Главная страница

Времена года. Выполнила студентка группы пмдо21 Скуйбеда Евгения Преподаватель Гоголин М. Р


Скачать 1.8 Mb.
НазваниеВыполнила студентка группы пмдо21 Скуйбеда Евгения Преподаватель Гоголин М. Р
АнкорВремена года
Дата11.01.2023
Размер1.8 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаVremena_goda_1_3.doc
ТипДокументы
#882086

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования

«Вологодский государственный университет»
Аннотация хорового произведения

«Времена года»

(В.Е.Римша, Л.Модзалевский.)

Выполнила студентка группы ПМДО-21 Скуйбеда Евгения
Преподаватель - Гоголин М.Р.

Вологда, 2020

Историко-эстетический анализ

1. Творческий портрет композитора и его основные произведения.

Вячеслав Евгеньевич Римша (род. в 1955) – петербургский композитор, выпускник Музыкального училища при Петербургской консерватории (класс композиции Г.И. Уствольской) и Петербургской консерватории (класс А.Д. Мнацаканяна). 

Вячеслав Евгеньевич вырос в военном городке рядом с Левашовской пустынью. Отец композитора был талантливым умельцем-плотником и закончил техникум перед самой войной. Его отец мечтал, что бы сын стал авиа-конструктором. И предпосылки для этого были: Вячеслава Евгеньевича посылали на математические олимпиады.

Писать музыку композитор начал в 6 лет. За пианино впервые сел в шесть лет, по своей воле. Закончил в 1974-м музыкальное училище с красным дипломом, и получил рекомендацию в консерваторию. Пошёл на композиторское. После окончания консерватории работал концертмейстером в детском хоре, регентом в церкви. Является лауреатом международных конкурсов. В 1984 вступил в Союз композиторов.

Основные произведения:

1.Сборник «Концерт» написан в 2004 году и предназначен для младшего и среднего хора детской музыкальной школы или детской школы искусств. В основном писал камерную музыку: виолончельная соната, вокальная сюита, романсы, прежде всего для хора.

2.Концерт «Борис и Глеб», написанный на духовный стих: «Зря корабле напрасно приставаема,//Возописта прекрасеная два брата Бориса и Глебо://Брате Святополче, не погуби наю,//Ещё бо есми велми млады»

3.Сборник «Золотой звон» Для детского (женского) хора

4.Соната для фагота и фортепиано

5.Вокальный цикл для детского на народные тексты (для голоса и форт-но) «Как у бабушки Арины»

2. Краткая характеристика творчества поэта, разбор поэтического текста.

Лев Николаевич Модзалевский (1837 – 1896) – русский педагог, детский писатель и поэт, соавтор классической хрестоматии К.Д. Ушинского «Родное слово» (1864). В этом поэтическом сборнике для детей были впервые опубликованы такие стишки, как «Дети в школу собирайтесь…», «Кончил дело – гуляй смело», «Слети к нам тихий вечер…».

По словам самого Модзалевского, обдумывая, сочиняя, переводя стихи для детей, он руководствовался мыслью «одновременно содействовать развитию поэтических и музыкальных потребностей детей от 7 до 12-летнего возраста, пробуждая в них эстетическое и тесно связанное с ним религиозное чувство, устанавливая изящный вкус, изощряя слух и голос, ибо любовь к природе и прекрасному служит лучшим основанием и для нравственного воспитания.
3. История создания произведения, его основная идея и содержание.

Стихотворение Л. Модзалевского «Времена года» построено по принципу «вопрос – ответ» и состоит из четырёх строф, каждая из которых охватывает три строки. Отметим, что данное стихотворение сочетает в себе три размера – хорей (двухсложный размер с ударением в стопе на первом слоге), в котором написан поэтический вопрос, амфибрахий, в котором написан ответ в первых трех строфах, и дактиль, который появляется лишь в последнем ответе:

/Как вер-/не-тся к /нам вес-/на,

/Чем о-/да-рит /нас о-/на?

Цве-/та’-ми, цве-/та’-ми, цве-/та’-ми.

/Ну, а /лет-не-/ю по-/рой

/Чем бо-/га-ты /мы с то-/бой?

Хле-/ба’-ми, хле-/ба’-ми, хле-/ба’-ми.

/Ле-то /быс-тро /про-ле-/тит,

/Чем же /о-сень /наг-ра-/дит?

Пло-/да’-ми, пло-/да’-ми, пло-/да’-ми.

