Главная страница

Контрольная. Деловая этика. Виды этики и ее функции


Скачать 41.73 Kb.
НазваниеВиды этики и ее функции
Дата24.11.2019
Размер41.73 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКонтрольная. Деловая этика.docx
ТипКонтрольная работа
#96791

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ФГБОУ ВО «Уральский Государственный Экономический Университет»
ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине:

деловая этика______________________________

На тему:

Виды этики и ее функции.

Вариант №

4 (четыре)________________________________________

Выполнена:

Ф.И.О.(полностью)

ЭПБ-18СБ____________________________

группа

Екатеринбург

2019

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3

1. Структура и функции этики 4

2. Индивидуальная этика 10

3. Особенности социальной этики 13

Заключение 19

Список литературы 20

ВВЕДЕНИЕ
Этика - это учение о нравственности, одновременно это философская наука, объектом изучения которой является мораль.

Мировоззренческая сторона этики состоит в том, что цели практической деятельности человека формулируются в ней в форме идей о должном и нравственном в виде идеалов, моральных принципов и норм поведения, в учении о назначении человека и смысле его жизни.

Актуальность темы исследования в том, что этика призвана теоретически решать практические нравственные проблемы, которые возникают перед человеком в жизни: как должно поступать, что следует считать добром, что - злом и т. д.

В связи с этим в этике различают два рода проблем: как должен поступать человек (нормативная этика) и собственно теоретические вопросы о происхождении и сущности нравственности и морали.

Этика, помимо тех массовых явлений, которые становятся обычаем, охватывает исключительные поступки и их мотивы, которые по своему существу выходят за рамки данной социальной системы, обретают историческое или нравственное значение для последующих эпох как проявление подвижничества и героизма, как высшие достижения и образцы человеческой нравственности.

Цель исследования - рассмотреть виды этики и ее функции.

Задачи исследования:

- рассмотреть структуру и функции этики;

- выявить индивидуальную этику;

- определить особенности социальной этики.

Структура работы: введение, основная часть, заключение.


1 СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ЭТИКИ
Этика - это наука, изучающая нравственные отношения и мораль. Также она прибегает к изучению жизни и ее смысла, совести, дружбы, сострадания, самопожертвования, а также отношение индивида к миру в целом.

Объектом исследования этики выступает мораль. Предметом этики - нравственные нормы, правила, принципы, представления, понятия и т. п.

Основными нравственными правилами в этике являются уважение к старшим, правила вежливости, толерантности, уважение достоинства другого человека.

Моральными принципами в этике являются ответственность, чувство долга, принцип справедливости.

Так как мораль является неотъемлемой частью этики, выделим ее основные функции:

- мировоззренческая функция морали состоит в раскрытии образа, картины мира, реальности посредством специфичных понятий, присущих морали. Мораль индивида служит основой для формирования системы взглядов и представлений человека об окружающей действительности, о своем месте в этом мире. Исповедуемые индивидом моральные ценности определяющим образом влияют на его жизненные позиции, убеждения, идеалы, принципы познания действительности, а значит, на отношение человека к окружающему миру и самому себе. В частности, мир, реальность можно воспринимать как добрыми, так и злыми, как дружественными человеку, так и враждебными ему. А от качества и характера этой картины мира во многом зависит решение проблемы смысла жизни и счастья человека, понимание природы справедливости и значения долга, принятие конкретных решений, совершение поступков прежде всего в ситуации этического выбора;

- регулятивная (нормативная) функция морали заключается в том, что нравственность регулирует все сферы жизнедеятельности человека, в частности отношения между людьми, человеком и природой, человеком и государством, и предоставляет ему наиболее фундаментальные ориентиры. Осознание индивидом моральных ценностей требует от него постоянной ориентации на нравственный идеал и следования своим моральным убеждениям. Эффективность реализации этой функции зависит от того, насколько человек оказывается способным воплотить в своем сознании, мотивах и поступках предъявляемые к нему моральные требования. А это в свою очередь определяется тем, в какой мере ценности, заложенные в этих требованиях, выражают интересы и потребности социальных групп, универсальны ли они для всех людей вообще;

