Главная страница

Проблема отношений мужчин и женщин в семье. Курсовая 1. В наше время понятие благополучной семьи довольно размытое. Для одних людей


Скачать 256.5 Kb.
НазваниеВ наше время понятие благополучной семьи довольно размытое. Для одних людей
АнкорПроблема отношений мужчин и женщин в семье
Дата30.03.2023
Размер256.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКурсовая 1.doc
ТипДокументы
#1026070
страница1 из 4
  1   2   3   4

ВВЕДЕНИЕ

В наше время понятие благополучной семьи довольно размытое. Для одних людей - это одно понятие, для других - другое. Существует много статей на эту тему, где говорится, что благополучная семья обязательно должна быть полной семьей, родители не должны иметь вредных привычек, должны быть материально обеспечены, в семье должно быть несколько детей. Но разве, даже с наличием всех этих качеств семьи не бывают несчастливы? Конечно же, бывают. Так в чем же тогда дело? В этом я и хочу разобраться, делая мою курсовую работу.

Существует тонны литературы, посвященных изучению неблагополучных семей. Подробно изучаются причины алкоголизма, супружеских измен, наркомании, отказа родителей от детей, уход из семьи одного и супругов. Изучению благополучных семей посвящено гораздо меньше исследовательских работ и книг. Почему? Наверное, люди привыкли обращать больше внимания на негативные аспекты социальных явлений.

Я считаю, что благополучная семья - это гораздо больше, чем материальное обеспечение и отсутствие вредных привычек. Как говорил Лев Толстой в произведении Анна Каренина «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Вот мы и рассмотрим те психологические аспекты, которые делают все счастливые семьи похожими друг на друга.

Цель работы - проанализировать психологические особенности межличностных отношений в семье и подтвердить/ опровергнуть гипотезу о том, что счастливый супружеский брак - залог счастливой семьи.

Задачи исследования:

)Подробно рассмотреть все аспекты, связанные с понятием благополучной семьи

)Проинтервьюировать людей, родители которых счастливы в браке и тех, кого воспитал один из родителей

)Сформулировать гипотезу

)Подтвердить/ опровергнуть данную гипотезу

)Рассмотреть примеры благополучных семей в художественной литературе и сравнить с собственным исследованием

Моя гипотеза заключается в том, чтобы рассмотреть психологический климат в полноценных и неполноценных семьях. Я опросила 6 человек и сама ответила на данные вопросы. Вопросы выстроены логически, начиная от определения небольших проблем в семье, заканчивая такими серьезными проблемами, как домашний арест или заявление в милицию.

Я считаю, что счастливый брак - это основа для семьи с благоприятным психологическим климатом. Залог крепкой семьи - основа счастливого брака, которая объединяет сердца и благословляет на дальнейшее совместное счастье в паре. «Брак представляет собой отношения между мужчиной и женщиной, где независимость обеих сторон одинакова, зависимость обоюдна, а обязательства взаимны». Л. Анспахер

Иногда в воспитании детей человеку необходима поддержка, которой так часто не хватает в неполных семьях. Родитель, который работает, готовит, воспитывает, оплачивает счета, иногда просто не успевает заняться со своим ребенком, даже если он его очень любит. Материальные проблемы - наверно самый первый фактор, поглощающий родителя и не дающий спокойно воспитывать свое чадо. Второй фактор - это занятость на работе. Как мы часто можем заметить, в неполных семьях родитель берет на себя гораздо больше нагрузки, чтобы его ребенок, наравне с другими чувствовал себя полноценным. Чтобы он был хорошо одет, имел самые лучшие игрушки и ел самую дорогую и качественную пищу. Можно привести еще множество факторов, которые подтвердят, что в полной семье психологический климат гораздо лучше. Родители имеют больше времени и сил для воспитания ребенка, ребенок чувствует себя увереннее и спокойнее, так как он больше проводит времени с родителями, следственно у него возникает меньше личностных и психологических проблем.

В нашем исследовании мы столкнемся с полными семьями и матерями одиночками. Я опросила 3 девушки, воспитанные в полной семье и три девушки (включая меня), воспитанных в неполной семье. По ответам испытуемых я попытаюсь примерно отследить верность или неверность данной гипотезы.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ

1.1 Дефиниция семьи

В реалиях XXI века еще острее стоят вопросы по поводу того, как нам обрести устойчивый, гармоничный союз с другим человеком и каким образом сохранить этот союз на протяжении всей жизни. Проблема психологии семейных отношений возникает в плане реализации жизненной и личностной идеологии человека, в плане становления семейного сценария человека и в плане реализации смыслов и целей семейной жизни. Лучше всего это выразил С. Л. Рубинштейн: «Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. «Сердце» человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям; то, чего оно стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения к людям, к другому человеку он способен устанавливать. Психологический анализ человеческой жизни, направленный на раскрытие отношений к другим людям, составляет ядро подлинной психологии». Несмотря на то, что изучению неблагополучных семей посвящено гораздо более статей и книг, нежели чем изучению благополучных семей, все же существует ряд авторов, которые пытаются охарактеризовать это понятие. Р.Я. Райгородский в своей хрестоматии «Психология семейных отношений» дает в первую очередь определение семьи, как социального компонента «Семьей называют социальное объединение, члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. По существу семья представляет собой систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанную на браке или кровном родстве и имеющую исторически определенную организацию» Но также автор поясняет, что « Создать семью - это означает не только найти человека и поставить соответствующий штампик в паспорт. Создать семью - это значит построить отношения любви, взаимопонимания, поддержки»

