Главная страница
Навигация по странице:

  • КУРСОВАЯ РАБОТА

  • Объект исследования

  • Задачи исследования

  • Культурно-досуговая сфера. Творческая деятельность работников культурнодосуговой сферы


    Скачать 46.04 Kb.
    НазваниеТворческая деятельность работников культурнодосуговой сферы
    АнкорКультурно-досуговая сфера
    Дата02.06.2022
    Размер46.04 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКультурно-досуговая сфера.docx
    ТипКурсовая
    #564288

    МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И АРХИВНОГО ДЕЛА ПРИМОРСКОГО КРАЯ

    ГАПОУ «Приморский краевой колледж культуры»

    Заочное отделение

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    по предмету________________________________________________

    (наименование дисциплины)

    на тему: Творческая деятельность работников культурно-досуговой сферы







    Выполнил(а) студент(ка)_____ курса _______________________________

    (ф.И.О.)

    специальности___________________








    Преподаватель __________________ _____________________













    Работа поступила на заочное отделение:____________













    Курсовая работа допущена к защите «___»_______ 20__г.













    Курсовая работа защищена с оценкой _______________







    «___»_______ 20__г.




    Преподаватель :_______________________________

    Уссурийск, 2022 год

    Содержание



    Введение 3

    ГЛАВА 1 ТЕОРИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ СФЕРЫ 5

    1.1 Сущность культурно-досуговой деятельности 5

    1.2. Социальные функции культурно-досуговой сферы 10

    ГЛАВА 2 ФУНКЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ СФЕРЕ 16

    Заключение 25

    Сегодня деятельность учреждений культуры обретает особую актуальность и выдвигает их на ответственные рубежи организации досуга. Именно культурно-досуговая деятельность и учреждения культуры могут обеспечить широкий диапазон и универсальность содержания этой деятельности, создает условия развития личности, их коллективные формы организации и обуславливает взаимодействие различных социальных, культурных групп населения. 25

    Понятие «творческая деятельность будущего специалиста» объемно и мно­гогранно. Недостаточно сказать лишь о том, что оно определяется творческой способностью личности будущего специалиста, его творческой активностью, на­выками творчества, т.е. параметрами его творческого потенциала. Оно определяется также его темпераментом, характером, волей и другими особенностями его личности. Так, способность к коммуникации, умение строить отношения с людьми вполне вписывается в представление о творческой деятельности, осо­бенно – в контексте социально- культурной сферы. 25

    Творческий потенциал как социально значимое качество человека является одной из важнейших характеристик личности человека как члена того или иного общества людей, творческой личности. 26

    Развитие творческого потенциала будущих специалистов социально-куль­турной деятельности – это процесс освоения ценностей культуры и приобретения на этой основе устойчивой мотивации на становление себя как «человека куль­туры», т. е. человека свободного, творчески мыслящего, духовно богатого 26

    Развитие творческих способностей в данной сфере невозможно без обеспе­чения свободного выхода создателей социально-культурных ценностей на потре­бителей. Такое обеспечение организуется средствами менеджмента в социально-культурной деятельности. При этом от менеджера требуется такая же фантазия и креативность, как и от художника или артиста, т.е. создателя социально-культур­ных ценностей, однако дополненная знаниями в сфере управления. 26

    Представляется, что основа эффективного управления в социально-куль­турной сфере должна опираться на проектный метод, который используется в первую очередь разработчиками программного обеспечения. Суть этого метода в формировании команды исполнителей, команды проекта, каждый член, который является самостоятельной творческой личностью, реализующий свой потенциал в общих интересах в соответствии с общей идеей проекта. 26

    Список источников и литературы 27


    Введение


    Актуальность выбранной темы определяется в том, что важность культурно - досуговой сферы учреждений социально культурной сферы в том, что они удовлетворяют и развивают культурные потребности и интересы как отдельной личности, так и социума в целом.

    Сфера свободного времени и досуга всегда являлась объектом научного интереса. Саморазвитие личности, овладение ею достижениями культуры и создание культурных ценностей – всё это связывалось непосредственно со свободным временем.

    Деятельность учреждений культуры сегодня обретает особую актуальность, ибо выдвигается на ответственные рубежи организа­ции досуга населения. Учреждение культуры может обеспечить ши­рокий диапазон и универсальность содержания и методов этой дея­тельности, создает условия развития личности, коллективных форм организации, обуславливающих взаимодействие различных социаль­ных, профессиональных, культурных, возрастных групп населения и так далее.

    Но на выбор тех или иных занятий в свободное время влияют социальные моменты: мода, реклама, социальный статус. Клубные учреждения концентрируют свои усилия на изучении и возрождении национальных культурных традиций, художественных промыслов и ремесел, создании условий для самовыражения различных этнокультурных сообществ.

    В реальности досуг становится все более регламентируемым и контролируемым типом деятельности и наполняется все более разнообразными ее формами, которые постепенно становятся взаимозависимыми между собой. Это позволяет организовывать систематическое и целенаправ­ленное создание условий для формирования конкретно-исторической модели личности и уклада ее жизни.

