Главная страница
Навигация по странице:

  • ГЛАВА I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АНИМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Социально – культурная анимация специфика понятия

  • анимация

  • Социально-культурная анимация охватывает широкое поле деятельности

  • 2. Функции социально – культурной анимации

  • Таблица 1. Типология направлений социокультурной анимации

  • Таблица 2. Типология анимационных занятий

  • Виды социально – культурной анимации

  • социально - культурная анимация. В последнее десятилетие в мире практически повсеместно активно развивается новый вид деятельности, получивший название социальнокультурная анимация


    Скачать 69.58 Kb.
    НазваниеВ последнее десятилетие в мире практически повсеместно активно развивается новый вид деятельности, получивший название социальнокультурная анимация
    Дата06.05.2019
    Размер69.58 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файласоциально - культурная анимация.docx
    ТипДокументы
    #76354
    страница1 из 2
      1   2

    Введение

    В последнее десятилетие в мире практически повсеместно активно развивается новый вид деятельности, получивший название – социально-культурная анимация. Широкое распространение данное понятие получило в связи с тем, что, по оценкам различных специалистов, при включении в программу отдыха и туристических маршрутов анимационных программ различного характера повышает востребованность отелей и их популярность на рынке туристических услуг.

    Социально – культурная анимация способствует формированию оптимистического настроения, а также влияет на формирование личных и общественных потребностей человека. Социально – культурная анимация способствует анализу собственной личности и определению роли человека в различных подсистемах.

    Индустрия развлечений, к которой относится и анимация, является относительно самостоятельной и обособленной составляющей экономической системы, для функционирования которой привлекаются значительные финансовые, трудовые, а также материальные ресурсы. В связи с этим, социально – культурная анимация характеризуется наличием различных технологий, форм и методов.

    Изучение туристов, как потребителей определенных результатов индустрии развлечений, безусловно, имеет особое значение. Осуществляются и специальные виды деятельности, целенаправленно вызывающие определенные эмоции. Закономерности потребления продукции индустрии развлечения должны быть изучены в сопоставлении с предыдущим образом жизни личности, участвующей в процессе социально – культурной анимации.

    Социально-культурная анимационная деятельность реализует не только досуговую, но и профилактическую, реабилитационную и психотерапевтические функции, что можно изучить на примере зарубежных стран. К сожалению, в нашей стране анимационная деятельность не применяется в работе столь широко и не выполняет в полном объеме свои функции, что обусловлено, отчасти отсутствием организованной системы подготовки аниматоров.

    Целью курсовой работы является изучение видов и форм социально – культурной анимации.

    Объектом исследования выступает непосредственно процесс анимации.

    В качестве предмета исследования рассматривается специфика социально – культурной анимации в современной России, посредством изучения её форм и методов.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    - выявить специфику понятия социально-культурная анимация;

    - изучить функции социально-культурной анимации;

    - рассмотреть виды анимации;

    - охарактеризовать современные формы организации туристической анимации в России;

    Структура данной работы включает в себя: введение, две главы, 4 параграфа, заключение и список литературы.
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АНИМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

      1. Социально – культурная анимация специфика понятия

    Все чаще туристы, собирающиеся в путешествие, интересуются не только условиями проживания и экскурсионной программой, но и наличием и уровнем анимационной команды в отеле, пансионате или курортном комплексе. Предпосылкой создания курортной анимации является желание гостя выехать из города на чистую природу, прикоснуться к духовным ценностям (истории, культуре, искусству), разнообразить жизненные впечатления, устранить физическую и психическую усталость, познать новое, новых людей, найти и проявить себя в общении с ними, побыть среди своих родных в обстановке отдыха и развлечений. И как следствие этого - повышенный спрос на такие туристские услуги, как различные виды спортивно-самодеятельного туризма, хобби-туры, экологические природоориентированные туры, экскурсионно-развлекательные маршруты, спортивно-увеселительные и лечебно-восстановительные услуги. В последнее время все больше туристских фирм и спортивно-оздоровительных учреждений стали заботиться о предоставлении такой дополнительной услуги, как анимация. Слово это довольно быстро прижилось в кругах специалистов туристского профиля.

