социологической теории П.
    Сорокина: социология как наука строится по методу естественных науки; должна быть объективной, точной, не сводящей любые явления к одному началу, а допускающая плюрализм. Главное в социологии – изучение процесса общественной жизни: социальные действия и взаимодействия двух и более человек. П. Сорокин разделял социологию на теоретическую и практическую – прикладную дисциплину, опирающуюся на теорию.
    Значителен вклад П. Сорокина в разработку теории социальной стратификации и социальной мобильности, в которой общество делится на страты (слои), различающиеся между собой по уровню доходов, видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям и т. д.
    Основные формы стратификации (расслоение общества): экономическая, политическая, профессиональная. П. Сорокин пытался решить проблему социального равенства, создав теорию эгалитарной системы общества, в котором все равны перед законом, имеют равное право на образование и политические права (свобода слова, совести, политической деятельности и др.).
    Современный этап в развитии социологии, начавшийся с середины
    60-х годов, характеризуется как расширением диапазона прикладных исследований, так и возрождением интереса к теоретической социологии.
    Основным стал вопрос о теоретической основе эмпиризма, вызвавший в 70-х годах «теоретический взрыв». Он обусловил процесс дифференциации

    12
    социологического знания без авторитарного влияния какой-либо одной теоретической концепции.
    Поэтому этап представлен многообразием подходов, концепций.
    Современная теоретическая социология состоит из множества научных школ, но все они базируются на двух основных подходах к изучению и объяснению общества – позитивизме и гуманитаризме.
    Позитивизм возник и стал господствовать в социологии Х1Х века в противовес умозрительным рассуждениям об обществе. Это рациональный подход, основанный на наблюдении, сравнении, эксперименте. Его исходные позиции сводятся к следующему: а) природа и общество едины и развиваются по одним законам; б) общественный организм подобен биологическому; в) общество должно изучаться теми же методами, что и природа.
    Позитивизм ХХ века – это неопозитивизм. Его исходные принципы значительно усложнены. Это: натурализм (общность законов развития природы и общества), сциентизм (точность, строгость и объективность методов социальных исследований), бихевиоризм (изучение человека только через открытое поведение), верификация (обязательное наличие эмпирической основы у научного знания), квантификация
    (количественное выражение социальных фактов) и объективизм (свобода социологии как науки от ценностных суждений и связи с идеологией).
    На основе позитивизма и его второй волны – неопозитивизма родились, функционировали и существуют следующие направления социологической мысли: натурализм (биологизм и механицизм),
    классический марксизм, структурный функционализм. Позитивисты и их последователи ХХ века рассматривают мир как объективную реальность, полагая, что изучать его следует, отбросив свои ценности. Они признают только две формы знания – эмпирическое и логическое (только через опыт и возможность проверки) и считают необходимым лишь изучение фактов, а не идей.
    Гуманитаризм или феноменология – это подход к изучению общества через понимание. Его исходные позиции таковы: а) общество не является аналогом природы, оно развивается по своим законам; б) общество – не объективная структура, стоящая над людьми и независимая от них, а сумма взаимоотношений двух и более индивидов; в) главное – это расшифровка, истолкование смысла, содержание этого взаимодействия; г) основные методы данного подхода:

    13

    идеографический метод
    (исследование индивидуальных лиц, событий или предметов),

    метод качественного анализа
    (понимание явления, а не его подсчет), методы феноменологизма, т.е. познание причин и сущности социальных явлений, например, лингвистический метод
    (изучение того, что доступно языку),

