Главная страница
Навигация по странице:

  • Ученик (исполняющий роль Н.С.Гумилёва)

  • Ученик – литературовед

  • Примерные вопросы, составленные учениками – корреспондентами

  • Прослушать стихотворение «Жираф» и его краткий анализ-впечатление.

  • Творчество Гумилева и традиции русской литературы.

  • Творчество Гумилева и мировое искусство

  • 2 этап творчества Выходят двое учащихся, читают наизусть стихотворения «Отравленный» и «Война»

  • Чтение наизусть и анализ стихотворения «Память»

  • - от внешней яркости и декоративности к предельной простоте и глубокому содержанию; - от постижения пространства земного к постижению духовной сущности человека;

  • - при значительном изменении содержания многие элементы формы остаются почти неизменными.

  • поэт. Учитель. Ученик (исполняющий роль Н. С. Гумилёва)


    Скачать 32.54 Kb.
    НазваниеУченик (исполняющий роль Н. С. Гумилёва)
    Дата15.03.2022
    Размер32.54 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаУчитель.docx
    ТипЗадача
    #397885

    Учитель: Серебряный век ушёл, запечатлённый в фотографиях, дневниках, музыке, живописных полотнах, манифестах, письмах, стихах…Попытаемся оживить его. Представьте: вы, журналисты, присутствуете на пресс-конференции талантливого русского поэта, одного из основателей акмеизма – Н.С.Гумилёва. Ваша задача – слушать, думать, делать записи, задавать вопросы – ответит на них сам Н.С.Гумилёв в лице (фамилия ученика, исполняющего роль Гумилёва) и наша современница, литературовед (фамилия ученицы), изучающая творчество Н.С.Гумилёва.

    Итак, о себе расскажет сам поэт.

    Ученик (исполняющий роль Н.С.Гумилёва): Я, Николай Гумилёв, родился 3 апреля 1886 года в Кронштадте, бурной штормовой ночью. По семейному преданию, старая нянька предсказала, что у меня будет бурная жизнь. Она была пророчицей, моя нянька; правда, понял я это не сразу.

    С детства я ненавидел свою фамилию - Гумилёв, что значит «смиренный». Я жил вопреки всякому смирению! Когда мы, царскосельские мальчишки, играли в индейцев, я всегда был вождём. Брат Виктор однажды сказал: «Старшие ребята не подчинятся тебе…». «А я упорный, я заставлю!» – ответил я.

    Ученик:

    На полярных морях и на южных,
    По изгибам зелёных зыбей,
    Меж базальтовых скал и жемчужных
    Шелестят паруса кораблей.
    Быстрокрылых ведут капитаны-
    Открыватели новых земель,
    Для кого не страшны ураганы,
    Кто изведал мальстремы и мель.
    Чья не пылью затерянных хартий – 
    Солью моря пропитана грудь,
    Кто иглой на разорванной карте 
    Отмечает свой дерзостный путь
    И, взойдя на трепещущий мостик, 
    Вспоминает покинутый порт,
    Отряхая ударами трости 
    Клочья пены с высоких ботфорт,
    Или, бунт на борту обнаружив,
    Из – за пояса рвёт пистолет,
    Так что сыпется золото с кружев,
    С розоватых брабантских манжет.
    Пусть безумствует море и хлещет, 
    Гребни волн поднялись в небеса – 
    Ни один пред грозой не трепещет,
    Ни один не свернёт паруса.
    Разве трусам даны эти руки,
    Этот острый. Уверенный взгляд,
    Что умеет на вражьи фелуки 
    Неожиданно бросить фрегат,
    Меткой пулей, острогой железной
    Настигать исполинских китов
    И приметить в ночи многозвездной
    Охранительный свет маяков?

    (Н.С.Гумилёв. Капитаны.)

