Главная страница
Навигация по странице:

  • « Есть люди в городе или селе, которые окружающим кажутся странными. Их зовут «чудаками». А они не странные и не чудаки. От обычных людей их отличает только то, что талантливы они и красивы.»

  • Основные методы исследования

  • Из интервью алтайского кинорежиссера Владимира Сергеевича Кузнецова

  • — Владимир Сергеевич, а вы знаете, что в местах, где снимали «Печки-лавочки», до сих пор помнят про Федю

  • — У него не было семьи, дома

  • Татьяны Рогозиной, композитора, автора и исполнителя песен, жены

  • Кадры со съемочной площадки фильма «Печки-лавочки»

  • Федя Телелинский. В. Ф. Хохолкова Федя Телелинский, как типичный представитель Шукшинских чудиков


    Скачать 1.52 Mb.
    НазваниеВ. Ф. Хохолкова Федя Телелинский, как типичный представитель Шукшинских чудиков
    Дата13.02.2023
    Размер1.52 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаФедя Телелинский.doc
    ТипДокументы
    #935248

    МБОУ «Майминская средняя общеобразовательная

    школа №3 им.В.Ф.Хохолкова»


    «Федя Телелинский, как типичный представитель

    Шукшинских «чудиков»

    Историко-краеведческое направление


    Выполнила: Гостюхина Арина,

    ученица 10б класса
    Руководитель:

    Казанцева Ирина Егоровна,

    учитель истории

    с. Майма, 2022 г




    ОГЛАВЛЕНИЕ:

    ВВЕДЕНИЕ 3

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 6

    «Балалаечник c Чуйского тракта» 6

    Мария Сергеевна Шукшина о гибели Феди Телелинского. 8

    Балалайка Феди Телелинского. 9

    Из воспоминаний старейшей жительницы Маймы Александры Васильевны Кайгородовой. 11

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15

    15

    Приложение №1 16

    Результаты социологического опроса учащихся: 16

    Приложение №2 18


    « Есть люди в городе или селе, которые окружающим кажутся странными. Их зовут «чудаками». А они не странные и не чудаки. От обычных людей их отличает только то, что талантливы они и красивы.»

    В.М. Шукшин

    ВВЕДЕНИЕ


    В современном мире люди из всех сил пытаются занять достойное, в их понимании, место в обществе. Деньги для современного человека стали основным смыслом жизни и, стремясь к ним, он порой забывает обо всем. Конкуренция между людьми огромная, борьба за достойное существование продолжается без остановки. Такие условия жизни делают людей агрессивными и безжалостными. Мы можем равнодушно пройти мимо бабушки у магазина, которая просит копеечку на хлеб, мимо мужчины, который упал на снег, потому что у него инсульт, а уж к людям, которых принято называть «бомжами», вообще относимся с презрением. 

    Но так было не всегда. В 60-70 годы прошлого века часто встречалась категория людей, о которых в народе говорят: «Не от мира сего». Некоторые из них ходили почти босыми, полураздетыми не только летом, но и в холода. Нередко они не имели своего угла; кочевали с места на место и люди их привечали, оставляли ночевать, кормили и поили.

    В Майме и Горно-Алтайске в свое время были известны имена, вернее клички, таких чудаковатых людей, которые здесь жили или появлялись неизвестно откуда - это Феня Ардышева - подёнщица, Коля Убогонький, Вова-Чудик, Ваня-Свищ, Лиза-Свистушка, Панночка-Бормотушка, Тамара Комитеткина, Федя Телилинский. Их, случалось, дразнили хулиганистые мальчишки, - были такие среди деревенской детворы, - но жалели и привечали многие сердобольные хозяйки.

    Особенно известен был в предгорье Алтая балалаечник Федя, человек кочевой, бездомный, но талантливый. Когда пальцы его рук касались трёх струн, происходило чудо. Мимо такой колоритной фигуры не мог пройти Василий Макарович Шукшин. Он снял Федю Телелинского в своем фильме «Печки – лавочки». В этом году исполнилось 50 лет со дня выхода фильма на экран.

    Меня заинтересовала судьба Феди Телелинского, захотелось узнать и рассказать о нём, о человеке, который жил без паспорта, без каких-либо документов и ходил круглый год по тракту в телогрейке с балалайкой, распевая частушки, с ходу им сочинённые. Хотелось понять, какое место в обществе занимали подобные люди в те годы и есть ли им место в наше время.

