Развитие идей В. М. Бехтерева в комплексном изучении трудовой деятельности (20 век). Развитие идей В. М. Бехтерева в комплексном изучении трудовой де. Владимир Михайлович Бехтерев
Скачать 19.34 Kb.
|
Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927) - выдающийся русский медик-психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, академик, основоположник рефлексологии и таких направлений как патопсихология в России. Для того, чтобы разобраться в идеях В. М. Бехтерева в изучении трудовой деятельности, нужно определить, что такое психология труда. Психология труда — раздел психологии, который рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Работоспособность человека постоянно меняется в зависимости от влияния целого ряда стабильных и эпизодических факторов. Их влияние непрерывно изучается, и установлены определенные закономерности, которые представляют особый интерес для создания благоприятных условий труда. Деятельность В. М. Бехтерева в изучении трудовой деятельности простилается через всю его карьеру, начиная от работы с известными профессорами будучи аспирантом, заканчивая работой в Казанском университете и Петербургской военно-медицинской академии. Девять лет, проведенных в Казанском университете, сослужили большую роль в научном отношении. В большой и образцовой для того времени окружной психиатрической лечебнице, Бехтерев встретил огромный клинический материал по душевным болезням. К тому же, университет дал ему возможность устроить в его стенах первую для того времени психофизиологическую лабораторию для научных изысканий в области анатомии, физиологии и экспериментальной психологии. Благодаря этому ему удалось в Казани провести и закончить часть анатомических работ по мозгу и подготовить уже тогда первое издание «Проводящих путей». Кроме того, в Казани же, Бехтерев был в числе первых из русских ученых, который вводил в практику гипноз и внушение и написал по этому предмету ряд своих работ. После работы в Казанском университете начался новый этап в научной деятельности Бехтерева. Он получил предложение возглавить кафедру и клинику нервных и душевных болезней в Петербургской военно-медицинской академии. Здесь по его инициативе были организованы: анатомическая лаборатория для изучения строения центральной нервной системы, лаборатория экспериментальной психологии. В 1899 году за большие заслуги перед отечественной наукой он был удостоен звания академика Военно-медицинской академии. Петербургский этап творчества Бехтерева можно охарактеризовать определенной стадиальностью: общее их направление составляет переход от объективного экспериментального изучения психики к рефлексологии, отказывающейся от исследования психических явлений и акцентирующей внимание лишь на их внешних проявлениях. В работе «Объективная психология» обосновывается перспективность объективного метода изучения психологии, рефлекторный процесс рассматривается как конкретное выражение и способ его реализации. В более поздних из перечисленных работ происходит уже полный отказ от психологии, психических явлений, системы её категорий и понятий. Отвергнув субъективную психологию, Бехтерев ставит задачу создания новой психологии, базирующейся на строго объективном методе изучения психики. Бехтерева психология была трансформирована в рефлексологию и полностью растворена в последней. Тем, что можно подвергнуть объективному наблюдению и исследованию, является поведенческие реакции, которые обусловлены биологической природой человека, организма в целом и социальной средой. Это и составляет два главных фактора поведения, которые были объединены в своеобразной формуле — «биосоцио». В изучении трудовой деятельности, В. М. Бехтерев также затрагивает тему воспитания. Он считает, что необходимо всемерно развивать в детях, наряду с инициативой, стремление к деятельности на общую пользу в форме совместного труда. Ему кажется, что пропаганду социального героизма следовало бы ввести в воспитание детей и юношества. Это и осуществлялось под его руководством сотрудниками Воспитательно-Клинического института. Краткий конспект деятельности В. М. Бехтерева хоть и может отразить проделанную учёным работу за девятнадцатый и двадцатые века, он не так явно отражает тему эссе, в отличие от статьи «Личность и условия её развития», на которой я в дальнейшем буду строить свои рассуждения. Среди тем, которые Бехтерев поднимает в своей статье, очень чётко выделяется тема нравственности. Цитируя