Главная страница

отчет по контрольной. Отчет. В настоящее время компьютеры прочно обосновались практически во всех сферах деятельности человека


Скачать 232.41 Kb.
НазваниеВ настоящее время компьютеры прочно обосновались практически во всех сферах деятельности человека
Анкоротчет по контрольной
Дата26.02.2023
Размер232.41 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаОтчет.docx
ТипДокументы
#955569

Введение.

В настоящее время компьютеры прочно обосновались практически во всех сферах деятельности человека. Этот факт вынуждает человека с все большей интенсивностью использовать в своей повседневной жизни компьютер. В настоящее время информатика и информационные технологии достигли достаточно высокого уровня развития. Без них уже немыслима современная человеческая культура и профессиональная деятельность человека. C развитием компьютерных технологий все больше информации распространяется по компьютерным сетям с использованием различных компьютерных систем. В настоящее время для поиска информации компьютерные технологии предлагают возможности, во многом более удобные, гибкие и чаще обновляемые, чем традиционные. Все шире используются информационные ресурсы всемирной сети Internet.

В наши дни роль ЭВМ в жизни людей стремительно возрастает. Современные ЭВМ широко используются во всех отраслях человеческой деятельности. Круг пользователей ими включает не только профессиональных программистов, но и специалистов различных областей деятельности. Использование ЭВМ позволяет значительно упростить выполнение различного рода задач, как при работе, так и в быту. Значительная часть специалистов использует результаты решения задач на ЭВМ в своей практической работе. Для решения таких профессиональных задач создаются прикладные программы. Любую программу необходимо программировать на специальном языке. Одним из таких языков является С++.

В данном курсовом проекте поставлена задача разработать программу для реализации электронной записной книги, которая позволит заменить не всегда удобный бумажный носитель на более функциональную электронную версию, что существенно облегчит жизнь тем, кто вынужден общаться с большим количеством людей и запоминать большое количество фамилий, имен, адресов. Она позволит хранить в памяти персонального компьютера информацию обо всех контактах пользователя, проводить поиск по контактам, и, в общем, будет той же самой записной книжкой, к которой мы все привыкли, но с одним преимуществом – она намного удобнее бумажной.

Данная пояснительная записка является полным описанием прилагаемого разработанного решения и разделена на разделы и подразделы. Каждый раздел посвящен определенному процессу изучения поставленной задачи и разработки приложения.

Раздел «Постановка задачи» содержит организационную сущность задачи, описание входных и выходных данных.

Раздел «Логическая модель данных» содержит описание предметной области, модели предметной области, описание отношений.

Раздел «Физическая модель данных» содержит описание выбора и обоснование среды разработки. Описание компонентов баз данных.

Раздел «Описание программы» содержит описание интерфейса и программно-аппаратных ресурсов ПК на который будет в будущем установлена программа.

Раздел «Тестирование» содержит анализ надежности разработанного алгоритма и анализ ожидаемых и полученных результатов.

Раздел «Описание приложения» содержит способы установки программы и демонстрационный пример работы программы.

Графическая часть содержать
1 Анализ задачи



    1. Постановка задачи


В процессе курсового проектирования необходимо разработать программу «Адресная книга», которая может заменить обычные бумажные записные книги электронным аналогом и позволит упростить процесс ведения списка контактов делового человека.

Проведя небольшое исследование рынка подобного программного обеспечения, я нашел несколько подобных программных продуктов. Но все они имели ряд недостатков, при том почти все программы были платными, бесплатные же варианты не обладали тем набором функций, который мог обеспечить комфортную работу для пользователя. Разработанный же мной программный продукт будет совершенно бесплатным, что позволит в перспективе распространить его среди большого числа пользователей, что тем самым даст задатки для дальнейшего развития программы. В будущем возможен вариант создания платной версии программы с расширенным функционалом. Распространять свою программу я планирую через всемирную сеть Интернет, посредством Интернет-ресурсов занимающихся распространением бесплатных программ, таких как www.softportal.com.



    1. Входная и выходная информация


Входные данные представляют собой структурированный набор данных, вводимых пользователем с клавиатуры. Входной информацией являются:

-Персональные данные о человеке.

-Его номер телефона.

-Адрес.

