Главная страница
Навигация по странице:

  • Ход урока I. Организация класса. II. Вступительное слово учителя.

  • III. Актуализация знаний учащихся.

  • IV. Индуктор. Создание эмоционального настроя.

  • V. Сопоставительный анализ эпизодов рассказа.

  • VI. Роль пейзажа в рассказе.

  • в помощь учителю. Бежин луг. Урок по теме "Роль пейзажа в рассказе И. С. Тургенева Бежин луг. Своеобразие восприятия картины природы"


    Скачать 26.26 Kb.
    НазваниеУрок по теме "Роль пейзажа в рассказе И. С. Тургенева Бежин луг. Своеобразие восприятия картины природы"
    Анкорв помощь учителю
    Дата14.03.2023
    Размер26.26 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБежин луг.docx
    ТипУрок
    #987082

    Урок по теме "Роль пейзажа в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». Своеобразие восприятия картины природы"
    Цели:

    1. Познакомить учащихся со своеобразием тургеневского пейзажа, раскрыть его роль в рассказе:

    2. Показать, с помощью каких изобразительных средств языка создаются картины природы;

    3. Развивать навыки стилистического анализа текста;

    4. Развивать умение читать, воспринимать, интерпретировать художественное произведение;

    5. Способствовать развитию художественного вкуса школьников.

    Одно, в чём он мастер такой, 
    что руки отнимаются после него касаться этого предмета,
    - это природа. Две-три черты, и пахнет…
    Л.Н.Толстой


    Ход урока

    I. Организация класса.

    II. Вступительное слово учителя.

    - Наш сегодняшний урок, урок внеклассного чтения, будет посвящён творчеству удивительного русского писателя XIX века И.С.Тургенева. Его жизнь охватывает значительную историческую эпоху. Он родился во времена парусного флота и ямских троек, а умер в эпоху телеграфа и телефона.

    Тургенев провёл детство в имении матери, Спасском-Лутовинове, расположенном в Орловской губернии. “Я родился и вырос в семье, где царили подзатыльники, щипки, колотушки, пощёчины… Ненависть к крепостному праву уже тогда жила во мне”, - вспоминал писатель, который дал клятву всю жизнь бороться против ненавистного врага – крепостного права.

    Впечатления детства нашли отражение в цикле рассказов “Записки охотника”, работа над которым началась в 1846 году и продолжалась около шести лет. В 1852 году 22 рассказа были объединены автором в одну книгу и составили первое большое произведение И.С.Тургенева. “Я рад, что эта книга вышла, она останется моей лептой, внесенной в сокровищницу русской литературы”, - признался позднее автор.

    Рассказывая о жизни крепостной деревни, о русской природе, писатель знакомит нас с героем-повествователем, охотником. Читатель как бы бродит по родным полям, посещает русские деревни вместе с наблюдательным, умным и знающим человеком, который ценит красоту и правду. Но при этом его присутствие никого не стесняет и часто даже остается незамеченным.

    Вот с таким интересным человеком и предстоит вам сегодня встретиться. Я приглашаю вас в путешествие на речку Снежеть, где бывал И.С.Тургенев, где мы посидим у ночного костра, послушаем предания, легенды, увидим утреннее пробуждение природы. Но прежде чем отправиться в путь, проверим, хорошо ли уложен наш багаж, не забыли ли мы то, что может нам пригодиться.

    III. Актуализация знаний учащихся.

    - Некоторые из вас получили карточки, содержащие определение литературоведческого термина. Вы должны были вспомнить этот термин. Если ребята правильно справились с этим заданием, то мы узнаем пароль, ключевое слово, без которого наше путешествие не сможет начаться.

    • изображение внешности героя в произведении (ПОРТРЕТ)

    • небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека (РАССКАЗ)

    • необычный порядок слов (ИНВЕРСИЯ)

    • созвучие концов стихов (РИФМА)

    • перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы (ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ)

    • произведение, предназначенное для постановки на сцене (ДРАМА)

    • противопоставление образов, картин, слов, поступков (АНТИТЕЗА)

    - Обратите внимание на первые буквы слов. Кто назовёт пароль, который и станет сигналом к началу нашего путешествия? (Природа)

    - Вы правы, именно природа станет своеобразной героиней нашего урока, тема которого “Роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева “Бежин луг”. Своеобразие восприятия картин природы”.

