Главная страница

В чем суть материализма и идеализма. Семинар_1.3. Тема в чем суть материализма и идеализма


Скачать 14.59 Kb.
НазваниеТема в чем суть материализма и идеализма
АнкорВ чем суть материализма и идеализма
Дата07.11.2020
Размер14.59 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСеминар_1.3.docx
ТипДокументы
#148731

Тема 1.3. В чем суть материализма и идеализма?

Материализм и идеализм – достаточно широкие понятия. Прежде, чем дать им полное определение, давайте рассмотрим на простом примере, как они между собой соотносятся.

На простой, казалось бы, вопрос «откуда появляются грозы?» с точки зрения материализма и идеализма мы услышим разные ответы. Идеалистическое понимание данного вопроса раскрывается так: «грозы – это следствие ярости Бога на провинившееся в чем-либо человечество». От материалиста же мы услышим следующее: «грозы появляются по причине естественных сил природы». Современная наука полагает, что причинами гроз являются грозовые облака, которые формируются в атмосфере при определенных условиях под действием разных воздушных потоков.

Как видно, идеалистическое объяснение вопроса связано с чувствами человека, его психической реальностью. В то время как материалистическое понимание связано с материальными причинами, физическими законами.

Согласно рассмотренному выше примеру, различие между материалистическими и идеалистическими взглядами очевидно. Идеализм – это философское представление, читающее основой всего существующего сознание, дух, идею; материализм же считает, что бытие – это материя или вещество, все в мире материально или является свойством материи.
Существует 2 формы идеализма: субъективный и объективный. Субъективный идеализм – это философское учение, которое считает, что бытие – это психическая реальность, душа, сознание человека. Для субъективного идеалиста все, весь мир существует лишь внутри человеческого сознания, все есть субъективная реальность. Человек, для субъективного идеалиста – это бесплотная душа. А тело человека – все лишь совокупность ощущений этой души. Объективный идеализм считает, что первичной, истинной реальностью являются сверхчеловеческие эйдосы (идеи Мирового Разума) – совершенные образцы вещей. Подлинная реальность – идеальный мир, а наш материальный мир – слабое, искаженное его подобие. В идеальном мире есть идеальный человек, а в нашем мире мы видим только несовершенных людей. В идеальном мире текут идеальные реки, играет идеальная музыка, царит совершенное добро. Человек, с точки зрения объективного идеализма – воплощенный дух.
Энгельс писал об идеализме и материализме: «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию… Философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые, следовательно, в конечном счете, так или иначе признавали сотворение мира… составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма».


написать администратору сайта