Главная страница

ответы на вопросы психология. В 1957 г в Университете МакГилла (сша) в лаборатории Дональда Хебба был организован эксперимент по влиянию сенсорной депривации на людей (то есть полная изоляция от внешнего воздействия на органы чувств)


Скачать 42.73 Kb.
НазваниеВ 1957 г в Университете МакГилла (сша) в лаборатории Дональда Хебба был организован эксперимент по влиянию сенсорной депривации на людей (то есть полная изоляция от внешнего воздействия на органы чувств)
Дата14.09.2022
Размер42.73 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаответы на вопросы психология.docx
ТипДокументы
#676323

  1. В 1957 г. в Университете Мак-Гилла (США) в лаборатории Дональда Хебба был организован эксперимент по влиянию сенсорной депривации на людей (то есть полная изоляция от внешнего воздействия на органы чувств).

Для участия в эксперименте пригласили группу студентов. Суть исследования заключалась в следующем: человек ложился на кровать и завязывал себе глаза повязкой, пропускавшей свет, но не позволявшей различать объекты. Использовались так же наушники, через которые доносился легкий фоновый шум. На руки студентам надевали перчатки для сведения к минимуму тактильную стимуляцию.

Во время выполнения эксперимента через несколько часов отмечалась рассеянность внимания, снижение способности выполнения тестовых заданий и возникновение тревоги. Несмотря на то, что за участие в эксперименте студентам ежедневно платили 20 долларов, большая часть участников не смогла выдержать сенсорную депривацию более 72 часов. У тех испытуемых, кто смог продержаться дольше, возникали иллюзии и яркие галлюцинаторные переживания.

В 50-х годах 20 века канадский нейрофизиолог Джон Лилли создал специальную камеру для максимальной изоляции от внешних факторов и раздражителей. Стенки сооружения не позволяли проникать внутрь ни звукам, ни свету, ни запахам, а снижение тактильных ощущений достигалось погружением человека в водно-солевой раствор, плотность которого приближалась к комфортной морской воде и позволяла телу оставаться на плаву, а температуру раствора подбирали в соответствии с температурой тела.
Человек, пребывая в экспериментальной изоляционной камере, испытывал ощущение невесомости. Находясь в таких условиях, объектом сознания испытуемого становится самосознание и содержимое его подсознания. В условиях изоляционной камеры феномены воздействия сенсорной депривации развивались значительно быстрее и интенсивнее и у ряда испытуемых уже через 2-3 часа отмечались сноподобные и галлюцинаторные переживания.
В результате исследования было установлено, что привычный повседневный способ восприятия и реагирования на внешние стимулы вырабатывает упрощенный алгоритм взаимодействия с внешним миром, но он же и отвлекает человека от глубинной сути своего сознания и понимания своей роли в мире, что может быть причиной неудовлетворенности своим положением и жизнью. Таким образом, в помощь человеку изоляционную камеру Джона Лилли можно использовать с целью углубленного самоанализа и трансформации психики для психологического здоровья.
На основе результатов экспериментов доктора Джона Лилли была разработана флоатинг-терапия, в которой используются короткие сеансы сенсорной депривации с психотерапевтической целью


  1. Каждый человек — личность, и у каждого есть свои чувства, ощущения и представления об окружающем мире свои. Известно. что чем богаче внутренний мир человека, тем он быстрее развивается и превращается в хорошо развитую взрослую личность. Как это проверить? Психологи проверяют развитость личности с помощью рисунков. Как человек её воспринимает, так он и развит. Это можно увидеть и в обычной жизни: ребёнок рисует картины, ученик пишет сочинение, взрослый создает проекты, пьесы, компьютерные программы. Богатое воображение и умение правильно воспринимать окружающее помогает развиваться и двигаться точно к цели, использовать фантазию в обыденной жизни, что малому ребёнку, что взрослому человеку.

  2. Рецептивная. Согласно этой теории орган чувств (рецептор) пассивно отвечает на воздействующие раздражители. Этим пассивным ответом и являются соответствующие ощущения, то есть ощущение есть чисто механический отпечаток внешнего воздействия в соответствующем органе чувств. В настоящее время эта теория признана несостоятельной, поскольку отрицается активный характер ощущений.


Диалектико-материалистическая. Согласно этой теории «ощущение - есть действительная непосредственная связь сознания с внешним миром, есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания» (В.Л. Ленин).
Рефлекторная. В рамках рефлекторной концепции И.М. Сеченова и И.П. Павлова были проведены исследования, показавшие, что по своим физиологическим механизмам ощущение является целостным рефлексом, который объединяет прямыми и обратными связями периферические и центральные отделы анализатора.
4) Восприятие выполняет отражательную и регулятивную функции.
Отражательная – обеспечивает ориентировку в окружающем мире;
Регулятивная – регулирование поведения и деятельности в объективных условиях среды и субъективными потребностями субъекта
5. К основным факторам, влияющим на восприятие, благодаря которому формируется связанная картина ре­альности относятся:

- ограничения, связанные с органами чувств,

- состояние сознания,

- предшествующий опыт,

- "культурное моделирование".

Окружающая среда в любой момент посылает нам тысячи всевозможных сигналов, из которых человек может уловить лишь очень небольшую часть.

Достаточно посмотреть на фотографию, сделан­ную аппаратом для съемки в инфракрасных лучах, чтобы увидеть, что она отражает совершенно другой образ ок­ружающего.

Культура берет на себя регулирование деятель­ности мозга, внося те или иные особенности мировоспри­ятия, характерные для членов данной группы. Наблюдаются различия в восприятии мира, жизни, смер­ти и т.д. у различных культур.