Л.Б. Шнейдер в «Психологии семейных отношений» определяет их следующим образом "Семейные отношения - это сложный феномен, сложная психическая реальность, включающая и мифологические и современные уровни сознания, и индивидуальные и коллективные, онтогенетические, социогенетические и филогенетические основания" Психологи и ученые в наше время начинают осознавать, что семейные отношения - нечто большее, чем просто совокупность социальных действий. Андреева Т.В. в пособии «Семейная психология» говорит именно об этом «Знание психологических особенностей, присущих представителям разного пола, необходимо для построения нормальных семейных отношений».

Творческое наследие отечественных и зарубежных психологов в области семьи велико и разнообразно. Однако проблемы психологии семейных отношений рассматриваются лишь попутно. Целостное, систематическое изложение психологии семейных отношений не достаточно представлено. Подспудно даже существовало пренебрежение к данной отрасли науки - как не самостоятельной и не перспективной. Это объяснялось тем, что экспериментальные методы в изучении семьи трудно применимы, личный опыт не убедителен, опросные методы не достоверны. Психологическая мысль ориентировалась на фундаментальную науку, изучающую личность, деятельность, закономерности психического развития. В нашей стране проблемы семьи привлекают внимание специалистов в первую очередь в связи с задачами профилактики нервных и психических заболеваний, в связи с проблемами семейного воспитания.

Последние годы в практической психологии развивается семейное консультирование по проблемам супружеской жизни и коррекции детско-родительских отношений.

Семья - это малая социальная группа, которая основана на супружеском союзе и родственных связях (отношения мужа с женой, родителей и детей, братьев и сестёр), которые живут вместе и ведут общее домашнее хозяйство.

Для ребёнка <#"justify">1.2 Структура семьи

Структура семьи - это состав семьи и число ее членов, а также совокупность их взаимоотношений. В понятие «структура семьи» входят:

) состав семьи; 2) системы разных уровней (вся семья в целом, подсистема родителей, детская подсистема, индивидуальные подсистемы) (Minuchin, 1974; Lange, Van der Hart, 1980); 3) основные параметры (сплоченность, иерархия, гибкость, внешние и внутренние границы, ролевая структура семьи); 4) характер структурных проблем (межпоколенные коалиции, реверсия иерархии, тип несбалансированности семейной структуры) (Gehring, 1993; Olson, 1993).

Анализ семейной структуры позволяет понять, как семья реализует свои функции: кто осуществляет руководство и кто является исполнителем, как распределены между близкими права и обязанности. С точки зрения структуры можно выделить семьи, где руководство сосредоточено в руках одного человека, и семьи, где явно выражено равное участие всех членов в управлении.

Структуру семьи можно представить топографически - как квазипространственный срез семейной жизни (Холмогорова, 2002). Основными характеристиками, которые позволяют ее описать, являются понятия «связь» и «иерархия». Связь (kohasion) - это психологическое расстояние между членами семьи. Если оно очень близкое (симбиоз) или, напротив, очень большое (разобщенность) - это может привести к семейной дисфункции.

Термин «иерархия» охватывает несколько фундаментальных теоретических концепций (Kranichfeld, 1987; Fish 1990). Иерархия включает, например, авторитет, доминирование, власть принимать решения или степень влияния одного члена семьи на других (Moos, 1974; Madanes, 1981; Williamson, 1981; Oliveri, Reiss, 1984; Bloom, 1985). Понятие иерархии также используется в изучении изменений в структуре ролей и правил внутри семьи (Olson, 1986; Dickerson, Coyne, 1987).Иерархия характеризует отношения доминантности - подчинения в семье. Иерархичность может быть низкой, умеренной и высокой. По данным исследований Р. Кеттелла, в прочных браках мужья, как правило, доминируют, но если их власть слишком велика, брачная пара превращается в нестабильную супружескую группу. Доминантность мужчин связана с проявлением полового диморфизма, который таким образом участвует в регуляции супружеских отношений (Обозов, 1990).

Существует множество различных вариантов состава, или структуры, семьи:

«нуклеарная семья» состоит из мужа, жены и их детей;

«пополненная семья» - увеличенный по своему составу союз - супружеская пара и их дети плюс родители других поколений, например бабушки, дедушки, дяди, тети, живущие все вместе или в тесной близости друг от друга и составляющие структуру семьи;

«смешанная семья» является «перестроенной» семьей, образовавшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная семья включает неродных родителей и неродных детей, так как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу семьи;

«семья родителя-одиночки» является семьей с одним родителем (матерью или отцом) из-за развода, ухода или смерти супруга либо потому, что брак никогда и не был заключен (Леви, 1993).

Выделяют по составу (Антонов, Медков, 1996):

нуклеарные семьи, которые в настоящее время наиболее распространены и состоят из родителей и их детей, то есть из двух поколений. В нуклеарной семье имеется не более трех нуклеарных позиций (отец - муж, мать - жена, сын - брат или дочь - сестра);

расширенной семьей называют семью, основанную на кровном родстве и состоящую из нескольких нуклеарных семей, по крайней мере в трех поколениях;

когда надо подчеркнуть наличие в нуклеарной семье, основанной на полигамном браке, двух и более жен-матерей (полигиния) или мужей-отцов (полиандрия), тогда говорят о составной, или сложной, нуклеарной, семье.