- аксиологическая (оценочная) функция морали проявляется в том, что действительность, поступки и взаимоотношения людей, даже их высказывания рассматриваются, прежде всего, через призму нравственных ценностей и категорий: добра, зла, справедливости, долга, чести, совести и т.д. По результатам оценки делается вывод: морально или аморально. Таким образом, устанавливается соответствие или несоответствие между человеческой жизнью и требованиями морали;

- гносеологическая (познавательная) функция определяется тем, что основы нравственности структурируются в виде законов, определяющих само существование мира, реальности, которые человек должен воплощать своим бытием. Познавательная функция морали реализуется в возможности получить все более полное представление об основополагающих законах мира, реальности, о нравственных ценностях, об истинном и должном, о внутреннем мире людей и своей собственной душе, о соответствии действительности общечеловеческим ценностям, в способности высоконравственного человека познавать и предвидеть очертания будущих общественных отношений и прообразы человека следующих эпох. В то же время нравственные качества являются необходимым условием всякого познания, в том числе научного;

- воспитательная (педагогическая) функция морали заключается том, что образцы нравственного поведения, изучение содержания моральных норм, сравнительный анализ морали в различных социальных общностях, само стремление вести себя этично оказывает позитивно формирующее влияние на индивида;

- сигнальная функция морали отражает то обстоятельство, что индивид в процессе совместной деятельности по высказываниям и поступкам других людей судит об их мотивах, установках и в целом, об уровне нравственной культуры. Склонность партнера к этичному поведению означает целесообразность дальнейшего сотрудничества, тогда как нарушение моральных норм, безнравственное поведение сигнализирует о том, что от такого рода сотрудничества в дальнейшем следует отказаться. С другой стороны, наблюдение поведения партнера в ситуациях этического выбора позволяет предвосхитить его будущие действия;

- интегративная функция морали. Имеется в виду, что любое высказывание и поступок человека отражает его генетическую предрасположенность, приобретенный опыт, общую направленность деятельности, мировоззренческую ориентацию, совокупность преобладающих свойств, качеств и состояний индивида, стремления и желания, в каждой конкретной ситуации отражает его нравственную сущность и таким образом интегрирует влияние всех указанных факторов. С другой стороны, нравственное поведение укрепляет разнообразные связи человека с другими людьми, социумом, с окружающим миром;

- активирующая функция морали отражает тот факт, что знание нравственных законов, все более углубленное понимание требований морали вызывает у человека естественное желание воплотить их на практике, узнать о них больше, скорректировать свои негативные психические состояния и качества.

Основным достоянием нравственности является совесть. Нравственность развивается на протяжении всей жизни. Сначала нравственность формируется искусственно, а со временем выступает источником морали для других.

Сам термин «этика» первым использовал Аристотель. Главной целью этики он считал счастье. Главным достоинством в человеке Аристотель считал благоразумие и умеренность.

Поэтому и науку, изучающую этические добродетели, он назвал этикой.

У каждого индивида есть собственное суждение об этой науке. Для одних - это правила достойного поведения, правила вежливости и т. п. Для других - какие-то моральные качества человека (честность, справедливость, мужество, открытость).

Этика имеет такие направления исследований, как: метаэтика, этика нормативная и прикладная.

Метаэтика представляет собой новую отрасль науки. Ее часто включают в нормативную этику. Метаэтика изучает этические категории и понятия, решает проблемы общечеловеческой системы. Изучает понятия добра и зла, правильные и неправильные человеческие поступки. Методология значимости и суть метаэтики заключается в изучении не нравоучений, а именно языка этики, как науку о морали.

Нормативная этика направлена на регулирование поведения человека, на его поступки. Нормативная этика рассматривает все то, что может ответить на вопрос, как должен поступить человек исходя из принципов и норм морали. Главный признак нормативной этики — это оценки и «предписания». К нормативной этике относят коллективизм, индивидуализм, достоинства и пороки. У нормативной этики есть свои функции: пропаганда, защита социальных ценностей, выделение поведения человека и его моральных качеств.

Нормативность является неотъемлемым свойством этики. Многие исследователи спорят, что нормативная этика может быть одновременно и этикой теоретической. Одни признают такое сходство, другие отрицают, они считают, что эта наука является только нормативной, и отнюдь не научной.

