|
Типология государств. Типология государств Подготовил студент 1 курса, группы 111 зМ заочной формы обучения
Типология государств Подготовил студент: 1 курса, группы 111 зМ заочной формы обучения Гондуркаев Д.С. Типология государств понятие - Тип государства - это общие черты различных государств, система их свойств, характеризующаяся общими признаками.
- Типология государства - это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на группы дающие возможность раскрыть их социальную сущность.
применяются два подхода к типологии государств Формационный подход Цивилизационный
подход
Формационный подход - Основывается на объединении государств в рамках конкретной общественно-экономической формации (Маркс, Энгельс)
- Каждой формации соответствует свой тип государства и права. Переход от одной формации к другой происходит под воздействием изменений в экономическом базисе и носит объективный характер. Замена одного экономического строя другим влечет изменения в государственно-правовой надстройке
- Общественно-экономические формации сменяют друг друга закономерно, а весь исторический процесс развития общества представляет собой последовательную смену формаций и соответствующих типов государства
Формационный подход присущ марксистскому учению о государстве. Последователи марксизма выделяют пять формаций - первобытнообщинную (безгосударственную),
- рабовладельческую
- феодальную
- капиталистическую
- социалистическую
* Каждая из них (кроме первобытнообщинной) имеет определенный тип государства, которое охраняет и защищает экономический строй общества, выражает интересы экономически господствующего класса, служит ему Марксистская теория различает четыре типа государства - рабовладельческий
- феодальный
- буржуазный
- исторически тип – социалистическое государство
* Переход от одного исторического типа государства к другому осуществляется в ходе социальной революции, объективной основой которой служит несоответствие (конфликт) характера производственных отношений уровню развития производительных сил общества. Разрешение такого рода конфликта происходит в ходе социальной революции, которая ведет к перестройке производственных и всех других общественных отношений, в том числе в сфере надстройки. Изменения в социально-экономических формациях и смена типов государств происходят синхронно. Недостатки формационного подхода - теория социально-экономических формаций разработана главным образом на материале европейских стран. Восточные же государства отличаются большим своеобразием развития и спецификой государственной организации, которые не укладываются в рамки формационной теории
- развитие обществ и государств характеризуется как одномерное, однолинейное, заранее предопределенное: одна формация закономерно сменяется другой, более прогрессивной. Это движение имеет якобы необратимую силу, все народы должны пройти все формации. Однако данное положение не всегда подтверждается социальной практикой
Формационный подход - Особенность формационной типологии состоит в том, что она выявляет связи государства и права с другими социальными явлениями
- Вместе с тем формационный подход пока не в состоянии объяснить, почему разные народы, начав много тысяч лет назад свое развитие с одной и той же стартовой линии - первобытнообщинного строя, в дальнейшем оказались на разных стадиях и пошли разными путями к государствообразованию
цивилизационный подход - Суть цивилизационного подхода состоит в том, что при характеристике развития конкретных стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы. К ним можно отнести особенности духовной жизни, форм сознания, в том числе религии, мировоззрения, исторического развития, географического расположения, своеобразие обычаев, традиций и т.д.
- В своей совокупности эти факторы образуют понятие культуры, которая служит специфическим способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности. Совокупность родственных культур образует цивилизацию
- Цивилизация – есть замкнутое, локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, и других признаков
цивилизационный подход - Цивилизационный подход позволяет объяснить многовариантность исторического развития, в том числе тот факт, почему все общества и государства неодинаково развиваются и выбирают разные пути движения к прогрессу
Выделяют главным образом этапы цивилизации - локальные цивилизации, существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (шумерская, эгейская и др.)
- особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.)
- всемирная цивилизация, охватывающая все человечество (* формируется в настоящее время и основывается на принципе глобального гуманизма, включающего достижения человеческой духовности, созданные на протяжении всей истории мировой цивилизации)
* Государства в этих цивилизациях отличаются по их месту в обществе, социальной природе, выполняемой роли - Для государства в первичных цивилизациях характерно, что они являются частью базиса, а не только надстройки. Это объясняется тем, что государство играет ключевую роль в развитии социально-экономической сферы. Вместе с тем государство в первичной цивилизации связано с религией в единый политико-религиозный комплекс
- К первичным цивилизациям принято относить древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую, сиамскую и др.
- Государство вторичной цивилизации не так всесильно, как в первичных цивилизациях, оно не составляет элемента базиса, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс
- Среди вторичных цивилизаций обычно называют западноевропейскую, восточноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и др.