    Ученик – Гумилёв: 

    -Читать я выучился сравнительно поздно – шести лет, но уже к двенадцати годам перечитал обширную библиотеку родителей. Чтение становится любимым занятием, любимыми писателями – Пушкин и французские символисты; любимой наукой – наука о литературе. Со временем во мне крепнет уверенность в том, что стихи может писать каждый грамотный человек, овладевший техникой – ремеслом. Созданный в 1911 году «Цех поэтов» и призван был формировать поэтов. Разделив участников на «мастеров» (коих было всего 2 – Городецкий и я) и «подмастерьев», я вменил в обязанность «подмастерьям» беспрекословное повиновение «мастеру», работу над «вещью» по указанию «мастера» и запрет на публикацию без разрешения «мастера».Акмеизм как программа зародился в «Цехе поэтов» несколько позже…

    Ученик – литературовед: В 1906 году он совершает своё первое путешествие – в Париж, где учится в Сорбонне; часто бывает в Лувре, зачарован готикой собора Нотр – Дам…Затем – Италия, Греция, Константинополь, Швеция, Норвегия и, наконец, его любимая Африка.

    Ученик – Гумилёв: Я побывал в Африке 3 раза, в общей сложности провёл там почти 2 года. Я ловил акул в южных морях, скитался по джунглям и пустыням, охотился на львов, переправлялся через реку с крокодилами, болел тропической лихорадкой. Нельзя сказать, что Африка негостеприимна. Но она ждёт именно гостей и никогда не признаёт их хозяевами.

    Ученик:

    Оглушённая рёвом и топотом, 
    Облечённая в пламя и дымы,
    О тебе, моя Африка, шёпотом
    В небесах говорят серафимы.
    Обречённый тебе, я поведаю
    О вождях в леопардовых шкурах,
    Что во мраке лесов за победою
    Водят полчища воинов хмурых;
    О деревнях с кумирами древними,
    Что смеются улыбкой недоброй,
    И о львах, что стоят над деревнями
    И хвостом ударяют о рёбра.
    Дай за это дорогу мне торную,
    Там, где нету пути человеку,
    Дай назвать моим именем чёрную,
    До сих пор не открытую реку.
    И последняя милость, с которою 
    Отойду я в селенья святые,-
    Дай скончаться под той сикоморою, 
    Где с Христом отдыхала Мария.

    (Н.С.Гумилёв. Вступление.)

    Ученик – литературовед: Он был занят не только поиском приключений в своих путешествиях; он собирал для музея антропологии и этнографии в Петербурге предметы культа, произведения искусства африканских племён, он записывал песни, легенды, предания; по возвращении в Россию коллекцию пришлось сдавать неделю – так она была велика.

    Ученик – Гумилёв: В юности я считал себя очень некрасивым: слишком худ и неуклюж. Я по вечерам запирал дверь своей комнаты и, стоя перед зеркалом, гипнотизировал себя, чтобы стать красавцем. Я твёрдо верил, что могу силой воли переделать свою внешность…

    Анну я встретил в 1903 году, в царскосельской гимназии, где мы учились. Мне было 17 лет, ей – 15. Мы вместе ходили на каток, на детские балы, на гастроли знаменитой балерины Айседоры Дункан; залезали на Турецкую башню, участвовали в благотворительном спектакле, были даже на нескольких спиритических сеансах , хотя и относились к ним весьма иронически.

    Ученик:

    Я знаю женщину: молчанье,
    Усталость горькая от слов,
    Живёт в таинственном мерцанье
    Её расширенных зрачков.
    Её душа открыта жадно 
    Лишь медной музыке стиха,
    Пред жизнью, дольней и отрадной,
    Высокомерна и глуха.
    Неслышный и неторопливый,
    Так странно плавен шаг её,
    Назвать её нельзя красивой, 
    Но в неё всё счастие моё.
    Когда я жажду своеволий,
    И смел и горд – я к ней иду
    Учиться мудрой сладкой боли
    В её истоме и бреду.
    Она светла в часы томлений 
    И держит молнии в руке,
    И чётки сны её, как тени 
    На райском огненном песке.

    (Н.С.Гумилёв. Она.)

    Ученик – литературовед: Гумилёв несколько раз делал предложение Анне Горенко (Ахматовой) и получал отказ за отказом. Наконец 25 апреля 1910 года они обвенчались; но счастья им не было. Их отношения скорее были тайным единоборством – с её стороны для самоутверждения как свободной женщины, с его стороны – желанием не поддаться никаким колдовским чарам и остаться самим собой, независимым и властным.