    Актуальность

    Во все времена рядом с обычными людьми, которые руководствуются привычными и установленными в обществе правилами, живут естественно и буднично, появляются люди – «чудики», «не от мира сего». Окружающие относятся к ним по - разному одни настороженно, снисходительно, агрессивно, другие жалеют их и стараются помочь

    Актуальность исследования заключается в том, чтобы еще раз напомнить всем, как важно сохранять в себе детскую непосредственность и открытость миру, присущие героям рассказов Шукшина и Феде Ершову–Телелинскому, нашему талантливому земляку, что именно герои-чудики спасают мир от зла, заставляют людей улыбаться и искать в себе частичку добра..
    Предмет исследования: Судьба Феди Телелинского, как типичного представителя «чудиков»

    Цель исследования: На примере жизни Феди Телелинского понять, кто такие чудики и какую роль они играют в обществе. Нужны ли они в современном обществе.

    Гипотеза исследования:   Именно «чудики», эти исключительные, необычные люди невольно меняют мир вокруг себя, заставляют других стать лучше, добрее, нравственно чище.

    Задачи исследования

    1. Найти и проанализировать факты из жизни Федора Ершова - Телелинского и попытаться сложить их в начальную биографию.

    2. Узнать о происхождении его фамилии.

    3. Узнать, как связано творчество В.М.Шукшина с личностью Феди Ершова – Телелинского

    4. Проанализировать знания школьников 10 класса МБОУ «СОШ №3 им В.Ф.Хохолкова» о творчестве В.М.Шукшина и их отношение к «чудикам»

    Основные методы исследования: подбор, изучение, сравнение и анализ имеющейся литературы и дополнительной информации по теме работы.

    Беседа с людьми, знавшими Федю Телелинского.

    Метод анкетирования.

    Собственные выводы.

    Практическая ценность работы состоит в возможности использования материала и результатов исследования на уроках истории Горного Алтая при изучении темы «Горный Алтай в 60-70е годы» и литературы при изучении творчества В.М.Шукшина. Передать полученные материалы в школьный музей.

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    «Балалаечник c Чуйского тракта»


    2 апреля 1972 г., 50 лет назад, состоялась премьера фильма Василия Макаровича Шукшина «Печки-лавочки». Художественный фильм был снят на киностудии имени М. Горького. Многие кадры снимались на Алтае.

    Кинооператор Анатолий Дмитриевич Заболоцкий в книге «Шукшин в кадре и за кадром» (Москва, 1997) вспоминает об участии в картине «Печки-лавочки» нищего балалаечника-самоучки, виртуозно исполнявшего музыкальные зарисовочки.

    «Перед съемкой… увидели мы впервые Федю Ершова-Тилилецкого, он развлекал людей на пароме; невольными слушателями концерта оказались и мы. Федя сидел на скамейке возле будки паромщика, где потом его и сняли для фильма. С нами он увязался поехать к Чуйскому тракту, а потом ездил до позднего вечера, исполнив по дороге все, что вспомнил, и поведав свою судьбу.

    Шукшин никак не хотел упустить Федю, для него встреча с любым неординарным человеком была настоящей находкой для литературного, или кинематографического творчества. Он решил непременно снять его в своем фильме.

    Федя Телелинский славился как чудаковатый парень, бродячий балалаечник. Ходил по сёлам, веселил честной народ на свадьбах да на праздниках. Но денег за игру никогда не брал, от чистого сердца играл. Федю видели то в кабинах у шофёров с его неизменной балалайкой, то в придорожной забегаловке-столовой, то в каком-нибудь радушном доме, открытом всем ветрам, где любят людей. Киногруппа будущего фильма "Печки-лавочки" разместилась в соседней со Сростками деревне Шульгин Лог в школе. Федя поселился вместе со съемочной группой. Паспорта у него не было. Вообще никаких документов, и ничего, кроме телогрейки и балалайки.