    Анимация - это своеобразная услуга, преследующая цель - повышение качества обслуживания, и в то же время – это своеобразная форма рекламы, повторного привлечения гостей и их знакомых, тоже преследующая цель – продвижение туристского продукта на рынке для повышения доходности и прибыльности турбизнеса.

    Анимация в туризме начала развиваться как таковая с 70-х годов ХХв. на Востоке, и только с середины 90-х она появилась в России. Сначала аниматоры освоили Египет и ОАЭ. Позже - Турцию1.

    Процесс восприятия предложенных анимационных программ зависит от многих факторов:

    - возраста участников или зрителей;

    - уровня образованности;

    - пола;

    - этнической принадлежности.

    Выбор того или иного вида анимационной программы зависит от многих факторов: возможностей материально-технической базы туркомплекса, его месторасположения и наличия инфраструктуры, контингента отдыхающих, уровня профессиональной подготовки работников анимационной службы и некоторых других.

    За рубежом туристский анимационный сервис наиболее развит в курортных зонах, где он способствует повышению аттрактивности туристских путешествий и качества отдыха, особенно на курортах Турции. В курортных зонах всего мира существует четкое осознание того, что особая роль принадлежит организации досуга отдыхающих: игровым мероприятиям, активным соревнованиям, различным шоу и праздникам и т.д. Основной деятельностью анимационного сектора на зарубежных курортах являются ежедневные программы развлечений, включающие в себя ассортимент бесплатных услуг анимации для взрослых и детей.

    Гостиничная анимация является одним из эффективных средств привлечения гостей в отель. Она влияет и на позитивную оценку работы отеля в целом. Это своеобразные дополнительные услуги клиенту, цель которых пробудить в нем положительные эмоции, почувствовать удовлетворение от отдыха и желание приехать в этот отель еще раз.

    Туристская анимация – это туристская услуга, при оказании которой турист вовлекается в активное действие. Основана на личных контактах аниматора с туристами, на совместном участии их в развлечениях, предлагаемых анимационной программой тур комплекса. Это разновидность туристской деятельности, осуществляемой в тур комплексе, отеле, круизном теплоходе, поезде, которая вовлекает туристов в разнообразные мероприятия через участие в специально разработанных программах досуга.

    Понятие «анимация» имеет латинское происхождение (aniта - ветер, воздух, душа; animatus - одушевление) и означает воодушевление, одухотворение, стимулирование жизненных сил, вовлечение в активность.

    В Туристском терминологическом словаре И.В. Зорина и В.А. Квартальнова анимация - это комплекс оперейтинга по разработке и предоставлению специальных программ проведения свободного времени2.

    Анимационная деятельность - это деятельность по формированию, продвижению и реализации анимационных программ разного назначения, обеспечивающих интересный и развивающий досуг. Ученые утверждают, что развитие современной цивилизации в наше время зависит уже не столько от научно-технического прогресса, сколько от совершенствования человека. Активное же освоение личностью общественных и производственных отношений зависит напрямую от культурного и нравственного развития. Здесь особое значение приобретает досуг.

    В современных условиях свободное время является настоящей ценностью. Поэтому специалисту, имеющему дело с организацией свободного времени человека, необходимо учитывать прогрессирующую динамику производства, экологическую опасность существования и жизнедеятельности, влияние новых средств массовой информации и растущее количество возможностей организации досуга. Одной из таких молодых отраслей социальной психологии и педагогии становится социально-культурная анимация.

    Во второй половине ХХ века термин «анимация» (от латинского anumation - оживлять, воодушевлять, одухотворять) сразу стал использоваться в нескольких значениях:

    1) Анимация - художественная деятельность по созданию мультфильмов;

    2) Анимация - особый вид культурно-досуговой деятельности, направленной на то, чтобы провоцировать и усиливать живой интерес к культуре, художественному творчеству.