Недостатки цивилизационного подхода - Данная классификация по цивилизационному признаку страдает схематизмом, нечеткостью, серьезной недоработанностью. Очевидно, что типологию государств по цивилизационному критерию еще предстоит науке разработать
достоинства цивилизационного подхода - Достоинство цивилизационного подхода видится в том, что он ориентирует на познание социальных ценностей, присущих конкретному обществу. Он значительно богаче и более многомерен, чем формационный, так как позволяет рассматривать государство не только как организацию политического господства одного класса над другим, но и как большую ценность для общества. С позиций цивилизационного подхода государство служит одним из важных факторов духовного развития общества, выражения разнообразных интересов людей, источником их единения на основе культурно-нравственных ценностей
Итог - Оба подхода взаимно дополняют друг друга. Это позволяет наиболее полно охарактеризовать тип государства с учетом не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Следовательно, оба подхода должны применяться в комплексе
- Данный критерий позволяет выделять светские, клерикальные, теократические и атеистические государства
В светском государстве все виды религиозных организаций отделены от государства, не вправе выполнять ни политических, ни юридических функций, не могут вмешиваться в дела государства. Для правового режима церкви в светском государстве характерны следующие особенности: - государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии;
- государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность, если не нарушается действующее законодательство;
- государство не оказывает ни одной из конфессий ни материальной, ни финансовой, ни какой-либо иной помощи;
- религиозные организации не выполняют по поручению государства юридических функций;
- конфессии, в свою очередь, не вмешиваются в политическую жизнь страны, а занимаются лишь деятельностью, связанной с удовлетворением религиозных потребностей населения.
Статус светского государства конституционно закрепили Российская Федерация, Германия, Франция, все государства СНГ и др. Клерикальным считается государство, где та или иная религия официально имеет статус государственной и занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями. Статус государственной религии предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений. Для статуса государственной религии характерны следующие особенности: - признание за церковью права собственности на широкий круг объектов – землю, здания, сооружения, предметы культа и др.;
- получение церковью от государства различных субсидий и материальной помощи, налоговых льгот;
- наделение церкви рядом юридических полномочий, например, правом регистрировать брак, рождение, смерть, в ряде случаев – регулировать брачно-семейные отношения;
- право церкви участвовать в политической жизни страны и нередко иметь свое представительство в государственных органах;
- осуществление церковью контроля в области образования, воспитания, введение религиозной цензуры печатной продукции, кино, телевидения и др.
В клерикальном государстве, несмотря на сильные позиции государственной религии, тем не менее, слияния государства и церкви не происходит. Объявление той или иной религии государственной, как правило, означает, что государство уважает исповедуемую большинством населения религию и придерживается религиозных традиций, составляющих духовно-культурную ценность народа. К клерикальным в настоящее время могут быть отнесены Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания и др. Для теократических государств характерны следующие черты: - государственная власть принадлежит церкви, которая определяет статус государственной религии;
- религиозные нормы составляют основной источник законодательства и регулируют все сферы частной и публичной жизни. Более того, религиозные нормы имеют приоритет перед законом;
- глава государства одновременно является высшим религиозным деятелем, верховным священнослужителем. Например, согласно Конституции Ирана, государственное управление страной находится под контролем факиха, стоящего выше президента Исламской Республики Иран. Он назначает генерального прокурора, председателя Верховного суда, утверждает в должности президента, объявляет амнистию и т.д. Послания факиха стоят выше закона и ими должны руководствоваться судебные органы.
К теократическим государствам обычно относят Пакистан, Саудовскую Аравию, Марокко и др. В атеистических государствах религиозные организации преследуются властями. Это выражается, в частности, в том, что: - церковь лишается экономической основы – своей собственности;
- религиозные организации и другие объединения конфессионального характера либо запрещаются, либо находятся под жестким контролем государства;
- религиозные объединения не имеют прав юридического лица и не могут совершать юридически значимых действий;
- репрессируются священнослужители и верующие;
- запрещается проведение в общественных местах религиозных обрядов, ритуалов, издание религиозной литературы и ее распространение;
- свобода совести сводится к свободе пропаганды атеизма.
Государством воинствующего атеизма было советское государство, особенно в первые годы его существования, а также некоторые бывшие социалистические страны, например Албания. Конституцией 1976 г. в этой стране была запрещена всякая религия. Спасибо за внимание! |
|
|