    Не было у него и никакой официальной автобиографии. Говорил о себе, что он — Федя Ершов из селения Чепош, Эликмонарского района. В воспоминаниях людей он остался как Тилилецкий, Тилецкий, Телелинский и даже Телюлинский. Версий происхождения его новой фамилии тоже несколько, по одной из них ее придумали жители Шульгин Лога, в период съёмок фильма Шукшина и это фамилия Телелинский, которая как бы напоминает звучание балалайки. По другой сам Шукшин назвал его Телецким по названию озера в Горном Алтае

    Вечером вся киногруппа собиралась, чтоб послушать алтайского балалаечника, худого, плохо одетого, но являющего собой, несомненно, большой талант, ибо творил Федя на своём инструменте чудеса. Балалайка его то всхлипывала от сдерживаемого горя, то взрывалась разудалой плясовой, то задумчиво грустила о чём-то таинственном и грозном, заставляя окружающих думать о том, что неистребимо в русском человеке его духовное начало. 

    В фильме Шукшин сначала снял его на пароме – для оживления второго плана.

    Потом Шукшин решил снять нечто вроде сольного концерта Феди, чтобы пропел он частушки под титры к фильму. «Надписи все одно никто не читает, – рассуждал Василий Макарыч, – время идет впустую, пусть попутно Федю послушают» Было снято три коробки плёнки — 30 минут экранного времени. Фёдором были исполнены частушки собственного сочинения, мелодия «Мать-мать», а затем и народные песни с «картинками».  Федя заносил балалайку за спину, глядя в камеру, а руками за спиной перебирал стальные струны.

    Титры к «Печкам-лавочкам» с поющим Федей задавали особый тон фильму. Однако после первого просмотра лично Владимир Евтихианович Баскаков (первый зам. председателя Госкино) заявил: «Сморщенного старика, самодеятельного, выбросить из фильма полностью».

    Вскоре из монтажной исчезли все три коробки «золотого» сольного концерта Феди. Позже были предприняты попытки найти эти коробки, но след их не обнаружился. Однако финал фильма "Печки-лавочки" все же целиком состоит из мелодий, услышанных от народного самородка Феди Телелинского. Композитор и кинорежиссёр вместе слушали балалаечника, выбрав из его репертуара одну народную мелодию. Она чем-то напоминала "Славное море — священный Байкал". Таким образом и пришли к решению музыкального финала кинокартины "Печки-лавочки" — тёплому и сердечному.

    Позже на другом интонационном материале Феди Телелинского родилась музыка для встречи Егора Прокудина с матерью в фильме "Калина красная". Получился вальс, который очень нравился Василию Макаровичу. Деньги, за съёмки в фильме Ершов получать отказался. Вместо денег ему купили яловые сапоги, телогрейку, теплые штаны, две пары брюк и несколько рубах. Всё это он одел на себя, а когда спросили его о том — не жарко ли ему, он ответил: «А что делать? Складов у меня ведь нету. А до холодов уберечь охота!» Когда группа, закончив работу, покидала Алтай, многие расписались на его балалайке. «Художническая душа была у Феди», – вспоминали потом участники тех съемок. Через год, в 1973 году его не стало.

    Мария Сергеевна Шукшина о гибели Феди Телелинского.


    Мать Шукшина, Мария Сергеевна, рассказывала о том, как Федя погиб. Добирался он на попутном грузовике по Чуйскому тракту, не доезжая Ишинского моста, машина с Фёдором Николаевичем Ершовым-Телелинским дважды перевернулась, встав обратно на колеса. Шофер, поглядев, что машина цела, пока никто не видел, уехал, бросив Телелинского с разбитой головой, исходящим кровью. Мимо проезжали шофера, но, увидев окровавленного Фёдора, нажимали на газ. Один из них остановился, и, пообещав прислать кого-либо из Маймы, уехал, оставив истекающим кровью Фёдора на тракте. Когда приехала «скорая», он уже ушёл в мир иной… Мария Сергеевна говорила, что весь в крови он продолжал играть на балалайке. Но это, скорее всего, приукрашивание последних часов Телелецкого-Ершова.  А еще через год не стало и самого Василия Макаровича Шукшина.

    Вот такая грустная и в то же время удивительная история. Удивительная в переплетении судеб чудаковатого старика и талантливого писателя и режиссера. «Чудики», подобные Феде Телелинскому, простаки, люди с «чудинкой», со странностями – любимые герои Шукшина. Он часто рассказывал о них в своих литературных произведениях и в кинематографе. У Василия Макаровича Шукшина нет выдуманных героев. Он писал о тех, кого знал, с кем жил в одном селе, учился и работал. Возможно, если бы не преждевременная смерть, Василий Макарович написал рассказ и о Феде Телелинском и он бы пополнил галерею Шукшинских «чудиков».