    Ученик – Гумилёв: Когда в 1918 году я вернулся из заграничной командировки, она сказала : «Дай мне развод». «Пожалуйста», - ответил я. Во время развода никогда ничего не показывал, не сердился, хотя очень был расстроен. Только раз ещё заговорил об этом. Мы сидели в комнате, а наш сын разбирал перед нами игрушки, - мы смотрели на него; я поцеловал её руку и сказал: «Зачем ты всё это выдумала?»

    (Ученик читает стихотворение Н.С.Гумилёва «Отравленный».)

    Ученик – литературовед: Когда началась Первая мировая, он выхлопотал, чтобы его приняли на военную службу, от которой он был освобождён по зрению. О храбрости его ходили легенды. Но удивительнее храбрости было другое: он, человек, привыкший к комфорту, не только безропотно сносил все тяготы похода, но вёл себя так, будто всю жизнь не слезал с седла и мог не есть по нескольку дней. Однажды провёл ночь в седле при сильном морозе и заболел воспалением лёгких; в жару и бреду был направлен на лечение в Петроград. В госпитале, едва очнувшись от забытья, писал свои «Записки кавалериста» и стихи…Не долечившись, буквально сбежал из госпиталя. Гумилёв был награждён двумя Георгиевскими крестами, которые давались за исключительное мужество.

    (Ученик читает стихотворение Н.С.Гумилёва «Наступление».)

    Ученик – Гумилёв: Вернувшись из Лондона в Россию в начале 1918 года, я с головой ушёл в работу: нужно было возрождать «Цех поэтов» и «Гиперборей»; какой душевный подъём я переживал – я вернулся в литературу! Я переиздал старые свои книги, издал новые, читал лекции в многочисленных студиях и объединениях, много переводил; Горький предложил мне предложил мне стать одним из редакторов «Всемирной литературы». Мы создали Дом поэтов и Дом искусств. Меня избрали председателем петроградского Союза поэтов.

    Ученик – литературовед: Из воспоминаний ученицы Н.С.Гумилёва Ирины Одоевцевой: «Однажды на вечере поэзии у балтфлотовцев, читая свои африканские стихи, он особенно громко и отчётливо проскандировал:

    Я бельгийский ему подарил пистолет
    И портрет моего государя.

    По залу прокатился протестующий ропот. Несколько матросов вскочило. Он продолжал читать спокойно и громко, будто не замечая, не удостаивая вниманием возмущённых слушателей. Кончив стихотворение, скрестил руки на груди и спокойно обвёл взглядом зал, ожидая аплодисментов. Он ждал и смотрел на матросов. Матросы смотрели на него. И аплодисменты вдруг прорвались, загремели, загрохотали. Всем стало ясно: он победил».

    Ученик – Гумилёв: 3 августа 1921 года я был арестован по подозрению в заговоре против новой власти. Меня допрашивал некто Якобсон – умный, образованный человек. Он назвался моим поклонником и читал наизусть мои стихи. Я не скрывал моих монархических взглядов. Я заявил, что никогда не состоял в контрреволюционной организации, хотя мне и предлагали туда вступить – я не скрывал это. «Предрассудки – как вы называете это – дворянской чести не позволили мне пойти с доносом,- сказал я следователю».

    Ученик – литературовед: Запись в деле Гумилёва, сделанная следователем Якобсоном» «Считаю необходимым применить расстрел как к явному врагу народа».

    В августе 1921 года расстреляны участники так называемого «таганцевского заговора» (которого не было). Среди них – Николай Гумилёв.

    Позднее один из чекистов, участвовавших в расстреле, скажет: «Я завидую тому, как умирал Гумилёв. За несколько минут до казни попросил папиросу, под пулями стоял улыбаясь».

    Анна Ахматова: «Выдумывают о нём многое. А в чём состоит правда о нём? Писал прекрасные стихи, храбро воевал и погиб бесстрашно».

    Учитель: Ну что же, уважаемые корреспонденты, надеемся, в вашем сознании сложился образ поэта, путешественника, воина Николая Гумилёва. Последние штрихи к портрету добавят ваши вопросы – и ответы на них поэта и ученого – литературоведа.

    Примерные вопросы, составленные учениками – корреспондентами:

    1. Чем привлекали Вас в детстве романы Ф.Купера?

