Главная страница
Навигация по странице:

  • Тесты, вопросы и задания к практическим занятиям Тесты для самоконтроля к главе 1

  • Вопросы и задания к главе 1

  • Тесты для самоконтроля к главе 2

  • Вопросы и задания к главе 2

  • Тесты для самоконтроля к главе 3

  • Практ. задания и вопросы к экзамену ОДНВ. Тесты для самоконтроля к главе 1 в каких нормативноправовых документах отражено понятие духовнонравственное воспитание и развитие


    Скачать 68.22 Kb.
    НазваниеТесты для самоконтроля к главе 1 в каких нормативноправовых документах отражено понятие духовнонравственное воспитание и развитие
    Дата14.11.2021
    Размер68.22 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПракт. задания и вопросы к экзамену ОДНВ.docx
    ТипТесты
    #271363
    страница1 из 3
      1   2   3

    Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы:
    Тесты, вопросы и задания к практическим занятиям
    Тесты для самоконтроля к главе 1
    1. В каких нормативно-правовых документах отражено понятие «духовно-нравственное воспитание и развитие»?

    а) Законе Российской Федерации «Об образовании»;

    б) «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г.»;

    в) «Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.»;

    г) Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 гг.»;

    д) Концепции модернизации российского образования.

    2. Назовите главную цель воспитания учащихся:

    а) формирование культурной личности,

    б) формирование всесторонней и гармонически развитой личности;

    в) формирование высоконравственной, духовно здоровой личности;

    г) формирование предприимчивого, успешного и делового человека.

    3. Что включает в себя духовно-нравственная воспитательная деятельность?

    а) деятельность субъектов воспитательного процесса, направленная на формирование духовности и нравственности у подрастающего поколения;

    б) процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего воздействия на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира;

    в) педагогическая деятельность, целенаправленная на формирование духовного мира подрастающего человека, включающего все компоненты личности, в т.ч. ценности религиозной культуры;

    г) педагогический процесс, направленный на усвоение учащимися нравственных норм и правил, развитие духовных, эстетических и нравственных чувств, формирование высоко нравственного сознания и убеждения, чувство нравственного и умственного превосходства, чистоты, выработку навыков, привычек и умений нравственного поведения;

    д) процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него: нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма); нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);

    е) процесс нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

    ж) процесс формирования нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

    4. Какова религиозная интерпретация понятия «духовность»?

    а) утверждение жизни человека в Боге;

    б) сопряженность человека в своих высших стремлениях с Богом;

    в) переживание человеком тесной связи с сакральным началом;

    г) целостное внутреннее качество личности, определяющее высшую ценность жизни человека.

    5. Дайте определение светской трактовки понятия «духовность»:

    а) единство людей, объединенных классовой, пролетарской идеологией и задачей строительства коммунизма;

    б) особое душевно-интеллектуальное состояние отдельного человека или больших групп людей, связанное с устремленностью познать, почувствовать и отождествить себя с высшей действительностью, которая неотделима от всего сущего, в том числе и от самого человека, но постижение которой человеком затрудняется по причине несовершенства его природы;

    в) процессвнутреннего развития человека, преодоления им своих страстей, животных инстинктов, повседневных и эгоистических устремлений, а также поиска смысла жизни, постижения сущности высшего бытия через вхождение с ним в контакт, через соединение с ним;

    г) совокупность аскетизма и альтруизма, упорядочивающая общество и фактически выводящая человека из животного мира.

    6. Что понимается под духовным миром человека в научной литературе?

    а) совокупность убеждений и взглядов, определяющих поведение человека;

    б) вся внутренняя сознательно-психическая жизнь человека, взятая в своей целостности;

    в) то, что определяет его содержание, уникальность и неповторимость, делает его личностью и означает обладание важными личностными качествами: стремление к высоте своих идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности;

    г) духовно-нравственные установки и ориентиры человека.

    7. Назовите сферы духовного мира человека (по Б.В. Сафронову и Л.Н. Дороговой).