Прикладная этика - это практическая отрасль. Она изучает частные, важные жизненные проблемы. Например, это может быть аборт, искусственное оплодотворение, клонирование человека, трансплантация органов, продажа оружия в мирное время и тому подобное. Все эти проблемы являются дискуссионными и не решаются за один раз и быстро, на это нужно много времени, и они могут решаться различными способами. Прикладная этика - это новейший этап в развитии этики как философской науки.

Прикладная этика имеет несколько направлений, таких как:

- Бизнес-этика - это этика деловых отношений, она исследует развитие морали не только в предпринимательской сфере и коммерческой деятельности, а также в отношениях родных и близких людей, и дает свои рекомендации.

- Биоэтика - это наука выживания, которая включает не только человека с его ценностями, а и весь мир, исследует нравственную сторону человека в биологии и медицине.

- Информационная этика - связана с этикой компьютерной, исследует поведение человека, который использует информационные технологии.

- Медицинская этика - изучает моральные отношения между пациентом и врачом, между врачом и его руководителем, между врачом и человечеством вообще. Главным принципом морали должен быть гуманизм.

- Экологическая этика - исследует взаимоотношения человека с природой, уважение человека к природе. Есть две главные функции экологической этики: разрушительная и созидательная. Разрушительная - разрушать отношения между человеком и природой, а творческая - создание нового на благо природы.

- Экономическая этика - изучает достижение экономических целей, что приводит к производительности труда, или которые способствуют повышению благосостояния человечества.

Можно сделать вывод, что главная задача этики - помочь приблизиться к уровню, достигнутому человечеством в осознании нравственных проблем, которые нас волнуют, лучше понять уникальность собственной ситуации, необходимость собственной воли и мысли. Как наука, этика описывает мораль, а теоретически - объясняет ее.

Этика создает духовную среду, которая абсолютно необходима для сосредоточения на некоторых важных вопросах, для того чтобы эти темы и вопросы могли вообще существовать как предмет мышления человека. Этика настраивает человека на совершенствование своей жизни, а также бытия человечества.

Этика - это наука, изучающая нравственные отношения и мораль.

2 ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ЭТИКА
В этико-психологической литературе под характером понимается совокупность устойчивых индивидуальных черт личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении и определяющих типичные для человека способы поведения. В социально-этическом пространстве индивидуальной этики характер человека обнаруживается и проявляется прежде всего через поведение и мотивацию. Бихевиористски ориентированные психологи определяют характер как тип поведения, свойственный данному индивиду. Психоаналитический подход, напротив, делает главный акцент на мотивационных аспектах характера, причем преимущественно бессознательных.

По мере эволюции этической мысли оценочным суждениям стали подвергаться не сами поступки, а лежащие в их основе мотивации. Таким образом, понятие бессознательной мотивации открыло новые возможности этических изысканий.

Рассмотрим соотношение поведенческих и мотивационных аспектов индивидуальной этики на конкретных примерах. Поведенческие черты описываются в терминах действия, наблюдаемого со стороны. Так, поведенческая черта «быть смелым» определяется как поведение, направленное на достижение определенной цели, независимо от риска лишиться комфорта, свободы или жизни. Однако если мы исследуем мотивации, особенно бессознательные, то обнаружим множество других, совершенно, казалось бы, несоответствующих черт характера.

К примеру, смелое поведение может мотивироваться амбициями: человек рискует жизнью только ради удовлетворения своей жажды быть объектом всеобщего восхищения. Этот же тип поведения может мотивироваться суицидальным порывом, заставляющим, сознательно или бессознательно, искать опасности; или недостатком воображения, когда человек совершает смелые поступки, поскольку просто не осознает грозящей опасности, или, наконец, искренним служением какой-нибудь идее, что в глазах общества представляется основополагающим мотивом смелого поведения. Несмотря на различие в мотивациях, все приведенные примеры «смелого» поведения внешне выглядят одинаково. Однако более детальное наблюдение выявляет тончайшие различия, обусловленные различными мотивациями.

