речь к презентации. В современном мире понятие дизайн используется в различных областях жизнедеятельности человека пошиве одежды и изготовлении промышленных аппаратов, макияже и строительстве линий электропередачи
Скачать 29.53 Kb.
|
2 слайд. В современном мире понятие «дизайн» используется в различных областях жизнедеятельности человека: пошиве одежды и изготовлении промышленных аппаратов, макияже и строительстве линий электропередачи. Функциональная сторона дизайна самая многозначная, в отличие от других видов искусства. До сих пор существуют споры по поводу определения дизайна: считать его искусством или нет, и что вообще можно отнести к дизайну. Появление разных точек зрения обусловлено тем, что предметы дизайна очень отличаются друг от друга не только функциями, формой, фактурой, техникой изготовления и т.д. Иногда кажутся несопоставимыми целые группы предметов дизайна, как, например, дизайн обуви и дизайн станка для деревоперерабатывающей промышленности. Возникает сложность не только в выделении художественно-эстетической ценности дизайна, но и в определении самого понятия. Дизайн — одно из понятий в теории эстетики, которое одновременно обозначает процесс создания, зарождения, воплощения и результат деятельности. С английского переводится как «план», «рисунок», «чертеж», а также «хитроумный человек»: так точно подмечены в переводе функции дизайна и дизайнера. В словаре [2] «слово design переводится и как замысел, умысел, план, цель, намерение, и как творческий замысел, план, проект, и как чертеж, расчет, конструкция, и как проектирование, конструирование, и как эскиз, рисунок, узор, композиция, и как искусство композиции и даже произведение искусства. В английском языке для многих слов характерно образование существительных и глаголов от одного и того же корня без добавления суффиксов и приставок. Поэтому слово to design, выступая в качестве глагола, обозначает действия, связанные по смыслу со многими из вышеперечисленных значений слова design в качестве существительного. Например: замышлять, задумать, планировать, проектировать, конструировать, чертить, создавать узор, рисунок, фасон и. т. п. Анализируя весь спектр значений слова design, можно понять, почему этот термин закрепился за художественно-конструкторским видом проектно-творческой деятельности. Емкость смысла слова design отражает и обыденный, и научный, и технический, и художественный аспекты значений этого термина. В нем отражен реальный синтез науки и практики, техники и искусств в разносторонней дизайнерской деятельности» 3 слайд. Дизайн является одной из основных сфер творческой человеческой деятельности, направленной на разработку, создание и использование объектов материального мира, что обеспечивает его рациональность и комфортность. Процесс становления дизайна как творческий процесс поиска новых форм, масштабов, цветовых палитр, композиционных построений развивался многие тысячелетия, базируясь на доступных материалах и известных на тот период техно логиях. Когда зародился дизайн? По этому вопросу существуют различные точки зрения: Дизайн был всегда, с момента появления человека как разумного существа, но в то время он дизайном ещё не назывался. Оформление и декорирование окружающего предметного пространства генетически присуще человеку, однако существует исторический рубеж, до которого мы не можем говорить о дизайне: например, употребление слова «дизайн» неуместно применительно к греческой амфоре или древнерусской прялке. Дизайн связан с научно-технической революцией конца XVIII в., когда изготовление вещей вручную сменилось машинным производством и появилась необходимость стандартизации Дизайн связан с развитием синтеза в предметной среде, обусловленным новым этапом отношений «человек– предмет». Согласно первой позиции, возникнув в глубокой древности, дизайн проявился в тесной связи художественного творчества и ремесла как создание изделий, имеющих практическое назначение. На этом этапе большую роль играет личность мастера – кузнеца, витражиста, ткача – и не стоит задача массового производства. Задачи дизайнера суще ственно меняются при проектировании поточного изделия. К художественным навыкам добавляются технические и технологические аспекты, а предмет, созданный дизайне ром, можно повторить по определённой технологии, в усло виях производства, без участия личности художника в про цессе изготовления. И наконец, третья точка зрения на этап зарождения дизайна фиксирует новый этап синтеза в пред метной среде, в котором воспроизводится не только струк турное подобие живым организмам, но и их динамика. Это определяет новый уровень отношений «человек–предмет», когда форма растворяется в функции, что дает начало ново му циклу эволюции не только предметной среды, но и само го человека. Таким образом, эти три позиции развертывают фазы эволюции дизайна и, не являясь взаимоисключающи ми, показывают развитие дизайна в исторической перспективе. Дизайн как явление социокультурного и эстетического развития общества, как вид искусства возник в начале XX в. благодаря тому, что появилась такая специальность — «дизайнер». Разные страны приписывают себе первенство в зарождении дизайна. Германия заявляет, что именно Петер Беренс был первым человеком, который получил