    Самым эффективным институтом в культурно-досуговой дея­тельности является учреждение культуры. В учреждениях культуры культурно-досуговая деятельность становится систематической и приобретает творческий характер.

    Поэтому культурно-досуговая сфера всегда складывается в процессе активного освоения личностью об­щественных и производственных отношений и зависит от интересов и потребностей политического, культурного и нравственного разви­тия личности в сфере производства и досуга.

    Переход на рыночные отношения вызывает необходимость постоянного обогащения со­держания деятельности учреждений культуры, методов ее осуществ­ления.

    Ставя цель - развитие личности, учитывая добровольность и личную инициативу в культурно-досуговой сфере, уровень подготовки и форму деятельности людей, специалисты учреждений культуры создают программы, предлагают соответствующую пред­метную деятельность.

    Объект исследования: Культурно-досуговая сфера.

    Предмет исследования: Творческая деятельность работников.

    Цель нашей работы: проанализировать творческую деятельность работников культурно-досуговой сферы.

    Задачи исследования

    1. Рассмотреть теорию культурно-досуговой сферы.

    2. Охарактеризовать сущность культурно-досуговой деятельности.

    3. Изучить социальные функции культурно-досуговой сферы.

    4. Охарактеризовать функции и направления творческой деятельности специалистов в культурно-досуговой сфере


    ГЛАВА 1 ТЕОРИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ СФЕРЫ

    1.1 Сущность культурно-досуговой деятельности


    Современная цивилизация достигла той степени развития, когда дальнейшее ее движение вперед стало полностью зависеть от проблемы совершенствования человека. Сейчас наступил период, когда всестороннее развитие личности, всех ее сущностных сил становится не только ее гуманным идеалом, но и приобретает характер необходимости закономерного развития общества.

    Деятельность учреждений культуры сегодня обретает особую актуальность и выдвигает их на ответственные рубежи организации досуга населения. Учреждение культуры может обеспечить широкий диапазон и универсальность содержания этой деятельности, создает условия развития личности, коллективных форм организации, обуславливающих взаимодействие различных социальных, профессиональных, культурных, возрастных групп населения и т.д. Гуманистическая направленность культурно - досуговой деятельности, воспитание потребности индивида во всестороннем развитии вступает в противоречие с рыночными отношениями, особенно в выборе форм проведения досуга и его содержании [12].

    Основное назначение учреждений культуры - создание условий для удовлетворения растущих духовно - культурных потребностей и формирование мотивов поведения, что требует значительных организационно - педагогических усилий.

    Принятие самостоятельных решений в процессе трудовой деятельности и на досуге формирует новый тип человека, существенными чертами которого являются: заинтересованное отношение к делу, активность способность к сочетанию умственного и физического, исполнительского и управленческого труда. Творческий характер труда стимулирует познавательную активность и самообразовательную деятельность населения.

    Поэтому культурно - досуговая сфера всегда складывается в процессе активного освоения личностью общественных и производственных отношений и зависит от интересов и потребностей ее политического, культурного и нравственного развития в сфере производства и досуга.

    Издревле досуг рассматривался как цель и способ в удовлетворении разнообразных потребностей, в том числе эстетических и художественных. Следовательно, виды деятельности оказываются важными не столько для общества, сколько для личности. Они представляют образования, настраивающееся над основными видами деятельности, считающимися первостепенными, то есть базисными. При этом не исключено, что на определенных этапах истории какие-то виды деятельности могут стать базисными. Об этом свидетельствует, например, переход от ценностей средневековой культуры к ценностям культуры нового времени, когда появились различные виды интеллектуальной и художественной деятельности, не являющиеся таковыми на ранних этапах истории.

    Если рассматривать досуг с позиций жизни общества, то он важен для стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепления солидарности, взаимосвязи поколений, общения, удовлетворения потребности личности в радости, удовольствии и т.д. Постепенно познавая возможности досуга, способствующего укреплению социального целого, на ранней стадии развития цивилизации были официально установлены, прежде всего, такие формы, как праздники и обряды, ставшие общезначимыми, то есть одинаково важными для всех членов социальной или этнической общности. Поскольку общество не может быть целостным, стабильным без праздников, обрядов, ритуалов, коллективных форм общения, развлечения и отдыха, оно должно развивать их [17].

    В России досуг никогда не являлся праздным времяпрепровождением. Досуг как пространство всегда наполнялся разнообразным содержанием, вызванным необходимостью личности решать те или иные культурные задачи. Для истории России характерно то, что на разных ее этапах происходил радикальный разрыв с культурным опытом предшествующих поколений, отход не только от отдельных традиций, но и от культуры в целом. Это во многом объясняет, почему государство становится регулятором исторического процесса, решающей силой, определяющей жизнь, как общества, так и личности.