Скажем, офицер в бою будет вести себя по-разному в зависимости от того, определяется ли его смелость верностью идее победы или собственной амбицией. В первом случае он не пойдет в наступление, если степень риска не соразмерна тактическим целям. Если же он, напротив, побуждаем тщеславием, то страсть может ослепить его, он не увидит опасности, угрожающей и ему самому, и солдатам. В последнем случае «смелость» как черта его поведения в ценностном отношении весьма сомнительна.

Скупость - еще одна иллюстрация индивидуальной этики. Человек может быть экономным и в силу денежных обстоятельств, и из-за своего скупого характера, когда накопительство становится самоцелью. Здесь также различные мотивации обусловливают различное поведение. В первом случае человек очень хорошо разбирается, когда лучше «придержать» деньги, а когда, напротив, потратить. Во втором — он будет копить деньги независимо от объективной потребности.

Другой фактор, обусловленный различием в мотивации, относится к сфере прогнозируемое поведения. Так, в случае поведения офицера, мотивированного его амбициозностью, мы можем предсказать, что он, безусловно, поведет себя смело, если смелость его будет вознаграждена. Если же им движет служение идее, мы можем предсказать только то, что вопрос признания смелости незначительно повлияет на его поведение.

При попытке увязать поведенческую и мотивационную стороны характера, была разработана интегральная, динамическая концепция, согласно которой черты характера лежат в основе поведения, могут быть выведены из него и обусловливают побудительные силы, далеко не всегда, как бы ни были они велики, осознаваемые человеком. Данная концепция более всего соответствует задаче психологии индивидуальной этики, связанной с установлением четких взаимосвязей между нравственными ценностями и характером человека в их поведенческом и мотивационном единстве. Принципиально важное положение концепции сводится к тому, что доминантой характера является не какая-то одна конкретная черта, но целостная структура, определяющая его отдельные черты. Всю совокупность индивидуальной этики следует рассматривать как синдром, порожденный особой организацией, или базисной ориентацией, характера.

Принципиальная основа индивидуальной этики не в организации сущности, а в специфических типах отношения человека к миру. В процессе жизнедеятельности человек оказывается связанным с миром двояким образом:

- приобретая и потребляя вещи;

- устанавливая отношения с другими людьми (и с самим собой).

Первое - это процесс ассимиляции, второе - процесс социализации. Ориентации, посредством которых человек соотносит себя с миром, составляют самую суть его характера; отсюда характер можно определить как (относительно постоянную) форму, в которой канализируется энергия человека в процессах ассимиляции и социализации.

Индивидуальная этика – это черты характера, обнаруживающиеся в отношении человека к делу:

- добросовестность и исполнительность, ответственность за порученное дело, озабоченность результатами дела, серьезность, энтузиазм;

- недобросовестность, безответственность, пассивность, беспечность.
3 ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ЭТИКИ
Социологию морали принято определять, как отрасль социологии, исследующую эмпирическими методами социальную этику, в том числе:

- реальные нравы и их функционирование в обществе;

- моральные представления и мнения различных групп общества по моральным проблемам;

- эволюцию и прогнозирование путей и тенденций развития морального сознания в обществе.

Совокупность социального поведения человека можно разделить на ряд актов или поступков, которые при всей их эмпирической разнородности представляют собой:

- делание чего-нибудь;

- неделание чего-нибудь.

Последнее, в свою очередь, распадается на:

- акты воздержания;

- акты терпения.

Различие между этими актами заключается в том, что если первые состоят в воздержании от каких-либо действий, то есть пассивны, то вторые есть акты активные, подразумевающие терпение воздействий, исходящих от других людей.

Каждая из категорий социальных действий (актов) - содержит ряд поступков, сопровождающихся специфическими психическими процессами, наделяющими субъектов взаимодействия определенными правами и обязанностями. Например, поведение в профессиональной сфере в большинстве своем предполагает отношения прав и обязанностей и влечет за собой «атрибутивно-императивный характер переживания». Можно обозначить этот ряд поступков понятием должно-дозволенных актов; поведение, состоящее из подобных поступков, - должно-дозволенным, а взаимоотношения, устанавливающиеся между субъектами на основе подобного поведения, - должно-дозволенными.