    Как видно из приведенных определений, одним и тем же термином обозначаются совершенно разные виды деятельности, что ведет к некоторой путанице. Возможно, есть смысл оставить термин «анимация» для создателей анимационных фильмов, а в сфере социально-культурной деятельности использовать понятие «социально-культурная анимация», которое предполагало бы деятельность по формированию, продвижению и реализации досуговых программ разного назначения: от релаксационно-оздоровительных до культурно-образовательных и творческих.

    Социально-культурная анимация является одной из относительно молодых отраслей социально-культурной деятельности.

    Социально-культурная анимация - особый вид культурно-досуговой деятельности общественных групп и отдельных индивидов, основанной на современных гуманистических технологиях преодоления социального и культурного отчуждения. Так основной целью социально-культурной анимации станет преодоление личностных тенденций к социальной дезинтеграции (профилактика социально-психологических отклонений, например, девиантного поведения подростков, наркомании, алкоголизма др.), реабилитация критических состояний личности и помощь творческой самореализации личности.

    Социально-культурная анимация использует традиционные виды и жанры художественного творчества (театр, хореография, пластические искусства), в качестве основных методов «оживления» и «одухотворения» отношений между людьми. Именно это позволяет сегодня признать социально-культурную анимацию наиболее прогрессивным направлением развития культурно-досуговой деятельности3.

    Педагогический аспект социально-культурной анимации заключается в регулировании процессов социализации и индивидуализации человека, то есть в социальном воспитании и развитии, осуществляемых в формах досуговой деятельности и направленных на решение следующих культурно-воспитательных задач:

     целенаправленное приобщение человека к богатствам культуры, формирование его ценностных ориентации и «возвышение» духовных потребностей;

     стимулирование социальной активности, инициативы и самодеятельности человека в сфере досуга, повышение его досуговой квалификации, то есть умения рационально, содержательно и разнообразно организовать свое свободное время в целях поддержания физического и духовного здоровья и самосовершенствования;

     создание условий для выявления и развития способностей личности, реализации ее творческого потенциала и позитивного самоутверждения.

    Обобщив теоретические идеи анимации и опыт организации социально-культурной деятельности аниматоров во Франции, Е.Б. Мамбеков дал следующее развернутое определение: «Социокультурная анимация представляет собой часть культурной и воспитательной системы общества и может быть представлена в виде особой модели организации социокультурной деятельности:

    - как совокупность элементов (учреждения, государственные органы, организации, добровольные ассоциации, аниматоры, аудитория), находящихся в постоянных отношениях, которые характеризуют эту модель;

    - как совокупность занятий, видов деятельности и отношений, которые отвечают интересам, проявляемым личностью в ее культурной жизни и, особенно в ее свободное время,

    - как своеобразная социально-педагогическая система, в которой ведущую роль играют аниматоры, профессиональные или добровольные, обладающие специальной подготовкой и использующие, как правило, методы активной педагогики».

    Таким образом, социально-культурная анимация может рассматриваться как целостная социально-культурная система, имеющая соответствующую институциональную подсистему, ресурсную базу, специфическое содержание и технологии (методы) анимационной деятельности. В этом социально-культурная анимация вполне соотносится с современной российской социально-культурной деятельностью.

    Существует довольно много различных определений понятия социально-культурная анимация, одно из них дает Н. Н. Ярошенко. Социокультурная анимация (animation) - особый вид социально-культурной деятельности общественных групп и отдельных индивидов, основанной на современных технологиях (социальных, педагогических, психологических, культуротворческих и др.), обеспечивающих преодоление социального и культурного отчуждения.

    М. Симоно дает такое определение: «Социально-культурная анимация - это область общественной жизни, участники которой ставят перед собой целью определенные изменения поведения и межличностных и коллективных отношений путем прямых воздействий на индивидов. Эти воздействия осуществляются главным образом посредством разнообразных видов деятельности с помощью педагогики недирективных или активных методов»4.

    Проанализировав определения социально-культурной анимации вышеперечисленных авторов, можно сделать вывод о том, что объединяющими элементами всех этих определений являются:

    - общественные группы или индивиды общества;

    - различные методы (социальные, педагогические, психологические и т.д.);

    - социальное поведение людей.

