Главная страница
Навигация по странице:

  • Термины Определение Модернизм

  • Лирическое стихотворение

  • Символизм

  • Основные черты символизма

  • Акмеизм

  • «мужи», «сей», «царей», «витийствуя».

  • Футуризм

  • Д. Бурлюк В. Хлебников «Заклятие смехом» Основные стилевые черты футуризма

  • Определите средства художественной выразительности.

  • Проанализируйте стихотворения А.Ахматовой «Песня последней встречи».

  • Тема 2. Творчество Максима Горького Творческая биография М.Горького

  • Пьеса М. Горького «На дне»

  • Прочитайте приведенный ниже фрагмент и выполните задания. Сатин.

  • Барон.

  • Работа с лингвистическими терминами

  • Термины Определение Авангардизм

  • Творческая биография В.В. Маяковского

  • Творчество В.В. Маяковского

  • литература. Тема Поэзия серебряного века Работа с литературоведческими терминами Раскройте смысл терминов, указанных в таблице


    Скачать 68.07 Kb.
    НазваниеТема Поэзия серебряного века Работа с литературоведческими терминами Раскройте смысл терминов, указанных в таблице
    Анкорлитература
    Дата24.06.2022
    Размер68.07 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаlitra.docx
    ТипДокументы
    #613833
    страница1 из 3
      1   2   3

    Тема 1. Поэзия «серебряного века»
    Работа с литературоведческими терминами
    Раскройте смысл терминов, указанных в таблице.


    Термины

    Определение

    Модернизм

    направление в искусстве, характеризуемое отрицанием предшественников, разрушением устоявшихся представлений, традиционных идей, форм, жанров и поиском новых способов восприятия и отражения действительности.


    Декаданс

    направление в литературе, творческой мыслисамовыражении периода fin de siècle (рубеж XIX и XX веков), которое характеризуется эстетизмоминдивидуализмом и имморализмом. Иногда рассматривается как cвязующее звено между романтизмом XIX века и модернизмом XX века[1].


    «Серебряный век»

    образное название периода в истории русской поэзии, относящегося к концу XIX — началу XX века[1][2], данное по аналогии с золотым веком (начало XIX века).


    Лирическое стихотворение

    малое поэтическое произведение, написанное от лица автора или вымышленного лирического героя. В лирическом стихотворении описывается внутренней мир, чувства, эмоции автора или героя произведения.


    Символизм
    Прочитайте два стихотворения Д. Мережковского и определите основные

    стилевые черты символизма.


    Д. Мережковский

    «Сонное»

    Д. Мережковский «И жизнь, как смерть, необычайна»

    Основные черты символизма

    Что это: утро, вечер?

    Где это было, не знаю,

    Слишком ласковый ветер.

    Слишком подобное раю.

    Все неземное-земное.

    Только бывает во сне

    Милое небо такое,

    Синее в звездном огне.
    Тишь, глушь, бездорожье.

    В алых маках межи.

    Русское, русское – Божье

    Поле зреющей ржи.

    Господи, что это значит?

    Жду, смотрю, не дыша…

    И от радости плачет,

    Богу поет душа.

    И жизнь, как смерть. Необычайна…

    Есть в мире здешнем – мир иной.

    Есть ужас тот же – та же тайна-

    И в свете дня, как во тьме ночной.

    И смерть, и жизнь родные бездны:

    Они подобны и равны,

    Друг другу чужды и любезны,

    Одна в другой отражены.

    Слишком ласковый ветер.

    Слишком подобное раю.

    Все неземное-земное.

    Русское, русское – Божье

    Поле зреющей ржи.
    И жизнь, как смерть. Необычайна…

    И смерть, и жизнь родные бездны:

    Они подобны и равны,

    Друг другу чужды и любезны,




    Акмеизм
    Анализ стихотворения О. Мандельштама.


    Стихотворение

    Вопросы для анализа

    Ответы

    Бессонница. Гомер. Тугие паруса.

    Я список кораблей прочел до середины:

    Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,

    Что над Элладою когда-то понялись.
    Как журавлиный клин в чужие рубежи, -

    На головах царей божественная пена, -

    Куда плывете вы? Когда бы не Елена,

    Что Троя вам одна, ахейские мужи?
    И море, и Гомер – все движется любовью.

    Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,

    И море черное, витийствуя, шумит

    И с тяжким грохотом подходит к изголовью.


    1. Какое произведение Гомера читает лирический герой О. Мандельштама?


    Бессоница. Гомер. Тугие паруса

    2. Для создания высокого пафоса автор использует слова «мужи», «сей», «царей», «витийствуя».

    Как называются эти слова?


    Устаревшие слова (архаизм)

    3. Каким размером написано стихотворение?


    Шестистопный ямб

    4. Какая рифмовка использована в стихотворении?