-Прочие заметки.

После ввода информация заносится в базу данных где и хранится для последующего использования.
Выходной информацией представляет собой структурированную таблицу в которой хранится информация об контакте, его адрес, номер телефона, e-mail, прочая информация которая хранится в поле other.

Выходная информация сохраняется обратно в файл базы данных для дальнейшего использования.

Выходной информацией являются:

-Информация, выдаваемая визуально на экран персонального компьютера.

-Файл базы данных.
2 Логическая модель данных

2.1 Описание предметной области


Каждый человек независимо от своей професии, статуса, принадлежности к определенной социальной группе контактирует с определенным количнством людей. Кто-то контактирует с большим количеством людей, кто-то с меньшим. Кто-то по долгу службы обязан контактировать с сотнями и сотнями людей за малый промежуток времени. Часто нам нужно как-то поддерживать связь с этими людьми. Для этого нужно как-то хранить контактную информацию о людях. Вопрос “Как ее хранить?” не является критичным для тех у кого таких контактов несколько человек. А если их несколько десятков, сотен и даже тысяч? Бумажные носители не всегда удобны т.к. они занимают много места. Так же поиск в них нужного контакта может занять длительное время, которе можно было потратить с большей пользой.

Эту проблему может решить моя разработка. Она позволяет хранить неограниченое количество контактов. Вести удобную для использования адресную книгу. Поиск по базе данных осуществляется намного быстрее, чем в бумажных аналогах, что позволяет сэкономить время.

2.2 Модель предметной области


Все данные о контактах хранятся в базе данных base.db и вызываются из нее напрямую.

base.db содержит следующие поля:

-Key – является ключевым автоинкрементным полем

-SurName – текстовое поле хранящее данные о фамилии, имени, отчестве контакта

-Adress – текстовое поле содержащее адрес контакта

-Phone – текстовое поле содержащее номер телефона контакта

-Email – текстовое поле содержащее e-mail контакта

-Other - – текстовое поле содержащее различные заметки о контакте

Структура базы представлена в таблице 2.1.

Таблица 2.1 – Структура базы данных «base.db»

Key

SurName

Adress

Phone

Email

Other



ФИО

Адрес

№ телефона

E-mail

Заметки


2.3 Описание отношений


Различают сетевую, иерархическую и реляционную модели данных. Каждая из них имеет свои преимущества и свои недостатки.

В иерархической модели связи между данными описывают с помощью упорядоченного графа (или дерева). Тип является составным. Он включает в себя подтипы («поддеревья»), каждый из которых, в свою очередь, является типом «дерево». Каждый из элементарных типов, включенных в тип «дерево», является простым или составным типом «запись».

Достоинством иерархической модели является эффективное использование памяти, однако такие модели сложны для понимания. В таких моделях отсутствует механизм поддержки целостности данных между записями различных ветвей и обработка информации со сложными логическими связями довольно громоздка. Использование данной модели не рационально, так как невозможно определить связь типа многие ко многим.

Сетевая модель позволяет отображать разнообразные взаимосвязи элементов данных в виде произвольного графа, обобщая тем самым иерархическую модель данных.

Сетевая модель выгодна по параметрам использования памяти, быстродействия и дает возможность образования произвольной связи, однако имеет ослабленный контроль целостности данных и является довольно сложной. Использование такой модели также не будет эффективным при выполнении поставленных задач.

Реляционная база данных — это совокупность взаимосвязанных таблиц, каждая из которых содержит информацию об объектах определенного типа. Строка таблицы содержит данные об одном объекте, а столбцы таблицы описывают различные характеристики этих объектов — атрибутов. Записи, т.е. строки таблицы, имеют одинаковую структуру — они состоят из полей, хранящих атрибуты объекта. Каждое поле, т.е. столбец, описывает только одну характеристику объекта и имеет строго определенный тип данных. Все записи имеют одни и те же поля, только в них отображаются различные информационные свойства объекта.

В реляционной базе данных каждая таблица должна иметь первичный ключ — поле или комбинацию полей, которые единственным образом идентифицируют каждую строку таблицы. Если ключ состоит из нескольких полей, он называется составным. Ключ должен быть уникальным и однозначно определять запись. По значению ключа можно отыскать единственную запись. Ключи служат также для упорядочивания информации в базе данных.

