Главная страница

Грюневальд. Творчество Грюневальда


Скачать 31.7 Kb.
НазваниеТворчество Грюневальда
Дата24.06.2022
Размер31.7 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаГрюневальд.docx
ТипКонтрольная работа
#613725

Ростовская государственная консерватория (академия) им. С.В. Рахманинова


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«ИСТОРИЯ ИСКУССТВ»
Тема: «Творчество Грюневальда»


Выполнила: студентка III курса ф-та ОСИ

Ермоленко Э.Е.

Ростов-на-Дону

2020

Содержание:


Введение…………………………………………………………………. 3
1. Биография…………………………………………………………….. 4
2. Творчество……………………………………………………………. 6
2.1 «Поругание Христа»…………………………………………........... 8
2.2Геллеровский алтарь……………………………………….................9
2.3 Алтарь братства св. Антония или Изенхеймский алтарь…............10
Заключение…………………………………………………………….... 11
Список источников……………………………………………………... 12


Введение


С XIV века, на территориях, лежащих к северу от Италии, происходили перемены культурно-социологического характера: на смену церкви в качестве главного заказчика произведений искусства пришли светские меценаты. Нидерланды, как центр искусства, стали оттеснять искусство поздней готики при французском дворе.
С появлением портрета светская, индивидуализированная тема стала впервые главным мотивом живописи. Жанровые картины и натюрморты совершили свой прорыв в искусстве лишь в период нидерландского барокко XVII века. Буржуазный характер ранней северной живописи говорит о наступлении Нового времени. Всё чаще заказчиками помимо дворянства и клира выступала богатая знать и купечество. Человек на картинах больше не идеализировался. Перед зрителем предстают настоящие люди со всеми своими человеческими недостатками. Морщины, мешки под глазами, — всё без прикрас натурально изображалось на картине. Святые больше не обитали исключительно в храмах, они входили и в дома горожан.
В Германии в это время расцвет культуры не был таким ограниченным, как в Италии. Развиваясь одним целым с европейским Возрождением, но германское искусство чаще искало свой путь развития. В отличии от остального Северного Возрождения, где искусство становится светским, в Германии религиозные темы все еще господствуют в искусстве. Поэтому огромную роль играли местные художественные традиции. Писатели- мистики XIII – XIV веков дали богатый материал художникам последующих двух столетий.
Сложность эпохи, порождавшей контрасты и крайности в области культуры и искусства, быть может, сильнее всего сказывается в творчестве Маттиаса Грюневальда, замечательного мастера, одного из крупнейших живописцев Германии. На первый взгляд может показаться, что искусство Грюневальда по своему идейному содержанию, равно как и по художественным качествам, лежит вне основного пути развития европейского Возрождения.
Однако в действительности это не так. Подобное впечатление вызвано тем, что творческий метод Грюневальда резко отличен от стиля современного ему итальянского искусства и от классических тенденций. Но в то же время произведения, созданные Грюневальдом, следует оценить как характернейшее и, быть может, наиболее национально самобытное явление немецкого Возрождения.
Грюневальд стремится к решению главных проблем своего времени, и прежде всего – к возвеличиванию средствами искусства мощи человека и природы. Но он идет при этом иным путем. Определяющим свойством его искусства служит неразрывная, кровная связь с духовным прошлым немецкого народа и с психологией современного ему человека из низов. Именно поэтому Грюневальд ищет ответа на злободневные вопросы исключительно в сфере искони привычных и понятных народу религиозных образов, которые он трактует не в плане ортодоксальной церковности (старой католической или новой протестантской), а в духе мистических ересей, вышедших из недр народной оппозиции.
1. Биография
Маттиас Грюневальд (настоящее имя Маттиас Готхарт Нидхардт, нем.Matthias Grünewald, Mathis Gothart-Nithart; Вюрцбург,1470или1475—Галле1528)—– немецкий живописец, крупнейший мастер эпохи Возрождения, последний великий художник северной готики.
Эпитеты «таинственный» и «загадочный» стали неотъемлемой принадлежностью имени Грюневальда. Еще в конце ХIХ века, его имя даже не было известно, а многие его произведения приписывались Альбрехту Дюреру,хотя его творческая манера была совершенно иной. Мы знаем о его жизни меньше, чем о ком-либо из его великих современников. Реальная, опирающаяся на факты биография Матиса Нитхарта, начинается с 1504 года. К этому времени относится запись о выплате денег в связи с выполненным им в Ашаффенбургском замке заказом. Современники чаще всего и называли его «мастер Матис из Ашаффенбурга», но нотариальный акт, документ, должный быть безукоризненно точным, говорит о «Матисе Нитхарте из Вюрцбурга». Этот город, ни разу не встречающийся в творческой биографии художника, и следует, видимо, считать местом его рождения.В Вюрцбурге данных о родителях художника не обнаружено; дату его рождения можно определить лишь приблизительно.
Учился Матис Нитхарт, предположительно, у Гольбейна Старшего в Аугсбурге и Франкфурте-на-Майне (кон. 1490-х), возможно, побывал в Нидерландах (1501). В Ашаффенбурге, резиденции Майнцского архиепископа Уриэля фон Геммингена, Матис Нитхартуже работал, во всяком случае, с 1504 года сохранилось не более десятка его произведений, из которых главное — «Изенгеймский алтарь». В своем творчестве с беспредельной эмоциональной силой выразил трагический накал и возвышенный мистический спиритуализм эпохи, связанный с идеологией народных низов и ересями, исполнено драматической силы, напряжения, динамизма.
В 2002г. были опубликованы результаты исследования искусствоведа Карла Арндта, в соответствии с которыми художник носил имя Готхарт и фамилии Нитхардт. На это указывает и его монограмма «M.G.N» (MathisGothartNithart). Именем Матиас Грюневальд, под которым Готхарт Нитхардт вошёл во всемирную историю искусства, художник обязан биографу Йоахиму фон Зандрарту, который в сочинении «Немецкая академия», по всей видимости, спутал Готхарта Нитхардта с другим художником, работавшим на рубеже XIV—XV вв. в городе Зелигенштадт недалеко от Франкфурта. Вплоть до XX века книга Зандрарта оставалась, по сути, единственным источником сведений о Грюневальде. Наиболее интересное указание относится к тому, что Грюневальд имел какую-то связь с крестьянскими восстаниями и за свои симпатии к революционному движению в 1526 году был уволен со службы.
Эти скупые сведения лишь не так давно стали дополняться новыми источниками, хоть в какой-то степени обрисовав канву жизни мастера и круг его произведений.