    Рифмовка кольцевая АВВА


    5. В чем, по вашему мнению, смысл тройного сравнения кораблей с журавлиным выводком, клином, поездом?


    Проблема заключается в бессонице после того , как автор читал список кораблей , но мысли о войне его прервали .


    Футуризм
    Прочитайте приведенные стихотворения и определите основные стилевые черты футуризма.


    Д. Бурлюк

    В. Хлебников «Заклятие смехом»

    Основные стилевые черты футуризма


    Каждый молод, молод, молод,

    В животе чертовский голод,

    Так идите же за мной…

    За моей спиной.

    Я бросаю гордый клич,

    Этот краткий спич!

    Будем кушать камни, травы

    Сладость, горечь и отравы.

    Будем лопать пустоты,

    Глубины и высоты.

    Птиц, зверей, чудовищ, рыб.

    Ветер, глины, соль и зыбь!

    Каждый молод,молод, молод, молод,

    В животе чертовский голод,

    Все, что встретите на пути,

    Может в пищу нам пойти.



    О, рассмейтесь, смехачи!

    О, засмейтесь, смехачи!

    Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,

    О, засмейтесь усмеяльно!

    О, рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных смехачей!

    бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы; отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее; бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат; эксперименты по созданию «заумного» языка; культ техники, индустриальных городов; пафос эпатажа.


    Определите средства художественной выразительности.
    1. «Беспокойные цветы» - Эпитет

    2. «Мечта о подвигах – как детская забава» - Сравнение

    3. «Царство белого снега» - Метафора
    Анна Андреевна Ахматова
    Почему А.Ахматову называют Ярославной ХХ века?

    Таким образом, А.ААхматова в своих стихотворениях отображала жестокие и кровопролитные исторические события, происходящие на ее глазах, она создавала своеобразный «плач» по жертвам тех времен, поэтому ее назвали «Ярославной 20 века».
    Стихотворения А. Ахматовой часто называют «лирикой обманутой женской любви». В каких произведениях русской поэзии звучит мужской вариант темы «последней встречи» и в чем его отличие от «женской» версии А.Ахматовой?

    «Песня последней встречи» (1911), по замечанию некоторых мемуаристов, сделала поэтессу известной. В.Иванов назвал это стихотворение событием в русской поэзии. Определяя главную тему А.А.Ахматовой как «муку безнадёжной любви», К.И.Чуковский справедливо отметил тяготение поэта к мотивам разлуки, невстречи, нелюбви. По уровню драматизма в «Песне…» есть что-то бунинское. Конкретные детали: легкие шаги, ступени, клены, перчатка с левой руки, спальня, свечи – передают желание отрешиться от случившегося, уйти от пережитого в обыденное. Единственный отвлечённый образ – «шёпот осенний» - увлекает в небытие. Осознание своей беспомощности приводит к физическому бесчувствию. Равнодушное молчание мира людей обуславливает диалог с природой. «Величайший талант чувствовать себя разлюбленной, нелюбимой, нежеланной, отверженной» наиболее полно воплотился в этом стихотворении. Н.С.Гумилёв писал о «прекрасном юношеском пессимизме» Ахматовой, которая ключевыми словами своей лирики сделала «боль, тоску, смерть».
    Проанализируйте стихотворения А.Ахматовой «Песня последней встречи».


    Песня последней встречи

    Вопросы для анализа


    Так беспомощно грудь холодела,

    Но шаги мои были легки.

    Я на правую руку одела

    Перчатку с левой руки.
    Показалась, что много ступеней,

    А я знала – их только три!

    Между кленов шепот осенний

    Попросил: «Со мною умри!
    Я обманут моей унылой

    Переменчивой, злой судьбой».

    Я ответила: «Милый, милый!

    И я тоже умру с тобой…»
    Эта песня последней встречи.

    Я взглянула на темный дом.

    Только в спальне горели свечи

    Равнодушным желтым огнем.



    Какую аксессуарную деталь «вещного мира» А. Ахматова делает психологическим «знаком беды»?

    Перчатка
    Какое средство художественной выразительности позволяет автору уподобить природное явление человеку, наделив их мыслями, чувствами и даже судьбой?

    Олицетворение



    Тема 2. Творчество Максима Горького
    Творческая биография М.Горького
    Прочитайте цитаты из произведений М. Горького и определите, какие ценности утверждал писатель:


    • «Чтобы жить, надо уметь что-нибудь делать».

    • «Смотрели бы в старину зорко – там все отгадки найдутся».

    • «Не своротить камня с пути думою».

    • «Кто ничего не делает, с тем ничего не станется».

    • «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам».