должность художественного директора в компании AEG. Его основной обязанностью была разработка дизайна электротехнических изделий, имиджа всей компании, а также составление рекламных проектов, макетов архитектуры цехов. В Англии первым дизайнером считается Кристофер Дрессер, который после окончания Национальной школы дизайна стал заниматься дизайном керамики, декоративных орнаментов, используемых для оформления интерьеров. Его изделиям были присущи практицизм, элегантность и минимализм деталей. Если говорить о дизайнере как изобретателе, то в этом случае было бы справедливым считать первым дизайнером Леонардо да Винчи, который очень много времени посвящал разработке разных механизмов, летательных и плавательных аппаратов, машин на основе проектно-конструктивной деятельности как одной из составляющих сторон дизайна. Если рассматривать дизайн с точки зрения его практико-эсте- тических характеристик, то можно говорить, что уже древний человек был дизайнером. В последующие эпохи существовали предметы дизайна, однако их относили к прикладному и декоративно-прикладному искусству. Поскольку все они были разрознены, отличны друг от друга, не связаны единой концепцией, отсутствовала научно-теоретическая основа обоснования дизайна. Факт выделения дизайна из прикладного искусства никто не отрицает, однако оба вида продолжают существовать. 4-5 слайд. Для того чтобы упорядочить (классифицировать) все многообразие видов дизайна, необходимы основания, кото рыми могут являться: • функция продукта дизайна: дизайн коммуникаций, ди зайн навигации, дизайн впечатлений и т. д.; • масштаб продукта дизайна: дизайн шрифта, дизайн фирменного стиля, дизайн логотипа и т. д.; • профессиональная специфика: промышленный дизайн, дизайн архитектурной среды, дизайн одежды, графиче ский дизайн, компьютерный дизайн, артдизайн. Рассмотрим систематизацию дизайна по профессио нальной специфике. Промышленный дизайн (промдизайн, предметный, ин дустриальный) – область дизайна, целью которой является формообразование промышленно производимых изделий с учетом их структурных и функциональных характеристик. Важное место в деятельности промышленного дизайнера за нимают орудия труда и механизмы, продукция станко и ма шиностроения, средства транспорта и оружие. В промы шленном дизайне наиболее полно применяются профессио нальные навыки и опыт дизайнера. Дизайн архитектурной среды подразделяют на дизайн интерьеров и дизайн внешней архитектурной среды. Дизайн интерьеров включает интерьеры и оборудование обще ственных помещений, жилых пространств и производствен ных зданий. Каждый из этих типов пространств имеет свои особенности и определяет свой круг профессиональных за дач и проектных методов их решения. Дизайн одежды ранее подразделялся на haute couture (уникальные работы художникамодельера) и prt-a-porter (работы модельерадизайнера, серийно выпускаемая про дукция швейной индустрии). Сегодня и уникальные произ ведения haute couture, и серийная продукция prt-a-porter от носят к дизайну одежды. Графический дизайн – искусство оформления книги, рекламноинформационного проспекта, буклета, плаката, промышленная графика и упаковка, разработка этикетки и торговых марок, фирменных знаков и шрифтовых гарнитур, рекламной продукции на щитах и фасадах в городе. Сегодня к традиционной работе дизайнераграфика добавилась ра бота со сложными графическими системами, становящими ся основой фирменного стиля предприятия, визуальными коммуникациями в интерьерах и городской среде. Компьютерный дизайн – современные компьютерные программы, не только сокращающие время работы над про ектом, но и значительно расширяющие палитру графиче ских и технических возможностей дизайнера, облегчающие труд графического оформления, освобождающие время для творческого поиска художественной идеи. Специальные дизайнерские пакеты художественногра фических и инженерноконструкторских программ включа ют трехмерную графику и мультипликацию и способны за менить порой целую армию специалистов. Арт дизайн2 – вид дизайна, в котором художественные и эмоциональнообразные достоинства созданного объекта преобладают над традициями классического дизайна, таки ми как рациональность или технологичность, при этом функциональность обязательно присутствует, однако не на основных позициях 6 слайд. Автором данного учебного пособия предлагается свое определение дизайна (так же, как и его цели, функций, задач, принципов, закономерностей): «Дизайн – это творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем, ориентированного на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностям и потребностям человека как утилитарным, так и эстетическим» [15, с. 20]. Здесь подчеркивается, что термином «дизайн» может обозначаться не только сама дизайн-деятельность (ее процесс), но и ее метод, и ее результат (дизайн-продукт). Определяется сущность дизайна как проектной творческой деятельности, совмещающей в себе и художественное, и техническое начала. Указывается, что объектами дизайна являются разнообразные изделия, комплексы, системы (формирующие предметную среду), рассчитанные именно на промышленное производство. Термин «industrial design» не разделяет понятий «практика» и «теория дизайна». В середине ХХ в. теория промышленного искусства на Западе