    Данные элементы свидетельствуют о том, что социально-культурная анимация связана, прежде всего, с социализацией.

    И здесь, анимация выступает как своеобразная услуга по организации досуга, преследующая цель  повышение качества обслуживания потребителей досуговых услуг, и в то же время – это своеобразная форма рекламы, повторного привлечения на предприятия социально-культурной сферы.

    Социально-культурная анимация охватывает широкое поле деятельности:

    - анимационные программы во время приема пищи в условиях проведения стилизованных, уходящих корнями в историю и национальные традиции обедов и банкетов;

    - анимационные программы во время экскурсий;

    - спортивно-оздоровительные анимационные программы;

    - анимационные программы во время туристских походов;

    - культурно-исторические праздники, массовые театрализованные зрелища, фестивали, ярмарки и карнавалы;

    - музейные анимационные программы с широким спектром возможностей: от культурных инсценировок до исторических реконструкций;

    - анимационные программы при организации семейных и корпоративных праздничных мероприятий;

    - туристская и гостиничная анимация.

    Для того чтобы в полной мере понять сущность анимационной деятельности, необходимо рассмотреть содержание, цели и задачи анимационного процесса, так как каждая анимационная услуга представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематичностью, эмоциональностью, активностью, целеустремленностью и т. д.).

    Анализ сущности анимационной деятельности отражает наличие взаимодействия в ней различных элементов, определяющих три своеобразных уровня, которые можно классифицировать как: творческий – преобладание творческих моментов в деятельности; репродуктивный – простое воспроизведение готовых, отработанных ранее форм и способов; репродуктивно творческий – открытие человеком для себя того нового, что объективно новым не является.

    1. 2. Функции социально – культурной анимации

    Опираясь на сущностные свойства социально-культурной анимации, на их содержательные характеристики, можно определить базовую структуру функций социально-культурной анимации:

    - функция рекреации – предполагает восстановление и развитие физических и духовных сил человека в процессе отдыха;

    - функция релаксации отвечает за восстановление энергетических затрат личности, снятие стрессов, напряжения, за возвращение в состояние душевного равновесия;

    - функция коммуникации реализуется как способ «оживления» и «одухотворения» межличностных и межгрупповых отношений, формирует продуктивное общение, обогащает опытом взаимодействия в социуме;

    - функция адаптации реализуется как процесс психологического приспособления к новым условиям жизни, социальным нормам и правилам, системе ценностей, способствует развитию навыков ориентирования в социальной среде;

    - функция коррекции предполагает реализацию механизма «исправления» внутреннего состояния, а также преодоления отрицательных настроений и эмоций, аномалий в развитии личности;

    - функция регенерации реализуется в процессе социокультурной анимации посредством восстановления и накопления положительных эмоций, создания и сохранения хорошего настроения;

    - функция реконструкции реализуется посредством воссоздания и воспроизведения забытых ощущений, эмоциональных состояний души; способствует возрождению комфортных состояний души в процессе анимации, а также возобновлению социально-духовных связей личности с обществом5.

    Среди основных принципов, на основе которых выстраивается анимационная работа, Н. Н. Ярошенко выделяет следующие:

    - человек должен изучаться и приниматься в его целостности;

    - каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

    - человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире является главное психологической реальностью;

    - человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

    - человек наделен потенциями к развитию и самореализации, которые являются частью его природы;

    - человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которым и он руководствуется в своем выборе;

    - человек – это активное, интенциональное, стремящееся к самоактуализации, творческая сущность.

    Помимо принципов социально-культурной анимации Н. Н. Ярошенко выделяет также ее задачи:

    - комплексная оценка кризисной ситуации, помощь в осознании индивидом ценностного подтекста ситуации (что хорошо и что плохо);

    - помощь в определении и осознании того, какой способ действия в конкретной ситуации подходит для достижения желаемой цели;

    - подведение личности к необходимости осознания иррационального подтекста ситуации, т.е. сил, которые стоят за открыто проявленным желанием, осознание собственных неосознанных желаний;

    - выявление и помощь в осознании реальных возможностей, между которыми есть выбор;

    - помощь в осознании последствий, которые повлечет за собой решение в том или другом случае;

    - подведение личности к осознанию того, что осознание как таковое не может изменить кризисную ситуацию без желания действовать.

