Главная страница
Навигация по странице:

  • Чем известен

  • Критическая социальная теория

  • Презентация Microsoft PowerPoint (6). Теодор Адорно


    Скачать 266.74 Kb.
    НазваниеТеодор Адорно
    АнкорТеодор Адорно
    Дата13.04.2021
    Размер266.74 Kb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаПрезентация Microsoft PowerPoint (6).pptx
    ТипДокументы
    #194466

    Теодор Адорно


    Теодор Адорно (1903—1969) социолог, участвовавший в зарождении и становлении Франкфуртской школы. Родившись в Германии (во Франкфурте-на-Майне), он получил прекрасное музыкальное образование, которое продолжал совершенствовать в Вене. Адорно проходил обучение музыкальной композиции у одного из самых известных композиторов XX в. и основателей музыкального авангарда А. Шенберга.

    В молодые годы он проявил большой интерес к теоретическим занятиям философией, эстетикой, художественной и особенно музыкальной культурой. Именно в этих областях науки он стал главным теоретиком Франкфуртской школы.

    Чем известен: Авторитарная личность, негативная диалектика, нонконформистский конформизм, культурная индустрия

    Теодор Адорно

    Вклад в развитие науки

    Адорно представляет довольно редкий случай, являясь представителем одновременно двух очень авторитетных школ в разных сферах культуры: «нововенской» в музыке и, как философ и социолог, – т. н. Франкфуртской критической школы, к которой принадлежали такие знаменитые ученые, как Эрих Фромм, Герберт Маркузе, Вильгельм Райх, Макс Хоркхаймер. Ее представители стремились «диалектически соединить» положения марксистской философии и фрейдистского психоанализа; это направление потому называют ещё и «фрейдомарксизмом». Адорно - один из самых значительных социальных философов Германии после Второй мировой войны. Он оказал непосредственное воздействие на воззрения многих ученых и представителей интеллигенции послевоенной Германии – на философию науки Карла Поппера, философию существования Мартина Хайдеггера; учеником и помощником Адорно был ведущий немецкий социолог конца ХХ века Юрген Хабермас.

    Среди причин того, что сфера влияния Адорно оказалась столь широка, можно выделить следующие:
    • междисциплинарный характер как его собственных научных интересов, так и исследований, проводимых в рамках Франкфуртской школы, одним из наиболее важных представителей которой был Адорно;
    • та основательность, с которой он разрабатывает и развивает западные философские традиции, начиная с Канта и далее;
    • радикальность его критики современного западного общества: Адорно - ведущий представитель первого поколения т.н. критической социальной теории.

    Критическая социальная теория

    Данная теория, как и многие другие концепции представителей Франкфуртской школы, формировалась под серьезным влиянием Карла Маркса. Адорно видит в Марксе прежде всего диалектического материалиста, чья критика капитализма неизбежно включает критику тех идеологий, которые поддерживают капитализм.

    Важнейшая среди них – та, которую сам маркс называл «товарным фетишизмом». Марксова критика товарного фетишизма направлена против буржуазных социологов и экономистов, которые, описывают капиталистические социально-экономические отношения, экономику, игнорируют эксплуатацию, имманентную (внутренне присущую) капиталистическому производству как таковому. Они не понимают, что капиталистический способ производства, при всей кажущейся "свободе" и "справедливости" данного строя, изначально направлен на получение прибавочной стоимости, создаваемой трудом рабочего класса.

    Эстетика

    Теория эстетики у Теодора Адорно представлена, прежде всего, тремя работами: «Философия новой музыки», «Введение в социологию музыки», «Эстетическая теория». Эстетическое учение не является самодовлеющим в философии Теодора Адорно, огромное содержательное значение играют понятия, развиваемые философом в других трудах, прежде всего в «Негативной диалектике». В частности, такие понятия как идентичность и неидентичность.

    Отправной точкой философских размышлений Адорно является предположение о фундаментальном различии между искусством и социальной реальностью. Он реконструирует историю и искусство методом «негативной диалектики», чтобы продемонстрировать общую тенденцию искусства к саморазрушению, доказать, что это является его внутренним законом. Для Адорно не может существовать чрезмерно исторического определения искусства, все идеи и теоремы философии искусства коренным образом истолковываются. Кроме того, Адорно трактует эмпирическое в искусстве как внеисторическое: его концепция применима как к классическому искусству, так и к искусству модернизма.

    Спасибо за внимание


    написать администратору сайта