    2. Ваши любимые предметы и учителя в гимназии.

    3. За что Вы полюбили Анну Горенко?

    4. Расскажите об одном из африканских приключений.

    5. Почему в молодости Вы считали, что поэзия – не призвание, а ремесло? Остались ли Ваши взгляды на этот вопрос неизменными?

    6. А.С.Пушкин свои стихи писал, как правило, ямбом или хореем. Почему Вы так много экспериментируете с ритмом, рифмой, строфикой?

    7. Как Вы относитесь к символистам?

    8. Чем Вы занимались во Франции и Англии в 1916 – 1918 годах?

    9. Назовите Ваш самый любимый и самый нелюбимый поэтические сборники.

    10. Зачем Вы вернулись в революционную Россию? Если бы всё можно было повернуть назад – вернулись бы?

    11. Почему так неразумно вели себя во время допросов?


    творчество Н. С. Гумилева мы пока формально (по названиям сборников) разделили на 3 этапа. Три группы работали со стихотворениями определенного периода творчества. Результат работы каждой группы должен стать частью общей характеристики поэтического творчества Гумилева.

    С каких позиций характеризуется творчество любого поэта?


    1этап



    «Жемчуга» 1910г.








    2 этап


    «Чужое небо» 1912г.

    «Колчан» 1916г.

    «костер» 1918г.








    3 этап


    Шатер» 1921г.

    «Огненный столп» 1921г. (вышел после смерти поэта).








    Но прежде мне хотелось бы узнать о ваших первых впечатлениях от произведений Гумилева, которые вы попытались выразить в символах.


        1. 1 этап творчества


    Представитель от 1 группы выходит к доске, помещает символ – нарисованные пальму и жирафа и объясняет выбор группы: в стихотворениях первых трех сборников в основном присутствуют яркие, экзотические образы людей, животных, литературные герои (например, Дон-Жуан), мифологические (Агамемнон), исторические(Каракалла), некоторые стихотворения носят названия экзотических стран («Озеро Чад»); создается такое впечатление, что лирический герой совершает виртуальное путешествие не только в пространстве, но и во времени.

    - Вы верно выбрали слово для характеристики творчества раннего Гумилева – «путешествие», которое связано с мотивом странничества. Что понималось под словом «странничество» в русской литературе?

    (поиск духовного идеала, совершенства, для поэта он начался с освоения земного пространства).
    -Обратите внимание на символ. Не правда ли, получилась красочная картинка? Может ли она послужить иллюстрацией в детской книжке?

    - Значит ли это, что стихи раннего Гумилева в какой-то степени детские, а, следовательно, - наивные и легкомысленные? (кстати, критики именно так и оценили первые шаги поэта).

    Нельзя однозначно на этот вопрос ответить, не рассмотрев более детально стихотворения.
    Прослушать стихотворение «Жираф» и его краткий анализ-впечатление.


    -Чем интересно это стихотворение? Только описанием экзотического жирафа?


    -В стихотворении 2 плана: экзотический мир, в котором живут жираф, черная дева, жираф (фольклорные африканские образы),– это воплощение мечты лирического героя, и реальный мир, который наводит на лирическую героиню тоску и грусть.

    Лирический герой, желая отвлечь от грустных мыслей лирическую героиню, пытается увести ее в мир мечты, но лирическая героиня в финале плачет от невозможности преодолеть реальность.
    -Почему именно это животное автор делает героем своего стихотворения?
    Это самое высокое животное, ему видно то, чего не замечают другие, жираф, к тому же, яркое, притягивающее к себе взгляд солнечно оранжево-желтым цветом. Рисуя образ жирафа, с плавными, изысканными движениями, лирический герой словно призывает героиню возвыситься над своей печалью, с достоинством переносить жизненные невзгоды.
    -Как образ животного соотносится с характером самого поэта?
    Поэт сам был тем гордым, изысканным человеком, который верил в свою мечту и стремился воплотить ее в жизнь.

    -Как помогает понять содержание форма произведения? Например, стихотворный размер?
    Амфибрахий создает грустную, нежную и успокаивающую интонацию, используется кольцевая композиция.