    Задачей социально-культурной анимации является не только изучение условий, которые ведут к тому или иному развитию человека, а также выявление социально-культурных технологий и методов, с помощью которых можно содействовать благоприятному развитию и преодолению негативных тенденций .

    Социально-культурная анимация позволяет решить задачи обеспечения условий для всестороннего свободного развития личности, её творческого самовыражения, а также создает условия для эффективного контроля в сфере культуры .

    Программное анимационное воздействие на человека во время его досуга в комплексе решает проблему становления, развития, сохранения и восстановления его здоровья: соматического физического, психического и нравственного. Именно эти виды здоровья определяют типологию направлений социокультурной анимации, которая представлена в таблице

    Таблица 1. Типология направлений социокультурной анимации

     

    Вид здоровья

    Тип анимационных программ

    Соматическое

    Туристско-оздоровительная Комплексная

    Физическое

    Спортивно-оздоровительная

    Психическое

    Зрелищно-развлекательная

    Нравственное

    Познавательно-экскурсионная

    Обучающая

    Любительская

     

    В каждом из вышеперечисленных типах анимационных программ можно использовать различные формы анимационной деятельности, которые представлены в таблице 26.

     Таблица 2. Типология анимационных занятий

    Тип анимационных программ

    Форма анимационной деятельности

    Спортивно - оздоровительная

    Спортивные соревнования, эстафета, спартакиада

    Туристско - оздоровительная

    Поход, слет, туристские соревнования

    Познавательно-экскурсионная, Обучающая

    Любительская

    Экскурсия, лекция, беседа, диспут, краеведческие чтения, викторина, литературно-художественная гостиная, состязания знатоков и пр

    Зрелищно-развлекательная  

    Праздник, конкурс, фестиваль, карнавал, тематические дни, ярмарка, дискотека и др  

    Комплексная  

    Комбинированная экскурсия, праздник-путешествие, поход выходного дня и т.д

     

    Данные виды анимационных программ имеют экономический и социальный эффект, который включает в себя:

    1. Экономию рабочего времени и снижение затрат на медицинское обслуживание за счет сокращения пребывания в больнице и поликлинике.

    2. Сокращение временной нетрудоспособности за счет профилактики заболеваемости;

    3. Возрастание объема производства и национального дохода за счет:

    - увеличения производительности труда;

    - снижения смертности в трудоспособном возрасте .

    Методика комплексной оценки социально-культурной ситуации жизнедеятельности личностей, социальных групп основывается на целостном изучении:

    а) состояния социальных условий жизнедеятельности личности;

    б) психофизического состояния личности (тесты интеллектуального развития, самооценки и др.)

    в) состояния социально-психологических отношений в процессе совместной деятельности (социометрия, интерперсональная диагностика Т. Лири и др.);

    г) ценностно-смысловых отношений личности.

    д) перспективные программы социально-культурной анимации (работа с населением локального территориально-культурного образования; анимация в монородительских семьях, с талантливыми, одаренными детьми; анимационная работа по месту жительства и др.)

    Таким образом, социально-культурная анимация выполняет роль стимулирования полноценной рекреационной, досуговой деятельности человека путем воздействия на его жизненные силы посредством воодушевления, одухотворения. Этот вид деятельности уже стал неотъемлемой частью жизни современного человека.



      1. Виды социально – культурной анимации

    Анимационный сервис в туризме представляет собой целостный процесс взаимодействия аниматоров с туристами в досуговой сфере на основе соединения формального руководства и неформального лидерства специалиста, осуществляющего взаимодействие. Анимационный сервис - деятельность по формированию, продвижению и реализации анимационных программ разного назначения, обеспечивающих интересные, развивающие и духовно обогащающие досуговые программы туристского пребывания.

    Разнообразие функций туристской анимациибусловило многообразие видов анимационной деятельности, а, следовательно, многообразие видов и форм самих анимационных программ, используемых в туристской деятельности.

