Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.Падение Римской империи.

  • Падение Западной Римской Империи. В v в. В 395 г произошло окончательное политическое разделение ранее единой


    Скачать 84.93 Kb.
    НазваниеВ v в. В 395 г произошло окончательное политическое разделение ранее единой
    Дата21.02.2022
    Размер84.93 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПадение Западной Римской Империи.docx
    ТипДокументы
    #368381
    страница1 из 3
      1   2   3

    В V в. В 395 г. произошло окончательное политическое разделение ранее единой

    Средиземноморской империи на два государственных образования: Запад­ную

    Римскую империю и Восточную Рим­скую империю (Византию). Хотя во главе и той

    и другой стояли родные братья и сы­новья Феодосия, а в юридической теории

    сохранялась идея единой Империи, управ­ляемой лишь двумя императорами,

    факти­чески и политически это были два самостоятельных государства со своими

    столицами (Равенна и Константинополь), своими императорскими дворами, с

    разны­ми задачами, стоящими перед правительст­вами, наконец, с разными

    социально-эко­номическими базами. Процесс историче­ского развития на Западе и

    в Византии стал приобретать разные формы и пошел поразным путям. В Восточной

    Римской импе­рии процессы феодализации сохраняли чер­ты большей

    преемственности старых общественных структур, проходили медлен­нее,

    совершались при сохранении сильной центральной власти императора в

    Констан­тинополе.

    Иным оказался путь формирования фе­одальной формации на Западе. Его

    важней­шей особенностью является ослабление центральной власти римского

    императора и ее уничтожение как политической над­стройки. Другой его

    особенностью является постепенное формирование на территории Империи

    самостоятельных политических образований — варварских королевств, в рамках

    которых процесс развития феодаль­ных отношений приобретает отличные от

    Византии формы, в частности форму син­теза новых отношений, формирующихся в

    недрах разлагающихся античных структур, и отношений, развивающихся в среде

    заво­евателей — варварских племен и племен­ных союзов.

    Постепенное ослабление центральной власти Западной Римской империи

    объяс­няется серьезными социально-экономиче­скими изменениями римского

    общества IV—V вв. прежде всего упадком городов, сокращением товарного

    производства и торговли, постоянно усиливающейся натурализации экономики и

    перемещением центра экономической жизни из городов в деревню — огромные

    латифундии, которые превращаются в центры не только сельского хозяйства, но и

    ремесла и торговли ближай­шей к поместью округи.

    Связанные с античными формами хо­зяйства и городской жизнью общественные

    слои, прежде всего муниципальные собст­венники, или, как их называли в IV—V

    вв., куриалы, разорялись и деградировали. На­против, все более укреплялись

    социальные позиции крупных магнатов, собственников огромных земельных

    массивов с самым раз­нообразным населением, располагающих большим запасом

    продовольствия и ремес­ленной продукции, имеющих собственную охрану и

    укрепленные виллы. Слабые западноримские императоры наделяют могу­щественных

    магнатов, которые, как пра­вило, принадлежали к высшему социально­му слою

    Империи — сенаторам — и зани­мали важные посты в армии, в провин­циальной

    администрации, при император­ском дворе, рядом привилегий (освобожде­ние от

    налогов, от обязательств по отно­шению к ближайшему городу, наделение

    элементами политической власти над насе­лением поместий и др.). Такие магнаты

    помимо императорских благодеяний само­вольно (в ряде случаев с согласия

    населе­ния) распространяют свою власть (патроциний) на соседние независимые

    деревни, в которых проживали свободные земледель­цы.

