Главная страница

философия. Трактовка и решение основного вопроса философии в учении К. Маркса и Ф. Энгельса


Скачать 29.43 Kb.
НазваниеТрактовка и решение основного вопроса философии в учении К. Маркса и Ф. Энгельса
Дата03.10.2022
Размер29.43 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлафилософия.docx
ТипКонтрольная работа
#710491

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНПОРТА

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ

СООБЩЕНИЯ

(ОмГУПС (ОмИИТ))
Контрольная работа

По дисциплине: «Философия»

На тему: «Трактовка и решение основного вопроса философии в учении К. Маркса и Ф. Энгельса»

Выполнил: Студент гр. 79-ЛТ

Кирьянов А.В. шифр: 90150

Омск 2021

Содержание

Введение _______________________________________________ ___ 3

  1. Онтологическая и гносеологическая стороны основного вопроса философии____________________________________________4

  2. Философия диалектического материализма________________ 7

  3. Решение основного вопроса марксистской философией______10

Заключение________________________________________________ 14

Список используемой литературы ___________________________ 15


Введение


Основной вопрос философии - вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, природе, рассматриваемый с двух сторон: во-первых, что является первичным - дух или природа, материя или сознание - и, во-вторых, как относится знание о мире к самому миру, или, иначе, соответствует ли сознание бытию, способно ли оно верно отражать мир. Последовательное решение основного вопроса философии возможно лишь при учете обеих его сторон.

Актуальность данной темы реферата именно и обусловлено тем, что основной вопрос философии вырастает из повседневной жизни людей, практики, познания. От его решения могут быть различными варианты развития событий в мире. Кроме того, несмотря на давнюю постановку вопроса, однозначного ответа так и не нашлось.

Цель данного реферата – рассмотреть трактовку и решение основного вопроса философии К. Марксом и Ф. Энгельсом.

Для достижения поставленной цели, нужно решить ряд задач:

1. Рассмотреть варианты решения основного вопроса философии.

2. Выявить трактовку основного вопроса философии в работах К. Маркса и Ф. Энгельса.

3. Рассмотреть предложенный вариант решения основного вопроса философии, дать ему оценку.

Работа имеет классическую структуру из введения, заключение, основной части и списка литературы.

1 Онтологическая и гносеологическая стороны основного вопроса философии


Главный вопрос философии – вопрос об отношении духа, сознания к бытию, материи; вопрос о том, что является первичным – мышление или бытие, природа или дух, материальное или идеальное? Кто кого порождает и определяет?

Согласно онтологической стороне основного вопроса философии в зависимости от решения данного вопроса различают материалистические и идеалистические концепции, два основных направления философской мысли: материализм и идеализм.

В таблице, изображенной ниже, отражены основные философские течения касательно первой стороны основного вопроса философии. Их описание и представителей ищите ниже по тексту.

Таблица 1 - Онтологическая сторона основного вопроса философии

Основной вопрос философии

Онтологическая сторона

Что является первичным – мышление или бытие, природа или дух, материальное или идеальное?

Монизм (одно первоначало)

Материализм (первичное: материя, природа, бытие, материальное)

Идеализм (первичное: сознание, дух, идея, идеальное)

- стихийный и наивный

-объективный материализм

- метафизический (механический)

- диалектический (марксизм)

-субъективный идеализм

- вульгарный материализм

Дуализм (существование двух самостоятельных первоначал)

Плюрализм (множество первоначал)


Материализм провозглашает материю вечной, независимой, неуничтожимой и первичной – источником всех вещей, которая существует и развивается по своим собственным законам. Природа, бытие, материя, материальное – первоисточники всего, а в свою очередь сознание, мышление, дух, идеальное – вторичны, определяются и порождаются материальным. В честь крупнейшего материалиста Древней Греции материализм именуется линией Демокрита в философии.

В различные периоды истории материализм приобретал разные формы и виды:

Материализм Древнего Востока и Древней Греции (стихийный и наивный) – первоначальный вид материализма, представляющий окружающий мир состоящим из четырех основных материальных элементов (воды, земли, воздуха, огня, всех первоначал, атомов и т. п.), который рассматривается сам по себе независимо от сознания человека и богов. Представители: Фалес Милетский, Левкипп, Демокрит, Гераклит, Эмпедокл и др.

Метафизический (механистический) материализм Нового времени. Его основа – изучение природы. При этом все многообразие ее свойств сводится к протяженности материи и ее механической форме движения. Представители: Г.Галилей, Ф. Бэкон, Дж. Локк, Ж. Ламерти, П. Гольбах, К. Гельвеций и др.