    метод понимания
    (познание общества через самопознание),

    метод герменевтики
    (интерпретация осмысленных человеческих действий),

    метод чувствования и др.
    Большинство представителей гуманитаризма настроены субъективистски, отвергая «свободу от ценностей» как невозможную в социологии – науке, затрагивающей интересы людей.
    Современная социология является мультипарадигмальной наукой
    (понятие «парадигма» мы уже рассмотрели в Теме 1). На сегодняшний момент не существует общенаучного мнения о системе социологических парадигм. Однако необходимо остановиться подробно на характеристике наиболее распространенных в социологии парадигмах.
    Структурно-функционалистская парадигма (Т. Парсонс, Р.Мертон и др.) рассматривает общество как относительно стабильную систему взаимосвязанных частей, основанную на широко распространенном согласии относительно того, что является желательным с точки зрения морали, где каждая часть общества имеет функциональные следствия в отношении общества в целом.
    Парадигма социального конфликта. Теория конфликта, основоположником которой считается Георг Зиммель, в социологии разрабатывалась целым рядом исследователей: Р. Дарендорфом (ФРГ), Л. Козером (США), К.
    Боулдингом (США), М. Крозье, А. Турэном (Франция), Ю. Гальтунгом
    (Норвегия) и др. Сторонники данной теории рассматривают конфликт как естественное явление социальной жизни. Его основой является объективно существующая в обществе дифференциация. Конфликт выполняет в обществе стимулирующую функцию, создавая предпосылки для развития общества. Однако не все конфликты играют в обществе позитивную роль, поэтому на государство возлагается функция контроля над конфликтами, чтобы они не перерастали в состояние повышенной социальной напряженности.

    14
    Теория социального обмена. Наиболее интенсивно эта парадигма развивалась американскими исследователями Дж. Хомансом, П. Блау, Р.
    Эмерсоном. Суть парадигмы заключается в том, что функционирование человека в обществе основывается на обмене различными социальными благами. Взаимодействие между субъектами социальных отношений носит ценностно-нормативный характер. Данная концепция является промежуточной между макросоциологическими и микросоциологическими парадигмами. Именно в этом и заключается ее главная ценность.
    Символический интернационализм. Данная парадигма также разрабатывалась в рамках американских социологических школ Дж. Мидом,
    Г. Блумером, Т. Шибутани, Т. Партлендом и др. Основанием символического интернационализма является утверждение о том, что взаимодействие людей происходит с помощью интерпретации символов и знаков. Социальный прогресс рассматривается социологами как выработка и изменение социальных значений, не имеющих строгой причинной обусловленности, зависящих больше от субъектов взаимодействия, чем от объективных причин.
    Этнометодология. Парадигма, тесно связанная с символическим интернационализмом (она также основана на изучении социального взаимодействия), разрабатывалась американским социологом
    Г.
    Гарфинкелем. Основой данной парадигмы является изучение смыслов, которые люди придают социальным явлениям. Эта концепция возникла в результате расширения методологической базы социологии и включение в нее методов изучения различных общин и примитивных культур и переводе их на язык процедур анализа современных социальных и культурных явлений и процессов.
    Неомарксистская парадигма. Она развивалась рядом представителей франкфуртской школы – М. Хоркхаймером, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю.
    Хабермасом. Неомарксисткая концепция основывается на таком социальном явлении, как отчуждение, которое рассматривается как социально- экономическое явление. Данная парадигма стала пересмотром основ марксизма и прежде всего стремлением обосновать разрыв «труда» и
    «интеракции» в том смысле, что на смену первому как господствующему типу отношений приходит универсальное взаимодействие людей во всех сферах жизни.
    Конечно же, богатство парадигм социологии не исчерпывается этим перечнем. Однако сегодня именно они являются ведущими в

    15
    социологических исследованиях и построении социологических теорий.
    Особое внимание в современных социологических парадигмах уделяется межличностным взаимодействиям, динамике развития личности, изменению социальных смыслов и значений, раскрывающих преобразование широких социальных структур.
    3.
    Особенности развития отечественной социологии
    Социологическая мысль России формировалась веками на своей почве, вырастая на базе российской культуры и освободительного движения.
    Интерес к человеку в обществе, к их совместной участи, их будущему проявлялся на двух уровнях: массово-житейском (в народных сказаниях и легендах, к примеру, в «Сказании о граде Китеже»; в произведениях писателей и поэтов, в суждениях общественных деятелей) и профессиональном (в теориях специалистов-исследователей – философов, историков). Российская социологическая мысль складывалась как из откровенно идеологизированных, так и из академических наработок.
    Первые были связаны с освободительным движением и революционной традицией России, вторые – непосредственно с наукой. Отечественная мысль вобрала в себя множество социальных утопий, близких прогнозу суждений о будущем общества и человека. До Х1Х столетия социальные утопии были расплывчаты и примитивны. Но в Х1Х – начале ХХ вв. с утопиями выступили как представители демократической тенденции в революционной традиции России (А.Радищев, А.Герцен,
    Н.Чернышевский, М.Бакунин, Г.Плеханов, В.Ульянов-Ленин и др.), так и носители автократической тенденции (П.Пестель, С.Нечаев, И.Сталин).
    Имея российские корни, отечественная социологическая мысль вместе с тем испытала на себе мощное воздействие Запада. Она была тесно связана с французским просвещением, английской экономической школой и немецким романтизмом. Двойственность истоков определила противоречивость социологической мысли России, проявлявшейся в противоборстве ориентаций на Запад (западники) и на собственную самобытность (русофилы).
    В развитии отечественной социологии выделяют два этапа: дореволюционный и послереволюционный (рубеж - 1917 год). Второй этап, как правило, подразделяют на два периода: 20-60 и 70-80 гг., хотя почти каждое десятилетие ХХ века имело свои особенности. Собственно