Таблицы реляционной базы данных должны отвечать требованиям нормализации отношений. Нормализация отношений — это формальный аппарат ограничений на формирование таблиц, который позволяет устранить дублирование, обеспечивает непротиворечивость хранимых в базе данных, уменьшает трудозатраты на ведение базы данных.

Реляционная модель данных устраняет ряд недостатков:

- дублирование информации;

- затруднение процедуры обновления информации в таблице за счет необходимости редактирования каждой записи таблицы.

Реляционные таблицы могут быть связаны друг с другом, следовательно, данные могут извлекаться одновременно из нескольких таблиц. Таблицы связываются между собой для того, чтобы в конечном счете уменьшить объем базы данных. Связь каждой пары таблиц обеспечивается при наличии в них одинаковых столбцов

Таким образом, предпочтение было отдано реляционной модели. Данное решение было принято исходя из следующих причин:

- реляционная модель является более простой моделью, чем сетевая;

- схема данных позволяет представить структуру в виде таблиц (после некоторых преобразований);

- в настоящее время реляционные базы данных являются более распространенными, чем сетевые;

- использование реляционных баз данных удобнее, чем сетевых;

- сетевая модель данных сложна для изучения пользователем, проще разобраться с реляционной моделью данных;

- реляционная модель нагляднее представляет структуру данных.

В отличие от иерархической и сетевой, реляционная модель обеспечивает логический доступ к данным, не зависящий от физической реализации.
3 Физическая модель данных

3.1 Выбор и обоснование средств разработки

Paradox – система для создания локальных баз данных. Изначально развивалась фирмой Борланд (до 7й версии включительно), последние 3 версии: 8я, 9я и 10я выпущены фирмой Corel. В настоящее время судьба проекта не известна, но есть основания предполагать, что ни Борланд, ни Corel не имеют далеко идущих планов в отношении этой базы данных, а объёмы её продаж в чистом виде незначительны, впрочем она входит в поставку некоторых версий Corel Office.

Paradox универсальная система которая обладает следующими возможностями:

- количество баз данных на сервере - собственно база данных представляет собой каталог на диске который содержит файлы таблиц, индексов, view, форм и т.п. На одном компьютере может быть практически ничем не ограниченное количество баз данных.

- количество таблиц в базе - неограниченно, но одновременно на одном компьютере не может быть открыто более 127 таблиц и 512 физических файлов

- размер таблиц - 255 полей, 2000000 записей в таблице (реально меньше, так как лимит блокировок исчерпывается быстрее, реальное количество записей где-то около полумиллиона),

10800 Bytes максимальный размер записи (без Memo/Blob полей), 127 вторичных индексов на таблицу,

256 Mb максимум в Blob поле

- количество пользователей и количество одновременных подключений - теоретический предел - 300 пользователей, но к этой информации надо относится с известной долей скептицизма, как и любая другая локальная база данных, парадокс в силу своей архитектуры очень плохо работает в многопользовательском режиме и реальное количество работающих одновременных подключений вряд ли может быть больше 10-20.

- наличие View - есть возможность создания View, которые представляют собой обычные текстовые файлы, отвечающие следующим требованиям:

- лежат в каталоге базы данных

- имеют расширение sql

- в качестве наполнения имеют обычное выражение SQL

Кроме того имеется другая разновидность View - файлы QBE (Query By Example) - очень древний, но довольно удобный способ работы с данными - альтернатива SQL, отличается гораздо большей гибкостью, чем SQL, но тем ни менее с развитием серверных баз данных отошедший в прошлое. Итак возможно создание текстового файла с расширением qbe и выражением qbe-запроса внутри, который можно использовать как View
- наличие SP, языка программирования - сам парадокс поддерживает хранимые процедуры на своём собственном языке, однако я не знаю, можно ли их использовать вне самого парадокса из других программ.

- наличие триггеров - нет

- репликация и синхронизация, перенос данных, средства backup - нет, однако, так как каждый объект базы данных является по сути отдельным файлом можно применять любые утилиты для Backup/Restore файлов.

- поддержка кластеров - нет

- поддержка XML, объектов, внешних процедур. - нет

- возможность взаимодействия между серверами, включая сервера других типов. - BDE имеет средства для взаимодействия между любыми базами данных, для которых есть BDE драйвера.

