философия экзамен. Тесты по дисциплине Философия права
Скачать 5.82 Mb.
|
Тесты по дисциплине «Философия права» Правоведение - это: А) практическая юриспруденция Б) теоретическая юриспруденция В) и то, и другое Г) ни то, ни другое Этимология слова «право» связана с выражением: А) добро Б) закон В) истина Г) правая рука Происходит от общеслав. субстантивированное прил. от ст.-слав. правъ в форме среднего рода, далее из праслав. *prāvъ, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск., ст.-слав. правъ «прямой, правильный, невиновный» (др.-греч. εὑθύς, ὀρθός, ὀρθόδοξος), русск. правый, укр. правий, белор. правы, болг. прав «прямой, правый», сербохорв. пра̏в «невинный, прямой», пра̑вӣ «правильный, настоящий», словенск. pràv, нареч. «правильно», рrа̑v, prȃvi, прилаг. «правильный, правый»; чешск., словацк. pravý, польск., в.-луж. prawy «правый, прямой, настоящий», н.-луж. рšаwу, полабск. próvy; восходит к праиндоевр. *prōw- «правый; судья». Использованы данные словаря М. Фасмера. Философско-правовые идеи мудреца Шуруппака были сформулированы в: А) XXV в. до н.э. Б) X в. до н.э. В) V в. до н.э. Г) I в. до н.э. Один из важнейших примеров шумерской литературы мудрости. Литература мудрости, предназначенная для того, чтобы обучать должной набожности, прививать добродетель и оберегать общественные нормы, была распространена на Древнем Ближнем Востоке. Текст составлен в глубокой древности со следующим инципитом: "В давние дни, в стародавние дни, в давние ночи, в стародавние ночи, в давние годы, в стародавние годы". Наставления изрекал царь Шуруппак, сын Убар-Туту. Убар-туту записан в большинстве сохранившихся экземпляров Царского списка как последний допотопный царь Шумера... 6. Философско-правовые идеи мудреца Шуруппака были сформулированы в: А) Египте Б) Шумере В) Индии Г) Китае 7. С точки зрения царя Хаммурапи, право должно защищать: А) сильного Б) слабого В) господствующий класс Г) самого царя Кодекс Хаммурапи был составлен в: А) Египте Б) Индии В) Вавилоне Г) Китае Принцип равноправия всех людей перед единым Богом стал утверждать: А) Рамзес Б) Хаммурапи В) Кир Г) Эхнатон ТАЛИОНА ЗАКОН (лат. talio, talionis — возмездие, равное по силе преступлению) — принцип наказания, заключающийся в причинении виновному такого же вреда, который нанесен им ("око за око, зуб за зуб").Как ограничение кровной мести Т.з. начал применяться в родовом Ярким примером использования талиона является закон Хамммурапи, в данном законе не только происходит нанесение равноправной вреда преступнику, но и добавляется денежная выплата. Закон талиона (возмездия) является примером выражения...справедливости (распределяющей (ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЙ), социальной, воздающей?, уравнивающей(гражданской ) ? Понятие справедливости. Справедливость распределительная и уравнивающая 2. Развитие представлений о справедливости 1. Справедливость является: • характеристикой человеческих отношений; • принципом, регулирующим взаимоотношения людей, распределение социальных ценностей (свободы, богатства, уважения и т. д.); • главной социальной добродетелью, содействующей общему благу. Можно выделить справедливость: • распределительную (воздающую) — она связана с распределением материальных благ, почестей и пр. и подразумевает распределение по достоинству (в соответствии с заслугами); В классовом обществе господствовала распределительная справедливоераспределение благ согласно сословной, кастовой принадлежности. • уравнивающую (коммуникативную) - связана с обменом, взаимодействием (сделки и т. п.). Призвана защитить интересы всех участвующих в обмене, уравнять стороны. Исторически первым является понимание наказания как воздаяния или возмездия – принцип, в силу которого зло оплачивается злом, а добро – добром. Воздаяние и возмездие с древних времён иногда принимали за справедливое основание наказания. В самой мести видели врождённое и присущее человеку чувство справедливости, инстинктивное, не знающее границ и не руководящееся другим принципом, кроме уравнения мести с тем злом, которое вызвало её. В законодательстве Моисея начало «око за око, зуб за зуб» было не только выражением начала воздаяния, но и мерою воздаяния. ( из учебника СИНЕРГИИ!) от талион и справедливость - трактовки разные. но не распределяющей( уравнительной) - это более поздняя стадия понимания справедливости, а либо воздающая ( по учебнику Синергии) , хотя про талион - нет формулировки, термин упомянут только один раз и без всякой связки с чем -либо. с. 76. второй вариант - уравнительная (гражданская справедливость) , но сам термин гражданская - это более поздние века! Следовательно, талион или – воздающая или уравнивающая (гражданская) справедливость Подходит то и другое! Я = за воздающую!! 