    В результате такого взаимодействия удовлетворяются релаксационно-оздоровительные, культурно-творческие, образовательные потребности и интересы участников данного процесса, создаются условия для формирования социально активной личности, способной к преобразованию окружающей действительности и себя в ней.

    К анимационному обслуживанию относятся малые и крупные формы представлений, развлекательные мероприятия, конкурсные игровые программы, дегустация спиртных напитков с привлечением элементов театрализации. Оживление достигается не столько драматургической и сценарной работой, сколько вовлечением туристов в действие, их участием в нем.

    Анимационный сервис может быть представлен следующими видами:

    1. анимационными мероприятиями (праздники, кинофестивали, конкурсные программы, шоу-маскарады, карнавальные шествия и т.д.);

    2. анимационными театральными действиями (рыцарские турниры, юмористические шоу-клоунады, гладиаторские бои, костюмированные балы, вечера встречи со сказочными героями и т.п.);

    3. анимационными экспозициями (музейное шоу, костюмированные экспозиции). Сюда могут входить анимационные шоу-музеи, когда туристов и экскурсантов на экспозиции встречают «ожившие» исторические персонажи или когда вечером в гостинице организуется шоу, но не созерцательное, а с непосредственным активным участием туристов. Например, скучный когда-то и редко посещаемый музей первых английских переселенцев в г. Плимуте (США) превратился сегодня в национальное шоу при помощи анимационной организации экспозиции в натуральную величину (деревня с живыми персонажами, осуществляющими основные работы по дому, огороду и др.);

    4. анимацией в тематических парках (аттракционы, встречи с героями мультфильмов, супершоу)7.

    Первые развлекательные парки появились в Европе уже в конце 60-х годов. Но настоящий туристский бум они стали испытывать лишь в последние годы. Ежегодно наиболее крупные центры развлечений посещает до 10 млн. гостей. Наибольшей популярностью подобные туры пользуются у любителей семейного отдыха, молодоженов и небольших молодежных групп. Интересно, что большинство посетителей парков - не дети, на которых они были рассчитаны, а взрослые. Основные посетители парков в разных странах - зарубежные туристы. Наряду с интересными и захватывающими аттракционами главной привлекательной чертой тематических парков является происходящее вокруг действо. Так например, американский парк Уолта Диснея - это настоящая индустрия отдыха и развлечений, устроенная с истинно американским размахом. Его уникальность как туристского продукта состоит не только в том, что он имеет свою собственную сложную инфраструктуру, предназначенную для развлечений, размещения, питания, обучения, и свою собственную жизнь, в которую включаются туристы, встречая на улицах парка и среди аттракционов различных героев мультфильмов и художественных фильмов Диснея. Привлекательны для туристов завтраки и ужины в окружении героев Диснея. Кроме того, ни за какие деньги не купишь ощущение сказки, в которой находишься круглосуточно;

    5) спортивной анимацией (коллективные и индивидуальные спортивные игры, соревнования, состязания, аэробика, шейпинг, йога, танцевальные вечера);

    6) гостиничной анимацией (развлекательные, спортивно-оздоровительные мероприятия, вечера отдыха, работа мини клубов, кафе, баров в гостиницах). Аниматоры (чаще всего молодые люди) работают с туристами постоянно, можно сказать, круглые сутки.

    Согласно одной из классификаций, предложенных Н.И. Гараниным и И.И. Булыгиной [12, с. 127] туристская анимация подразделяется на три основных типа по важности, приоритетности и объему анимационных программ в общей программе путешествия:

    1. Анимационные туристские маршруты - целевые туристские поездки ради одной анимационной программы, либо непрерывный анимационный процесс, развернутый в пространстве в форме путешествия, переезда от одной анимационной услуги (программы) к другой, осуществляемых в разных географических точках. В данном случае анимационная программа является целевой, приоритетной и доминирующей в турпакете услуг не только по физическому объему, но и по «духовному», стимулирующему душевные силы. Такая анимационная программа представляет собой ценообразующий фактор в турпродукте. Обычно эти программы предназначены для индивидуалов или однородных туристских групп, объединенных одним духовным интересом (профессиональным, хобби).