Способ классификации воспринимаемого у каж­дого человека связан с предварительным жизненным опытом. Только благодаря практике и опыту мозг чело­века способен структурировать и организовывать эле­менты внешнего мира, чтобы придавать им точное значе­ние.
6. Иллюзии восприятия — это искаженная оценка реальных образов, их несоответствие тому, какими они являются на самом деле. Иллюзии могут возникать на уровне любого из органов чувств — они бывают слуховыми, тактильными, вкусовыми, обонятельными, зрительными.

Выделяют несколько основных иллюзий восприятия:
иллюзии невнимательности;

аффективные;

парейдолические;

оптико-геометрические
7. Внимание обладает рядом свойств, к которым относятся:
· избирательность

· концентрация

· объем

· распределение

· переключение

· устойчивость

Свойства нервной системы - это физиологические свойства, часто называемые нейродинамическими.

Психологи выделяют следующие основные свойства нервной системы: • сила, определяющая порог чувствительности; • подвижность, определяющая время реакции; • уравновешенность.
8) Методов и технологий развития внимательности достаточно много. В основном они направлены на выработку навыков произвольного внимания. Для выбора оптимальных способов тренировки надо определить, какая именно из характеристик внимательности недостаточно развита:
концентрация (максимальное сосредоточение на объекте);

устойчивость внимания (продолжительность концентрации);

объем воспринимаемой информации (сколько объектов могут находиться в поле внимания одновременно);

переключаемость (способность быстро переносить фокусировку с одного объекта на другой);

распределение внимания (способность работать в режиме многозадачности, выполняя сразу несколько дел без переключения).

Для тренировки каждой из этих характеристик выполняют специальные упражнения. Для развития концентрации и устойчивости внимания сосредотачиваются полностью на одном предмете (например, на секундной стрелке), каждый раз отводя на упражнение все больше времени, и добавляя постепенно в него отвлекающие факторы.
Для тренировки навыка обрабатывать сразу большой объем информации, делают упражнение на зрительное запоминание внешних признаков сразу нескольких предметов, постепенно увеличивая количество описываемых объектов. То же самое можно делать для тренировки слухового внимания — запоминать ряд слов или чисел, повторяя их в точной последовательности.
Для развития навыка переключаемости хорошо подходит тренировка с нахождением отличий между двумя картинками, а также тренировка на поочередное переключение внимания между разными объектами.
Чтобы научиться распределять внимание сразу на несколько объектов, можно разными руками одновременно выполнять разные действия (например, рисовать круг и квадрат).
Любой метод и технология для развития внимания не будет эффективным без умения вызвать у себя неподдельный интерес к объекту, без создания дополнительной мотивации. Если процесс решения задачи (ее тема, результат) увлекает, все нейронные связи в мозге сами начинают работать в нужном режиме. Для выработки интереса к объекту внимания служат методы «уверенность» и «перезагрузка».
9) А.Айви (2005) выделяет несколько приемов управления вниманием во время выступления. Важным способом фокусировки внимания является прием установления «зрительного контакта». Очень многие пользуются этим приемом, зная его эффективность. Обводя аудиторию взглядом, необходимо смотреть пристально не на одного человека, а фиксировать взглядом нескольких человек в аудитории. Постепенно у каждого появляется впечатление, что с ним лично общаются тоже. Установление зрительного контакта широко используется в любом общении (не только в массовом, но и в межличностном, деловом). Пристально глядя на человека, мы привлекаем его внимание. Постоянно уходя от чьего-то взгляда, мы показываем, что не желаем общаться. Стоит помнить и о том, что наш взгляд должен быть «удобен» человеку, у него не должно появиться впечатление, что мы разглядываем его или тем более оцениваем. Рекомендуется смотреть в среднюю точку лба человека. Зрительный контакт используется не только для привлечения внимания при публичном выступлении, но и для того, чтобы удерживать аудиторию.
Существует такой прием как «повышение голоса»: простейшее средство привлечения внимания. Речь, конечно, не идет о повышении голоса до крика. Это недопустимо не только по морально-этическим, но и тактическим соображениям, так как крик любого человека – явный признак его слабости и бессилия. Но при этом нельзя нужно признать, что некоторое повышение голоса, особенно в начале фразы, не только привлекает внимание, но и оказывает дополнительное воздействие на партнера
Прием «четкость».Он заключается в том, что наша речь должна быть четкой, ясной, логичной и понятной. Монотонность и «бормотание» не только мешают восприятию фраз, но и довольно раздражают людей. При публичном выступлении однозначно стоит исключить из речи слова-паразиты или характерные словесные шаблонные обороты.
Прием «акцентировки». Он используется в тех случаях, когда необходимо обратить особое внимание слушателей на самые важные моменты в сообщении. Данный прием можно реализовать с помощью прямой и косвенной акцентировки. Прямая акцентировка достигается за счет употребления таких фраз, как: «прошу обратить внимание», «важно отметить, что...», «необходимо подчеркнуть, что...» и т. д. Косвенная акцентировка происходит, если места, к которым нужно привлечь внимание, выделяются из общего строя общения так, чтобы контрастировать с окружающим фоном и автоматически привлекать внимание. Это может быть более длинная пауза, выразительный взгляд в зал, какой-то особый жест или повышение/понижение интонации
Прием «навязывание ритма». Согласно психологическим исследованиям, слушатели устают примерно через 20 минут после начала выступления. Кроме того, внимание человека постоянно колеблется. Если специально не прилагать усилий к тому, чтобы все время держать на плаву внимание аудитории во время своего публичного выступления, то оно неотвратимо будет «уходить» или переключаться на что-то другое. Наша речь не должна быть монотонной и однообразной. Иначе даже заинтересованный слушатель будет с трудом удерживать внимание, его будет клонить в сон. Именно здесь и применяется прием «навязывания ритма». Постоянное изменение характеристик голоса и речи – наиболее простой способ задать нужный ритм публичного выступления. Говоря то громче, то тише, то быстрее, то медленнее, то скороговоркой, то нейтрально, собеседник как бы навязывает слушателям свою последовательность переключения внимания, не дает им возможности расслабиться и что-то пропустить
10) Для лучшего запоминания широко используются различные мнемотехнические приемы. Суть мнемотехнических приемов заключается в том, что запоминаемый материал определенным образом структурируется. Так, год французской революции — 1789-й — легко запомнить, выделив структуру даты (последовательность цифр 7, 8, 9). Кроме того, рифмование слов также способствует запоминанию.
Основные приемы мнемотехники запоминания:
· Метод ассоциаций. Запоминание даты, например, можно ассоциировать с событием, которое хорошо сохранено в памяти: за столько-то лет до- или спустя столько-то лет после. При этом определяющее значение имеют прочность ассоциаций и их количество. Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти. Так, иррациональные, странные, нелогичные ассоциации способствуют лучшему запоминанию.
· Метод связок. Заключается в объединении опорных слов текста в единую целостную структуру.
· Метод мест. Основан на зрительных ассоциациях; нужно ясно представить себе предмет, который следует запомнить, и объединить его образ с образом места, которое легко «извлекается» из памяти. Этот метод не требует логических ассоциаций, он базируется на ассоциациях, диктуемых последовательностью предметов и мест. Прежде всего нужно выбрать постоянный «маршрут». Это может быть дорога к месту работы, расположение комнат в квартире и отдельных «мест» внутри комнаты (диван, ковер, шкаф). Для начала достаточно набора из 15−20 мест, четко пронумерованных в определенной последовательности. Затем по хорошо известному вам «маршруту» вы размещаете предметы, которые нужно запомнить, и фиксируете в памяти их зрительные образы. Таким образом достигается запоминание необходимого материала в определенной последовательности. Метод эффективен тогда, когда запоминаемые предметы трудно «разбить» по какому-то признаку.
11) Чаще всего расстройства памяти связаны с органическим поражением головного мозга. В этих случаях они отличаются стойкостью и необратимостью. Однако они также могут возникать при нарушении других сфер психического функционирования. Так, например, нарушения ясности сознания или концентрации внимания, возникающие при ускорении мышления у больных с маниакальным синдромом, могут нарушить процессы запечатления и последующего воспроизведения информации.
Патология памяти
Гипермнезия – патологическое усиление функций памяти. При этом запоминание может оставаться на обычном уровне, а воспроизведение - резко усиливаться. Наплывы воспоминаний у больных приобретают хаотический характер, что понижает способность к концентрации внимания и снижает продуктивность мышления и психической деятельности в целом. Подобные нарушения наблюдаются в маниакальной фазе маниакально-депрессивного психоза, при эйфорических состояниях, шизофрении, а также могут сопутствовать эпилептическим пароксизмам, например, во время ауры или психо-сенсорного припадка. Явления гипермнезии также могут встречаться у больных со сравнительно легкими (невротическими) расстройствами психики.