Диалектический материализм (марксизм) – единство материализма и диалектики. Вечная и бесконечная материя находится в постоянном движении и развитии, происходящем по законам диалектики. В процессе самодвижения материя приобретает новые формы и проходит различные этапы развития. Идеальное признается особой реальностью, которая существует относительно автономно. Сознание – свойство материи отражать саму себя. Бог представляет собой идеальный образ, который был создан человеком для объяснения неизведанных и непонятных явлений. Представители: К. Маркс, Ф. Энгельс.

Вульгарный материализм все мыслительные процессы сводит к физиологической основе. Сознание отождествляется с материей, материя производит сознание как «печень желчь». Представители: Фохт, Молешотт, Бюхнер.

Согласно идеализму первичным началом всего существующего является духовное начало (Бог, дух, идея, индивидуальное сознание), материя возникает из духа и подчиняется ему, природа, материальные мир — вторичное. Данный термин ввел немецкий философ Г. Лейбниц в начале XVIII века. Родоначальником идеалистического направления в философии для Лейбница стал Платон. Именно по этой причине идеализм именуют линией Платона в философии.

Идеализм имеет две основные формы: объективный и субъективный идеализм.

Объективный идеализм, согласно которому идеальное существует объективно, независимо от человека и природы в виде мирового разума, космической души, абсолютной идеи. Представители: Платон и неоплатоники, философы средних веков, Гегель и неогегельянцы).

Субъективный идеализм определяет идеальное формой внутреннего человеческого опыта. Внешний мир, его свойства и отношения зависят от сознания человека. Представители: Дж. Беркли, Д. Юм, Э. Мах и др.

По гносеологической стороне основного вопроса философии можем разделить его на две точки зрения: «Познаваем ли мир? Способен ли человек постигнуть сущность окружающей действительности?». Эта проблема получила в работе Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» наименование второй стороны основного вопроса философии: «Великий и основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию».

Данный вопрос допускает два ответа:

— «мир познаваем», такое решение называется гносеологический оптимизм илигностициз;

— «мир непознаваем» — гносеологический пессимизм или агностицизм. Представители: Давид Юм, Иммануил Кант.

Варианты решения первой и второй сторон основного вопроса философии — это основные типы философских построений, которые эволюционируют, меняют формы и составляют дальнейшую классификацию философских решений.

2 Философия диалектического материализма


Диалектический материализм — мировоззрение марксистской партии, учение Маркса и Энгельса, развитое в последствие Лениным и Сталиным. Философия Маркса и Энгельса характеризуется тем, что ее метод изучения явлений природы, человеческого общества и мышления является диалектическим, антиметафизическим, а представления о мире и сама философская теория является последовательной научно-материалистической.

Диалектический метод и философский материализм взаимно проникают друг в друга, находятся в неразрывном единстве и составляют цельное философское мировоззрение. Создав диалектический материализм, Маркс и Энгельс распространили его на познание общественных явлений. Исторический материализм явился величайшим завоеванием научной мысли. Диалектический и исторический материализм составлял теоретический фундамент коммунизма, теоретическую основу марксистской партии.

Диалектический материализм возник в 40-х годах XIX столетия как неотъемлемая составная часть теории пролетарского социализма и развивался в неразрывной связи с практикой революционного рабочего движения. Возникновение его ознаменовало настоящую революцию в истории человеческой мысли, в истории философии. Это был революционный скачок в развитии философии из старого состояния в новое состояние, положивший начало новому, научному мировоззрению.

Эта революция включала в себя преемственность, критическую переработку всего того передового и прогрессивного, что уже было достигнуто историей человеческой мысли. Поэтому, вырабатывая свое философское мировоззрение, Маркс и Энгельс опирались на все ценные приобретения человеческой мысли. Все лучшее, созданное в прошлом философией, было критически пересмотрено Марксом и Энгельсом. Маркс и Энгельс считали свой диалектический материализм продуктом развития наук, в том числе философии за предыдущий период. Из диалектики Гегеля они взяли лишь ее «рациональное зерно». Материализм Фейербаха был непоследовательным, метафизическим, антиисторическим. Маркс и Энгельс взяли из материализма Фейербаха лишь его «основное зерно» и, отбросив идеалистические и религиозно-этические наслоения его философии, развили материализм дальше, создав высшую, марксистскую форму материализма. Маркс и Энгельс, а затем Ленин и Сталин применили положения диалектического материализма к политике и тактике рабочего класса, к практической деятельности марксистской партии.