/Вот зи-/ма ка-/тит как /раз,

/Чем о-/на за-/сып-лет /нас?

Сне-/га’-ми, сне-/га-ми, сне-/га-ми.

Музыкально-теоретический анализ

1. Форма произведения и его структурные особенности.

Опираясь на структурные особенности стихотворения Л. Модзалевского, в своей хоровой композиции «Времена года» В. Римша придерживается куплетно-вариационной формы, в которой ясно ощутимы границы куплетов.

В данном произведении можно выделит четыре куплета (5 – 10 такты, 13 – 18 такты, 20 – 25 такты, 27 – 34 такты), соответствующие строфам поэтического текста. Отметим, что каждый куплет представляет собой простой неквадратный (6 тактов) период неповторного строения (a+b), состоящий из двух музыкальных предложений (4+2). Исключением является последний четвёртый куплет (27 – 34 такты), который охватывает квадратный (8 тактов) период неповторного строения (a+b), состоящий из двух музыкальных предложений (4+4).
2. Жанровая основа

Учитывая архитектонические особенности данного хорового сочинения, можно сказать, что оно относится к песенному жанру, а по своему объёму его необходимо отнести к жанру хоровой миниатюры.
3. Ладовая и тональная основа.

Особое внимание привлекает к себе ладотональное развитие хоровой композиции. В. Ришма широко использует средства взаимопроникновения традиционных мажорных и минорных ладов. Кроме того, красочный эффект смены сезонов года создается смелыми тональными сдвигами, выразительной игрой ладотональностей, мажоро-минорными переливами.

Так, произведение открывается тональностью D-dur, отличающейся яркостью и восторженными оттенками. Уже с первых тактов композитор вводит ладовое смещение в параллельный минор (h-moll).

Н апример, такты 1 – 4:

Такая ладовая переменность наблюдается и в первом куплете, что позволяет композитор «нарисовать» картину весеннего прихода, возрождение природы и начало новой жизни.

Н апример, такты 5 – 8:



В последующих куплетах основной тональный центр полностью смещается в h-moll, раскрывающее летнее и осеннее богатство и суровость зимы.

Н апример, такты 13 – 14:


Такты 22 – 23:



Такты 27 – 28:
Заканчивается произведение тональностью fis-moll.
4. Особенности гармонического языка.

Гармонический язык хоровой миниатюры «Времена года» очень прост, но в то же время выразителен, легко воспринимается слушателем и ярко подчёркивает образы поэтического текста. Не насыщая гармоническую линию, В. Римша делает акцент на поэтическом тексте, которому подчиняются все элементы музыкальной речи, прежде всего, гармония.

Интервальная сторона гармонии отмечена одноголосным движением, интервалами и мажоро-минорными аккордами в разных их перемещениях. С функциональной стороны, композитор опирается на тонико-субдоминантовые отношения.

5. Мелодическая и интонационная основа.

Жанровое происхождение мелодической темы – декламационное. В её основе лежат определённые речевые интонации:

  • скачки на чистые интервалы, раскрывающие вопросительную интонацию поэтических строк.

Н апример, такты 5 – 8:

Т акты 29 – 30:


  • с татичность и горизонтальность развития, в основе которого лежит секундовая интервалика, позволяющая композитору высветлить поэтический ответ.

Например, такты 17 – 18:





Такты 24 – 25:


В 31 – 34 тактах витиеватость мелодической линии и обилие внутрислоговых распевов музыкально претворяют снежные метели:




Умеренное движение в четырёхдольном размере придаёт музыкальному развитию восторженного характера, а также позволяет композитору музыкально претворить четыре удивительных сезона, каждый из которых неповторим и очарователен: цветущая весна, благоухающее лето, плодоносная осень и суровая зима.
6. Метроритмические особенности.

В данной хоровой композиции наблюдается небольшие метрические изменения (такт 26, такты 37 – 39), что связано в первую очередь с изобразительной функцией аккомпанемента.

Вся хоровая композиция «Времена года» выдержана в неизменном умеренном темпе, благодаря чему на протяжении всего музыкального развития сохраняется единый лирико-восторженный эмоциональный тонус.

Ритмика сдержанная и степенная, преимущественно опирающаяся на чередование четвертных и восьмых длительностей, что даёт возможность с одной стороны раскрыть восторженный интонационный строй стихотворения Л. Модзалевского, а с другой – высветлить главные поэтические образы.
7. Темп и агогические отклонения.
Темповое оформление данной хоровой обработки опирается на умеренные темпы, однако всё же композитор вносит некоторые темповые сдвиги, что позволяет ему более выразительно претворить поэтические образы и раскрыть эмоциональную сферу текста.