    1) Слова старухи Изергиль в разговоре с автором. Старуха рассказывает о своей молодости и о том, что ей трудно было заработать на жизнь, так как у нее не было необходимых для этого навыков 

    2) Слова старухи Изергиль в разговоре с автором. Эти слова старуха произносит перед тем, как начать рассказывать старинную легенду о Данко

    3) Слова Данко, которыми он убеждает людей начать действовать и выйти из опасного места

    4) Чтобы жить — надо уметь что-нибудь делать. Свобода от всего-это наказание. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, — те просто лентяи или трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно

    5)  Слова старухи Изергиль, которая рассказывает о возлюбленном своей молодости, воевавшем против турок на стороне греков


    1.Кто из персонажей пьесы Горького «На дне» верит, что на том свете будет лучше, а все же хочет хотя бы еще немного пожить?

    А) Анна

    Б) Наташа

    В) Настя

    2.Кто из персонажей пьесы «На дне», прикрываясь именем бога, грабит людей: «А я на тебя полтинку накину, маслеца в лампадку куплю…и будет перед святой иконой жертва моя гореть…»?

    А) Варвара

    Б) Костылев

    В) Лука

    3.Кто из героев пьесы «На дне» очутился в ночлежке потому, что ушел от своей жены, боясь убить ее?

    А) Бубнов

    Б) Сатин

    В) Актер

    Г) Барон

    Ответы:








    Пьеса М. Горького «На дне»
    В режиссерском экземпляре пьесы «На дне» К. С. Станиславский сделал такие замечания о поведении Луки: «хитро поглядывает», «коварно улыбаясь», «вкрадчиво, мягко», «проскользнул», «сентиментально-трогательно врет». Какое представление о Луке отразилось в этих режиссерских замечаниях? Согласны ли Вы с трактовкой этого образа К. С. Станиславским?Нет , я не согласна с режиссером . На мой взгляд , Лука-мудрый странник , который повидал жизнь и людей , поэтому дает советы ночлежникам . Но поддерживает слабых , ведь сильные сами могут постоять за себя . В словах Луки , как по мне смысл: «под лежачий камень вода не течет» , поэтому нужно делать какие-то дела , работу .
    Во 2-м действии Лука говорит: «…Человек – все может…лишь бы захотел…» сопоставьте эту фразу со словами Сатина: «Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга!... Чем Вы объясните совпадение в словах Сатина и Луки?Они оба верят в человека , как в бога . Вера в то , что в любой безвыходной ситуации есть решения.
    Прочитайте приведенный ниже фрагмент и выполните задания.
    Сатин. Привыкаешь к нам?

    Клещ. (выпив, отходит в угол к нарам). Ничего… Везде – люди… Сначала – не видишь этого… потом – поглядишь, окажется, все люди… ничего!


    Барон.(указывает Сатину на Татарина). Гляди!

    Сатин. Оставь! Он – хороший парень… не мешай! (Хохочет.) Я сегодня – добрый… черт знает почему!..

    Барон. Ты всегда добрый, когда выпьешь… И умный…

    Сатин. Когда я пьян… мне все нравится. Н-да… Он – молиться? Прекрасно! Человек может верить и не верить… это его дело! Человек – свободен… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум – человек за все платит сам, и потому – он свободен!.. Человек – вот правда! Что такое человек? Это не ты, не я, не они… нет! Это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… В одном (очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека). Понимаешь? Это – огромно! В этом – все начала и концы… Все – в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное – дело рук его и мозга! Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью, уважать надо! Выпьем за человека, Барон! (встает) Хорошо это… чувствовать себя человеком! Я арестант, убийца, шулер… ну, да! Когда я иду по улице, люди смотрят на меня, как на жулика… и сторонятся, и оглядываются, и часто говорят мне – «Мерзавец! Шарлатан! Работай!» Работать? Для чего? Чтобы быть сытым! (Хохочет). Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытым… Не в этом дело, Барон! Не в этом дело! Человек – выше! Человек – выше сытости!...
    Задание: проанализируйте данный эпизод пьесы______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Тема 3. Творчество Владимира Владимировича Маяковского
    Работа с лингвистическими терминами

    Раскройте смысл терминов, указанных в таблице.


    Термины

    Определение

    Авангардизм


    словное наименование художественно-литературных движений, концепций, идей, творчества отдельных мастеров 20 в., для к-рых характерны стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с её устоявшимися академическими принципами и традициями, поиски новых средств выражения и содержания произведений. 

    Белый стих


    В литературоведении белым стихом называют стихотворение, в котором отсутствует рифма. 

    Футуризм

    течение авангардного искусства 1910-х — начала 1920-х годов, прежде всего в поэзии и живописи Италии и России.