    Культурно-досуговая сфера становится частью конкретно-исторической программы развития личности, что создает предпосылки для ее интеграции с производственной средой. В реальности досуг становится все более регламентируемым и контролируемым типом деятельности и наполняется все более разнообразными ее формами, которые постепенно становятся взаимозависимыми между собой. Это позволяет организовать систематическое и целенаправленное создание условий для формирования конкретно-исторической модели личности и уклада ее жизни. Под моделью личности понимается идеал, образец, комплекс определенных свойств и черт, заставляющих последнюю воспринимать общественное мнение как должное [11].

    Для общества - это укрепление определенного типа внутренних социальных связей между всеми народностями, населяющими страну, между отдельными группами и слоями населения. Создание эстетически организованной среды, оказывающей свое воздействие на человека в условиях досуга, является одним из элементов социальной политики.

    Культурно-досуговая сфера является также важным фактором реализации ведущих принципов демократии: гласности, свободы слова, раскрепощенного сознания.

    Культурно-досуговая сфера есть процесс создания, распространения и умножения духовных ценностей. Это положение подтверждается следующим определением: «Культурно-досуговая сфера есть специализированная подсистема духовно-культурной жизни общества, функционально объединяющая социальные институты, призванные обеспечить распространение духовно-культурных ценностей, их активное творчество освоение людьми в сфере досуга в целях формирования гармонично развитой, творчески активной личности».

    Поскольку у каждой личности свои мотивы приобщения к культурно-досуговой деятельности, возникает необходимость изучения общих принципов этого процесса. Но в условиях свободного выбора форм проведения досуга, добровольности нельзя не учитывать общих психологических особенностей личности, проявляющихся и в познавательном, и в творческом, и коммерческом видах деятельности.

    Объектом культурно - досуговой сферы являются содержание, формы, средства, методы и инструменты интеллектуального и эмоционального воздействия на личность, группу или массу людей, стабильную и нестабильную аудиторию, разные социальные общности.

    Процесс функционирования культурно-досуговой сфера в этом плане можно представить, как взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Если первая состоит в присвоении индивидом своей социальной сущности, то вторая - в выработке у него индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которому он получает возможность развиваться согласно собственным природным задаткам и потребностям [9].

    Следовательно, культурно-досуговая сфера - это коллективный и индивидуальный способ жизнедеятельности людей, отличающихся рядом общих признаков. Их жизнедеятельность осуществляется и в индивидуальной форме, обладающей обособленностью и относительной самостоятельностью; она представляет собой совокупность норм, труда и быта, права, морали, обычаев, традиций, обрядов, правил поведения.

    Система культурно-досуговой сфера включает в себя компоненты, которые сами являются самостоятельными системами: это сеть учреждений культуры разных типов (клубных учреждений, парков культуры и отдыха, музеев, библиотек, центров досуга, культурных комплексов, молодежных кафе, ночных клубов и т.п.); местные органы и управленческое руководство среднего и высшего звена; научные, средние и высшие учебные заведения, институты и курсы повышения квалификации работников культуры; материально - техническая база.

    Самым эффективным институтом в культурно-досуговые сферы является учреждение культуры. В учреждение культуры культурно-досуговая сфера становится систематической и приобретает творческий характер. Поведение человека в сфере досуга, обусловленное его менталитетом, позволяет сделать вывод о том, что в культурно-досуговой сфере личность предстает именно такой, какой она могла бы стать при других обстоятельствах.

    В современных условиях к деятельности учреждений культуры предъявляются повышенные требования самого разного характера, в том числе организация коммерческой деятельности. Умение создать условия для самостоятельной деятельности специалистам, дать им возможность развиваться как субъектам рыночной экономики, значит сделать учреждение культуры самоорганизующейся системой, способной развиваться лишь при условии успешной коммерческой деятельности, дающей возможность поощрения инициативы, введения всевозможных новшеств.

    1.2. Социальные функции культурно-досуговой сферы


    В переводе с латинского языка слово «функция» означает обязанность, круг деятельность, назначение, роль. Назначение культурно-досуговой сферы состоит в активном приобщении человека к культуре на основании творчества, оказывающего прямое воздействие на его жизнь, на все виды деятельности.

    Специфической особенностью, предопределяющей цели, содержание и методы культурно-досуговой деятельности, является заполнение «вакуума», который постоянно образуется в системе досуга вследствие разреженности сети учреждений культуры и неспособности их принять всех желающих и слабой материально - технической базы домашнего досуга [1].

    В результате этого продолжает оставаться и даже усугубляться проблема духовного роста людей, развитие эмоциональной и художественно-эстетической сферы каждой конкретной личности. Это снижает социально-культурную инициативу, порождает апатию, делает человека «придатком» телевизора или выводит его на улицу с ее отрицательным влиянием и возможностями для негативных антисоциальных проявлений.

    В этих условиях одной из главных функций культурно-досуговой сферы является создание культурной пространственно-временной развивающей среды, организованной особым образом и предназначенной для включения личности в реальную, а не выдуманную жизнь.

