Афины. афины. В средней Греции расположен полуостров
Скачать 17.21 Kb.
|
В Средней Греции расположен полуостров Аттика. Здесь возник самый прославленный греческий город — Афины. Согласно мифу, бог моря Посейдон и богиня Афина спорили, кому из них быть покровителем главного города Аттики. Боги во главе с Зевсом собрались на акрополе и постановили отдать власть тому, кто принесёт Аттике самый ценный дар. Посейдон ударил трезубцем в скалу — из неё забил источник. Но вода оказалась солёной, как в море. Вонзила Афина в землю копьё, и оно превратилось в оливковое дерево. Боги сочли дар Афины лучшим и признали её покровительницей города. Аттика славилась оливковыми деревьями, афинские крестьяне выращивали виноград, а вот зерно доставляли из причерноморских колоний. В таких условиях жизненно важное значение приобретали ремёсла и морская торговля. Часть населения проживала в отдалении от Афин — в небольших поселениях на территории Аттики.
Аристократы и демос Власть в Афинах принадлежала аристократам. Только из них состоял ареопаг (государственный совет), собиравшийся на холме, посвящённом богу войны Аресу. Совет ежегодно выбирал 9 архонтов, которые были судьями, военачальниками, жрецами. Аристократы захватили лучшие участки земли на равнинах, а крестьян потеснили на склоны гор, где почва была каменистой и малоплодородной. Крестьяне часто попадали в долги к аристократам. Тогда на их участках устанавливались каменные плиты, или долговые столбы. Попавший в долги крестьянин отдавал аристократу часть урожая со своего участка. Если крестьянин ещё больше запутывался в долгах, он лишался земли. А если долг крестьянина оказывался слишком велик, то он и его семья превращались в рабов. Крестьяне составляли большую часть афинского демоса. Они требовали возвращения им отнятых аристократами участков и запрещения долгового рабства. Кроме крестьян, к демосу относились ремесленники, моряки, торговцы. Среди них были богатые люди, которым долговое рабство не грозило. Но они хотели участвовать в управлении страной наравне со знатью.
Обстановка в городе и в Аттике накалялась. Аристократы понимали, что им не справиться, если восстанет весь демос, и пошли на уступки. В 594 году до н.э. аристократы и демос вместе избрали архонтом Солона, который пользовался общим уважением, — пусть он положит конец раздорам. Для этого было необходимо провести коренные преобразования — реформы. Писистрат После отъезда Солона вновь вспыхнула борьба за власть и землю. Победителем оказался представитель знати Писистрат. Он стал тираном. Он отстаивал интересы крестьян, заботился о развитии ремёсел и торговли. В результате правления Писистрата и его сыновей аристократия ослабла, ареопаг и архонты потеряли былое значение. Клисфен В 508—500 годы до н.э. важные реформы провёл Клисфен. Он разделил Аттику на 10 территориальных фил и создал новый орган власти — Совет 500 (по 50 человек от каждой филы), а Совет 400 был упразднён. Новые филы лишь по названию напоминали прежние. По сути это были избирательные округа, в которых аристократия уже не играла роли. Победа демоса в Афинах Главную роль в управлении Афинским полисом после реформ Клисфена играло народное собрание. Все граждане, независимо от происхождения и имущественного положения, стали равноправны. К концу VI (6) века до н.э. в Афинах победила демократия. В середине V в. Афины стояли на верху своего могущества, и их демократические учреждения достигли наибольшего развития (век Перикла). Это была эпоха процветания афинской промышленности и торговли, эпоха, когда Афины главенствовали и в культурной жизни греческой нации. Но преобладанию Афин завидовала Спарта, а их господством тяготились союзники. В войне со Спартою и её союзниками, известной под названием Пелопоннесской, Афины были побеждены, лишились своих владений на островах и берегах Эгейского моря, потеряли флот и должны были подчиниться олигархическому правлению, поставленному Спартой. Правда, вскоре афиняне восстановили у себя демократию, а потом сделали и попытку возобновить старый союз с другими городами, но лучшие времена возвратить было трудно, тем более, что и в экономическом, и в моральном отношении афиняне очень опустились. Когда стала возвышаться Македония, Афины вступили, однако, в борьбу с этою новою политическою силою, но проиграли дело и должны были признать македонскую гегемонию. Последующие попытки афинян свергнуть власть Македонии тоже не были успешными. Когда македонское владычество сменилось в Греции римским, Афины восставали и против Рима, но были побеждены, и разрушение их порта Пирея нанесло совершенный удар торговому значению города. Тем не менее в Римской империи этот город пользовался привилегированным положением и оставался одним из важных центров умственной жизни. |