развивалась стихийно в двух основных аспектах: либо в качестве прикладной эстетики, связанной с методикой разработки и создания дизайн-продуктов, либо во взаимосвязи с общефилософскими и социологическими проблемами эстетики Осознание необходимости разработки теории дизайна как научной дисциплины впервые началось в социалистических странах: Чехословакии, Польше, ГДР, а с 1962 г. – и в СССР [24] В 1954 г. чешский дизайнер и ученый П. Тучны ввел термин «техническая эстетика». Он обозначил им теорию художественного конструирования орудий и средств производства, научных методов улучшения условий труда, в частности, улучшения формы различных инструментов на основе данных физиологии и антропометрии. В нашей стране этот термин был заимствован и также поначалу ошибочно связан с понятием общей культуры производства (с «эстетикой производства»). Им стали обозначать фактически не теорию дизайна, а практику, связанную с повышением культуры производства средствами художественного конструирования. Однако позднее термин «техническая эстетика» был у нас критически переосмыслен и стал употребляться в ином значении – общей теории художественно-технического творчества в промышленности, т. е. теории дизайна (design theory) [24]. Техническая эстетика −это наука о законах художественного творчества в сфере техники, которые она раскрывает, изучая взаимосвязь между человеком и создаваемыми им предметами материальной культуры в условиях среды, где эта взаимосвязь осуществляется. Поэтому техническая эстетика формулирует требования не только к разным изделиям, создаваемым средствами промышленного производства, но и среде, в которой они используются и эстетически воспринимаются. Эта научная дисциплина комплексно изучает социальные, эстетические, функциональные, эргономические и технико-технологические аспекты формирования предметной среды в разных сферах жизнедеятельности людей и создает научно-методические основы дизайна. Для обозначения практики дизайна в русском языке использовался и используется термин «художественное конструирование», означающий метод и процесс деятельности художника-конструктора (дизайнера). Этим термином дизайн определяется как проектная деятельность, составная часть процесса проектирования промышленных изделий, предназначенных для использования и восприятия человеком в той или иной среде и ситуации жизнедеятельности. Художественное конструирование нацелено на обеспечение удобства пользования объектом разработки, максимального соответствия условиям эксплуатации, создания гармонически целостной и выразительной формы, что обеспечивает эстетическое совершенство изделия, комплекса, ансамбля, предметной среды. Слайд. Специфика сущности дизайна как одного из видов проектно-творческой деятельности может быть выявлена при уяснении того, на что направлена дизайн-деятельность, каков аспект этой деятельности, в чем ее отличие от инженерного проектирования и художественного творчества (в сфере изобразительных искусств), в чем родство с творчеством в архитектуре и прикладных искусствах при определенных видовых различиях. Предметом дизайнерской деятельности является создание гармоничной, содержательной и выразительной формы объекта, в которой отражается целостное значение его потребительной ценности. Инженерное проектирование ориентировано на техническую реализацию рабочей функции объекта разработки при соблюдении требований конструктивности, технологичности, экономичности его изготовления в промышленном производстве. Удовлетворяя требования рентабельности производства, инженер-конструктор одновременно стремится к удовлетворению требований потребителя (эксплуатационника, пользователя) объекта, воплощаемых в свойствах функциональности, надежности, долговечности, безопасности, удобства в эксплуатации (эргономичности) в той мере, в какой достижение этих свойств может быть обеспечено измерительно-расчетными и экспериментально-регистрационными методами. Как правило, инженер не ставит задачи достижения эстетического совершенства объекта разработки, поскольку это прерогатива художника-конструктора, с которым он сотрудничает. Многие потребительские свойства разрабатываемого объекта являются либо результатом совместной проектно-творческой деятельности инженера и дизайнера (иногда и эргономиста), либо плодом только инженерного проектирования. В технически несложных объектах опытный квалифицированный дизайнер самостоятельно способен решать задачи обеспечения высокого уровня практически всех потребительских свойств проектируемого объекта соответствующего вида и типа, прибегая при необходимости к консультациям специалистов и (или) справочной литературе. Творческая деятельность в сфере изобразительных искусств направлена на духовно-ценностное отражение всего мира, окружающего человека, многих форм человеческого бытия, духовного мира самого человека, его деятельности, переживаний, миропонимания, мироощущения, идеалов. Это отражение реализуется через призму индивидуального отношения художника к изображаемому с учетом специфики воплощения художественного замысла в конкретных видах и жанрах искусств. Дизайн же не изображает мир и человека во всем многообразии проявлений его бытия, а выражает отношение к человеку и значение, смысл для человека всех тех объектов, которые