Главная страница
Навигация по странице:

  • Класс: 7Вид урока

  • Цель

  • Оборудование урока

  • Урок литературы по теме «Ужасный век, ужасные сердца…» (по траге. Ужасный век, ужасные сердца (по трагедии А. С. Пушкина Скупой рыцарь)


    Скачать 23.45 Kb.
    НазваниеУжасный век, ужасные сердца (по трагедии А. С. Пушкина Скупой рыцарь)
    Дата04.04.2022
    Размер23.45 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаУрок литературы по теме «Ужасный век, ужасные сердца…» (по траге.docx
    ТипКонспект
    #441844

    Конспект урока 7 класс родная литература

    Тема: «Ужасный век, ужасные сердца…» (по трагедии А.С. Пушкина «Скупой рыцарь»)

    Класс: 7

    Вид урока: урок – размышление с элементами исследования

    Технология: проблемное обучение, ИКТ, личностно ориентированное развивающее обучение, педагогика сотрудничества

    Цель: Постижение авторского замысла в произведении А.С. Пушкина.

    Задачи:

    1. анализ центральных образов трагедии «Скупой рыцарь»;

    2.постановка и решение важной духовно нравственной проблемы, связанной с тематикой изучаемого произведения;

    3. совершенствование навыков анализа художественного текста, формирование литературоведческих компетенций.

    Оборудование урока: мультимедийный проектор, ПК, интерактивная доска hitachi fx-77, презентация, толковые словари.

    Ход урока

    1. Вступительная часть урока.

    На слайде 1 таблица.


    «Евгений Онегин»

    Поэма

    «Капитанская дочка»

    Роман в стихах

    «Медный всадник»

    Трагедия

    «Скупой рыцарь»

    Роман

    Задание: соедините название произведения А.С. Пушкина и его жанр.

    Проверка (применяется интерактивная доска) Действительно, «Скупой рыцарь» - трагедия. И вошло это произведение в цикл под названием «Маленькие трагедии», написанный А.С. Пушкиным в Болдине (слайд 2).

    Постановка проблемы: вдумайтесь в название цикла и найдите противоречие.

    — Действительно, трагедия – это нечто грандиозное по охвату событий и накалу страстей, это жанр, отражающий непримиримый конфликт, заканчивающийся смертью героя. Вспомним гениальные трагедии Шекспира – «Ромео и Джульетта», «Гамлет».

    Почему же у Пушкина трагедии – «маленькие»? Ведь если это действительно трагедия, может ли она быть таковой – «маленькой»?

    Дело в том, что у Пушкина трагедии небольшие по объему, что придает им смысловую и образную емкость, гениальный лаконизм).

    2. Подводящий к постанове основной проблемы диалог:

    —– Объясните, как вы понимаете слово «рыцарь». Обратитесь к словарям.

    (Рыцарь – верный и смелый, он защищает родину, совершает подвиги, помогает слабым, защищает обиженных, благородный, служит прекрасной даме. Вспомним доблестного рыцаря Дон Кихота Ламанчского, главы из книги Сервантеса мы читали в 6 классе).

    — Что такое скупость? (работа по словарям, подбор синонимов)

    — Сформулируйте, над какой проблемой сегодня мы будем работать, сформулируйте в виде вопросов.

    Ответы учеников:

    —– Насколько сопоставимы понятия «рыцарь» и «скупой»? Как разрешить это противоречие?

    — В чем трагедия героя произведения А. С. Пушкина?

    3.Совместный поиск решения проблемы на основе анализа текста, побуждение к гипотезе.

    —Обратимся к центральной сцене трагедии. Читаем монолог барона. Почему место действия – подвал? С кем сравнивает себя барон? Что читатель узнаёт о бароне благодаря этому сравнению?

    Могу взирать на всё, что мне подвластно.

    Что не подвластно мне? Как некий демон

    Отселе править миром я могу…

    Барон сравнивает себя с царем, взирающим на подвластные ему просторы. За страстью барона к деньгам стоит еще более страшная страсть – жажда власти. Золото позволяет барону ощущать себя властителем мира.

