Главная страница
Навигация по странице:

  • Социализация

  • Мировоззрение личности. Идеалы, интересы, ценностные ориентации.

  • Ценностные ориентации

  • Духовность

  • Проблема жизни, смерти и бессмертия человека.

  • Альберт Швейцер

  • (слайд) "Именно сочувствие человека всему живому делает его подлинным человеком".

  • Конспект лекции Личность. ТемаПроблема личности в философии Индивидиндивидуальностьличность. Социализация личности. Генезис личности


    Скачать 163 Kb.
    НазваниеТемаПроблема личности в философии Индивидиндивидуальностьличность. Социализация личности. Генезис личности
    Дата20.12.2022
    Размер163 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКонспект лекции Личность.doc
    ТипДокументы
    #854688
    страница1 из 3
      1   2   3

    Тема«Проблема личности в философии»

    Индивид-индивидуальность-личность. Социализация личности.

    Генезис личности

    Термин «индивид» употребляется для обозначения всякого отдельно взятого представителя человеческого рода. В социальной философии этим термином обозначается единичный представитель какого-то социального целого (исторически определенного общества или группы). Индивид всегда не просто «один», а всегда «один из». Различия людей как индивидов – это, во-первых, различия между самими общественными группами, к которым они принадлежат, во-вторых, различия в том, насколько полно, типически признаки одной и той же группы выражены в разных ее представителях. С помощью данного понятия подчеркивается исходная зависимость каждого отдельного человека от социальных условий, в которых совершалось его личностное формирование (объективное социальное положение, характер включения в общественное производство, решающий для группы материальный интерес и т.д.).

    В марксизме человек понимается как продукт социальных отношений. Общество не просто окружает человека, оно как бы живет «внутри него». Эпоха, в которую человек родился и сформировался, уровень культуры, которого достиг его народ, способ жизнедеятельности, отличающий группу, к которой он принадлежит, - все это накладывает отпечаток на индивидуальное поведение, определяет первоначальные установки (чаще всего неосознаваемые), влияет на осознанные мотивы поступков.

    Характеристика индивида как продукта общественных отношений не означает, что исходные условия индивидуального существования раз и навсегда предопределяют последующее поведение людей. Человек не сводим к его социально-групповому положению, он относительно независим в своем поведении от первоначально обусловивших его факторов, способен быть ответственным за свой персональный облик, обладать в глазах общества ценностью и значимостью. Эти аспекты отражены в понятиях индивидуальность и личность.

    Личность – термин, обозначающий сходные понятия в философии, социологии, психологии и других областях социогуманитарного знания. Впервые это понятие наполнилось близким к современному содержанием в эпоху Возрождения. В философии это понятие имеет два главных значения:

    1. личность – это индивид, взятый в его социальных характеристиках. Все люди становятся личностями, но не сразу, а в процессе социализации, формирования в рамках заданных требований. Но в качестве личности индивид не сводится к элементу и части общественного целого. Он сам есть целое и в этом качестве – субъект. Будучи личностью, он «в своей единичности понимает себя как нечто всеобщее, способное к отказу от всего частного, следовательно, как бесконечное» (Гегель).

    2. личность – это не каждый прошедший социализацию индивид, а только такой, который обретает свои характеристики в рамках оппозиции «личность – безличность». В отечественной литературе такое понимание личности предложил Ф.М.Достоевский, говоривший «о сильной развитой личности, вполне уверенной в своем праве быть личностью, уже не имеющей за себя никакого страха». В наше время близкие идеи развивал С.Л.Рубинштейн.

    Слово «личность» («persona») первоначально обозначало маску, которую надевал актер в античном театре. Затем оно стало означать самого актера и его роль (персонаж). У римлян слово «персона» употреблялось не иначе, как с указанием определенной социальной функции, роли (личность отца, царя, судьи и т.д.). В настоящее время эти аспекты жизнедеятельности человека описываются при помощи понятия «социальная роль». Человек есть личность, поскольку у него есть свое лицо и поскольку даже в самых трудных жизненных испытаниях он теряет лица.

    Понятие личности используется, когда говорят о человеке, включенном в систему общественных отношений, когда имеется в виду совокупность социальных ролей, «исполняемых» человеком. Исполнение индивидом социальных ролей предполагает их осознание, определенное отношение к ним. Действия личности понимаются как поступки, то есть преднамеренные, произвольные поведенческие акты. Личность – это инициатор последовательного ряда жизненных событий.