Существует понятие, что в современном обществе понятие «семьи» исчезает.

Заявления об отмирании семьи или, по крайней мере, о ее приближающемся закате представляются сильно преувеличенными. Пока пишется некролог семье, она продолжает существовать и, по мнению многих, даже процветает. Некоторые эксперты утверждают, что «семьи снова вошли в моду», а другие социологи убеждены в том, что семья является вневременной социальной единицей, уходящей корнями в социальную и биологическую природу человека. Однако общество непрерывно изменяется, семья также должна меняться, приспосабливаясь к социальным переменам. С точки зрения реорганизации семьи, брак и семья просто изменяются, отражая личные жизненные стили, наблюдаемые в современном обществе. Семья не просто является гибким социальным институтом; она представляет собой один из постоянных факторов человеческого опыта.

Ученые, сожалеющие по поводу современного состояния семьи, исходят из того, что в иные времена семья была более стабильной и гармоничной, чем теперь. Тем не менее, несмотря на всеобъемлющие исследования, историкам не удалось обнаружить «золотой век семьи». Например, сто или двести лет назад браки заключались на основании семейных и имущественных потребностей, а не по любви. Часто они разрушались из-за смерти одного из супругов или из-за того, что муж оставлял свою жену.

Браки без любви, тирания мужей, высокие уровни смертности, а также жестокое обращение с детьми дополняли эту мрачную картину. Вообще, тревога по поводу состояния семьи имеет долгую историю.

Еще в средние века в эпоху Просвещения лучшие умы выражали обеспокоенность упадком семейных отношений. В общем можно отметить, что «семейный вопрос», несмотря на множество его постановок, далеко не нов.

Семью можно считать начальной формой групповой жизни людей, так как именно здесь закладывается и формируется умение жить в обществе. По сравнению с другими социальными группами семья занимает во многих отношениях совершенно особое положение.

Все остальные социальные группы можно считать «изобретениями» культуры, сфера их существования - общественная жизнь; сфера же семьи в первую очередь - личная жизнь.

Многие из нас представляют семью как социальную ячейку, состоящую из женатой пары и их детей, живущих в одном доме и ведущих общее хозяйство. Но такое определение слишком ограничено. Во многих обществах под семьей понимается группа, объединенная родственными связями, а не супружеская пара и ее дети. Социологи традиционно рассматривают семью как социальную группу, члены которой связаны узами родства, брака или усыновления и живут совместно, сотрудничая экономически и заботясь о детях. Однако не все удовлетворяет это определение. Некоторые ученые полагают, что главную роль в семьях играют психологические связи; они считают, что семья - это тесно связанная группа людей, которые заботятся друг о друге и уважают друг друга.

Современный социолог Энтони Гидденс дал более широкое определение: семья - это ячейка общества, состоящая из людей, которые поддерживают друг друга социально, экономически или психологически либо идентифицируют друг друга как поддерживающую ячейку.

Поистине семья не поддается полному академическому определению. То, как мы определяем семью, влияет на то, какие типы семей являются нормальными, а какие - девиантными, а также какие права и обязанности семьи признаются легально и социально значимыми.

Типы семьи.

Не только на мировом уровне, но и в рамках нашего общества мы обнаруживаем множество различий в формах организации семьи. Семьи различаются по составу, по типу наследования, месту проживания и по принципу распределения власти.

Состав. Социальные взаимоотношения между взрослыми мужчинами и женщинами в рамках семьи могут быть организованы по принципу супружеских или по принципу родственных связей. В нуклеарной семье супруги и их дети составляют ядро взаимоотношений, а кровные родственные связи отходят на второй план. В противоположность этому, в расширенной семье, состоящей из нескольких поколений, - ядро семейных отношений образуют кровные родственники, а супружеские связи являются функционально второстепенными. Нуклеарная семья представляет собой наиболее предпочтительный тип семьи в современных индустриальных обществах. В течении жизни индивид, как правило, бывает членами двух нуклеарных семей: он принадлежит к нуклеарной семье, состоящей из его отца, матери, братьев и (или) сестер (социологи называют такую семью семьей ориентации), и, вступив в брак, как большинство граждан, является членом нуклеарной семьи, состоящей из самого индивида, его супруги (супруга) и их детей (такую семью социологи определяют как семью воспроизведения).

Расширенные семьи встречаются во всевозможных формах по всему миру. Иногда супружеские связи практически отсутствуют. Например, так было в кастовой группе найяр, проживавшей в юго-восточной части Индии до ее колонизации Британией. Когда девушка достигала возраста половой зрелости, она проходила ритуальную церемонию «вступления в брак» с мужчиной, которого выбирало для нее обширное собрание. По прошествии трех церемониальных дней она проходила другой ритуал - «развода», после чего становилась свободной и могла выбирать себе «приходящих мужей», или любовников. Хотя любовники женщины регулярно дарили ей подарки по установленным случаям, никто из них не содержал ее. Когда у женщины рождался ребенок, один из ее мужчин - не обязательно биологический отец ребенка - выплачивал ей определенную сумму и тем самым подтверждал его законорожденность. Тем не менее этот мужчина не имел никаких экономических, социальных, юридических или ритуальных прав и обязанностей по отношению к ребенку. Ответственность за ребенка несли кровные родственники его матери.