10. 10 заповедей Библии содержатся в книге: А) Бытие Б) Исход В) Левит Г) Числа Естественно-правовая концепция правопонимания возникла в … - Древнем Китае и Древней Индии - Древней Греции и Древнем Риме - Европе в Новое время Идея верховенства естественного права над законами государства была сформулирована: А) Софоклом Б) Сократом В) Платоном Г) Цицероном Верховенство естественного права защищает и обосновывает: А) юснатурализм Б) юспозитивизм В) юсреализм Г) юслегализм Предписания, десять основных законов, которые, согласно Пятикнижию, были даны Моисею самим Богом, в присутствии сынов Израиля, на горе Синай на пятидесятый день после Исхода из Египта. Ветхозаветные заповеди были даны Моисею самим Богом, об этом есть упоминание в Библии, в книге Исход. Господь начертал заповеди на каменных скрижалях и передал их Моисею на горе Синай. 11. Заповедь «Не кради» по счёту: А) первая Б) пятая В) седьмая Г) восьмая 12. Заповедь «Не прелюбодействуй» по счёту: А) первая Б) пятая В) седьмая Г) восьмая 13. Заповедь «Почитай отца и мать своих» по счёту: А) первая Б) пятая В) седьмая Г) восьмая 14. Заповедь, где говорится что Бог один и избавил народ евреев от рабства по счёту: А) первая Б) пятая В) седьмая Г) восьмая «Философия права» Г.Гуго написана в: А) XVI в. Б) XVII в. В) XVIII в. Г) XIX в. Первыми авторами, которые ввели термин "философия права" в научный оборот, были Гуго (1798). Философия позитивного права Густава Гуго. Теоретические основы исторической школы были заложены профессором Геттингенского университета Г. Гуго (1764–1844). В своем трактате "Учебник естественного права как философия позитивного права, в особенности – частного права" он подверг жесткой критике естественно-правовую доктрину. С одной стороны, понимание права как набора вечных и неизменных "требований естественного разума", соответствующих природе человека, по его мнению, является антиисторическим и оторванным от реальных потребностей общественного развития. С другой стороны, Гуго отвергал тезис об обусловленности позитивного права волей законодателя, которая превращала право в искусственную конструкцию, набор предписаний, создаваемых в процессе нормотворчества органами законодательной власти и навязываемых обществу под страхом наказания. Заслуга Гуго как предшественника новой идеологии в юриспруденции – исторической школы – состояла в разработке концепции философии права как юридической науки, отличной от метафизического учения о праве И. Канта. Именно Гуго ввел в научный обиход термин "философия права" для обозначения "философской части учения о праве". С точки зрения Гуго, философия права – часть: А) этики Б) политики В) философии Г) юриспруденции Кто из русских политических деятелей XVI века писал, что «не всякий закон представляет собой правду»?: А) Митрополит Филарет Б) Борис Годунов В) князь Курбский Г) Иосиф Волоцкий Мораль и право уже не являлись синонимами, различались как внутренняя область и «сверхиндивидуальная сила» Тип ответа: Одиночный выбор - эпоху Древнего мира - Средние Века - эпоху Возрождения - Новое время К представителям естественно-правовой концепции правопонимания можно отнести… Тип ответа: Множественный выбор - Л.И. Петражицкий - Г.Гроция - Ф. Савиньи - Ж.Ж. Руссо Согласно …, «в случае согласия на то других, человек должен согласиться отказаться от права на все вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты» Тип ответа: Одиночный выбор - Т.Гоббсу - Д. Локку - Н. Макиавелли - Г. Гроцию Теоретическое осмысление ценностей самостоятельности морали и права как основания для их взаимодополнения стало предметом исследования в классических концепциях просветительной традиции, представленной такими именами как … Тип ответа: Одиночный выбор - Жан Боден, Мартин Лютер - Гоббс, Юм, Монтескье, Беккариа, Вольтер, Руссо - Кант, Гельвеций, Г. Гуто Представителями абсолютной теории наказания являются … Тип ответа: Одиночный выбор - Протагор и Аристотель - И. Кант и Г. Гегель - Росс, Армстронг и Мандл «Философия права» Гегеля написана в: А) XVI в. Б) XVII в. В) XVIII в. Г) XIX в С точки зрения Гегеля, философия права – часть: А) этики Б) политики В) философии Г) юриспруденции 17. Кто из отечественных мыслителей считал, что право – мера свободы: А) Кони Б) Сперанский В) Соловьёв Г) Чичерин М.М. Сперанский предлагает социологическое объяснение происхождения и сущности права, по сути, он стоит у истоков социологического типа правопонимания в России. Права и обязанности в юридическом смысле он рассматривает как результат образования общественного союза, как следствие естественных свойств человеческого существа. ... Это согласие должно быть закреплено и регламентировано законом. Право - мера свободы, результат общественного согласия (консенсуса), защищаемый государственным законом. М.