- поддерживаемые конструкции SQL - поддерживаются все стандартные конструкции SQL: Select, Update, Insert, Create Table, Create Index, Alter Table, Alter Index, Join и т.д. Нет поддержки всторенных запросов типа: Select * From (Select * ...), нет поддержки использования переменных в запросах, нет возможности использования нескольких SQL statement в одном запросе.

- поддержка транзакций - есть

- системы репортинга, в том числе для Web - имеется встроенных не очень мощный репортинг, возможно использование других репортинговых систем: Crystal Report, Fast Report, Quick Report, Rave и д.р. Собственного репортинга ориентированного на Web нет.
Для написания программного средства был использован язык программирования высокого уровня С++.

С++ – язык программирования системных и прикладных программ. Этот язык характеризуется расширенными возможностями, хорошо развитой библиотекой.

Достоинства выбранного языка программирования:

- Масштабируемость. На языке C++ разрабатывают программы для самых различных платформ и систем.

- Возможность работы на низком уровне с памятью, адресами, портами. Что, при неосторожном использовании, может легко превратиться в недостаток.

- Возможность создания обобщенных алгоритмов для разных типов данных, их специализация, и вычисления на этапе компиляции, используя шаблоны.

3.2 Компоненты базы данных

В С++Builder 6 имеется ряд компонентов, которые предназначены только для работы с базами данных. Мной были использованы следующие компоненты:

-Query

-DataSourse

-DBGrid

Для корректной работы программы нужно создать базу данных в которой будут храниться данные о контактах. Для этого мною было использовано приложение DataBase Desktop

входящее в стандартный пакет поставки C++ Builder 6. С помощью данного приложения я создал базу данных base.db типа Paradox.

Рассмотрим подробнее компоненты которые были использованы при создании приложения.

Query - yе визуальный компонент набора данных, выполняющий запросы SQL Страница библиотеки Data Access Класс TQuery

Иерархия TObiect —- TPersistent — TComponent — TDataSet — TBDEData-Set — TDBDataSet

Модуль Dbtables

Компонент Query может во многих случаях включаться в приложения вместо Table. Преимущества Query по сравнению с Table:

Возможность формирования набора данных из полей нескольких таблиц базы данных

Формирование запросов на языке SQL, что обеспечивает большую гибкость, чем в Table

При работе в сети с удаленным сервером (Sybase, SQL Server, Oracle, Informix, DB2, InterBase) Query более эффективен, поскольку Table создает на компьютере пользователя временную копию базы данных сервера, что требует больших ресурсов и значительно загружает сеть. Query размещает на компьютере пользователя только результат запроса.

Основное свойство компонента Query — SQL, имеющее тип TStrings. Это список строк, содержащих запросы SQL. В процессе проектирования приложения обычно необходимо сформировать в этом свойстве некоторый предварительный запрос SQL, который показал бы, с какой таблицей или таблицами будет проводиться работа. Но далее во время выполнения приложения свойство SQL может формироваться программно методами, обычными для класса TStrings: Clear — очистка, Add — добавление строки и т.д.

Для связи Query с необходимой базой данных служит свойство DatabaseName. В выпадающем списке этого свойства в Инспекторе Объектов вы можете видеть все доступные BDE псевдонимы баз данных и выбрать необходимый вам.

После того, как указана база данных, можно устанавливать значение свойства SQL, содержащее запрос. Этот запрос обычно содержит оператор Select со списком всех полей таблиц и "необходим для настройки компонента. В дальнейшем он может изменяться во время выполнения.

Соединение с выбранной таблицей базы данных осуществляется свойством Active. По умолчанию оно равно false. Если установить его в true во время проектирования или программно во время выполнения, то компонент соединится с базой данных.

Объекты полей, экспонируемых компонентом Query, могут создаваться автоматически. Но тогда их характеристики (надписи, число отводимых под них символов и т.п.) будут приняты по умолчанию и вряд ли устроят пользователя. Можно создавать и редактировать объекты полей с помощью специального Редактора Полей. Вызвать его проще всего двойным щелчком на компоненте Query.