    Понятия «индивидуальность» и «личность» близки по смыслу. Понятие «индивидуальность» подчеркивает своеобразие, неповторимость, многосторонность и гармоничность деятельности человека. Понятие «личность» выделяет сознательно-волевое начало человека.

    Каждая личность индивидуальна. В индивидуальности отмечается самобытность личности, в личности – ее самостоятельность. С.Л.Рубинштейн: «Человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств»,

    Таким образом, понятие индивидуальности акцентирует внимание на том особенном, специфическом, своеобразном, что отличает данного конкретного человека от других людей. При этом имеется в виду не просто внешний облик человека, а прежде всего комплекс его социально значимых качеств. С представлением о развитой индивидуальности связывается наличие многообразия социальных качеств, сообщающих человеку подлинную неповторимость.

    Уметь многое, не быть профессионально ограниченным, соединять в своем занятии различные дарования и обладать в случае необходимости быстро овладевать другими видами деятельности – таково выражение индивидуальной развитости. Выдающиеся деятели эпохи Возрождения – пример такой развитой индивидуальности.

    Ф.Энгельс: «Тогда не было почти ни одного крупного человека, который не совершил бы далеких путешествий, не говорил бы на четырех или пяти языках, не блистал бы в нескольких областях творчества. Леонардо да Винчи был не только великим живописцем, но и великим математиком, механиком и инженером, которому обязаны важными открытиями самые разнообразные отрасли физики. Альбрехт Дюрер был живописцем, гравером, скульптором, архитектором…Макиавелли был государственным деятелем, историком, поэтом и, кроме того, первым достойным упоминания военным писателем нового времени…Герои того времени не стали еще рабами разделения труда, ограничивающее, создающее однобокость, влияние которого мы так часто наблюдаем у их приемников…Отсюда та полнота характера, которые делают их цельными людьми».

    Многосторонне одаренные люди жили всегда, во все времена, но именно эпоха Возрождения реально показала миру содержание понятия индивидуальность, хотя само это понятие появилось значительно позже. Самобытность каждого из тогдашних мастеров была интегральным выражением его многосторонности.

    В итальянских, южнофранцузских и немецких городах 15 – первой трети 16 столетия родилась культура, деятели которой ярко продемонстрировали, чем вообще может быть человек, какие универсальные задатки кроются в каждом из людей. Сообщество деятелей ренессансной культуры было бесконечным многообразием многогранно одаренных индивидуальностей. Для большинства западных мыслителей, размышлявших над проблемой индивидуальности, Ренессанс был общекультурной мерой, с которой они соотносили свои идеалы.

    Идея полнокровной индивидуальности, разносторонне развитой личности занимает важное место в марксистской теории, его части, посвященной обществу будущего – коммунизму. Коммунистическое общество мыслилось ими как свободная ассоциация всесторонне развитых, индивидов, каждый из которых вносит свой неповторимый вклад в предметное и духовное богатство общества.

    Характерные черты индивидуальности: разносторонне развитые способности, целостность.

    Богато одаренный человек обладает не просто набором, совокупностью различных способностей, но они составляют целостную совокупность – ансамбль. Одно из дарований, как правило, доминирует над другими, определяя оригинальный способ их сочетания.

    Личность в истории – философско-историческая (а также социологическая, психологическая и культурологическая) проблема, акцентирующая внимание на вопросе о движущих силах в историческом процессе.

    При натуралистическом понимании истории человеческая личность воспринимается как нечто, странным образом (из-за своей разумности, сознательности и свободы) противостоящее природе. В новоевропейской культуре (либералистской, просветительской и сциентистской) натурализм дополняется социологизмом, культурологизмом, психологизмом, в рамках каждого из которых оформляется свое собственное понятие о личности и ее роли в истории. Основное и общее в этом понимании – убеждение в активности и автономности личности, созидающей гражданское общество и правовое государство, а также свободный мир интеллектуальной, этической и эстетической форм существования и самовыражения. Романтическая добавка к господствующему взгляду на личность – воспевание бунтарства, героики, гениальности и мистицизма. Сращение этих добавочных элементов с иррационалистическими трактовками исторического процесса, апеллирующими к бессознательному коллективизму (расовая теория, большевистская версия классовой теории), создавали предпосылки для теоретического культивирования – в противоположность новоевропейскому либерализму – объективистских моделей культа личности.

    В христианстве личность человека, как его высшая характеристика, напрямую соотнесена с его духовной природой, с его изначальной сотворенностью Богом по Его образу и подобию. В силу этого человек, даже падший, является активным участником осуществляемого Богом в истории человеческого «спасения».

