Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.Теоретические основы эстетического воспитания средствами эстетического воспитания средствами ознакомления детей с народным декоративно- прикладным искусством.

  • 2.Педагогическая работа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством.

  • Заключение Список использованных источников Приложение А

  • Приложение В

  • Приложение Г

  • 1. Теоретические основы эстетического воспитания средствами ознакомления детей с народным декоративно-прикладным искусством 1.1 Общее понятие эстетического воспитания

  • 1.2. Элементы народного творчества в эстетически развивающей среде.

  • курсовая. КР Измаилова вар 2. 1. 1 Общее понятие эстетического воспитания


    Скачать 76.54 Kb.
    Название1. 1 Общее понятие эстетического воспитания
    Анкоркурсовая
    Дата10.02.2023
    Размер76.54 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКР Измаилова вар 2.docx
    ТипРеферат
    #929758
    страница1 из 4
      1   2   3   4



    Содержание


    Введение

    1.Теоретические основы эстетического воспитания средствами эстетического воспитания средствами ознакомления детей с народным декоративно- прикладным искусством.

    1.1 Общее понятие эстетического воспитания.

    1.2 Элементы народного творчества в эстетически развивающей среде.

    1.3 Народное декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания.

    1.4 Особенности эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами народного декоративно-прикладного искусства.


    2.Педагогическая работа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством.

    2.1 Анализ педагогического опыта

    2.2 Методические основы использования народного декоративно-прикладного искусства как средство эстетического воспитания
    Заключение

    Список использованных источников

    Приложение А Развивающая среда по ДПИ.

    Приложение Б Саратовская глиняная игрушка.

    Приложение В Технологическая карта занятия по теме «Филимоновский петушок».

    5

    11
    13
    20

    26
    33
    39

    41

    43

    Приложение Г Технологическая карта занятия по теме «Красна птица опереньем, а человек уменьем».
    Введение

    «Человек по натуре своей художник.

    Он всюду, так или иначе, стремится

    вносить в свою жизнь красоту...»

    Народное искусство в нашей многонациональной стране занимает особое место. Оно отображает самобытность, художественный гений народа: его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простату взглядов и чувств; воспитает лучшие черты народного характера смелость, гуманность, преданность гражданскому долгу, Родине, честность, богатырскую силу, оптимизм ; вносит свои наиболее значительные достижения в сокровищницу единой интернациональной культуры русского народа.

    Народ веками стремится в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты. Изделия декоративно прикладного искусства раскрывают перед детьми богатство культуры народа, помогают им усвоить нравы, обычаи, передаваемые от поколения поколению, учат понимать и любить прекрасное.

    Орнаментальная основа народного искусства доступна дошкольникам для воспитания и отображения в творческой деятельности. Яркие чистые цвета узоров, симметрия и ритм чередования форм привлекают детей, вызывают у них желание воспроизвести увиденное. Это обусловливает необходимость более глубокого изучения воспитателем творческого опыта народных мастеров, овладения навыков изображения народного орнамента, соответствующей организации работы с детьми по ознакомлению с народным искусством и обучением их умению создавать узоры по мотивам украшения изделий быта, костюма и др.

    В наши дни русское народное творчество получило самые широкие возможности для своего развития. Мировую известность получили и чудесное искусство вологодских кружевниц, и изумительная роспись Хохломы, и нарядное мастерство дымковской, Городецкой игрушки, поражающими своими яркими, сочными красками. Во всем этом мы видим проявления одаренности русского народа, его неисчерпаемых творческих сил и талантов.

    Актуальность темы обусловлена тем, что воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного необходимо.

    Цель исследования: изучить и проанализировать теоретический и практический материал по использованию декоративного искусства для эстетического развития детей.

    Объект исследования: воспитательно-образовательный процесс по продуктивным видам деятельности, в частности использования в нём народного творчества.