    а) рациональная сфера;

    б) воля;

    в) чувственная сфера;

    г) душевная сфера.

    8. Какие факторы формируют духовный мир человека? (по Е.Ю. Положенковой и А.М. Руденко).

    а)влияние объективных и социальных условий, в которых живет человек;

    б)целенаправленное воспитательное воздействие на личность;

    в)участие формирующейся личности в практической деятельности;

    г) самовоспитание, самосовершенствование.

    9.Что понимают под мировоззрением человека?

    а) ядро духовной жизни человека;

    б) способ и результат освоения мира, формулирования человеком своего отношения к этому миру.

    в) совокупность всех взглядов на мир – на явления природы, общества, на феномен человека

    г) совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к окружающему миру, его месту в нем и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов поведения личности.

    10. Что являются ядром мировоззрения человека?

    а) ценности;

    б) убеждения;

    в) идеалы;

    г) культура.

    11. Что представляют собой ценности?

    а) система результатов деятельности человека, вырастающих из его идеалов и потребностей;

    б) это специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное значение для человека и общества;

    в) то, что значимо для человека, что ему дорого и важно, на что он ориентируется в своей деятельности;

    г) то, что имеет смысл в жизнедеятельности человека.

    12. Что служит общим основанием ценностей и антиценностей?

    а) понятия справедливости и несправедливости;

    б) понятия истины и лжи;

    в) понятия красоты и уродства;

    г) понятия добра и зла.

    13. Что понимается под нравственным идеалом?

    а) процесс восприятия нравственных требований через образ нравственно возвышенной личности;

    б) человек высокой нравственности и духовности;

    в) всесторонняя и гармонически развитая личность;

    г) носителя высокой духовности и моральных качеств, которой хочется подражать в реальной жизни.

    14. Что лежит в основе нравственного идеала?

    а) любовь к Родине, к культуре, к традициям и обычаям, к окружающим людям;

    б) представление людей о совершенной личности, воплощающей в себе лучшие моральные качества и являющейся образцом для подражания, эталоном поведения, целью, на достижение которой должны быть направлены усилия человека;

    в) содержание моральных принципов и норм;

    г) высокая нравственность, долг и ответственность.

    15. Современный национальный воспитательный идеал – это:

    а) цель нравственного самовоспитания личности;

    б) конечная цель всех усилий, которое должно осуществляться высоконравственными средствами;

    в) высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций;

    г) высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
    Вопросы и задания к главе 1


    1. Раскройте современные подходы к определению понятия «духовно-нравственное воспитание».

    2. Проанализируйте духовно-нравственное воспитание с позиции соответствия сущности духовности и нравственности.

    3. Проанализируйте духовно-нравственное воспитание с позиции известных научных подходов.

    4. Проанализируйте духовно-нравственное воспитание с позиции интеграции двух понятий «духовное воспитание» и «нравственное воспитание».

    5. Раскройте основные подходы в определении понятия «духовность».

    6. Охарактеризуйте черты русской духовности.

    7. Соотнесите понятия «нравственность» и «духовность».

    8. Почему понятия «нравственность» и «мораль» являются социальным аспектом духовности?

    9. Охарактеризуйте уровни рациональной сферы духовного мира человека.

    10. Охарактеризуйте чувственную сферу духовного мира человека.

    11. Какие факторы относят к формированию духовного мира?

    12. Рассмотрите различные подходы в определении понятия «мировоззрение человека».

    13. Раскройте структуру мировоззрения.

    14. Охарактеризуйте различные ценностные классификации.

    15. Раскройте содержание нравственного идеала.


    Тесты для самоконтроля к главе 2


    1. Кто является автором работы «Никомаховая этика»?

    а) Платон;

    б) Аристотель;

    в) Эврипид;

    г) Зенон.

    2. В трудах каких известных европейских философов XIX-XX в.в. были представлены натуралистическое и антинатуралистическое, или метафизическое обоснование духовно-нравственной сущности человека.?