Наряду с такими поступками в каждом разряде актов поведения можно встретить и действия добровольные, совершаемые ради желания доставить кому-либо приятное и вообще нечто хорошее. Такого рода поведение характерно, например, для семейной сферы, за исключением тех случаев, когда отношения между супругами или родителями и детьми приобретают формально-обязывающий характер.

Эти акты по самому своему характеру определяются двумя чертами:

- они добровольны и не противоречат должно-дозволенным (атрибутивно-императивным) переживаниям и убеждениям. Потому-то они и желательны, что не противоречат шаблону должного поведения. Однако если должное поведение всегда определенно регламентировано, а взаимоотношение двух субъектов носит двусторонний, связанный характер, то в добровольных поступках нет никакого «обязывающего» переживания. Они своего рода роскошь и расточительство - ни для кого не обязательные, но желательные или рекомендуемые. Их называют актами рекомендуемыми, поведение, состоящее из подобных актов, - рекомендуемым, а взаимоотношение, устанавливающееся между лицами на почве совершения подобных актов, - рекомендуемым.

Очевидно, что акты, рекомендуемые «морально однородны» с должно-дозволенными, но превосходят их норму, благодаря чему количественное различие переходит в качественное: обязательно правомочное отношение превращается во взаимно добровольное.

Каждая из указанных выше категорий поведения, будучи общей для всех людей, у каждого человека может иметь свое содержание: в зависимости от того, каковы его представления о должно-дозволенном поведении, тот или иной акт войдет в одну из этих трех категорий. Это означает, что должно-дозволенные акты есть основная категория и ее содержанием обусловливается принадлежность того или иного акта к той или иной категории. Если представить дикаря, считающего в качестве должного акта убийство представителя соседнего племени, то, очевидно, что неубийство будет им квалифицироваться как акт запрещенный, а убийство - как акт рекомендуемый. Те же акты получат совсем иную квалификацию со стороны человека, для которого шаблоном должного поведения служит принцип «не убий». Убийство в этом случае будет актом запрещенным, оставление жизни врагу - должным, а любовь к врагу - рекомендуемым.

Однако такого рода определение нуждается в уточнении, продиктованном методологическим кризисом современной социальной этики, которая имеет репутацию наиболее проблематичного вида социологического знания.

Вопрос о том, как возможна социальная этика или даже (в постмодернистской парафразе) «как невозможна», является одним из ключевых и актуальных в современной социологической науке. В самом понимании социальной этики как социологического феномена заложен дуализм, который делает задачу изучения социальных фактов неразрешимой.

С одной стороны, социальная этика является индивидуальной реальностью и предстает как отграниченная от свободного волеизъявления.

С другой - моральное действие возможно только как действие трансцендентального «я». Здесь возникает фундаментальная проблема эпистемологии социальных наук: превратить моральные нормы в предмет научного исследования (социологии морали) нельзя без превращения трансцендентального «я» в вещь. Это предполагает использование неокантианского правила дистанцирования от «живой» действительности для того, чтобы понять ее рациональный смысл.

Качество правового воспитания, образования и просвещения, на наш взгляд, состоит в формировании социальной этики личности, которая, в свою очередь является основой гражданского общества. Попытаемся аргументировать значимость социальной этики индивида для становления личности в качестве социального субъекта.

Коммуникативная рефлексия ребенка старшего дошкольного возраста подчеркивает особенность социальной этики субъекта как личности – способность к самостоятельности в процессе обретения гармоничного отношения к миру.

Рефлексия определяется как способность человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей. В ролевой игре возникают предпосылки к рефлексии, как чисто человеческой способности оценивать свои собственные действия, предвидя реакции других людей.

Особый интерес представляет анализ ступеней правовой социализации. Здесь речь идет о становлении социального субъекта – субъекта права. Применительно к рассматриваемой нами правовой социализации можно вести о трех этапах.

Первый этап – это формирование первичных представлений о ценностях и нормах, когда мотивами поведения являются страх наказания или копирование моделей, стереотипов поведения самого близкого окружения.

На втором этапе появляются уже свои собственные представлений о справедливом, должном, зачатки нравственности, детерминирующие реальное поведение личности.