После Маркса и Энгельса величайший теоретик марксизма В. И. Ленин, а после И. В. Сталин и другие ученики Ленина были единственными марксистами, которые двигали вперед марксизм. Ленин в своей книге «Материализм и эмпириокритицизм», отстоял огромное теоретическое богатство марксистской философии. Ленин не только защитил диалектический материализм, но и развил его дальше. Он обобщил новейшие достижения наук за период после смерти Энгельса и указал естествознанию путь из тупика, в который его завела идеалистическая философия. Большой вклад в дальнейшее развитие марксистской философии внесли произведения И. В. Сталина «О диалектическом и историческом материализме», «Марксизм и вопросы языкознания», «Экономические проблемы социализма в СССР» и другие его труды.

Составными, неразрывными частями диалектического материализма являются марксистский диалектический метод и марксистский философский материализм. Диалектика дает научный метод познания, позволяющий объективно подходить к явлениям, видеть наиболее общие законы, которые управляют их развитием. Марксистская диалектика учит, что правильно подходить к явлениям и процессам природы и общества значит брать их в их связи и взаимной обусловленности; рассматривать их в развитии и изменении; понимать развитие не как простой количественный рост, а как процесс, в котором количественные изменения на определенной ступени закономерно превращаются в коренные качественные изменения; исходить из того, что внутренним содержанием развития и перехода от старого качества к новому является борьба противоположностей, борьба между новым и старым. Диалектику Ленин и Сталин называли «душой марксизма».

Марксистская диалектика органически связана с марксистским философским материализмом. Основными принципами философского материализма являются положения: мир по своей природе материален, он состоит из движущейся материи, превращающейся из одной формы в другую, материя первична, а сознание вторично, сознание есть порождение высокоорганизованной материи, объективный мир познаваем и наши ощущения, представления, понятия есть отражения существующего независимо от человеческого сознания внешнего мира. Диалектический материализм впервые создал научную теорию познания, имеющую неоценимое значение для понимания процесса познания объективной истины.

Ф.Энгельс - представитель диалектического и исторического материализма. Основные принципы этой философии разработаны им вместе с К.Марксом. В работах «Анти-Дюринг» и «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» он изложил содержание марксистской философии.

Итак, основной вопрос философии - вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному. Философы-идеалисты принимают за первичное идею, сознание, рассматривая их как единственно достоверную реальность. Философы, являющиеся сторонниками материализма, признают первичным материю, бытие, вторичным - сознание, и считают сознание результатом воздействия на субъекта объективно существующего внешнего мира.

3 Решение основного вопроса марксистской философией


Материализм Маркса и Энгельса не то же самое, что материализм Вольтера, Дидро, Фейербаха и т.д. От предшествующего материализма XУШ века он отличается тремя основными чертами:

- во-первых, материализм XVIII века был механистическим, то есть все процессы природы он сводил к чисто механическому движению и его законам. Марксистский материализм опирается не только на механику, но и на физику, химию, биологию. В противоположность механистическому материализму диалектический материализм настаивает на качественном многообразии форм движения материи, на несводимости высших форм движения к низшим;

- во-вторых, старый материализм был метафизическим, не видевшим единства природы и особенно её исторического развития. Материализм Маркса, напротив, является материализмом диалектическим, исходящим из всеобщей взаимосвязи явлений, признающим в мире бесконечное движение и возможности поступательного развития материи. Источником, причиной всеобщего движения, в том числе исторического развития материи на Земле от неорганической природы к органической и далее к человеческому обществу, а в общественной жизни - от первобытнообщинного строя - к социализму и коммунизму, философия Маркса видит во внутренних противоречиях, присущих объективной действительности;

- в-третьих, домарксовский материализм был материализмом непоследовательным, материализмом в объяснении процессов природы и идеализмом в объяснении исторических процессов. «Главный недостаток всего предшествующего материализма - включая и фейербаховский, заключается в том, - писал Маркс, - что предмет, действительность, чувственность берется только в форме объекта, или в форме созерцания, а не - человеческая чувственная деятельность, практика, субъективно. Отсюда и произошло, что деятельная сторона, в противоположность материализму, развивалась идеализмом, но только абстрактно, так идеализм, конечно, не знает действительной чувственной деятельности как таковой».

Этот основной недостаток всего предшествующего материализма был преодолён марксизмом в результате создания материалистического понимания истории. Таким образом, марксистский материализм является до конца последовательным материалистическим мировоззрением. Это стало возможным благодаря тому, что Маркс и Энгельс вскрыли решающую роль трудовой, практической, революционной деятельности народных масс.

Ф.Энгельс так формулировал основной вопрос философии - это вопрос об отношении мышления к бытию - имеет, как известно, две стороны. Во-первых, необходимо выяснить, что является первичным - сознание или материя. Во-вторых, необходимо ответить на вопрос: “В состоянии ли наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности?”

