Главная страница
Навигация по странице:

  • Оборудование

  • II. Анализ содержания сказа П.Бажова «Каменный цветок».

  • III. Сказ и сказка.

  • IV. Подведение итогов урока.

  • урок. Урок 55. Тема. П. П. Бажов. Каменный цветок. Приёмы создания художественного образа


    Скачать 31.29 Kb.
    НазваниеУрок 55. Тема. П. П. Бажов. Каменный цветок. Приёмы создания художественного образа
    Дата01.04.2022
    Размер31.29 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлал5.docx
    ТипУрок
    #434616

    5 класс

    Урок № 55.
    Тема. П.П.Бажов. «Каменный цветок». Приёмы создания художественного образа.

    Цель:

    • выявить художественную идею сказа, отличия сказа от сказки;

    • формировать умение выделять главное в прослушанном сообщении; развивать навыки выразительного чтения, работы с учебником и с иллюстрациями;

    • формировать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления художественной идеи сказа.

    Оборудование: мультимедийная презентация, фрагмент художественного фильма А.Птушко «Каменный цветок» (1946 г.).
    ХОД УРОКА.

    І. Организационный момент.
    II. Анализ содержания сказа П.Бажова «Каменный цветок».

    1. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

    2.Анализ содержания.

    2.1.Беседа.

    - Как характеризует Данилушку отношение к миру окружающей природы?

    -Кто помог открыть в Даниле художника?

    - Каково назначение рассказа бабушки Вихорихи о неоткрытых цветках?

    - Каким предстаёт перед вами Прокопьич в начале сказа?

    - Почему старый мастер Прокопьич так быстро «потеплел» к Данилушке?
    2.2.Лексическая работа.

    Талант – выдающиеся врождённые качества, особые природные способности; человек, обладающий такими качествами, способностями.
    - Какой заказ получил Данила?
    2.3. Обращение к учебнику. Фотография малахитовой вазы.
    2.4. Сообщение подготовленного ученика о малахите, о вазах из малахита.

    Начало Уральской самоцветной истории принято связывать с 18-м столетием. Однако, настоящий расцвет наступил с 1700 г., когда Петр I занялся горными исследованиями всерьёз и повелел основать в Москве специальный приказ по горным делам. На Урале возник завод по обработке камня, вокруг которого и начал строиться город Екатеринбург.

    Малахит - медная руда, водная углекислая окись меди; по яркости зелени разных оттенков и пригожеству узора, ископаемое это идет на облицовку изваяний и разных украшений, используется для различных поделок или как сырьё для получения меди. Малахит – это минерал ярко зелёного цвета.

    Среди уральских камней, каковых добывается несколько десятков наименований, первым по праву является малахит, зеленый узорчатый камень, которого в 19-м веке внезапно обнаружилось великое множество, что и обусловило создание таких памятников архитектуры и камнерезного искусства, как Малахитовый кабинет Эрмитажа.
    2.5. Слово учителя.

    «Тут вот Данилушке думка и запала. Не нами сказано – чужое охаять мудрости немного надо, а своё придумать – не одну ночку с боку на бок повертишься. Вот Данилушко сидит над этой чашей по чертежу, а сам про себя другое думает».

    - Найдите в этом отрывке афоризм. Каково его значение?

    Данила испытывает досаду потому, что необходимо выполнить барский заказ. Но он хочет использовать все возможности такого материала, как малахит, показать людям подлинную красоту камня. Неутолённая жажда свободного творчества, исканий известна каждому художнику.

    Талантливый человек учится, но не повторяет учителя и не копирует мир: он создаёт свой. Жить по-своему – значит жить в одиночку. Бажовские мастера – все одинокие люди; для них одиночество – не трагедия, а условие труда: люди с их суетой, обидами и расчётами отвлекают от дела и мешают работать.

    Художник должен быть свободен. Данила работает не за вознаграждение, он свободен от власти денег. Мастерство он ценит превыше всего.

    Своей авторской волей Бажов решительно освобождает крепостного мастера от владеющего им барина: он «оброк Данилушке назначил пустяковый, не велел парня от Прокопьича брать», а на изготовление вазы по присланному чертежу отпустил времени столько, сколько потребуется, «пусть хоть пять лет просидит».
    2.6. Выразительное чтение учащимися фрагмента от слов «С той поры и стал чуть не каждый день в лес бегать…» до слов «…не мог её из головы выбросить».

    - Почему Данила решил делать чашу по дурман-цветку?

    Его отношение к природе особое (это тоже отличает мастера) – он пытается её постичь, переступить через нерушимую грань между искусством и природой, соединить их воедино.

    - Как вы понимаете слова «А камень-то какой! Первый камень! Понимаете, первый!»