    К данному типу относятся такие виды анимационных программ как: культурно-познавательные и тематические; фольклорные, литературные, музыкальные, театральные, искусствоведческие, научные, фестивальные, карнавальные, спортивные. Или, например, турпоездки, организованные для любителей игры в казино по казино-центрам, расположенным в разных странах.

    2. Дополнительные анимационные услуги - анимационные программы, предназначенные для «поддержки» основных туристских услуг, оговоренных в турпакете, в технологических перерывах, обусловленных переездами, задержками в пути (судно, поезд, автобус, гостиница, вокзал и т.д.), в случае непогоды (при организации спортивных и самодеятельных туров, на пляжных курортах), отсутствии снега в горнолыжных курортах и др.

    3. Гостиничная анимация - комплексная рекреационная гостиничная услуга, основанная на личных человеческих контактах тураниматора с туристом, на человеческой близости, на совместном участии аниматора и туриста в развлечениях, предлагаемых анимационной программой туркомплекса, преследующая цель реализации новой философии гостиничного обслуживания, повышения качества обслуживания, уровня удовлетворенности туриста отдыхом и используемая в маркетинговой стратегии гостиницы как одна из главных привлекательных услуг.

    Путешествующих туристов объединяет не только интерес к культуре, обычаям, традициям народов мира, желание познакомиться с уникальными памятниками художественной культуры человечества, лучшими образцами мировой и отечественной литературы, музыки, театра, но и желание отдохнуть и развлечься. Основная задача - создать туристу комфорт, чтобы ему было интересно, чтобы он чувствовал себя участником программы, чтобы отдых запомнился ему как лучшее его времяпрепровождение.

    Анимация в туризме начала развиваться как таковая с 70-х годов ХХв. на Востоке, и только с середины 90-х она появилась в России. Сначала аниматоры освоили Египет и ОАЭ. Позже - Турцию, где музыкальные и цирковые коллективы представляли свои программы преимущественно в отелях. Танцорам и циркачам была предложена несколько иная сфера деятельности - не просто концертные программы, но еще и общение с гостями в непринужденной обстановке. В середине 90-х годов получили распространение школы аниматоров, где обучались как сами турки, так и иностранцы, в том числе прибывшие из России8.

    В последнее время все больше туристских предприятий стали заботиться о предоставлении анимационных услуг. Как нам уже известно, аниматорами называют специалистов по организации досуга на туристских предприятиях, в санаторно-курортных и других оздоровительных учреждениях. Очень часто, произнеся слово "аниматор", тут же поясняют: "массовик-затейник". Однако современное понятие анимации несколько шире. Анимация в туризме рассматривается как деятельность по разработке и предоставлению специальных программ проведения свободного времени. Анимационные программы включают спортивные игры и состязания, танцевальные вечера, карнавалы, игры, хобби, занятия, входящие в сферу духовных интересов.

    Программное анимационное воздействие на человека во время его отдыха в той или иной мере способствует сохранению и восстановлению его здоровья: соматического, физического, психического, нравственного. Эти компоненты здоровья и определяют соответствующую условную типологию направлений и программ туристской анимации:

    Первый тип - спортивные, спортивно-оздоровительные, спортивно-развлекательные программы.

    Второй тип - зрелищно-развлекательные, приключенческо-игровые программы.

    Третий тип - познавательные, спортивно-познавательные, культурно-познавательные, экскурсионные, обучающие, любительские и творческо-трудовые программы.

    Четвертый тип-комплексные программы, комбинированные из однородных программ9.

    Для каждого из этих направлений можно выделить характерные формы анимационной деятельности.

    Спортивные анимационные программы предназначены для туристов, увлекающихся тем или иным видом спорта и приехавших в спортивно-туристский комплекс для занятий спортом по определенной системе тренировок в сочетании с отдыхом.

    Спортивно-оздоровительные программы отличаются от спортивных тем, что они рассчитаны на туристов, любителей спорта и активного отдыха, для которых туркомплекс – это единственное место и возможность восстановления сил и здоровья через активные физическое нагрузки в условиях чистой природы и чистого воздуха.