им проектируются. Кроме того, в дизайне (как и в архитектуре, и инженерном проектировании) творческий труд придумывания объекта разработки отделен от реализации творческого замысла в материале на основе соответствующих технологий машинного производства. Если художник изобразительного или прикладного искусства, как правило, сам воплощает свой творческий замысел в материале (методами ручного ремесленного труда), то замысел дизайнера, воплощенный в проекте (графической документации, макете, модели, авторском образце), реализуется другими людьми по аналогии с процессом внедрения проекта в инженерной и архитектурной творческой деятельности. Дизайн не признавали искусством, поскольку он не отвечал критериям художественности, свойственн ым произведениям прикладного, декоративного и изобразительных видов искусств. Требовалась иная позиция, иной подход к выбору такого критерия, основанный на выявлении сущности дизайна как творческой профессии и определении его места в системе пространственных искусств. Впервые это было реализовано в уникальной монографии М. С. Кагана «Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств» [9]. Автор этой работы ввел понятия «монофункциональности» и «бифункциональности» искусств разных семейств, видов и разновидностей, классифицируя их по онтологическому и семиотическому критериям и рассматривая классы искусств в плоскости движения от изобразительного к неизобразительному способу художественного формообразования. Под монофункциональными искусствами понимаются искусства, имеющие чисто художественное назначение, а бифункциональными логично считать искусства, в которых сочетаются художественная и утилитарная функции (с разной степенью весомости их в разных произведениях). Следует уточнить, что утилитарность может иметь как материально-практическое значение, так и духовное, например, дидактическое, информационное, педагогическое, пропагандистски-агитационное и т. д. Но дизайн, Следовательно, дизайн необходимо рассматривать не только в мире искусств, но и в системе, роднящей художественно-техническое творчество с миром техники. Это сфера предметного творчества. инженерно-техническое творчество является сугубо утилитарным, ориентированным на обеспечение рентабельности производства и удовлетворение практических требований потребителей объектов, разрабатываемых и осваиваемых промышленностью. Мир техники относится к такой области предметного творчества, которая лишена художественного содержания. Ху дожественное творчество в мире искусств (монофункциональных − пространственных, пространственно-временных и временных) ориентировано на духовно-ценностное отражение всего мира, окружающего человека, и самого человека. Это многообразное отражение воплощается в художественных образах произведений искусств, отличающихся своей спецификой в разных классах и семействах искусств, их видах и разновидностях. «Понятие «художественный образ» признается наиболее точным определением структуры искусства, потому что она порождается слиянием воспроизведения реальности, выражения чувств и мыслей художника, конструированием особого рода материально-духовных предметов, игры используемых для этого форм, превращения формы в язык, на котором художник разговаривает с людьми...» [10, с. 254] Художественный образ «рождается в воображении художника, вызревает там, вынашивается и, благодаря воплощению в произведении искусства, переносится в воображение зрителя, читателя, слушателя» [10, с. 255]. Основное назначение искусства — создание художественных ценностей, имеющих духовное значение в мире культуры. Художественно-техническое творчество, относящееся к сфере бифункциональных искусств, ориентировано на удовлетворение как утилитарных, так и эстетических потребностей людей посредством создания вещей и сооружений разного рода и назначения, в которых сливаются польза и красота. Если инженерно-техническое творчество, решающее материально-функциональные, практически значимые задачи в мире техники, является предметным творчеством, как правило отстраненным от решения художественных задач, то художественно-техническое творчество, нацеленное на синтез красоты и пользы в объектах разработки (создаваемых дизайнерами и архитекторами как самостоятельно, так и в сотрудничестве с инженерами) представляет собой предметное художественное творчество. Пересечения кругов, символизирующих на рис. 4. основные сферы творчества, означают его переходные формы. Пересечение инженерно-технического творчества с художественно-техническим выявляет такие виды их синтеза, как инженерная архитектура и инженерный дизайн. В их объектах превалирует инженерно-техническое начало над художественным, а задачей архитекторов и дизайнеров является отражение и подчеркивание в сооружениях и вещах красоты целесообразности формы. Пересечение же сфер художественно-технического предметного творчества и чисто художественного творчества представляет такие виды творчества, в которых при сохранении предметной формы, свойственной полезным вещам (аналогам и прототипам), происходит сознательное отстранение от практической полезности ради подчеркивания художественной значимости и декоративности объектов, а также индивидуальности авторов. К ним относятся декоративное искусство и арт-дизайн. |