    Укрепляется и церковное землевладе­ние. Церковные общины отдельных горо­дов,

    управлявшихся епископами, теперь располагали крупными земельными владе­ниями,

    на которых жили и трудились раз­ные категории работников — колоны, рабы,

    зависимые и свободные земледельцы. В V в. на Западе распространяется

    монашест­во, организуются монастыри, владеющие обширными землями. Укреплению

    церков­ного, и в частности монастырского, земле­владения способствовали и

    добровольные дары верующих христиан, и щедрые подар­ки императоров, и более

    благоприятные условия существования, поскольку церков­ные земли были

    освобождены от тяжелых налогов. Между светскими магнатами и церковными

    иерархами начинается сбли­жение. Зачастую члены одной и той же сенатской

    семьи становятся высшими чи­новниками и занимают епископские кафед­ры

    (например, семья знатного галльского аристократа Сидония Аполлинария).

    Не­редки случаи, когда представитель знати начинал свою карьеру в качестве

    имперско­го чиновника, а затем принимал священни­ческий сан и

    становился церковным деятелем (например, Амвросий Медиоланский).

    Важным фактором экономического по­ложения Западной империи в IV в. и

    осо­бенно в V в. становится налоговая политика государства. В целом можно

    говорить о резком возрастании налогового бремени, которое превышает

    экономические воз­можности налогоплательщиков, постепен­но погружает их в

    нищету, подрывает их хозяйство. Содержание роскошного импер­ского двора,

    разветвленного бюрократиче­ского центрального и провинциального аппарата,

    армии требовало огромных средств. В то же время общий экономиче­ский

    упадок и сокращение материальных ресурсов, натурализация Империи, изъятие из-

    под налогового пресса церковных земель и многих магнатских латифундий,

    разоре­ние обширных пространств варварскими полчищами сокращали возможности

    нало­гоплательщиков. Тяжесть налогового бре­мени усугублялась хищениями и

    произ­волом бюрократического аппарата и сбор­щиков налогов.

    Невыносимый фискальный гнет, про­извол бюрократии задевали и социальные

    интересы провинциальной знати, которая вместе с местными церковными общинами

    во главе с епископами боролась за свои привилегии, а также требовала от

    слабею­щего центра более энергичных мер по поддержанию и безопасности границ

    и подавлению социальных движений коло­нов, рабов, зависимых и обездоленных

    лю­дей. В V в. с каждым десятилетием имперское правительство все хуже и хуже

    выполняло эти важнейшие задачи, утрачи­вая свое право на существование.

    Провин­циальная аристократия и местная церковь, располагающие огромными

    земельными массивами и обширным штатом работни­ков, постепенно берут в свои

    руки функции подавления социальных движений в своих областях, отражения

    варварских вторже­ний, игнорируют распоряжения императо­ров, вступают в

    сепаратные контакты с предводителями пограничных варварских племен.

    Происходит сужение социальной опоры Римской империи, начинается ее медленная,

    но неуклонная агония.

    Важным фактором социально-полити­ческой ситуации в западноримском обще­стве V

    в. становится постепенное расхож­дение интересов христианской церкви,

    объ­единяющейся вокруг римского папы, и им­ператорского правительства.

    Церковь, рас­полагающая разветвленной организацией, огромными богатствами и

    сильным мораль­ным воздействием, приобретает и полити­ческое влияние.

    Западным римским импе­раторам не удалось нейтрализовать это вли­яние и

    поставить его под собственный кон­троль, как это сделали византийские

    монархи. Этому способствовало и формаль­ное разделение резиденций: центром

    запад­ной церкви стал Рим — символ римской мощи и культуры, центром

    императорского двора — Медиолан, а с 402 г.— Равенна. Средством политического

    влияния запад­ной церкви стала и поддержка провинци­альной знати, и активная

    благотвори­тельность среди низших классов (реализа­ция огромных запасов

    продовольствия и материальных ресурсов церкви), что контр­астировало со все

    усиливающимся налого­вым прессом центрального правительства. И по мере того

    как падал авторитет Импе­рии и ее бюрократического аппарата, воз­растало

    социальное и политическое влия­ние церковной организации.

    Общее одряхление Западной Римской империи ярко выразилось в развале ее

    во­енной организации. Реформированная Ди­оклетианом и Константином армия к

    концу IV в. стала обнаруживать свою слабость и малую боеспособность. При

    сокращении материальных ресурсов и населения Импе­рии, массовом уклонении от

    военной служ­бы возникали все большие трудности с комплектованием армии.