В течение некоторого времени социологи полагали, что индустриализация подорвали расширенную семью, одновременно способствуя развитию нуклеарных семей. К примеру, Уильям Дж. Гуд на основании обзора состояния семей во многих странах мира пришел к выводу, что индустриализация ослабляет расширенную семью за счет ряда факторов. Во-первых, индустриализация побуждает людей перемещаться в поисках новой работы и возможностей служебного роста, что ослабляет родственные связи, требующие частых и близких контактов. Во-вторых, индустриализация способствует росту социальной мобильности, что приводит к трениям между родственниками, принадлежащими к различным социальным слоям. В-третьих, индустриальное общество замещает кровнородственные группы в решении таких общих проблем, как обеспечение безопасности, образование, военная защита и денежное кредитование, социальными институтами. В-четвертых, в индустриальном обществе на первый план выходят личные достижения индивида, что уменьшает зависимость индивидов от своих семей.

Однако в последние годы многие социологи пришли к другому мнению и полагают, что индустриализация и расширенная семья не являются несовместимыми. В частности, исследователи, изучавшие семейную жизнь текстильных рабочих в Нью-Гампшине в XIX в., обнаружили, что индустриализация способствовала усилению родственных связей. Разные поколения не только жили в одном доме и вели общее хозяйство, но и во многом помогали друг другу. В самом деле, экономические перемены и увеличение численности кровных родственников могли реально способствовать образованию расширенных семейных укладов в начальный период индустриализации западных стран.

Наследование. Общества фиксируют происхождение своих членов и передают собственность от одного поколения к другому одним из трех способов. В условиях патрилинеальной структуры, где родословная ведется по отцовской линии, люди прослеживают происхождение и передают наследство по линии отца. Существуют также матрилинеальные структуры, когда родословная ведется и наследование осуществляется по материнской линии. В качестве примера можно привести племя найяр. Ребенок считался наследником не своего отца, а брата матери, т.е. собственность и привилегии переходили от дяди по материнской линии к племяннику. При билинеальном типе обе семейные линии индивида имеют одинаковую важность. Россияне, как правило, придерживаются билинеальной системы, прослеживая свою родословную и по отцовской, и по материнской линии (правда, фамилия передается по линии отца).

Место проживания. Общества также различаются в зависимости от того, какое место проживания выбирает супружеская пара после свадьбы. В случае патрилокального проживания молодожены поселяются в доме семьи мужа. Обратная схема превалирует в условиях матрилокальной модели. К примеру, у юго-западных индейцев племени хопи муж после брачной церемонии перебирается в дом семьи жены, там он принимает пищу и спит.

В России молодые пары чаще всего выбирают неолокальную модель - отделяются и живут независимо от своих родителей и прочих родственников.

Власть. Хотя на власть, которой пользуется мужчина или женщина в семейной жизни, значительно влияют их личные качества, тем не менее общественный уклад предписывает определенную доминирующую модель. При патриархальном укладе роль главы семьи обычно выполняет муж, а при его отсутствии - старший по возрасту мужчина в семье. В качестве исторических примеров такого уклада можно привести древних евреев, греков и римлян, а также китайское и японское общества XIX в. Матриархальный семейный уклад предписывает сосредоточение власти в руках женщин. Однако в чистом виде матриархат встречается редко. Тем не менее, хотя матриархат в большинстве обществ не является предпочтительной формой семейного уклада, он часто возникает в силу определенных обстоятельств - в результате смерти мужа или его ухода из семьи. В третьем типе семейного уклада - эгалитарном - власть и авторитет распределяются между мужем и женой на равных. Этот тип семейных отношений в последние десятилетия набирает вес во всех развитых странах мира.

Семейная власть может строиться на разнообразном экономическом или моральном авторитете: от прямого насилия до морального воздействия (от приказов до вежливых дружеских советов) и в традиционном представлении структуры можно выделить 2 типа семейных отношений.

Первый - авторитарный (лидерство), где руководство и организация всех семейных функций сосредоточены в руках одного члена семьи, осуществляющего принудительную власть в семье.

Второй - демократический (партнерство), который предполагает равноправное распределение обязанностей, равное участие в решении всех семейных проблем, более прогрессивный. В последнее время преобладающим становится равенство отношений между супругами.

Со сложностью социально-экономического положения в стране, особенно в семьях с маленькими детьми, в руках женщины все больше сосредотачивается управление домашним хозяйством (распоряжается бюджетом, распределяет обязанности между остальными членами семьи) и с усилением роли женщины в обществе все больше роль управления семьей феминизируется. В то же время это сочетается во многих семьях с традиционным распределением семейных ролей: муж (отец) - добытчик и кормилец; жена (мать) - домохозяйка и воспитатель детей. Повышение роли отца прочно устанавливает власть мужчины в семье, что должно отразиться в будущем на усилении сыновней ориентации к семейным ролям.

Несбалансированные семейные структуры по шкалам близости и гибкости (иерархии)

1. Структуры, содержащие аутсайдеров, то есть людей с низким социометрическим выбором. Например, один из детей рассматривается родителями как нелюбимый.

