Главная страница

Имторияdocx. Теории происхождения Древнерусского государства


Скачать 30.31 Kb.
НазваниеТеории происхождения Древнерусского государства
Дата22.02.2022
Размер30.31 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаИмторияdocx.docx
ТипРеферат
#369641

Содержание




Введение………………………………………………………………….


3

1

Теории происхождения Древнерусского государства ………………...


3

2

Предпосылки образования древнерусского государства .……………


5

3

Основные этапы складывания древнерусского государства .……..…


8

4

Основные признаки древнерусского государства к концу Х века …..


9




Заключение………………………………………………………………


9




Список использованной литературы…………………………………...

11

Введение

История Русского государства имеет глубокие корни в глубокой древности. Версии историков о происхождении славян, формировании их культуры и начале государственности противоречивы. Первые русские летописцы появились только в XI веке. Описываемые ими события, относящиеся к предыдущим векам, основаны, в основном, на устных легендах и преданиях, наполненных легендами и вымыслом. Одной из самых интересных страниц русской истории является процесс формирования древнерусского государства, который всегда привлекал внимание многих поколений историков. До сих пор трудно однозначно ответить, кто такие славяне, откуда взялась русская земля, кто был князь Рюрик – норманнский или славянский, кто первым стал править в Киеве, как началась русская государственность... Одной из самых интересных страниц русской истории является процесс формирования Древнерусского государства, который всегда привлекал внимание многих поколений историков. И каждый из них вносит свой вклад в дело своего постижения. Актуальность этого вопроса в современных условиях не вызывает никаких сомнений. Сегодня перевернута, пожалуй, самая мрачная и трагическая страница нашей истории, и на новой странице пишется новый русский роман. Наша Родина помнит свое прошлое, свою национальную культуру, свою историю. Через их понимание мы глубже понимаем настоящее, понимаем себя, открываем свои души разумному и доброму.

1. Теории происхождения Древнерусского государства.

Проблема возникновения Древнерусского государства является одной из важных и актуальных в отечественной историографии. Уже летописец Нестор в "Повести временных лет", отвечая на вопрос "Откуда есть пошла русская земля?", рисует картину расселения восточнославянских племен на стадии зарождения у них государственности.

Ведущую роль в становлении Древнерусского государства сыграло Полянское княжество с центром в Киеве. Первым полянским князем летопись называет Кия, который вместе с братьями Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью основал Киев. Летописцы приводят две версии в отношении личности Кия, существовавшие в то время в устной традиции. Согласно первой Кий был перевозчиком на Днепре, согласно второй - князем.

Важным этапом в развитии Древнерусского государства были VIII- IX вв. Именно тогда, как можно сделать вывод из рассказа Нестора, в Среднем Поднепровье сложилось государственное объединение - Русская земля, в которое входили поляне, древляне, северяне.

Восточные славяне ведут свое происхождение от автохтонного индоевропейского населения Восточной Европы. По мнению большинства современных ученых, прародина славян - это северные склоны Карпат, долина Вислы и бассейн Припяти. Из этих мест славяне расселялись во всех направлениях, по всей Восточной Европе. Пик активности славянского расселения приходится примерно на начало VII в.

На северо-востоке славяне углубились в земли угро-финнов и селились по берегам Оки и верхней Волги; на западе достигли р. Эльбы в Северной Германии. И все же большинство их тянулось к югу, на Балканы. Новые места славяне осваивали с основательной неспешностью и оседали в них надолго, навсегда, т. е. вели себя как колонисты, а не захватчики. Древнейшая летопись восточных славян - "Повесть временных лет". Вот что рассказывает она о началах Древнерусского государства: "В лето 852 нача ся прозывати Руска земля. В лето 859 имаху дань варязи из заморья на чуди и на словенех, на мери и на всех кривичех. А козари (хазары) имаху (дань) на полянех, и на северех, и на вятичех. И реша сами в себе: "Поищем собе князя, иже бы володел нами и судил по праву".