Гипомнезия – болезненное снижение памяти. При этом расстройстве обычно страдают все ее составляющие. Больные забывают даты безусловно известных им событий, например, начала и окончания Великой Отечественной войны, дни рождения близких людей, содержание прочитанных книг, просмотренных кинокартин и т.д. Пациентам приходится записывать важную для них информацию. Нередко при этом наблюдается симптом анэкфории, когда репродукция названий известных предметов, имен близких людей, «выскочивших из памяти» слов возможна не иначе как при подсказке со стороны. Чаще всего гипомнезия носит прогрессирующий (в соответствии с законом Рибо) характер и наблюдается при органических, в первую очередь, сосудистых заболеваниях головного мозга (гипертоническая болезнь, атеросклероз). Однако она может быть вызвана и преходящими функциональными расстройствами невротического характера (например, при психогенной астении).

Амнезия – утрата способности сохранять и воспроизводить ранее усвоенную информацию, а в некоторых случаях и невозможность фиксировать ее. При органических поражениях мозга она может распространяться на продолжительные промежутки времени, в то время как, например, при истерии носит фрагментарный характер и связана с выпадением из памяти эмоционально негативных эпизодов.

Конградная амнезия представляет собой амнезию на период состояния нарушенного сознания, чаще всего выключения. Она объясняется не столько расстройством функции памяти, сколько невозможностью восприятия информации, запечатления ее, например, во время комы или сопора.

Также выделяют ретроградную амнезию – утрату воспоминаний о событиях, предшествовавших возникновению заболевания или состояния, сопровождавшегося нарушением сознания (например, состояния сопора при менингите или черепно-мозговой травме).

При антероградной амнезии из памяти больного выпадает отрезок времени после завершения острого или острейшего проявления болезненного состояния, например, судорожного припадка, мозговой травмы, и восстановления ясности сознания. При этом больные правильно ориентируются в окружающем, доступны контакту, правильно отвечают на вопросы, однако позднее оказываются не в состоянии воспроизвести эти события. Нередко имеет место сочетание ретро- и антероградной амнезии, в этих случаях говорят о смешанной, ретроантероградной амнезии.

Фиксационная амнезия – резко сниженная или полностью утраченная способность запечатлевать и удерживать в памяти события, происходящие в настоящий момент. Эти больные не в состоянии запомнить только что услышанную, увиденную и прочитанную информацию, однако могут сохранять воспоминания о событиях, имевших место раньше, обычно не утрачивают профессиональных навыков. Ограниченная способность к интеллектуальной деятельности также может сохраняться. Однако фиксационная амнезия иногда имеет своим следствием настолько выраженную дезориентировку больных в окружающем и собственной личности, что делает их практически беспомощными, не способными к какой-либо целенаправленной деятельности. Этот симптом является базисным нарушением при корсаковском синдроме.