Имеется множество свойств, методов и событий как объектов полей — наследников TField. так и базовых классов наборов данных, которым наследует Query: TDataSet, TBDEDataSet. TDBDataSet.

DataSourse - компонент DataSource действует как посредник между компонентами TDataSet (TTable, TQuery, TStoredProc) и компонентами Data Controls - элементами управления, обеспечивающими представление данных на форме. Компоненты TDataSet управляют связями с библиотекой Borland Database Engine (BDE), а компонент DataSource управляет связями с данными в компонентах Data Controls.

В типичных приложениях БД компонент DataSource, как правило, связан с одним компоненом TDataSet (TTable или TQuery) и с одним или более компонентами Data Controls (такими, как DBGrid, DBEdit и др.). Связь этого компонента с компонентами TDataSet и DataControls осуществляется с использованием следующих свойств и событий:

Cвойство DataSet компонента DataSource идентифицирует имя компонента TDataSet. Можно присвоить значение свойству DataSet на этапе выполнения или с помощью инспектора объектов на этапе проектирования.

Cвойство Enabled компонента DataSource активизирует или останавливает взаимосвязь между компонентами TDataSource и Data Controls. Если значение свойства Enabled равно true, то компоненты Data Controls, связанные с TDataSource, воспринимают изменения набора данных. Использование свойства Enabled позволяет временно разъединять визуальные компоненты Data Controls и TDataSource, например, для того, чтобы в случае поиска в таблице с большим количеством записей не отображать на экране пролистывание всей таблицы.

Свойство AutoEdit компонента DataSource контролирует, как инициируется редактирование в компонентах Data Controls. Если значение свойства AutoEdit равно true, то режим редактирования начинается непосредственно при получении фокуса компонентом Data Controls, связанным с данным компонентом TDataSet. В противном случае режим редактирования начинается, когда вызывается метод Edit компонента TDataSet, например, после нажатия пользователем кнопки Edit на компоненте DBNavigator. · Событие OnDataChange компонента DataSource наступает, когда происходит изменение значения поля, записи, таблицы, запроса.

Cобытие OnUpdateData компонента DataSource наступает, когда пользователь пытается изменить текущую запись в TDataSet. Обработчик этого события следует создавать, когда требуется соблюсти условия ссылочной целостности или ограничения, накладываемые на значения полей изменяемой базы данных.

Таким образом, для полноценного функционирования программного средства были применены следующие компоненты базы данных:

- Query;

- DataSource;

- DBGrid;

4 Описание программы

4.1 Обоснование выбора среды разработки


В качестве среды разработки выбрана оболочка для визуального программирования Borland C++Builder 6.

Основным достоинством этой среды является возможностью использования множества готовых решений, востренных в оболочку и доступных в качестве компонентов для программирования.

Используя Borland C++ Builder, можно создать приложения, работающие как с однопользовательскими базами данных (БД), так и с серверными СУБД, такими как Oracle, Sybase, Informix, Interbase, MS SQL Server. Возможности C++ Builder, связанные с созданием приложений, использующих базы данных, весьма обширны.

C++ Builder 6 - программный продукт, инструмент быстрой разработки приложений (RAD), интегрированная среда программирования , система, используемая программистами для разработки программного обеспечения на языке C++.

Интегрированная среда C++ Builder 6 обеспечивает скорость визуальной разработки, продуктивность повторно используемых компонент в сочетании с мощью языковых средств C++, усовершенствованными инструментами и разномасштабными средствами доступа к базам данных.

C++ Builder 6 может быть использован везде, где требуется дополнить существующие приложения расширенным стандартом языка C++, повысить быстродействие и придать пользовательскому интерфейсу качества профессионального уровня.

Достоинства C++ Builder 6:

- Интегрированная среда разработки объединяет редактор форм, инспектор объектов, палитру компонент, администратор проекта и полностью интегрированные редактор кода и отладчик - инструменты быстрой разработки программных приложений, обеспечивающие полный контроль над кодом и ресурсами.

- Профессиональные средства языка C++ интегрированы в визуальную среду разработки. C++Builder предоставляет быстродействующий компилятор с языка Borland C++, эффективный инкрементальный загрузчик и гибкие средства отладки как на уровне исходных инструкций, так и на уровне ассемблерных команд - в расчете удовлетворить высокие требования программистов-профессионалов.