. Структура, стабилизирующаяся на основе дисфункции одного из членов семьи. Такие структуры часто поляризованы по принципу: «здоровые члены семьи» - «козел отпущения» или «больной» член семьи. Отметим, что «больной» член семьи не обязательно является аутсайдером. Довольно часто, например, ребенок проявляет симптомы, чтобы поддержать кого-либо из родителей.

. Коалиции через поколения. Относительно семейных структур межпоколенные коалиции имеют следующие варианты:

а) один из родителей образует устойчивую коалицию с ребенком против другого - дистанцированного родителя. В этом случае ребенок имеет возможность не выполнять требования последнего, так как его всегда поддержит другой родитель. В типичном случае - мать образует коалицию с ребенком, а отец находится на расстоянии;

б) бабушка (дедушка) образует коалицию с ребенком против родителей. Часто встречающийся вариант в разведенных семьях, когда мать с ребенком живет в доме своей матери, представляет собой коалицию бабушки и ребенка против воспитательных мер матери;

в) родитель объединяется с любимым ребенком, позволяя ему больше, чем другим детям, и вызывая у них ревность;

г) один из супругов объединяется со своими родителями против другого супруга и т. д.

Коалиции помогают членам семьи, которые чувствуют слабость, справиться с теми, кто кажется им сильнее. Они позволяют ее членам совладать с низким самоуважением, уменьшить тревогу и контролировать третью сторону.

. Скрытая коалиция. В этом случае наличие коалиции между участниками может не признаваться членами семьи. Обычно она возникает на основе совместного секрета через идентификацию двух членов семьи и часто выражается в подкреплении симптоматического поведения. Haley (1967) характеризует треугольник с тайной коалицией как «испорченную триаду».

. Перевернутая иерархия. Это понятие описывает ситуацию, когда по каким-либо причинам статус ребенка в семье выше, чем статус одного или обоих родителей.

. Несбалансированность иерархии в детской подсистеме может выглядеть или как чрезмерная ее иерархизированность, когда кто-то из детей приобретает особый статус, становясь, например, чрезмерно ответственным за других детей и приобретая непосильные для него функции родителя, или как отсутствие иерархической структуры.

1.3 Функции семьи в обществе

Функция - это жизнедеятельность семьи, связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов. Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для членов семьи и родственников, но и для общества в целом (Эйдемиллер и др., 2003).

Функции семьи тесно связаны с развитием ее структурной организации. Особенности семейного уклада влияют на характер взаимоотношений ее членов друг с другом и с внешним окружением (Фримен, 2001).

Разделяют два основных аспекта семейного функционирования:

) актуальные функциональные обязанности, делегируемые членам семьи ее социальным окружением;

) поведенческие феномены и процессы, проявляющиеся в семье.

Основными функциями семьи являются (Гребенников, 1991; Мацковский, 1989):

репродуктивная (воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода);

экономическая (общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил взрослых членов семьи, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности);

воспитательная (формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи);

коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха);

хозяйственно-бытовая, социально-статусная;

эмоциональная, сексуальная сфера первичного социального контроля, сфера духовного общения.

Некоторые авторы выделяют специфические и неспецифические функции семьи (Харчев, 1968; Антонова, Медков, 1996; Навайтис, 1999). Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции - это те, к выполнению которых семью принуждают определенные исторические обстоятельства.

Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (хозяйственно-бытовая функция) и их воспитание (функция социализации), остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории.

Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, с организацией производства и потребления, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжения и самосохранению. Все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье (Антонов, Медков, 1996).

Наиболее важной особенностью семейных функций является их комплексность, основанная на взаимодействии родственников (Навайтис, 1995). Каждая потребность, удовлетворяемая семьей, может быть реализована и без ее участия. Однако только в семье эти потребности могут быть удовлетворены комплексно. В других случаях их надо распределять между самыми разными людьми и социальными институтами.

С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями.

Нарушения функций семьи - это такие особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Основываясь на данном понятии, выделяют два основных типа семей: нормально функционирующие и дисфункциональные.

Нормально функционирующая (гармоничная) семья - это семья, которая ответственно и дифференциированно выполняет все свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена (Эйдемиллер и др., 2003).

Дисфункциональная семья - это семья, в которой выполнение функций нарушено, в силу чего в супружеской, родительской, материально-бытовой и других сферах жизнедеятельности не достигаются цели членов семьи и общества в целом. Это препятствует личностному росту и блокирует потребность в самоактуализации.

Нарушения возникают вследствие разнообразных факторов: особенности личности членов семьи и взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи. Например, причиной нарушений воспитательной функции семьи может стать и отсутствие у родителей соответствующих знаний и навыков, и нарушения в их отношениях (конфликты по вопросам воспитания, вмешательство других членов семьи и т. д.).

Исследования выявили следующие мотивы вступления в брак в дисфункциональных семьях:

бегство от родителей;

долженствование (вступление в брак из чувства долга);

одиночество;

следование традиции (инициатива родителей);

любовь;

престиж, поиск материальных благ;

месть.