Установление того факта, что материальной основой общественной жизни является труд, практика, означает, что отношение сознания к материи теперь уже нельзя понимать с позиций отдельного индивидуума. Сознание индивида должно рассматриваться как проявление общественного сознания, обусловленного материальной деятельностью людей. Отсюда, основной вопрос философии с позиций марксизма включает в себя отношение общественного сознания к общественному бытию, а все формы познания рассматриваются как отражение практического отношения человека к миру, условий его бытия и вытекающих из этих условий потребностей, интересов и т.д. Французские материалисты XУШ века говорили: «Мнения правят миром», понимая под «миром» общественную жизнь. Им казалось, что каковы мысли людей, таковы и их поступки, что действия человека есть лишь следствие его разума, страстей, желаний и т.д. Действительно, нельзя отрицать, что человеческая деятельность носит в основном сознательный характер, и даже так называемые бессознательные процессы коренятся в человеческой голове, в психике. Но отсюда вовсе не следует, что решающую роль в деятельности человека играет разум, страсти, эмоции. Все они порождаются жизнью общества, окружающими человека условиями, вытекающими отсюда его потребностями, и отображают их.

Открытие Марксом материалистического понимания истории стало величайшим завоеванием философской и исторической мысли. Если раньше историческая наука рассматривала, во-первых, лишь идейные мотивы исторической деятельности людей, и во-вторых, сводила всю историю к действиям «великих королей и полководцев», то Маркс указал направление для всестороннего рассмотрения исторического процесса возникновения, развития и упадка общественно-экономических формаций, рассматривая совокупность всех противоречивых тенденций, сводя их к точно определяемым условиям жизни и производства различных общественных классов.

Цельную формулировку материалистического понимания истории Маркс дал в предисловии к своему произведению «К критике политической экономии»: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определённые, необходимые, от их воли не зависящие, отношения - производственные отношения, которые соответствуют определённой ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или - что является только юридическим выражением этого - с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке.... Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что он сам о себе думает, точно также нельзя судить о подобной эпохе переворота по её сознанию. Наоборот, это сознание надо объяснить из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями... Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она даёт достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества…».

Итак, марксистская теория познания исходит из того, что материя является источником ощущений, а ощущения являются отображением бытия, отображением материи в сознании человека. Она отвергает утверждение философов-идеалистов о существовании так называемых «вещей в себе», будто бы абсолютно непознаваемых. В противоположность идеализму марксистский философский материализм утверждает, что мир познаваем. Проверенные практикой, опытом знания людей о законах природы являются достоверными, объективно истинными.

Марксистский философский материализм утверждает, что процесс познания неисчерпаем, поскольку всегда в бесконечной природе наряду с уже познанными предметами и явлениями имеются ещё не познанные предметы и явления. Однако эти предметы и явления познаются всё глубже в ходе общественно-производственной деятельности людей и развития наук.

Заключение


Трактовку основного вопроса философии по Энгельсу и Марксу можно выделить следующим образом: какого отношение сознания к бытию, духовного к материальному вообще, что первично и что вторично. То или иное решение этого вопроса (материалистическое, идеалистическое, дуалистическое) образует основу каждого филос. учения. согласно утверждению Ф. Энгельса, разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы..., — составили идеалистический лагерь.

Материализм К.Маркса и Ф.Энгельса был несомненным достижением философской мысли второй половины XIX в., Марксизм стал первой попыткой последовательно материалистического объяснения социальных процессов и сложных явлений мира: мышления, жизни, саморазвития и т.д.

Однако существенным недостатком являлся недооценка роли субъективной активности человека, будь то в мышлении или же в социальной жизни. Развитие синергетики окончательно разоблачило попытки навязать сложным саморазвивающимся системам парадигму динамического линеарного детерминизма, на которой строилась теория и практика «научного социализма». Не случайно последующая философская мысль в таких направлениях, как психоанализ, философская антропология, экзистенциализм, философия жизни и т.д. - обратила особое внимание на человека как активного субъекта истории и познания. В свою очередь философия естествознания стала разрабатывать новые парадигмы научного познания. Однако даже современные противники марксизма вынуждены признать замечательную последовательность и полноту его взглядов, дающих в совокупности строго научное, материалистическое понимание природы и общества, а также революционную теорию социализма.

Список используемой литературы


1. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Том 3. http://www.uaio.ru/marx/03.htm

Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Том 13. https://www.marxists.org/russkij/marx/cw/t13.pdf

2. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Том 21. http://www.uaio.ru/marx/21.htm#psoder

3. Волкогонова, О.Д. Основы философии: Учебник / О.Д. Волкогонова, Н.М. Сидорова. - М.: Форум, 2018. - 244 c.

4. Хрусталев, Ю.М. Основы философии: Учебник / Ю.М. Хрусталев. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 460 c.


написать администратору сайта