Парамнезии – ложные воспоминания. Они представляют собой заполнения амнестического дефекта, провала памяти фиктивными воспоминаниями, которые выглядят тем более нелепыми, чем больше выражено общее интеллектуальное снижение больных. В некоторых случаях парамнезии представляют собой вариант временной деперсонализации с невозможностью точной датировки биографических событий во времени.

В первую очередь это касается симптома псевдореминисценций, при котором реальные события прошлого переносятся больными в настоящее. Например, на вопрос о том, чем стационарная больная занималась вчера, она сообщает, что с большим удовольствием слушала «Пиковую даму» в оперном театре. Другая пожилая больная, уже два года находившаяся в отделении, отвечая на тот же вопрос, рассказала, как ходила в лес за грибами, работала в поле, доила корову. И в первом, и во втором случае упомянутые события не только могли иметь место в жизни больных, но и имели его в другие отрезки времени.

Конфабуляции – это замещение провала памяти вымышленными событиями фантастического, нереального характера, которые не могли иметь место в принципе. Симптом конфабуляций обычно имеет место при выраженном интеллектуальном снижении с утратой критики. Заполнение амнестического дефекта происходит на основе патологического фантазирования либо на основе бредовой реконструкции прошлого, наблюдающейся чаще всего у больных с фантастическим бредом величия (конфабуляторный бред). Эти больные не столько утрачивают воспоминания о произошедших событиях, сколько интерпретируют их с точки зрения представления о самих себе в настоящем. Эти фантастические воспоминания входят в структуру или представляют собой один из вариантов парафренного синдрома.

К парамнезиям относятся также криптомнезии, выражающиеся в том, что больные приписывают своему творчеству воспоминания, почерпнутые из книг, рассказы о событиях, случившихся с другими людьми или произошедших во сне. Эти пациенты могут приписывать себе произведения известных авторов, фрагменты научных работ. Болезненность этих мнений, а также отсутствие корыстной заинтересованности отличают криптомнезии от плагиата.

Корсаковский амнестический синдром был впервые описан С.С. Корсаковым в 1887г. как специфическое проявление алкогольного психоза. Описание корсаковского психоза наряду с мнестическими расстройствами включало неврологические нарушения в виде алкогольной полиневропатии. В дальнейшем оказалось, что наблюдающиеся при этом алкогольном психозе расстройства кратковременной памяти не являются специфическими и наблюдаются при самых разных органических заболеваниях мозга.

Клиническими проявлениями прогрессирующего снижения кратковременной памяти являются следующие симптомы: 1. Фиксационная амнезия, которая представляет собой невозможность ретенции событий, происходящих в настоящем. Фиксационная амнезия в некоторых случаях (при острых мозговых катастрофах) может сопровождаться ретро– и антероградной амнезией. 2. Амнестическая дезориентировка является следствием невозможности сохранить в памяти информацию о событиях, происходящих в реальной действительности. Как правило, аллопсихическая амнестическая дезориентировка сочетается с дезориентировкой в собственной личности. 3. Парамнезии (псевдореминисценции, конфабуляции, криптомнезии)

Корсаковский синдром, возникший вследствие длительно текущих хронических мозговых заболеваний, обычно имеет плохой прогноз. В случаях же острого поражения мозга надежды на положительную динамику остаются достаточно реалистичными, хотя полного восстановления функций памяти, как правило, не происходит.
12) Как развить память

Мнемотехника, мнемоника. Это совокупность приемов и методов, помогающих запоминанию определенных типов информации. Суть любой мнемотехники, которую также часто называют “мнемоникой” заключается в следующем: для каждого слова или словосочетания придумывается, а еще лучше – выбирается какой-нибудь хорошо знакомый образ, с которым это слово или словосочетание связывается. То есть, нужно заменить абстрактный объект понятиями, которые будут связаны с визуальным, аудиальным или чувственным представлением. Чем лучше ассоциации, между получаемой человеком информацией и определенными, хорошо известными ему образами, тем крепче информация будет сидеть в голове. Лучше всего использовать визуальные образы для привязки к ним информации. Мозг наш лучше всего запоминает именно образы, поэтому чтобы улучшить память – необходимо разговаривать со своим мозгом на языке образов. Но если вы ярко выраженный аудиал или кинестетик, тогда для вас будет лучше привязать информацию к каким-нибудь звукам, мелодиям, чувственным ощущениям.