    Естественно, что социальные функции культурно - досуговой сферы определяются учеными по-разному. Большинство ученых трактуют социальные функции культурно-досуговой сферы таким образом:

    а) производство новых знаний, норм, ценностей, ориентаций и значений;

    б) накопление, хранение и распространение (трансляция) знаний, норм, ценностей и значений;

    в) воспроизводство духовного процесса через поддержание его преемственности;

    г) коммуникативная функция, обеспечивающая знаковое взаимодействие между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство;

    д) социализирующая, обеспечивающая через создание структуры отношений, опосредованных культурными компонентами, социализацию общества;

    е) рекреационная, или игровая, культура, действующая отведенной для нее сфере.

    Одной из ведущих функций культурно-досуговой сферы является рекреационная. Она способна снять производственное переутомление, восстановить утраченные силы. Здесь решается главная задача - психологическая разрядка и отдых [9].

    Следующая функция, тесно переплетающаяся с предыдущей, гедонистическая (наслаждение, удовольствие). Если занятия будут полезными, но не будут приятными, они потеряют значительную долю привлекательности для посетителей, а вместе с этим и долю самой полезности.

    Отвечая нормам культуры, человек включается в общественную жизнь, постепенно поднимаясь к высшим формам поведения, а культурно - досуговая сфера как раз и выполняет функцию регулятора социальных отношений между людьми. Усваивая культуру, идя от норм к образцу, человек готовит себя для творческого самоутверждения.

    Культурно-досуговая сфера обладает функцией разрядки напряжения. Она формирует и обеспечивает условия для проведения досуга, для отдыха и развлечения людей. Названные функции культурно - досуговой деятельности не оторваны одна от другой, а наоборот, тесно связаны между собой. Многие формы культурно-досуговой сферы выполняют одновременно несколько функций. Так, например, художественный фильм может иметь и познавательную, и нормативную функции.

    Потребность в совместном переживании значимых событий общественной (отчасти - и личной) жизни, в публичном и ярком проявлении социальных чувств обеспечивают праздники, которые призваны стимулировать их формирование, актуализировать, облагораживать и эстетизировать внешние формы их проявления [15].

    Социальные функции культурно-досуговой сферы таковы, что для их осуществления вовлекаются значительные группы людей: организаторы культурно-досуговых программ, активисты, члены различных кружков, любительских объединений и клубов по интересам, сами зрители. Оказывая влияние на внутренний мир и образ действий большого количества людей, культурно-досуговая сфера влияет тем самым на окружающую действительность, становится важным звеном социальной жизни. При этом формирующее воздействие культурно-досуговой сферы следует специально организовывать, вести по определенно разработанной программе людьми, имеющими профессиональную подготовку.

    Современный специалист учреждения культуры - «это высокопрофессиональный организатор досуга. Прежде всего, следует сказать здесь об интересе к избранной профессии, о склонности к работе с людьми на досуге, об осознании своего призвания. К сожалению, весьма часто юноши и девушки, зная лишь внешнюю сторону этой работы (гром аплодисментов на концерте, нередко приподнятая атмосфера проводимых в клубах и парках праздников, цветы и музыка, веселая программа дискотеки, уютные помещения и т.д.), ошибочно полагают, что они буквально созданы для этой профессии» [4].

    Быть специалистом культурно-досуговой сферы - значит овладеть знаниями, умениями и навыками использования средств эмоционального воздействия, сочетания просвещения с отдыхом и развлечениями. Но особенно важным является умение организовать тесную взаимосвязь двух встречных потоков в процессе деятельности учреждений культуры.

    С одной стороны, это деятельность штатных работников учреждений культуры (профессионалов) и людей, специально подготовленных и выступающих в качестве просветителей, и воспитателей, а с другой стороны, это деятельность населения, которая, в свою очередь, имеет двоякую природу. С одной стороны, это деятельность самопроизвольная, спонтанная, возникающая без прямых побуждений со стороны организаторов. С другой, - это деятельность ответная, заранее подготовленный результат усилий профессионалов и их помощников - активистов.

    Умение стимулировать, направлять деятельность людей в учреждениях культуры, вовремя замечать и подхватывать их полезную инициативу, пробудить заинтересованность населения общественно полезными видами деятельности - основа профессионального мастерства.

    Социальные функции культурно - досуговой сферы следует подразделять на три уровня: федеральный, региональный и местный.

    На федеральном уровне: [14]

    - законодательное обеспечение условий для творческой деятельности в учреждениях культуры;

    - защита национальной культуры и языка при расширяющихся международных контактах;

    - создание возможностей для вовлечения различных слоев населения, особенно детей и юношества, в творчески активную жизнь;

    - противостояние негативному воздействию коммерциализации в сфере культуры.

    На региональном уровне:

    - создание условий административной децентрализации в сфере культуры;

    - обеспечение развития региональных культур и сохранение культуры прошлого;

    - налаживание взаимодействия и взаимопонимания между различными культурными группами региона.

    На местном уровне:

    - развитие общественной эстетической организованной среды;

    - активизация местной культурной жизни, усиление местной самодеятельности и локального своеобразия;

    - создание условий для совершенствования деятельности учреждений культуры;

    - развертывание системы домашнего досуга.