Данная композиция открывается темой торжественно-величавого характера, и продолжается на протяжении всего произведения.

В последних 3-х тактах происходит темповое смещение в ritenuto ( замедляя).
8. Динамические оттенки.

Динамика хора отмечена преобладающей громкой динамикой (нюанс f). В пределах такого общединамического форте, в хоре образуется индивидуализированная картина переменности времён года. Отметим, что развитие четвёртого куплета опирается на контрастное сопоставление нюансов, а именно р – ff, что усиливает общий эмоциональный тон.
Такты 27 – 30:

9. Фактурные особенности произведения и его музыкальный склад.
В хоровой композиции «Времена года» наблюдается сочетание гомофонии, монодии и полифонии, которое осуществляется в последовательном развертывании музыкальной формы, образуя смену одной фактуры другой.

Первый куплет выдержан в аккордово-гармоническом складе, придающий музыкальному развитию весомости и значимости, что позволяет композитору высветлить восторженный интонационный тон поэтического текста

Например, такты 5 – 8
Второй куплет начинается монодическим изложением, что придает основной теме особую рельефность и значительность, а также ярко раскрывает образ летней поры.
Такты 13 – 14
Далее фактура уплотняется до двухголосия, благодаря чему акцентируется внимание слушателя на поэтическую фразу «чем богаты мы с тобой? Хлебами». Отметим, что во 2-м сопрано наблюдается подголосок.

Такты 15 – 18:

В третьем куплете также наблюдается монодия, обращающее внимание на смысловую значимость поэтического слова «пролетит» и фразы «чем же осень наградит?».

Такты 21- 23:

В четвёртом куплете композитор опирается на имитационную полифонию, которая наполняет музыкальное развитие активностью и действенностью, что музыкально претворяет образ зимы, засыпающей землю снегами.
Такты 27 – 30:
10. Соотношение хоровой партитуры и сопровождения

Большую роль играет фортепианная партия, которая дополняет хоровую партию, создавая яркий цельный образ – лирико-приподнятое настроение.

Аккордовое изложение сопровождения каждого куплета дополняет хор, придаёт ему большей восторженности.

Например, такты 5 – 8:





Такты 27 – 28:

А последующее введение мелодической фигурации украшает основную мысль, изложенную в мелодии.

Н апример, такты 9 – 12:

Т акты 24 – 25:

И ногда в аккомпанемент включен изобразительный момент. Так, например, 13 такте приём тремоло изображает колосистые поля:

В 26 такте, со сменой метра на 3/2, изображается зимняя вьюга. Усиливается данный образ ниспадающим мотивом:




11. Связь музыки и поэтического текста.

На протяжении всего музыкально-поэтического развития наблюдается неполное и полное взаимодействие литературных и музыкальных структур. Это обусловлено стремление композитора с одной стороны высветлить разговорную диалогическую форму стихотворения Л. Модзалевского, а с другой – наполнить музыку лиричностью.

Вокально-хоровой анализ

1. Тип и вид хора.

Хоровая миниатюра «Времена года» В. Римши написана для однородного женского (детского) трёхголосного хора с сопровождением.

Общий диапазон хора:




Диапазон партий хора:



2. Диапазон и тесситурные особенности произведения.

Удобные рабочие диапазоны, преобладание средней тесситуры, благоприятное динамическое оформление создают для хоровых партий удобные тесситурные условия, что предполагает господство естественного ансамбля на протяжении всего исполнения.

Принадлежность данной композиции к детскому хору, а также лирико-восторженный эмоциональный строй поэтического текста предполагает преимущество лирических тембровых оттенков хоровых голосов. Отметим, что детские певческие голоса отличаются мягкостью, «серебристостью» звучания и ограниченностью силы звука.
3.Соотношение естественного и искусственного тесситурного ансамбля.

Исходя из тесситурных условий хоровых партий в некоторых фрагментах хоровой партитуры необходимо работать над искусственным ансамблем. Например, в 10 и 16 такте партия S находится в неудобных тесситурных условиях (высокие звуки звучат на тихую нюансировку).

Такт 10:
Такт 20:
5. Приемы хорового письма.

Среди основных приёмов хорового письма, использованных композитором на протяжении всего музыкального развития являются:

  • Принцип наслоения, при котором порядок расположения голосов по вертикали соответственно от их естественному высотному соотношению: сопрано, альты.