    - В чем значение обращения к экзотике в этом стихотворении?

    Описание красот и чудес далекой Африки подробно, многоцветно, зримо. Это не выдумка, а воспоминания человека, действительно наблюдавшего необыкновенные для глаза, привыкшего к спокойному русскому пейзажу, картины.

    Но сам рассказ о «изысканном жирафе» волшебен, лирический герой преображает и без того прекрасную реальность. Этому преображению помогают красочные эпитеты: «грациозная стройность», «волшебный узор», «цветные паруса», "мраморный грот», «немыслимые травы»; сравнения: жираф сравнивается с цветными парусами корабля, бег его уподобляется радостному птичьему полету. Картину оживляет движение, которое чувствуется и в плавном беге жирафа, в изменчивом отражении дробящейся в озере луны. Все это сказочное описание для того, чтобы отвлечь возлюбленную от грустных мыслей в пропитанной туманами и дождями России. «Веселые сказки таинственных стран» могли бы спасти от скуки и тяжести обыденности, но лишь усугубляют одино-

    чество и отчужденность героев: последние строки стихотворения почти повторяют окончание первой строфы, но уже почти безнадежно:

    Ты плачешь? Послушай ... далеко, на озере Чад

    Изысканный бродит жираф.


    Возвращаемся к вопросу, заданному перед началом анализа стихотворений:

    -Можно ли стихи молодого автора назвать детскими?
    С одной стороны, видна наивность автора в его желании уйти от тоски повседневного в сказку, желание обойти правду вымыслом, но, с другой стороны, за этим скрываются минуты раздумья взрослого человека, необъяснимая тревога. Сказка нужна для того, чтобы оттенить сложные, запутанные отношения цивилизованных людей, стремящихся чаще всего к материальному благополучию, обладающих духовной пустотой.
    Творчество Гумилева и традиции русской литературы.
    -Такое состояние души лирического героя, когда он пытается уйти в свою мечту, идеальный мир, характерно для какого литературного направления?

    (романтизма, который выразился в мечте о земном рае, о внешнем преображении жизни)
    Творчество Гумилева и мировое искусство
    - Можете ли вы доказать другими примерами, что Гумилев придерживался в своем творчестве традиций русского романтизма?

    (в стихотворении «Ягуар» и поэме Лермонтова «Мцыри» - явное сходство в сюжетной линии, показана исключительность характеров и обстоятельств, тоска по свободе, по героическому)


    • Скажите, в своем стремлении к экзотическому, декоративному, к изображению рыцарей, капитанов, путешественников в масштабах мирового искусства Гумилев был одинок?


    (подобный стиль у Киплинга: образы моря, героических людей, Африка; не зря поэт Борис Корнилов назвал Гумилева «царскосельским Киплингом»).

    -Посмотрите на репродукции картин французского художника Поля Гогена. Гумилев, когда бывал в Париже, посещал выставки этого художника и часами любовался на его картины. Как вы думаете, что могло привлечь поэта в этих картинах?


    (непохожесть на предыдущую живопись, яркость колорита, необычная композиция, выбор объекта изображения – экзотика; то же самое мы можем наблюдать и в стихотворениях Гумилева).
    Вывод: Гумилев действовал в духе общих мировых тенденций, которые были связаны с поиском 

    новых форм и тем в искусстве
    Завершая разговор о первом этапе творчества Гумилева, я хочу предложить на ваше обсуждение оценку первых сборников поэта Ахматовой: «Невнимание критиков безгранично. Что они вычитывают из молодого Гумилева, кроме озера Чад, жирафа, капитана и прочей маскарадной рухляди?»

    -Согласитесь вы с этой оценкой?


    (видимо, нельзя назвать так стихи, в которых автор проявляет себя как поэт, уже выработавший свой индивидуальный стиль).
    Листочки с итогами работы группы крепятся на таблице.