Наконец, третий этап и последний – становление приобретенных ценностей и норм в виде основы автономного поведения. Правовые ценности обретают конкретную значимость и становятся способом формирования активной жизненной позиции человека как зрелой личности.

Высший этап знаменует одновременно обретение правового сознания как итога длительного процесса нравственно-правовой социализации.

Социальная этика призвана изучать не только внешние действия, механику поведения, но и внутренние процессы, побуждающие к поведению, психологию поведения, ибо в каждом социальном явлении присутствуют две взаимосвязанные стороны: внутреннепсихическая и внешнесимволическая. Первая выражается в определенных настроениях, переживаниях, мотивах, побуждающих к поведению и сопутствующих ему. Вторая - в символике социального действия: звуковых символах, языке жестов, знаках культуры, физических движениях и т.п., выражающих негодование, любовь, покорность, религиозные обряды, нравы, моральные убеждения и т.д.

Единство этих сторон и определяет то, что можно назвать поступками людей.

Задача социальной этики заключается в рациональной реконструкции латентных установок независимо от того, сознает ли «моральный субъект» свои подлинные намерения. Здесь возникает замкнутый круг, поскольку никакое состояние сознания не может стать моральным суждением вне рационального морального дискурса, где индивидуальное сознание превращается в общественное.

Несмотря на эти методологические сомнения, социальная этика является неотъемлемой ступенью в общей логике восхождения к конкретной этике, связующим звеном между общенормативной и профессионально-нормативной конкретизацией этики.

Особенность социологического измерения поступка заключается в его ценностной конкретизации, при которой социальная этика выступает в единстве с соответствующими морально-психологической и эмоциональной реакциями на него со стороны заинтересованных членов общества. Речь идет о таких ценностных и общественно значимых реакциях, как благожелательность, неприязненность, признание, осуждение, награда, наказание и т.п. Поступок и его социальная оценка выступают здесь как единое целое.

Специфика процесса социализации социального субъекта – современной молодежи в целом, а также правовой социализации в России, в частности, состоит в том, что данной социально-демографической группе надо проходить процесс созревания в сложных условиях, вызванных аномизацией общества.

Государство мало помогает в организационном отношении, вузы отодвинули воспитательный процесс на последний план своей деятельности. Традиционный правовой нигилизм не способствует переходу на третий этап социализации. В результате появляется опасность криминализации молодежи при определенных условиях.

В итоге хотелось бы отметить, что социальная этика сознания субъектов права неразрывно связаны с объективностью самого права и независимостью субъекта права.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе исследования мы установили, что человеческая этика - это сложное и глубокое знание, где важны гигиена психики и разума. Чтобы придерживаться этических норм, нужно быть достаточно сильным человеком, так как этическим стандартам необходимо следовать даже тогда, когда другие их не придерживаются.

Также мы определили, что специфика нравственности в ее фундаментальности, она делает возможными все прочие отношения между людьми, она заключается в особой нацеленности людей друг на друга, на сотрудничество

Мы выявили, что золотое правило нравственности есть правило взаимности. Оно по существу представляет собой мысленный эксперимент, призванный выяснить взаимность, приемлемость норм для субъектов взаимодействия. Тем самым блокируется опасность, состоящая в том, что всеобщность морали может оказаться прикрытием эгоистического интереса как самой личности, так и других людей и что одни индивиды могут навязать ее другим.

Цель исследования заключалась в изучении видов этики и ее функций.

Для достижения цели, достигнуты следующие задачи исследования:

- рассмотрены структура и функции этики;

- выявлена индивидуальная этика;

- определены особенности социальной этики.

Таким образом, считаем, что цель исследования достигнута, а поставленные задачи выполнены в полном объеме.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Апресян, Р. Г. Основы марксистско-ленинской этики. Учебное пособие. [Текст] / Р.Г. Апресян, А.А. Гусейнов, А.П. Скрипник. // - М.: Высшая школа, 2016. - 240 c.

  2. Гусейнов, А.А. Этика. [Текст] / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. // - М.: Гардарики, 2017. - 480 c.

  3. Назаров В.Н. Прикладная этика. [Текст] / Назаров В.Н. // Прикладная этика: Учебник. - М.: Гардарики, 2017. — 302 с.


написать администратору сайта