    Балалайка Феди Телелинского.


    Из цикла рассказов Людмилы Алтуниной «Не от мира сего» - о тех, кого в народе называют «чудиками»

    Работая над проектом, буквально недавно, я нашла информацию о нашей землячке Людмиле Дмитриевне Алтуниной и ее рассказе посвященном Феде Телелинкому. Людмила Алтунина (урожденная Егуекова), журналист, прозаик, поэт, родилась и выросла в Горном Алтае, а конкретнее в селе Майма. Окончила первую Майминскую школу, затем факультет журналистики Казанского госуниверситета. В настоящее время живет в Туле. Около сорока лет в СМИ. Член союза журналистов РФ.

    Она написала цикл рассказов «Не от мира сего» - о тех, кого в народе называют «чудиками». Один из этих рассказов посвящен Феде Телелинскому.

    «Федя появлялся в нашем доме неожиданно, как снег в мае, неведома откуда и так же резко исчезал неведомо куда. Настоящей его фамилии никто и не знал, как и его постоянное местожительство, да и было ли оно вообще у него – этого мы тоже не ведали. Но и взрослые в нашей семье, и мы, дети, были рады его неожиданным появлениям, потому что это был человек – праздник с большой чудинкой: не от мира сего, одним словом, наивный и непосредственный, как ребёнок: что думал, то и говорил своей нечленораздельной скороговоркой; что тут же сочинял, то тут же и исполнял. Большой импровизатор, бесподобный балалаечник, по-своему, талантливый. При всей его странности, глупым Федю никак не назовёшь. Он обладал острым самобытным языком и какой-то удивительной способностью сразу всё примечать и схватывать своими зоркими глазками, хотя на вид и подслеповатыми, и проявлял какую-то поразительную прозорливость; умел метко шутить, не злословя, по-доброму. Видно, сам он был добрым человеком, всегда готовым к теплому общению даже с незнакомыми людьми. Федя крутил свою мелодично-голосистую, покорную ему балалаечку в руках и так, и эдак, и даже, повернув её за спину, играл на ней также ловко. Это больше всего нас удивляло и восхищало, и притягивало наше внимание к необычному балалаечнику-частушечнику.» В один из таких визитов Федя подарил на память отцу Людмилы Алтуниной свою балалайку, так как он тоже умел играть на этом инструменте. Родители бережно хранили эту реликвию, а после их смерти балалайка перешла к Людмиле Дмитриевне и до сих пор находится у нее в городе Туле. Еще один интересный факт, когда Людмила Егуекова училась в школе, то классным руководителем у нее была Мария Ивановна Шумская – первая жена Шукшина, и она с большой теплой вспоминает об этой доброй и красивой женщине. Вот так причудливо порой переплетаются судьбы людей.

    Из интервью алтайского кинорежиссера Владимира Сергеевича Кузнецова

    Алтайский кинорежиссер Владимир Сергеевич Кузнецов снял документальный фильм «Василий Шукшин. Родина навсегда». В своем интервью газете Русская Планета, он рассказал о своем фильме, о любви Василия Макаровича к своей матери, Родине и о том, на чьей стороне был бы Василий Макарович сегодня, если был бы жив. А интервью, между прочим называлось «На стороне Феди – балалаечника». Вот отрывок из этого интервью.

    — Владимир Сергеевич, а вы знаете, что в местах, где снимали «Печки-лавочки», до сих пор помнят про Федю?

    — Да я сам родом из тех мест и с Федей был хорошо знаком. Если честно сказать, это был последний скоморох России. Он ходил по окрестностям Советского, Алтайского, Красногорского и Бийского районов — по этому кругу, редко появлялся ближе к Горно-Алтайску. А мой отец был главным агрономом в целинном совхозе «Урожайный». Едем как-то по полям — идет Федя. Идет босиком, а через плечо перекинуты сапоги, которые ему Шукшин на съемках «Печек-лавочек» подарил; в руках балалайка и котомка. Голосует: «О, Сергей Матвеевич, подвези до тока ближайшего». Приезжаем на ток, вся работа прекращается. «Федя, у нас бригадир пьяным напился!» Федя тут же выдает про этого бригадира частушку с картинками. Он их сочинял тут же! На ходу, это вообще фантастично! Хохот стоит, работы никакой нет, потом Федю кормят на полевом стане, и он идет дальше.