    Социализацияпроцесс формирования личности в условиях социальной среды. В связи с много плавностью характеристик личности и действиях всеобщих закономерностей развития, говорят о динамике изменения личности и генезисе.

    Развитие личности идет у каждого человека в своем темпе, со своими периодами покоя и бурного интенсивного развития. Длительная задержка развития приводит к деградации личности, так как, не восполняя, не совершенствуя свой личностный потенциал и используя только то, что имеется, человек постепенно упрощается, деградирует в своем внутреннем мире. Философско-антропологическая проблема личности и смысла жизни человека имеет не только экзистенциальный личностный аспект, но социально-философский и научный.
    Мировоззрение личности. Идеалы, интересы, ценностные ориентации.

    Духовная личность. Деградация личности.

    Решающее значение в динамике развития личности имеют такие компоненты индивидуального мировоззрения, как система идеалов, интересов и ценностных ориентаций личности. Именно эти компоненты определяют общую направленность развития личности.

    Идеал - образец, норма, представление о высшем итоговом совершенстве, высшая цель стремлений. В современной аксиологии идеалом называют высшее благо, в соответствии с которым создается иерархия ценностей.

    Различают социальные, политические, нравственные, эстетические и иные идеалы, согласно которым должна строиться жизнь человека и общества, развиваться наука и искусство и т.д. В определенной степени идеалы служат образом конкретной цели в жизни и деятельности человека на каждой ступени его развития.

    Духовные потребности и интересы, составляющие основу духовной сферы личности, выступают неисчерпаемым источником развития человека как личности.

    Ценностные ориентации — это важнейшие элементы структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отделяющие значимое, существенное для данного индивида от незначимого, несущественного.

    Духовно-нравственные ценности, которыми обладает человек, определяют главные принципы поведения и деятельности человека в условиях нарушений, дестабилизации в той или иной сфере его бытия. От решения проблемы смысла и ценности жизни человека зависит его отношение ко всем остальным нравственным ценностям и нормам, ко всем видам деятельности, всем аспектам своего здоровья.

    Совесть – понятие, которое характеризует способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно определять для себя нравственные обязанности и требовать от себя их выполнения, производить самооценку совершаемых поступков.

    И.А.Ильин понимал совесть как состояние нравственной очевидности, свободное от рассудочных решений, поскольку совестный акт выступает как важнейшая мотивация конкретного нравственного поступка и переживается как сильнейшее чувство, эмоция. В то же время совестный акт есть проявление свободной воли, волевое действие. Это глубочайший источник чувства ответственности, основной акт внутреннего самоосвобождения, живое основание справедливости; главная сила, побуждающая к предметному поведению, когда во всякой жизненной ситуации личное своекорыстие сталкивается с интересами дела, службы, государства.

    Там, где совесть вытравливается из жизни, ослабевает чувство долга, расшатывается дисциплина, гаснет чувство верности, исчезает начало служения, жизнь превращается в бесстыдное торжище. Совесть есть не только источник праведности и святости, но и живая основа элементарно упорядоченной культурной жизни.

    В философии активно обсуждается проблема соотношения интеллекта и духовности, проблема духовной личности, общепризнано ,что одного высокого интеллекта не достаточно для признания личности духовной.

    Духовность - это синтез мировоззренческих представлений, убеждений; интегрирующий, системообразующий фактор, обеспечивающий целостность человека.

    Духовное здоровье - это состояние духовной сферы личности, позволяющее ей осмысленно преображать действительность в соответствии с моральными, культурными и религиозными ценностями для сохранения жизни человека, мира в целом.
    Проблема жизни, смерти и бессмертия человека.

    Жизнь. «Жизнь скорее вечная проблема… И проблема эта вечно решается»1.

    Жизнь – понятие многозначное: принято говорить о жизни как биологическом, космопланетарном, мистическом и культурно-историческом феномене.

    Жизнь и смерть – две грани человеческого бытия. Многие философы считают, что невозможно в полной мере понять сущность жизни, не поняв сущности смерти. В отношении к смерти проявляется отношение к жизни. Уже в учении Демокрита прослеживается идея диалектической взаимосвязи жизни и смерти.

    Человек – единственное существо, которое в течение всей свой жизни осознает ее конечность, а не просто чувствует ее приближение, как животное. Человек отличается от других живых существ тем, что осознает свою смертность, понимает конечность своего биологического существования.

    В религиозных концепциях жизнь человека понимается как вечная, но протекающая в разных планах: 1) земная жизнь, в которой человек имеет смертное физическое тело и бессмертную душу, 2) жизнь во внеземном мире – жизнь души, 3) жизнь в Царстве небесном после Страшного Суда в возрожденном качественно новом физическом теле.