    Спортивно-развлекательныепрограммы ориентированы на туристов любого возраста. Они строятся на вовлечении туристов в активное движение через заманчивые, увлекательные, веселые конкурсы и безобидные состязания.

    Спортивно-познавательные программы строятся на приобщении туристов к духовно-нравственным ценностям в процессе активного отдыха (походы, пешеходные экскурсии).

    Экскурсионные программы составляются из различных видов экскурсий, а обучающие программы помогают туристам приобрести различные умения и навыки (в плавании и других различных видах спортивных занятий, ремесел).

    Культурно-познавательныеанимационные программы туркомплекса строятся на приобщении туриста к культурно-историческим и духовным ценностям нации, страны, местного населения и включают: посещение музеев, театров, кинотеатров, художественных галерей, парков, выставок, национальных фольклорных мероприятий, концертов, вечеров поэзии, встреч с известными деятелями культуры. Некоторые из этих программ зависимы от платежеспособности туристов, уровня их интеллектуального развития.

    Приключенческо-игровые анимационные программы строятся на соприкосновении туриста с интересным, волнующим, необычным (например, участие в ролевых играх и конкурсах, посещении пещер, пиратской вылазке, вечере народных преданий и легенд, ночном походе, ночном спуске на горнолыжном курорте, в тематическом пикнике). Эти программы имеют спрос независимо от возраста, пола, национальности, образования отдыхающих.

    Любительские (творческо-трудовые) анимационные программы строятся на привлечении туристов к творчеству, сотворчеству, состязанию в изготовлении местных поделок, что вызывает у них интерес к национальным особенностям местного населения. После участия в такой программе гость отмечает, что он научился общению на местном национальном языке, познакомился с национальными музыкальными инструментами, танцами, кухней и т.д. Формы проведения этих программ могут быть самыми разнообразными: аукцион поделок из природных материалов, конкурс любительской фотографии, фестиваль авторских стихов и песен, концерт вокальных и инструментальных исполнителей, выставка детского рисунка, песочной скульптуры и т.д.

    Зрелищно-развлекательные анимационные программы включают: праздничные мероприятия, конкурсы, фестивали, карнавалы, тематические дни, ярмарки, дискотеки, танцевальные вечера, концерты художественной самодеятельности и т. д.

    Для того, чтобы удачно составить развлекательную программу для отеля, необходимо определиться с рядом критериев, а именно, с:жанром, при котором создается особая атмосфера и ощущения для зрителей (драма, клоунада, мюзикл и т.д.).

    Анимационные программы типа «общение по интересам» являются по сути дела комбинациями из упомянутых программ, однако здесь необходимо уделить больше внимания той непринужденной, ненавязчивой, комфортной обстановке, которая располагала бы к общению соответственно интересам, желаниям, темпераментам, национальностям и т.д. Для этого необходим хороший аниматор – «затравщик», катализатор такого общения. При разработке этих программ ставятся, в частности, следующие цели:

    1. удовлетворение потребности самовыражения;

    2. поощрение туристов (гостей, отдыхающих) в развитии своих умений;

    3. направление развлечений и навыков в созидательное русло;

    4. избавление от ежедневных проблем и стрессов;

    5. изменение имиджа и расслабление напряжения;

    6. приобретение дополнительных знаний в области культуры.

    Таким образом, анимационной деятельности в социально – культурном сервисе и туризме - это туристская услуга, при которой происходит взаимодействие аниматора с туристом посредством вовлечения его в активное действие, целью и результатом которой является удовлетворенность туриста отдыхом, стимулирование его активности, хорошего настроения, положительные впечатления, восстановление моральных и физических сил, а также, развлечение людей на фестивалях, экскурсиях и других видах отдыха. Для того чтобы удовлетворить потребности гостей разных национальностей, возрастов, достатков и возможностей (физических, интеллектуальных и т. д.), программы анимации должны меняться на протяжении всего сезона по содержанию, интенсивности, времени проведения и по другим параметрам.

      1   2


    написать администратору сайта