    а) Т. Гоббс;

    б) Дж. Локк;

    в) Д. Юм;

    г) Дж. Ст. Милль.

    3. Кто является автором теории о трех стадиях духовно-нравственного развития человека?

    а) Г. Мюнстерберг;

    в) Г. Спенсер;

    г) Г. Коген;

    д) А.О. Конт.

    1. О каких трех стадиях говорится в теории духовно-нравственного развития человека Конта?

    а) теологической, метафизической, позитивной;

    б) научной, культурологической, теологической;

    в) телесной, душевной, духовной;

    г) культурологической, метафизической, физической.

    5. Кем было сформулировано теоретическое обоснование натуралистической сущности духовно-нравственного воспитания человека на протяжении всей жизни?

    а) Ф. Ницше;

    б) Г. Гегель;

    в) З. Фрейд;

    г) К. Юнг.

    6. Где происходило становление знаний духовно-нравственного воспитания личности на Руси?

    а) в родовых общинах;

    в) в семье;

    г) в обществе;

    д) в учебных заведениях.

    7. Посредством каких средств передавались духовные и нравственные наставления в процессе воспитания в древнерусском государстве?

    а) сказок;

    б) былин;

    в) фольклора;

    г) пословиц и поговорок.

    8. У кого из перечисленных революционерах-демократов духовно-нравственный идеал человека выражался в высоких идеях, убеждениях и преодолении трудностей?

    а) Н.А. Добролюбова;

    б) Д.И. Писарева;

    в) Н.Г. Чернышевского;

    г) П.Н. Ткачева;

    д) Н.В. Шелгунова.

    9. Чья нравственная философия явилась вершиной развития отечественной философской мысли XIX века?

    а) В.С. Соловьева;

    б) Н.А. Бердяева;

    в) А.С. Хомякова;

    г) И.А. Ильина.

    10. На какие два направления разделяется история отечественной философии XX века?

    а) философию русского зарубежья и марксистскую философию;

    б) коммунистическую и социал-демократическую;

    в) советскую и социалистическую;

    г) философию гуманизма и демократическую философию.

    11. С какой позиции рассматривали вопросы нравственности философы русского зарубежья?

    а) этического идеализма;

    б) моральной идеологии;

    в) православного христианства;

    г) диалектического материализма.

    12. С какой позиции рассматривали вопросы нравственности советские мыслители?

    а) этического идеализма;

    б) моральной идеологии;

    в) православного христианства;

    г) диалектического материализма.

    13. В чьих трудах описывается деятельностная теория духовно-нравственного воспитания (принцип единства сознания и деятельности).

    а) С.Л. Рубинштейна;

    б) А.Н. Леонтьева;

    в) Э.В. Ильенков;

    г) В.И. Гинецинский.

    14. Кто одним из первых советских педагогических исследователей рассматривал духовно-нравственные взаимоотношения учителя и ученика?

    а) П.П. Блонский;

    б) А.С. Макаренко;

    в) В.А. Сухомлинский;

    г) С.Т. Шацкий.

    15. В современное время основными ценностями духовно-нравственного человека является (по В.В. Зеньковскому, И.А. Ильину):

    а) смысл жизни;

    б) стыд;

    в) совесть;

    г) раскаяние.
    Вопросы и задания к главе 2


    1. Какова основная идея «Никомаховой этики» Аристотеля?

    2. Как рассматривалось духовно-нравственное воспитание в средневековой этике?

    3. Какова цель воспитания в христианской педагогике?

    4. Раскройте основную идею теории о трех стадиях духовно-нравственного развития человека А О. Конта?

    5. Как антинатуралистическая этика определяла духовно-нравственное воспитание?

    6. Что является важнейшей чертой отечественной философии?

    7. Какова главная цель духовно-нравственного воспитания в родовых общинах Руси?

    8. Что писал о нравственности К.Д. Ушинский?

    9. Охарактеризуйте основные позиции B.C. Соловьева в своей работе «Оправдание добра: Нравственная философия».

