Главная страница
Навигация по странице:

  • Философия Древнего Востока

  • Античная философия

  • СРОП философия. СРОП Философия. В развитии философии различают следующие основные этапы Философия Древнего Востока (viivl вв до н э.) Античная философия (с vi в до н э.


    Скачать 21.23 Kb.
    НазваниеВ развитии философии различают следующие основные этапы Философия Древнего Востока (viivl вв до н э.) Античная философия (с vi в до н э.
    АнкорСРОП философия
    Дата03.02.2022
    Размер21.23 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСРОП Философия.docx
    ТипДокументы
    #350245

    Основные этапы развития и главные направления философии.

    В развитии философии различают следующие основные этапы:

    - Философия Древнего Востока (VII-Vl вв. до н.э.);

    - Античная философия (с VI в. до н. э. до V в. н.э.);

    - Средневековая философия (VI-XIV вв. н.э.);

    - Философия эпохи Возрождения (XV-XVI вв.);

    - Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.);

    - Классическая и постклассическая философия (XIX в.);

    - Современная философия (XX в.).

    Философия Древнего Востока. Характеризуя древневосточную философию (Индия, Китай), следует заметить следующее. Во-первых, она сформировалась в условиях деспотичных государств, где человеческая личность была поглощена внешней средой. Неравенство, жесткое кастовое деление во многом определили социально-политическую и морально-этическую проблематику философии. Во-вторых, большое влияние мифологии (носившей зооморфный характер), культ предков, тотемизм сказались на недостаточной рационализированности и системности восточной философии. В-третьих, в отличие от европейской философии восточная философия автохтонна (первоначальная, исконная, коренная).

    Античная философия - философия древних греков и древних римлян, охватывающая период с VI в. до н.э. до VI в. н. э. Она внесла исключительный вклад в развитие мировой цивилизации, в ней заключено начало западной философии, почти всех ее последующих школ, идей и представлений, категорий, проблем. Во все времена, вплоть до сегодняшних дней, европейская наука, культура, философия возвращаются к античной философии как к своему источнику и колыбели, образцу мышления. Сам термин «философия» возникает тоже здесь. В противоположность «Софосу» - мудрецу-пророку, обладавшему «Софией» - тождественной мудростью, «Философ» - человек, стремящийся к истине, полной и завершенной. Философ - это человек, ищущий, любящий истину. Поэтому цель философа - понять «целое как целое», понять, в чем первопричина всего сущего, первопричина бытия. Понять с помощью разума, используя рациональную аргументацию. Надо объяснить мир как целое, избегая мифа, веры и фантазии, как это делают искусство и религия. Аристотель считал, что начало философии - в удивлении человека перед миром и самим собой, а способность удивляться присуща природе человека. Следовательно, философствование присуще человеку и человечеству. Философия - это чистая любовь человека к истине и правде, это - «знание ради самого знания» (Аристотель). Это знание ради достижения свободы духа. Именно так понимая философию, римский политический деятель и мыслитель Цицерон (I в до н.э.) скажет, что не любить философию все равно, что не любить собственную мать. Философия - не просто поиск истины, но и способ жизни, присущий свободному человеку.

    Средневековая европейская христианская философия - занимает большой период времени. Главная особенность этого этапа развития философии - ее сопряженность с верованиями христианства. Философия развивается с учетом основных религиозных догм. Церковь являлась в те времена средоточием и центром духовной культуры и образования. Естественно, философия выступала как «служанка богословия», т.е. как дисциплина, отрасль знания, подводящая к более высокому и важному знанию - теологическому (богословскому). Подавляющее большинство философов того времени были представителями духовенства. Основные проблемы философии также смыкались с богословскими, как, например, «сотворен мир Богом или существует сам по себе?», «как сочетаются свобода воли человека и Божественное предопределение?» и т.д. Такое сближение философии с религией называют сакрализацией философии.

    Философия Ренессанса (Возрождения) в Европе (прежде всего в Италии) занимает период с кон. XIV по XVI в. Само название эпохи говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности. Идеалом знания становится не религиозное, а светское знание. Наряду с авторитетом Священного Писания признается авторитет античной мудрости. Вместе с тем происходит возрождение «истинной» христианской духовности, переосмысливается христианская традиция, появляются ревнители христианства, резко протестующие против роскоши папства, извращения учения Христа клиром, зовущие к возрождению первоначального «апостольского» христианства. Связывать эпоху Возрождения только с античным наследием неверно. Духовного и христианского в нем тоже было много. Главная особенность философии Ренессанса - антропоцентризм. Теперь не Бог, а человек поставлен в центр исследований. Место человека в мире, его свобода, его судьба волнуют таких мыслителей, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Эразм Роттердамский, Никколо Макиавелли, Томас Мор, Мишель де Монтень и др.