Таким образом, для эффективного запоминания информации, необходимо увязывать ее с яркими, необычными образами, которые хорошо отпечатываются в памяти. Этот метод мнемотехники очень сильно развивает воображение, а от воображения зависит качество усвоения прочитанного материала. Скажем, если вы, читая книгу, ассоциируете прочитанное с ярким образом, и не только из своей жизни, но и с придуманным вами самим образом, то потом, со временем, когда вы к этому привыкните, вы будете представлять себе различные образы достаточно четко и сможете привязывать их к определенной информации, которую будете получать из тех же книг. Из этого следует, что чем лучше у вас будет развито воображение – тем более развитой может стать ваша память, так как вы сможете привязывать получаемую вами информацию к имеющимся в вашей голове образам.
13) Филогенетический аспект (или филогенез мышления) предполагает изучение того, как мышление человека развивалось и совершенствовалось в истории человечества. Вфилогенеземышленияи речи отчетливо вырисовывается доречевая фаза в развитии интеллекта и доинтеллектуальная фаза в развитии речи.
Социогенез в психологии — происхождение и развитие сознания, личности, межличностных отношений, обусловленное особенностями социализации в разных культурах и общественно-экономических формациях.
+ В психологии онтогенез — формирование основных структур психики индивида в течение его детства; изучение онтогенеза — главная задача детской психологии.
По стадия развития в онтогенезе:
Наглядно-действенное мышление(первая генетич.ступень развития мыслительной деятельности. Ребенок непосредственно воспринимает предмет и совершает с ним практические действия);
Наглядно-образное мышление (вторая генетич.ступень мышления. Поиск неизвестного осуществляется через выявление скрытых связей, свойств и возможных преобразований элементов образа объекта);
Словесно-логическое мышление (Человек оперирует понятиями и логическими конструкциями, функционирующими на базе языка).
14) Диалогичность мышления — это умение вести мысленный диалог с другим человеком, в том числе и с оппонентом. Данное качество позволяет продумать те аргументы, которые может выставить в дискуссии другая сторона, выявить среди них сильные и слабые аргументы (алогизмы) и, самое главное, с учетом этих предполагаемых умственных действий оппонента выстроить и реализовать собственные.
Диалог определяется наличием двух или более идейных позиций (полноценных «голосов») по тому или иному вопросу, принципиально не сводимых друг к другу. Голоса в диалоге характеризуются неслиянностью, неразделимостью и взаимопроникновением (взаиморефлексированием, «просвечиванием» друг через друга) (М.М. Бахтин). Диалог приводит к подлинному взаимораскрытию, взаимопроникновению, личностному взаимообогащению взаимодействующих на этом уровне людей. Диалог создает условия для прогресса саморазвития и самосовершенствования (А.А. Бодалев, Г.А. Ковалев). Диалог подчинен элементарным циклам речевого взаимодействия. Основными типами циклов Г.М. Кучинский считает «сообщение — отношение к сообщению», «вопрос — ответ», «побуждение к действию — исполнение». В этой связи диалог представлен как сочетание выделенных элементарных циклов [109J.
Диалогическое мышление — это внешний или внутренний диалог, раскрывающий различные, а поэтому и противоречащие друг другу стороны действительности. Отсюда следует, что и нравственные, и эстетические, и интеллектуальные определения психики человека имеют свое начало в рефлексивном акте совместно-разделенной предметной деятельности, именно он есть системообразующий фактор или «субстанция» мышления. Однако ее реализация в каждом отдельном мыслительном процессе — это превращение всеобще значимых форм, способов и средств культуры общения во внутренние, только данному индивиду здесь и теперь присущие мотивы и цели дальнейшего действия. При этом отдельные, дискретные значения каждого из всех здесь необходимых слов, знаков, образов и т.п. сливаются в особенный смысл предметной ситуации. Осмысленность действия, его целей и мотивов рождается как следствие «перевода» неповторимо субъективного состояния индивида на уровень родового, общечеловеческого, всеобщего значения тех способов и средств, с помощью которых это состояние возникло. Однако только непрерывность и целостность развития культуры народа, ожившая и сохраненная, развитая, продолженная неповторимостью личной биографии индивида, превращает их надындивидуальные объективно-дискретные значения в осознанный смысл мотивов и целей действия (поведения).
Диалогичность мышления рассматривается как одно из средств реализации творческого потенциала. Мышление по своей природе диалогично как в своем возникновении, так и в процессе своего протекания.
15) Логическое – этическое. Представители первого типа рассуждают с точки зрения закономерностей, правил, логических связей. Люди из второго типа мыслят на основе чувств, переживаний, настроения. Для первых общение - это обмен информацией, а для вторых – обмен энергией, эмоциями.

Сенсорное – интуитивное. Первый тип предполагает конкретное и практическое мышление, его представители хорошо подмечают детали; они рассуждают с точки зрения текущих событий, разбираются в наличной ситуации. Второй тип – это глобальное, философское мышление, при этом оно теоретическое и оторванное от наличной ситуации.

Решительное – рассудительное. Люди первого типа быстро принимают решения, могут действовать в напряжённой обстановке; они часто ошибаются, но быстро исправляют ситуацию и учатся на своих ошибках. Люди второго типа решения принимают долго, они привыкли действовать в спокойной и комфортной обстановке, избегают ненужных действий.

Шизотимическое – циклотимическое. Шизотимикам присущи тонкость чувств, эгоизм, властность, желание быть лучше других. В обычной жизни они проявляют некоторые признаки шизофрении. Циклотимики склонны к маниакально-депрессивному синдрому, они безответственны, беспечны, веселы и общительны.

«Чейнжер» - «раннер». Люди первого типа ориентированы на различные действия, каждый раз они занимаются чем-то новым. А вот «раннеры» предпочитают заниматься чем-то одним, пока не доведут дело до конца, они консервативны в быту, тщательно выбирают друзей, общение, увлечения, покупки. Такие люди плохо приспосабливаются к внезапным изменениям.

Интроверты – экстраверты. Такое разделение общеизвестно: мысли первых направлены преимущественно на свой внутренний мир, а мысли вторых – на мир внешний. Первые чувствительны, замкнуты и рассудительны, а вторые активны, общительны и открыты.

Интерналы – экстерналы. Люди первого типа считают, что всё, что с ними происходит, зависит только от их личных качеств. Во всех невзгодах они винят только себя, а удачам радуются как своим достижениям. Люди второго типа уверены, что всё вокруг происходит по вине внешних обстоятельств: действий других людей, случайности, «судьбы» и т. д.