    Пограничные войска превращались в слабодисциплинированные поселения военных

    колонистов, занятых больше своим хозяйством, чем во­инской службой.

    Составленная из насильно набранных рекрутов, зачастую тех же угнетаемых

    коло­нов, завербованных преступников и других сомнительных элементов, римская

    полевая армия теряла боевые качества. Воины зача­стую становились орудием

    честолюбивых планов своих командиров или грабителями своего собственного

    населения, а не эффек­тивным средством защиты государства от внешнего врага.

    Огромная армия, насчитывающая око­ло 140 тыс. пограничных и около 125 тыс.

    полевых войск, требующая колоссальных средств для своего содержания, с

    каждым десятилетием все хуже и хуже выполняла свои прямые функции. Ослабление

    армии не было секретом для имперского прави­тельства, и для укрепления

    военной орга­низации западноримские императоры вста­ли на путь, известный еще

    в IV в.: заключе­ние договоров с вождями варварских пле­мен, по которым

    последние объявлялись союзниками (федератами) Империи, полу­чали от

    императоров места для поселения, продовольствие и снаряжение, регулярную

    плату и превращались в наемные соедине­ния римской армии. Однако это был

    опас­ный путь. Такие варварские дружины во главе со своими конунгами

    (королями) да­леко не всегда повиновались император­ским приказам, они

    проводили самос­тоятельную политику, нередко обращали свое оружие не столько

    против внешнего врага, сколько против мирного населения с целью грабежа. К

    тому же возможность сепаратных контактов с варварскими дру­жинами со стороны

    местной аристократии питала наряду с другими причинами силь­ный

    провинциальный сепаратизм и создавала условия для союза местной знати и

    варварских предводителей вопреки интере­сам императорского двора.

    Изменившиеся социально-экономиче­ские и политические условия, и прежде всего

    установление императорского абсо­лютизма в форме домината, усиление

    фис­кального гнета и системы всеобщего закрепощения требовали и пересмотра

    ра­нее действующего в ранней Империи клас­сического римского права. К началу

    IV в. накопилось огромное количество различ­ных правовых документов, далеко

    не всегда

    соответствующих друг другу: часть респуб­ликанских законов вплоть до законов

    12 Таблиц, некоторые преторские эдикты, ре­шения сената, толкования и

    «ответы» зна­менитых юристов, наконец, многочис­ленные конституции

    императоров со вре­мен Северов, приравненные к законам. Чтобы сделать

    правовую систему действую­щей в новых изменившихся условиях, приспособить ее

    к нуждам деспотического государства и обеспечивать хотя бы мини­мальный

    общественный порядок, нужно было провести систематизацию действую­щих

    правовых норм, приспособить их к новым условиям и объединить в форме общего и

    единого государственного свода, систематизированного кодекса римского права.

    В конце III в. был создан кодекс Грегорианус, куда вошли императорские

    кон­ституции от Адриана до конца III в.; в начале IV в. был составлен кодекс

    Гермогенианус, включивший императорские кон­ституции до Константина Великого.

    В начале V в. в кодекс императора Феодосия II были включены конституции от

    Констан­тина до Феодосия II, а также фрагменты и сочинения крупнейших римских

    юристов. Определился ограниченный круг произве­дений классической юридической

    литера­туры: сочинения Папиниана, Ульпиана, Павла, Модестина, Гая, которые

    считались iura. Окончательная кодификация римского права была проведена в

    начале VI в. импе­ратором Восточной Римской империи Юс­тинианом, собравшим

    все императорские конституции.

    Для составления Кодекса Юстиниан со­здал Комиссию во главе с известным

    юри­стом и государственным деятелем Трибонианом. С учетом предшествующего

    опыта перед Комиссией была поставлена задача не только собрать императорские

    конституции и цитаты из трудов юристов, но и поста­раться объяснить и

    устранить противоречия в текстах классических юристов.