    Философия Нового времени - это время становления и оформления естественных наук, отпочковавшихся от философии. Физика, химия, астрономия, математика, механика превращаются в самостоятельные науки. Однако остается проблемой выработка общенаучных методов познания, возникает необходимость обобщения и систематизации данных естественных наук. Отсюда возникают новые задачи и приоритеты в философии Нового времени. В центре внимания новой философии - теория познания, отработка методов истинного знания для всех наук. Если специальные «частные» науки открывают законы природы, то философия призвана обнаружить законы мышления, действующие во всех областях знания. Этим занимаются такие известные мыслители, как Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Дж. Локк, Б. Спиноза, Г. Лейбниц (XVII в.). Они ищут законы разума, возможности которого представляются безграничными. Однако разум в реальной жизни «затуманен», «затемнен» некими ложными представлениями и понятиями - «идолами» (Бэкон). Возникает идея «чистого разума», т. е. свободного от «идолов», который проникает в сущность явлений.

    Немецкая классическая философия является одним из важнейших этапов развития европейской философии по богатству и значимости содержащихся в ней идей. Хронологически этот этап начинается с работы И. Канта «О форме и принципах чувственного и умопостигаемого миров» (1770) и заканчивается в 1872 г. со смертью Фейербаха. Представители школы: И. Кант (1724-1804); И.Г. Фихте (1762-1814); Ф.В.Й. Шеллинг (1775-1854); Г.В.Ф. Гегель (1770-1831), Л. Фейербах (1804-1872) и поныне остаются признанными гениями, с идеями которых соглашались и развивали, либо отрицали и критиковали большинство философов XIX-XX вв. Несмотря на то, что эти мыслители крайне своеобразны в своем творчестве, немецкая классическая философия - единое духовное образование. Постклассическая европейская философия XIX - нач. XX вв. возникла в результате критики классической философии (и прежде всего немецкой). Классические решения основных философских проблем отвергаются или изменяются. Постклассическая философия не является однозначной по содержанию, в нее входят разные концепции и направления. Это иррационализм А. Шопенгауэра и Ф. Ницше; религиозно окрашенная философия Кьеркегора; диалектическкй материализм К. Маркса; позитивизм О. Конта и др.

    Современная западная философия XX в. отличается от «классического» этапа своего развития рядом особенностей, понять которые можно только сопоставив этапы. Классическая западная философия выдвинула требование познания природы и общества с целью их разумного преобразования. При этом большинство мыслителей исходило из тезиса доступности познания и достижения истины любым человеком. Такой гносеологический «демократизм» дополнялся «оптимизмом». Считалось вполне возможным на основе постижения законов природы и общества господствовать над ними. Это означало прежде всего достижение материального благоденствия человечества при помощи науки и высочайшего развития человека, всех его духовных и физических сил, при помощи установления оптимального общественного устройства. Мыслители конца XIX в. заговорили о сомнительности исторического прогресса, релятивности истины, иррациональности истории и самой души европейского «цивилизованного» человека. Надлом классической философии произошел уже в учениях Артура Шопенгауэра, Фридриха Ницше и их последователей. Эти философы показали, что и познание и процесс добывания истины доступны далеко не всем и каждому, что мир вовсе не является рациональной единой системой, а прогресс наук привел к ужасным для человечества последствиям. История скорее иррациональна, а познание аристократично и преисполнено мифами. Попытка же создать всеобъемлющее мировоззрение выглядит просто смешной на фоне крайней индивидуализации человеческого бытия, его автоматизации. Проблема человека повернулась доселе невидимой гранью. С одной стороны - нивелировка, «усреднение» человека, становление и распространение в мире «человека толпы»; с другой стороны - одиночество, отчаяние и беспомощность человека перед миром и обществом как предел индивидуализма. Уже у Шопенгауэра, Ницше, Кьеркегора мы находим мотивы более позднего этапа западной философии, которые доминируют в ней с 20-х гг. XX вв. Если коротко определить основные тенденции современного философского мышления на Западе, то назовем сциентизм, антропологизм, возврат к основам мистико-религиозной философии.

    4. Философия Древнего Китая

    История китайской цивилизации восходит к рубежу III-II тысячелетия до н. э., концом ее древнего периода считается крушение империи Хань (220 г. н. э.). Условия для возникновения цивилизации здесь оказались менее благоприятны, чем в Месопотамии и Египте. До второй половины I тысячелетия до н. э. Древний Китай развивался, по сути, в отрыве от других цивилизаций. В VIII в. До н. э. в Китае существовало множество государств. Единством культурной традиции выделялись царства среднего течения Хуанхэ и Великой Китайской равнины. Здесь сформировался этнокультурный и политический комплекс средних царств (чжунго) и возникло представление о других как о «варварах четырех стран света». Идея культурного приоритета чжуньгожепь (людей средних царств) становится важным компонентом самосознания древних китайцев.

    С середины I тысячелетия до н. э. наступает эпоха глубоких изменений древнекитайского общества. В IV в. до н. э. Китай стал превращаться в административно-командную империю восточного типа цивилизации. Эпоха Чжаньго стала эпохой «соперничества ста школ», когда складывались основные направления философской мысли Древнего Китая, хотя на уровне массового сознания продолжали господствовать народно-мифологическое мышление, поклонение силам природы, поэтизация бунтарства народных героев, восставших во имя блага людей даже против Небесного Владыки.

    Возникли конфуцианство, даосизм.

    Конфуцианство- этико-философское учение, разработанное его основателем Конфуцием (551-479 гг. до н. э.), развитое в религиозный комплекс Китая, Кореи, Японии и некоторых других стран.


    написать администратору сайта