    10. В каком году и на какие два направления произошло разделение русской философской мысли?

    11. В чем видели основу общественной нравственности философы советского времени?

    12. Вследствие чего возникали неортодоксальные этические проекты: «Космическая этика» К.Э. Циолковского, «Проблемы творчества Достоевского» М.М. Бахтина, «Эволюция нравственных идеалов» К.Н. Вентцеля и др.?

    13. Кто из педагогов-новаторов к концу 80-х гг. прошлого столетия в своих педагогических работах рассматривают ученика как ценность общества, принципы сотрудничества в образовательном и воспитательном процессе, гуманизацию образования, духовное и нравственное развитие детей.

    14. Кто из ученых в 90-х годах ХХ в. Рассматривает в своих трудах рассматривает духовно-нравственные ориентиры человека, а также влияние ценностных на педагогический процесс?

    15. Какова главная цель духовно-нравственного воспитания в философской мысли начала XXI века?
    Тесты для самоконтроля к главе 3
    1. От каких объективных факторов зависит воспитание человека, в т. ч. и духовно-нравственного?

    а) от «государственного заказа» на формирование определенной личности, отраженного в образовательных стандартах, принципах государственной политики в области образования;

    б) от образа жизни людей в обществе;

    в) от возникающих новых общественных потребностей;

    г) от социальной структуры общества.

    2. Что помещают в содержание понятия «методологические регулятивы» Е.В. Бондаревская, В.В. Краевский, С.В. Кульневич, А.М. Новиков, В.В. Сериков?

    а) направления развития явления или процесса;

    б) способы установления границ развития процесса;

    в) методы выявления принципов;

    г) определение тенденций и закономерностей.

    3. Какие методологические регулятивы обеспечивают духовно-нравственное воспитание?

    а) направление внимания на уточнение сущности объектов, нуждающихся в преобразовании;

    б) уточнение смысла характеристик подлежащих изменению объектов;

    в) учет зависимости образования создаваемого опыта не только от выполняемых образовательных действий, но и от состояния необходимых для изменения компонентов формируемой личности;

    г) обеспечение соответствия, адекватности образовательного действия, направленного на формирование или развитие нового качества;

    д) обеспечение педагогического влияния на ближайшую социальную среду с целью поддержки ею самопроизвольного выполнения учащимися действий, развивающих необходимые качества.

    4. От чего зависит успех работы по формированию духовного облика человека (по С.Л. Рубинштейну)?

    а) от внутренней работы личности,

    б) от того, насколько воспитание оказывается в состоянии ее стимулировать;

    в) от того, насколько воспитание оказывается в состоянии ее направлять;

    г) от человека, который воспитывает.

    5. Цель российского духовно-нравственного воспитания является образ идеала воспитанника, который определяется как:

    а) духовно-нравственный, душевно и физически развитый человек,

    б) свободный человек, труженик, семьянин, гражданин

    в) высоконравственный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны,

    г) творческий человек, борющийся за сохранение мирной среды, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

    6. Факторами, обуславливающими духовно-нравственное развитие и воспитания личности обучающегося, являются:

    а) гуманизация и демократизация отношений между педагогом и воспитанником, которая удовлетворяет нравственно-этические потребности субъектов воспит6ательного процесса, и как следствие – стимул к духовно-нравственному совершенствованию;

    б) стремление воспитателя принять обучающегося таким, какой он есть, с его слабостями и улучшениями в развитии, в способности к диалоговому общению с воспитанником, в готовности строить отношения с учащимся на основе сотрудничества, в уважении к мнению и оценке его;

    в) наличие условий для развития интересов, склонностей и способностей каждой личности;

    г) возрастание удельного веса духовно-нравственного воспитания в целостном становлении обучающихся;

    д) этико-эстетизация жизнедеятельности воспитуемого.

    7. Какие положения входят в классификацию духовно-нравственного воспитания и развития личности.

    а) активная социальная позиция и духовная стойкость.

    б) сопротивление аморальному воздействию окружающих.

