кк. Юлия Друнина. Творчество писателейфронтовиков и поэтовфронтовиков Великой Отечественной войны
Скачать 51 Kb.
|
Сочинение на тему: Творчество писателей-фронтовиков и поэтов-фронтовиков Великой Отечественной войны. Ежегодно Россия отмечает День Победы над фашизмом, а в этом году уже семьдесят шесть лет со дня Победы. В произведениях, созданных в эти годы, запечатлен подвиг народа, его высшая духовность и патриотизм. Полторы тысячи только московских литераторов ушли на фронт политруками, корреспондентами фронтовых газет, офицерами и рядовыми. Так поступили известные литераторы: М.Шолохов, К.Симонов, А.Гайдар и многие другие. Война же родила новое поколение писателей и поэтов. Один из этого поколения – поэт Николай Старшинов, написавший к сорокалетию Победы: «Вспомнилось мне, как на разбитых фронтовых смоленских дорогах переписывали мы стихи К.Симонова «Жди меня, и я вернусь», как пели на привалах песню А.Суркова «Бьётся в тесной печурке огонь», а в железном солдатском строю – великую песню В.Лебедева-Кумача «Священная война». А ещё любимы были «На солнечной поляночке» А.Фатьянова, «Вася-Василек» С. Алымова – песни, несмотря на суровый солдатский быт, зажигающие своим весельем и удалью». Лирика Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет – выдающееся явление в истории нашей литературы. Это правда. Но правда то, что юные поколения последних лет мало или почти ничего не читают о Великой Отечественной войне, о жизненных испытаниях и подвигах своих дедов и прадедов. Я расскажу о поэтессе Юлии Владимировне Друниной. Тема Великой Отечественной войны стала главной в творчестве Друниной, точкой отсчета и мерилом нравственности. По ее стихам можно проследить историю всей войны: эвакуацию из Москвы в октябре тысяча девятьсот сорок первого, горящие города, жизнь на передовой, в окружении, в штрафном батальоне, смерть в бою, в госпитале. Юлия Друнина принадлежит к поколению, юность которого проходила испытание на зрелость на фронтовых дорогах Великой Отечественной войны. «Удивительное поколение! Спасение челюскинцев, тревога за плутающую в тайге Марину Раскову, покорение северного полюса, Испания – вот чем жили мы в детстве. И огорчались, что родились слишком поздно… Вместе с мальчишками мы, девчонки, сдавали норму «Ворошиловского стрелка», прыгали с парашютных вышек. Вполне закономерно, что в трагическом сорок первом мы стали поколением добровольцев…. Когда началась война, я ни на минуту не сомневалась, что враг будет молниеносно разгромлен; боялась только, что это произойдет без моего участия, что я не успею попасть на фронт». Она успела. Семнадцатилетней выпускницей одной из московских школ она, как и многие её сверстники, добровольно ушла на фронт бойцом санитарного взвода. Это был страшный тысяча девятьсот сорок первый год. Был строг безусый батальонный, Не по-мальчишески суров. …Ах, как тогда горели клены!- Не в переносном смысле слов. Измученный, седой от пыли, Он к нам, хромая, подошел. Из воспоминаний поэта Николая Старшинова. «В её характере наиболее яркими чертами были решительность и твердость. Если уж она что решила, ничем её не собьешь. Никакой силой. Это особенно проявилось, когда она уходила на фронт. Их семью тогда эвакуировали из Москвы в Тюменскую область, они едва успели кое-как там устроиться, и родители – школьные учителя- были категорически против этого её шага. Тем более единственный ребенок в семье, да ещё очень поздний: отцу тогда было уже за 60». Я ушла из детства в грязную теплушку, В эшелон пехоты, в санитарный взвод. Дальние разрывы слушал и не слушал Ко всему привыкший 41-ый год. Так сказала она о себе в тысяча девятьсот сорок первом году. И позднее в её стихах будет звучать этот мотив ухода из детства, а огонь войны, из которой она не возвращалась даже через годы и десятилетия. Говорят, «у войны – не женское лицо». Но целые полки – связи, ночных бомбардировщиков, дорожных регулировщиков – состояли из женщин. На самой страшной войне двадцатого века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, кормила и обстирывала армию, а и стреляла из «снайперки», бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку. Только по мобилизации комсомола в армию было направлено около пятисот тысяч девушек, они служили в действующей армии. Всего за годы войны на фронте служило свыше восьми сотен тысяч женщин. Вся эта армия жаждала голоса своего поэта. Таким голосом, таким поэтом стала Ю. Друнина. Мучаясь в госпитале с тяжелым ранением, от боли и бессонницы, от жалости и любви к погибшим товарищам, написала она стихотворение, уже давно вошедшее в народную память о войне: Я только раз видала рукопашный. Раз – наяву. И тысячу – во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне. Из воспоминаний Старшинова: «…На войне Юля была медсестрой, санитаркой в пехоте, самом неблагоустроенном роде войск, и не где-нибудь в госпитале, а на самой передовой, в пекле, где приходилось некрепкими девичьими руками вытаскивать тяжелых раненых. Смертельная опасность и тяжкий труд вместе. В общем, намучилась и насмотрелась». Четверть роты уже скосило… Распростертая на снегу Плачет девочка от бессилья, Задыхается: «Не могу!» Тяжеленный попался малый, Сил тащить его больше нет… В этих нелегких военных буднях к девчатам на фронте и к Юлии приходит чувство любви. Ко мне в окоп сквозь минные разрывы Незваной гостьей забрела любовь. Не знала я, что можно быть счастливой У дымных Сталинградских берегов. Мои неповторимые рассветы! Крутой разгон мальчишеских дорог. Опять горит обветренное лето, Опять осколки падают у ног. Из воспоминаний Николая Старшинова: «В газетах того времени нередко писалось, что поголовно все выздоравливающие из госпиталя рвались обратно на фронт. Увы, не все. Я помню, как при мне двое контуженных симулировали потерю речи, чтобы не возвращаться в этот ад… А Юля дважды туда ходила добровольцем. Её тяжело ранили, осколок прошел буквально в двух миллиметрах от сонной артерии. Но, едва поправившись, она опять рванула на передовую. Только после второго ранения её списали вконец». Большое место в жизни Юлии Друниной занимал её второй муж – кинодраматург с мировым именем Алексей Яковлевич Каплер. Относился он к ней очень трогательно – был ей и мамкой, и нянькой, и отцом. Ходил по магазинам. Да и почти все другие заботы по быту брал на себя. Но самое главное - была большая любовь и был широкий круг друзей, в который он её ввел. Ты – рядом, и все прекрасно. И дождь, и холодный ветер. Спасибо тебе, мой ясный, За то, что ты есть на свете. Спасибо за эти губы, Спасибо за руки эти. Спасибо тебе, мой любимый, За то, что ты есть на свете. Многие стихи и поступки Юлии Друниной хранят отблеск яркой личности Алексея Яковлевича Каплера. Писатель Марк Соболь однажды сказал Юлии Владимировне: «Он стянул с тебя солдатские сапоги и переобул в хрустальные туфельки». Она, смеясь, подтвердила. Как мы чисто, Как весело жили с тобой! Страсть стучала в виски, Словно вечный прибой. И была ты, любовь, Полыхающим летом, Пьяным маком И огненным горицветом. А.Я. Каплера не стало в тысяча девятьсот семьдесят девятом году. В тысяча девятьсот восемьдесят восьмом Юлия Владимировна выпустила двухтомник стихов прозы с посвящением ему – своему учителю и другу. Из воспоминаний Николая Старшинова: «Среди поэтов фронтового поколения она была едва ли не самым неисправимым романтиком. А романтика эта не очень-то вписывалась в новую наступавшую жизнь – прагматичную и жестокую. Переоценивались былые ценности, осуждалось не только дурное, но и доброе, хорошее, что было за годы советской власти. Меня эта огульная клевета беспокоила. А Юлю с её взрывной эмоциональностью – тем более. Человек она была светлый и глубоко советский. Болезненно переживала начавшийся распад Советского Союза. Словно кровную обиду воспринимала постоянные нападки на нашу армию, немедленно вступала в яростные споры. Ненавидела всякие заседания и совещания, но выдвинула свою кандидатуру в депутаты Верховного Совета СССР с целью защиты всего, что ей было дорого. А когда поняла, что ничего реального сделать невозможно, вышла из депутатов со свойственной ей решимостью…» Не случайно одно из последних стихотворений Ю.