    Предмет исследования: эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами народного искусства

    Задачи:

    1. Изучить элементы народного творчества, используемые в развивающей среде ребенка старшего дошкольного возраста;

    2. Рассмотреть народное декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания.

    3.Выяснить особенности эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами народного декоративно-прикладного искусства.

    Гипотеза исследования: эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста будет проходить эффективно, если в работу с детьми будут включены занятия с использованием элементов народного творчества.

    Методы исследования: анализ теоретической и психолого-педагогической литературы по теме исследования, изучение инновационного передового педагогического опыта других педагогов.

    1. Теоретические основы эстетического воспитания средствами ознакомления детей с народным декоративно-прикладным искусством
    1.1 Общее понятие эстетического воспитания

     

    Эстетическое воспитание, по мнению многих педагогов и деятелей культуры, формирует личность, поэтому эстетическое начало должно пронизывать всю жизнь ребенка. Педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитию творческих способностей.

    Особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству. Волнуя

    и радуя, оно раскрывает перед детьми социальный смысл жизненных   явлений, заставляет их пристальнее всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, к осуждению зла.

    ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - целенаправленный процесс формирования творческой личности, способный воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, создавать художественные ценности.

    В дошкольных учреждениях педагог осуществляет эстетическое воспитание, решая важные задачи:

    - приобщение детей к прекрасному через знакомство с искусством (литература, музыка, изобразительное и театральное искусство, архитектура и др.), как классическим, так и народным, через познание красоты природы и эстетику среды, в которой живут и развиваются дети;

    - формировать у них представления и знания о прекрасном в жизни и искусстве, развитие эстетического восприятия, эстетических чувств, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что их окружает;
    - формирование у детей эстетических интересов, художественных потребностей, творчества и способностей;

    - систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей;

    - развивать художественно - творческие способности детей. Их деятельность должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой.

    Эстетическое воспитание взаимодействует со всеми сторонами педагогики. Полноценное умственное и физическое развитие, моральная чистота и активное отношение к жизни и искусству характеризуют целостную, гармонически развитую личность, нравственное совершенствование которой во многом зависит от эстетического воспитания. Задачи эстетического воспитания непосредственно связаны с формированием нравственного облика ребенка- дошкольника. Научить малыша различать добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать красоту форм, линий, звуков, красок - это значит сделать его лучше, чище, содержательнее.

    Работа по эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы её организации очень многообразны и результаты проявляются в различных видах деятельности:

    1. Воспитание эстетического отношения к окружающей действительности через ознакомление с общественными и природными явлениями в быту, в процессе труда, игры.

    2. Эстетическое воспитание средствами искусства.

    Воспитание эстетического отношения к окружающему способствует формированию многих качеств личности ребенка. Для того.

    -------------------------------------------------

    1. Торшилова Е.М. Шалун, или мир дому твоему: Эстетическое воспитание дошкольников / Е.М. Торшилова // Дошкольное воспитание. – 2018.-№9.С-20

    Чтобы правильно организовать работу по эстетическому воспитанию, целесообразно наметить ее примерное содержание, определить конкретные

    требования, соответствующие общим задачам воспитания, для детей каждой возрастной группы. Это позволяет избежать случайностей, стихийности, односторонности в отборе средств и методов эстетического воспитания, располагать материал в определенной последовательности.

    Программа эстетического воспитания предполагает формирование восприятия, воображения, памяти, развитие интересов, чувств, склонностей и способностей, которые содействуют возникновению активного отношения к жизни. Органическое сочетание эстетического и этического - наглядно проявляется в отношении к труду, к общественной жизни. В дошкольном детстве эстетическое отношение к окружающему проявляется в своеобразных формах и постепенно. В результате выполнения самых простых требований у детей раннего возраста формируется чувство ритма, формы, цвета. Для того, чтобы понимать прекрасное в искусстве и жизни, необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетический впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определенное развитие эмоциональных и познавательных процессов.