    в) умение отстаивать духовно-нравственные позиции, аргументировать нравственность своих действий и обосновывать неправильность поведения других людей.

    г) предвидение отрицательных последствий не только своего аморального поведения, но и других людей.

    д) выбор жизненного пути в соответствии с установленными духовно-нравственными нормами и принцами.

    8. Я-концепция духовно-нравственной личности предполагает:

    а) устойчивую, осознаваемую индивидом систему представлений об «идеальном я», которая отражается в поведении, отношении к себе и другим людям;

    б) побуждение человека к стремлению духовного самосовершенствования, увидев свой уровень духовно-нравственного анализа при наличии информации о «духовном образе»;

    в) создание образа духовно-нравственной личности, воплощающей высокие духовные и нравственные качества;

    г) указание на цель или конечный результат духовно-нравственного воспитания и обучения.

    9. Какие обязательные компоненты входят в воспитательный процесс, направленный на формирование духовно-нравственных качеств и свойств обучающегося?

    а) конъюнкционные (положительные) чувства воспитанника;

    б) осознание необходимости духовно-нравственного совершенствования;

    в) активизация деятельности обучающегося;

    г) формирование нравственно-значимых мотивов.

    10. Что необходимо учитывать в процессе формирования духовно-нравственной личности обучающихся?

    а) знание духовно-нравственных понятий;

    б) создание оптимальных внешнесредовых условий в процессе образовательного учреждения, дома, окружающих друзей;

    в) духовно-нравственная компетентность педагога;

    г) правильная организация духовно-нравственного процесса обучения и воспитания;

    д) формирование духовно-нравственных ориентиров обучающихся с учетом принятых духовно-нравственных норм и принципов в обществе;

    е) воспитание сознательного и мотивационного отношения к духовно-нравственному совершенствованию человека.

    11. Какие факторы и источники являются базовыми в процессе формирования духовно-нравственных ориентиров обучающихся?

    а) целевая установка деятельности образовательной системы;

    б) осознание человека собственных духовно-нравственных потребностей, жизненных целей и реализация своих способностей;

    в) активизация внутренних ресурсов личности в плане самопознания и самореализация, формирование осмысленного отношения к себе, от чего зависит «образ Я», определяющее меру удовлетворенности собой, меру приятия самого себя, меру самоуважения;

    г) осознание возможности свободной реализации своих духовно-нравственных потребностей в образовательном пространстве.

    12. Проблема структурного строения и основных функций ценностных ориентиров в системе деятельности человека рассмотрена в исследованиях:

    а) А.Н. Леонтьева,

    б) М. Рокича,

    в) С.Л. Рубинштейна,

    г) В. Соловьева,

    д) В. Франкла.

    13. В виде возникновения каких потребностей представлена иерархия ценностей человека в исследовании А. Маслоу?

    а) низшие потребности (физиологические): сон, еда и т.п.;

    б) потребность в безопасности;

    в) потребность в любви и принадлежности к группе;

    г) потребность в общении, уважении и самоуважении;

    д) потребность в самореализации.

    14. В каких понятиях А. Маслоу видел идеал человеческого существования?

    а) в истине, добре, красоте,

    б) в цельности, единстве противоположностей,

    в) в жизненности, уникальности, совершенстве,

    г) в завершенности, справедливости, простоте,

    д) в непринужденности, самодостаточности.

    15. Какие стадии выделяют в соответствии с духовно-нравственным развитием человека?

    а) осознание себя как личности и его взаимоотношение с другими людьми через ценности, самоопределение;

    б) формирование ценностей, познание своего места и роли в обществе, принципов взаимоотношения с окружающими людьми;

    в) эмоционально-чувственная оценка полученных знаний, объективная оценка сознания;

    г) самооценка и самопознание собственных качеств, понимание своей роли в отношении с другими людьми, активное самовыражению;

    д) самосовершенствование с самоисправлением своих недостатков с целью приведения своего поведения в соответствии с принципами духовно-нравственной жизни.
      1   2   3


    написать администратору сайта