Дальше говорится о том, что в поисках князя решили обратиться к тем варягам, которые называли себя "русью" (одни варяги "называются свеи (шведы), - поясняет летописец, - а иные норманны и англы, а еще иные готы, а эти - русью"). И сказали варягам - руси чудь, славяне, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И собрались трое братьев (Рюрик, Синеус и Трувор) "со твоими родами, и взяли с 1 собою всю русь, и пришли...".

Опираясь на это свидетельство, немецкие ученые Готлиб Байер, Герхард Миллер и Август-Людвиг Шлёцер в XVIII в. разработали так называемую норманнскую теорию. Согласно этой теории, фундамент Киевской Руси заложили варяги - германо-скандинавский народ, известный на Западе под именем викингов, или норманнов.

Знаменитый русский ученый Михаил Ломоносов первым усмотрел в норманнской теории акцент на германском влиянии и намек на неспособность славян к государственному строительству. Он выступил с гневной отповедью немецким ученым и пытался обосновать первоочередную роль славян. Замечания Ломоносова легли в основу так называемой антинорманнской теории и положили начало дискуссии, длящейся по сей день.

В XIX - начале XX в. казалось, что норманнисты близки к победе, ведь среди них было большинство западных и целый ряд выдающихся русских историков. Несмотря на это, убежденными антинорманнистами оставались два ведущих украинских историка - Микола Костомаров и Михайло Грушевский. Зато настоящее контрнаступление развернулось в советской исторической науке 1930-х годов. Норманнская теория провозглашалась политически вредной, ибо она "отрицала способность славянских народов создать независимое государство". Сам Нестор-Летописец (легендарный монах XI в., составитель "Повести временных лет") был объявлен тенденциозным и противоречивым автором. При этом его новоявленные критики пытались опереться на данные археологических раскопок, якобы не подтвердивших сколько-нибудь значительного скандинавского присутствия в Киевской Руси. Отсюда делался вывод: Киевскую Русь основали сами славяне.

Согласно же антинорманнской теории, "Русь" происходит от названия рек Рось и Русна в Центральной Украине. Есть в распоряжении антинорманнистов и еще одна гипотеза: "Русь" связана с кочевым племенем роксоланов, название которого происходит от иранского "rhos", что значит "свет". У всех перечисленных гипотез есть серьезные недостатки, и ни одна из них не получила общего признания. Во всяком случае, в дошедших до нас летописных источниках слово "Русь" сначала появляется как название народа, а именно варягов (скандинавов), затем - земли полян (Центральной Украины), а впоследствии - и всего политического новообразования - Киевской Руси. Короче говоря, историки так до сих пор и не пришли к согласию ни по вопросу о происхождении слова "Русь", ни по более широкой проблеме скандинавских либо славянских заслуг в создании Киевской Руси.

Таким образом, напрашивается компромиссное решение: скандинавское влияние признать, но никоим образом не преувеличивать. Ватаги викингов, этих воинов-купцов, были мобильны, энергичны, но слишком малы, чтобы серьезно изменить образ жизни восточных славян. Напротив, сами варяги быстро осваивали славянский язык и культуру. Но вот что трудно отрицать, так это участие, если не лидерство варягов в политической жизни Руси. Все киевские правители до Святослава и все их дружинники носили скандинавские имена. Мы можем лишь гадать о том, каким образом варяги настолько подчинили себе славян, что стали ответственны за политическую организацию восточнославянского общества.

2 Предпосылки образования древнерусского государства.

Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов. Существует целый ряд предпосылок образования Древнерусского государства. То есть причин, которые вынудили славян объединиться во едино.

Социально-экономические предпосылки:

Развитие земледелия. Земледелия, особенного пашенное в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от производительного).

На Севере Восточной Европы, где из-за суровых климатических условий земледелие не могло получить широкого распространения, большую роль продолжали играть промыслы, а возникновение избыточного продукта стало результатом развития обмена и внешней торговли.