    В детском саду дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, педагог воспитывает у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать. -------------------------------------------------

    2. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для ВУЗов / Е.А.Дубровская, Т.Г.Казакова, Н.Н.Юрина и др.; Под ред.Е.А. Дубровской, С.А.Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2018.-256с

    3.Поровской Г. А.- М.: Гумонит, Владос, 2016 г. 3. Полунина В. Н. Искусство и дети. – М.: Академия, 2016 г.-150с
    произведения искусства

    В качестве важного принципа следует назвать и широкое использование созданных детьми произведений в жизни группы, детского учреждения в целом, чтобы дети  видели нужность созданного ими. Дети могут участвовать в создании декораций к играм - драматизациям, к праздникам, изготовлять детали костюмов, готовить инсценировки, песни, хороводы. Дети могут изготовлять дидактические и настольно-печатные игры. Работа по эстетическому воспитанию может осуществляться в течение всего дня, начиная с прихода детей в детский сад. Принимая детей в группу, воспитателю необходимо спрашивать детей о том, что  они видели по дороге в детский сад, предлагает описать виденное, подчеркнуть, что особенно понравилось. Можно расспросить детей и об их любимых сказках, стихах, если будет подходящая ситуация,  прочитать им стихотворение, рассказать о том, что сам видел, идя в детский сад. Такое содержательное общение детям необходимо. Оно будет стимулировать желание увидеть красоту окружающей жизни. Каждый момент детской жизни должен быть пронизан эстетикой, поэтому важно создать эстетическую среду, чтобы детей окружала красота.

    Осуществляя работу по развитию детского творчества, необходимо шире включать детей во все процессы подготовки к исполнению, выслушивать их мнения, советоваться с ними. Творческий характер деятельности требует создания непринужденной обстановки. Весьма эффективным условием развития детского творчества является широкое включение в педагогический процесс игры, игровых ситуаций, игровых приемов. Неуместны замечания детям и отрицательные оценки в процессе обсуждения  предстоящего изображения и в момент его создания. Повышению интереса к занятиям и созданию радостной, творческой обстановки помогает и общественная направленность занятий. Заинтересованное отношение к деятельности  вызывает у детей возможность свободного выбора темы изображения,  материалов цветового и композиционного решения темы. Большое внимание в работе с дошкольниками заслуживает знакомство детей с произведениями художников-иллюстраторов детских книг. Чтобы обеспечить успешное изображение детьми  животных и тем самым доставить им радость от того, что им удалось необходимо организовать восприятие детьми животных.

    Чтобы полноценно и целенаправленно осуществлять эстетическое воспитание детей педагогу надо иметь представление о конечном результате, т.е. о том,  что же должны приобрести дети в период посещения дошкольного учреждения. Получение более высоких результатов в области эстетического воспитания не должно ограничиваться.

    Начиная с дошкольного возраста, человек должен и может получить

    начало эстетического воспитания, умение понимать и ценить произведения    искусства, приобщаться к художественному творчеству.

    Эстетическое воспитание осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда, общественной жизни) и искусства(музыки, литературы, театра, произведений художественно-декоративного творчества). Формы организации эстетической деятельности детей разнообразны. Это игры, занятия, экскурсии, праздники, развлечения.

    Развитие художественных интересов, творческой фантазии и способностей ребенка, приобретение им практических навыков начинается в раннем детстве. Важно, чтобы работа воспитателя в этом направлении строилась на научной основе и проводилась по определенной программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципов постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к занятиям и умениям детей различных возрастов.

    Особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству. Волнуя и радуя, оно раскрывает перед детьми социальный смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, к осуждению зла. Ценны опыт и творческие поиски новой системы воспитания раскрывали специалисты по дошкольному воспитанию: Л. Шлегер, В. Шмидт, Д. Лазуркина, Е. Тихеева, М. Свентицкая, Р. Орлова, А. Суровцева; деятели общей педагогики, психологии и физиологии: С. Шацкий, П Блонский, Е. Аркин, К. Корнилов, В. Гориневский.