    16
    социологические школы в России развивались в рамках нескольких направлений.
    Географическое направление наиболее ярко представлено Л.И.
    Мечниковым (1838–1888), который в своей основной работе «Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современных обществ» объяснял неравномерность общественного развития под влиянием природно-климатических условий и географических условий, особенно водных ресурсов и путей сообщения. Именно эти факторы, по его мнению, и определяют основную тенденцию развития человечества – от деспотии к свободе, от примитивных форм организации жизни к экономическим и социальным достижениям. Заметное место в социологической мысли принадлежит социально-юридическому направлению, т.е. ученым, работающим в области права – Н.М. Коркунову (1853–1904 гг.), Л.И.
    Петражицкому (1867–1931 гг.), Б.Н. Чичерину (1828–1904 гг.), которых интересовало взаимодействие социальных, физиологических и биологических причин в праве. Заслуги социологов-юристов, состояли в том, что они дали обязательный анализ правосознания, его роли в регулировании жизни общества, нормативного и социального поведения. Марксистская школа обоснована В.И. Лениным (1870–1924 гг.), Н.А. Бердяевым (1874–1948 гг.), которые развивали идеи о материалистическом понимании истории, хотя каждый по-своему. Так, А.А. Богданов (187–1928 гг.), говоря о самостоятельности социологии как науки, активно отстаивал ее тесную связь с одной из наук о природе биологией. Он много времени посвятил разработке теории социальной адаптации и социальной революции. У М.И. Туган-
    Барановского (1865–1919 гг.) наиболее привлекательно его учение о пяти основных группах интересов человека, среди которых для социального развития наиболее важными являются психологические, альтруистические, религиозные. Идеи В.И. Ленина в социологии связаны с развитием учения
    К.Маркса о классах, классовой борьбе, роли народных масс в истории, а также о соотношении демократии и диктатуры, роли государства в создании и функционировании социалистического государства. Органическая школа – воплощена в трудах Е.В. де Роберти (1843–1915 гг.), П.Ф. Лилиенфильда
    (1829–1903 гг.). В основе теории де Роберти лежало понятие
    «надорганическое», которое проходит в своем развитии две стадии: простых психофизических отношений, представляющих собой исходный пункт социальности, и психологических взаимодействий. В свою очередь, взаимодействия подразделяются на четыре большие группы – науку,

    17
    философию, искусство и практическую деятельность, под которой понимается поведение людей в экономике, праве и политике. Уникальным явлением в российской социологии была субъективная школа, наиболее ярким представителем, которой был П.Л. Лавров (1823–1900 гг.). Так, по мнению Лаврова, индивид является единственной реальной движущей силой общества, и поэтому «социология есть наука, исследующая формы проявления, усиления и ослабления солидарности между сознательными органическими особями».
    Таким образом, первый этап характеризовался богатством социологической мысли, разнообразием теорий и концепций развития общества, социальных общностей и человека. Наибольшую известность получили:

    теория публициста и социолога Н. Данилевского о «культурно- исторических типах» (цивилизациях), развивающихся, по его мнению, наподобие биологическим организмам;