    В Кодекс Юстиниана вошли четыре части: Институции — учебник, в основу

    которого были положены Институции Гая, Дигесты (Пандекты) — извлечения из

    тек­стов классических юристов в 50 книгах по публичному, частному, уголовному

    праву и т. д. Каждая книга делилась на титулы и параграфы и включала цитаты

    по граждан­скому праву с комментариями Сабина, фрагменты сочинений по

    преторскому эдикту, изложение гезропза с опорой на Папиниана. В текстах

    классических юри­стов проводились замены устаревших поня­тий на

    соответствующие современным, делались вставки, пояснения. Кодекс Юс­тиниана

    включал 12 книг по частному, уго­ловному праву, положение о государст­венном

    управлении, право магистратов. Но­вые законы Юстиниана вошли в четвертую

    часть — Новеллы. Кодификация римского права была завершена.

    Серьезные изменения произошли в вещном праве, перестали существовать все,

    кроме римской, виды собственности (после эдикта Каракаллы, превратившего всех

    жи­телей Империи в граждан, отпало понятие перефинской собственности; после

    лише­ния Италии податных привилегий при Ди­оклетиане выделение особой

    провинциаль­ной собственности также потеряло смысл). Произошел коренной

    пересмотр древних представлений о собственности, было отме­нено деление вещей

    на res mancipi и res nec mancipi, движимая и недвижимая собствен­ность были

    уравнены.

    Перенесение права собственности те­перь не нуждается в формализме или

    преторской поддержке и остается в виде простой передачи — традиции. Акты

    пере­дачи собственности оформляются в виде записи (например, в поземельных

    книгах). Другим способом остается приобретение - собственности по давности

    владения. Он берется на вооружение государством для стимуляции обработки

    земли, особенно невозделанных участков. Добросовестный владелец по

    приобретательной давности по­лучает вещную исковую защиту, т.е. после десяти

    лет владения становится полным собственником.

    Государство всячески поощряет долго­срочную аренду невозделанных участков в

    форме эмфитевзиса — фактического найма за ежегодный налог. Теперь он

    превраща­ется в юридически оформленный найм, арендатор получает такую же

    защиту, как и собственник, право на отчуждение и пере­дачу по наследству. На

    нем основывается и развивается идея вечной аренды для част­ных владельцев.

    Иски приобретают общий характер. При Юстиниане эмфитевзис сли­вается с ius in

    agro vectigali.

    Контроль государства за развитием вещного права проявляется в городах, где

    оно развивается в направлении запрета декурионам отчуждать собственность без

    раз­решения магистрата.

    Главным типом закладного права на все виды имущества стала ипотека. Через

    ипо­теку государство могло оказывать некоторую защиту низшим слоям населения,

    поскольку должник, сохраняя права вла­дения, имеет свободу действия вплоть до

    отчуждения.

    Изменение основополагающих поня­тий права повлияло на изменение в процес­се.

    Стал развиваться ранее редко применяв­шийся экстраординарный процесс. Он

    ос­новывался на праве магистрата осуществ­лять защиту и являлся

    административным разбирательством. Формулярный процесс отмирает, так как

    исчезла разница в граж­данстве и видах собственности. Экстраор­динарный

    процесс становится нормой. Если весь ординарный процесс (легисакционный и

    формулярный) строился на согла­шении сторон, то новый процесс — на власти

    магистрата. Магистрат выступает в нем не как судья, а как администратор,

    защищая новые отношения в праве.

    Одним из решающих факторов истори­ческого развития общества и государства в V

    в. стало революционное движение угне­тенных и обездоленных слоев населения.