    По содержанию культурно-досуговую сферу подразделяют на:

    Познавательную;

    Ценностно - ориентированную;

    Практически –преобразующую;

    Творческую.

    Познавательную деятельность характеризуется усвоением информации и получением нового знания в результате участия в дискуссии, кружковых занятиях, тематических вечерах, лекциях, обрядах, ритуалах и т.д.

    Ценностно-ориентированная деятельность позволяет приобретать, закреплять или видоизменять свое отношение к окружающему миру, оценку общественных явлений, собственных и чужих поступков.

    Практически-преобразующая деятельность всегда направлена на созидание и преобразование личности на основе практических реальных действий.

    Творческое начало присуще всем видам и формам культурно-досуговой деятельности, оно носит всепроникающий характер. В то же время творческая деятельность носит и автономный характер, когда она непосредственно связана с искусством.

    Содержательный аспект социальных функций культурно-досуговой сферы реализуется в зависимости от реального состояния конкретного учреждения, от полноты и согласованности осуществления им взаимодействия с окружающей средой.

    Выполняя ту или иную функцию, учреждения культуры во - первых, выступает как пространственно - организационная база, информационно - просветительной, художественно-публицистической, и культурно-развлекательной деятельности.

    Во-вторых, организует и проводит воспитательно-просветительные акции по инициативе и при участии актива, членов клубных объединений.

    Создание, консолидация организационных, творческих, исполнительских, пропагандистских, поисково-исследовательских и иных задач, которые не могут быть строго «уложены» в перечисленные функции, тоже весьма важно. Это относится в первую очередь к праздничным и обрядовым программам.

    Важнейшим звеном в реализации социальных функций культурно - досуговой сферы являются районные отделы культуры. Согласно Положению о районном отделе культуры основными направлениями в их деятельности становится: руководство библиотеками, сельскими клубами, домами культуры, парками культуры и отдыха, музеями района; учет и регистрация всей сети учреждений культуры независимо от ведомственной принадлежности, контроль за их деятельностью; методическая помощь учреждениям культуры в улучшении их работы по культурному обслуживанию населения района [12].

    Отдел культуры осуществляет деятельность по учету, содержанию и охране памятников истории и культуры, разрабатывает и представляет в вышестоящие организации планы развития сети подведомственных учреждений культуры и сметы на их содержание. А также координирует деятельность ведомств и организаций по вопросам развития материальной базы, осуществляет программу по строительству, реконструкции и ремонту зданий библиотек, клубов и других учреждений культуры, координирует состояние техники безопасности и пожарной безопасности, способствует использованию новейших усовершенствований и достижений техники, интересного отечественного и зарубежного опыта.

    Потребность людей в межличностном общении в процессе культурно - досуговой сферы обуславливает существование коммуникативной функции. Система форм, видов и уровней общения настолько разнообразна, что следует вывести эту дефиницию за рамки функции, ибо она является не функцией, а основанием для всех функций культурно - досуговой сферы.

    Итак, все социальные функции культурно - досуговой сферы составляют единое целое и постоянно реализуются в практической работе. Недооценка той или иной функции ведет к принижению роли учреждения культуры, к сужению сферы его влияния на развитие личности.

    ГЛАВА 2 ФУНКЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ СФЕРЕ


    Обладая глубоким гуманитарным содержанием, профессия социально-культурного работника стала неотъемлемой частью образа жизни в большинстве цивилизованных стран.

    Социально-культурную работу правомерно определяют, как организацию личностной, духовной, творческой, общественной, государственной помощи людям.

    Деятельность социально-культурного работника основана на альтруизме и направлена на оказание необходимой поддержки людям, создание перспективы для самовоспитания и саморазвития личности, проявления инициативы и организаторских способностей как взрослых, так и детей.

    В кругу активности социально-культурного работника входит создание оптимальных условий для культурно-досуговой сферы, прогнозирование создания коллективов и развитие личности, планирование и организация всевозможных культурно- воспитательных акций, координация работы учреждений-смежников.

    Социально-культурный работник руководит коллективами и объединениями, регулирует потоки отдыхающих и занимающихся в кружках, контролирует ход выполнения намеченных мероприятий, анализирует позитивные и негативные моменты в деятельности учреждений, отделов, служб и т. п [2].

    Иными словами, социально-культурный работник управляет культурно-досуговой сферы, создает для нее необходимые экономические, материальные и социально-психологические условия, которые помогают ребенку, подростку, взрослому раскрыть возможности, развить способности, самореализоваться, самоутвердиться, найти себя, найти свое место в жизни.

    В формировании профессиональной направленности социально- культурного работника определяющую роль играет комплекс следующих направлений деятельности: художественно-творческая, педагогическая, организаторская с основными ролевыми функциями:

    а) менеджмент и предпринимательство;

    б) реформаторство и инновационность;

    в) посредничество;

    г) лидерство.

    Формирование направлений деятельности культурного работника осуществляется через взаимодействие.

    Художественно-творческая деятельность социально-культурного работника, организатора, руководителя коллектива - это подготовка и исполнение с коллективом и отдельными участниками концертных программ, номеров, проведение клубных вечеров, постановка и показ спектаклей, композиций и многое другое.

