Подходы к криминологии. криминология. Традиционный подход. При традиционном подходе причиной преступности является внешнее силовое воздействие, те активные силы, которые своим действием порождают ее существование
Скачать 16.13 Kb.
|
Традиционный подход. При традиционном подходе причиной преступности является внешнее силовое воздействие, те активные силы, которые своим действием порождают ее существование. В криминологии такое воздействие понимается не только как физическое, но и как психическое в разных его вариантах. Должно быть какое-то внешнее толкающее, действующее обстоятельство. Внешний толчок может исходить как от потерпевшего (спровоцировал преступление своими действиями), так и от третьих лиц, втягивающих данное лицо в преступную деятельность. Данный подход нередко сочетался с многофакторным подходом, т.к. не отвечал на вопрос, откуда берется это внешнее воздействие. Однако, при таком сочетании не разграничивались необходимым образом причина и условие. Традиционно-диалектический подход. Согласно этому подходу, к причинам преступности относятся социально-психологические детерминанты, включающие элементы экономической, политической, правовой, быто- 10 вой психологии на разных уровнях общественного сознания. Данный подход выделяет в механизме причинного комплекса объективный и субъективный факторы, одновременно представляет их влияние как последовательное и односторонее: материальные условия жизни людей определяют общественное сознание, а уже оно - преступность. Отсюда оценка общественной психологии как непосредственной, ближайшей причины преступности. Нетрадиционные подходы к анализу преступности это так называемые неправовые идеи (подходы), не являющиеся отработанными. Между тем люди которые разрабатывают эти идеи, пытаются понять вещи настолько сложные, что наше мышление не всегда готово их уловить. Однако, изучение этих подходов позволяет увидеть новые грани криминального бытия. Естественно каждая из известных идей имеет свои сильные и слабые стороны. Поэтому на сегодняшний день, задачей криминологического поиска является формирование единой непротиворечивой теории преступности, способной отразить сложную сущность криминально-к Так существует социологический подход к пониманию преступности, сущность его заключается в том, что преступность — это болезнь социума, при этом преступления - признаки этой болезни. Причем принципы и масштабы преступности не зависят напрямую от воли законодателя — от того, какие деяния запрещены под угрозой уголовной репрессии, а какие разрешены. В законодательной практике встречаются ошибки, произвол, иногда корыстная заинтересованность. То есть преступность очень зависит от характера сложившихся в социуме общественных отношений, ее характеристикой является опасность (в этом смысле количество людей, испытывающих страх оказаться жертвой преступных посягательств, — характеристика преступности куда более объективная, чем число зарегистрированных преступлений). Антропологический подход, считается, что это тоже как болезнь, но не общества, а отдельных людей. Преступность это результат вырождения, дегенерации, следствие тех или иных психофизиологических аномалий, которые влекут «нравственное помешательство». При этом понятие вменяемость, а также общая превенция уголовного наказания по существу утрачивают смысл. Основным методом борьбы с преступностью является отделение «больных» от «здоровых» (т.е. изоляция, лечение или уничтожение «больных»). Теологический подход к изучению преступности. Преступность всегда оставалась очень загадочным феноменом сущность которой нередко ускользает от исследователей. Так Бельгийский криминолог Принс А. однажды заметил: «Среди тайн, которые нас окружают, существование зла на земле – одна из самых необъяснимых». Практически все философские системы пытались проникнуть в нее. Теологические трактовки преступности связывали любое общественно опасное деяние с происками «Дьявола» и всегда были основой карательной практики религиозных судов. Надо сказать, что в конце XX века функционировали шариатские суды и практиковались религиозные подходы к воздействию на преступность. До сих пор в некоторых современных исламских государствах практика религиозных (шариатских) судов является устойчивой. На сегодняшний день активно возрождается интерес к христианским теологическим учениям например, в России, Чечне. На сегодняшний день не сложилось единого мнения на понятие такого значимого института, как преступность. А. Селинский в своих мыслях критикует все имеющиеся определения понятия преступности: «определения преступности как социально-правового явления логически не взаимосвязано, поскольку словосочетание «социально-правовое явление» не имеет никакого значения. Точнее определение преступления будет регулироваться не как «совокупность всех явлений», а в качестве системы статистических закономерностей, то есть вероятность системы» О. В. Старков считает, что: «преступность - это безличное, целостное явление, которое подчиняется социологическим образцам, выражающим совокупность отношений и отношений, в которых находятся преступления и преступники, которые они совершают». Такой подход кажется сомнительным, поскольку нарушается целостность социального явления, его связь с определенными явлениями объективной реальности теряется. Рассматривая категорию «преступности» без преступников, аналогично можно сказать, что категория «наркомания» рассматривается без наркоманов и т. д. |