Позитивизм – негативизм. Люди первого типа видят в ситуации прежде всего те качества, которые в ней есть. Они рассуждают утвердительными конструкциями: «Какая сейчас погода? - Хорошая, на улице тепло». Негативисты замечают в тех же ситуациях сначала качества, которые в них отсутствуют, и рассуждают отрицательными конструкциями: «Какая сейчас погода? – Неплохая, на улице не холодно».
16) Исследование стилей мышления представлено в работе Р. Брэм- сона и А. Харрисона «Мышление о мышлении», содержание которой адаптировано для российской аудитории А.А. Алексеевым и Л.А. Громовой[10]. В ней на примере анализа творчества великих философов описаны интеллектуальные стратегии поведения и деятельности, получившие название соответствующих стилей мышления: синтетический, идеалистический, прагматический, аналитический,реалистический.
Стилем мышления авторы называют открытую систему интеллектуальных стратегий, приемов, навыков и операций, к которым личность предрасположена в силу своих индивидуальных особенностей. Стили мышления начинают складываться в детстве и развиваются в течение всей жизни в ходе накопления человеком опыта. Согласно мнению указанных исследователей при принятии решения личность применяет набор определенных мыслительных стратегий. Каждый набор стратегий имеет свои слабые и сильные стороны, может как быть полезен в некоторой конкретной ситуации, так и привести к неуспеху при чрезмерном или неправильном использовании. Несмотря на это, личность осваивает только один или два набора стратегий и применяет их в течение всей жизни независимо от характера ситуации, не обременяя себя поиском новых путей, тогда как расширение арсенала интеллектуальных стратегий могло бы существенно повысить адаптивные способности человека, оптимизировать его профессиональную деятельность.
17) Виды мышления являются вместе с тем типологическими особенностями умственной и практической деятельности людей. В основе каждого вида лежит особое отношение сигнальных систем. Если у человека преобладает конкретно-действенное или конкретно-образное мышление, это означает относительное преобладание у него первой сигнальной системы над другой; если же человеку наиболее свойственно словесно-логическое мышление, это означает относительное преобладание у него второй сигнальной системы над первой. Существуют и другие различия в мыслительной деятельности людей. Если они устойчивы, их называют качествами ума.
Понятие ума шире понятия мышления. Ум человека характеризуют не только особенности его мышления, но и особенности других познавательных процессов (наблюдательность, творческое воображение, логическая память, внимательность). Понимая сложные связи между предметами и явлениями окружающего мира, умный человек должен хорошо понимать и других людей, быть чутким, отзывчивым, добрым. Качества мышления - основные качества ума. К ним относят гибкость, самостоятельность, глубину, широту, последовательность и некоторые другие мышления.
Гибкость ума выражается в подвижности мыслительных процессов, умении учитывать меняющиеся условия умственных или практических действий и в соответствии с этим менять способы решения задач. Гибкости мышления противостоит инертность мышления. Человеку инертной мысли более свойственно воспроизведение усвоенного, чем активные поиски неизвестного. Инертный ум - это ленивый ум. Гибкость ума - обязательное качество людей творчества. Самостоятельность ума выражается в способности ставить вопросы и находить оригинальные пути их решения. Самостоятельность ума предполагает его самокритичность, т.е. умение человека видеть сильные и слабые стороны своей деятельности вообще и умственной в частности.
Другие качества ума - глубина, широта и последовательность также имеют важное значение. Человек глубокого ума способен "доходить до корня", вникать в сущность предметов и явлений. Люди последовательного ума умеют строго логически рассуждать, убедительно доказывать истинность или ложность какого-либо вывода, проверять ход рассуждения.
Все эти качества ума воспитываются в процессе обучения детей в школе, а также путём настойчивой работы над собой.
18) В логопедии термином «онтогенез речи» принято обозначать весь период формирования речи человека, от первых его речевых актов до того совершенного состояния, при котором родной язык становится полноценным орудием общения и мышления.
Рассмотрим термин «онтогенез» значительно уже, а именно:
– для обозначения того периода динамического развития детской речи, который начинается с появления у ребенка первых слов и продолжается до становления развернутой фразовой речи;
– для изучения тех данных о нарушенном и нормальном процессе усвоения детьми родного языка, которые необходимы для построения коррекционного обучения: первоначального словарного запаса, нарушения слоговой структуры слов, аграмматизм, нарушения звукопроизношения и некоторых других.
Знание закономерностей речевого развития необходимо для своевременной и правильной диагностики отклонений в этом процессе, для грамотного построения коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевой патологии.
Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называя и указывая различные возрасты границы каждого. Например, А.Н. Гвоздев прослеживает последовательность появления в речи различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений и на этой основе выделяет ряд этапов.
19) Пиаже: речь появляется на определенном этапе развития мышления; речь без мышления невозможна. Но речь – не особенно важна для развития мышления. Речь — лишь одна из символических функций.
Пиаже открыл феномен эгоцентрической речи. Это особенность детского мышления (я в центре мира). Эгоцентрическая речь – речь, при которой ребенок разговаривает сам с собой (2-5 лет). Это речь, направленная не на партнера по общению, а на себя, не рассчитанная и не предполагающая какой-либо обратной реакции со стороны другого человека, присутствующего в данный момент и находящегося рядом с говорящим. Эта речь особенно заметна у детей среднего дошкольного возраста, когда они играют и как бы разговаривают сами с собой в процессе игры. (Малыш поднося ложку ко рту говорит: «Вася берет ложку и несет к себе в рот». - Пример эгоцентрической речи.)
Пиаже: речь появляется на определенном этапе развития мышления; речь без мышления невозможна. Но речь – не особенно важна для развития мышления. Речь — лишь одна из символических функций.