В районе распространения пашенного земледелия началась эволюция родовой общины, которая, благодаря тому, что теперь отдельная большая семья могла обеспечить свое существование, стала трансформироваться в земледельческую или соседскую (территориальную). Такая община, как и раньше, в основном состояла из родственников, но в отличие от родовой общины, пашенная земля, разделенная на наделы, и продукты труда находились здесь в пользовании отдельных небольших семей, владевших орудиями труда и скотом. Это создавало некоторые условия для имущественной дифференциации, но социального расслоения в самой общине не происходило - производительность земледельческого труда оставалась слишком низкой. Археологические раскопки восточнославянских поселений того периода обнаружили почти одинаковые семейные жилища-полуземлянки с одним и тем же набором предметов и орудий труда.

Кроме того, на обширной лесной территории восточнославянского мира сохранялась подсека, а из-за своей трудоемкости она требовала усилий всего родового коллектива. Так наметилась неравномерность в развитии отдельных племенных союзов.

Вывод: Стало активно развиваться земледелие, шло непрерывное увеличение посевных площадей и это привело к появлению добавочного продукта, то есть излишка. Когда у людей появился излишек они смогли его продавать, то есть заниматься торговлей, они получили возможность не просто обмениваться своими личными вещами, а продавать излишек, а продажа излишка уже давала прибыль. И это создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки. И это было важной предпосылкой образования Древнерусского государства.

Социально-политические предпосылки:

Усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины, как обороняющих племя от внешних врагов, так и выступающих в качестве арбитра при различного рода спорах.

Кроме того, борьба между племенами приводила к складыванию межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его князем. Эти союзы приобретали форму племенных княжений. В итоге, власть князя, которую он стремился превратить в наследственную, все менее зависела от воли вечевых собраний, укреплялась, а его интересы все более отчуждались от интересов соплеменников.

Вывод: Князья и дружины обороняли племя от внешних врагов и это ускорило становление княжеской власти. Появились межплеменные союзы во главе с наиболее сильным племенем и его князем. Эти союзы приобретали форму племенных княжений. То есть цель защититься от внешних врагов привела к объединению.

Духовные предпосылки:

Становлению власти князя способствовала и эволюция языческих представлений славян той эпохи. Так, по мере роста военного могущества князя, приносящего добычу племени, обороняющего его от внешних врагов и взявшего на свои плечи проблему урегулирования внутренних споров, росли его престиж и, одновременно, происходило отчуждение от свободных общинников. Таким образом, в результате военных успехов, выполнения им сложных управленческих функций, отдаления князя от привычного для общинников круга дел и забот, зачастую выливавшегося в создание укрепленного межплеменного центра - резиденции князя и дружины, он наделялся сверхъестественными силами и способностями, в нем начинали видеть залог благополучия всего племени, а его личность отождествляли с племенным тотемом. Все это приводило к сакрализации - обожествлению княжеской власти, создавало духовные предпосылки для перехода от общинных к государственным отношениям.

Вывод: Князь приносил племени благополучие и народ стал его обожествлять, видеть в нём бога. И народ захотел княжеской власти, потому что князь был для них, как бог, на которого надо молиться.

Внешнеполитические предпосылки:

К внешним предпосылкам следует отнести то "давление", которое оказывали на славянский мир его соседи - хазары и норманны.

С одной стороны, их стремление взять под контроль торговые пути, связывающие Запад с Востоком и Югом, ускоряло складывание княжеско-дружинных группировок, втягивающихся во внешнюю торговлю. Получая со своих соплеменников продукты сельского хозяйства и промыслов, в первую очередь, пушнину и меняя их на продукты престижного потребления и серебро у иностранных купцов, продавая им захваченных в плен иноплеменников, местная знать все более подчиняла себе племенные структуры, обогащалась и изолировалась от рядовых общинников. Со временем она, объединившись с варяжскими воинами-торговцами, начнет осуществлять контроль за торговыми путями и самой торговлей, что приведет к консолидации ранее разрозненных племенных княжений, расположенных вдоль этих путей.

С другой стороны, взаимодействие с более развитыми цивилизациями приводило к заимствованию некоторых общественно-политических форм их жизни. Подлинным эталоном государственно-политического устройства долгое время считалась Византийская империя.