    Г. Рошаль, В. Шацкая, М. Руьер, Н. Преображенский, Н. Доломанова   и другие прекрасно знали природу искусства и имели опыт работы с детьми. Разработка вопросов эстетического воспитания в 40-х годах принадлежала Е. Флериной, Н. Сакулиной.

    Достижения науки и практики в области теории методики эстетического воспитания привели к созданию системы эстетического воспитания в дошкольных учреждениях. Н. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина, Н. С. Карпинская, В. А. Езыкеева, И. Л. Дзержинский, Т. Г. Казакова  подготовили книгу: «Система эстетического воспитания в детском саду», в которой рассматриваются основные теоретические вопросы эстетического воспитания в детском саду; раскрывается программа, методика и содержание художественного воспитания и обучения на занятиях различными видами искусства.

    Еще в 30 годы Е.А. Флерина начала исследовать вопросы программы и методов обучения детей рисованию, тесно связывая его с проблемой развития детского декоративного творчества.

    Специальные исследования по декоративному рисованию были проведены Е. И. Ковальской и Е. И. Васильевой, которые отметили влияние народного декоративного искусства на эстетическое развитие детей. Выяснили, насколько поло дети старшего дошкольного возраста могут воспринять декоративное искусство, где нет занимательного сюжета, насколько может быть устойчив и глубок интерес к этим произведениям.

    Русское народное творчество не перестает восхищаться и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой.

    Оно постоянно изучается и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Великий русский педагог К. Д. Ушинский охарактеризовал русское народное творчество, как проявление педагогического гения народа Великий русский художник Репин испытал неповторимую силу влияния народного творчества.
    1.2. Элементы народного творчества в эстетически развивающей среде.

    Важнейшим условием полноценного эстетического воспитания является среда, которая окружает ребенка в детском саду: здание детского сада, участок с его оборудованием и зелеными насаждениями, предметная среда: мебель, игрушки. Своим внешним видом, гармонией линий и форм, цветом, разнообразием содержания они способствуют формированию эстетического восприятия, эстетических чувств, оценок, основ эстетического вкуса.

    Вторым, не менее важным условием, является насыщенность быта произведениями искусства: картины, эстампы, скульптура, произведения декоративно-прикладного искусства, художественная литература, музыкальные произведения и т.д. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства.

    Третье условие - активная деятельность самих детей, т.к. создание эстетической среды еще не определяет успех эстетического воспитания ребенка. В детском саду формируется интерес к ближайшей окружающей среде: группа детского сада, музыкальный зал, фойе. Обращать внимание детей на специфику оформления помещений: предметов народной утвари, росписи, элементов старинного уклада. Вызывать у детей стремление поддерживать в порядке уют в группе. Привлекать детей к оформлению групповой комнаты в выбранном народном стиле.

    В организации эстетической развивающей среды велика роль и педагога и детей. Среда, оформленная произведениями художественного творчества детей, имеет огромное общеразвивающее и воспитывающее значение. Дети видят каждый своё произведение среди других, могут сравнить, понять их достоинства. Это пробуждает их творческую активность, часто у них возникает желание усовершенствовать свою работу.

    По словам профессора Т.С. Комаровой народное искусство имеет громадное значение в воспитании ребенка: формирует его личность через усвоение народной культуры, в которой ясно обнаруживается любовь к ребенку, забота о нем. Народное искусство передает детям представления народа о красоте, развивает у них эстетическое восприятие, формирует эстетическую оценку и эстетическое отношение к искусству и окружающей жизни, развивает у детей художественный вкус, способствует развитию эстетических чувств, формированию творческой активности.

    Народное декоративно - прикладное искусство в целом способствует
    интеллектуальному, эмоциональному и художественно-творческому
    развитию детей. Таким образом, создание эстетической развивающей среды невозможно без широкого включения народного творчества. Важно, чтобы она была гармоничной и находила отклик в душе ребёнка.
      1   2   3   4


    написать администратору сайта