- Свойства, методы и события - это именно те элементы языка, которые обеспечивают быструю разработку приложений в рамках объектно-ориентированного программирования. Свойства позволяют легко устанавливать разнообразные характеристики объектов. Методы производят определенные, иногда довольно сложные, операции над объектом. События связывают воздействия пользователя на объекты с кодами реакции на эти воздействия. События могут возникать при таких специфических изменениях состояния объектов как обновление данных в интерфейсных элементах доступа к базам данных. Работая совместно, свойства, методы и события образуют среду RAD (Rapid Application Development) быстрого и интуитивного программирования надежных приложений для Windows.

- Визуальное наследование форм воплощает важнейший аспект объектно-ориентированного программирования в удобном для пользования инструменте визуального проектирования. Характеристики новой формы приложения могут быть унаследованы от любой другой существующей формы, что обеспечивает централизованную репродукцию изменений пользовательского интерфейса, облегчает контроль за кодом и уменьшает временные затраты на введение новых качественных атрибутов.


4.2 Описание интерфейса

Для простоты работы с программным средством необходимо обеспечить максимально понятный интерфейс.

Главное меню программы состоит из пунктов (рисунок 4.2.1):

- Справка

- О программе



Рисунок 4.2.1 – главное меню

Главное окно программы (рисунок 4.2.2) является основным и единственным окном программы. Оно имеет максимально простой интерфейс, что позволяет работать с ним даже людям, которые впервые работают с программой.



Рисунок 4.2.2 – Главное окно программы

4.3 Программно-аппаратные ресурсы персонального компьютера

Программное средство было разработано на компьютере со следующей конфигурацией:

- микропроцессор Pentium(R) Dual-Core CPU T4500 2.3 GHz

- оперативная память 2 GB DDR3;

- видеоадаптер Mobile Intel(R) 45 Express;

- винчестер TOSHIBA MK3265GSX ATA Device;

- операционная система Microsoft Windows 7 Ultimate.

Для работы с программами необходимо наличие следующих системных и программных средств на используемом персональном компьютере:

- процессор не ниже 1000 MHz;

- 256 MB ОЗУ;

- 30 MB свободного дискового пространства;

- стандартный монитор;

- клавиатура;

- операционная система Microsoft Windows XP/Vista/7.
5 Тестирование

5.1 Анализ надежности разработанного алгоритма


Тестирование программного обеспечения — процесс исследования программного обеспечения  с целью получения информации о качестве продукта.

Все виды тестирования программного обеспечения, в зависимости от преследуемых целей, можно условно разделить на следующие группы:

- функциональные;

- нефункциональные;

- связанные с изменениями.

Функциональное тестирование – это тестирование функций приложения на соответствие требованиям. Оценка производится в соответствии с ожидаемыми и полученными результатами (на основании функциональной спецификации), при условии, что функции отрабатывали на различных значениях.

Преимущества функционального тестирования:

- имитирует фактическое использование системы.

Недостатки функционального тестирования:

- возможность упущения логических ошибок в программном обеспечении;

- вероятность избыточного тестирования.

Функциональные тесты базируются на функциях и особенностях, а также взаимодействии с другими системами, и могут быть представлены на всех уровнях тестирования: компонентном или модульном (Component/Unit testing), интеграционном (Integration testing), системном (System testing) и приемочном (Acceptance testing). Функциональные виды тестирования рассматривают внешнее поведение системы. Далее перечислены одни из самых распространенных видов функциональных тестов:

- функциональное тестирование (Functional testing);

- тестирование безопасности (Security and Access Control Testing);

- тестирование взаимодействия (Interoperability Testing).

Нефункциональное тестирование описывает тесты, необходимые для определения характеристик программного обеспечения, которые могут быть измерены различными величинами. В целом, это тестирование того, "Как" система работает. Далее перечислены основные виды нефункциональных тестов:

а) Все виды тестирования производительности:

1) нагрузочное тестирование (Performance and Load Testing);

2) стрессовое тестирование (Stress Testing);

3) тестирование стабильности или надежности (Stability / Reliability Testing);

4) объемное тестирование (Volume Testing);

б) Тестирование установки (Installation testing);

в) Тестирование удобства пользования (Usability Testing);

г) Тестирование на отказ и восстановление (Failover and Recovery Testing);

д) Конфигурационное тестирование (Configuration Testing).

