Главная страница

статегии коммуникации. В английском языке To wag the dog (Вилять собакой)


Скачать 20.68 Kb.
НазваниеВ английском языке To wag the dog (Вилять собакой)
Дата05.07.2019
Размер20.68 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файластатегии коммуникации.docx
ТипДокументы
#83657

Эссе по фильму «Плутовство. Или Хвост виляет собакой»

«Почему собака виляет хвостом? — Потому, что собака умнее хвоста.

Если бы хвост был умнее, он вилял бы собакой.»

В английском языке «To wag the dog» («Вилять собакой») — это идиома, обозначающая намеренное отвлечение внимания от более важного вопроса к второстепенному. Иначе говоря, менее значимое событие попадает в центр внимания, заглушая изначально более значимое событие. Фильм «Плутовство» или «Хвост виляет собакой» полностью построен на этом фразеологизме, но интересен он не только сюжетом, но и психологическими приемами, применяемыми главными героями в фильме.

Уже в самом начале истории зрителю показывают прием, называемый методом копченой селедки, который использует Конрад для того, чтобы заглушить сексуальный скандал, связанный с президентом США и выровнять его покачнувшуюся репутацию. Он отвлекает внимание аудитории от важной, но неугодной управляющим информации путем вброса фальшивой информации о войне с Албанией, поданной в максимально сенсационной форме. Таким образом, он создает отвлекающую эмоциональную доминанту. Помимо этого, задачей политтехнологов является сменить его негативный образ, созданный скандалом, на позитивный. Важно понимать, что современная политическая система не является «прозрачной», а это значит, что решающим фактором оценки для народа является не реальная политика, а представленные политическими деятелями образы, транслирующиеся по каналам СМИ. Таким образом, основным приемом фильма является работа над созданием нового образа президента, за которого избиратели должны отдать свой голос. Война же – элемент вторичный, который необходим только для создания этого же образа. Иронично, что это перекликается с названием фильма – «Хвост виляет собакой». В фильме гротескно изображено, как более глобальное служит частному: война – имиджу, а собака – хвосту.

Но почему именно война? Все просто – влияние одной «сильной» темы необходимо сковать ещё более «сильной» другой темой. Война – это страшнейшее и ужаснейшее явление в истории человечества. Она без труда способна вызвать животный страх у людей. Однако, важнее то, что видимость войны может позволить президенту выступить перед населением в новом, выигрышном статусе. На фоне военных действий у него появляется возможность показать себя с другой стороны, например, в лице защитника мира, спасающего страну. Для этого команда политтехнологов формирует образ врага, поскольку существование врага обуславливает не только наличие войны, но и необходимость сплочения народных масс для поддержки лидера и борьбы с этим врагом.

Почему Албания? На этот вопрос может ответить диалог из фильма: «Почему Албания?» – «Что ты знаешь о них?» – «Ничего» – «Вот и я говорю: народ хитрый, высокомерный…» Иначе говоря, неинформированность и необразованность общества создает возможность для любых манипуляций. Для главных героев это означает, что можно придумывать о ней все, что угодно, включая народный праздник с подношением первого снопа, злодейский менталитет и др.

Конрад искусно использует прием, называемый противоречивой информацией. Он нарочно просит официальные каналы отрицать подготовку к войне в Албании. Эта техника хороша для подогревания интереса у публики. Благодаря противоречию, у получателя информации возникает удивление, напряжение и интерес. И это работает. Вскоре, после вопросов об Албании подставных журналистов, вопросы на эту тему начинает задавать реальный журналист.

Далее идет создание нужной концепции «албанской кампании» и необходимых образов, таких как: образ президента как защитника, образ албанских террористов как врага, дополнительные образы, подчеркивающие положительность одного образа и отрицательность другого. К ним относятся Сержант Шуманн и девочка с котенком. Шуманн – брошенный в тылу врага герой, возвращающийся домой только благодаря усилиям президента, показывает людям, как благороден их глава государства. Девочка с котенком же призвана продемонстрировать, как ужасен их враг. Ужасающая жертва врага усиливает ненависть к нему, спасение величественным героем хорошего парня восхищает и вызывает уважение к герою.