    Доктор теологии, философ, врач, лауреат Нобелевской премии (1953) Альберт Швейцер создал теорию благоговения перед жизнью и в своей деятельности врача и проповедника воплощал нравственные принципы христианской этики. Альберт Швейцер утверждал: (слайд) «Добро – то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей»2. Чувство ответственности перед всем живым должно помочь определить предел допустимого в деятельности людей, найти выход из самых сложных ситуаций, спасти мир от духа жестокости. (слайд) "Именно сочувствие человека всему живому делает его подлинным человеком". Он считал, что оказание медицинской помощи больному, спасение ему жизни – это однозначное, лишенное двусмысленности добро.

    С конца 19 в. в философии жизнь стала трактоваться как непрерывный целостный, творческий процесс, постижение которого должно осуществляться не в формах рационального, логико-понятийного познания, а в формах интуитивного, образно-символического понимания, чувствования. В конечном итоге, сливаются жизнь и знание жизни, человек и его представление о себе.

    Интерес к проблематике жизни породил множество нетрадиционных, существующих на границе науки и философии концепций, примером которых является «торсионная модель», фиксирующая одну из граней единства жизнедеятельности человека и Космоса (В.Поликарпов).

    Смерть – специфическая форма реализации конечности живых существ.

    С точки зрения науки, смерть – это, прежде всего, гибель индивидуального тела, переход его в особое состояние, несовместимое с жизнью.

    В философском понимании смерть – это осознанная необходимость, предопределенная природой человека. Думать о смерти человека заставляют, как правило, сильные страдания. Страх смерти переживает каждый человек. Переживает за себя, своих близких и родственников. Страх смерти действует на человека угнетающе. Но страх смерти, как это ни парадоксально, в определенном смысле и полезное явление. Страх перед смертью служит предупреждением о надвигающейся опасности. Утратив его, человек как бы теряет свою защитную броню. Именно страх смерти удерживает человека от поступков и действий, опасных для жизни. Таким образом, страх смерти способствует сохранению человеческого рода.

    В мифах различных народов мира существует кроме земного мира царство мертвых. Смерть в представлениях древних народов не является естественным, неизбежным явлением, а представляет собой результат козней злых духов, которые, пробираясь в организм человека, постепенно уничтожают его. Поэтому, согласно мифологическим представлениям, люди должны бороться со злыми духами и божествами, которые несут человеку смерть. В одном из древнегреческих мифов повествуется о том, как Зевс, рассердившись на Сизифа за измену, послал к нему смерть, но Сизиф заковал ее в крепкие оковы, и люди перестали умирать. Однако, Аид освободил Смерть от оков и она одолела Сизифа. Этот древнегреческий миф говорит о бессилии человека в борьбе со смертью, тщетности его попыток перейти границы жизни.

    В религиозных учениях страх перед смертью «нейтрализуется» верой в бессмертие души. Длительное время была предметом внимания только религий, в той или иной форме рассматривавших смерть не как конец, а как трансформацию жизни. Первые суждения о смерти философов (Сократа и Платона) не выходили за рамки религиозной парадигмы.

    Только в Новое время, когда секуляризация захватила общество, смерть и бессмертие стали толковаться как имманентные (а не трансцендентные) жизни. Это истолкование приобрело две основные формы:

    1. смерть позволяет обнаружить и придать смысл жизни (Хайдеггер), она более важна по сравнению с жизнью: «Важно не то, как ты жил, а то, как ты умер» (Ницше);

    2. смерть не есть источник жизненного смысла (Сартр, Камю, отчасти Одорно), подлинности и индивидуализации.

    Обе формы есть интеллектуальная реакция на имевшее место в последние века в европейской культуре табуирование смерти.

    Философы отмечают и положительную сторону смерти. «Смерть - это благо», - утверждают некоторые из них. По мнению М. Монтеня, смерть является не только избавлением от болезней, она – избавление от всякого рода страданий.

    С научных позиций смерть является необходимой, неотъемлемой частью бытия всего живого. Она является регулятором и организатором жизни. Все организмы в благоприятной среде размножаются в геометрической прогрессии. Этот мощный «напор жизни» очень быстро переполнил бы земную биосферу. Одни поколения освобождают место для жизни других, и в этом видится залог эволюции организмов на планете.

    Проблема возможности жизни после физической смерти человека волновала человечество с глубокой древности.
      1   2   3


    написать администратору сайта