Мотив «бегство от родителей» часто означает пассивный протест против родительского авторитета, неспособность воспринимать жизнь во всей ее реальной полноте. Перефразировав слова Э. Фромма, можно сказать, что такой брак скорее является попыткой компенсировать собственную пустоту, нежели способом обогатить жизнь.

Заключение брака по мотиву «долженствование» очень часто означает, что партнерша забеременела или же что половая близость сопровождалась чувством вины, которое заставило вступить в союз.

Мотив «одиночество» встречался у людей, которые переехали на новое место жительства. Они заключали брак с теми людьми, которых знали ранее или которых рекомендовали сослуживцы («Ты живешь один, а у твоей хозяйки есть дочка в Казани. Она такая хорошая и одинокая, смотри…»). В других случаях «одиночество» было следствием переживания экзистенциальной пустоты.

Основное назначение семьи - удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции социалистической семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха. Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодополняемость.

Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, то есть в рождении детей, продолжении человеческого рода. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Это, прежде всего, связано с приобщением нового поколения к научным и культурным достижениям человечества, с поддержанием его здоровья, а также с предотвращением воспроизведения в новых поколениях различного рода биологических аномалий.

Семья участвует в общественном производстве средств к жизни, восстанавливает истраченные на производстве силы своих взрослых членов, ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность. Все это, вместе взятое, составляет экономическую функцию семьи.

С экономической функцией тесно связана проблема управления семьей, то есть вопрос главенства в семье. Как отмечалось, советской семье все меньше присущи черты единовластия. Семьи, где мужу принадлежит безраздельная власть, встречаются редко, зато появились семьи, где главой является жена. Здесь в руках матери (в силу различных причин) сосредоточен семейный бюджет, она основной воспитатель детей, организатор досуга. Такое положение тоже нельзя считать нормальным: на плечи женщины взваливается непомерная тяжесть, детям она не может заменить отца, в семье нарушается психологическое равновесие.

В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта.

Первый - формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта;

выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду; привитие им чувства коллективизма, потребности и умения быть гражданином и хозяином, соблюдать нормы социалистического общежития и поведения; обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры.

Второй аспект - систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни.

Аспект третий - постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

Успех выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами.

Он включает идейно-нравственную, эмоционально- психологическую и трудовую атмосферу, жизненный опыт, образование и профессиональные качества родителей. Большое значение имеют личный пример отца и матери, традиции семьи. Следует учитывать характер общения в семье и ее общение с окружающими, уровень педагогической культуры взрослых (в первую очередь матери и отца), распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и общественностью. Особый и весьма важный компонент - специфика самого процесса семейного воспитания. Семья объединяет людей разного возраста, нередко пола, с разными профессиональными интересами. Это позволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.

Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познавание других людей начинается с семьи.

Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия. Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного общения. Если семья уделяет выполнению этой функции достаточное внимание, то это заметно усиливает ее воспитательный потенциал.

Нередко с коммуникативной функцией связывают деятельность по созданию психологического климата семьи. Общество постоянно меняется, вместе с ним меняется и семья. Семья - это живая, постоянно меняющаяся система. Она меняется не только под воздействием социально-экономических условий, но и в силу внутренних процессов развития.

На семью влияют также такие явления, как миграция, урбанизация, индустриализация и др.

Вывод: исследователи единодушны, в том, что функции отражают исторический характер связи между семьёй и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Современная семья утратила многие функции, цементировавшие её в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Однако часть функций являются устойчивыми к изменениям, в этом смысле их можно назвать традиционными. К ним можно отнести следующие функции:

а) репродуктивная - в любой семье важнейшей является проблема деторождения. Цельность сексуальной потребности, обеспечивающей продолжение рода, и любви как высшего чувства делает невозможным отделение одного от другого. Супружеская любовь в значительной мере зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регулирования и отношения супругов к проблеме деторождения, самим детям;

б) хозяйственно-экономическая - включает питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета;

в) регенеративная - (лат. regeneratio - возрождение, возобновление). Означает наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей;1Вовсе необязательно буквально понимать под «драгоценностями» ювелирные украшения, их можно передать любому постороннему, а вот такую драгоценность, как альбом с фотографиями, чужому человеку не передашь - только своему, родному

г) образовательно-воспитательная - (социализация). Состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях;2Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определённых границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям;

д) сфера первоначального социального контроля - моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколения;

е) рекреативная - (лат. recreatio - восстановление). Связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи.

ж) духовного общения - развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

з) социально-статусная - предоставление определённого социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

и) психотерапевтическая - позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

В то время как традиционные функции стали резко ослабляться, возникла эта новая, ранее неизвестная - психотерапевтическая функция.3 Брак удачен или нет в зависимости от активизации этой функции, то есть в настоящее время семейное существование в значительной степени зависит от стабильности близких эмоциональных отношений.

.4 Условия существования семьи в обществе

На мир семьи оказывает влияние целый ряд факторов, идущих от общества. К ним в первую очередь относятся право, религия, общественное сознание, традиции, а также характер социальной поддержки семьи обществом и государством. Состояние семьи обусловлено общественным развитием. Поэтому не случайно семью часто представляют как ячейку общества.