    субъективистская концепция о всестороннем развитии личности как мериле прогресса социолога и литературного критика
    Н.Михайловского, обличавшего марксизм с позиций крестьянского социализма;

    географическая теория Мечникова, объяснявшего неравномерность общественного развития изменением географических условий и считавшего общественную солидарность критерием общественного прогресса;

    учение о социальном прогрессе М. Ковалевского – историка, юриста, социолога-эволюциониста, занимавшегося эмпирическими исследованиями;
    Эти разработки принесли их авторам мировую известность.
    Практические дела российских социологов, например, составление земской статистики, шли на пользу отечества. Социология в России развивалась как наука и как учебная дисциплина. По своему уровню в это время она не уступала западной.
    Второй этап развития отечественной социологии сложен и неоднороден. Первое его десятилетие (1918–1928 гг.) было периодом признания социологии новой властью и ее определенного подъема: осуществляется институализация науки, созданы кафедры социологии в
    Петроградском и Ярославском университетах, открыт Социологический институт (1919 г.) и первый в России факультет общественных наук с

    18
    социологическим отделением в университете Петрограда (1920 г.); была введена научная степень по социологии, стала издаваться обширная социологическая литература (как научная, так и учебная). Своеобразие социологии этих лет заключалось в еще сохраняющемся авторитете немарксистской социологии и в то же время в усилении марксистского направления и ожесточенных дискуссий в нем по поводу соотношения социологии и исторического материализма. В эти годы изучаются проблемы рабочего класса и крестьянства, города и деревни, народонаселения и миграции, проводятся эмпирические исследования, получившие международное признание.
    В 30-е годы социология была объявлена буржуазной лженаукой и запрещена. Фундаментальные и прикладные исследования были прекращены
    (до начала 60-х годов). Социология была одной из первых наук, ставшей жертвой сталинского режима. Тоталитарный характер политической власти, жесткое подавление всех форм инакомыслия вне партии, недопущение разнообразия мнений внутри партии остановили развитие науки об обществе.
    Ее возрождение началось лишь в конце 50-х годов, после ХХ съезда
    КПСС, да и то под прикрытием экономической и философской наук.
    Сложилась парадоксальная ситуация: социологические эмпирические исследования получили право гражданства, а социология как наука - нет.
    Публиковались материалы о позитивных аспектах социального развития страны. Тревожные сигналы социологов о разрушении природной среды, о нарастании отчуждения власти от народа, о националистических тенденциях игнорировались и даже осуждались.
    Но и в эти годы наука продвигалась вперед: появились работы по общей теории и по конкретному социологическому анализу, обобщающие труды советских социологов; предпринимались первые шаги по участию в международных сравнительных исследованиях. В 60-е годы создаются социологические учреждения, основывается Советская социологическая ассоциация. В 70-80-е годы отношение к отечественной социологии было противоречивым. С одной стороны, она получила полупризнание, с другой – всячески тормозилась, оказавшись в прямой зависимости от партийных решений. Социологические исследования носили мировоззренчески направленный характер. Тем не менее, организационное становление социологии продолжалось: в 1968 году был создан Институт социсследований (с 1988 г. – Институт социологии АН).

    19
    Появились отделы социсследований в институтах Москвы,
    Новосибирска, Свердловска и других городов; начали издаваться учебные пособия для вузов; с 1974 года стал выходить журнал «Социологические исследования» (позднее «Социс»). К концу данного периода административно-бюрократическое вмешательство в социологию стало усиливаться, причем механизмы были почти те же, что и в 30-е годы.
    Теоретическая социология вновь отрицалась, снизилось количество и качество исследований.
    Последствия этого второго «вторжения» в социологию могли бы быть самыми трагическими для науки, если бы не новая обстановка в стране.
    Социология была восстановлена в гражданских правах в 1986 году. Вопрос о ее развитии решался на государственном уровне – была поставлена задача развертывания фундаментальных и прикладных исследований в стране.
    Социология современной России укрепляется содержательно и организационно, она возродилась как учебная дисциплина, но трудностей на ее пути еще немало. Социология сегодня нарабатывает материал об обществе на переломном этапе и прогнозирует дальнейшее развитие.


    написать администратору сайта