В.Друниной начинается так: «Безумно страшно за Россию…» В хмурый, зябкий осенний день – двадцатого ноября тысяча девятьсот девяносто первого года года – поэтесса Юлия Друнина ушла из жизни. «Да, ты ушла. Со смерти взятки гладки. Звучат других поэтов голоса. Иные голосистей. Правда это. Но только утверждаю я одно: И самому горластому поэту Твой голос заглушить не суждено. Твой голос - тихий, как сердцебиенье. В нем чувствуется школа поколений, Науку скромности прошедших на войне – Тех, кто свою «карьеру» начинали В сырой землянке – не в концертном зале. И не в огне реклам – в другом огне.» Эти строки написала Юлия Друнина о поэтессе Веронике Тушновой, но они и о ней самой. Некоторые произведения поэтесса писала в честь героев. Одно из таких произведений, это Стихотворение -“Зинка”. "Мы легли у разбитой ели. Ждем, когда же начнет светлеть. Под шинелью вдвоем теплее На продрогшей, гнилой земле. – Знаешь, Юлька, я – против грусти, Но сегодня она не в счет. Дома, в яблочном захолустье, Мама, мамка моя живет. У тебя есть друзья, любимый, У меня – лишь она одна. Пахнет в хате квашней и дымом, За порогом бурлит весна..." Этот отрывок из стихотворения посвящен старшему сержанту медицинской службы Зинаиде Александровне Самсоновой. В ходе Калинковичско-Мозырской операции двадцать седьмого января тысяча девятьсот сорок четвертого года в сражении за деревню “Холм” старший сержант Зинаида Самсонова героически погибла от вражеской пули немецких солдат. Она пыталась вынести раненого солдата с поля боя. После смерти была похоронена в братской могиле в селе Озаричи. В стихотворении поэтесса подчеркивает оптимизм Зинки. Также тут четко описывается подвиг санинструктора. Героически хотела спасти солдат, но сама попала под обстрел и вскоре скончалась. Сотни, а то и тысячи произведений были созданы во время Великой Отечественной войны. Поэты добровольно шли на войну, чтобы написать произведение о войне. Без их произведений, мы бы не узнали всего того, что пережили люди на войне. В своих произведениях они писали о многих военных событиях Война сделала из неё настоящего поэта. Ю.Друнина опубликовала около 30 поэтических сборников. Спектр проблем и тем, волновавших Ю.Друнину, очень разнообразен. Она проповедует такие общечеловеческие ценности, как доброта, милосердие, гуманность; осуждает подлость, предательство; пишет о любви, дружбе, верности. Все это привлекает сердца читателей, в том числе и молодых. В произведениях мы можем прочитать о подвигах бесстрашных людей, которые с криками бросались в бой. Открывая одно из произведений такого жанра, мы полностью погружаемся в прошлое. Читая произведения о войне, мы можем узнать больше о каких-либо событиях. Стихотворения о Великой Отечественной Войне не теряют свою актуальность. Эти стихи много значат для русского народа. Многие поэты умерли во время войны и не смогли продолжить свое творчество, но они оставили большой след в русской литературе. Я считаю, что таких людей можно назвать героями. Мне очень нравится творчество Юлии Друниной, оно пронизывает душу и воплощает ту атмосферу, царившую во время Великой Отечественной войны. Список литературы: 1. Друнина Ю.В. Не бывает любви несчастной. 2. Друнина Ю.В. Избранные произведения в 2-х томах.- М, 1997. 3. Друнина Ю.В. Мир до невозможности запутан.- М.,1997. 4. Друнина Ю.В. Память сердца.- М., 2003. 5. Старшинов Н. Лица, лики и личины. Литературные мемуары. – М., 1994. |