    Подбирая репертуар, распределяя роли, социально-культурный работник стремится к высокому художественному результату, но руководствуется, прежде всего, педагогическими целями, такими, как повышение художественной культуры, эстетического потенциала, раскрытие эмоционально-творческих возможностей, развитие исполнительских умений и навыков исполнителей.

    Цель художественно-творческой деятельности социально-культурного работника - создание исполнительского замысла как общей идеи, основной мысли произведения и воплощение его в обобщенном художественном образе с помощью языка музыки, танца, театрализации.

    В процессе учебно-воспитательной деятельности будущий социально-культурный работник присваивает свою общественную сущность объектно и предметно через взаимодействие с предметным миром. Взаимодействие следует рассматривать не только в качестве «специфического детерминанта воли субъекта» [2], но как источник его активности, определяющее условие профессионального становления, поскольку действительность является основным источником возникновения и установления потребностей будущего социально-культурного работника.

    Не отдельно внешние, объективные условия, и не отдельно побудительные мотивы, а их диалектическое единство, проявляющееся во взаимодействии, обуславливает профессиональную подготовку, формирование направлений деятельности будущего социально-культурного работника.

    Вовлекая людей в самодеятельное творчество, организаторы культурно-досуговой сферы, руководители самодеятельных коллективов призваны способствовать развитию личности, приобщению её к высшим ценностям отечественной и мировой культуры и искусства, возрождающимся в российском обществе гуманистическим общечеловеческим идеалам свободы, добра, человеческого достоинства.

    Это главная цель, которая реализуется через конкретные цели деятельности работников культуры: обучение, воспитание, формирование определённых свойств и качеств личности, художественно-творческих исполнительских умений и навыков.

    Труд социально-культурного работника требует наличия интереса, знаний, способностей, развитого воображения, а главное - настойчивости и упорства, т. е. профессиональной направленности. Формирование профессиональной направленности включает: средства деятельности социально-культурного работника - это включение участников в основные виды деятельности человека (труд, учение, игра, сфера досуга).

    Сложности и специфика профессиональной деятельности работника социально-культурной сферы состоит в том, что она представляет, по существу, деятельность специалиста широкого профиля и включает три взаимосвязанные, осуществляемые в неразрывном единстве направления - организаторское, педагогическое, художественно-творческое.

    Эти направления предполагают практическую, методическую, теоретическую деятельность.

    Деятельность социально-культурного работника - это организация творческого процесса; создание, управление коллективом и развитие системы отношений в нем; раскрытие возможностей человека, развитие художественных способностей, духовных качеств личности в процессе творческой деятельности.

    Однако основательная подготовленность к художественно-творческой деятельности не является гарантией успеха в педагогической и организаторской деятельности социально-культурного работника. Нередко художественно одаренный, талантливый социально-культурный работник не может преподавать, не умеет организовать ни педагогический, ни художественно творческий процесс.

    Практические работники часто сетуют на неподготовленность выпускников учебных заведений культуры к организаторской работе, говорят о том, что такие специалисты могут работать только с «готовым» коллективом. Социально-культурный работник должен быть организатором самодеятельного творчества, досуга, воспитания, коллектива. Особенность профессиональной деятельности социально-культурного работника заключается в ее творческом характере и педагогической направленности.

    Творчество является непременным условием и средством достижения желаемого результата, оно составляет сущность деятельности социально-культурного работника. В творчестве наиболее ярко и полно проявляются высшие и лучшие качества личности, её познавательные способности, нравственные стремления и эстетические потребности, продуктивная воля и энергия.

    Творчество произрастает из человеческой духовности, наиболее адекватно проявляется именно в ней. При этом творчество выступает и как определённое состояние духовной жизни человека, характеризующееся определённой мобилизацией духовных сил, их с концентрированностью на решение определённой проблемы [6].

    Следует отметить, что в нашем случае творчество не исчерпывается только художественно исполнительской деятельностью. Педагогическая деятельность социально-культурного работника - это тоже творческий процесс, который не ограничивается применением известных методик, стандартных способов, форм, методов, средств, а требует оригинальных решений.

    Творческий подход к педагогической деятельности особенно важен в сфере свободного времени, в условиях разнородности контингента (по образовательному уровню, социальному составу, общему и профессиональному развитию), когда учесть все факторы, влияющие на формирование и развитие тех или иных качеств личности практически невозможно.

    Неразрывно связанная с педагогической организаторская деятельность социально-культурного работника требует умения быстро принимать верные решения в самых неожиданных, непредсказуемых ситуациях, когда необходимо отказаться от готовых образцов, творчески использовать имеющийся опыт.

    По мнению В. М. Чижикова, если, например, деятельность руководителя вновь организуемого производственного подразделения преследует главным образом производственные цели и направлена на удовлетворение производственных потребностей, то социально-культурный работник в первую очередь должен выявить интересы и потребности людей, вовлечь их в самодеятельное творчество, создать условия для удовлетворения потребностей и самореализации личности члена коллектива [17].