Пиаже открыл феномен эгоцентрической речи. Это особенность детского мышления (я в центре мира). Эгоцентрическая речь – речь, при которой ребенок разговаривает сам с собой (2-5 лет). Это речь, направленная не на партнера по общению, а на себя, не рассчитанная и не предполагающая какой-либо обратной реакции со стороны другого человека, присутствующего в данный момент и находящегося рядом с говорящим. Эта речь особенно заметна у детей среднего дошкольного возраста, когда они играют и как бы разговаривают сами с собой в процессе игры. (Малыш поднося ложку ко рту говорит: «Вася берет ложку и несет к себе в рот». - Пример эгоцентрической речи.)
I. Направление развития по Пиаже: аутистическое мышление -> эгоцентрическая речь -> логическое мышление -> внешняя речь
II. Направление развития по Выготскому: практическое мышление -> эгоцентрическая речь -> логическое мышление -> внешняя речь -> внутренняя речь.
Выготский: ребенок не аутистичен, наоборот, он изначально социален. Вся его ранняя психика развернута во внешнем плане, находится в сфере практических действий с предметами. Ребенок – практик, его психика развернута в пространстве между ним и взрослым через общение.
На первом этапе мышление и речь существуют раздельно как две независимые функции. Анализируя развитие речи и мышления в онтогенезе, Л. С.Выготский приходит к выводу, что «развитие речи и мышления совершается непараллельно и неравномерно», что «мышление и речь имеют генетически совершенно различные корни».
20) Сознание это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании я самоконтролировании поведения человека.
Язык так же древен, как и сознание. Мимико-жестикуляторные и звуковые средства взаимного общения прежде всего высших животных и послужили биологической предпосылкой формирования человеческой речи. Развитие труда по необходимости способствовало тесному сплочению членов общества. У людей явилась потребность что-то сказать друг другу. Физиологический механизм образования речи – условно-рефлекторный: произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями, а затем с идеальными явлениями сознания. Звук из выражения эмоций превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений.
Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык участвует в процессе мыслительной деятельности как ее орудие.Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием и языком органическая и их нельзя отделить друг от друга.
21) Нейрофизиологические исследования позволили полу­чить картину локализации мыслительных и речевых функций в мозге человека. Важнейшие открытия в этой области были сделаны в 19-м веке. В 1861 г. французский хирург Поль Брока открыл зону мозга, отвечающую, за производство речи. В 1874 г. немецкий врач Карл Вернике опубликовал моно­графию, в которой описал открытый им центр понимания ре­чи — височно-теменную зону левого полушария, которая по­лучила впоследствии название «зона Вернике». Таким обра­зом, было установлено, что за порождение речи и ее восприятие отвечают разные мозговые механизмы. Возможны нарушения речи (афазии), связанные отдельно с пониманием речи (сенсорная афазия) и с ее порождением (моторная афа­зия). Американские ученые В. Пенфилд и Л. Роберте в 1952 году дополнили исследования своих предшественников важным открытием — они нашли еще одну, дополнительную речевую зону мозга, расположенную в теменной части черепа и управляющую как речевыми органами человека (языком, гу­бами, движением челюстей, глоткой), так и движениями ко­нечностей человека — руками и ногами, пальцами и мимикой лица. Эта же зона регулирует голос человека. Зоны Брока и Вернике называют первичными речевыми зонами или полями, теменная моторная зона является допол­нительной. Инструментальное воздействие в условиях экспе­римента на любую из этих трех зон показывает, что они имеют равное значение для функционирования речи: при «вмеша­тельстве» в любую из них возникают одинаковые искажения речи. Вместе с тем установлено, что удаление дополнительной моторной зоны при сохранении зон Брока и Вернике не влечет за собой расстройства речи; по-видимому, дополнительная мо­торная зона выступает в значительной степени как запасная, резервная. Она берет на себя речевые функции при разруше­нии первичных речевых зон и в первую очередь компенсирует функции зоны Брока.
22) Способность к воображению не дается с рождения. Воображение развивается по мере накопления практического опыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций. В современной науке существует много исследований, посвященных развитию воображения в онтогенезе. Основным предметом изучения являлись возрастные периоды развития воображения и те виды деятельности, в которых оно развивалось. На основе обобщения большого экспериментального мате риала, полученного разными специалистами при исследовании детского воображения, выделены следующие этапы его развития:
1 этап (до 3 лет)
Воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. Об разы нечетки, неадекватны содержанию. Анализ носит неизбирательный характер, а синтез представляет уподобление. Ребенок воспринимает основные действия взрослого, преобладают сенсомоторные формы преобразования наглядно данного, появляются речевые формы. Развивается условное избирательное действие и активность типа «покажи как».
2 этап (3 года)
Происходит становление словесных форм воображения. Анализ делается более дифференцированным, появляется преобразование и комбинирование образов представлений. Отмечается отрыв условного действия от предметной опоры, идет детализация образа посредством слова, появляется фантазийная ложь. Происходит опредмечивание образа действием. Появление аффективного воображения связано с осознанием ребенком своего «Я» и отделением себя от других людей. Воображение уже становится самостоятельным процессом.
3 этап (4-6 лет)
Ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий. Усиливаются элементы самостоятельного построения ролевой игры. Ребенок уже может представить состояние другого человека. Снижается фантазийный характер игровых действий. Воссоздаваемые образы дифференцированы, содержательны и эмоциональны.
4 этап (7 лет)
Воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. У ребенка развивается умение действовать в образном плане, возникает интериоризированное воображение, необходимость во внешних опорах исчезает. Появляются элементы творчеств
23) Креативность была выделена в качестве самостоятельного фактора Гилфордом. Он полагал, что творческая одаренность включает в себя спо­собности к дивергентному мышлению и к преобразованиям (IQ). Вместе с Кристиансеном ученые выявили, что при низком уровне IQ присутствуют очень малые проявления одаренности творчеством, а среди людей с высоким уровнем IQ наоборот встречаются лица и с низкими уровнями, и с высокими уровнями развития дивергентного мышления