    —Как завоевывал мир рыцарь? (с помощью оружия и своей доблести)

    —Как завоевывает его скупой? (с помощью золота)

    Но есть и еще нюанс – барон сам ощущает в себе нечто демоническое, дьявольское...

    —Что стоит за золотом, которое барон ссыпает в свои сундуки (все: любовь, творчество, искусство... Барон может купить «И добродетель и бессонный труд»).

    Страшно не только то, что за деньги покупается все, страшно, что уродуется душа того, кто покупает, и того, кого покупают. Докажите это текстом.

    Проблемный вопрос. Есть ли что-то, чего боится этот всевластный господин? Над чем он не чувствует власти? (боится, что сын промотает богатство – «А по какому праву?» – прочитайте, как скупой перечисляет все лишения, которым он себя подверг). О чем он мечтает? («О, если б из могилы...»)

    В деньгах, которые барон ссыпает в сундуки, – пот, слезы и кровь человеческие. Сам заимодавец жесток, безжалостен. Он и сам осознает порочный характер своей страсти.

    Проблемный вопрос, выводящий на осознание противоречивости образа барона. Барон жалок, унижен своей страстью к деньгам или величествен? (Он не жалок! Он священнодействует! Это человек неординарный, образованный, говорящий красивым художественным языком, он рыцарь, творец своего мира...)

    —Чем он живет? В нем клокочет страсть

    —Зачем Пушкину понадобились другие персонажи? Кто они? Второй по яркости образ – сын барона Альбер.

    Проблемный вопрос. Был ли рыцарем Альбер – сын рыцаря? (напрашивающийся ответ – да). Обратимся к диалогу Альбера и еврея-ростовщика:

    Рыцари обеднели, никто не платит долгов,

    Что дам тебе в заклад? Свиную кожу?

    Когда б я мог что заложить, давно

    Уж продал бы. Иль рыцарского слова

    Тебе, собака, мало?

    —Здесь каждое слово знаменательно. Как вы поняли выражение «свиная кожа»? Это пергамент с родовым древом, с гербом или рыцарскими патентами и правами. Но этим правам – грош цена. Есть рыцарское слово чести – оно уже пустой звук.

    —Что движет Альбером, когда он на турнире удивляет всех своим мужеством? Геройству что виною было? Скупость. Но был ли Альбер скупцом?

    (Он отдает последнюю бутылку вина больному кузнецу, он не согласен отравить отца, пойти на преступление ради денег, но и отец, и сын морально гибнут, втянутые в водоворот жажды денег).

    —До какой низости доходит барон? (Он клевещет на родного сына ради денег, обвиняет его в замысле отцеубийства и в «еще большем» преступлении – стремлении обокрасть, что для барона хуже смерти)

    —Обратим внимание на гнусную сцену смертельной ссоры отца и сына.

    —О чем думает барон в последние минуты своей жизни? («Где ключи? Ключи, ключи мои?...»).

    —Как вы расцениваете вызов отца сыну? (Деньги уродуют взаимоотношения между близкими, разрушают семью). Почему умер барон? (Не осталось ничего святого, чего бы не изуродовали деньги)

    —Как расценил эту ситуацию герцог? («Ужасный век, ужасные сердца...»). Как вы понимаете эту фразу герцога? (Речь о таком историческом моменте, когда страсть к накопительству заменяет стремление к подвигу, славе).

    Страсть барона оказалась бессмысленной. Он мертв, сундуки полны. Сын опустошен. Герцог ужасается.

    4. Выводы по поставленной проблеме.

    —Что же является для Пушкина предметом исследования? Судьба человеческая, история гибели героя необычного, неординарного, подчиненного своей страсти, сильного и слабого одновременно. Причина трагедии для Пушкина – власть денег, которые правят людьми.

    —Сопоставьте этот тезис с теми мыслями, которые звучали в начале урока.

    5. Рефлексия.

    6. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему «Ужасный век, ужасные сердца..» (на материале произведения А.С. Пушкина или собственных размышлений о современности)


    написать администратору сайта