2.Творчество

В немецкой живописи поры Северного Возрождения Грюневальд представляет начало, связанное с мистическими движениями, с глубоко личным, субъективным переживанием христианских ценностей, с остроэмоциональным восприятием и трактовкой евангельских событий, соотносимых с современной ему действительностью — трагической историей Германии на переломе от Средневековья к Возрождению, от традиционного католицизма к новому истолкованию христианства, выдвинутому в начале XVI в. деятелями Реформации.
До нашего времени дошло мало работ Грюневальда — всего десять произведений, из которых одни представляют собой многостворчатые алтари, другие — сохранившиеся фрагменты алтарных композиций и отдельные одночастные картины. Также уцелело порядка 35 рисунков, сделанных его рукой. В последнее время было не только открыто настоящее имя художника, но и сделано немало удачных попыток проследить перипетии его жизненного и творческого пути на фоне исторической панорамы того бурного времени.
В свете сохранившихся документов Грюневальд представляется человеком широкой эрудиции и многосторонней одарённости, типичным представителем интеллигенции эпохи Возрождения. Наряду с наукой его волновали проблемы религии, философии и общественного устройства. Его искусство пронизано глубочайшей человечностью, живым состраданием к человеческим мукам, неисчислимым страданиям, которые он видел кругом. На его глазах прошло восстание «Башмака», Великая Крестьянская война, Реформация— первая революция в Европе, потрясшая сознание людей и весь феодальный мир, и вместе с тем он стал свидетелем кровавых расправ с восставшим людом.
Начало творческого пути Грюневальда относится к первым годам XVI в., когда были созданы два близких друг другу произведения - Распятия (ок. 1502, Базель, Художественный музей; ок. 1505, Вашингтон, Нац. галерея) и Поругание Христа (ок. 1505, Мюнхен, Старая пинакотека). В этих ранних работах уже определились характерные черты искусства Грюневальда: трагическое восприятие жизни, выразившееся в острой, иногда почти гротескной экспрессии образов, почти безжалостной откровенности, с которой изображено испещренное ранами тело Христа, и исключительная яркость дарования живописца, извлекающего эмоциональную мощь из всплесков ослепительно белых, красных, синих тонов. Самой значительной работой Грюневальда является монументальный многостворчатый алтарь церкви монастыря Св. Антония в Изенгейме (1512—1515, Кольмар, музей Унтерлинден), не имеющий равных в немецком искусстве по сложности замысла и полифоническому богатству его воплощения.
Следующий период деятельности художника связан с работой при дворе архиепископа Альбрехта Бранденбургского, могущественного прелата, пытавшегося в канун Реформации привлечь на свою сторону одну из влиятельных сил Германии — имперское рыцарство. Возможно, это нашло отражение в великолепной работе живописца — алтаре Встреча св. Эразма и св. Маврикия (ок. 1516—1517, Мюнхен, Старая пинакотека), написанном по заказу Альбрехта Бранденбургского, изображенного в картине под видом св. Эразма. Программа и характер заказа могли определить общее решение алтаря, выделяющегося и монументальностью, мужественной силой образов, и живописным блеском, трактовкой вымышленной встречи епископа и чернокожего воина как праздничной церемонии, поражающей воображение богатством одежд, блеском драгоценных камней, сиянием металлических доспехов. В конце 1510-х — 1520-е Грюневальд снова обращается к темам и образам Изенгеймского алтаря, разрабатывая их в Штуппахской Мадонне (1517—1519, Штуппах, приходская церковь), входившей в состав Ашаффенбургского алтаря, трагическом Распятии Таубербишофсгеймского алтаря (1522—1523, Карлсруэ, Кунстхалле). Мотивы ранних работ воскресают и в написанном на обороте этой композиции Несении креста. Известно также довольно большое количество рисунков Грюневальда (около сорока), техника которых не совсем обычна для немецкого искусства той поры. Они исполнены итальянским карандашом на тонированной бумаге, иногда с добавлением акварели и белил, в широкой, даже размашистой живописной манере.
2.1 «Поругание Христа»(1505).