С. Глинке, Бехтерев говорит: «С тех пор, как стоит мир, одни лишь нравственные начала прочно сплачивают людей … Никакие многочисленные армии не могут спасти того государства, в котором расшатаны нравственные устои, ибо и сила самих армий зиждется исключительно на нравственных началах.» Тема нравственности, как мне кажется, с каждым годом играет всё бόльшую роль в обсуждении каких-либо событий или относительных предметов, ведь свобода высказывания мыслей в наши дни многократно превосходит саму себя годы, века тому назад. «Что такое плохо» или «Что такое хорошо» каждый человек, пройдя какой-то жизненный путь, выбирает для себя сам. Однако, более развитый, или, более опытный в рефлексии человек отвечает более глубоко на подобные вопросы. Саморазвитие, либо же его отсутствие, Бехтерев комментирует таким образом: «Как для правильного развития тела необходимо правильное физическое питание, так для умственного развития, приводящего к развитию личности, необходимо правильное доставление пищи духовной…Но вопросы воспитания и обучения чрезвычайно деликатны и требуют большой осмотрительности в своем применении. Прежде всего здесь нужно иметь в виду при соблюдении физической и умственной гигиены постепенное приучение к систематическому труду, развитие самостоятельного мышления с широким миросозерцанием …и стойкость характера». Таким образом, рассуждения о собственном развитии перетекают в рассуждения о важности труда в жизни человека: «праздность, чем бы она ни обусловливалась, приводит естественным образом к понижению умственной работоспособности, к невознаградимой утрате умственного материала за время бездеятельности, к недостаточному усовершенствованию нервно-психических механизмов, что доказывается между прочим также и психометрическими исследованиями, и вообще к умственному и телесному обессилению, а последовательно – к нравственному и физическому вырождению». Бехтерев в данном высказывании пошёл от обратного – он критикует праздность, и с его критикой тяжело не согласиться: во-первых, время, потраченное на празднование, можно было потратить на что-то более полезное для себя или общества; во-вторых, человек чувствует себя гораздо счастливее, когда он ставит себе цели с длительным достижением, и достигает их, в отличие от ситуации, когда он своё желание мгновенно удовлетворяет. Подобные удовольствия, чаще всего, губительны для здоровья, как физического, так и психологического. Это также комментирует Бехтерев, приводя в пример выпивку алкоголя: «особенно если к праздности присоединяются ее естественные спутники – алкоголизм и другие излишества». Было бы странно не увидеть критику алкоголизма в данной статье, ибо Бехтерев многократно до и после написания данной статьи негативно высказывался на эту тему. Поднимем тему воспитания снова, но, как и до этого – в контексте данной статьи. Бехтерев говорит: «Правильно организованная общественная деятельность на началах самоуправления и свободно избранного представительства есть лучшая школа для окончательного развития и воспитания личности и создания народного характера. Здесь в практическом общении с себе подобными на почве общественных интересов завершается воспитание личности и развертывается та ее мощь, которая является результатом долгого и упорного подготовительного труда.» Можно сделать вывод, что Бехтерев говорит о типичной школе, однако данное высказывание может подойти как к описанию Высшего Учебного Заведения, так и любой другой общественной организации, направленной на воспитание/обучение молодого поколения. Слова «правильного организованная» являются ключевыми в этом высказывании, ведь и по сей день с организацией учебных заведений сплошные беды, начиная несоблюдением норм в отдалённых частях мира, заканчивая отсутствия прививания детям/подросткам желания трудиться и обучаться. Большинство детей, включая меня, ходило в школу за неимением выбора, а не из-за желания познать мир. Я уверен, многие дети растут в условиях отсутствия труда, либо же в его наилегчайшей форме. Однако проблема не в том, что нагрузка слишком маленькая – это, наоборот, может сыграть злую шутку в дальнейшем – у детей, а также взрослых слишком много отвлекающих факторов, которые в комплексе гораздо более притягательны, нежели труд и обучение и развитие. Таким образом, изучив деятельность В. М. Бехтерева, а также разобрав статью «Личность и условия её развития», я проследил развитие идей учёного в комплексном изучении трудовой деятельности. |