    Творческая биография В.В. Маяковского
    О Маяковском написано очень много. Мнения о нем часто полярны. Прочитайте некоторые из них и напишите сочинение – эссе: « Я начинаю открывать для себя В.В. Маяковского».
    «Маяковский – личность очень талантливая, чрезвычайной душевной мягкости, граничащей иногда с излишней чувствительностью, исполненная глубокого и несколько истерического лиризма, он стремится к грандиозному, пророческому, но при этом очень ироничен и подчас впадает в клоунаду». (А.В. Луначарский).
    «… лирический герой поэзии Маяковского похож на подростка. Действительно, нигилизм, жажда впечатлений, бескомпромиссность, самовлюбленность и одновременно неуверенность в себе делают его близким подросткам любых времен». (Б. Пастернак).
    «Он был человеком без убеждений, без концепции, без духовной родины… Он провозглашает цинизм своей эстетикой и пренебрежение чьим-либо мнением – и стремится любым способом покорить аудиторию. Он напрочь отвергает литературу – и делает все, чтобы в ней остаться. Своей религией он объявляет всеобщее братство… Маяковский – певец насилия. Основной мотив его поэзии – месть, культ жестокости. Его пафос – пафос погрома. Поэтому он так восторженно принял Октябрьскую революцию с ее жестокостью и насилием…». (Ю. Карабчиевский).
    Грядущие люди!

    Кто вы?

    Вот – я,

    Весь боль и ушиб.

    Вам завещаю я сад фруктовый

    Моей великой души! (В.Маяковский).
    Каждый поэт - это целый мир в строке. Тем и интересен. Маяковский  буквально ворвался в литературу ,"смазал карту будня, плеснувши краску из стакана ",  и  предложил радикальное решение  проблем поэта и поэзии,  места  лирика в  мире  и в выражении собственного " Я ". Он шагал смело, разрушая все на своем пути , как некогда Базаров  сметал Пушкина с парохода современности и заменил гармоничный ямб - лесенкой.  Человек огромного роста, с широким лбом,  Маяковский  был "щеном"   в письмах Лиле Брик и  "огнем" в  поэме " Человек" - о любви. Служил   компартии , дружил с ее лидерами , стал первым  критиком " прозаседавшихся" и мыл в " бане" новоявленных представителей  "культуры". Противоречивый и верный, нежный и требовательный, он был настоящим поэтом со своим лицом.  И  считаю  я его, несмотря на  навязываемую  в прошлом  ему роль " агитатора, горлана, главаря",   откровенным,  прямым , любящим  свой народ  Лириком, Гражданином. Человеком. И  счастлива  тем, что родилась в стране с гордым именем СССР, где жил и творил Владимир Владимирович Маяковский.
    Творчество В.В. Маяковского

    Ответьте на вопросы:
    1. В рамках какого литературного направления творил Маяковский?

    Кубофутуристом считал себя

    2. Что такое поэтика эпатажа? Приведите пример из творчества Маяковского. Присущ Маяковскому и футуристический эпатаж — шокирование «добропорядочной публики», когда поэт употребляет грубые, вызывающие, подчёркнуто неэстетские образы или высказывания, как, например, в стихотворении «Нате!»: «я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам…». Так же Маяковский придумал такой стиль написания как «лесенка» — это новаторство Маяковского.

    3. Можно ли считать В. Маяковского певцом революции?

    Маяковского можно назвать «певцом революции», без революции не было бы того яростного борца-Маяковского, которого мы читаем.

    4. Какой деятельностью, помимо поэзии, занимался В. Маяковский?

    Помимо поэзии Маяковский занимался кинорежиссурой и написанием сценариев, а также являлся творческим двигателем рекламной и агитационной деятельности в СССР. 

    5. В каком произведении В.Маяковского появились «половины людей»?

    «Прозаседавшиеся»

    6. В. Маяковского называют «королем метафор». Приведите примеры из стихотворений.

    • «Стихов шкатулок», «на бабочку поэтиного сердца», «я - бесценных слов мот и транжир».

    • «Стихов шкатулок»,

    • «на бабочку поэтиного сердца»,

    • «я - бесценных слов мот и транжир».


    Определите средства художественной выразительности.

    1. А вечер кричит,

    Безногий,

    Безрукий.

    Олицетворение , эпитет.

    2. По черным улицам белые матери.

    Антитеза , эпитет

    3. Все равно

    Любовь моя –

    Тяжкая гиря ведь.

    Метафора

    4. И в пролет не брошусь,

    И не выпью яда,

    И курок не смогу над виском нажать.

    Анафора

    5. И вижу:

    Сидят людей половины.

    Гротеск

    6. «В сто сорок солнц закат пылал».

    Гипербола

    7. «Разве гром бывает немотою болен?»

    Олицетворение , риторический вопрос

    8. «Молоткастый, серпастый советский паспорт».

    Эпитет

    9. «Темно-свинцовоночие».

    Неологизм

    10. «Косые скулы океана».

    Олицетворение

    11. Я волком бы

    Выгрыз бюрократизм.

    Метафора


      1   2   3


    написать администратору сайта