Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.2. Художественное произведение как предмет изучения в начальной школе

  • Создать Документ Microsoft Office Word (5). Влияние литературы как искусства слова на человека ничем не заменимо, ибо искусство являет собой особый способ освоения мира


    Скачать 18.93 Kb.
    НазваниеВлияние литературы как искусства слова на человека ничем не заменимо, ибо искусство являет собой особый способ освоения мира
    Дата27.01.2022
    Размер18.93 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСоздать Документ Microsoft Office Word (5).docx
    ТипДокументы
    #343847

    Влияние литературы как искусства слова на человека ничем не заменимо, ибо искусство являет собой особый способ освоения мира. «Зародившись у истоков истории человечества как структура мифологического мышления и обретя самостоятельность после распада мифологии, оно прошло через всю историю человечества, потому что обладает способностью безгранично расширять поневоле узкий в пространстве и времени реальный жизненный опыт индивида, заставляя его переживать тот опыт, который он получает, живя в «художественной реальности». Искусство выполняет тем самым лишь ему доступную миссию – силой переживания создаваемой им «художественной реальности» приобщать людей к культуре своего времени и своего народа, a через нее к основному, инвариантному содержанию культуры человечества», – писал М.С. Каган.

    Ученые выделяют пять основных функций литературы: эстетическую, воспитательную, аксиологическую, познавательную, гедонистическую.

    Эстетическая функция имеет особое значение, поскольку и познание, и воспитание, и формирование убеждений, и развитие чувств литература осуществляет только ей присущими способами и средствами и вне эстетического восприятия функциональная направленность литературы как искусства не реализуется. Эстетика оценивает мир не по законам пользы, а по законам красоты, и потому эстетическая оценка – оценка, соотнесенная с общечеловеческими ценностями. Эстетическое воздействие – «одно из коренных имманентных сущностных свойств литературы и искусства, пробуждающее творческий дух, творческое начало личности, желание и умение творить по законам красоты и формирующее ценностные ориентиры реципиента, его художественные вкусы, способности и потребности» (Ю.Б. Борев).

    Аксиологическая (оценочная) и воспитательная функции литературы тесно связаны. Изображая жизнь, воссоздавая жизненные ситуации, описывая поступки, переживания, размышления персонажей, писатель одновременно оценивает их, так как каждое слово в тексте пронизано авторским чувством, авторским видением мира: «…в произведении складывается целая система художественных утверждений и отрицаний, оценок. …Каждое произведение несет в себе и стремится утвердить в сознании воспринимающего некоторую систему ценностей, определенный тип эмоционально-ценностной ориентации» (А.Б. Есин). Но воспитательная функция литературы не означает логического усвоения, принятия некой системы ценностей, «изъятой» из произведения в виде вывода; воспитание происходит в результате приобщения читателя к духовному опыту, аккумулированному в произведении и не поддающемуся логической регламентации. Этот опыт приобретается в процессе общения с текстом художественного произведения, а не в результате выводов, сделанных из прочитанного под руководством педагога. «Попытка заменить в преподавании гуманитарных предметов эмоциональное и эстетическое влияние прямой нравственной проповедью наивна. Догма управляет поведением иначе, чем внутренний импульс. Искусство гуманно по своей природе, оно помогает человеку преодолеть конфликт между должным и сущим, сделать высокое желанным» (В.Г. Маранцман).

    Познавательная функция литературы не сводится к извлечению фактической информации из текста. Литература познает то, что недоступно науке, поскольку познает мир иначе. Научное познание расчленяет и анализирует действительность, выделяя существенные признаки, абстрагируясь от индивидуального, оперирует понятиями, которым присуща однозначность. Литература как искусство идет путем сотворения второй – художественной – действительности. При этом воссоздается жизнь целостно в конкретно-чувственных формах, образах. «Художественный образ – конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение» (Л.И. Тимофеев).

    Образ, в отличие от понятия, обобщает, не лишая явления их индивидуальности. Образ обладает многозначностью и недосказанностью, поэтому требует не понимания и усвоения, а сопереживания, размышления, поиска смысла, интерпретации.

    Гедонистическая функция искусства – функция эстетического наслаждения красотой, духовной радости от обретения гармонии, художественного преодоления противоречий бытия – особенно важна для начального литературного образования. Урок литературного чтения призван дарить ребенку встречу с прекрасным, давать опыт эстетических переживаний, эмоциональных прозрений, опыт наслаждения от духовного общения с искусством.

    Осуществление функций искусства зависит во многом от того, как происходит общение читателя и писателя, в какой степени востребован читателем духовный потенциал художественного произведения, т.е. от его читательской культуры.