Не случайно, также, что долгое время великие князья на Руси назывались по примеру мощного государственного образования Хазарского каганата - хаканами (каганами). Следует учесть и то, что существование в Низовьях Волги Хазарского каганата защищало восточных славян от набегов кочевников, которые, в предшествующие эпохи (гунны в 1У -У вв., авары в У11 в.) тормозили их развитие, мешали мирному труду и, в итоге, появлению "зародыша" государственности.

3 Основные этапы складывания древнерусского государства

На первом этапе образования древнерусского государства (VIII-середина IХ вв.) происходило вызревание предпосылок, складывание межплеменных союзов и их центров, которые упоминаются у восточных авторов. К IХ в. восходило появление системы полюдья, т.е. сбора с общинников в пользу князя дани, которая в ту эпоху носила еще добровольный характер и воспринималась как возмещение за военные и управленческие услуги.

На втором этапе (2-ая половина IХ- середина Х в.) процесс складывания государства ускорился, во многом, благодаря активному вмешательству внешних сил - хазар и норманнов (варягов). На Юге хазары собирали дань с полян, северян, радимичей и вятичей.

Объединение восточнославянских племен. В эпоху правления Олега (879-912 гг.) в его руках сосредоточилась власть над территорией от Ладоги до низовьев Днепра. Сложилась своеобразная федерация племенных княжений во главе с великим князем киевским. Его власть проявлялась в праве сбора дани со всех, входящих в это объединение племен. Олег, опираясь на мощь славяно-норманнских дружин и "воев" (вооруженных свободных общинников) совершает в 907 г. успешный поход на Византию. В результате был подписан выгодный для Руси договор, обеспечивающий ей право беспошлинной торговли. Новые уступки заключались в соглашении от 911 г.

Игорь (912 -945 гг.) стремился сохранить единство межплеменной федерации, а также защищал ее границы от появившихся грозных кочевников - печенегов. В 40-х годах он совершил два похода на Византию, нарушившую свои соглашения с Русью. В итоге, потерпев неудачу, он заключил в 944 г. менее выгодный договор, а в 945 г. во время полюдья в древлянской земле был убит за требование дани сверх обычной.

Третий, завершающий этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги.

Отомстив древлянам за смерть своего мужа, она устанавливает фиксированную норму дани, а для ее сбора устраивает "погосты", где "сидел" боярин с малой дружиной. Погосты стали опорой княжеской власти на местах. Политика сына Ольги Святослава (964-972), добившегося победы над Хазарией и предпринявшего неудачные походы на Дунай (970-971), требовала мобилизации значительных сил. Это несколько задержало внутреннее устроение русской земли.

Полная ликвидация племенных княжений происходит во время правления Владимира (980-1015). Сын Святослава и Малуши, он хитростью победил своего брата Ярополка в борьбе за киевский стол. Его первые шаги не обещали каких-либо качественных изменений. Так в 981 г., продолжив политику расширения территории межплеменной федерации, он присоединил к ней юго-западные (Галицию, Волынь) и западные (Полоцкую, Туровскую) земли.

4 Основные признаки древнерусского государства к концу Х века

1. Династическая (родовая) княжеская власть.

2. Простейший государственный аппарат в лице дружины и наместников князя.

3. Система данничества.

4. Территориальный принцип расселения, вытесняющий племенной.

5. Монотеистическая религия, усиливающая процесс сакрализации княжеской власти.

Заключение

Славяне под своим именем появляются в источниках в VI веке. Во второй половине VI в. славяне становятся главным действующим лицом так называемого Великого переселения народов, которое полностью изменило как этническую, так и политическую карту континента. Расселение происходило по трём основным направлениям: на юг - на Балканский полуостров, на запад - в среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы, на восток - по Восточно-Европейской равнине. Три направления обусловили последующее разделение славян на три ветви: южную, западную и восточную. Сразу же после расселения у славян сложились догосударственные этнополитические общности. Необходимо отметить, что объединение восточных славян в племенные союзы - является важнейшим элементом становления у них государственности.

Существует две теории образования Древнерусского государства: норманская и антинорманская.