    Данила стремится поведать людям о природной красоте камня, показать его силу. Путь героя – попытка разгадать тайны природы, сделать живым самое, казалось бы, неживое – камень, но может ли быть для мастера неживым то, что создала природа? Для Данилы-мастера камень живой.
    2.7.Сообщение подготовленного учащегося о Хозяйке Медной горы.

    Лучший, ярчайший из фантастических образов Бажова – Хозяйка Медной горы, Малахитница, покровительница творческого труда, мастерства, искусства. Ей ведомы все тайны прекрасного. Перед людьми она выступает обычно в образе сказочно красивой женщины. Данило-мастер «по красоте да по платью малахитову сразу её признал». Могущество Малахитницы сказочно велико. «Легонько этак рукой помахала» - шахта обвалилась. «Повела рукой, и приказчик по самую маковку зеленью зарос» - окаменел. Хозяйка горы проникает в мысли и чувства людей, в их намерения, по крайней мере, в пределах её владений.

    Она снисходительна к духовно близким ей людям, понимает их душевные движения, умеет оценить чистые побуждения. Являясь хранительницей секретов высокого мастерства, она – воплощение вечной творческой неудовлетворённости, творческих исканий мастера-художника.

    Махалитница «в курсе» всех людских дел, всего происходящего на земле. В её образе проявляются черты, которые присущи положительным сказочным героям, отражающим нравственный идеал рабочих людей.

    Старатели верили, что она может и «подсунуть» своему любимчику камешек нужного узора, и одарить незаурядным камнерезным талантом; живет же она в подземных чертогах из уральских самоцветов, захочет – оборотится зеленой ящеркой, заплачет – изумруды капают…
    2.9. Беседа.

    - Почему Хозяйка Медной горы подсказала Даниле-мастеру место, где он может найти нужный камень?

    - Перечитайте диалог Данилы и Хозяйки Медной горы. Почему она не сразу выполняет просьбу Данилушки?
    2.10.Выразительное чтение фрагмента от слов «Вот и пошёл Данилушка…» до слов «Сказала и рукой махнула».

    - Как вы понимаете слова Хозяйки: «Кабы ты сам придумал, дала бы тебе такой камень, а теперь не могу».
    2.11. Обращение к выставке рисунков учащихся.
    2.12. Обращение к иллюстрации в учебнике.

    - Какой эпизод сказа П.Бажова изображён на иллюстрации? Опишите позу и выражение лиц героев. Что вы можете сказать об их характерах?
    3. Выводы.

    - Почему Данило разбил свою чащу, сделанную на заказ? Что мучило его?

    Данила понимал: по заказу нельзя создать настоящее произведение искусства. Работы по присланному чертежу, по общему мнению мастеров, не что иное как порча камня. Однако герой, как и всякий мастер своего дела, человек слова. Данила не может его нарушить и не выполнить заказ.

    Создавая чашу, о которой он мечтал, Данила стремится к идеалу.

    Однако в искусстве нет и не может быть воплощённого, достигнутого идеала, только поэтому оно остаётся искусством. Данила это почувствовал и уничтожил чашу.
    III. Сказ и сказка.

    1.Отличие сказа от сказки.

    - Что такое сказ?

    - Что такое сказка?

    - Как вы думаете, речь персонажей Бажова выигрывает или проигрывает от большого количества диалектных слов?

    Без большого числа диалектных слов повествование утратит прежний колорит. Это будет не сказ, а рассказ о событиях. Диалектные слова уместны в сказе, поскольку позволяют сохранить достоверность повествования о событиях.

    - Чем сказ отличается от сказки?




    СКАЗ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды.


    СКАЗКА –

    занимательный

    рассказ о необыкновенных

    событиях и приключениях.

    Место действия

    Реальное, конкретное, в нём живёт рассказчик (Гумешки, Мраморское).

    Действие происходит очень далеко.

    Образ рассказчика

    Свидетель либо участник событий (рассказчик – дед Слышко).

    Не свидетель и не участник повествования.

    Время

    Время максимально приближено к моменту повествования.

    Время между рассказом и происходившими в волшебной сказке событиями отдалено.

    Волшебная сила.

    Источник вдохновения для мастера. (Волшебный каменный цветок – идеал, к которому стремится Данила).

    Основа действия.


    2. Сообщение подготовленного учащегося «Сказ Бажова в кино и театре. Музыка С.Прокофьева к балету «Сказ о каменном цветке» (1950)».
    3. Просмотр (прослушивание) фрагментов фильма А.Птушко или музыки к балету Прокофьева.
    IV. Подведение итогов урока.
    V. Домашнее задание.

    1.Прочитать статью учебника, посвящённую Н.Н.Носову, с.112-113, ч.2.

    2.Подготовить к пересказу любой прочитанный ранее рассказ Н.Н.Носова.

    3.Нарисовать любимых героев произведений Н.Н.Носова (по желанию).



    написать администратору сайта