    — У него не было семьи, дома?

    — У него не было даже фамилии! Это ему Шукшин придумал фамилию — Тилилецкий, созвучно с Телецким озером; на самом деле у него не было ни паспорта, ни фамилии: Федя-балалаечник, так мы его звали. Он был морщинистый, с беззащитной улыбкой… Когда Федя погиб, весть об этом быстро разнеслась по всем селам. Хотя его, наверное, можно было спасти. Но вот такая судьба у человека.

    Там, в наших краях, пословица есть: «Через дом гармонист, через два — дурак». Таких, как Федя, считали чудиками, дуриками. Его любили и на частушки его не обижались. А частушки он пел очень злободневные порой и ядовитые.

    Из воспоминаний старейшей жительницы Маймы Александры Васильевны Кайгородовой.


    Работая над проектом, я побеседовала и с жителями Маймы, которые помнили Федю балалаечника. В библиотеке нашей школы работает Зоя Григорьевна Черных. Она бывший учитель русского языка и литературы, кроме того, Зоя Григорьевна руководит школьным музеем и много знает об истории нашего села. Мама Зои Григорьевны Мария Николаевна знала Федю Телелинского и привечала его у себя дома, как это делали и другие жители села. Зоя Григорьевна посоветовала побеседовать с Александрой Васильевной Кайгородовой. В этом году Александра Васильевна отметила свое 95летие, но до сих пор сохранила бодрость духа и хорошую память. Всю свою жизнь она прожила в Майме, училась в первой школе и помнит, как в 1941 году провожали на фронт директора вместе с выпускниками, ее память хранит и много других интересных событий и фактов. Помнит она и Федю Телелинского. Александра Васильевна рассказывает: «В Майме Федю знали все. Бывало, сядет на ступеньки столовой, что на разъезде и давай наяривать на своей балалайке. Сразу вокруг него соберутся ребятишки, слушают, балуются, а он играет-играет, да и шугнет их, безобидно так. Они его не боялись, да никогда он никого не обижал. Я помню, ходил он в старой шинели, наверное кто – то подарил. Его многие в Майме привечали – кормили, поили и даже в бане мыли. В то время люди добрее были, приветливее. У нас он, правда, не останавливался, мы сами очень бедно жили, а вот у соседей наших Сафроновых бывал. Как начнет вечером играть, соберутся бабы и мужики Федю послушать, сами частушки попоют, попляшут, бывало.»

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    Я задалась вопросом, а есть ли чудики в наше время, и на просторах Интернета нашла множество примеров. Правда, не все эти примеры были добрые, и современные чудики уже не бродят по селам и деревням с балалайкой, но многие их неординарные поступки заставляют людей улыбаться и верить в добро. Дворник 25 лицея города Ижевска Семен Бухарин рисует картины метлой и лопатой на снегу на сюжеты литературных произведений, с целью поднятия настроения учителям и учащимся. Виктор Петрович Лукьянов работает обычным кондуктором троллейбуса в Санкт-Петербурге и, чтобы порадовать своих пассажиров, украшает рабочее место шариками и другими декорациями к праздникам, переодевается в костюм Деда Мороза и раздает пассажирам конфеты. Пенсионер из Киселевска (Кемеровская область) Александр Кузьмич Трусов получает уже четвертый диплом, ему 82 года. Галина Кутерева даже в сильный мороз ходит в сарафане и босоножках. А пенсионер из Новосибирска Юрий Бабин еще в 1990-ые годы стал собирать копеечные монеты, да так увлекся, что весь его дом засыпан мелочью, всего у него около 7 тонн монет, когда же его пригласили на Конгресс чудаков в Нью-Йорк, ему пришлось отказаться из-за материальных трудностей.

    Чудики – они бессребреники, не знают цену деньгам и не стремятся их нажить.

    Достижение духовного богатства традиционно в России считалось более высокой целью, чем приобретение материальных благ. Таким был и балалаечник Федя Телелинский.

    Поэтому на вопрос, нужны ли чудики в наше время, я отвечаю однозначно – нужны. Ведь именно те, кто не боится быть смешным, могут ступить за грань обыденности, сделать нечто такое, чего другие боятся или стесняются.