    Под социально-менеджерской деятельностью в сфере культуры, искусства, досуга обычно понимается активное участие в координации действий всех участников социально - культурного процесса.

    Элементы менеджмента частично присутствуют в деятельности любого специалиста социально - культурной сферы. По существу, менеджер выступает в качестве созидательного центра, основного персонажа внутри любой инициирующей группы. Как показывает практика, в России пока недостаточно накоплено опытных знаний и навыков в области менеджмента досуга. Уже поэтому в менеджменте открывается неограниченный простор для свободного творчества, самопроявления, для множества инвариативных форм самореализации менеджерской предпринимательской инициативы.

    Важной ролевой функцией, одним из показателей совершенствования профессиональной направленности, является инновационная деятельность, или реформаторство. Наиболее правильно рассматривать реформаторов как субъектов активного инновационного воздействия в том или ином виде социально-культурной деятельности. Именно к этой категории относятся подвижники, которые на протяжении последних лет были носителями и реализаторами инициатив в социокультурной сфере: движение в защиту памятников истории и культуры, фольклорного, природоохранительного движения, благотворительности. Всякий раз их целевой установкой в социально-культурной сфере остается изменение действующих условий, поиск и осуществление принципиально новых решений культурно-досуговых задач.

    Очень важной ролевой функцией специалиста социально-культурной сферы является посредничество. Роль посредника (в процессе организации концертно-зрелищной, развлекательной деятельности его часто называют администратором или импресарио) в социально-культурной сфере исключительно велика и многогранна. Сущность этой ролевой функции, которая в одинаковой мере может выполняться и социальным работником, и социальным педагогом, и культурологом - организация взаимодействия между творческой личностью, мастером, художником, носителем культурной информации и редких умений, с одной стороны, и аудиторией, публикой, коммерческими структурами - с другой.

    В опытной работе при формировании профессиональной направленности мы придаем большое значение этой ролевой функции, особенность которой состоит в умении на основе дифференцированного подхода к различным социально-демографическим группам населения тонко и точно выстроить формы контакта с ними.

    К сожалению, в течение длительного времени роль импресарио в социально-культурной деятельности была практически неразвита. Сегодня она сводится лишь к попыткам отдельных предприимчивых организаторов, в частности администраторов, антрепренеров, работников малых и совместных предприятий, создать в соответствии с потребностями талантливых исполнителей, мастеров (певцов, музыкантов и т. п.) благоприятные условия для их творческого процесса. Как показала опытная работа, возможности практического использования ролевой функции импресарио в социально-культурной сфере значительно шире.

    Анализ теории и практики социально-культурной работы раскрывает важность проблемы непосредственного общения.

    Непосредственное общение - это не только воздействие человека на человека, а именно их взаимодействие. С нашей точки зрения, третью ролевую функцию целесообразно рассмотреть в тесном контакте с взаимодействием. Взаимодействие следует рассматривать как источник его активности, определяющее условие профессионального становления, поскольку действительность является основным источником возникновения и установления потребностей студента.

    В процессе профессиональной подготовки необходима взаимосвязь восприятия: понимание ценностей, действий. Для этого преподаватель ориентируется на понимание своих студентов, учитывая двухстороннюю форму связи, проявляющейся во взаимодействии. Именно поэтому в современных исследованиях категория взаимодействия утверждается, исходя из понимания личности как социального субъекта, активно взаимодействующего с окружающим миром [3].

    Иначе говоря, взаимодействие выступает сущностной характеристикой учебно-воспитательной деятельности в развитии единства мыслей, чувств и привычек поведения, мотивирующих профессиональное становление личности. По этой причине мы считаем правомерным такой подход к учебно-воспитательной деятельности с позиции решения задач профессиональной направленности, при котором она рассматривается как основной путь реализации взаимодействия.

    Сущностными характеристиками межличностного взаимодействия мы считаем обмен отношениями, обуславливающий взаимовлияние, ведущее к положительному взаимоизменению участников деятельности. Такое понятие взаимодействия позволяет считать его главным условием развития профессиональных качеств личности социально-культурного работника.

    Никакая деятельность не будет организована правильно, если не будет уделено должного значения четвертой ролевой функции (лидерство). Особенности её заключаются в том, что лидерство, как ролевая функция организатора досуга приобретает особую социальную ценность в связи с тем, что в социально-культурной, досуговой сфере центром всеобщего притяжения становится малые группы, камерные формы познавательной, культурно-творческой, рекреационной деятельности.

    Роль лидера как педагога, мастера, наставника не может не опираться на огромную сумму методических знаний, умений и навыков. Целевой установкой лидера-педагога всегда или почти всегда оказывается развитие у конкретной общности людей (детей, подростков, взрослых) творческих способностей, а также методов, с помощью которых эти способности формируются и реализуются.

    Таким образом, не отдельно взятые внешние, объективные условия, и не отдельно побудительные мотивы, а их диалектическое единство, проявляющееся во взаимодействии, обуславливает профессиональную направленность социально-культурного работника.