    2 этап творчества


    Выходят двое учащихся, читают наизусть стихотворения «Отравленный» и «Война», крепят символы в таблицу – розу (символ любви) и дуб(символ мужественности)
    - Что отличает эти стихотворения от предыдущих?
    Если раньше Гумилев путешествовал во времени мысленно, то теперь это время конкретно – 1914 год - «Война»). Это не экзотическая страна, это Россия. И не вымышленные рыцари и капитаны, исторические герои, удаленные от нас веками, он сам становится участником событий. Исчезает декоративность, она тут неуместна (эпитет «ярко-красный» - это цвет смерти, страдания), присутствует предельная конкретность. Это реальный мир, зримый. 
    -Каково отношение автора к войне и к ее участникам?
    Прославляет доблесть, труд воина, милосердное отношение к поверженному.
    Заметно сходство этих стихотворений со стихотворениями А. С. Пушкина «Памятник» и «Я вас любил…»( «…и милость к падшим призывал», «…так дай вам бог любимой быть другим»).
    - Какие признаки акмеизма присутствуют в этих стихотворениях?
    Предметы реального мира несут на себе психологическую нагрузку.
    Вывод: выбрав в качестве символов, характеризующих второй этап творчества поэта, розу и дуб, вы оказались правы, так как Гумилев, не отказываясь от своих излюбленных тем (например, тема Африки), активно развивает в сборниках «Чужое небо» и «Колчан» темы любви и мужественности.
    Выводы по 2 этапу крепятся на доске.
    4) 3 этап
    Учащийся помещает на доске символ – Лотос и объясняет свой выбор(символ мудрости).
    - Попробуем выяснить, в чем проявилась мудрость поэта в его последней книге «Огненный столп», которая издана была уже после смерти поэта?
    - Что означает это сочетание огненный столп?
    В книге Моисея говорится о том, что сам Господь шел перед народом Израиля, скитающимся по пустыне в поисках Земли Обетованной, днем в виде облачного, а ночью – в виде огненного столпа. Особенно грозным было явление огненного столпа у Черного моря, когда евреев догнали египетские войска и им грозила неминуемая гибель. Тогда огненный столп встал позади израильтян и светил им, а египтян ослеплял.
    Сборник открывает стихотворение «Память», работа над которым позволит нам выяснить, как соотносится название сборника с его содержанием.
    Чтение наизусть и анализ стихотворения «Память»
    - Как вы понимаете смысл 1 строфы? -Каково отношение автора к войне и к ее участникам?

    Змея сбрасывает кожу, чтобы обновить тело, душа змеи растет, но она стареет, так как не обновляется. У человека все по-другому. Он не может прожить свою земную жизнь (т. е обновить тело) дважды, но у него есть другая возможность – «менять душу», т. е. развиваться духовно, ведь настоящая личность проходит через разные этапы своего духовного становления. В основе первой строфы – предостережение: человек может повторить судьбу змеи.
    - В стихотворении нашла отражение восточная теория о переселении душ. Сколько душ сменилось в теле лирического героя и каково отношение к ним автора?
    1 душа – «колдовской ребенок», он стремится к уединению, изображен на фоне природы, лирический герой с трудом верит, что отношение к жизни у него могло быть таким.

    2 душа – некто – под вывеской поэта, который хотел быть Богом и царем, автору не нравится эта юношеская самонадеянность, неразборчивость в творчестве, претензии на гениальность (имеется в виду сборник «Путь конквистадоров»)

    3 душа – «избранник свободы» и «Мореплаватель и стрелок», стремящийся познать земное пространство. Автор воспевает отвагу, мужество, бесстрашие лирического героя, так как он напрягает все силы, чтобы преодолеть преграды и воплотить свою мечту в жизнь (этот этап как раз отражен в таблице).
    Что объединяет судьбу лирического героя с судьбами других людей?
    Судьбы человеческие несовершенны, от каких-то ошибок мы бы и хотели отказаться, но это невозможно, человеку свойственно заблуждаться, состояние 1 и 2 души – это как раз время заблуждений, так как душа была сосредоточена на своих личных интересах. Но тем не менее автор смиренно принимает и эту часть прожитой жизни.
    - Почему эта третья, любимая, уходит, уступая место четвертому, - угрюмому и упрямому, который променял веселую свободу на бой?
    Душа поэта подчиняется не собственным желаниям, мечтам, интересам, а священному долгу – откликнуться на жизнь страны и всего народа – это война 1914 года. Но это испытание для героя – прежде всего физическое.
    - В чем же теперь видит свой долг лирический герой, который обретает 4-ю душу?