Эта картина относится к числу ранних творений художника, датируется приблизительно 1505 г. и служила эпитафией Аполониифон Кронберг, сестре рыцаря Иоганна фон Кронберга, служившего управляющим резиденцией архиепископа Майнцского в Ашаффенбурге. Мастер Нитхарт работал там в качестве придворного художника и «водяных дел мастера», инженера-гидравлика, как назвали бы эту специальность сейчас.
«Поругание Христа» представляет собой редко встречавшийся до этого иконографический сюжет. В Евангелии рассказывается, что после предательства Иуды в Гефсиманском саду стражники привели Христа в дом первосвященника Кайафы и всю ночь глумились над ним. Издеваясь над его пророчествами, они надели на его глаза повязку и, ударяя по лицу, требовали узнать, кто бил. Грюневальд представляет Христа в образе человека, исполненного величавой кротости и терпения. Ужас циничного надругательства и бесчеловечности, казалось, воплощён Грюневальдом в самом колористическом строе произведения. Живописное решение призвано произвести сильное волнение в душе зрителя своей намеренной резкостью, напряжённостью, холодными, высветленными тонами, их диссонансами. Грюневальд мыслит как живописец, открывая эмоциональную значимость колорита, его способность быть носителем стихии чувств. В этом смысле кажется возможным влияние на Грюневальда великого нидерландцаГуго ван дер Гуса, скончавшегося за десятилетие до работы Грюневальда в Красном монастыре близБрюсселя. В картине видна фигураИосифа из Аримафеи, пытающегося уговорить сжалиться мордастого стражника, и скорбное лицо другого человека, взявшего с мольбой того же стражника за плечо. Сутолока фигур усугубляется беспокойством цвета, и всё это сопровождается резкими звуками флейты и ударами барабана, исторгаемыми человеком, стоящим в глубине слева. Будучи эпитафией, эта картина должна была примирить людей со смертью и скорбью. Страдание Христа своим примером снимало остроту душевной боли.
2.2Геллеровский алтарь.
Немногое мы знаем и о заказчиках первых его картин. В 1509, после бесконечных отсрочек, во Франкфурт прибыла большая алтарная картина Альбрехта Дюрера «Вознесение Марии». Боковые створки были выполнены его же учениками в Нюрнберге. Заказчиком этого алтаря был богатый франкфуртский купец Якоб Геллер, алтарь должен был служить эпитафией Геллеру и его жене Катарине Мелем по их смерти. Зандрарт упоминал выполненные Матисом из Ашаффенбурга гризайлью четыре створки алтаря с наружной стороны — неподвижные его части, которые видны, когда алтарь закрыт. На створках святые — целители Лаврентий, Кириак, Елизавета и Люция. В живописи створок Геллеровского алтаря несомненно отразилось духовное кредо художника, как и напряженная атмосфера его времени, заряженная током новых духовных исканий. Движения, повороты голов, жесты рук святых порывисты, силуэты описаны нервными и трепетными линиями, краски полыхают, сама живописная материя взбудоражена и взвихрена, во всем чувствуется экстремальность, рождающая впечатление мистического озарения, экстатического видения.На створках Геллеровского алтаря впервые встречается усложненная монограмма художника: сплетенные M и G и отдельно стоящая N. Следовательно, уже в эти годы художник стал пользоваться наряду со своей настоящей фамилией, еще и прозвищем Готхарт. В посмертной описи имущества Нитхарта упоминается жалованная грамота о дворянстве. Скорее всего, присвоение ему второго имени связано с актом возведения его в дворянское достоинство — архиепископ как курфюрст имел на это право.
Живописец, строитель, гидромеханик. Почти одновременно с написанием створок алтаря, или, может, чуть раньше, в 1509-10 гг. соборный капитул города Майнца ведет с Нитхартом переговоры как со специалистом по водяным сооружениям, о строительстве водопровода и фонтана в замке Клопф-ам-Бинген, вблизи Майнца. Так мы узнаем еще об одном призвании Нитхарта — он гидромеханик. Служба при дворе Уриэля фон Геммингена была связана как с работой живописца, так и с обязанностями руководителя строительства архиепископского дворца в Ашаффенбурге. Еще при жизни Геммингена и, видимо, с санкцией своего покровителя, Грюневальд отправляется в Изенгейм, чтобы выполнить заказ братства св. Антония.