    - Все ли слова понятны вам? Что такое пейзаж? Каким синонимом замените слово “своеобразие”?

    - Вас, наверное, удивило название этого рассказа? А ведь такой луг действительно есть близ села Тургенево Тульской области, на берегу речки Снежеть. Он представляет собой большую ровную низину, окружённую со всех сторон лесом. Существует легенда, что именно на этот луг убегал маленький Ваня Тургенев после очередной ссоры с матерью, Варварой Петровной. Поэтому луг этот и прозвали Бежин.

    - Но вернёмся к ключевому слову нашего урока. Как вы думаете, почему, обращаясь к рассказу И.С.Тургенева “Бежин луг”, мы особое внимание уделяем картинам природы?

    (Описаний природы много в рассказе, картины природы яркие, легко представить то, о чём говорится в рассказе.)

    - Как вы думаете, важно ли уметь описывать природу?

    - Итак, выбор нашей темы не случаен. Наш разговор сегодня важен и необходим, ибо, во-первых, мы познакомимся со своеобразием тургеневского пейзажа, во-вторых, определим его роль в рассказе, в-третьих, проанализируем, как И.С.Тургенев использует выразительные средства языка для создания пейзажных зарисовок. Мне бы очень хотелось, чтобы в будущем, описывая картины природы, вы использовали результаты сегодняшней работы.

    Я приглашаю вас сегодня быть не читателями-потребителями, а читателями-творцами, читателями-соавторами. Откройте свои души, дайте волю своим мыслям и чувствам. Думается, что сегодняшняя встреча с природой очарует, обворожит вас, ибо И.С.Тургенев был необыкновенным мастером пейзажа. Это доказывают и слова Л.Н.Толстого: “Одно, в чём он мастер такой, что руки отнимаются после него касаться этого предмета, - это природа. Две-три черты, и пахнет”.

    IV. Индуктор. Создание эмоционального настроя.

    - Обратимся к картине утреннего пробуждения природы. Попробуйте представить, ощутить дуновение ветерка, услышать голоса, почувствовать запахи.

    (Чтение описания утра на фоне музыки Э.Грига “Утро” из Первой сюиты, музыке к драме “Пер Гюнт”.)

    - Я думаю, описание утра не оставило вас равнодушными. Запишите, пожалуйста, ваши впечатления: о чём вам подумалось, что вспомнилось?

    - Я уверена, что каждый из вас по-своему описал свои впечатления. Кому-то стало немного грустно, а кто-то ощутил радость, кто-то не сразу нашёл нужные слова, а кому-то оказалось достаточно два-три слова.

    - Обратите внимание на иллюстрации. Помогли ли они увидеть утреннее пробуждение природы? Удалось ли вашим сверстникам передать свои впечатления от встречи с природой? Как? Какими средствами? Какая иллюстрация кажется вам ближе? Почему?

    - Вы слышали и музыку Эдварда Грига. Можете ли вы сказать о его впечатлениях от утреннего пробуждения природы?

    - Но в чём же мастерство И.С.Тургенева? Почему же “его картины всегда верны, вы всегда узнаёте в них… родную русскую природу…”?

    V. Сопоставительный анализ эпизодов рассказа.

    - Чтобы ответить на этот вопрос, я приглашаю вас вновь прочитать описание утра, сравнить это описание с описанием ночи, вдуматься, вслушаться, пропустить через себя. Результаты работы мы оформим в виде таблицы.

    Описание утра

    Зрительные образы

    Краски

    Звуки

    Запахи

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Зрительные образы

    Краски

    Звуки

    Запахи

    Описание ночи

    - Таким образом, мы убедились в том, что И.С.Тургенев, стремясь передать полноту своих ощущений, воздействует на различные органы чувств: слух, обоняние, зрение. Это придаёт картинным природы особую выразительность, а также вполне отвечает жизненной правде. Когда вы идёте по лесу, вы видите деревья, траву, небо, но и…?

    (Слышим пение птиц, чувствуем запахи, нам жарко или прохладно.)

    - А теперь сопоставьте эти описания природы, обратив внимание на то, какие ощущения преобладают утром, а какие – ночью?