    Мучительное формирование новых классов производителей осложнялось наличием

    де­спотического государства, тормозившего внедрение более мягких форм

    зависимости, чем рабство. Всеобщее закрепощение, установленное при доминате в

    IV в., представ­ляло собой систему, причудливо сочетаю­щую новую форму

    зависимости и собствен­но рабовладельческих отношений, систему, от которой

    жестоко страдали не только са­мые низшие, но и средние слои римского

    населения. Все это обостряло социальную обстановку в Империи, создавало

    большую напряженность в классовых отношениях, выливавшуюся в разные формы

    социально­го и классового протеста. Положение усу­гублялось невыносимым

    фискальным гнетом, произволом чиновников и армии, включая наемные варварские

    дружины, об­щим оскудением, отсутствием внутренней безопасности и

    стабильности. Особенно­стью массовых движений V в. был их раз­нородный

    социальный состав, участие представителей разных классов и социаль­ных групп,

    рабов, колонов, разоряющихся свободных земледельцев, ремесленников,

    торговцев, низших городских и даже неко­торых средних слоев, куриалов.

    Социаль­ный протест часто переплетался с сепа­ратными настроениями и

    религиозными столкновениями, и в таком случае состав участников народных

    движений становился еще более пестрым. Не имея четких поли­тических программ,

    массовые движения V в. объективно были направлены против деспотического

    государства, остатков от­живших рабовладельческих отношений, опутывающих

    римское общество и мешаю­щих движению вперед.

    Примером мощного, разнохарактерно­го по своему социальному составу народно­го

    движения является движение багаудов в Галлии, возникшее еще в III в., а в V

    в.

    вспыхнувшее с новой силой. «Что же иное породило багаудов,— восклицает

    Сальвиан,— как не наши непомерные взыскания, нечестность правителей,

    проскрипции и грабежи, творимые людьми, которые пре­вратили взимание

    общественных повинно­стей в источник собственного дохода, а налоги — в свою

    добычу?..» Движение ба­гаудов охватило центральные области Гал­лии, но

    особенно сильным и организо­ванный оно было в округе Арморика (совр.

    Бретань). Во главе со своим предводителем Тибаттоном багауды в 435—437 гг.

    освобо­дили от римских властей Арморику и уста­новили свое правление. После

    поражения в 437 г., полученного от имперских войск (включавших в свой состав

    и гуннские от­ряды) во главе с Аэцием, движение багаудов вспыхнуло в 440-х

    годах и продолжалось почти целое десятилетие.

    В Африке социальный протест населе­ния принял форму религиозных движений. Уже

    с III в. африканские христианские об­щины проявили сепаратистские

    настрое­ния, получившие организационное оформ­ление в учении епископа Доната.

    Крайне левым крылом донатизма стали так называ­емые циркуцеллионы, или

    агонистики (бор­цы за истинную веру), в движении которых явления социального

    протеста преобладали. «Какой господин,— говорил их противник Августин,— не

    был вынужден бояться сво­его раба, если он прибегал к их (агонистиков.—В. К.)


    покровительству? Кто осме­ливался хотя бы угрожать разорителю или виновнику?

    Кто мог взыскать с разорителя винных складов, с должника, требующего их

    помощи и защиты? Под страхом дуби­нок, пожаров, немедленной смерти

    уничто­жались документы на худших рабов, чтобы они уходили в качестве

    свободных. Отнятые долговые расписки возвращались должни­кам. Всех, кто

    пренебрегал их грубыми сло­вами, принуждали выполнять приказания еще более

    грубыми бичами... Некоторые отцы семейств, люди высокого происхож­дения и

    благородного воспитания, были принесены еле живыми после их избиений или,

    привязанные к жернову, вращали его, подгоняемые бичами, как презренный скот».

    До конца 420-х годов агонистики были серьезной опасностью для местной

    аристократии и римской власти.

    Своеобразной формой социального протеста становятся ереси — религиозные

    течения, не признающие утвержденные дог­маты ортодоксальной церкви. Особенное

    распространение в V в. в Галлии имела ересь выходца из Британии Пелагия,

    отвергавше­го основной догмат церкви о греховной природе людей, якобы

    обремененной пер­вородным грехом Адама, и на этом основа­нии отрицающего

    рабство, угнетение и социальную несправедливость. Пелагианство в своеобразной

    религиозной форме, путем подчеркивания совершенной сущно­сти человека

    оправдывало различные фор­мы социального протеста низов римского общества

    против усиливающейся эксплуа­тации, фискального гнета и норм

    рабовла­дельческого права.