2.3 Алтарь братства св. Антония или Изенхеймский алтарь (1512-1515).

Монастырь в Изенгейме был основан орденом братьев св. Антония в 1298 г. на землях Базельского епископства. Покровителем ордена считался Антоний Великий. Св. Антоний излечивал от антонова огня (народное название гангрены). Кроме святого Антония в монастырях чтили также Иоанна Предтечу и св. Себастьяна. Первый был патроном родственного ордена иоаннитов (мальтийских рыцарей) и считался целителем эпилепсии, второй особенно почитался как защитник при эпидемии чумы.
Изенхеймский алтарь. 1510-515. Музей Унтерлиден.

Распятие Христа воспринимается как катастрофа вселенского масштаба, Его смерть — как трагедия человеческой истории. К «Распятию» направлялись все взоры молящихся, святые Антоний и Себастьян, величественные и благостные, взывающие к благочестию и дающие исцеление силой Христа, указывали на Него. А ниже, у подножия алтаря, лежало уже снятое с креста мертвое тело Спасителя перед положением Его во гроб. В час же праздничной воскресной мессы открывалась другая часть алтаря — раскрывшиеся створки являли чудо небесной радости на земле: хор ангелов славил Марию, держащую младенца Христа на руках — небеса изливали потоки света, природа расцветала невиданными цветами, ангелы и херувимы, окруженные чуть брезжащим светом играли на музыкальных инструментах свои гимны. Слева, на боковой створке, в готическом зале была изображена сцена Благовещения: испуганная Мария отпрянула от книги, ангел в полыхающем киноварном плаще как ветер — Дух Святой — несет ей весть богоизбранничества. Справа — слепящее сиянием, подобно сгусткам пламени, Преображение Господа. Внизу та же сцена оплакивания напоминала о божественной жертве Христа. И лишь немногие, в присутствии собравшихся членов совета ордена, могли созерцать раскрывшуюся третью пару створок алтаря — на троне, в человеческий рост, изваянный из дерева, восседал сам св. Антоний Великий с атрибутами и знаками достоинства. Над ним простирался навес из тонкого золоченого резного кружева с символами четырех евангелистов. Слева был изображен св. Августин в епископском облачении, справа — в кардинальских одеждах св. Иероним. По сторонам от них, на обороте створок с «Прославлением Мадонны», находились еще две картины, пугающие натуральностью бесовских видений «Искушение св. Антония» и «Беседа св. Антония с Павлом Пустынником».
Заключение
Искусство мастера Матиса Нитхарта, каким оно представлено в его неоспоримых произведениях, во всех смыслах, исключительно. Не столько потому, что оно было совершенно изолированным, как творчество Госсарта в Нидерландах или Мазаччо в Италии, близких ему по духу, сколько потому, что Грюневальд ничего не заимствовал у других художников, за исключением лишь Гольбейна Старшего, и почти не имел последователей. Зандрарт называет его учеником Дюрера. Однако все эти художники не оказали на него определяющего влияния. Грюневальд не создал школы, нам не известны его ученики или подражатели. По мнению Э.Румера, последователями Грюневальда можно считать скульпторов и ювелиров, вдохновленных картиной «Встреча св. Эразма и Маврикия», а также, вероятно, нескольких художников и граверов, авторов тех или иных отдельных произведений, таких, как рисунки, найденные в Марбурге. Экспрессия Грюневальда, магия освещения и палитры, мистическое сияние его картин, или, наоборот, «отравленная» сине-зеленая безнадежность, характерная для некоторых его образов, — эти черты свойственны незаурядной личности, выходящей за рамки определенных традиций.


Список используемых источников:

1. Свободная энциклопедия. Википедия. http://ru.wikipedia.org/

2. Интернет ресурс Старатель.сom, http://www.staratel.com/reness/grunevald/main.htm

3. Немилов А. Грюневальд. М., 1972;

4. Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. Редактор Л. П. Анурова. 200

5. Zulch W. K. Grunewald. 2 Aufl., Leipzig, 1954;

6. Vogt A. M. Grunewald. Zurich; Stuttgart, 1957;

7. Hutt W. Mathis Gothardt-Neithardt, genannt "Grunewald". Leipzig, 1968;

8. Fraenger W. Matthis Grunewald. Dresden, 1983.


написать администратору сайта