М, Сперанский отвергает существование естественных прав, в смысле субъективных притязаний, не обусловленных объективным правом Кто из русских мыслителей был удостоен звания почётного доктора права: А) Кони Б) Сперанский В) Тургенев Г) Герцен 22. Кто из русских правоведов охарактеризовал крепостное право как «позор, который, как бы в насмешку над справедливостью, носил название право»: А) Кони Б) Сперанский В) Чичерин Г) Толстой Россию от позора, который, как бы в насмешку над справедливостью, носил название права. "Я не понимаю,-- говорил он,-- каким образом человек сделался вещью, и не могу себе объяснить этого иначе, как хитростью и обманом с одной стороны и невежеством -- с другой. Этому должно положить конец!" 18. Кто из отечественных мыслителей считал, что право – минимум добра и справедливости, гарантируемый государством: А) Кони Б) Сперанский В) Соловьёв Г) Чичерин определению права как «минимума Добра» Вл. Соловьев приходит, принимая довод Шопенгауэра о внутренней взаимосвязи справедливости и сострадания. В «Оправдании Добра» справедливость показана как рационализированное выражение интуитивно ощущаемого чувства жалости: «Справедливость не есть какая-нибудь особенная добродетель, а только логическое объективное выражение того самого нравственного начала, которое субъективно, или психологически, выражается в основном чувстве жалости (сострадания, симпатии)» [Соловьев 1988 I, 188]. ... Именно поэтому в «Оправдании Добра» он определяет государство как «собирательно-организованную жалость» 21. Кто из русских правоведов указал на многозначность и противоречивость термина право в письме к студенту: А) Кони Б) Сперанский В) Чичерин Г) Толстой Письма студенту о праве» Льва Николаевича Толстого. Кто из русских правоведов считал, что право приходит на смену обычая мести: А) Кони Б) Соловьёв В) Кавелин Г) Коркунов концепция истории российского государства, разработанная одним из теоретиков российского либерализма, основоположником государственной школы в исторической науке К.Д. Кавелин 26. Кто из правоведов XX в. ввёл в юридическую науку термин «надзаконное право» и «неправовой закон»: А) Кони Б) Петражицкий В) Кельзен Г) Радбрух 27. Европейский Суд по правам человека в качестве источника права признаёт формулу, автор которой: А) Кони Б) Петражицкий В) Кельзен? Г) Радбрух Исторические традиции современного уголовного судопроизводства сформулированы в известных законодательных источниках русского права, к которым в полной мере относится Устав уголовного судопроизводства 1864 г., сущность и значение которого интересовали многих видных ученых и практиков. Анатолий Федорович Кони известный русский юрист, публицист и судебный деятель был свидетелем действия Устава уголовного судопроизводства через 25 лет и 50 лет Учение о нравственности и праве как различных субстанциях разработал … Тип ответа: Одиночный выбор - И.А. Ильин - В.С. Соловьев - Б.Н. Чичерин - В.Ф.Тарановский . Значительный вклад в развитие отечественной философии права внес …, выдающийся мыслитель конца XIX – начала XX века, идеи которого актуальны и сегодня, впервые обратившийся к систематической разработке философско-методологических предпосылок правоведения Тип ответа: Одиночный выбор - Н.Н. Алексеев - В.С. Соловьев - Л.И. Петражицкий - Б.Н. Чичерин - Б.А. Кистяковский Значительный вклад в развитие отечественной философии права внес выдающийся мыслитель конца XIX — начала XX в. Б. Кистяковский, впервые обратившийся к систематической разработке философско-методологических предпосылок правоведения, идеи которого актуальны и сегодня. . Учение об императивном характере нравственных импульсов и соответствующих им норм и императивно-атрибутивном характере права разработал… Тип ответа: Одиночный выбор - Н.М. Коркунов - Б.Н. Чичерин - С.А. Муромцев - Л.И. Петражицкий Г.Кельзен развивал … теорию государства и права Тип ответа: Одиночный выбор - естественно-правовую - позитивистскую - социологическую - психологическую - нормативистскую Иван Ильин : Почитать о философии права Ильина : https://cyberpedia.su/4x86d1.html Содержание правосознания, согласно учению И.А. Ильина, представлено Тип ответа: Одиночный выбор - гипотезами - аксиомами - законами - моралью Правосознание рассматривается И.А. Ильиным как … Тип ответа: Одиночный выбор - порождение духа, инобытие идеи - отражение в общественном сознании материального бытия, материальных отношений - сложное целостное явление, которое включает не только знание и мысли, но и воображение, и волю, и чувство - совокупность единичных фактов, «очищенных от морали, политики, психологии» В рамках религиозно-нравственной концепции права И.А.