    1.2. Художественное произведение как предмет изучения в начальной школе

    В литературоведении выделяются два основных подхода к изучению художественного произведения: историко-литературный и системно-функциональный. Первый предполагает изучение произведения в контексте литературного процесса, контексте эпохи, второй – ставит в центр внимания произведение как систему и предполагает изучение многосторонних и многоуровневых связей отдельных элементов текста, взаимодействие которых рождает единое целое. Если в литературоведении названные подходы могут существовать параллельно, то в процессе школьного литературного образования происходит постепенное восхождение от восприятия отдельных произведений как самостоятельной эстетической ценности к изучению творческого пути писателя, связи произведения с исторической эпохой, литературным направлением, литературным процессом.

    Специфике начального этапа литературного образования в наибольшей степени отвечает системно-функциональный подход к произведению, так как, во-первых, он отражает естественный для обычного читателя путь от текста произведения к художественному миру. Во-вторых, предметом внимания начинающего читателя является прежде всего текст произведения, причем, поскольку изучаются тексты небольшого объема, a совершенствование техники чтения требует многократного перечитывания, создаются предпосылки для скрупулезного анализа текста, воспитания внимательного отношения к слову. В средней школе уже нет возможности для перечитывания всего произведения в целом под руководством учителя: чаще всего урок строится как беседа на материале прочитанных дома глав с выборочным чтением отдельных фрагментов текста, что, естественно, затрудняет целостность восприятия, особенно если начальная школа не подготовила читателя к целостному анализу. В-третьих, младшие школьники не обладают историко-литературными знаниями, имеют весьма ограниченный читательский и жизненный опыт, поэтому текст является почти единственным источником их суждений о произведении. Постепенное накопление необходимых знаний позволяет уже в рамках начальной школы устанавливать отдельные связи между произведением и творчеством писателя, произведением и культурой, произведением и эпохой, в которую оно было создано, и создает предпосылки для реализации культурологического и (или) историко-литературного подхода в средней школе.

    В литературоведении различаются понятия «художественный текст», «художественное произведение», «художественный мир». Текст рассматривается как основной компонент, без которого невозможно само существование литературного произведения, однако художественное воздействие произведения зависит не только от текста, но и от жизненного опыта, мировоззрения, эстетической подготовки читателя. Поэтический мир – это идеальное, духовное содержание. Художественный текст – форма существования духовного содержания. Художественное произведение трактуется как двуединый процесс претворения мира в художественном тексте и преображения текста в художественный мир. «Художественный мир литературного произведения потому и является миром, что включает в себя, внутренне объединяя, и субъекта высказывания, и в определенном смысле адресата высказывания – «читателя» – как одного из неявных, но неизменных компонентов литературного произведения как целого», – пишет М.М. Гиршман. Однако, разделяя названные понятия, литературоведы подчеркивают условность такого деления, дающего новый толчок скорее развитию теории литературы, чем эстетическому восприятию, которому только и может открываться во всей полноте художественный мир. «Литературоведу – как ученому – остается, по-видимому, одно: анализировать внешнюю данность художественного текста как систему, направляя по этому пути свое познание на произведение как целостность, открывающуюся ему в своей полноте и неизбыточности лишь в его эстетическом переживании», – констатирует В.И.Тюпа.

    Поскольку путь вхождения в художественный мир произведения всегда лежит через анализ его текста, a целью школьного анализа является углубление эстетического переживания, a не добывание научной истины, для школьной практики, особенно на начальном этапе литературного образования, различение понятий «текст», «произведение», «художественный мир» непродуктивно. Существенным для учительской деятельности оказывается положение о тексте как системе. На первый взгляд, восприятие литературного произведения кажется делом очень простым, ведь текст написан на языке, которым читатель пользуется в жизни как средством общения. Но это обманчивое впечатление. Слово – это еще не язык художественного текста, это строительный материал художественного образа. Значение в художественном тексте имеют не слова и предложения сами по себе, a их назначение в произведении как целом.

    Таким образом, методический вывод, вытекающий из представления о художественном произведении как о целостности, состоит в признании необходимости системно-функционального подхода к изучению художественного текста на уроке литературного чтения.

    1.3. Чтение как речевая и эстетическая деятельность


    Чтение – сложная деятельность, в которой различают техническую сторону – процесс перекодирования письменной речи в звучащую – и содержательную сторону – постижение смысла прочитанного. Первоначальный навык чтения ребенок приобретает на уроках обучения грамоте, к концу обучения по азбуке ученик должен овладеть слоговым чтением с переходом на чтение целыми  словами. В дальнейшем техника чтения совершенствуется на всех уроках и в обыденной жизни, но на литературном чтении может выделяться специальное время на совершенствование отдельных качеств навыка чтения.

    Содержательная сторона чтения зависит от специфики читаемого текста, поэтому чтение может рассматриваться и как речевая деятельность (если читается учебный или научный текст), и как эстетическая деятельность (если читается художественное произведение).

    Учебно-научный и художественный тексты различаются по цели создания, предмету и способу описания (изображения).


    написать администратору сайта