Н апример, такты 5 – 8:


  • Х оровая педаль.

Например, такты 9 – 10:



  • Х оровой унисон.

Например, такты 13 – 14:


  • Фактурное варьирование.


6. Виды хорового дыхания.

Хоровая партитура «Времена года» В. Римши исполняется на двух типах хорового дыхания – пофразовое и цепное.

Общехоровое дыхание наблюдается после исполнения двух поэтических фраз (вопрос), которые составляют одну музыкальную. Однако стоит отметить, что длительная музыкальная фраза, охватывающая 4 такта должна исполняться на цепном дыхании, при котором певцы должны менять дыхание не одновременно, а как бы «цепочкой», поддерживая непрерывность звучания.

Н апример, такты 5 – 8:
На протяжении всего исполнения характер хорового вдоха должен быть глубоким и спокойным, а выдох – равномерным и бесшумным.
Исполнительский анализ

1. Ансамбль строя и интонационный ансамбль.

Хоровая композиция «Времена года» не сложна в исполнении, однако дирижёру и певцам необходимо обратить на основные мелодические и гармонические интонационные сложности.

Мелодический строй:

Скачки на чистые интервалы, скачки на широкие интервалы, мелодические хода по звукам трезвучий, удержание звука продолжительное время являются основными мелодическими сложностями хоровых партий.

Рассмотрим некоторые примеры и пути их интонирования.

Все скачки на чистые интервалы, встречающиеся на протяжении всего мелодического развития, должны интонироваться устойчиво.

Н апример, такт 5: (партия S)




Такт 13:


В 10 такте (партия S) осуществляется скачок на большую сексту вниз, который требует широкого исполнения и низкого интонирования:

Мелодический ход по звукам минорного трезвучия в 22 такте интонируется таким образом: до диез (устойчиво, с незначительной тенденцией вверх) – ля (низко) – фа диез (устойчиво, с незначительной тенденцией вверх):



С 35 по 39 такты возникает сложность удержания звука на одной высоте продолжительное время. Существует тенденция к понижению данного звука, поэтому певцам необходимо постоянно как бы приподнимать его, постоянно вытягивая вверх:
Гармонический строй:

Работая над гармоническим строем, дирижёру и певца необходимо учитывать каждый звук и определить какую конкретную нагрузку он несёт в звучащем аккорде.

Н апример, такт 5:


Тоническое трезвучие.

Интонируется ре (устойчиво) – фа диез (высоко) – ля (устойчиво).

Т акт 6:


Квартсекстаккорд третьей ступени.

Интонируется: до диез (устойчиво, с незначительной тенденцией вверх) – фа диез (устойчиво, с незначительной тенденцией вверх) – ля (низко).

Ритмический ансамбль:

Сохранение метроритмической организации произведения, хоровая полиритмия и затактовые вступления представляют для певцов основным метроритмические сложности.

Так, при исполнении хоровой композиции «Времена года» очень важна внутренняя долевая пульсация каждого участника хора. Певцам необходимо применять внутридолевое дробление и пульсирующее заполнение длительностей.

В четвёртом куплете в хоровых партиях используется разные ритмичные рисунки мелодических линий и не верное, не точное исполнение которых может способствовать нарушению метроритмического ансамбля.

Т акты 27 – 34:




Для выполнения таких мест всем участникам хора необходимо внутренне отсчитывать метр произведения и сопоставлять его с ритмическим рисунком мелодических линий остальных партий.

Вторая музыкальная фраза («ответ») начинается с затактового вступления, которое должно быть устремлено в последующую основную долю.

Н апример, такты 8 – 9:


Т акты 23 – 24:

Темповой ансамбль:

В данной хоровой композиции используется единый темп на протяжении всего музыкального развития, поэтому работа над темповым ансамблем должна быть направлена только на сохранение постоянства темпа, которая связана с метроритмическим ансамблем, а именно с ощущением пульса метроритмической основы произведения.
Динамический ансамбль:

Благоприятные тесситурные условия хоровых партий, преобладание средней тесситуры в удобном динамическом оформлении, создают естественный ансамбль.