Ильина право рассматривается как Тип ответа: Одиночный выбор - противостояние добра и зла; - совокупность условий, ограничивающих произвол одного человека по отношению к другому посредством общего закона свободы - определенный критерий поведения (внешняя форма существования) и в этом смысле оно сть один из способов осуществления свободы - действие божественной справедливости в обществе Ильин : Соединяя эти три признака, выводим определение права в его объективном отношении к нравственности: право есть принудительное требование реализации определенного минимального добра, или такого порядка, который не допускает известных крайних проявлений зла. Сторонниками широкого понимания права в 70 – 80 гг. XX в. Были … Тип ответа: Одиночный выбор - Зорькин, Лившиц, Мамут, Нерсесянц, Сырых, Туманов - Гроций, Гоббс, Боден - Харт, Остин, Кельзен, Штаммлер Концепцию типов правопонимания, основанную на разграничении права и закона, разработал … Тип ответа: Одиночный выбор - Г.Гегель - В.С.Нерсесянц - Н. Боббио - С.Л. Франк 28. Герменевика - это: А) сравнение Б) аналогия В) истолкование Г) доказательство 29. Правовой нигилизм – это: А) направление в юриспруденции Б) направление в правоведении В) аналогия в праве Г) недоверие к праву 30. Конституционный Суд России признал, что коммунистическая партия, правящая в СССР, была «вне гражданско-правового регулирования отношений по поводу её имущества» в: А) 1990 году Б) 1992 году В) 1994 году Г) 1997 году Философско-правовая гносеология – это учение… Тип ответа: Одиночный выбор - об основных принципах, формах, способах существования и развития правовой реальности - о практическом законотворчестве и практической реализации права, о принципах правовой деятельности - о смысле права как ценности, о праве как справедливости и общем благе - о природе, методах и логике познания и толкования правовой реальности Совокупность оценок, чувств, волевых переживаний индивида, социальных групп, общества в целом относительно правовой действительности – это … Тип ответа: Одиночный выбор - правовая психология - правовая идеология - общественное правосознание - правовая культура 10. Определение права как всеобщей и необходимой формы свободных людей лежит в рамках … концепции правопонимания Тип ответа: Одиночный выбор - естественно-правовой - позитивистской - социологической - психологической - либертарно-юридической Структурными элементами правового сознания являются… Тип ответа: Одиночный выбор - правовая идеология, правовая наука, правовая психология и правовые эмпирические знания - правовые настроения, правовые эмоции и чувства, правовые привычки и правовые навыки; - правовые эмпирические знания, правовая наука и правовая деятельность - правовая реальность и правовое бытие; - совокупность взглядов, представлений, идей общества о праве, его роли в жизни людей. Концепция правопонимания, основанная на том, что право – это система формально признаваемых и действующих в данном государстве норм, относится к …. теории правопонимания Тип ответа: Одиночный выбор - нормативной - естественно-правовой - социологической 4. К различиям между нормой права и нормой морали можно отнести то, что… Тип ответа: Множественный выбор - исторически право и мораль возникают в разное время - норма права по сфере применения шире нормы морали - право формируется государством, а мораль существует в сознании общества - право принуждает, а мораль убеждает - право формально, а мораль не укладывается в конкретную форму 5. Онтология права - … Тип ответа: Одиночный выбор - проблемы статуса института права человека в современном обществе - права человека в конкретном социуме - соотношение личности и права - проблемы природы права и его оснований, бытия права и форма его существования - связи права с социальным бытием и его местом в обществе . Правовая аксиология – это учение о … Тип ответа: Одиночный выбор - ценностях, которые обеспечиваются правом (ценностях права), и о ценностях самого права (правовые ценности) - теории и методологии познания правовой реальности - месте человека в праве и права в человеке, его отношении к правовым явлениям, способностям создавать право и воспринимать его содержание - системе правовых понятий и правовом мышлении 17. Философско-правовой аспект общего блага включает такие правовые характеристики, как … Тип ответа: Одиночный выбор - свобода, равенство, справедливость - правомерность, деяние, воздаяние - законность, правопорядок, ответственность - бескорыстие, доброжелательность, самокритичность Негативное искажение идейно-психологической сферы личности или общества, способное причинить вред правовому регулированию общественных отношений и проявляющее себя как в области сознания, так и в юридической практике – это Тип ответа: Текстовая запись |