После проведения необходимых изменений программное обеспечение должно быть перетестировано для подтверждения того факта, что проблема была действительно решена. Ниже перечислены виды, связанные с изменениями тестирования, которые необходимо проводить после установки программного обеспечения, для подтверждения работоспособности приложения или правильности осуществленного исправления дефекта:

- дымовое тестирование (Smoke Testing);

- регрессионное тестирование (Regression Testing);

- тестирование сборки (Build Verification Test);

- санитарное тестирование или проверка согласованности/исправности (Sanity Testing).

5.2 Анализ ожидаемых и полученных результатов


Ошибки программирования делятся на три категории: 

- ошибки компиляции;

- ошибки во время выполнения;

- логические ошибки.

Ошибки компиляции, также называемые ошибками компилятора, препятствуют запуску программы. При нажатии клавиши F5 (F9) для запуска программы код компилируется в двоичный язык, который понятен компьютеру. Если компилятор получает код, который он не понимает, он выдает ошибку компилятора.

Большинство ошибок компилятора вызваны ошибками при вводе кода. Например, может быть неправильно написано ключевое слово, пропущены некоторые необходимые знаки препинания.

Ошибки во время выполнения — это ошибки, возникающие во время работы программы. Обычно это происходит в том случае, когда программа пытается выполнить недопустимую операцию.

Примером такой недопустимой операции является деление на ноль.

Когда возникает ошибка во время выполнения, для определения ее причины можно использовать средства отладки.

Логические ошибки не позволяют программе выполнять предполагаемые действия. Ваш код может компилироваться и выполняться без ошибок, но результат операции может оказаться неожиданным и неверным.

Логические ошибки труднее искать и устранять, но многие среды разработки включают средства отладки, упрощающие это задание

6 Описание применения

6.1 Способ установки программы


Для установки программного средства «Автоматизированный учет пропусков занятий учащимися» достаточно скопировать файлы с расширением .exe и .mdb в любую папку на компьютере. Требуется учесть необходимость размещения данных файлов в одной папке.

Для полноценного функционирования программного средства желательно его применение на компьютерах с операционной системой Windows XP.

6.2 Демонстрационный пример работы программы


При загрузке программного средства «Адресная книга » на дисплее появляется главное окно программы (рисунок 6.1), которое является основным, при работе с программным средством. Т.к. пока отсутствует поддержка многопользовательского режима, сразу отображаются записи хранящиеся в базе данных.


Рисунок 6.1 – Главное окно программы

Фильтрация записей производится довольно просто. Нужно в полях ввода начать писать начальные буквы той части данных, по которым вы хотите найти контакт(рисунок 6.2). Добавление производится так же просто – в те же поля необходимо внести данные и нажать кнопку «добавить».


Рисунок 6.2 – Фильтрация данных
Для удаления записи необходимо указать Фамилию контакта и его место проживания, затем нажать кнопку «удалить». (рисунок 6.3).

Рисунок 6.3 – Удаление записи

Заключение


Целью курсового проекта являлось создание программного средства, способного заменить бумажную записную книгу. Для реализации этой цели были пройдены следующие этапы:

- проектирование логической модели базы данных;

- проектирование физической модели базы данных;

- предусмотрена возможность добавления/удаления данных;

- предусмотрена возможность фильтрации данных

Данное программное средство было написано с использованием Paradox для создания базы данных и среды разработки программных продуктов С++Builder 6, имеющей широкий ряд возможностей для работы с базами данных. Обработка данных производилась при помощи операторов языка запросов SQL.

В результате было создано программное средство «Адресная книга», которое может быть использовано практически любым пользователем ПК.

Программа интуитивно проста и понятна для любого пользователя: для ее использования не нужно специального обучения, при этом она выполняет все функции, необходимые для нормальной работы.
Список использованной литературы

  1. Архангельский А.Я. Программирование в среде C++Builder 4. – М.: ЗАО «Издательство БИНОМ», 1999. – 928 с.: ил.