Однако, в работе над динамическим ансамблем певцы и хормейстер должны следить зауравновешенностью по силе голосов внутри партии и согласованностью громкости звучания хоровых партий в общем ансамбле, а также, что немало важно, контролировать силу звучания в нюансе f и избегать крикливого форсированного звука.
Штриховой ансамбль:

При исполнении произведения «Времена года» певцы должны пользоваться связным звуковедением legato. Но, в припевах необходимо использовать штрих non legato, т.к без него не передать «Звончатость». Исполнителям необходимо следить за тем, чтобы звук ровно выдерживался на протяжении всей своей длительности и непосредственно «переливался» в другой, без какого-либо перерыва или толчка.
Дикционно-орфоэпический ансамбль:

Поэтический текст хоровой композиции «Времена года», исходя из её эмоционального наполнения, должен пропеваться мягко и ровно.

При работе над дикционным ансамблем певцам следует помнить основные правила певческой дикции (согласные произносятся коротко и четко, гласные – поются; последний согласный звук состав переносится на начало следующего) и правила орфоэпии:


Пишется

Орфоэпическое правило

Пропевается

вернётся

окончание «тся» исполняется как «ца»

верне[ца]

одарит, она, порой, богаты, тобой, лето, быстро, пролетит, плодами

безударная «о» исполняется как «а»

[а]дарит, [а]на, п[а]рой, б[а]гаты, т[а]бой, лет[а], быстр[а], пр[а]летит, пл[а]дами

осень

мягкий знак смягчает звук, стоящий перед ним

осе[н']

раз

звук «з» в конце слова заменяется на «с»

ра[с]


Основываясь на вышеперечисленных правилах, на особенностях цепного дыхания, при исполнении данного хоровой композиции поэтический текст пропевается так:
Ка-кве-рне-[ца] кна-мве-сна,

Че-м[а]-да-ри-тна-с[а]-на?

Цве-та-ми, цве-та-ми, цве-та-ми.

Ну, а ле-тне-ю п[а]-ро-йче-мб[а]-га-ты мы ст[а]-бой?

Хле-ба-ми, хле-ба-ми, хле-ба-ми.

Ле-т[а] бы-стр[а] пр[а]-ле-ти-тче-мже о-се[н'] на-гра-дит?

Пл[а]-да-ми, пл[а]-да-ми, пл[а]-да-ми.

Во-тзи-ма ка-ти-тка-кра-[с]че-м[а]-на за-сы-пле-тнас?

Сне-га-ми, сне-га-ми, сне-га-ми.
7. Исполнительская фразировка.

Опираясь на диалогическую форму стихотворения Л. Модзалевского, в данной хоровой композиции можно выделить две музыкальные фразы, первая из которых охватывает две поэтические строки и развивается на протяжении четырёх тактов, а вторая ограничивается одной поэтической строкой и двумя тактами.

С охраняя особенности размера поэтического текста, композитор также использует хорейную музыкальную фразировку, акцентный элемент которой находится в начале волны.

Например, такты 5 – 6:


Акцент приходится на первое слово «КАК».

Т акт 27 – 28:


Акцентируется слово «ВОТ».

На такой фразировке основано начало всей куплетов. Поэтический ответ же исполняется в ямбических мотивах, акцент которых смещается в конец волны.

Н апример, такты 8 – 9:


Акцент находится на втором слоге слова «цвеТАми».

Т акты 23 – 24:
Акцентируется второй слог слова «плоДАми».


8. Создание исполнительского плана.

В своей хоровой композиции «Времена года» В. Римша широко трактует поэтический текст, стремясь передать прежде всего основную направленность его содержания, не прибегая к излишней детализации в выразительных средствах музыки.

Выразительное вступление фортепианной партии в тональности D-dur с ладовой переменностью и в громкой нюансировке, вводит слушателя в лирико-восторженную атмосферу.

Аккордово-гармоническое изложение хоровой партии, ярка динамика, декламационная мелодия с внутрислоговыми распевами «рисуют» картину цветущих и благоухающих весенних лугов. Во второй куплете смещением тонального центра в параллельный минор (h-moll), монодической фактурой, которая постепенно уплотняется, яркой динамической линией композитор изображает колосистые летние поля.

В третьем куплете, также опираясь на громкую динамику, переменность фактурного строя (монодия – гомофония) и тональность h-moll, композитор раскрывает богатство и щедрость осенней поры. В четвертом куплете тихим динамическим нюансом р и полифоническим изложением, композитор создаёт загадочную атмосферу, в которой претворяет образ зимы, завораживающей своей красотой.

Вторая музыкальная фраза звучит на ff с обилием внутрислоговых мелодических разводов, благодаря чему перед слушателем предстаёт образ совсем иной зимы – суровой и холодной.