    Различные по формам своего проявле­ния массовые народные движения

    расша­тывали отживающие общественные отно­шения и стоящее за ними

    деспотическое государство — Западноримскую империю.

    Коренные изменения социально-эко­номической структуры, государственной

    организации происходили в условиях уси­ливающегося притока варварских племен

    к римским границам, их постоянных проры­вов и грабежей пограничных и

    глубинных территорий. Живущие вдоль римского по­граничного лимеса племенные

    федерации франков, свевов, алеманов, бургундов, ван­далов, готов и других

    племен переживали процесс разложения родового строя и фор­мирования

    раннеклассовых отношений, ко­торый был ускорен мощным влиянием римской

    цивилизации. Происходит выделе­ние слоя племенной знати, объединяющей вокруг

    себя воинственные дружины своих соплеменников, которые военное ремесло

    предпочитают всякому другому; растет во­инственность пограничных варварских

    пле­мен. Их агрессивность подогревается ослаблением военной мощи Империи и

    бо­гатствами римских провинций.

    В конце IV в. начинается так называе­мое великое переселение народов,

    вызван­ное движением большой коалиции племен во главе с гуннами из

    прикаспийских степей в западном направлении.

    Во время великого переселения народов конца IV—V в. произошли в невиданных

    ранее масштабах перемещения многочис­ленных народов, племенных союзов и

    пле­мен Восточной и Центральной Европы. Они оказали огромное влияние и на

    соци­ально-экономические отношения, и на политическое положение как в Европе,

    так и во всем Средиземноморье, на распад Запад­ной Римской империи,

    приблизили конец всего античного мира.

    Таковы были коренные особенности и конкретные формы проявления социальной

    революции, в процессе которой рушились антично-рабовладельческое римское

    обще­ство и его государственность в западной части бывшей Средиземноморской

    импе­рии.

    2.Падение Римской империи.

    Пути исторического развития Восточной и Западной им­перий, после того как они

    окончательно разделились в 395-году, существенно отличались друг от друга.

    Восточная им­перия, которая впоследствии стала называться империей

    Ви­зантийской, превратилась в результате сложных процессов в феодальное

    государство, какое смогло просуществовать еще целую тысячу лет, вплоть до

    середины XV века (1453 год). Иначе сложилась историческая судьба Западной

    Римской империи. Крушение рабовладельческого строя в ее пределах протекало

    особенно бурно, это сопровождалось кровавы­ми войнами, переворотами,

    народными восстаниями, окон­чательно подорвавшими былое могущество одного из

    круп­нейших государств древнего мира.

    После того как императором стал малолетний Гонорий (395-423 гг.), во главе

    императорского правительства, в на­чале V века, стоял вандал по происхождению

    Стилихон. Ему пришлось решать две важнейшие задачи: во-первых, отражение

    варварских вторжений в саму Италию и, во-вто­рых, подавление сепаратистского

    движения в Галлии.

    Лишь с огромным трудом удалось отразить нашествие вестготских дружин во главе

    с Аларихом в 401-402 годах и возобновить с ним договорные отношения. В 404

    —405 годах Италия подверглась вторжению из-за Восточных Альп войск гота

    Радагайса, который дошел до самой Флоренции, но был все же разгромлен

    недалеко от этого города. Все эти вторжения показывали, что самая серьезная

    опасность угрожает центру государства — Италии и непосредственно столицам —

    исторической столице городу Риму и резиденции императора, которой отныне была

    сильно укрепленная, ок­руженная труднопроходимыми болотами Равенна.

    Для того чтобы защитить императорскую столицу, Сти­лихон перевел в Италию

      1   2   3


    написать администратору сайта