В истории Шуманна особую роль играет метод производства зрелища. Простая концепция придуманной истории Шуманна помогает героям обойти сенатора и ЦРУ, которые попытались «свернуть» их тему войны. Благодаря тому, что тема вбрасывается в СМИ очень зрелищно, в духе шоу-бизнеса, люди принимают ее на ура. Невозможно не поддержать и не посочувствовать бедному солдату, передающему сообщение матери на азбуке Морзе, он брошен на произвол судьбы как старый ботинок, который еще мог бы послужить. Таким образом, создается бренд этого солдата, который потом раскручивается в массах. Появляются такие лозунги как «Мужайся, мама», «Верните его домой!», выпускаются футболки, придумываются песни о старом ботинке, устраиваются акции в поддержку солдата. Также нагнетается атмосфера в СМИ, где показывают, как президент старается договориться с Албанией и вернуть на родину бравого бойца. Таким образом, история преподносится как реалити-шоу. Зрелища любимы людьми, они просты для восприятия, способны сплотить людей и вызвать сильный эмоциональный отклик. В фильме через зрелище передается посыл голосовать за президента, ведь от его действий зависит судьба Шуманна: «Это контракт с избирателями, хотя они этого не знают. Голосуйте за меня во вторник, в среду я предъявлю вам Шуманна. Вот за это зрители платят деньги! Голосуй за президента».

Отдельно стоит выделить еще один важный метод для управления массами – метод интерактивности или вовлечения аудитории в действие. В фильме этот метод проявляется в акциях с ботинками, организованных в честь поддержки возращения Шуманна домой. Это простое и символическое действие, совершенное гражданами, означает «верните Шуманна домой», что равно «проголосуйте за президента».

Другой, схожий метод программирования реакции через подачу ролевых моделей встречается во многих сценах фильма. Например, в клипе к песне «Мужайся, мама» подставная зрительница подпевает и плачет на камеру, и это даёт образец эмоциональной реакции для зрителя. А в аэропорту подставная албанская семья, мать и дочь, от всей души благодарят президента неким, выдуманным полит-специалистами, традиционным подношением, а президент демонстрирует, как он этим растроган, и проявляет знак внимания в ответ, накидывая на плечи женщины пальто, поскольку идет дождь.

Подделка под старину – еще один психологический прием, использованный в фильме. Он использован в написании песни “Good Old Shoe” в рамках «албанской кампании» для того, чтобы вызвать симпатию избирателей к Шуманну. Для большего эффекта воздействия на слушателя, политтехнологи вбросили информацию, что нашли ее в архивах 30-х годов. Таким образом, вызвали уважительное отношение к «старой доброй классике». Некоторым людям стало даже казаться, будто они уже слышали ее когда-то.

Завершающим приемом являлось увековечивание события в истории: Команда президента планирует поставить памятник солдатам, павшим в войне с албанскими террористами, поскольку историческая фиксация события увеличивает его убедительность и правдивость.

Почему же избиратели поверили? В фильме прозвучала очень важная фраза: «Нет никакой разницы, правда или нет. Слух прошёл, пресса в курсе. Она будет играть на этом». Ложная информация, при определенной подаче, способна эффективно управлять. В фильме главные герои смогли преподнести такую ложь, которая была не проверяема на правдивость или ложность, а также была вполне правдоподобна и отлично вписалась в существующую реальность. Граждан убеждают, что президент смог справиться с проблемой, разрешить войну и вернуть всем покой, хотя, на деле, покоя и так никто не терял. Народ в фильме стимулируется мнимым выигрышем. Важно понимать, что для людей тема войны являлась пугающей, поверить в нее значило позаботиться о собственной безопасности, разрешение этой фальшивой проблемы сделало жизнь граждан лучше. Получается, что и люди сами были готовы принять ложь из собственной выгоды.

Отдельное внимание хотелось бы уделить подходам к работе двух главных героев. Конрад Брин, подобный акуле, он никогда не остановится перед достижением цели и добьется ее любой ценой. Он сдержан, настойчив и решителен. Стенли Мотс же является олицетворением творчества и креативности. Он является главным энтузиастом команды и способен развить одну идею в целую концепцию. Он очень гибок в принятии решений, при этом настойчив и позитивен в любой ситуации. Его девиз: «Из любой проблемной ситуации есть выход, если подойти к решению творчески».

На сегодняшний день все чаще встречается продемонстрированное в фильме лживое управление массами. Из-за переизбытка информации людям порой сложно отличать правду от лжи. Однако этот фильм смог раскрыть возможные моменты, происходящие в политике любой страны, показать психологические приемы, которые могут дать зрителю возможность защитить себя от подобных манипуляций в будущем.


написать администратору сайта