В заключительных тактах звучание хоровой педали на фоне повторяющихся мелодических мотивов фортепианной партии в тональности минорной доминанты (fis-moll) создаёт таинственную атмосферу.
9. Репетиционный план.

В репетиционной работе над хоровой композицией «Времена года» дирижёру необходимо сначала отказаться от аккомпанемента и исполнять произведение a cappella. Такое исполнения даёт возможность усовершенствовать кантилену, выстроить и услышать в своём пении гармоничные созвучия.

С самого начала следует уделить внимание анализу как поэтического, так и нотного текста, выяснить с певцами как движется мелодическая линия каждой хоровой партии. После изучения мелодических линий, необходимо приступить к сведению сначала двухголосия (попеременно партиями), а затем к общему хоровому звучанию (трёхголосия).

Далее следует установить методы работы над хоровыми ансамблями, звуковедением, определить выразительность поэтического текста и его логических ударений, а также музыкальную фразировку. После разобранного произведения, необходимо переходить на пение с аккомпанементом.
Особенности дирижерского жеста

1. Характеристика дирижерских жестов

Хоровая композиция В. Римши «Времена года» требует от дирижёра определённой техники и ставит перед ним такие сложности и задачи как:

  • Штрих legato.

  • Штрих non legato

Движения рук дирижера должны выражать связное, плавное движение с едва лишь заметными толчками в точках перемены долей. Опора движения рук при этом должна находиться в предплечье и плече.

  • Дирижирование акцентов.

Акценты наблюдаются в фортепианной партии и нуждаются в особом подготовительном замахе, специальном ауфтакте.

  • Сохранение единого темпа.

Темп является наиболее неустойчивым элементом исполнения, поэтому дирижеру необходимо с особым вниманием следить за сохранением взятого темпа. Перед началом пения дирижёру следует мысленно представить себе темп первых тактов произведения. Это поможет установить правильный темп всего произведения.

  • Динамическое оформление произведения.

Особое внимание дирижёру нужно обратить на дифференциацию движений для p, которые должны быть небольшими, спокойными, и для f, которые должны быть волевыми и решительными. 
2. Виды применяемых ауфтактов.

Комбинированный ауфтакт.

В данном произведении используются две группы ауфтактов . Первая – ауфтакты, направленные на подготовку звучания, вторая – ауфтакты, подготавливающие снятие звучания.

Для снятий в конце мотивов используются комбинированные ауфтакты.

  • Затактовые вступления.

Все хоровые затактовые вступления должны исполняться активным и энергичным жестом, который должен быть направлен на последующую основную метрическую долю.

  • Дирижирование с аккомпанементом.

При исполнении данного сочинения дирижёру необходимо разграничивать функции рук (дифференциация дирижёрских рук). Данное разграничение зависит от преимущества хора или аккомпанемента. Так, в куплетах дирижёру следует направить своё внимание на хор, а в проигрышах - на сопровождение.

3. Дирижирование фермат и пауз.

В последнем такте произведения композитором поставлена снимаемая фермата, удержание последнего аккорда хором и снятия на последнюю долю, круговым движением.
4. Особенности дирижирования метрических и ритмических структур.

Незначительное изменение метра с 4/4 на 3/2 и 2/2 требует от дирижёра смену дирижёрской схемы.

Так, метр 4/4 тактируется по четырёхдольной фигуре (вниз, влево, вправо, вверх), метр 3/4 – по трёхдольной фигуре (вниз, вправо, влево), метр 2/2 по двухдольной фигуре (вниз, вверх).
Список использованной литературы


  1. Гоголин М. Р., Работа студента над аннотацией хорового произведения. Вологда, «РУСЬ» 2003г.

  2. Дмитревский Г. Хороведение и управление хором. М.: Госмузиздат, 1957. – 106 с.

  3. Краснощеков В. Вопросы хороведения. М.: Музыка, 1969. – 299 с.

  4. Лев Николаевич Модзалевский (1837-1896) / Т. Л. Модзалевская. – СПб.: ЛЕМА, 2016. – 116 с.

  5. Малько Н. А. Основы техники дирижирования. – СПб.: Композитор, 2015. – 252 с.

  6. Мусин И. А. Язык дирижерского жеста. – М.: Музыка, 2006. – 232 с.

  7. Самарин В. А. Хороведение. – М.: Музыка, 2011. – 320 с.

  8. Чесноков П. Хор и управление им. М.: Госмузиздат, 1961. – 240 с.



написать администратору сайта