После выхода в свет работ Дж. Гилфорда приобрела большую популярность Концепция креатив­ности как универсальной познавательной творческой способности. В ней Гилфорд указывал на различия между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией. Конвергентное мышление включается, когда человеку, который решает некую задачу, надо на основе множества условий найти одно лишь верное решение. Дивергентное мышление — это такое мышление, которое идет в различных направлениях». В нем допускается варьирование путей решения проблемы, что конечно же приводит к неожиданным выводам и результатам

Одной из самых современных теорий креативности является так называемая «теория инвестирования»[3]. Стернберг и Любарт считают, что для креативности нужно шесть типов ресурсов. Ими являются те аспекты знаний, интеллекта, мотивации и среды, когнитивных стилей, личности, которые обеспечивают физическую и социальную стимуляцию, которые помогают рождать и разрабатывать новые идеи. Также они указывают на то, что окружающая среда тоже является источником социальных оценок креативности. Стернберг и Любарт придерживаются точки зрения, что креативность не является простой результирующей уровня развития каждого компонента креативности:
– отдельные компоненты иногда имеют пороговые значения (знания, например). При нижнем пороговом значении уровня компонента творчество невозможно;

между компонентами иногда существует частичная компенсация: один сильный компонент уравновешивает слабость другого компонента (мотивация уравновешивает знания);
– компонент постоянно действует только в присутствии других компонентов, что иногда приводит к взаимодействию между ними. Влияние на креативность могут взаимно усиливать высокие уровни интеллекта и мотивации
24) Условия или факторы, влияющие на течение творческой деятельности могут быть двух видов: ситуативные и личностные.
К ситуативным факторам, отрицательно влияющим на творческие возможности человека, относятся: лимит времени; состояние стресса; состояние повышенной тревожности; желание быстро найти решение; слишком сильная или слишком слабая мотивация; наличие фиксированной установки на конкретный способ решения; неуверенность в своих силах, вызванная предыдущими неудачами; страх; повышенная само- цензура; способ предъявления условий задачи, провоцирующий неверный путь решения и др.
К личностным факторам относятся устойчивые свойства, черты личности или характера человека, которые могут влиять на состояния, вызванные той или иной ситуацией. Примером может служить такая черта, как тревожность.
К личностным факторам, негативно влияющим на процесс творчества относят конформизм (соглашательство); неуверенность в себе (часто сопутствует общей низкой самооценке), а также слишком сильная уверенность (самоуверенность); эмоциональная подавленность и устойчивое доминирование отрицательных эмоций; избегание рискованного поведения; доминирование мотивации избегания неудачи над мотивацией стремления к успеху; высокая тревожность как личностная черта, сильные механизмы личностной защиты и ряд других.
25) У всех людей есть разные виды интеллекта. Чтобы охватить весь спектр способностей и талантов, которыми обладают люди, Гарднер выделили девять типов интеллекта: натуралистический, музыкальный, логико-математический, лингвистически-вербальный, экзистенциальный, межличностный, внутриличностный, телесно-кинестетический и визуально-пространственный.
26) В более мягком варианте эта теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция. Наиболее развитой концепцией является «теория интеллектуального порога» Е.П. Торренса: Если IQ ниже 115-120, интеллект и креативность образуют единый фактор, при IQ выше 120 творческая способность становится независимой величиной, то есть, нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью
27) Мышление и интеллект — близкие по содержанию термины. Родство их стано­вится еще яснее, если перейти на обыденную речь. В этом случае интеллекту будет соответствовать слово «ум». Мы говорим «умный человек», обозначая этим индиви­дуальные особенности интеллекта. Мы можем также сказать, что «ум ребенка с воз­растом развивается», — этим передается проблематика развития интеллекта. Терми­ну «мышление» мы можем поставить в соответствие слово «обдумывание». Слово «ум» выражает свойство, способность, а «обдумывание» — процесс. Таким образом, оба термина выражают различные стороны одного и того же явления. Человек, наде­ленный интеллектом, способен к осуществлению процессов мышления. Интеллект — это способность к мышлению, а мышление — процесс реализации интеллекта.
· Интеллект — способность к мышлению.
Мышление — опосредо­ванное и обобщенное познание объективной реальности.
Мышление и интеллект с давних пор считаются важнейшими отличительными чертами человека. Недаром для определения вида современного человека использу­ется термин Homo sapiens — человек разумный. Человек, потерявший зрение, слух или способность к движению, конечно, несет тяжелую утрату, но не перестает быть человеком. Ведь оглохший Бетховен или ослепший Гомер не перестали для нас быть великими. Тот же, кто совершенно потерял разум, кажется нам пораженным в самой своей человеческой сути.
28) интеллекта и креативности используют следующие методики.
Методика 1. Диагностика личностной креативности (Е.Е. Туник)
Назначение теста.
Данная методика позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность (Л); воображение (В); сложность (С) и склонность к риску (Р). Несмотря на ее адресованность юношескому возрасту, она не утрачивает своей прогностичности и в зрелом возрасте.

Методика 2. Тест интеллекта Г. Айзенка (Тест IQ).
Назначение теста. Методика предназначена для оценки интеллектуальных способностей, определения, в какой мере испытуемый обладает нестандартным мышлением. Для исследования людей от 18 до 50 лет, имеющих образование не ниже среднего.


написать администратору сайта