В современном обществе семья переживает качественные изменения. Они связаны с глобальными социальными процессами индустриализации, урбанизации, несвойственными доиндустриальному (традиционному, аграрному) обществу. Традиции, нормы поведения, характер отношений между супругами, родителями и детьми проходят проверку жизнью, отметающей устаревшее и несоответствующее общественному развитию.
Далее остановимся подробнее на сущности тех эволюционных изменений, которые переживает семья в современном обществе. Рассмотрим конкретные примеры этих изменений. В начале XX в. группа экономистов изучала бюджеты семей в России. Выяснилось, что, за редким исключением, деньгами в семье безраздельно распоряжался мужчина. В 1920-е гг. повторили такое исследование и увидели, что в 15% семей бюджетом стала заведовать женщина. А вот данные конца XX в.: в двух семьях из трех всеми материальными средствами распоряжается жена. В 10% семей муж считает себя только «зарплатоносителем». Эти данные наглядно свидетельствуют об изменении положения женщины в семье.

Учитывая сказанное выше, нетрудно сделать вывод: изменение положения женщины в семье связано с изменением положения женщины в обществе. Увеличивается профессиональная и общественная занятость женщин. Растет их образованность, расширяются интересы. В нашей стране во всех категориях работающих более половины - женщины. При этом следует отметить, что среди специалистов с высшим и средним специальным образованием женщин свыше 60%.

Экономическая и социальная самостоятельность женщин несовместима с авторитарными отношениями семьи старого типа - патриархальной семьи. Вспомните: в патриархальной семье основная власть принадлежит главе семейства - отцу. Все остальные члены семьи беспрекословно выполняют его волю. Роль женщины сводится к рождению и воспитанию детей, работе по дому без ведения денежных дел.

1.5 Понятие о психологическом климате в семье

Психологический климат, или психологическая атмосфера - это преобладающий в группе или коллективе эмоциональный настрой. Он является достаточно устойчивым образованием и определяется настроениями людей, их душевными переживаниями и волнениями, отношением друг к другу, к работе, к окружающим событиям. Психологический климат может быть благоприятным или неблагоприятным, здоровым или нездоровым. Очень много составляющих у благоприятного психологического климата: преобладание в коллективе атмосферы взаимного внимания, уважительного отношения людей друг к другу, духа товарищества, взаимопонимания, сплоченности, чувства защищенности и эмоционального благополучия каждого, сочетающегося с высокой внутренней дисциплиной, принципиальностью, ответственностью и др.

Психологический климат по-другому называют эмоциональным климатом или атмосферой в семье. Это понятие не определено чётко. Оно обозначает те ощущения, которые испытывают члены семьи, находящиеся вместе. То, насколько комфортно они чувствуют себя внутри семьи.

В семье такой психологический или эмоциональный климат определяется устойчивостью отношений членов семьи между собой. Этот климат серьёзно влияет на развитие личностей в семье, как детей, так и взрослых. Психологический климат в семье может меняться с течением времени. То, каким он будет зависит только от людей ,создавших семью, лишь от их усилий зависит будет ли семья благополучной или же нет, и как долго сможет продлиться семейная жизнь людей. Благоприятный психологический климат предполагает наличие таких семейных качеств как: сплочённость семейства, отсутствие преград для развития личности члена семьи, доброжелательность друг к другу, чувство защищённости внутри семьи, ответственность и гордость за то, что человек принадлежит именно данной семье. Когда в семье благоприятный психологический климат в ней присутствует любовь, уважение и доверие членов семьи друг к другу. По отношению к родителям дети проявляют уважение. Хорошим показателем благоприятности климата в семье является желание её членов проводить время вместе, в семейном кругу отмечать все праздники, радоваться жизни вместе и помогать друг другу. Когда в семье хороший психологический климат члены её меньше конфликтуют, имеют меньше стрессовых ситуаций и гармонично развиваются, что располагает к духовному и физическому росту личности.

Как уже говорилось, человек всегда является членом малых и больших групп и коллективов. От того, хорошо ли человеку в данной группе, во многом зависят и его личное счастье, и его желание учиться, работать, дружить, любить. А хорошо ему тогда, когда у него складываются благоприятные взаимоотношения с окружающими его людьми, когда он испытывает эмоциональное благополучие в группе. Ни юных, ни взрослых зрителей не оставила равнодушными фраза из сочинения восьмиклассника Коли в фильме «Доживем до понедельника»: «Счастье - это когда тебя понимают». У каждого человека есть свое представление о счастье. Но каким бы оно ни было, оно обязательно включает в себя желание быть понятым самыми близкими и дорогими людьми. Поэтому желание и умение понимать другого человека составляет основу психологического климата любой - самой малой (он и она) и самой большой - группы, любого коллектива.

Психологический климат может быть благоприятным или неблагоприятным, здоровым или нездоровым. Очень много составляющих у благоприятного психологического климата: преобладание в коллективе атмосферы взаимного внимания, уважительного отношения людей друг к другу, духа товарищества, взаимопонимания, сплоченности, чувства защищенности и эмоционального благополучия каждого, сочетающегося с высокой внутренней дисциплиной, принципиальностью, ответственностью и др.

Следует подчеркнуть, что здоровая психологическая атмосфера не дается коллективу кем-то и за что-то. Она вырабатывается самими членами коллектива и зависит от их усилий, от их воспитанности, от их культурного развития в личностной сформированности.