Норманская теория отрицает то что у славян могла сложиться государственность. Норманисты считают, что славяне были дикие и пришедшие Варяги «сбрили с них хвосты». По норманской теории государственность сложилась только благодаря варягам. Если бы не они славяне бы досихпор были диким племенем.

Согласно антинорманской теории государственность у славян заложилась за долго до прихода варягов.

Норманская теория потерпела поражение под натиском российских ученых. Следовательно, до прихода варягов Русь уже была государством, еще примитивным, не до конца сформированным. Но скандинавы в достаточной мере повлияли на Русь и, в том числе на государственность. Благодаря скандинавам на Руси развивается торговля. Благодаря своим князьям-варягам Русь впервые появляется на мировой арене и принимает участие в мировой торговле. И не только.

И хотя норманская теория не получила абсолютного исторического подтверждения, с приходом скандинавов на Руси появилось: кораблестроение; обращение с парусом, мореходство; навигация по звездам; расширение торговых отношений; Военное дело; юриспруденция, законы.

Именно скандинавы поставили Русь на одну ступень развития с другими развитыми государствами.

То есть можно сказать, что не вся заслуга в варягах, не было такого что славяне были дикие, а пришедшие варяги «сбрили с них хвосты» нет такого не было у славян было уже своё государство, но так сказать не мирового уровня, а варяги помогли ему встать на международную арену. Именно надо заметить, что помогли, а не сделали за них. То есть варяги оказали существенный вклад в Русское государство, но не создали его с нуля и до их прихода у славян уже была государственность. Поэтому хочу сказать, что обе эти теории верны по-своему.

Существует 4 основные предпосылки образования Древнерусского государства: социально-экономические предпосылки, социально-политические предпосылки, духовные предпосылки и внешнеполитические предпосылки.

То есть государство не могло появиться спонтанно, не откуда. Для того что бы появилось государства нужно то что заставит людей объединиться воедино, то есть должны быть причины. Появление добавочного продукта, защита князем племени от врагов, обожествление князя и княжеской власти, развитие торговли явились теми причинами, которые способствовали образованию государства.

Также Русь сыграла важную роль для развития Европы, она принимала на себя удары кочевников, и они не мешали ей развиваться. Правда из - за этого сама Русь стала отсталой, так как пока Европа спокойно развивалась на Русь всё время нападали кочевники. Через Русь совершался торговый обмен между востоком и Западом, что было для Руси очень хорошо. Проанализируя выше сказанное можно сказать, что образование государства Русь имело для славян огромное значение. И если бы государство Русь не образовалось не известно, что бы сейчас было со Славянами. А благодаря образованию государства Русь мы сейчас видим современную Россию.

Список использованной литературы

  1. Исаев И.А. История государства и права России: Учеб. Пособие. - М.: ТК Велби, Изд-в о Проспект, 2008. - 336 с.

  2. История Государства и права России: Учебник для вузов/Г75. Под ред. С.А. Чибиряева - 2008 - 528 с.

  3. Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России VIII-XV вв. - М., 1993. - 399 с.

  4. Котляр Н.Ф. Древнерусская государственность. СПб., 1998. - 405 с.

  5. Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник. -- М.: «ПРОСПЕКТ», 2007. --544 с.

  6. Отечественная история: Учебное пособие для абитуриентов/ под ред. Л.А.Вишняковой. - Барнаул: БЮИ МВД России, 2011. - 456 с.

  7. Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси 1Х-Х1 веков. Смоленск, 2009. - 317 с.

  8. Р.А. Арсланов, В.В. Керов, М.Н. Мосейкина, Т.М. Смирнова Пособие для поступающих в вузы "История России с древнейших времен до конца ХХ века" / Под ред. В.В. Керова - 519 с.

  9. С.Н. Сыров. Страницы истории: книга для чтения на русском языке. - Москва: «РУССКИЙ ЯЗЫК», 2012. - 336 с.

  10. Теория государства и права: учебник / М.Б. Смоленский [и др.]. - Издание 2-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 478 с.


написать администратору сайта