    Профессиональная деятельность социально-культурного работника протекает в области общественных отношений и отличается чрезвычайным разнообразием решаемых задач. Специфика выполнения ролевых функций (менеджмент, предпринимательство; реформаторство; посредничество; лидерство) требует высокого уровня развития профессиональной направленности.

    В современный период предъявляются повышенные требования к личности социальных работников, в том числе и к студентам, обучающимся в колледже культуры. Все большее внимание уделяется вопросам развития личности будущего специалиста, который должен сочетать в себе глубокую профессиональную подготовку, устойчивые умения и навыки практической работы, определенные черты и свойства личности. Его должны отличать художественная одаренность, творческая активность, инициативность и ответственность, потребность в постоянном обновлении своих знаний.

    Заключение

    Сегодня деятельность учреждений культуры обретает особую актуальность и выдвигает их на ответственные рубежи организации досуга. Именно культурно-досуговая деятельность и учреждения культуры могут обеспечить широкий диапазон и универсальность содержания этой деятельности, создает условия развития личности, их коллективные формы организации и обуславливает взаимодействие различных социальных, культурных групп населения. Понятие «творческая деятельность будущего специалиста» объемно и мно­гогранно. Недостаточно сказать лишь о том, что оно определяется творческой способностью личности будущего специалиста, его творческой активностью, на­выками творчества, т.е. параметрами его творческого потенциала. Оно определяется также его темпераментом, характером, волей и другими особенностями его личности. Так, способность к коммуникации, умение строить отношения с людьми вполне вписывается в представление о творческой деятельности, осо­бенно – в контексте социально- культурной сферы.

    Творческий потенциал как социально значимое качество человека является одной из важнейших характеристик личности человека как члена того или иного общества людей, творческой личности.

    Развитие творческого потенциала будущих специалистов социально-куль­турной деятельности – это процесс освоения ценностей культуры и приобретения на этой основе устойчивой мотивации на становление себя как «человека куль­туры», т. е. человека свободного, творчески мыслящего, духовно богатого Развитие творческих способностей в данной сфере невозможно без обеспе­чения свободного выхода создателей социально-культурных ценностей на потре­бителей. Такое обеспечение организуется средствами менеджмента в социально-культурной деятельности. При этом от менеджера требуется такая же фантазия и креативность, как и от художника или артиста, т.е. создателя социально-культур­ных ценностей, однако дополненная знаниями в сфере управления. Представляется, что основа эффективного управления в социально-куль­турной сфере должна опираться на проектный метод, который используется в первую очередь разработчиками программного обеспечения. Суть этого метода в формировании команды исполнителей, команды проекта, каждый член, который является самостоятельной творческой личностью, реализующий свой потенциал в общих интересах в соответствии с общей идеей проекта.





    Список источников и литературы




    1. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность / Г.А. Аванесова. - М.: Академия, 2018. - 234с.

    2. Абульханова-Славская, К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности / К. А. Абульханова-Славская. - В сб.: Психология формирования и развития личности. - М.; Наука, 1981. - С. 19-45

    3. Арутюнян, Г. А. Самоопределение / Г. А. Арутюнян. - Ереван: Луис, 1988. - 214 с.

    4. Бакланова, Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры / Н.К. Бакланов. - М.: МГУК, 2014 .-218с.

    5. Воловик, А. Ф. Педагогика досуга / А. Ф. Воловик, В. А. Воловик. - М.: Флинта, 2018. – 240 с.

    6. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика-Пресс, 1986. - 527 с.

    7. Григорьева, Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности: Учебное пособие / Е.И. Григорьева. - Тамбов: ТГУ им. Державина, 2018. - 284с.

    8. Грушин Б. Творческий потенциал свободного времени. – М: Профиздат, 2018. – 218с.

    9. Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях / И.Н. Ерошенкова. - М.: Проспект, 2019. – 191с.

    10. Ерошенков, И.Н. Работа клубных учреждений с детьми и подростками/ И.Н. Ерошенкова. - М.: Академия, 2018. - 130 с.

    11. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности // А.Д. Жарков. - М.: Профиздат, 2015. – 281с.

    12. Киселева, Т.Г. Основы социально-культурной деятельности / Т.Г. Киселева. - М.: Сфера, 2019. – 481с.

    13. Клюско, Е.М. Культурно-досуговая деятельность населения России / Е.М. Клюско. – СПб.: Питер, 2019. - 294с.

    14. Культурно-досуговая деятельность /под ред. А.Д. Жаркова. - М.: «МГУКИ», 2018. – 281с.

    15. Стрельцов, Ю.А. Культурология досуга: Учебное пособие / Ю.А. Стрельцов. - 2-е изд. - Москва: МГУКИ, 2003. - 296с.

    16. Тульчинский, Г.Л. Технология менеджмента в сфере культуры: учеб. пособие. - СПб. 1996. - 191 с.

    17. Чижиков, В. М. Специалист культуры и досуга нового тысячелетия / В. М. Чижиков. - М.: Наука, 2018 - 240 с.


    написать администратору сайта