    Чудаки не боятся быть собой, они не дают нам скучать и они подают нам пример внутренней свободы и, как это ни покажется абсурдно, но изменения общества во времени не влекут за собой изменения в поступках и поведении «чудиков»

    В качестве заключения мне захотелось привести слова Татьяны Рогозиной, композитора, автора и исполнителя песен, жены Генерального директора «Роскосмос»  Дмитрия Рогозина. Отвечая на вопрос корреспондента «О чем бы сейчас писал Шукшин, если бы был жив, она сказала:

    - Шукшин бы сейчас писал о том, что мы стали какие-то более чёрствые и равнодушные, что никакими печками-лавочками нас не пронять, что деревня осиротела, обеднела и опустела, что только на простом мужике и простой его бабе держится Россия. Про то, что чудики остались, и что они теперь чуть ли не единственные носители морали в деревне, в обществе…

    И остается в нас чуть усталый, глуховатый голос В. Шукшина: «Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть… Мы один раз, уж так случилось, живем на земле. Ну, так и будьте вы повнимательнее друг к другу, подобрее»

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


    1. Алтунина Людмила «Балалайка Феди Телилинского» Из цикла рассказов «Не от мира сего» - о тех, кого в народе называют «чудиками». г.Тула 2021г

    2. Заболоцкий, А. Шукшин в кадре и за кадром. Записки кинооператора. (Москва, 1997)

    3. Левашова Г.Г. «Шукшин». Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2001 г.

    4. Стрелкова И. «Истина, правда, справедливость».

    5. Одинокие чудики Шукшина. Журнал «Русский язык» №5 2004 г.



    Приложение №1

    Результаты социологического опроса учащихся:


    Размышляя над вопросом об актуальности рассказов В. М. Шукшина в наше время, мы провели небольшое исследование Ученикам 10 класса был заданы следующие вопросы:

    1. Знаете ли вы произведения Шукшина? Из двадцати опрошенных только двое ответили, что не знакомы с произведениями Василия Макаровича и это приятно.

    2. На второй вопрос, знают ли ребята рассказ «Чудик» все ответили отрицательно. Никто этот рассказ не читал.

    3. Как вы думаете, кто такие чудики? Ответы были очень разнообразные: чудик это я, странноватые люди, люди выбивающиеся из стандартов общества, чудики – люди с причудами, кто – то указал своего одноклассника, люди которые не соответствуют стандартам людей, вообще чему - то не соответствуют, по мнению кого – то.

    4. Встречал ли ты чудаковатых людей? Тут мнения разделились примерно поровну, были и такие, кто не уверен, встречал ли их.

    5. Какие чувства они у вас вызывали? Ответы были: нейтрально, позитивно, с подозрением, что можно от них ожидать, есть доля тревоги, легкая растерянность, с ними веселее, осторожно, напряженно.

    6. Нужны ли чудики в современном мире?

    - Честно сказать, не нужны... Потому, что современное общество не поймёт таких людей, и их поступки. Но без этих людей "не от мира сего", мир будет однообразен и скучен. –

    - Такие люди, как чудик Шукшина, конечно, нужны. Благодаря им мир не очерствел окончательно.

    - Не нужны! В наше время, в современном обществе, их быстренько на учёт поставят, в психиатрический диспансер.

    - Я считаю, что есть место "чудикам", "чудачества" ведь не содержат агрессию, не направлены против социальных норм. "Чудаки" вполне "уживаются" с нормальными людьми.

    - Не знаю, всерьез не задумывался, да и каждый из нас по- своему чудак

    - Без чудиков мир скучный, больше чудиков – больше веселья.

    Приложение №2





    Б алалайка Феди Телилинского. Находится в городе Туле.
    Фото в Музей камня прислала Л. Д. Алтунина, член Союза журналистов, член Российской Академии литературы. Федя часто останавливался в семье Егуековых Дмитрия Алексеевича и Елизаветы Григорьевны, родителей Людмилы Дмитриевны. В последний свой приход в Чергачак Федя подарил балалайку отцу Людмилы Дмитриевны, которая и хранит ее по сей день.

    Кадры со съемочной площадки фильма «Печки-лавочки»



    Ф. Телелинский и В. М. Шукшин На пароме у села Платово.





    «Чудики» в наше время


    Виктор Петрович Лукъянов

    Александр Кузьмич Трусов Юрий Бабин



    Пенсионерка Галина Кутерева Дворник Семен Бухарин



    написать администратору сайта