    (Утром преобладают краски; ночью – зрительные образы. Утром звуки гармоничные, зрительные образы чёткие. Ночью преобладает мрак, нарушаемый контрастными вспышками; звуки либо приглушённые, либо резкие, внезапные, настораживающие.)

    - Чем вы объясните?

    (Ночь – это неизвестность, загадка, тайна, поэтому все чувства обострены. Предметы теряют реальные очертания и кажутся огромными. Человек насторожен, поэтому он вслушивается, вглядывается.

    Утром мы, как правило, расслаблены. Мы ждём от наступающего дня чего-то хорошего, радостного. Кроме того, тьма рассеивается, всё видно, нас ничто не пугает.)

    - Вы правы. И.С.Тургенев не случайно, описывая утро, использует яркие, “живые” краски, а ночной пейзаж настораживает и пугает. Он добивается того, что мы как бы оказывается вместе с рассказчиком, переживаем, чувствуем, ощущаем то же, что и он.

    - Но вернёмся вновь к таблице. Сопоставьте пейзажные зарисовки с точки зрения употребления художественных средств выразительности: метафоры, эпитета, сравнения.

    (Описание утра: преобладают олицетворения, эпитеты; это делает картину более наглядной, передаёт богатство красок озарённой солнцем природы, показывает процесс пробуждения природы.

    Описание ночи: используются метафоры, олицетворения, эпитеты; это показывает нарастание таинственности ночи, природа таит опасность, населена загадочными существами.)

    - Итак, попробуйте сформулировать, в чём заключается своеобразие пейзажа в рассказе И.С.Тургенева “Бежин луг”?

    (1. Описание природы даётся со всех сторон (краски, звуки, запахи).

    2. Выбор их не случаен, как не случайно и использование выразительных средств языка.)

    - Согласитесь ли вы с утверждением Л.Н.Толстого, считавшего И.С.Тургенева мастером изображения картин природы?

    VI. Роль пейзажа в рассказе.

    - А задумались ли вы, почему в этом произведении так много картин природы? Я уверена, что кто-то и не обратил на них внимание, с увлечением читая “страшные” истории ребят.

    (Ребята выросли в деревне, их всегда окружала природа.)

    - Но только ли фоном является природа в рассказе? Влияет ли она на героев?

    (Ночь “заставила” рассказывать именно “страшилки”; рассказчику ночью тревожно, а утром спокойно.)

    - Таким образом, природа показана Тургеневым как сила, воздействующая и на рассказчика, и на мальчишек. Природа живёт, изменяется, это действующее лицо в рассказе. Она вмешивается в жизнь человека. Вспомните, когда ребята рассказывают свои истории, мы слышим всплеск щуки, видим, как покатилась звезда; слышим “протяжный, звенящий, почти стенящий звук”, удивляемся внезапному появлению белого голубя, который “налетел прямо в это отражение, пугливо повертелся на одном месте, весь обливаясь горячим блеском, и исчез, звеня крылами”.

    Природа живёт по своим законам, противиться и возражать этому бессмысленно. Она с материнской нежностью заботится о благе и счастье человека, но горе ему, если он сам забудет о человеческих жизненных ценностях.

    Природа щадит только покорившегося ей. Пока охотник настойчиво пытается узнать дорогу домой, он не находи её. Стоило рассказчику решить, что он заблудился, и смириться с этим, он узнаёт то место, где оказывается. И в этом своеобразие восприятия природы И.С.Тургеневым.

    VII. Рефлексия.

    - А теперь вернёмся к вашим впечатлениям, которые вы записали в начале урока. Прочитайте их. Может быть, кто-то из вас после нашего разговора дополнит, а кто-то иначе отнесётся к тому, что слышал? (Чтение работ.)

    - Я уверена, что сегодняшний урок не оставил вас равнодушными. Это был урок вопросов и сомнений, озарений и открытий. Я надеюсь, что мне удалось вас очаровать рассказом “Бежин луг”, обворожить И.С.Тургеневым, помочь поверить в свои силы.

    VIII. Домашнее задание.

    1. Попробуйте, опираясь на сегодняшние открытия, ответить на вопрос: почему из всех ребят погибает именно Павлуша?

    2. Напишите миниатюру-описание картины зимней природы.


    написать администратору сайта