  2. Буч Г., Рамбо Д., Джекобсон А. Язык UML. Руководство пользователя. Пер. с англ. – М.: ДМК, 2000. – 432 с.: ил.

  3. Бьерн Страуструп Язык C++: Специальное издание. – М.: ЗАО «Издательство БИНОМ», 2002. – 1099с.: ил.

  4. Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 352 с.: ил.

  5. Грицай А.В. Дипломное проектирование. Методические рекомендации по разделу «Охрана труда» для специальностей Т0701 «Микроэлектроника», Т0801 «Производство радиоэлектронных средств», Т 0802 «Производство электронных и вычислительных средств», Т0903 «Эксплуатация и ремонт радиооборудования», Т 1002 «Программное обеспечение информационных технологий», П0301 «Профессиональное обучение». Мн,: МГВРК, 1998 – 34 с.

  6. Денисенко Г.Ф. Охрана труда: Учеб. пособие для инж.-экон. спец. вузов. – М.: Высш. шк., 1985. – 319 с.

  7. Занина Л.В., Меньшикова Н.П. Основы педагогического мастерства. / Серия «Учебника, учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 288 с.

  8. Калверт Чарльз, Рейсдорф Кент Borland C++Builder 5. Энциклопедия программиста: Пер. с англ. – К.: Издательство «ДиаСофт», 2001. – 944 с.

  9. Ковязин А., Востриков С. Мир InterBase. Архитекура, администрирование и разработка приложений баз данных в InterBase/FireBerd/Yaffil – М.: КУЦИД-ОБРАЗ, 2002. – 432 с.

  10. Михайлушкин А.И., Шишко П.Д. Экономика. Учебн. для техн. вузов. – М.: Высш. шк., 2000. – 399 с.

  11. Орлов А.А., Агафонова А.С. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-метод. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. А.А. Орлова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 256 с.

  12. Оформление курсовых и дипломных проектов: Методические указания для учащихся специальности 2–40 01 01 «Программное обеспечение информационных технологий» и студентов специальности 1–08 01 01–07 «Профессиональное обучение. (Информатика)» / Сост. И.М. Снекова. – Мн.: МГВРК, 2003. – 32 с.

  13. Охрана труда в вопросах и ответах: Справ. пособие. 3-е изд. доп., перераб. В 2 Т, Т1 / Сост. В.Н. Борисоа и др.; под общ. ред. И.И. Селедевского – Мн.: ЦОТЖ, 2001.

  14. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педжагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России., 2002. – 640 с.

  15. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. Вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.: ил.

  16. Потапенко Н.И., Орешко А.А., Скудняков Ю.А. Дипломное проектирование. Методические указания для студентов специальности П 03 01 «Профессиональное обучение» специализации 07 «Информатика». – Мн.: МГВРК, 2000. – 40 с.

  17. Романовская Л.И., Русс Т.В., Свитковский С.Г. Программирование в среде Си для ПЭВМ ЕС. – М.: Финансы и статистика, 1992. – 352с.: ил.

  18. Савитч, Уолтер. Язык С++. Курс объектно–ориентированного программирования, 3-е изд.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2001. – 704с.

  19. Сурков К.А., Сурков Д.А., Вальвачёв А.Н. Программирование в среде C++Builder / Худ. обл. М.В. Драко. – Мн.: ООО «Попурри», 1998. – 576 с.: ил.

  20. Фаронов В.В., Шумаков П.В. Delphi 5. Руководство разработчика баз данных. – М.: «Нолидж» 2001. – 640 с.: ил.

  21. Холингвэрт Джордж, Баттерфилд Дэн, Сворт Боб и др. C++Builder 5. Руководство разработчика, том 1. Основы: Пер. с англ.: Уч.пособие. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2001. – 880 с.: ил.

  22. Холингвэрт Джордж, Баттерфилд Дэн, Сворт Боб и др. C++Builder 5. Руководство разработчика, том 2. Сложные вопросы программирования: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2001. – 832 с.: ил.

  23. Экономика и бизнес / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Из-во МГТУ, 1993. – 464 с.

  24. Экономический словарь / В.Г. Золотогоров, Г.Ф. Кущнецова, М.Ю. Пасюк. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Наука и техника, 1990. – 415 с.





написать администратору сайта