Как же создается атмосфера, в которой человеку и жить и работать психологически хорошо? Чтобы учащиеся лучше и легче поняли суть психологического климата, целесообразно сначала разобрать это понятие и его основные содержательные характеристики на примере жизни классного коллектива.

Мы остановились только на некоторых характеристиках отношения человека к себе, которые оказывают влияние на психологический климат. Можно предложить учащимся подумать, какие еще аспекты отношения к себе будут иметь значение в создании благоприятного психологического климата.

Уважать достоинство другого человека так же, как свое - дело очень трудное, особенно при постоянном общении. Неудачная шутка, слишком резкая критика, обидное прозвище - все эти явления, конечно, встречаются в каждом классе. Вопрос в том, какова степень их проявления.

А семья, семейный коллектив? Можем ли мы говорить, что эти три вида отношений и здесь имеют такое же значение? Да, поскольку семья - тоже коллектив, выполняющий важную социальную функцию воспитания молодого поколения и обеспечения личного счастья людей, что требует взаимной моральной ответственности и действенной взаимопомощи. Психологический климат в семье формируется по тем же законам, как и в любой другой группе. Но в семье дело обстоит гораздо сложнее: здесь люди проводят большую часть своей жизни, они связаны друг с другом наиболее интимными чувствами и отношениями. Ни в какой другой общности людей благоприятный психологический климат не бывает так важен, как в семье, и именно он лежит в основе семейного счастья.

Прежде чем говорить об особенностях формирования семейного психологического климата, остановимся на следующем вопросе: какие же они, счастливые семьи?

У Л.Н. Толстого в романе «Анна Каренина» написано: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастная семья несчастлива по-своему». Верно ли это? Действительно ли так однообразно человеческое счастье?

Учитель может провести с учениками небольшую дискуссию по этому вопросу, но итогом этой дискуссии должен быть вывод о том, что счастье всегда разнообразно, индивидуально и секреты семейного счастья в разных семьях разные.

Для дискуссии можно предложить учащимся прочитать рассказ А. Гайдара «Голубая чашка» или повесть 3. Журавлевой «Кувырок через голову» (Нева, 1982, № 1) или, по выбору учителя, какое-либо другое современное произведение, в котором описывается жизнь благополучной семьи. Индивидуальное выражение этого благополучия может быть различно и не для каждого приемлемо, но при этом должно присутствовать общее - взаимная любовь, терпимость, уважение друг к другу и т. п.

Не случайно на первое место мы ставим любовь. Именно любовь рождает «родство душ» («...есть чувства, мысли и догадки, о которых говоришь только любимой женщине и не скажешь никому больше» - М. Горький), стремление постоянно заботиться о другом, делать так, чтобы было хорошо другому, жить его радостями, разделять и облегчать его горести и печали. И это стремление стать «частью другого» есть счастье любви. Семья, где живет и расцветает такая любовь - величайшее чудо, к которому человек стремится и которое надо беречь как самый драгоценный дар жизни.

На психологический климат семьи влияют также отношения супругов как к людям вообще, так и к членам семьи и друг к другу. Не случайно Л. Н. Толстой писал: «...будьте оба осторожны, внимательны больше всего другого к взаимным отношениям, чтобы не закрались привычки раздражения, отчужденности. Не легкое дело стать одною душою и одним телом. Надо стараться. Но и награда за старание большая. А средство я знаю одно главное: ни на минуту из-за любви супружеской не забывать, не утрачивать любви и уважения как человека к человеку. Чтобы были отношения, как мужа с женой,- но в основе всего, чтобы были отношения как к постороннему, к ближнему - эти-то отношения главное...».

Благополучие семьи определяется и такими качествами ее членов, как доброжелательность друг к другу, стремление взять на себя ответственность в трудных вопросах, умение отнестись к себе более критически, чем к супругу (супруге). Социальные психологи исследовали особенности отношения к себе и супругу (супруге) в семьях благополучных и неблагополучных. Ими получен интересный факт: у супругов, удовлетворенных своим браком, самокритичность выше, чем критичность по отношению к партнеру. У супругов, не удовлетворенных своим браком (неблагополучные семьи), критичность к мужу (жене) превышала самокритичность. Этот факт, очевидно, можно объяснить тем, что, когда человек любит кого-то, он становится внимательным к любимому, терпимо относится к его недостаткам и бросается на помощь, когда это необходимо.

Психологический климат благополучной семьи характеризуется общностью интересов супругов. Совсем не обязательно, чтобы у мужа и жены были одинаковые увлечения, интересы, важно, чтобы они оба считались с этими увлечениями и интересами, проявляли бы к ним внимание. И, пожалуй, главное, что учителю следует подчеркнуть: счастливой по-настоящему может быть только та семья, где супруги живут большими общественными интересами и запросами. Эгоистическая, обывательская устремленность не приносит людям счастья. Счастье личности вне общества невозможно. Счастье - это всегда ощущение полноты своих духовных и физических сил, в их общественном применении. Замечательный русский художник И.Н. Крамской справедливо отмечал, что «все существование человека не может быть наполнено только личным счастьем, или, лучше сказать, личное счастье человека тем выше и лучше, чем серьезнее и глубже захватывают его общие интересы и чем менее встречает он в близком себе существе противоборствия в этой потребности».

счастливый брак дефиниция семья

  1   2   3   4


написать администратору сайта