    (строительство храма – Нового Иерусалима – Земли Обетованной)
    - Какой смысл вкладывается автором в этот образ? Вспомните отрывок из книги Моисея.
    Это для поэта – символ настоящего творчества, поэзии, которая силой слова способна вести за собой, преобразить людей, помочь им в стремлении к святости, творчества, которое способно покарать преступивших Божий закон и покровительствовать слабым. И в этом поэт приравнивается к Богу (сравнить со второй душой, обратим внимание на отношение к творчеству: раньше – ремесло, теперь – прозрение, интуиция, тайна, божественный дар).Только теперь он стремится преобразовать уже не земное пространство, а внутреннее, духовное.
    - Что сложнее для поэта – постижение земного пространства или внутреннего, духовного?
    Творчество «сжигает душу», это процесс мучительный в нравственном отношении, но цель «стены Иерусалима на полях моей родной страны» - благородна. Как Иисус Христос отдает свое тело в жертву ради истины, так поэт отрекается от собственного «я» ради преображения человека.
    - В двух последних строфах – образ путника. Кто он?
    Разные толкования: смерть, Христос, сам автор. Но то, что лев и орел, которые сопровождают путника, в библейской мифологии трактуются как Марк и Иоанн, ученики Христа, дает нам основание полагать, что это – Иисус Христос.
    Почему же эта душа должна умереть? Почему бы ей не перейти в другое состояние?
    Она приблизилась к совершенству, так как обратилась к христианским ценностям; чтобы принести свои плоды, она должна умереть. Лирический герой не может смириться с тем, что все завершаемо, тленно, и потому бьется над продолжением себя. Он надеется, что его душа останется в творчестве. (Сравнить со стихотворением А. С. Пушкина «Памятник»: «Нет, весь я не умру, душа в заветной лире мой прах переживет…»)
    - Чем это стихотворение отличается от стихотворений, написанных в предыдущие периоды творчества?
    - О чем говорит тот факт, что некоторые образы могут трактоваться по-разному?
    Обращение к символизму. Читая это стихотворение, мы и не вспоминаем об акмеизме. Подобно символистам, он пытается интуитивно передать ощущения человека, стоящего перед лицом Вечности, Смерти, Бога. И мужество Гумилева как поэта еще и в том, что он не ограничил себя рамками созданного им нового направления – акмеизма.
    Листки с итогами работы группы помещаются на таблицу. 

    4.Итоги урока
    - Каковы были истоки творчества Гумилева?
    Романтические традиции русской литературы – Лермонтова, Пушкина, мировая литература, влияние символизма, собственные наработки, в духе нового направления – акмеизма и , конечно, талант поэта.
    - В чем особенность творческого пути поэта? Какие изменения произошли в содержании и форме? (по таблице)
    - от внешней яркости и декоративности к предельной простоте и глубокому содержанию;

    - от постижения пространства земного к постижению духовной сущности человека;

    - при значительном изменении содержания многие элементы формы остаются почти 

    неизменными.

    - Какое определение вы бы дали «садам души» Н.Гумилева?

    (сам Гумилев: «сады души моей всегда узорны…»)
    -Стихотворения какого этапа творчества вам понравились больше и почему?
    - В 2011 году исполнится 125 лет со дня рождения Н.Гумилева. Недавно в Санкт-Петербурге проводили опрос на улицах города: Что жители северной столицы могут сказать о Гумилеве? Самыми распространенными были следующие ответы:

    - Офицер, расстрелян за участие в «таганцевском заговоре».

    - Русский поэт.

    - Муж Анны Ахматовой.

    - Вроде бы поэт, лично я не читала.

    - Два Георгия за храбрость.

    - Кажется, историк, недавно умер.

    - Путешественник, исследователь Африки и мой любимый поэт.

    - Дрался на дуэли с Волошиным.

    - Девушка, дорогая, кому это сейчас нужно.
    - Представьте, что среди опрошенных оказались вы. Что вы можете сказать о Н.Гумилеве?

    5. Домашнее задание.

    Прочитать стихотворения из сборника «Костер». Первое впечатление выразить с помощью символа, объяснить свой выбор.


    написать администратору сайта